Методическая разработка темы "Виды придаточных". 9 -11 классы.
Оценка 4.8

Методическая разработка темы "Виды придаточных". 9 -11 классы.

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русский язык
9 кл—11 кл
15.06.2022
Методическая разработка темы "Виды придаточных". 9 -11 классы.
Методразработка темы Виды придаточных.doc

Методическая разработка

«Виды придаточных»

Пахомова С.В.

Пояснительная записка

     «Русский язык выступает в нашем обществе как родной язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации, как один из языков межнационального общения в ближнем и дальнем зарубежье.

     Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний,  средоточием духовной культуры народа. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий междисциплинарный статус среди других школьных предметов».[1]

     Программа по русскому языку содержит систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, графики и орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, стилистики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д. , речеведческие понятия, сведения об основных нормах русского литературного языка.

     Важнейшими разделами школьного курса русского языка являются синтаксис и пунктуация, изучением которых завершается программа в основной школе.

     По мнению методиста Р. А. Московкиной, «синтаксис служит базой, фундаментом, на котором развивается мышление учащихся, строится обучение детей речи, пунктуации; успешность реализации этих задач зависит от уровня синтаксических знаний учащихся».

     Усвоение синтаксических знаний в той или иной степени связано с работой по морфологии, лексике, орфографии. Изучение синтаксиса находится в самой тесной связи с изучением пунктуации. Прежде чем выполнять упражнения в расстановке знаков препинания, учащиеся должны основательно усвоить соответствующие синтаксические сведения. Если ученик хорошо усвоил синтаксис, он безошибочно будет ставить знаки препинания.

     В курсе русского языка 9 класса изучается 4 раздела синтаксиса: «Сложносочиненные предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Бессоюзные сложные предложения» и «Сложные предложения с разными видами связи».

 

 

Цели и задачи раздела

 

     Говоря о целях и задачах изучения раздела «Сложноподчиненное предложение», можно выделить 2 направления:

Первое: цели, которые я ставлю перед собой как учитель.

Обучая детей русскому языку, мне всегда хотелось, чтобы мои уроки не только нравились ученикам, но и чтобы они оказывались максимально эффективными с точки зрения достижения поставленных целей. Так я пришла к выводу, что «сухая» работа только по учебнику не приносит желаемых результатов. Из этого вытекли цели, которые я перед собой поставила:

  1. Изучить современные педагогические технологии и применять их на своих уроках  ( метод проектов, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения и др.) Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка – это моя тема по самообразованию.
  2. Особое внимание уделить информационным технологиям, т. к. в школе имеются для этого возможности.
  3. Постепенно создавать свою дидактическую копилку.

 

 

Второе: цели и задачи, поставленные перед учащимися.

Обучающие:

  1. Приобретение учащимися знаний о сложноподчиненных предложениях, об их классификации.
  2. Формирование умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов предложений, разграничивать части сложноподчиненных предложений, задавать вопрос, определять средства связи.
  3. Формирование пунктуационных навыков.

Развивающие:

  1. Развитие навыков исследовательской работы.
  2. Развитие умения работать в группе и индивидуально.
  3. Совершенствование умения выполнять тестовую работу.
  4. Совершенствование умения работать с компьютером при выполнении творческих домашних заданий.

Воспитательные:

  1. Воспитание положительного отношения к знаниям вообще и к изучению русского языка.
  2. Воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей.
  3. Приобщение к чтению.
  4. Приобщение к культурному наследию русского народа.

 

 

  ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ

1. Изъяснительные (вопросы падежей)

союзы ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, союз-частица ЛИ

союзные слова КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧЕЙ, ГДЕ, КУДА, ПОЧЕМУ, ОТКУДА, КОГДА, ЗАЧЕМ и др.

 

2. Определительные (какой? который? чей? …)

только союзные слова= который. Если нельзя заменить, то это не определительное придаточное.

«Дистантное расположение союзного слова который»

Коляска подъезжала к усадьбе барыни, о невероятной жестокости и жадности которой в округе ходили самые невероятные слухи. Союзное слово «который» стоит далеко (на дистанции) от него.

 

Обратите внимание! •

Если зависимым словом при деепричастии является союзное слове «который», то оно не отделяется запятой от деепричастия: запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова «который» — нет.

Зося видела в них единственную для себя защиту, потеряв которую была обречена в этом поле. • Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указана запятая после этого слова.

• Союзное слово который находится только в придаточной части, этому ищите в главном предложении существительное или местоимение, которые придаточная часть характеризует или поясняет.

 

3. Времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

союзы КОГДА, ПОКА, ПОКАМЕСТ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ, КАК ТОЛЬКО, КАК, ЕДВА, ПО МЕРЕ ТОГО КАК, В ТО ВРЕМЯ КАК, С ТЕХ ПОР КАК, ДО ТЕХ ПОР КАК и др.

 

4. Места  (где? куда? откуда?)

союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА могут быть в главной части указательные слова ТАМ, ТУДА, ОТТУДА, ВСЮДУ

 

5. Образа  действия (как?)

союзы ЧТО, ЧТОБЫ обязательно указательное слово ТАК в главном

 

6. Меры, степени  признака  (насколько? сколько? в какой степени?)

союз ЧТО, ЧТОБЫ

союзные слова КАК, СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО указательное слово СТОЛЬКО, НАСТОЛЬКО, ТАК, ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ, ТАКОЙ, ДО ТОГО    

 

7. Причины (почему? отчего? по какой причине?)

 союзы ТАК КАК, ИБО, ПОСКОЛЬКУ, ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ИЗ-ЗА ТОГО ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО, ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО, ЗАТЕМ ЧТО и др.

 

8. Условия (при каком условии?)

только союзы ЕСЛИ, КОЛИ, КАБЫ, ЕЖЕЛИ, КОГДА=ЕСЛИ, РАЗ=ЕСЛИ, КАК=ЕСЛИ

 

9. Уступки  (несмотря  на  что?  вопреки чему?)

союзы ХОТЯ=ХОТЬ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, НЕВЗИРАЯ НА ТО ЧТО, ПУСКАЙ=ПУСТЬ=ХОТЯ

союзные слова КАК+НИ, СКОЛЬКО+НИ, ГДЕ+НИ и т.д.

 

10. Цели  (зачем? с какой целью?)

союзы ЧТОБЫ, ДАБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, ЗАТЕМ ЧТОБЫ

союзы-частицы ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ

 

11. Следствия  (что из этого следует?  «и что?»)  ТАК ЧТО

 

12. Сравнительное  (подобно чему?). Можно сделать сравнительный оборот. И наоборот.

союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, НЕЖЕЛИ, ЧЕМ, ПРЯМО КАК, ПОДОБНО ТОМУ ЧТО. ВСЁ РАВНО ЧТО и др.

13. Присоединительное (есть подчинительный союз, но нельзя задать вопрос)

     Я поступил в институт, чего и следовало ожидать.

14. Местоимённо-определительные (подлежащные):

      Кто ищет, тот всегда найдёт.

 

 

ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ

 

1. Однородное подчинение

 

Я увидел, (как рассветало)  и (кухарки шли на рынок).

 

 

2. Последовательное подчинение

 

Уже рассвело, (когда я увидел), (что кухарки шли на рынок).

 

 

3. Параллельное подчинение

 

(Когда рассветало), я увидел, (что кухарки шли на рынок).

 

 

 

                                 

 

 

 

Союзы и союзные слова

 

Что, когда, как  могут быть как союзами, так и союзными словами.

 

Когда – союз в придаточном времени и условия.

Когда – союзное слово в придаточном изъяснительном и определительном.

Как – союзное слово в придаточных образа действия.

Как – союз во всех остальных обстоятельственных придаточных.

Как, что в придаточном изъяснительном может быть и союзом, и  союзным словом:

Он сказал, что вернётся к ужину. (что – союз)

Я знаю, что он будет делать завтра. (что – союзное слово; что именно, что же)

 

Я слышал, как за стеной спорили (как – союз; =что)

Я знаю, как она любит дочерей (как – союзное слово)

 

 

Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами.

 

 

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1)  найти грамматические основы,

2)  установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3)  поставить вопрос от главного к придаточному,

4)  найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

 

 

Упражнение

Определить виды придаточных предложений

     Телевидение появилось в ХХ веке потому, что без него больше нельзя было обходиться. Когда телевидение делало первые шаги, оно выступало как посредник между массовым зрителем и разными видами искусств. Эта функция телевидения используется особенно успешно там, где мало кому доступны лучшие произведения других искусств.

     Но, как выросший ребёнок начинает говорить по-своему, так и телевидение заговорило своим художественным языком. Телевизионная камера может быть так нацелена на жизнь, что она сама типизирует, обобщает, делает то или иное явление эстетическим фактором. Телевизионное искусство настолько широко, что включает и репортаж, и очерк, и выступление человека на экране, и другие публицистические и документальные передачи.

     Хотя существует эта всем известная широта, телевидение способно создать эффект интимного разговора, присутствия собеседника прямо в вашей комнате. Если мы слушаем выступление какого-либо человека на телевидении, то невольно замечаем садящийся от волнения голос. Чтобы заглушить волнение, он наливает воду в стакан. А мы видим, как при этом дрожит его рука. Мы становимся соучастниками этой жизни, не отрепетированной, а подлинной, потому что человек на экране стал вдруг нам интересен. Мир телевизионного изображения – это мир живого сиюминутного действия, крупного плана, где пружиной действия становится непрерывное живое переживание.

     Сегодня, делая гласными все события жизни мира, телевидение стало властителем дум, потому что от освещения событий зависит отношение населения к ним.

     Возможности телевидения неиссякаемы, как неиссякаема сама жизнь.

 

Упражнение

Расставьте знаки препинания

     Топонимика составная часть учения об именах собственных которые даются не только людям но и географическим точкам. Когда связывают с вещью или явлением какое-нибудь слово люди закладывают эту вещь или это явление в копилку вечной памяти. Сегодня есть превосходные топонимические словари объясняющие откуда взялось то или иное имя.

     Шторм который промчался над тропической Атлантикой вошёл в память людей как «ураган». Точно такая же чудовищная буря что случилась в тихом океане была названа «тайфун».

     Крошечный пустынный островок возле Антарктики назвали Остров императора Петра Первого так как это название указывает на первооткрывателей острова. Небольшой городок на реке Свири которая соединяет Онежское озеро с ладожским назвали Лодейным Полем. Здесь Пётр Первый избрал место где строили ладьи а по-старорусски «лодии». Этот царь когда создавал новые поселения любил окрещивать их «на чужой манер». Он называл города и посёлки нерусскими именами так что свою новую столицу он назвал не Петровском а Санкт-Петербургом.

     Однако когда мы пытаемся понять смысл названий самых старых городов России то далеко не всегда можем сделать это. Если не требуют комментариев названия городов иваново Владимир Ярославль то мало понятны имена Москва Суздаль Галич Углич. Хотя разгадка этих имён является исторической тайной она могла бы принести большую пользу. Ясное наименование хранит память о прошлом словно оно всматривается в прожитое.

Упражнение

Объясните отсутствие запятых, подчёркивая основы и обозначая границы простых предложений в составе сложных.

Ленивец побрёл не зная куда. Набрал брёвен где попало. Взял он их неизвестно сколько. Решил построить дом во что бы то ни стало. Построил неизвестно что. Сел на лавочке как ни в чем не бывало. Ему есть чем гордиться. Соседи глянули и побежали кто куда.


Скачано с www.znanio.ru



[1] Н. М. Шанский, М. Т. Баранов. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. -  М.: Дрофа. 2001 г.

Методическая разработка «Виды придаточных»

Методическая разработка «Виды придаточных»

Важнейшими разделами школьного курса русского языка являются синтаксис и пунктуация, изучением которых завершается программа в основной школе

Важнейшими разделами школьного курса русского языка являются синтаксис и пунктуация, изучением которых завершается программа в основной школе

Цели и задачи раздела

Цели и задачи раздела

Второе: цели и задачи, поставленные перед учащимися

Второе: цели и задачи, поставленные перед учащимися

Приобщение к культурному наследию русского народа

Приобщение к культурному наследию русского народа

Коляска подъезжала к усадьбе барыни, о невероятной жестокости и жадности которой в округе ходили самые невероятные слухи

Коляска подъезжала к усадьбе барыни, о невероятной жестокости и жадности которой в округе ходили самые невероятные слухи

Времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?) союзы

Времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?) союзы

Причины (почему? отчего? по какой причине?) союзы

Причины (почему? отчего? по какой причине?) союзы

ЧТОБЫ, ДАБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО

ЧТОБЫ, ДАБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО

Однородное подчинение Я увидел , ( как рассветало) и (кухарки шли на рынок)

Однородное подчинение Я увидел , ( как рассветало) и (кухарки шли на рынок)

Союзы и союзные слова Что, когда, как могут быть как союзами, так и союзными словами

Союзы и союзные слова Что, когда, как могут быть как союзами, так и союзными словами

Он сказал, что вернётся к ужину

Он сказал, что вернётся к ужину

Упражнение Определить виды придаточных предложений

Упражнение Определить виды придаточных предложений

Телевизионное искусство настолько широко, что включает и репортаж, и очерк, и выступление человека на экране, и другие публицистические и документальные передачи

Телевизионное искусство настолько широко, что включает и репортаж, и очерк, и выступление человека на экране, и другие публицистические и документальные передачи

Расставьте знаки препинания

Расставьте знаки препинания

Однако когда мы пытаемся понять смысл названий самых старых городов

Однако когда мы пытаемся понять смысл названий самых старых городов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2022