Методическая разработка учебного занятия по дисциплине материаловедение. Тема "Классификация и маркировка стали"

  • docx
  • 14.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Метод разработка учебного занятия Классификация и маркировка стали.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ПЕРМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СЕРВИСА»

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

 

ТЕМА: «КЛАССИФИКАЦИЯ И МАРКИРОВКА СТАЛИ»

 

 

 

 

 

 

Автор: преподаватель Селеткова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2025 г.

План учебного занятия

 

 

Специальность:

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Дисциплина/МДК: ОП.04 Материаловедение

 

Тема занятия:  Классификация и маркировка стали

Место и роль учебного занятия в преподавании дисциплин:

раздел «Машиностроительные материалы»,  занятие № 18. 

Цель учебного занятия: сформировать первичные знания о классификации сталей и принципах её маркировки.

 Формирование общих  компетенций (ОК ):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Формирование  профессиональных  компетенций (ПК):

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Задачи:

Обучающая:

-       ознакомиться с  классификацией сталей;

-       ознакомиться с маркировковкой стали.

Воспитательная:

-       пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.

Развивающая:

-       способствовать развитию логического мышления;

-       способствовать развитию коммуникативных навыков.

Тип учебного занятия:   комбинированный.

Вид учебного занятия: лекция.

Форма организации деятельности:   фронтальная, групповая.

Средства обучения: детали  машин, компьютер, мультимедиопроектор.

Межпредметные связи: химия, физика.

Методы обучения: словесные, наглядные.

Прогнозируемый результат: умеют дать характеристику стали по ее маркировке.

 

Используемая литература:

1.     Адаскин, А.М. Материаловедение и технология материалов: Учебное пособие / А.М. Адаскин, В.М. Зуев.. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

2.     Вишневецкий, Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник / Ю.Т. Вишневецкий. - М.: Дашков и К, 2013.


3.     ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Этап урока

Содержание этапа

Формы и методы организации учебной работы

Средства обучения

Время этапа, мин

Организационно-мотивационный  момент

Организация  работы по созданию  условий  для проведения учебного занятия.

Определение темы  и цели  учебного занятия совместно с обучающимися.

 

Полилог

 

 

5

Актуализация знаний

Организация  работы по проверке остаточных знаний по теме «Свойства металлов». (Приложение 1)

 

Игра «Третий лишний»

Опросные листы

(Приложение 2, Приложение 3)

5

Формирование новых знаний и способов деятельности

1. Формирование новых знаний

Изучить классификацию и маркировку стали.

 

2. Первичное закрепление новых знаний

Составить классификацию стали, указать особенности маркировки.

Групповая работа и проверка по модельному ответу (Приложение 5).

3. Формирование новых умений.

Из предложенных марок сталей выбрать сталь для изготовления и восстановления деталей автомобилей, перечислить марки инструментальных сталей. 

Дать характеристику стали по ее маркировке.

Марки сталей: 08кп, У13А,  Ст3, У7.

Групповая работа и проверка по модельным ответам

(Приложение 7).

Фронтальная работа. 

Методы организации учебной работы: наглядный, словесный.

Работа в микрогруппах. 

Метод организации учебной работы: рефлексивный.

 

 

Работа в микрогруппах.  Методы организации учебной работы практический.

Презентация.

 

 

Лист рабочей тетради: блок-схема классификации стали

(Приложение 4)

 

Карточки с марками стали (Приложение 6).

10

 

 

10

 

 

 

10

Завершающий

Рефлексия

Вернемся к цели учебного занятия.

Перечислите новые для вас понятия.

Как  прочесть предложенную ранее запись?

Словесный

 

2

Задание для самостоятельной работы

Классифицировать сталь по ее признакам.

Индивидуальная работа.

Карточки - задания

(Приложение 8)

1

Подведение итогов занятия

Оценка работы обучающихся.

Монолог

 

3

 


Приложение 1

Актуализация знаний

Игра «Третий лишний»

Задание:

-       из трёх свойств сталей выбрать «лишнее» свойство, обосновать свой выбор.

 

1. Плотность

    Прочность

    Теплоёмкость

 

5. Упругость

    Температура плавления

    Электропроводность

2. Пластичность

Свариваемость

     Ковкость

 

6. Жаропрочность

    Коррозия

    Жаростойкость

3. Электропроводность

   Теплопроводность

    Теплостойкость

 

7. Жидкотекучесть

    Коррозионная  стойкость

    Усадка

4. Твёрдость

    Износостойкость

    Ударная вязкость

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 2

Бланк ответов

к игре «Третий лишний» по теме «Свойства металлов»

ФИО обучающегося _____________________________________________

Инструкция по выполнению задания:

1. Записать «лишнее» свойство, указать группу свойств.

2. При проверке ответов неверный ответ перечеркните крест накрест.

3. Критерии  оценки:

-        в графе «Количество баллов»:

2 балла - верно записано «лишнее» свойство, верно указана группа свойств;

1 балл -  верно записано «лишнее» свойство или верно указана группа свойств;

0 баллов - не верно записано «лишнее» свойство, не  верно указана группа свойств;

-        отметка:

«2» - общее количество баллов менее 8;

«3» - общее количество баллов 8-10;

«4» - общее количество баллов11-13;

«5» - общее количество баллов 14.

№ п/п

Ответ

Количество баллов

(проставляется после проверки)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

Общее количество баллов (проставляется после проверки)

 

Отметка

 

 


 

Приложение 3

Модельные ответы

к игре «Третий лишний» по теме «Свойства металлов»

№ п/п

Ответ

1

Плотность - физическое свойство

2

Пластичность - механическое свойство 

3

Теплостойкость - эксплуатационное свойство

4

Износостойкость - эксплуатационное свойство

5

Упругость - механическое свойство 

6

Коррозия - химическое свойство 

7

Коррозионная стойкость - эксплуатационное свойство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Первичное закрепление новых знаний

Задание для обучающихся (работа в микрогруппах)

Составить классификацию стали (заполнить блок-схему классификации стали), указать особенности маркировки.

 

 

 


Приложение 5

Модельный ответ

Классификация стали, особенности маркировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Приложение 6

 

Формирование новых умений

Задание для обучающихся (работа в микрогруппах)

Из предложенных марок сталей выбрать сталь для изготовления и восстановления деталей автомобилей, перечислить марки инструментальных сталей.  Дать характеристику стали по ее маркировке.

Марки сталей:

08кп, У13А,  Ст3, У7.

 

 

Приложение 7

 

Модельные ответы

 

Сталь для изготовления и восстановления деталей автомобилей: 08кп, Ст3.

08кп - сталь углеродистая конструкционная качественная кипящая доэвтектоидная, содержание углерода 0,08%.

Ст3 - сталь углеродистая конструкционная обыкновенного качества спокойная.

Инструментальные стали: У13А,  У7.

У13А - сталь углеродистая инструментальная высококачественная спокойная заэвтектоидная, содержание углерода 1,3%.

У7 - сталь углеродистая инструментальная качественная спокойная доэвтектоидная, содержание углерода 0,7%.

 

 

 

 


Приложение 8

Домашнее задание

_________________________________       _________________

                   (Фамилия, Имя)                                                     (Группа)

Тема «Классификация и маркировка сталей»

Задание: 1. Записать классификацию сталей по каждому классификационному признаку.

          2. Для каждой марки стали отметить её классификационные признаки.

 

Марка стали

По химическому составу

По назначению

По качеству

По степени раскисления

По структуре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст0кп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У12А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25ХГМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕР ВЫРОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

                    ИВАНОВ ИВАН                                          СЭУ-19-1______

                      (Фамилия, Имя)                                                               (Группа)

Тема «Классификация и маркировка сталей»

Задание: 1. Записать классификацию сталей по каждому классификационному признаку.

          2. Для каждой марки стали отметить её классификационные признаки.

 

Марка стали

По химическому составу

По назначению

По качеству

По степени раскисления

По структуре

Углеродистые

 

 

Легированные

Конструкционные

Инструментальные

Особого назначения

Обыкновенного качества

Качественные

Высококачественные

Кипящие

Спокойные

Полуспокойные

Доэвтектоидные

Эвтектоидные

Заэвтектоидные

Ст0кп

+

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

А20

+

 

 

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

 

80

+

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

У12А

+

 

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

5ХГМ

 

+

+

 

 

 

+

 

 

+

 

+