Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ПЕРМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СЕРВИСА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
ТЕМА: «КЛАССИФИКАЦИЯ И МАРКИРОВКА СТАЛИ»
Автор: преподаватель Селеткова Т.В.
Пермь, 2025 г.
План учебного занятия
Специальность:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Дисциплина/МДК: ОП.04 Материаловедение
Тема занятия: Классификация и маркировка стали
Место и роль учебного занятия в преподавании дисциплин:
раздел «Машиностроительные материалы», занятие № 18.
Цель учебного занятия: сформировать первичные знания о классификации сталей и принципах её маркировки.
Формирование общих компетенций (ОК ):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
Задачи:
Обучающая:
- ознакомиться с классификацией сталей;
- ознакомиться с маркировковкой стали.
Воспитательная:
- пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
Развивающая:
- способствовать развитию логического мышления;
- способствовать развитию коммуникативных навыков.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Вид учебного занятия: лекция.
Форма организации деятельности: фронтальная, групповая.
Средства обучения: детали машин, компьютер, мультимедиопроектор.
Межпредметные связи: химия, физика.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Прогнозируемый результат: умеют дать характеристику стали по ее маркировке.
Используемая литература:
1. Адаскин, А.М. Материаловедение и технология материалов: Учебное пособие / А.М. Адаскин, В.М. Зуев.. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
2. Вишневецкий, Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник / Ю.Т. Вишневецкий. - М.: Дашков и К, 2013.
3. ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
|
Этап урока |
Содержание этапа |
Формы и методы организации учебной работы |
Средства обучения |
Время этапа, мин |
|
Организационно-мотивационный момент |
Организация работы по созданию условий для проведения учебного занятия. Определение темы и цели учебного занятия совместно с обучающимися. |
Полилог |
|
5 |
|
Актуализация знаний |
Организация работы по проверке остаточных знаний по теме «Свойства металлов». (Приложение 1) |
Игра «Третий лишний» |
Опросные листы (Приложение 2, Приложение 3) |
5 |
|
Формирование новых знаний и способов деятельности |
1. Формирование новых знаний Изучить классификацию и маркировку стали.
2. Первичное закрепление новых знаний Составить классификацию стали, указать особенности маркировки. Групповая работа и проверка по модельному ответу (Приложение 5). 3. Формирование новых умений. Из предложенных марок сталей выбрать сталь для изготовления и восстановления деталей автомобилей, перечислить марки инструментальных сталей. Дать характеристику стали по ее маркировке. Марки сталей: 08кп, У13А, Ст3, У7. Групповая работа и проверка по модельным ответам (Приложение 7). |
Фронтальная работа. Методы организации учебной работы: наглядный, словесный. Работа в микрогруппах. Метод организации учебной работы: рефлексивный.
Работа в микрогруппах. Методы организации учебной работы практический. |
Презентация.
Лист рабочей тетради: блок-схема классификации стали (Приложение 4)
Карточки с марками стали (Приложение 6). |
10
10
10 |
|
Завершающий Рефлексия |
Вернемся к цели учебного занятия. Перечислите новые для вас понятия. Как прочесть предложенную ранее запись? |
Словесный |
|
2 |
|
Задание для самостоятельной работы |
Классифицировать сталь по ее признакам. |
Индивидуальная работа. |
Карточки - задания (Приложение 8) |
1 |
|
Подведение итогов занятия |
Оценка работы обучающихся. |
Монолог |
|
3 |
Приложение 1
Актуализация знаний
Игра «Третий лишний»
Задание:
- из трёх свойств сталей выбрать «лишнее» свойство, обосновать свой выбор.
|
1. Плотность Прочность Теплоёмкость
|
5. Упругость Температура плавления Электропроводность |
|
2. Пластичность Свариваемость Ковкость
|
6. Жаропрочность Коррозия Жаростойкость |
|
3. Электропроводность Теплопроводность Теплостойкость
|
7. Жидкотекучесть Коррозионная стойкость Усадка |
|
4. Твёрдость Износостойкость Ударная вязкость |
|
Приложение 2
Бланк ответов
к игре «Третий лишний» по теме «Свойства металлов»
ФИО обучающегося _____________________________________________
Инструкция по выполнению задания:
1. Записать «лишнее» свойство, указать группу свойств.
2. При проверке ответов неверный ответ перечеркните крест накрест.
3. Критерии оценки:
- в графе «Количество баллов»:
2 балла - верно записано «лишнее» свойство, верно указана группа свойств;
1 балл - верно записано «лишнее» свойство или верно указана группа свойств;
0 баллов - не верно записано «лишнее» свойство, не верно указана группа свойств;
- отметка:
«2» - общее количество баллов менее 8;
«3» - общее количество баллов 8-10;
«4» - общее количество баллов11-13;
«5» - общее количество баллов 14.
|
№ п/п |
Ответ |
Количество баллов (проставляется после проверки) |
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
Общее количество баллов (проставляется после проверки) |
|
|
|
Отметка |
|
|
Приложение 3
Модельные ответы
к игре «Третий лишний» по теме «Свойства металлов»
|
№ п/п |
Ответ |
|
1 |
Плотность - физическое свойство |
|
2 |
Пластичность - механическое свойство |
|
3 |
Теплостойкость - эксплуатационное свойство |
|
4 |
Износостойкость - эксплуатационное свойство |
|
5 |
Упругость - механическое свойство |
|
6 |
Коррозия - химическое свойство |
|
7 |
Коррозионная стойкость - эксплуатационное свойство |
Приложение 4
Первичное закрепление новых знаний
Задание для обучающихся (работа в микрогруппах)
Составить классификацию стали (заполнить блок-схему классификации стали), указать особенности маркировки.
|
||||
Приложение 5
Модельный ответ
Классификация стали, особенности маркировки
Приложение 6
Формирование новых умений
Задание для обучающихся (работа в микрогруппах)
Из предложенных марок сталей выбрать сталь для изготовления и восстановления деталей автомобилей, перечислить марки инструментальных сталей. Дать характеристику стали по ее маркировке.
Марки сталей:
08кп, У13А, Ст3, У7.
Приложение 7
Модельные ответы
Сталь для изготовления и восстановления деталей автомобилей: 08кп, Ст3.
08кп - сталь углеродистая конструкционная качественная кипящая доэвтектоидная, содержание углерода 0,08%.
Ст3 - сталь углеродистая конструкционная обыкновенного качества спокойная.
Инструментальные стали: У13А, У7.
У13А - сталь углеродистая инструментальная высококачественная спокойная заэвтектоидная, содержание углерода 1,3%.
У7 - сталь углеродистая инструментальная качественная спокойная доэвтектоидная, содержание углерода 0,7%.
Приложение 8
Домашнее задание
_________________________________ _________________
(Фамилия, Имя) (Группа)
Тема «Классификация и маркировка сталей»
Задание: 1. Записать классификацию сталей по каждому классификационному признаку.
2. Для каждой марки стали отметить её классификационные признаки.
|
Марка стали |
По химическому составу |
По назначению |
По качеству |
По степени раскисления |
По структуре |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ст0кп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У12А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25ХГМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИМЕР ВЫРОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
ИВАНОВ ИВАН СЭУ-19-1______
(Фамилия, Имя) (Группа)
Тема «Классификация и маркировка сталей»
Задание: 1. Записать классификацию сталей по каждому классификационному признаку.
2. Для каждой марки стали отметить её классификационные признаки.
|
Марка стали |
По химическому составу |
По назначению |
По качеству |
По степени раскисления |
По структуре |
|||||||||
|
Углеродистые
|
Легированные |
Конструкционные |
Инструментальные |
Особого назначения |
Обыкновенного качества |
Качественные |
Высококачественные |
Кипящие |
Спокойные |
Полуспокойные |
Доэвтектоидные |
Эвтектоидные |
Заэвтектоидные |
|
|
Ст0кп |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
А20 |
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
80 |
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
У12А |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
5ХГМ |
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.