Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Архангельской области
«Дворец детского и юношеского творчества»
Методическая разработка учебного занятия
«Учимся оформлять методическую разработку»
Иванов Иван Иванович, педагог дополнительного образования
ГБОУ «ДДЮТ»
Архангельск, 2024 год
Аннотация
Методическая разработка учебного занятия «Учимся оформлять методическую разработку» содержит теоретический материал по теме, алгоритм подготовки и оформления методической разработки, раздаточный материал для практической работы по теме, информационный буклет. Методический продукт может быть полезен педагогическим работникам всех типов образовательных организаций, студентам педагогических колледжей и вузов.
Оглавление
1. Аннотация......................................................................................................... 2
2. Пояснительная записка...................................................................................... 2
3. Основная часть.................................................................................................. 3
4. Заключение….................................................................................................... 6
5. Информационные источники........................................................................... 6
6. Приложения....................................................................................................... 8
Пояснительная записка (Введение)
Трансляция педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы, которую педагог должен выполнять в обязательном порядке. Одним из вариантов оформления своего профессионального опыта является формат методической разработки. Чаще всего в качестве методических разработок педагоги представляют планы-конспекты занятий или сценарии каких-либо массовых мероприятий. В настоящее время не существует единого стандарта написания и оформления этой методической продукции. Однако в каждой организации есть примерные требования к содержанию методической разработки занятия. К сожалению, зачастую данные продукты бывают выполнены с грубыми методическими ошибками и не могут претендовать на публикацию или конкурсный материал.
Целью данного материала является описание алгоритма подготовки и оформления методической разработки. В ходе методического занятия педагоги/обучающиеся учатся применять полученные теоретические знания на практике, анализируя по предложенной схеме различные примеры методических разработок.
Для проведения обучающего занятия педагогу необходимо предварительно изучить теоретический материал по темам «трансляция педагогического опыта»,
«понятие методической разработки», подготовить раздаточный материал для практической работы, мультимедийную презентацию по теме занятия, информационный буклет с алгоритмом работы для обучающихся. Примеры методических разработок можно взять в открытых источниках сети Интернет. Рекомендуется использовать их в авторской редакции, без внесения каких-либо правок. Результаты практической работы удобно оформлять в заранее подготовленных таблицах.
Данное обучающее занятие адресовано студентам педагогических специальностей колледжей и вузов, практикующим педагогам, обучающимся на курсах повышения квалификации.
Основная часть (конспект занятия)
Тема: «Учимся оформлять методическую разработку»
Тип занятия: изучение нового материала
Вид занятия: комбинированное занятие.
Цель занятия: формирование у обучающихся умений по составлению и оформлению методической разработки занятия
Образовательные:
1. Раскрыть необходимость трансляции педагогического опыта;
2. Дать общее представление о видах методической продукции;
3. Познакомить с алгоритмом оформления методической разработки занятия.
Развивающие:
1. Развивать умение работать по предложенному алгоритму;
2. Формировать умение анализировать и структурировать материал;
3. Развивать коммуникативные умения и навыки обучающихся;
4. Развивать навыки грамотной устной речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать настойчивость, усидчивость, стремление к достижению поставленных целей;
2. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение слушать.
- словесные (лекция, беседа, обсуждение результатов практической работы);
- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации);
- практические (анализ информации в соответствии с образцом, внесение результатов в таблицу)
Оборудование: учебные места по числу обучающихся, оборудование для демонстрации наглядности, мультимедийная презентация, информационный буклет по теме занятия, раздаточный материал для практической работы (карточки с заданием для обучающихся, примеры методических разработок для анализа материала).
1. Организационный момент (5 мин)
2. Изучение нового материала (20 минут)
3. Практическая работа. Обсуждение результатов работы (в 2 этапа, общее время - 60 минут)
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия (5 минут)
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент |
Приветствует обучающихся сообщает тему и цель занятия, |
Слушают педагога |
Актуализация знаний |
Беседа с обучающимися. |
Отвечают на вопросы педагога (примерные ответы)
- это набор каких-либо навыков, умений и знаний, которые накоплены в ходе какой-то деятельности. - (активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности). - (характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса). -(Педагогический словарь под ред. Г.М. Коджаспирова) - процесс предъявления содержания практики |
|
Задает вопросы обучающимся |
|
|
- Что такое опыт? |
|
|
- Что такое педагогический опыт? |
|
|
- Что такое передовой педагогический опыт? |
|
|
- Что такое трансляция опыта |
|
- Зачем педагог транслирует свой опыт |
заинтересованному педагогическому сообществу с последующим воспроизведением в новых условиях. - поделиться, получить стимулирующие выплаты, использовать при аттестации, получить самоуважение. |
Практическая работа с материалом |
Организует выполнение, представление и обсуждение практических заданий
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 Изучить пример методической разработки, определить недостатки (в вашем представлении) и достоинства материала (20 минут) (Приложение 2) |
Работают с раздаточным материалом в минигруппах, анализируют образец методической разработки, заполняют карточку задания. По окончании работы представляют и обсуждают полученные результаты |
Изучение нового материала |
Представляет лекционный материал с использованием мультимедийной презентации и информационного буклета «Учимся оформлять методическую разработку» (Приложение 1) |
Слушают лекцию, фиксируют материал. |
Практическая работа с материалом |
Организует выполнение, представление и обсуждение практических заданий ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2 Пользуясь примером методической разработки заполнить предложенную таблицу. (Приложение 2) Прим: обучающимся можно предложить заполнять таблицу в ходе изучения нового материала либо отвести на это 15 минут времени после окончания лекции. |
Работают с раздаточным материалом в минигруппах, анализируют образец методической разработки, заполняют карточку задания. По окончании работы представляют и обсуждают полученные результаты |
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3 |
|
|
Пользуясь примером методической разработки заполнить предложенную таблицу (20 минут) |
|
|
(Приложение 1) |
|
Подведение итогов занятия |
Обозначает итоги работы, организует обмен мнениями о качестве методического |
Сравнивают оценки материала, полученные по результатам трех практических заданий, делают |
|
материала. |
выводы о качестве |
|
Вывод: методическая разработка – |
представленного методического |
одна из самых простых и полезных |
материала. |
|
форм трансляции педагогического |
|
|
опыта. |
|
|
Методическая разработка |
|
|
оформляется в соответствии с |
|
|
правилами и требованиями |
|
|
мероприятия, для которого она |
|
|
создается. Но есть классическая |
|
|
схема. |
|
|
На занятии провели анализ |
|
|
представленного готового |
|
|
материала с разных сторон, |
|
|
научились видеть их преимущества |
|
|
и недостатки. |
|
Заключение
Таким образом, использование данного материала для проведения обучающего занятия для молодых педагогов и студентов позволит им познакомиться и отработать на практике алгоритм составления и оформления типовой методической разработки как продукта для трансляции своего педагогического опыта в качестве публикации или конкурсного материала.
Для успешной реализации мероприятия педагогу необходимо организовать качественное обсуждение результатов практической работы, сформулировать выводы и подвести итоги обучающего занятия.
В приложении к методической разработке собраны все необходимые материалы для подготовки и проведения занятия. Пользуясь этими материалами, любой педагог может организовать и провести обучающее занятие на тему
«Учимся оформлять методическую разработку».
Информационные источники
Нормативные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
3. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность (№ 276 от 07.04.2014);
4. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования
(Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ « Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 22 сентября 2021 г. №652н;
Электронные ресурсы
1. Оформление методических разработок открытых уроков: Методические
рекомендации. – пос. Рассвет: Изд-во АДЕККК, 2016. – 40 с. Режим доступа https://adekkk.mil.ru/upload/site15/document_file/Nagabedyan_EN_Oformlenie_ otkrytyh_urokov.pdf (дата обращения 15.12.2023);
2. Методические рекомендации по написанию и оформлению методических разработок (пособий, рекомендаций), ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования, 2023 г. Режим доступа: https://soripkro.ru/wp- content/uploads/2023/08/metodicheskie-rekomendaczii-po-napisaniyu-i- oformleniyu-metodicheskih-razrabotok-posobij-rekomendaczij.pdf (дата обращения 18.12.2023);
3. Официальный сайт ООО «Инфоурок». Режим доступа https://infourok.ru/ (дата обращения 18.12.2023);
4. Образовательный портал «Золотой век». Режим доступа https://zolotojvek.ru/ (дата обращения 18.12.2023)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Нормативно-правовое обоснование трансляции педагогического опыта
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012
Цитата «….необходимость аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям и установления квалификационной категории…».
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность (№ 276 от 07.04.2014)
- Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования
(Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ « Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 22 сентября 2021 г. №652н
Вступил в силу 1 сентября 2022 г., действителен до 1 сентября 2028 г.)
Цитата «…владение различными компетентностями: социальной, психологической, информационной, коммуникативной…»
- Методика оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Архангельской области, в целях установления квалификационной категории.
Цитата «….пункт 3.11-3.17 Экспертного заключения оценки профессиональной деятельности педагога: «….транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности…»
Таким образом, трансляция педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы, которую педагог должен выполнять в обязательном порядке.
Понятие методической разработки (лекционный материал)
Чаще всего в качестве методических разработок педагоги представляют планы-конспекты занятий или сценарии каких-либо массовых мероприятий. Стоит ли различать эти методические продукты
План занятия — это краткое, пунктирное обозначение основных элементов методической структуры урока, системный перечень действий преподавателя и обучающихся В плане последовательно фиксируется цель, задачи, тип, вид занятия, действия педагога по актуализации или изложению новых знаний, а также соответствующие им действия учащихся. Это наиболее краткая форма проектирования занятия, применяемая опытным педагогом, хорошо знающим содержание преподаваемого предмета и особенности обучающихся. План при этом выполняет функцию опорного напоминания последовательности событий
ибо в нем не представлены ни учебный материал, ни методы работы с ним. Все это – в памяти педагога.
Конспект занятия — это тоже план, но снабженный конкретными вопросами к обучающимся, иногда конспективным изложением содержания, определениями, схемами и указанием методов, приемов и средств, используемых при работе с ними. В конспекте в свернутом виде представлено все содержание занятия и все методы. Как правило, содержание и технология обучения здесь раскрываются в двух разделах —деятельность педагога и деятельность учащихся. Конспекты уроков рекомендуют составлять молодым педагогам и педагогам более опытным при освоении новых тем или новых технологий обучения.
Методическая разработка занятия — это не только его конспект, но и описание процесса их подготовки и источников информации, раскрытие оснований при постановке целей и задач, выборе методов и средств. В методическую разработку включаются также методы контроля и ожидаемые результаты. Методическая разработка представляет собой полный набор действий педагога, раскрывающих саму технологию проектирования занятия. Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения занятия, мероприятия, изготовления изделия, пользуясь которым можно воспроизвести опыт педагога.
Именно методическая разработка занятия является одним из способов выражения и распространения методических знаний, т.е. способом трансляции педагогического опыта.
(в качестве опоры при объяснении лекционного материала используется информационный буклет «Учимся оформлять методическую разработку)
Примерная структура методической разработки (с использованием буклета-раздатки)
- титульный лист
- аннотация
- пояснительная записка (введение)
- основная часть
- заключение
- список информационных источников
- приложения.
На титульном листе обязательно указать учреждение, НАЗВАНИЕ РАБОТЫ, ФИО автора, должность, место и год написания.
Аннотация – это краткое описание работы. Она предназначена для облегчения поиска материала в поисковых системах. 3-4 предложения аннотации кратко раскрывают проблему, которой посвящена разработка, основные вопросы и адресность методической разработки.
Пояснительная записка (Введение).
В ней указываются актуальность методической разработки, цель и задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения, оборудование, оформление, технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в ходе мероприятия, подробно описывается подготовительный этап мероприятия (кадровое обеспечение, привлечение родителей и др) .
Обоснование актуальности работы получаем, ответив на вопрос: ЗАЧЕМ я это делаю, ПОЧЕМУ я выбрал эту тему, КАКИЕ трудности возникают в процессе деятельности педагога или обучающихся.
Цель методической разработки.
Например, цель может быть следующей:
- определение форм и методов изучения содержания темы;
- раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;
- описание видов деятельности педагога и обучающихся;
- описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
- использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях.
Цель для обучающихся.
Хорошо сформулированная цель во многом определяет успех всей работы. Не стоит формулировать цель общими словами, например, развивать мышление и воображение…. Факт достижения такой цели нельзя проверить после одного конкретного занятия. Цель должна быть сформулирована предельно конкретно,
так, чтобы ее можно было разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.
Задачи описываются глаголами совершенного вида: научить.
Основная часть – собственно содержание методической разработки – является индивидуальным, поэтому автор сам выбирает вопросы, которые стоит раскрыть в той или иной степени.
Содержание основной части может быть различным и зависит от вида мероприятия (занятие, проект, воспитательное мероприятие, массовое мероприятие, мероприятие с родителями и др)..
Структура плана-конспекта занятия:
1. Тема программы
2. Тема занятия
3. Цель занятия
4. Задачи занятия
5. Тип занятия (изучения нового материала, совершенствования ЗУН, обобщения и систематизации знаний, контроля ЗУН, комбинированный)
6. Вид занятия (определяется формой совместной деятельности педагога и обучающихся, которая доминирует на занятии): беседа, лекция, практическая работа, деловая игра, экскурсия, смешанный вид.
7. Ход занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам (классический вид, технологическая карта, авторские находки).
8. Методы работы педагога в каждой части занятия.
9. Содержание учебного материала (фрагменты речи учителя или полный текст нового материала)
10. Задания для детей на каждом из этапов.
11. Алгоритмы выполнения задания
12. Литература
В заключении формулируются выводы, даются методические советы для успешной реализации мероприятия и дается оценка продуктивности методической разработки:
- изменения в качестве знаний воспитанников, в овладении ими практическими умениями;
- изменения в уровне воспитанности ;
- изменения в развитии интереса к деятельности;
- возможность использования методической разработки в практике других педагогов.
Список информационных источников как правило, включает не менее трех наименований.
Количество Приложений не лимитируется. На каждое приложение в тексте должны быть ссылки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1
Изучить пример методической разработки, определить недостатки (в вашем представлении) и достоинства материала
(название детского объединения/тема занятия)
Преимущества |
Недостатки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка материала (с обоснованием) |
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2
Изучить выданный материал, перечислить структурные элементы методической разработки, определить их наличие и качество выполнения
(название детского объединения/тема занятия)
№ пп |
Структурный элемент |
Наличие/ отсутствие + / - |
Качество выполнения (с обоснованием) |
1 |
Титульный лист |
|
|
2 |
Аннотация |
|
|
3 |
Оглавление |
|
|
4 |
Пояснительная записка (введение) |
|
|
5 |
Основная часть |
|
|
6 |
Заключение |
|
|
7 |
Список литературы |
|
|
8 |
Приложения |
|
|
Оценка материала (с обоснованием) |
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3
Изучить выданный материал, оценить содержание методической разработки (мах – 5 баллов)
(название детского объединения/тема занятия)
№ пп |
Критерий |
Оценка (мах – 5 баллов) |
1 |
Содержание соответствует теме и цели |
|
2 |
Содержание дает представление о наиболее рациональной организации учебного процесса |
|
3 |
Материал систематизирован, изложен максимально просто |
|
4 |
Язык методической разработки четкий, лаконичный, грамотный |
|
5 |
Методическая разработка содержит конкретные материалы для использования (карточки-задания, планы занятий, тесты, схемы и т.д.). |
|
Итоговая оценка |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ
«УЧИМСЯ ОФОРМЛЯТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ»
Ссылка на Яндекс.Диск… . https://disk.yandex.ru/d/oe_U-TyoDEmXaA
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
«УЧИМСЯ ОФОРМЛЯТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ»
Ссылка на Яндекс.Диск … https://disk.yandex.ru/d/kjVEw_QO69kmbw
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
(материал взят из открытых источников сети ИНТЕРНЕТ. Используется в авторской редакции)
Ссылка на Яндекс.Диск https://disk.yandex.ru/d/OELugcweGn7Pfw
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.