методическая разработка Урок мужества Тема: « А письма в треугольничках солдатских!»

  • docx
  • 25.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок мужА письма в треугольничках солдатских.docx

 

Филиал МОУ «Верхнесинячихинская СОШ №3» -

«Бубчиковская СОШ»

МО Алапаевское

 

 

 

 

методическая разработка

Урок мужества

Тема: « А письма в  треугольничках солдатских!»

Форма: «Встреча с ветеранами В.О.войны и тружениками тыла»

 

 

подготовила

Л.В..Толмачева,

учитель начальных классов                                                                                                                                           высшая категория.

 

 

 

 

 

п. Бубчиково

 2018

 

 

Форма: «Встреча с ветеранами В.О.войны и тружениками тыла»

”Цель: углубление и расширение представлений и знаний о войне посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны и локальных войн.

Задачи: воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.

Оборудование: песни военных лет, презентации, видео для показа клипов;

плакаты и альбомы и выставка писем.  

 

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя.

Наша встреча проходит накануне Дня Победы. Давайте перенесемся во времени назад.                   На слайде  c  письмами высвечивается эпиграф:

А письма

В треугольничках солдатских!

Они для нас

До сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны.

Г.Серебряков

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить, слушать?  (ответы детей)

Учитель: Как вы узнали, что это Письма с войны?

Учитель: Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С Великой Отечественной, из Афганистана, из Чечни… С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они. В них голоса целых поколений, ценой жизни отстоявших честь, достоинство и независимость нашей Родины.

Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью.

Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Чтец 1-й:

Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,

Рвется ветер осенний и команда: вперед!

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последним письма, полные сил,                                                                От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

В письмах вера солдата в наши мирные дни,

Хоть и были когда-то так далеко они.

Видео «Письма с фронта»

Учитель: О чем думал солдат, когда склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив - здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.

Видео «Письма с фронта» (на фоне стихотворение)

Боец:

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

…Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, вот здесь, на войне,

Приятели, книжки, московские споры,

Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…

Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!

…И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай – я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Э.Асадов

Учитель: Письма, письма… Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?” А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу

) Видео «Письма с фронта» (на фоне видео

Учитель: Каждое такое письмо имело особую ценность, особый смысл. Они, эти письма, удесятеряли силы бойцов, укрепляли их веру в грядущую Победу. В этих письмах все: смертный бой и фронтовой быт, любовь и ненависть, боль и радость, горе и счастье. А если одним словом –             в этих письмах жизнь!

О письмах ее сестры с фронта расскажет труженица тыла Никонова Е.С.

Боец:

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая.

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

И.Уткин

Звучит фонограмма песни “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова).

Учитель: Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой за Родину. Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.

На фоне презентации письмо М.Грушева

Учитель: О письмах из Афганистана говорили: письма с войны. А это письмо уже с другой войны – чеченской. Его написал из Чечни житель нашего поселка, выпускник нашей школы Грушев Михаил Валерьевич, который  погиб 19    лет назад в Чеченской республике в местечке Аллерой. Он готовил себя к армейской службе, занимался спортом, мечтал стать десантником и стал им.                                                                                                                                         - « Я так горжусь, что служу в зоне чрезвычайного положения , и что отчасти и от меня зависит покой России с южных границ”, писал он. Михаил посмертно награжден орденом Мужества.

Письмо читает отец М. Грушева.

Учитель: О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя.

Видео «Музей писем»

Чтец. Прошу вас, храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

М.Львов.

Учитель: Ребята, на адрес нашего класса пришло письмо. Послушайте это письмо.

Ветеран войны О.С. Круглова читает письмо                   

"Здравствуйте, милые ребята! Обращаемся к вам с письмом для того, чтобы сказать следующее. Посмотрите  вокруг. Весна. Над головой голубое небо. Высоко – высоко порхают птицы. Оживает природа. Воздух чистый и свежий. Вы – дети мирного времени. Когда-то, очень давно, мы лежали в снегу, ползли по грязи,  обмораживали руки, хоронили друзей на полях сражений. Было страшно, очень страшно. Но мы защищали свою семью, свою землю. Прошли сквозь невзгоды и лишения, лагеря, плен, атаки, передовую. И сейчас мы  знаем, что стоило ради ваших улыбок, ради вашего счастливого детства и мирной размеренной жизни пройти через все. Выстоять и победить. Здоровья вам, счастья, благополучия, милые наши дети».

Совет Ветеранов В.О. войны"

– Ребята, а от кого же это письмо? (От ветеранов войны.)

– Кто это такие – ветераны войны? (Это люди, воевавшие на фронте.)

А вот какое письмо написала ученица нашего класса Осинова Арина с бабушкой Осиновой В.Г..

Письмо ветерану

«Здравствуй, Солдат Победы, уважаемый ветеран Великой Отечественной войны.

Пишет тебе ученица 4 класса Осинова Арина..

Когда я думаю о Великой Отечественной войне, я пытаюсь нарисовать в мыслях твой образ, для того чтобы понять, каким Ты был, Солдат Победы? Что помогло пройти Тебе через ужасы войны и победить?    Перед моими глазами встают образы: Это Ты, Солдат, в Трептов парке в одной руке сжимаешь огромный меч, а другой рукой нежно прижимаешь к груди спасённую тобой немецкую девочку. Это Ты, Солдат  Алёша, в Софии, богатырь земли Русской с автоматом на груди. Это Ты, Солдат-освободитель в Таллине, снявший пилотку и опустивший автомат в минуту скорби. Таким Ты был, сильный духом, непобедимый Советский Солдат. Я знаю, что беззаветная любовь к родной земле и чувство ответственности за все  грядущие поколения помогли тебе победить в этой самой страшной войне. В своём письме я хочу поблагодарить тебя от имени всех детей за то великое дело, за подвиг, который ты совершил во имя мира и свободы на земле. Я знаю о Великой Отечественной войне из книг и из фильмов, но я уверена, что ни одно произведение, ни один фильм не в состоянии передать всего того, что пережил и превозмог ты в те далёкие  дни войны ради нашего будущего.

Спасибо тебе. Спасибо тебе за то, что, превозмогая усталость, голод и даже саму смерть, ты поднимался в бой за родную землю.Спасибо тебе за то, что, теряя родных, друзей, любимых, ты продолжал идти к Великой победе.

А вот это письмо мы написали нашим ветеранам, труженикам тыла, детям войны:

Читают дети

"Здравствуйте, дедушки и бабушки!

Мы, ученики 4 класса, получили ваше письмо. Сейчас нам уже по 10 лет, мы учимся в школе, получаем хорошие отметки. Дома у нас все в порядке. Мы не знаем, что такое бомбежки и взрывы снарядов, обстрелы  и автоматные очереди. У нас всегда есть что-то вкусненькое на столе. За все это мы хотим сказать вам  спасибо. Ведь это вы подарили нам голубое небо и теплое солнышко. Любимые, мы хотим поклониться вам низко. Живите долго-долго. Не болейте. Почаще приходите к нам в гости. Мы будем очень рады вас видеть.

До свидания. Ученики 4 класса."

Учитель: Молодцы! Дети, каждому из нас приятно получать подарки, а уж стареньким людям – тем более. У каждого из вас на столе лежит альбомный лист с вашим рисунком и поздравлением к 9 мая.. Сейчас мы вместе с видео сделаем солдатское письмо.(Самостоятельная работа детей.)

. Выставка работ:

– Замечательно! Как здорово вы справились с этим заданием. Расскажите, что вы дарите ветеранам. (Дети демонстрируют рисунки с коротким рассказом о том, что нарисовали.)

-Вы сделали подарки прадедушкам и прабабушкам . Подарите их 9 Мая.

Песня « Прадедушка»

Рефлексия