Методическая разработка урока "Был город-фронт, была блокада"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Методическая разработка урока "Был город-фронт, была блокада"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
5 кл—11 кл
24.02.2020
Методическая разработка урока "Был город-фронт, была блокада"
Содержание классного часа решает двуединую педагогическую задачу. С одной стороны, школьники осмысливают ход, итоги и значение Ленинградской битвы и снятия блокады Ленинграда в январе 1944 г. для всего хода Великой Отечественной войны, осознают роль земляков – участников боёв на Ленинградском фронте. С другой стороны, обучающиеся более глубоко знакомятся с отдельными сюжетами, фрагментами, аспектами и ракурсами, событиями Ленинградской битвы и блокады Ленинграда, предъявляют результаты проектной, исследовательской, поисковой деятельности в зависимости от возрастных и психологических особенностей, от личных интересов и предпочтений.
Методическая разработка.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

 

 

Методическая разработка классного часа из цикла

«Детям о Великой Отечественной войне»

 

 

 

 

 

 

Был город-фронт, была блокада 

 

 

Автор: Резникова Т.И.,

учитель истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Новосуховый

2020

Пояснительная записка

Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши дети знают о прошедшей войне. Этому есть масса причин: история Великой Отечественной войны изучается только в 10 классе; мало часов по истории отводится на изучение событий минувшей войны; параграфы перегружены событиями, фактами, цифрами, которые не затрагивают эмоциональную сферу; почти не осталось в живых очевидцев событий; родители практически не разговаривают с детьми на эту тему, а передачи о войне, которые демонстрируются по телевидению, учащиеся не смотрят, да и читать практически перестали.

Поэтому только школа в состоянии ликвидировать этот пробел в воспитании подрастающего поколения.

Данный классный час является одним из цикла классных часов «Детям о Великой Отечественной войне», разработанного учителями истории Тацинского района в помощь классным руководителям.

Содержание классного часа решает двуединую педагогическую задачу. С одной стороны, школьники осмысливают ход, итоги и значение Ленинградской битвы и снятия блокады Ленинграда в январе 1944 г. для всего хода Великой Отечественной войны, осознают роль земляков – участников боёв на Ленинградском фронте.  

С другой стороны, обучающиеся более глубоко знакомятся с отдельными сюжетами, фрагментами, аспектами и ракурсами, событиями Ленинградской битвы и блокады Ленинграда, предъявляют результаты проектной, исследовательской, поисковой деятельности в зависимости от возрастных и психологических особенностей, от личных интересов и предпочтений.

 

Цель: формирование патриотизма, российской идентичности школьников, чувства гордости за свою Родину и её Вооружённые Силы, за наш народ и героические страницы истории России на примере ратного, трудового и человеческого подвига защитников и населения Ленинграда.

 

Задачи:

1. Способствовать осмыслению школьниками роли, места и характера Ленинградской битвы, её влияния на ход событий Великой Отечественной войны.

2. Способствовать осмыслению таких духовно-нравственных категорий, как ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, память о павших, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

3. На примере изучения различных аспектов и сюжетов истории обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны показать героические модели поведения людей в критической ситуации, способы выживания, проявления солидарности, взаимовыручки, взаимной поддержки, жертвенности и прочих лучших человеческих качеств людей.

 

Участники: учащиеся 8-11 классов

 

Предварительная подготовка. Проведению классного часа может предшествовать определённая работа подготовительного характера. В зависимости от контингента учащихся и времени, отведённого на подготовку, учитель привлекает детей к поиско-исследовательской или проектной деятельности (1-го вариант), в крайнем случае, даёт задания уже в готовом виде (2-й вариант).

 В случае выбора первого варианта, класс предварительно делится на группы. Каждая группа получает задание:  «историки» (готовят рассказ о событиях блокадных лет), «музееведы» (осуществляют поиск документальных свидетельств очевидцев событий, воспоминаний блокадников о повседневности блокадного Ленинграда), «кинооператоры»  (подбирают видеоролики об обороне Ленинграда и о снятии блокады Ленинграда, о героической обороне «Невского пятачка» – небольшого участка земли на левом берегу Невы шириной в 500-800 м и длиной 2,5-3 км, на котором погибло до 50 тыс. советских солдат), «фотографы» (готовят фотовыставку в форме стенда или в форме слайд-шоу, которая будет сопровождать занятие), «музыканты» (подбирают музыкальное сопровождение мероприятия, готовят материал о Шостаковиче и представляют его), «фалеристы» (готовят сведения о наградах и награждённых)

 

Ключевые понятия: блокада, бомбоубежище, «Дорога жизни», дневник Тани Савичевой, 7-я симфония Шостаковича, прорыв блокады, операция «Искра», полное снятие блокады.

 

Даты: 08 сентября 1941 года, 18 января 1943 года, 27 января 1944 года.

 

Персоналии: Жуков Г.К., Тараров С.Д.

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для интерактивного блока, образцы хлебных карточек по количеству участников.

 

Оформление: на доске надпись  «Был город-фронт, была блокада» (8 сентября 1941 – 27 января 1944), фотовыставка «Блокада Ленинграда в архивных фотографиях». Проведение урока возможно, как при стандартной, так и театральной рассадке класса.

 

Ожидаемые результаты проведения классного часа:

Личностные результаты:

– формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады как праздника всего народа «со слезами на глазах», мощного фактора единства нации;

– воспитание российской гражданской и культурной идентичности школьников на основе формирования принадлежности к общности победителей, стойких и мужественных защитников Отечества, которые, несмотря на неимоверные трудности, выстояли в борьбе с жестоким врагом;

– воспитание чувства гордости за свою Родину и её Вооружённые Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;

– воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к её защите.

Метапредметные результаты:

– умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);

– применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;

– умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

– овладение базовыми межпредметными понятиями, умение работать в материальной и информационной среде.

Предметные результаты:

– знание основных этапов и событий Ленинградской битвы, умение приводить конкретные примеры боевых, трудовых и нравственных подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

– способность противодействовать попыткам фальсификации истории Ленинградской битвы, блокады и обороны Ленинграда;

– проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков на основе работы с материалами по истории Великой Отечественной войны.

О результативности подготовки и проведения классного часа с точки зрения личностных результатов можно судить по степени активности школьников в изучении различных аспектов истории Великой Отечественной войны, по интересу к участию в   мероприятии.

 

План мероприятия

1.      Организационная часть – 1 мин.

2.      Вступительное слово учителя – 2 мин.

3.      (1-й вариант) Информационно-образовательный блок о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной (выступление групп)[1] – 30 мин.

(2-й вариант) Демонстрация тематического образовательного видеоролика – 15 мин.

4.      Рефлексия (беседа по вопросам) – 5 мин.

5.      Интерактивный блок (для 2-го варианта) – 15 мин.

6.      Завершение мероприятия – 2 мин.

 

Ход мероприятия:

 

1.      Организационная часть.

2.      Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята. Все мы  с вами знаем, что в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов 2020 год объявлен Указом Президента Российской Федерации Годом памяти и славы.

Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых – и, одновременно, одним из самых скорбных – потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.

Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня. За это время на северную столицу было сброшено 107 тыс. авиабомб, выпущено около 150 тыс. снарядов. По разным данным, за годы блокады погибло от 400 тыс. до 1 млн. человек. В частности, международный военный трибунал, проходивший в 1946 году в Нюрнберге, назвал цифру 632 тыс. человек.

Как Ленинграду удалось выстоять в борьбе не на жизнь, а на смерть?

 

3.    (1-й вариант) Информационно-образовательный блок о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной (выступление групп)

 

Группа «Историков»

1-й ученик. Немецкое наступление на Ленинград (карта №1 – приложение 1).

Уже 1 июля в Ленинграде была создана Комиссия по вопросам обороны (председатель – А.А. Жданов). 9 июля был захвачен Псков, и возникла непосредственная угроза городу. Мощный удар по советским войскам на Карельском перешейке нанесла финская армия. Вокруг Ленинграда развернулось строительство обороны, но эвакуация проводилась медленно, так как власти города были уверены, что противника вскоре отбросят. Ценой больших потерь советские войска задержали врага под Лугой и у Таллинна, но, как оказалось, временно.

Наступление немецких войск непосредственно на Ленинград началось 10 июля. Наступление вела группа армий «Север» под командованием фельдмаршала В. Лееба. 31 августа была перерезана дорога Москва – Ленинград, 8 сентября город был полностью окружен. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.

Фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.  Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город. В кольце блокады оказались более 2,5 млн. гражданского населения, войска Ленинградского фронта. С этого дня сообщение с городом стало возможным только по Ладожскому озеру и по воздуху. Каждый день Ленинград стал подвергаться артиллерийскому обстрелу и каждую ночь – воздушным налетам. По 6-8 раз в сутки звучала воздушная тревога, и все люди вынуждены были прятаться в специальных укрытиях под землёй – бомбоубежищах.

Блокада грозила еще более страшной трагедией – голодом. Восьмого сентября немецкие самолеты разбомбили Бадаевские продовольственные склады. Уничтожены большие запасы продовольствия. В связи с создавшимся положением в Ленинград была направлена комиссия во главе с заместителем председателя Государственного Комитета Обороны Вячеславом Михайловичем Молотовым, а также в город прибыл генерал Георгий Константинович Жуков, срочно вызванный Сталиным из-под Ельни.

Приезд Жукова, который сменил Климента Ефремовича Ворошилова на посту командующего фронтом, и принятые им меры укрепили оборону города, но прорвать блокаду не удалось. Еще 2 сентября пришлось усилить режим экономии продуктов питания. Рабочие и инженеры получали по 600 г хлеба в день, служащие – 400, иждивенцы и дети – 300. Одиннадцатого сентября норму уменьшили. Линия фронта в некоторых местах подошла к городской черте на расстояние 2 км. 2 октября финские войска захватили Петрозаводск, хотя соединиться на суше с частями вермахта им не удалось. Но и советские войска были обескровлены. Будущее Ленинграда виделось противнику в его уничтожении.

2-й ученик. Трагедия блокады города.

Наиболее тяжелым испытанием стал голод. Двадцатого ноября 1941 г. были установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерам – 250, служащим, иждивенцам и детям – 125 г. Частям первой линии и боевым кораблям – 500, летно-техническому составу ВВС – 500, всем остальным воинским частям – 300 г.

В декабре умерли 53 тыс. человек, в январе 1942 г. – более 100 тыс. человек. Люди умирали дома в холодных квартирах, на работе, на улицах, в очередях за хлебом.

(Звучит стихотворение А. Котельникова «Ленинградский метроном» - приложение 2).

Несмотря на то, что город находился в жесточайших условиях блокады, его промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта. Важнейшие оборонные предприятия в отсутствие электроэнергии стали устанавливать собственные двигатели внутреннего сгорания и блокстанции. Там, где это было невозможно, переходили на ручной труд. Обессиленные голодом и тяжелобольные рабочие выполняли срочные фронтовые задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили ценнейшую коллекцию зерновых культур. Зимой 1941 г. 28 сотрудников института умерли от голода, но ни один ящик с зерном не был тронут. Беспримерное самопожертвование простых ленинградцев помогло им не просто отстоять свой любимый город. Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашистской Германии и её союзников. И в материальном и духовном плане блокированный город не был одинок в своей борьбе. Взоры всего советского народа, всех свободолюбивых людей планеты были прикованы к его героической обороне.

Спасти ещё живущих могла только «Дорога жизни» – проложенная по льду Ладожского озера трасса в 30 км, по которой с 21 ноября осуществлялась связь с Большой Землей: эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка в Ленинград продовольствия, топлива, боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск.   За период действия «Дороги жизни» – до марта 1943 г. – по ней по льду и водным путем было доставлено в город 1,6 млн. тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн. ленинградцев, многие тысячи раненых воинов. Это единственный в истории случай эвакуации такого огромного числа людей из осажденного города. Фашисты знали про эту дорогу, постоянно бомбили её с воздуха. А бывало, лёд не выдерживал, машина проваливалась и тонула.

Группа «кинооператоров» демонстрирует видеоролик на песню А. Розенбаума «Дорога жизни» - приложение 3

 

Группа «музееведов» рассказывает о дневнике Тани Савичевой (можно продемонстрировать видеоролик – приложение 4).

Сохранились страницы дневника 11-летней школьницы Тани Савичевой, который стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.

 

Учитель: О том, как жилось в блокадном Ленинграде, писали и поэты-блокадники Анна Ахматова, Ольга Берггольц и многие другие. Послушайте стихотворение Юрия Воронова, написанное 31 декабря 1941 года, в канун Нового года.

 


По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде, как ветер.
Мы не встречаем Новый год
Он в Ленинграде незаметен.

Дома  без света и тепла,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады.

И мы Бадаевской землей
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой, земля с золой
Наследье прожитого года.

Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались лишь глаза и скулы.

И мы обходим зеркала,
Чтобы себя не испугаться…
Не новогодние дела
У осаждённых ленинградцев…

Здесь даже спички лишней нет.
И мы, коптилки зажигая,
Как люди первобытных лет,
Огонь из камня высекаем.

И тихой тенью смерть сейчас
Ползёт за каждым человеком.
И всё же в городе у нас
Не будет каменного века!

Кто сможет, завтра вновь пойдёт
Под вой метели на заводы.
…Мы не встречаем Новый год,
Но утром скажем: С Новым годом!


 

Группа «музыкантов» рассказывает о 7-й симфонии Шостаковича

Как бы трудно не приходилось блокадникам, город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города. Поэты сочиняли стихи, сценаристы ставили театральные постановки. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники. Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую Седьмую симфонию в осаждённом городе. Она была исполнена в Ленинградской филармонии и транслировалась по Ленинградскому радио на всю страну. Когда эту трансляцию услышали фашисты, они открыли бешеный артиллерийский огонь по району филармонии, ответный огонь открыла наша артиллерия. Поэтому первое исполнение бессмертной симфонии Шостаковича сопровождалось грохотом орудийной канонады. Чтобы в осаждённом, умирающем от голода и холода городе писали и исполняли симфонии и стихи, – такого история ещё не знала!

(звучит отрывок – приложение 5).

 

3-й ученик. Прорыв блокады (карта №2 – приложение 1).   

При всех ошибках и просчетах Ставка принимала максимум мер для прорыва блокады. Были предприняты четыре неудачные попытки деблокады. Первая – в сентябре 1941 г.; вторая – в октябре 1941 г.; третья – в январе 1942 г.; четвертая – в августе-сентябре 1942 г. Основной причиной неудач являлся недостаток сил и средств, выделенных для наступления.

12 января 1943 года Ленинградский и Волховский фронты ударили по обеим сторонам вражеского коридора, упиравшегося в Ладожское озеро и не допускавшего связи Ленинграда со страной по суше. Немцы понимали: идёт битва за вызволение Ленинграда из тисков блокады, что навсегда похоронит их надежды уничтожить город. Звериному упорству врага наши воины противопоставляли исключительное мужество. На седьмые сутки не прерывавшегося ни на минуту сражения войска Ленинградского и Волховского фронтов подали друг другу руки. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции советских войск под кодовым названием «Искра» блокада была прорвана. Солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость. В этот же день Президиум Верховного Совета СССР присвоил Георгию Константиновичу Жукову высшее воинское звание – Маршал Советского Союза. Г.К. Жуков никогда не забывал: он стал Маршалом Советского Союза в битве под Ленинградом.

Блокада была частично прорвана, и на узкой полосе южного берега Ладожского озера был создан коридор шириной 8-11 км, по которому в течение 17 суток проложили железную и автомобильную дороги. Положение Ленинграда значительно улучшилось.

 В январе 1944 г. в результате Ленинградско-Новгородской операции, проведенной войсками Ленинградского (командующий – генерал Л.А. Говоров), Волховского (командующий – генерал К.А. Мерецков) и 2-го Прибалтийского (командующий – генерал М.М. Попов) фронтов, при поддержке Балтийского флота, блокада была полностью ликвидирована. А 27 января 1944 г. на Марсовом поле, на берегах Невы и на кораблях Балтийского флота в честь победы прогремели залпы торжественного салюта. Военный совет Ленинградского фронта за подписью его командующего опубликовал приказ, в котором говорилось: «Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днём великой победы под Ленинградом». Приказом Ставки Верховного Главнокомандования от 27 января 1944 право произвести Салют предоставлено Ленинграду (единственное исключение в ходе Великой Отечественной войны, прочие салюты производились в Москве). 24 залпа из 324 артиллерийских орудий.

 

Учитель: Ребята, необходимо отметить, что в боях за освобождение Ленинграда принимали участие и наши земляки. Большую работу по поиску их имён провёл учитель Тацинской школы №1, историк-краевед Андрей Васильевич Харитонов. Он по крупицам собирал сведения о них. Всё, что ему удалось узнать, он отразил здесь (демонстрирует документ – приложение 6). Т.к. информация была найдена в различных источниках, то имеются и некоторые расхождения, неточности. Обратите внимание, что в этом списке среди 10-ти наших земляков есть уроженец Суховского сельского поселения, крыловчанин Тараров Сергей Дмитриевич, старшина, награждённый медалями «За отвагу» и «За освобождение Ленинграда», погибший 27 июля 1944 г. в д. Симоняты Палкинского района Ленинградской области.

Подводя итоги Ленинградской битвы в целом, следует отметить, что она имела большое политическое и военно-стратегическое значение, оттянула на себя крупные силы немецко-фашистских войск и всю финскую армию. Гитлеровское командование лишилось возможности наиболее эффективного маневра стратегическими резервами, переброски войск на другие направления. Особое значение это имело в критический период битвы под Москвой осенью 1941 г. Подвиг защитников Ленинграда, отстоявших свой город в условиях тяжелейших испытаний, вдохновлял всю армию и страну, заслужил глубокое уважение и признательность государств антигитлеровской коалиции. Президент США Ф. Рузвельт в почетной грамоте, направленной городу, писал: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиком от остальной части своего народа и, несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода с 8 сентября 1941 г. по 18 января 1943 г. и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивлявшихся силам агрессии».

 Город заплатил за свою свободу и независимость страшную цену. По словам американского политического философа Майкла Уолцера, в блокадном Ленинграде погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Хиросимы и Нагасаки, вместе взятых.

 

Группа «фалеристов» демонстрирует награды и сообщает краткие сведения о награжденных.

Родина по достоинству оценила подвиг защитников Ленинграда. В 1942 г. советским правительством была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой удостоены около 1,5 млн. защитников города. Эта медаль и сегодня остается в памяти народа одной из самых почётных наград Великой Отечественной войны. Более 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были представлены к различным орденам и медалям. 226 защитников города стали Героями Советского Союза. За стойкость, мужество и невиданный героизм в дни блокады город 20 января 1945 г. был награждён орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почётное звание «Город-герой Ленинград».

 

3. (2-й вариант) Демонстрация тематического образовательного видеоролика

 

Просмотр видеоурока «…И пусть из «Искры» возгорится пламя» (приложение 7).

 

4. Рефлексия. Проводится беседа по вопросам:

1. Какую судьбу уготовили фашисты второй столице СССР?

2. В чём проявлялись тяготы населения во время блокады Ленинграда? Как они отражались на повседневной жизни горожан?

3. Благодаря каким качествам, чертам характера нашего народа удалось не только успешно оборонять Ленинград, но и превратить его в сражающуюся крепость?

4. Какие надежды фашистов в отношении блокадного Ленинграда и его жителей не оправдались?

5. Какое значение для всего хода Великой Отечественной войны имел прорыв блокады Ленинграда? Как он отразился на морально-политическом духе нашего народа?

 

5.      Интерактивный блок

Комментарий:

Для интерактивного блока необходимо объединить участников в 2-3 команды. Это возможно сделать при помощи распечаток хлебных карточек (приложение 8), отметив на их оборотной стороне номер команды или же просто объединив по рядам. На каждое задание интерактивного блока командам дается 5 минут. Каждое из заданий озвучивается ведущим, после чего выдаются карточки и раздаточные материалы (приложение 9).

Далее участникам предлагается представить себя разведчиками – защитниками Ленинграда – и выполнить ряд заданий верховного командования.

Участникам выдается распечатка истории, а также материалы: подготовленный лист А3, ножницы, ластик, маркер, транспортир, ручка, кнопки или скрепки и др.

 

Задание 1. Азбука Морзе.

 Командир отделения дал вам приказ сообщить генерал-лейтенанту о первых успехах работы «Дороги жизни», зашифровав послание. Определите груз, первым доставленный по «Дороге жизни», используя запись сигналов Азбуки Морзе.

Ответ: 63 тонны муки.

Справка: Долгое время путешествия обоза объяснялось тем, что в некоторых местах лед был еще очень тонок. Поэтому такие участки сани преодолевали порожняком, а мешки с мукой возницы переносили на руках. Но голодающий город не мог ждать, и в ночь на 22 ноября (после возвращения санного обоза) в путь отправились 60 полуторок ГАЗ-АА с санями, прицепленными позади. Это были машины 389-го отдельного автомобильного батальона, которым командовал капитан Василий Порчунов. Чтобы снизить риск обнаружения (трасса проходила в полутора десятках километров от немецких позиций), машины двигались с погашенными фарами. В таких условиях практически не было шансов увидеть вешки, расставленные разведчиками вдоль трассы, а ориентироваться можно было только по телефонному кабелю, проложенному вдоль маршрута. Делал это начальник колонны капитан Бирюкович: он лежал на крыле первого автомобиля и всматривался в чернеющий на льду провод. Зато вечером того же дня колонна доставила в Осиновец 70 тонн муки. И «Дорога жизни» начала свою постоянную работу.

Первое время перевозить по ледовому маршруту удавалось небольшие партии грузов. Во-первых, машины шли недогруженными, что давало дополнительный шанс уцелеть, не провалиться под еще слабый лед. Во-вторых, расстояние между ними составляло не меньше 100 метров, да и скорость движения была невелика: как установили привлеченные к работе над прокладкой трассы ученые Ленинградского физико-технического института, на высокой скорости колебания льда, вызванные движением автомобилей друг за другом, входили в резонанс с колебаниями, вызванными подледными волнами, и ледяное поле могло внезапно лопнуть. Чтобы проанализировать это явление, названное изгибно-гравитационной волной, сотрудники института под руководством Петра Кобеко создали специальный прибор «прогибограф», позволивший разработать рекомендации для шоферов. С их учетом, а также за счет постепенно окрепшего льда и отлаженной инфраструктуры, поток грузов по «Дороге жизни» вырос с 16,5 тысячи тонн в ноябре-декабре 1941 года до 118 тысяч тонн в марте 1942-го. Это был наивысший показатель: в апреле лед начал стремительно таять, машины опять начали нагружать меньше, и до 24 апреля, когда трасса была закрыта, перевезли всего 87 тысяч тонн. А из Ленинграда с ноября по апрель удалось эвакуировать 537 тысяч человек. «Дорога жизни» продолжала работать до весны 1943 года: зимой транспорт двигался по льду, летом открывалась навигация по воде. Потом на полную мощность заработала так называемая «Дорога победы», проложенная по освобожденному южному побережью Ладоги, и, если бы не она, трудно сказать, какой была бы судьба осажденного Ленинграда – города, жители и защитники которого потрясли весь мир стойкостью и мужеством.

 

Задание 2. Последнее послание.

Необходимо подготовить 1 плотный лист бумаги формата А3. На листе необходимо канцелярским ножом аккуратно «написать» слово «Помогите» и какие-нибудь другие линии, фигуры (только не буквы).

ОТВЕТ: Помогите (данное задание является реальным событием, произошедшим в 1942 году).

Слово уже «написано» (продавлено) на листе ножом, но при обычном свете его не прочитать. Команды должны догадаться закрасить лист бумаги маркером, и тогда слово станет читаемым.   

 

Задание 3. Шифровка

Команды получают разрезанную по частям таблицу.

 

Ответ: Фотография с кратким описанием

Дата

Комментарий

 

Футбольный матч в блокадном Ленинграде. Динамо - Ленинградский механический завод (ЛМЗ), 7:3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май 1942 г.

Для проведения матча многих «динамовцев» пришлось отозвать с фронта — спортсмены защищали родной город с оружием в руках. В команде соперников с ЛМЗ собрали всех, кто мог играть в футбол и имел для этого силы. Конечно, не все голодающие работники завода смогли выйти на поле.

Было решено играть два укороченных тайма по 30 минут.

С поля все футболисты уходили, обнявшись, не разбирая команд. Те, кто был посильнее, помогали своим истощенным товарищам.

 

Погибшая слониха Бэтти в Ленинградском зоопарке

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь 1941 г.

Слониха Бэтти, едва услышав звуки сирены, поспешно отправлялась в свой домик. Не было у нее другого убежища. 8 сентября прямо рядом с ее вольером разорвалась одна из трех фугасных бомб, сброшенных с немецкого бомбардировщика, которая убила сторожа и смертельно ранила саму Бэтти. Слониха скончалась через 15 минут прямо на развалинах слоновника. Ее похоронили на территории зоопарка.

 

 

Советский солдат в Петергофе

 

 

 

 

 

 

 

 

Зима, 1944 г.

23 сентября 1941 года Новый Петергоф оккупировали немцы. Советские войска попытались в конце сентября – начале октября 1941 года прорвать линию немецкой обороны, но все попытки частей 8-й армии были безуспешными. Позиция удерживалась до начала наступления и соединения советских войск в середине января 1944 года, в ходе операции «Январский гром» по снятию блокады Ленинграда. За это время на территорию дворцово-паркового ансамбля попали десятки тысяч снарядов. Некоторые из них находят и сегодня.

 

6.      Завершение мероприятия.

Учитель просит учащихся назвать основные факты, понятия, явления, о которых они узнали в ходе урока, благодарит за ответы.

Учитель: Сегодня на классном часе мы решали небольшие практические задачи, связанные с военным временем. Во время учёбы их осваивают именно в таком игровом формате, но в условиях реальных военных действий их приходится применять при самых тяжёлых обстоятельствах. И трудно представить себе обстоятельства более тяжёлые, чем повседневная жизнь блокадного города. Тем ценнее усилия его жителей, тем важнее знать и помнить об их ежедневной борьбе за жизнь. Ленинградцы боролись не только за выживание в физическом смысле, но за то, чтобы сохранить человечность. Поэтому они, обороняя осаждённый город, продолжали учить детей в школах, заботиться о культурных сокровищах в музеях, укрывать от бомб и пожаров памятники архитектуры. Вот почему мы называем подвигом то, что сделали жители блокадного Ленинграда.

 

Акция «Блокадный хлеб».

Командир волонтёрского отряда: В память об этих событиях сегодня, 27 января, по всей стране проводится Всероссийская акция «Блокадный хлеб». Мы тоже решили поддержать эту инициативу и принять в ней участие.

На фоне песни в исп. П. Кравецкого «Ленинградский метроном» (приложение 10), волонтёры раздают памятные листовки (приложение 11) и кусочки чёрного хлеба (приложение 12).

 

В завершении урока необходимо сделать общее фото с участниками.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

 

1.      Демаков И.С., Захаров К.В., Лексина К.О. Методические рекомендации по организации и проведению  Всероссийского урока памяти «Блокадный хлеб» - Москва, 2020. – 18 с.

2.      Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). - ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ: Москва, 2019. – 20 с.

3.      Антология блокадной поэзии, режим доступа:https://arzamas.academy/materials/1463.

4.      Блокада Ленинграда. 9 строк. Таня Савичева, режим доступа: https://vk.com/video-62675857_456243910. 

5.      Видеоурок «…И пусть из «Искры» разгорится пламя», режим доступа: http://xn----7sbaab2bimecltr1b1fwa1j.xn--p1ai/2019/01/18/videourok-i-pust-iz-iskry-razgoritsya-plamya-posvyashhyonnyj-75-letiyu-polnogo-snyatiya-blokady-leningrada/ .

6.      Седьмая симфония Шостаковича, режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=tMGz4PkFzYY&feature=emb_logo .

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Классный руководитель может подготовить электронную презентацию или видеоряд к мероприятию.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Чем дальше от нас уходят события

Пояснительная записка Чем дальше от нас уходят события

Ленинграда и о снятии блокады

Ленинграда и о снятии блокады

Ленинградской битвы, блокады и обороны

Ленинградской битвы, блокады и обороны

Мощный удар по советским войскам на

Мощный удар по советским войскам на

Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашистской

Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашистской

Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую

Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую

Ленинграда», погибший 27 июля 1944 г

Ленинграда», погибший 27 июля 1944 г

На каждое задание интерактивного блока командам дается 5 минут

На каждое задание интерактивного блока командам дается 5 минут

Необходимо подготовить 1 плотный лист бумаги формата

Необходимо подготовить 1 плотный лист бумаги формата

Советский солдат в Петергофе

Советский солдат в Петергофе

Блокада Ленинграда. 9 строк. Таня

Блокада Ленинграда. 9 строк. Таня
скачать по прямой ссылке
Похожие публикации:

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку