Методическая разработка урока «День воинской славы 11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.).»
Оценка 4.8

Методическая разработка урока «День воинской славы 11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.).»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
8 кл—11 кл +1
10.09.2023
Методическая разработка урока  «День воинской славы 11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.).»
Данная методическая разработка урока представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященногоизучению дней воинской славы России установленных Федеральным законом № 32–ФЗ от 13.03.95 «О днях воинской славы (победных днях) России»
Методическая разработка урока . «День воинской славы 11 сентября».docx

 

Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 288 ФСИН России

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Директор ФКП ОУ № 288

_________________ А. А. Сальников

«___» _________ 2023 г.

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

 

«День воинской славы 11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.).»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор-составитель:

Сваровский Андрей Сергеевич

 

Томск – 2023 г.

Аннотация

 

Данная методическая разработка урока представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященногоизучению дней воинской славы России установленных Федеральным законом № 32–ФЗ от 13.03.95 «О днях воинской славы (победных днях) России» (перечислено 16 дней воинской славы) и новыми изменениями в перечне Памятных дат, которые внёс Федеральный закон от 10 апреля 2009 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"», вступивший в силу с 1 января 2010 года проводится в целях формирования и воспитания гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной подготовки учащихся к выполнению конституционного долга, толерантности, правопорядку и уважения к подвигам и самопожертвованию предков.

Мероприятия разной формы позволяют поддерживать интерес к теме методической разработки и продолжить формирование умения учащихся работать с информацией совместно с преподавателем и самостоятельно.

Основной акцент в содержании мероприятия делается на воспитании учащихся историей – как продолжателей традиций предыдущих поколений.

 

Содержание:

Введение                                                                                                2 стр.

1.            План – конспект проведения воспитательного мероприятия        4 стр.

1.1. Организационный этап                                                                    4 стр.

1. 2. Вводная часть                                                                                 4 стр. 1.3.«День воинской славы 11 сентября – День победы русской

эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой

 у мыса Тендра (1790 г.).»                                                                     5 стр.

2. Заключительная часть                                                                       11 стр.

3. Заключение                                                                                         11 стр.

 

 

Введение

 

Актуальность темы методической разработки.

Востребованность методической разработки урока заключается в том, что в настоящее время основной упор в процессе обучения и воспитания учащихся делается на профессиональное самоопределение и выбор дальнейшего пути. Одним из ключевых моментов в таком подходе является воспитание учащихся.

История России полна героики, романтики, истинного патриотизма, насыщена подчас драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатый материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания учащихся, которое столь актуально сегодня. Воспитывать историей - значит сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа. Многовековой опытсвидетельствует, что чем глубже будешь знать историю с ее героическим прошлым, тем точнее осмыслишь настоящее и свое место в нем.

 

Цели:

·               - Закрепить знания учащихся об исторических событиях, связанных с днями воинской славы России, и их значении для нашей страны.

·               Формировать историческое сознание и гражданские качества личности на ярких примерах героического прошлого нашей Родины.

Задачи:

·               Патриотическое воспитание учащихся.

·               Подготовка учащихся к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

·               Развитие внимания, логического мышления и коммуникативных способностей учащихся.

 

Задачи:

Образовательная:

·               знакомить обучающихся с историческими событиями, связанными с днями воинской славы России, и их значением для нашей страны.

Воспитательная:

·               воспитании учащихся историей – как продолжателей традиций предыдущих поколений.

Развивающая:

·               способствовать формированию навыков поиска и анализа информации по заданной теме, навыков публичных выступлений, совместной работы.

Методические основы проведения урока.

При подготовке материалов урока использованы дидактические принципы:

·               активной включенности;

·               доступности;

·               мотивации;

·               рефлективности;

·               системности;

·               открытости содержания.

Для реализации поставленных задач использованы:

Форма организации деятельности обучающихся:

·               коллективная;

·               индивидуальная.

Методы:

·               информационно – иллюстративный;

·               словесный;

·               наглядно-демонстрационный;

·               практический.

 

Технология:

·               личностно-коммуникативная;

·               информационная.

Приемы:

·               активного слушания и активного восприятия информации;

·               публичного выступления.

Оформление и оборудование:

·               Компьютер, телевизор.

·               Информационный материалы к уроку (иллюстрации по теме урока).

Информационные ресурсы:

·               Интернет.

Используемые технологии (методы) при проведении мероприятий:

·               информационно коммуникационная;

·                технология диалогового взаимодействия;

·               наглядно-иллюстративный метод.

 

I.             План – конспект проведения воспитательного мероприятия

«День воинской славы 11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.).»

Дата проведения: 11.09.2023 г.

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: ФКП ОУ № 288 ФСИН России.

Форма проведения: беседа, просмотр презентации с использованием мультимедийных средств.

 

1.1. Организационный этап

 

Действия преподавателя Сваровского А. С.:

·               чтобы материал был правильно понят и хорошо усвоен, готовит учащихся восприятию лекционного материала.

 

1.2. Вводная часть

Действия преподавателя Сваровского А. С.:

·               вступительное слово, где обращается внимание учащихся на главные моменты изучаемой темы.

 

1.3. «День воинской славы 11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.).»

 

1.3.1. Вступительная часть:

 

Сражение у мыса Тендра (сражение у Гаджибея) — сражение на Чёрном море в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов между главными силами русского Черноморского флота под командованием контр-адмирала Ушакова и эскадрой турецкого флота под командованием капудан-паши Гиритли Хусейна. Произошло около Тендровской косы (острова) 28—29 августа (8—9 сентября по новому стилю) 1790 г. и закончилось тяжёлым поражением и бегством османской эскадры. 11 сентября является Днём воинской славы России — День памяти победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

 

Сражение у мыса Тендра (сражение у Гаджибея)

 

Схема сражения у мыса Тендра

Сражение у острова Тендра 1790 г.

 

ТВД

Черное море

Место

около косы (острова) Тендра

Период

Русско-турецкая война (1787 — 1791)

Характер сражения

сражение главных сил

Дата

28—29 августа (8—9 сентября) 1790 г.

Итог

победа Российской империи

Противники


Российская империя


Османская империя

Командующие силами сторон

Россияконтр-адмирал Ф.Ф.Ушаков

Турциякапудан-паша Гиритли Хусейн-паша

Турцияадмирал Саид-бей

Силы сторон

Россия10 линейных кораблей6 фрегатов
1 бомбардирский

корабль и

20 малых судов,

830 пушек

Турция14 линейных кораблей

8 фрегатов
23 малых судна
1400 пушек

Потери

Россия21 убитый

25 раненых

Турция2 линейных корабля потоплены

1 линейный корабль сдался и потоплен
3 малых корабля захвачены
более 2 тыс. убитых

 

После присоединения Крыма к России началась новая русско-турецкая война. Русские войска начали наступление в районе Дуная. Для помощи им была сформирована галерная флотилия. Однако совершить переход от Херсона в район боевых действий она не могла из-за присутствия на западе Чёрного моря турецкой эскадры. На помощь флотилии вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Имея под своей командой 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно и 2 брандера, 25 августа он вышел из Севастополя и направился к Очакову, чтобы соединиться с гребным флотом и дать бой неприятелю.

Командующий турецким флотом Хусейн-паша, собрав в кулак все свои силы между Гаджибеем (ныне Одесса) и мысом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 г. Своей решимостью сразиться с неприятелем он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Чёрном море и тем заслужил его благосклонность. Селим III для верности дал в помощь своему другу и родственнику (Хусейн-паша был женат на сестре султана) опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции.

 

1.3.2. Основная часть:

 

Утром 28 августа турецкий флот, состоявший из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов, продолжал стоять на якоре между мысом Тендра и Гаджибеем. Неожиданно Хусейн-паша обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами со стороны Севастополя в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля.

Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Хусейн-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок.

Используя оправдавшее себя в Керченском сражении изменение в боевом порядке, Федор Федорович вывел из линии три фрегата — «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы» для обеспечения маневренного резерва на случай перемены ветра и возможной при этом атаки неприятеля с двух сторон. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф. Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнем русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии.

 

Линейный корабль «Рождество Христово» является одним из легендарных кораблей русского флота, принимавшего участие в значимых сражениях на Черном море.

К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения.

Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть. Бой продолжался. Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть Хусейн-пашинского корабля разнесена в щепки русскими ядрами.

Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь.

На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, фрегат которых «Амвросий Медиоланский» и вовсе оказался среди вражеского флота. Но так как флаги ещё не были подняты, то турки приняли его за своего. Находчивость командира — капитана М. Н. Нелединского — помогла ему выйти из столь сложного положения. Снявшись с якоря с прочими турецкими судами, он продолжал следовать за ними, не поднимая флага. Понемногу отставая, Нелединский дождался момента, когда опасность миновала, поднял Андреевский флаг и ушел к своему флоту. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны.

Однако от турецкого флота отстали сильно поврежденные 74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки-Бахри». Последний, потеряв своего командира Кара-Али, убитого ядром, сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направился к мелководью, отделявшему фарватер между Кинбурном и Гаджибеем. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г. К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним — «Преображение Господне» и ещё несколько судов. Подходя из-под ветра и произведя залп, они сменяли друг друга.

Корабль Саид-бея был практически окружен, но продолжал храбро защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, в 14 часов подошел к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг.

Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров. При шквальном ветре и густом дыме последняя шлюпка с большим риском вновь подошла к борту и сняла Саид-бея, после чего корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота. Взрыв большого адмиральского корабля на глазах у всего турецкого флота произвел на турок сильное впечатление и довершил моральную победу, добытую Ушаковым при Тендре. Усиливавшийся ветер, повреждения в рангоуте и такелаже не позволили Ушакову продолжить преследование противника. Русский командующий отдал приказ прекратить погоню и соединиться с Лиманской эскадрой.

 

1.3.3. Заключительная часть: потери и итоги.

 

В двухдневном морском сражении турецкий флот потерпел сокрушительное поражение, потеряв два линейных корабля, ещё три малых турецких корабля были захвачены в плен. На пути к Босфору из-за повреждений затонули ещё один 74-пушечный корабль и несколько мелких судов[1]. Только в плен попали более 700 османских моряков, в том числе адмирал и четыре капитана кораблей, более тысячи человек было убито и ранено, большая часть из них при взрыве Капудании. Османский флот с трудом собрался у мыса Калиакрия, ушёл в Мраморное море и там разоружился на зиму.

Повреждения кораблей российского флота в целом были незначительны. На «Рождестве Христовом», «Святом Александре Невском», «Петре Апостоле» требовали замены простреленные мачты (по одной), у других кораблей имелись лишь легкие повреждения рангоута и парусов, а на «Святом Павле» от своей стрельбы разорвалось одно орудие на верхней палубе. Из личного состава выбыли 46 нижних чинов, из которых 21 человек погиб в сражении, остальные были ранены.

В результате поражения турецкого флота у Тендры и его отступления российский Черноморский флот под командованием Ф.Ф.Ушакова благополучно соединился с Лиманской эскадрой и 8 сентября 1790 года, усиленный новыми кораблями, возвратился в Севастополь. Был обеспечен переход русской галерной флотилии в Дунай, где она приняла деятельное участие в захвате русскими сухопутными войсками ряда ключевых османских крепостей, в том числе и считавшегося неприступным Измаила. Важным стратегическим результатом сражения явилось завоевание флотом господства в северной части Черного моря. Это позволило русским постоянно поддерживать в безопасности коммуникацию Днепровский лиман -Севастополь, а 29 сентября - 1 октября беспрепятственно перевести в Севастополь Таганрогскую эскадру капитана бригадирского ранга С.А.Пустошкина, включавшую два новых 46-пушечных корабля «Царь Константин» и «Фёдор Стратилат», бригантину и 10 крейсерских кораблей.

Сражение продемонстрировало то, что матросы и канониры русского флота имеют более высокий уровень подготовки, чем турецкие. Кроме того оно стало так же яркой иллюстрацией решительности и воинского искусства адмирала Ушакова, для которого были характерны использование внезапности атаки, наступательная тактика с использованием наветренного положения для быстрого сближения на короткие дистанции и умение концентрировать силы в ключевых точках боя для нанесения решающего удара по флагманам противника.

Ордером Г. А. Потёмкина Черноморскому адмиралтейскому правлению было объявлено: «Знаменитая победа, одержанная Черноморским Её Императорского Величества флотом под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов».

Контр-адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был награждён орденом Святого Георгия 2-го класса.

Также были награждены капитан генерал-майорского ранга Г. К. Голенкин — орденом орденом Святого Георгия III степени, капитан 1-го ранга Н. П. Кумани — золотой шпагой с надписью «За храбрость», капитаны 1-го ранга К. А. Шапилов, Р. Р. Вильсон, Ф. Я. Заостровский, Н. Л. Языков, М. И. Обольянинов, М. М. Ельчанинов, Ф. В. Поскочин, капитан 2-го ранга П. А. Данилов, генеральс-адьютант М. Л. Львов — орденами Св. Георгия IV степени, капитан-лейтенант А. А. Сорокин — орденом Св. Владимира IV степени.

 

2.                 Заключительная часть

 

Преподаватель Сваровский А. С.:

·выводы по теме воспитательного мероприятия, опрос и ответы на вопросы.

 

Заключение

 

Данное открытое мероприятие призвано ознакомить учащихся с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества  на жертвы, лишения, самоотверженность, стойкость, героизм.

Дать понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитания чувства любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм, проявившийся в годы суровых испытаний.

Воспитание чувства глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа, его готовности во все времена отстоять свободу и независимость Отечества.


 

Скачано с www.znanio.ru

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 288

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 288

Аннотация Данная методическая разработка урока представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященногоизучению дней воинской славы

Аннотация Данная методическая разработка урока представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященногоизучению дней воинской славы

Цели: · - Закрепить знания учащихся об исторических событиях, связанных с днями воинской славы

Цели: · - Закрепить знания учащихся об исторических событиях, связанных с днями воинской славы

Технология: · личностно-коммуникативная; · информационная

Технология: · личностно-коммуникативная; · информационная

День воинской славы 11 сентября –

День воинской славы 11 сентября –

Сражение у мыса Тендра (сражение у

Сражение у мыса Тендра (сражение у

Сражение у острова Тендра 1790 г

Сражение у острова Тендра 1790 г

Хусейн-паша был женат на сестре султана) опытного адмирала

Хусейн-паша был женат на сестре султана) опытного адмирала

Линейный корабль «Рождество Христово» является одним из легендарных кораблей русского флота, принимавшего участие в значимых сражениях на

Линейный корабль «Рождество Христово» является одним из легендарных кораблей русского флота, принимавшего участие в значимых сражениях на

Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров

Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров

Сражение продемонстрировало то, что матросы и канониры русского флота имеют более высокий уровень подготовки, чем турецкие

Сражение продемонстрировало то, что матросы и канониры русского флота имеют более высокий уровень подготовки, чем турецкие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2023