«Методическая разработка урока для дистанционного обучения. «Методы изучения наследственности человека. Лабораторная работа «Генетика человека. Составление и анализ родословных».
Оценка 5

«Методическая разработка урока для дистанционного обучения. «Методы изучения наследственности человека. Лабораторная работа «Генетика человека. Составление и анализ родословных».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
10 кл—11 кл
01.01.2025
«Методическая разработка урока для дистанционного обучения. «Методы изучения наследственности человека.  Лабораторная работа «Генетика человека. Составление и анализ родословных».
Материал соответствует программным требованиям по курсу "Общая биология", для обучающихся 10-11 классов.
Урок биологии. Генетика человека. Родословные..docx

«Методическая разработка урока для дистанционного обучения. «Методы изучения наследственности человека.  Лабораторная работа «Генетика человека. Составление и анализ родословных».

 Дата:

Учитель:

Ученик: __________________________________ФИО _________класс

Работаем в этом документе (с учетом рекомендаций в конце документа), лишь изменяем название файла перед отправкой (добавить фамилию ученика в название файла).

Здравствуйте, предлагаю вам следующий материал для изучения.

Тема занятия: Методы изучения наследственности человека.  Лабораторная работа «Генетика человека. Составление и анализ родословных».

Оборудование:  материалы урока, интернет ресурсы (см. Приложение в конце документа).

Задачи: знать суть методов изучения наследственности человека, уметь анализировать родословные, определять характер наследования признаков.

Ход работы:

1.      «Методы исследования генетики человека», работаем с текстом учебника, результаты оформляем в следующей таблице:

Название метода

Суть метода

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

2.      Изучаем Приложение 2 «Типы наследования признаков у человека»

 

3.      Приложение 3 «Анализ родословных. Определение характера наследования признака»

 

Изучаем Приложение 3, результаты работы оформляем в виде таблицы:

Родословная

Характер наследования

 

 

 

 

 

 

4.      Попробуйте сделать вывод по изученному материалу:

Вывод:

 

5.      Отчет о работе: оформить работу в соответствии со всеми рекомендациями по ходу работы на уроке, выслать файл.

6.      Если есть вопросы неотложные – обращайтесь по адресу почты, помогайте советами друг другу, но не допускайте прямого списывания материала, вникайте в изучаемый материал.

Работу прислать  ________________!!!

Удачи!!!

Предлагаю заполнить таблицу по анализу своей учебной работы:

Вопросы

Ответы

Какие понятия самые простые?

 

Какие понятия самые сложные?

 

Смотрел (а) ли я видеоролик?

 

Что мне не понятно в Приложении?

 

Вопросы к учителю?

 

 

 

 

Приложение 2 «Типы наследования признаков у человека»

Признаки аутосомно-доминантного наследования

  • 1.  передача заболевания из поколения  в поколение (наследование по вертикали)
  • 2.  передача заболевания от больных родителей детям
  • 3.  здоровые члены семьи обычно имеют здоровое потомство
  • 4.  оба пола поражаются одинаково часто
  • Синдром Марфана
  • Полидактилия
  • Синдактилия
  • Ахондроплазия
  • Анемия Минковского-Шоффара
  • Брахидактилия

Признаки аутосомно-рецессивного наследования

  • 1.болеют только по рецессивному гену
  • 2.  больные чаще встречаются в одном поколении: среди родных или двоюродных сибсов (наследование «по горизонтали») или среди дядей и племянников (наследование «по ходу шахматного коня»)
  • 3.  в родословной отмечается более высокий процент кровно-родственных браков
  • 4.  одинаково часто болеют мужчины и женщины
  • Особенность рецессивного гена существовать во многих поколения в гетерозиготном состоянии, никак не проявляясь фенотипически
  • Первый больной рецессивной болезнью может появиться через многие поколения после возникновения мутации,
  • Рождение больного ребенка возможно, если оба родителя гетерозиготны по данному гену (Аа)
  • Фенилкетонурия
  • Галактоземия
  • Альбинизм
  • Муковисцидоз
  • Целиакия
  • Большинство мукополисахаридозов и др.

 

 

Если в Х-хромосоме локализуется рецессивный ген, то такой тип наследования называется
Х-сцепленным рецессивным (дальтонизм, гемофилия)

  • 1.  болеют преимущественно лица мужского пола
  • 2. больные дети рождаются от фенотипически здоровых родителей, но мать больного является гетерозиготной носителей патологического гена («кондуктор»)
  • 3. больные мужчины не передают заболевания своим сыновьям, но все их дочери становятся «кондукторами»
  • 4.  редкие случаи заболевания женщин возможны, если их отец болен, а мать - носительница
  • Если в брак вступает здоровый мужчина и гетерозиготная женщина, то вероятность рождения больного мальчика в данной семье составляет 50% от всех мальчиков (или 25% от всех детей), а все девочки этих родителей будут здоровы, но половина из них станут носительницами патологического гена
  • Если в брак вступает больной мужчина и здоровая женщина, все дети будут здоровы, но дочери получат от отца мутантный аллель и станут «кондукторами»
  • В браке между больным мужчиной и женщиной гетерозиготной – ожидается рождение половины больных мальчиков; половина девочек также будет больна, а половина – станет носительницами патологического гена

Если в Х- хромосоме локализуется доминантный ген, такой тип наследования называется

Х-сцепленным доминантным

  • 1.  заболевание прослеживается в каждом поколении
  • 2.  если отец болен, то его дочери будут больными, а все сыновья здоровыми
  • 3.  если мать больна, то вероятность рождения больного ребенка равна 50% независимо от пола
  • 4.  болеют как мужчины, так и женщины, но в целом больных женщин в семье

   2 раза больше, чем больных мужчин

  • 5.  у здоровых родителей все дети будут здоровыми
  • Коричневая эмаль зубов

 

Сцепленное с У-хромосомой

  • Характеризуется тем, что гены локализованные в У-хромосоме, передаются только сыновьям пораженного отца
  • Дочери остаются здоровыми, так как они никогда не получат У-хромосомы от отца (голандрическое наследование)
  • По такому типу наследуется «мохнатые уши» - наличие волос по краю ушной раковины

 

Изучите примеры родословных, обратите внимание на характер наследования признака:

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 «Анализ родословных. Определение характера наследования признака»


 

Методическая разработка урока для дистанционного обучения

Методическая разработка урока для дистанционного обучения

Попробуйте сделать вывод по изученному материалу:

Попробуйте сделать вывод по изученному материалу:

Приложение 2 «Типы наследования признаков у человека»

Приложение 2 «Типы наследования признаков у человека»

Если в Х-хромосоме локализуется рецессивный ген, то такой тип наследования называется

Если в Х-хромосоме локализуется рецессивный ген, то такой тип наследования называется

Дочери остаются здоровыми, так как они никогда не получат

Дочери остаются здоровыми, так как они никогда не получат

Приложение 3 «Анализ родословных

Приложение 3 «Анализ родословных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2025