ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 8
имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова
(ГАПОУ ПК № 8 им. И.Ф. Павлова)
Методическая разработка урока истории по теме «Реформы Петра Великого»
преподавателя ГАПОУ ПК №8 им. И.Ф.Павлова
Митюшиной Наталии Анатольевны
в группе первого курса 11ОС (15.01.32 Оператор станков с программным управлением)
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: комбинированный урок.
Цель: познакомиться с петровскими преобразованиями.
Задачи: Образовательные:
1) Формирование учебно-логических компетенций (выявить комплекс причин, которые привели к приведению петровских преобразований в России; охарактеризовать особенности реформ государственного управления и создание Петром I «регулярного» государства; отметить в ходе урока противоречия, обозначившиеся в процессе модернизации Российского общества и государства в начале XVIII века; сформировать следующие понятия: реформы, глобализация, антиглобалисты, регулярная армия, рекрут, Сенат, фискалы, прокуратура, коллегии, Синод, губернская реформа, податная реформа, Табель о рангах, протекционизм.)
2) Формирование учебно-организационной компетенции (владение различными формами самоконтроля)
3) Формирование учебно-информационных компетенций (работа с основными компонентами учебника, работа с интерактивной доской)
4) Формирование учебно-коммуникативных компетенций (выслушивание мнений других; толерантность к мнению других)
Воспитательные:
1) Воспитывать у обучающихся интерес к историческому прошлому нашей Родины;
2) Воспитывать активность и любознательность.
Развивающие:
1) развивать эмоциональную сферу обучающихся.
На этапе актуализации знаний используются тестовые задания в формате КИМов, что обеспечивает подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ. Изучение нового материала организуется с опорой на творческо-поисковую деятельность учащихся, успеху которой способствует специально разработанная технологическая карта (наличие пошаговых инструкций позволяет рационально использовать учебное время и одновременно способствует формированию навыка самоорганизации ). В процессе самостоятельной работы наряду с компетенциями по дисциплине, учащиеся совершенствуют общеучебные навыки : чтения и письменной речи. Для развития устной речи обучающихся используется иллюстративный материал и система проблемных вопросов, позволяющих учащимся соотнести личные качества императора с содержанием и масштабом его реформ. Выполнение данного задания способствует развитию логического мышления и коммуникативной компетенции обучающихся. На уроке реализуются межпредметные связи, анализ внешней политики эпохи Петра I проводится с опорой на знания, полученные в курсе обществознания ( глобализм, изоляционизм, протекционизм ). Аналитическая работа способствует развитию исторического мышления обучающихся, их общий эрудиции. Важным моментом является рассмотрение на занятии профильных дидактических единиц, повышающее интерес к изучаемой профессии и обеспечивающее профильную направленность преподавания учебной дисциплины.
Оснащенность учебного процесса
1) Учебник. История(с древнейших времён до конца XIX века) А.Н.Сахаров, Н. В.Загладин Москва, «Русское слово» 2017г.
2) Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
3) DVD-диски «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
4) Инструкция по выполнению самостоятельной работы обучающихся
План урока.
1) Оргмомент
2) Актуализация изученного материала.
3) Изучение нового материала.
4) Самостоятельная работа с учебником.
5) Закрепление учебного материала
6) Подведение итогов.
7) Домашнее задание.
I) Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
На партах должны лежать учебники, тетради, ручки.
II) Актуализация изученного.
- Давайте вспомним какую тему изучали на прошлом уроке.
- Теперь проверим, как вы усвоили изученный материал.
… иди к доске. Проведём исторический диктант.
1) К какому морю Россия получила выход в ходе Северной войны.
2) Годы Северной войны.
3) Какая крепость была основана в 1703/04 г. на о.Котлин в Финском заливе.
4) Год основания Санкт-Петербурга.
5) Как стала называться Россия после победы в Северной войне.
III) Изучение нового материала.
- Сегодня мы продолжим изучать эпоху Петра I.
Запишите тему нашего урока: Реформы Петра Великого.
- Скажите, каким словом можно заменить слово «реформы».
Правильно, «преобразования». И цель нашего урока познакомиться с основными преобразованиями, которые проводил Петр I во время своего правления.
Личность царя стала одним из главных условий реформ и одной из основных их предпосылок. Петр раньше, чем многие другие, осознал необходимость преобразований и приложил все свои незаурядные силы к делу их осуществления. Одаренный недюжинным умом и несгибаемой волей Петр буквально вколачивал в свой народ новые взгляды. Он стремился изменить устои российской жизни. И это ему во многом удалось.
- Обратимся к картине известного художника В.Серова «Петр I».
Скажите, смог ли художник передать при изображении Петра, его незаурядные силы, несгибаемую волю? Каким образом?
В современной исторической науке существует концепция, согласно которой вся история России представляет непрерывное чередование циклов поддержки глобализации и изоляционизма.
Давайте вспомним, на уроках обществознания мы говорили о процессе глобализации. А кто скажет, что означает понятие «глобализация».
Так вот , первый из таких циклов глобализации начался в начале 18в. с приходом к власти Петра I и закончился с его смертью.
А как вы понимаете слово «изоляционизм».
Благодаря проведенным реформам Россия встала на путь глобализации.
Так какие же реформы провел Петр I в Российском государстве?
1) - Начнем с военной. Одной из самых первых была проведена Петром военная реформа. Как вы думаете почему?
Откройте страницу 299 учебника и найдите, в чём заключалась суть военной реформы. Давайте коротко запишем.
2) - В 1699 году на смену Боярской думе пришла Ближняя канцелярия. Она стала прообразом Сената - высшего правительственного учреждения, созданного в 1711г.
На стр.300 учебника найдите функции, которые должен был выполнять Сенат.
3) В 1711г. был создан фискалитет.
Посмотрите в учебник на стр.301 и найдите, чем занимались фискалы.
4) А какой указ был подписан в январе 1722г.?
Кто возглавлял систему прокуратуры?
А чем занимается современная прокуратура?
5) Давайте вспомним, что такое приказы и когда они впервые появились?
В 1718-1720гг. приказы были заменены 11 коллегиями, чьи функции были четко определены.
В 1718г. появились первые три важнейшие коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранная.
- Как вы думаете, чем занимались эти коллегии?
6) Священный Синод (слайд на интерактивной доске).
-Каким образом при Петре I изменились отношения государства и церкви?
7) В 1708-1710гг была проведена губернская (областная) реформа. Было образовано 8 губерний. Работа со слайдом на интерактивной доске.
-Давайте попробуем начертить в тетрадях схему губернской реформы.
8) Денежная реформа 1704г. (Работа со слайдом).
9) Податная реформа.
- Как вы думаете, название этой реформы от какого слова?
10) В 1722г. Пётр учредил «Табель о рангах».
- Обращаю ваше внимание, что в 18 веке слово «табель» было женского рода. А сейчас это слово какого рода?
Пётр поставил во главу угла заслуги перед государством.
Они и только они, по мысли реформатора, могли определить положение человека в России, уровень его прав и привилегий. Служить государству – вот главная цель жизни императора, служить государству – это должно было стать и целью жизни его подданных.
- Как вы думаете, это правильный подход к осуществлению реформ?
Посмотрите на картину художника Е.Лансере.
- Как вы думаете, что он хотел показать в своей картине?
IV) Самостоятельная работа с учебником.
А теперь в тетрадях самостоятельно ответьте на вопрос : Какие изменения произошли в экономике России при Петре I?
V) Закрепление изученного материала.
Мы сегодня на уроке говорим о преобразованиях Петра I.
Я вам предлагаю немного поиграть в «Ассоциации». Каждый называет то, с чем у него ассоциируется личность Петра I. Например, Петр I – флот. Давайте по цепочке.
Теперь с помощью интерактивной доски проверим, как вы усвоили новый материал. Давайте ответим на вопросы для самоконтроля.
1.Какой орган создал Пётр I «для отлучек наших»?
А) Главный магистрат
Б) Верховный тайный совет
В) Преображенский приказ
Г) Сенат
2.В чем выражалось отставание России от передовых стран Запада в начале XVII века?
А) Отсутствие регулярной армии
Б) Слабое развитие мануфактурного производства
В) Отсутствие флота
Г) Все перечисленное
3.Какой документ при Петре I определял продвижение по службе за счет личной выслуги:
А) Ревизия
Б) Новый военный устав
В) Табель о рангах
Г) Духовный регламент
4.Петр I ввел:
А) Прогрессивный налог
Б) Подоходный налог
В) Подушную подать
Г) Посошное обложение
5. В систему государственного управления Петром I были введены:
А) Верховный тайный совет, Канцелярия
Б) Приказы, Дворец, Казна
В) Сенат, Синод, Коллегии
Г) Земский собор, Боярская дума
Подведение итогов.
- Какую тему изучали сегодня на уроке?
- Какие реформы провел Петр I в свое царствование?
- С какими новыми понятиями познакомились?
Выставление оценок.
VI) Домашнее задание.
Параграф 42.
Составьте таблицу «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ».
Технологическая карта урока истории по теме: Реформы Петра Великого.
Учебный элемент |
Учебный материал |
Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 |
Организационный момент. Интегрированная дидактическая цель: - познакомиться с петровскими преобразованиями. |
Фронтальная беседа. |
УЭ-1 |
Входной контроль в форме исторического диктанта. |
Работа с интерактивной доской. Самоконтроль. |
УЭ-2 |
Изучение нового материала. Мотивационная беседа. Работа по картине В.Серова «Петр I» Работа с учебником . А) Военная реформа. Откройте страницу 299 учебника и найдите, в чём заключалась суть военной реформы. Давайте коротко запишем. Б) Сенат. На стр.300 учебника найдите функции, которые должен был выполнять Сенат. В) Фискалитет, прокуратура. Посмотрите в учебник на стр.301 и найдите, чем занимались фискалы. А какой указ был подписан в январе 1722г.? Кто возглавлял систему прокуратуры? А чем занимается современная прокуратура? Г) Коллегии. На стр.300 найдите и запишите значение учреждения коллегий. Д) Губернская реформа. Давайте попробуем начертить в тетрадях схему губернской реформы. Е) Денежная реформа Ж) Податная реформа З) «Табель о рангах» Работа с картиной Е.Лансере «Флот Петра I». |
Самостоятельная работа уч-ся. Фронтальная беседа.
Самостоятельное изучение материала на интерактивной доске |
УЭ-3 |
Самостоятельная работа с учебником. А теперь в тетрадях самостоятельно ответьте на вопрос на странице 302. Какие изменения произошли в экономике России при Петре I? |
Самостоятельная работа. Самоконтроль. |
УЭ-4 |
Резюме – обобщение. Работа со слайдом «Особенности реформ» на интерактивной доске. Согласны ли вы с выделенными особенностями? Игра «Ассоциации».
|
Самостоятельная работа. |
УЭ-5 |
Выходной контроль, тестирование с помощью интерактивной доски. |
Самоконтроль. |
УЭ-6 |
Подведение итогов. Ответьте на вопросы: 1) Какую тему изучали на уроке? 2) Какие реформы провёл Петр I в свое царствование? 3) С какими новыми понятиями познакомились? Выставление оценок. |
Фронтальная беседа. Самоконтроль. |
УЭ-7 |
Домашнее задание: С помощью учебника составьте таблицу «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ». (Параграф 42. ) |
Самостоятельная работа |
Инструкция по выполнению самостоятельной работы по истории.
Тема: «Реформы Петра Великого»
Этап урока |
Задание для самостоятельной работы |
I) Оргмомент |
|
II) Актуализация изученного материала |
Исторический диктант |
III) Изучение нового материала |
1) Откройте стр.299 учебника и коротко запишите, в чём заключалась суть военной реформы. 2) На стр.300 учебника найдите функции, которые должен был выполнять Сенат. 3) Посмотрите в учебник на стр.301 и найдите, чем занимались фискалы. 4) На стр.300 учебника найдите и запишите , какие учреждения заменили приказы и почему. |
IV) Самостоятельная работа с учебником |
При помощи учебника ответьте на вопрос: Какие изменения произошли в экономике России при Петре I? Стр.302. |
V) Подведение итогов |
|
VI) Домашнее задание |
С помощью учебника составьте таблицу «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ». (Параграф 42.) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.