Статья «Крестьянская реформа Александра II.»
К моменту вхождения на престол Александр II, понимал, что страна находится под давлением крепостничества. Император понимал, что без изменений внутри страны, не произойдет перемен и на международной арене. Посылом к крестьянской реформы Александра II, во многом стало общественное мнение. В книге Захаровой «Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856 – 1861 гг.», автор приводит слова Погодина, который в своем письме от 16 мая 1855 года предложил выход из политического кризиса: « Свобода! Вот слово которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола!» [1]. Погодин развернул свою программу: «Простите наших политических преступников.… Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян, для выкупа их по жребию.… Дайте право приобретать землю, кому угодно, с обязанными крестьянами, что вдруг освободит их множество»[2]. Таким образом, письма Погодина давали повод Александру II и его окружению задуматься о переменах в социальных сферах России, а именно в необходимости отмены крепостного права.
Помимо Погодина записки императору подавали так же Валуев Петр Александрович, Позен Михаил Павлович, Кавелин Константин Викторович. Захарова пишет, «Он предлагал: Устранить секретность и гласно объявить намерения правительства; дать свободу крестьянам не иначе , как по обоюдному соглашению их с помещиками, за вознаграждение при содействии правительства денежными средствами; в случае освобождения крестьян целыми селениями осуществлять его на основании двух действующих законов – о вольных хлебопашцах и об обязанных крестьяных, при условии согласия обеих сторон; организовать широкое участие правительственного кредита в проведении этих преобразований»[3]. По мнению Кавелина, отсталость России и неудачи в Крымской войне было не что иное, как крепостное право.
Стоить отметить, что все сторонники отмены крепостного права приводили в пример крестьянские восстания: «…бунты Степана Разина, Пугачева, и других мало известных героев и атаманов буйной вольницы, - поднимались и восставали из мутных источников крепостного права»[4]. Можно привести много примеров восстаний народных масс людей из Могилевской, Витебской, Симбирской губерний в надежде на получения земли и свободы, также не забывая восстания во время Крымской войны можно сделать вывод, что народ тяготится крепостной зависимостью, и может в любой момент разгорется пламя восстания.
Помимо Кавелина, Позена, Валуева сногие видные деятели писали записки и письма Александру II.
3 января 1857 года был открыт Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещечьих крестьян» под председательством самого царя. При обсуждении вопроса об отмене крепостного права комитет отметил, что волнение умов «при дальнейшем развитии может иметь последствия более или менее вредные, даже опасные. Притом само по себе крепостное состояние есть зло, требующее исправления, для успокоения умов и для упрочнения будущего благосостояния государства необходимо приступить к подробному пересмотру всех до ныне изданных постоновлений о крепостных людях с тем, чтобы при этом пересмотре были положительно указаны начала, на которых может быть приступлено к освобождению крепостных крестьян, впрочем, к освобождению постепенному, без крутых и резких переворотов, по плану, тщательно и зрело во всех подробностях обдуманному»[5].
В соответсвии с этим решением 28 февраля того же года была учреждена специальная «Приуготовительная комиссия для пересмотра постановлений и предложений о крепостном состоянии» в составе: Гагарина, Корфа, генерал-адъютанта Ростовцева и государственного секретаря Буткова. « Приуготовительная комиссия» должна была рассмотреть законодательство по крестьянскому вопросу (законы о «вольных хлебопашцах» и «обязанных крестьянах»), а так же различные записки и проекты, посвященные вопросу об отмене крепостного права. Однако члены комиссии, расмотрев все эти материалы, так и не смогли прийти к какому-либо определенному решению и решили ограничиться изложением личного мнения по данному вопросу.
В конце октября 1857 г. В Министерстве внутренних дел были разработаны «Общие начала для устройства быта крестьян»[6]:
А) Вся земля являестся собственностью помещиков;
Б) Ликвидация крепостной зависимости должна происходить постепенно, в течении 8 – 12 лет;
В) « в видах предотвращения вредной подвижности и бродяжничества в сельском населении, увольнение крестьян из личной крепостной зависимости должно быть сопряжено с обращением в собственность их усадеб, находящихся в их использовании с небольшими участками огородной и выгонной земли всего от полудесятины на каждый двор».
20 ноября 1857 года Александром II был дан «высочайший» рескрипт Виленскому генерал-губернатору Назимову, в котором дворянству этих губерний разрешалось приступить к составлению проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян». Таким образом, подготовка реформы отдавалась целиком в руки дворянства. Составление проектов должно было осуществиться на основе следующих положений:
1) Помещикам сохраняется право собственности на всю землю, но крестьянам оставляется их усадебная оседлость, которою они в течение определенного времени приобретают в свою собственность посредством выкупа; сверх того, предоставляется в пользование крестьян надлежащее, поместным удобствам, для обеспечения их быта, и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком, количество земли за которое они платят оброк, или отрабатывают работу помещику.
2) Крестьяне должны быть распределены на сельские общества, помещикам же предоставляется вотчинная полиция.
3) При устройстве отношений помещиков и крестьян, должна быть обеспечена исправная уплата государственных податей и денежных сборов.
Так, крестьяне должны были получить личную свободу, но остаться в полуфеодальной зависимости от помещиков. Рескрипт Назимову об открытии дворянских комитетов не должен был распространяться на другие губернии – «Мера сия не только предупредит распространение
вредных толков и слухов, но и познакомит дворянское сословие внутренних губерний с теми подробностями, кои предписаны для трех западных губерний и кои со временем могут быть применены и к прочим губерниям России». [7]
Так началось обсуждение крестьянской реформы. Когда губернские комитеты изготовили свои проекты положений об улучшении быта крестьян, они должны были представить их на рассмотрение главного комитета и прислать их в Петербург своих депутатов для совместного обсуждения дела в главном комитете. Так ка проекты губернских комитетов во многом различались между собойю, то для их рассмотрения и согласования была образована при главном комитете особая редакционная комиссия под председательством Я.И. Ростовцева(1859г.). Комиссия эта была по ходу дела разделена на четыре отделения или «четыре редакционные комиссии». В их состав входили как чиновники разных министерств, так и дворяне по приглашению Ростовцева. Кроме того, дворянские депутаты из губерний дважды вызывались в Петербург для занятий в редакционных комиссиях. С их участием, комиссии обсудили все основания крестьянской реформы и составили «проект положения об освобождении крестьян»[8]. Проект этот был очень благожелателен для крестьян стараниями членов комиссии: Малютина, Черкасского, Самарина и др. В самый разгар работ комиссий их председатель Ростовцев скончался и на его место был назначен граф Панин, известный консерватор. «Ростовцев был горячим сторонником освобождения крестьян, Панина же считали «крепостником».Тем не менее, работы редакционных комиссий продолжились в том же духе, как и при Ростовцеве».[9] На каждом этапе обсуждения в проект вносились те или другие поправки крепостников. Реформаторы чувствовали, что проект все более сдвигается от «золотой середины» в сторону ущемления крестьянский интересов.
Однако, в конце 1860 г.комиссии окончили свое дело и были закрыты. Составленные ими законопроекты были переданы в главный комитет. Главный комитет под председательством великого князя Константина Николаевича рассмотрел выработанный комиссиями проект положения об освобождении крестьян и придал ему окончательную форму.
После этого в начале 1861 года, проект был внесен в государственный совет и по желанию государя немедленно был рассмотрен. Александр II лично открыл занятия государственного совета по крестьянскому делу и в своей речи указал совету, что на уничтожение крепостного права «есть его прямая воля». Во исполнение этой воли совет рассмотрел и одобрил проект закона об освобождении крестьян. «В годовщину своего вступления на престол, 19 февраля 1861 года, император Александр подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права и утвердил « положение о крестьянаях, вышедших из крепостной зависимости». Великое дело «царя-освободителя» было совершенно 5 марта 1861 года, « воля» была обнародована и принята народом спокойно, без всяких потрясений.»[10]
Рабские цепи крепостного права пали, они были разбиты объективными потребностями времени, продолжительными мучениями народа и дружными стараниями друзей Александра II. Для страны наступала новая жизнь. По словам М.П. Погодина, царь испытывал в этот день великую радость. «Сегодня - лучший день в моей жизни! – говорил Александр II. – Он и плакал, и смеялся, и деточек целовал, и близких обнимал, спрашивал, рассказывал. Окружавшие его люди диву давались, глядя на него. Машенька дочка побежала к своей образной, вынула образочек Благовещения и принесла ему в подарок на память о дне крестьянского освобождения»[11].
Стоит отметить, что Российская Империя была чуть ли не единственной страной, где сохранилась крепостная зависимость. Лучшие умы России давно называли сложившиеся устои в стране – рабством. Главной задачей борьбы против рабства были декабристы, это было прямо записано в «Русской Правде» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева. Но даже то, что предлогали декабристы, было смехотворно по сравнению с манифестом Александра II.
В середине XIX века, было уничтожено рабство в США, которое во многом было похоже на крепостное право в России. Стоит обратить внимание, что в обеих странах не было рабовладельческой формации, а был феодализм. С той поры, эти вековые цепи рабства разорвались.
Министерству внутренних дел было поручено наблюдать за ходом крестьянского дела и следить за введением «Положений» на местах. Позднее, деятельность министерства была направленна на то, чтобы «Манифест» и прочие законоположения о крестьянах, были доведены до помещиков и крестьян,дабы предупредить все споры и недоразумения, сразу же по получении их на месте.
В этих целях министерство заранее распорядилось: «1) о составлении по каждому уезду списков всех помещечьих имений и приходов; 2) о подготовке необходимых средств для развозки по уездам, для быстрой и одновременной доставки во все приходы и помещечьи имения экземпляров Манифеста и «Положении» и 3) о немедленном образовании из учрежденных в каждой губернии временных комиссий – губернских по крестиьянским делам присутствий.»[12]
В дальнейшем после того, как была объявленна свободы, крепостные люди люди с полной признательностью отняслись к царю-освободителю и приняли ее. Многие ожидали, что освобождение от уз крепостного права, будет встречено шумным разгулом, но пьянство нигде не было обнаружено. В последствии, после безграничной радости наступили трудные времена в общем ходе дела.
« Положение от 19 февраля 1961года» Распространялось на 44 губерние Европейской России, в которых насчитывалось 22 563 тыс. крепостных и 543 тыс. приписных к частным заводам и фабрикам. «Основными вопросами, котрые разрешались законами 19 февраля 1861 г., были: правовое положение крестьян, их наделы и повинности, выкуп земельных угодий крестьянами и организация крестьянского управления»[13]. Стоит отметить, что феодальные отношения в деревне были уничтожены не за один день, и продолжались еще в течении долгих десятилетий. Стоит обратить внимание и на сам документ Манифеста от 19 февраля 1861г., так как в Манифесте царь говорил, что для призведения реформы в действие должно пройти не мене двух лет, прежде чем на смену старому придет новый порядок, «а до того времени существующий доныне в помещячьих имениях порядок должен быть сохранен доныне»[14].
Для правильного выполнения целей Манифеста царь-освободитель повелевал: « 1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование крестьянских обществ, водворенных на помещечьих землях.
1. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполненнии новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
2. Затем образовать в помещечьих имениях мирские управления, для чего оставляя сельские общества в нынешнем их их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
3. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в котрой будет исчисленно, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика ка за землю, так и за другие от него выгоды.
4. Сии уставные грамоты приводить в исполненние по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течении двух лет со дня настоящего.
5. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и бесприкословно исполнять прежние их обязанности.
6. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях , с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.»[15]
В Манифесте Императора, говорится что крестьяне в течении двух лет, вплоть до 19 февраля 1861года, должны были отбывать те же самые повинности, что и раньше. С момента объявления Манифеста отменилияь лишь так называемые добавочные, натуральные сборы (ягодами, грибами, яйцами, маслом, льном холстом и т.п.), барщина же ограничивалась двумя женскими и тремя мужскими днями тягла в неделю (тягло в XVIII – XIX вв. – единица обложения государственными и помещечьими повинностями, обычно один крепостной и одна крепостная составляли одно тягло).
Как следствие, несколько сокращалась подводная повинность (подвода – конная повозка), запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. За 2 года,начиная с 19 февраля 1861 г., должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Можно проследить, как с момента принятия уставных грамот крестьяне переводились на положение «временнообязаных», т.е. продолжали нести утвержденные «Положениями» феодальные повинности: платить оброк или выполнять барщину. Заверщающимся же актом в уничтожении феодальных отношений, был перевод крестьян на выкуп. После выкупа крестьяне именовались собственниками.
После выхода Манифеста, крестьяне получили личные права. После обнародования закона крестьяне обрели личное освобождение, т.е. отменялась собственность на работника; помещик не мог распоряжаться личностью крестьянина, т.е. продавать, покупать, дарить и т.п. Личные права позволяли крестьянам свободно вступать в брак, самостоятельно заключать договоры и обязательства, заниматься торговлей и промышленностью, вести судебные дела как гражданские, так и уголовные. Помимо всего прочего, крестьяне по собственному желанию могли учавствовать в органах общественного самоуправления, «как свободные сельские обыватели». Так же переходить в другие сословия, отлучаться с места своего жительства и поступать на военную службу, и в «общие учебные заведения». Упоминания заслуживают и имущественные права крестьян, которые позволяли им покупать движимое и недвижимое имущество, свободно пользоваться и распоряжаться выкупленнымиземельными угодьями, наследовать имущество, согласно местным обычаям.
Не стоит забывать, что «Положения» реформы сохраняли многочисленные остатки прежней системы внеэкономического принуждения. Можно согласиться с точкой зрения автора книги «Александр II и его время. Книга 1 (Тайны истории в романах, повестях и документах)», Е.П. Толмачева, что «помещики сохраняли право опеки над крестьянами, «представительства» их интересов в суде, даже если они этого не желали»[16]. Не стоит забывать, что в течении первых 9 лет после публикации Манифеста 1861 г. крестьянин не мог отказаться от земельного надела, т.е. можно сделать вывод, что он был связан круговой порукой за исправное отбывание денежных и натуральных повинностей, а исправные плательщики сельского общества, должны были выплачивать за неисправных.
После проведения реформы, нужно было создать определенную систему управления крестьянами, несмотря на существование различных ведомств и влияния помещиков. Высшим органом был утвержден – «Главный комитет об устройстве сельского состояния», заменивший Главный комитет по крестьянскому делу. Соответственно он подчинялся лично императору и был учрежден 19 февраля 1861 года. Председателем комитета был великий князь Константин Николаевич. Средним звеном считалось губернское по крестьянским делам присутствие, во главе которого назначался гражданский губернатор, так же в состав присутствия входили: губернский предводитель дворянства, четыре местных помещика, а так же два представителя от «правительства»( как правило их назначали из местных помещиков). Естественно, множество сложных споров решались в пользу помещиков.
Во многом в практической реализации реформы огромную роль сыграли – мировые посредники. Мировой посредник сыграл очень значимую роль в проведении реформы. Его основной задачей было документальное оформление отношений между помещиком и крестьянином, т.е. заключение уставной грамоты. Так же, мировой посредник следил за сельским самоуправлением, утверждал избранных должностных лиц – сельского старосты и др., имел право в случае не исполнения своих обязанностей наказывать их и снимать с должности.
Как правило, мировых посредников назначали из местных дворян-помещиков, по настоянию губернатора и с губернскими предводителями дворянства.
В первое время положение мировых посредников было сложным: примирять интересы крестьян, которые не понимали своего положения, с интересами помещиков, которые с трудом привыкали к новому порядку.
По «Положению 1861г.» мировые посредники избирались сроком на 2 года.
Первый состав мировых посредников выполнил свою главную задачу, а именно установление правильных и мирных отношений между крестьянами и помещиками, на началах указаных в «Манифесте 1861г». Несмотря на сословную принадлежность, мировые посредники смогли сдержать помещечье своеволие. В первом составе , например, в числе гуманно настроенных мировых посредников активно трудились Н.И. Пирогов, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, юрист и публицист Петр Наркизович Обнинский, общественые деятели, представители Тверского дворянства братья Николай Александрович и Алексей Александрович Бакунины, бывший декабрист барон Андрей Евгеньевич Розен и др.
Последующие, за первым составом, составы мировых посредников отличались равнодушием к своим обязанностям и бездействием. В связи с этим в 1868 году была начата разработка вопроса о преобразовании крестьянских учреждений на началах, в более соответствующие тогдашнему положению крестьянского дела.
Между тем, постоянно происходили попытки земст к уменьшению расходов на содержание мировых по крестьянским делам учреждениям. «Первоначальный расход земства на содержание этих учреждений в 4 080 300 руб. ко времени их преобразования был доведен до 2 631 700 руб».[17]
27 июня 1874 года «Положением» Главного комитета об изменениях в устройстве местных по крестьянским делам учреждений было учреждено одно коллегиальное учреждение, вместо мировых посредников и их съездов, которые составляли две отдельные инстанции. В состав учреждения вошли: Представители земства, администрации и суда, а так же особый непременный член, которого назначал министр внутренних дел. Дела по спорам между крестьянином и помещиком передавались в общие судебные учреждения, по засвидетельствованию актов и сделок – в общие нотариальные учреждения, по поземельному делу – передавались непременным членам, а по взыскаснию сборов и повинностей - на исправников; все остальные дела, которые раньше возложены были на посредников и съезды, были отданы в руки уездном по крестьянским делам присутствии. Так же происходило существенное сокращение состава губернских присутствий.
Как отмечалось ранее, главной задачей мировых посредников было документальное оформления договора между крестьянином и помещиком, т.е. составление Уставных грамот. Уставная грамота являлась документом, закрепляющим конкретные условия выхода крестьян из крепостной зависимости; фиксировала момент перехода крепостных во «временнообязанное состояние» и определяла социально-экономические условия этого состояния; оговаривались в ней и особые права помещиков. Также она включала в себя название селения, чин и фамилию помещика, размер пореформенного надела, повинностей и др. Подписывалась же она помещиком или его доверенным лицом и крестьянскими поверенными.
С подписанием Уставной грамоты, как правило подписывали и несколь приложений: акты и сельские приговоры, протоколы действий мирового посредника, постановление мирового съезда, который утверждал грамоту и др. Стоит упомянуть, что грамота составлялась на каждое селение в отдельности, что не всегда соблюдалось. На составление одной грамоты уходило немало времени, зачастую для одной грамоты приходилось выезжать несколько раз, из-за возрожений крестьян, встречавшихся недоразумений и т.п.
Согласно «Положениям 19 февраля 1861г.» все Уставные грамоты предписывалось составить, утвердить и ввести в действие в двух летний срок.
В указанный срок, ввести все грамоты не было возможно, так как все это дело оказалось довольно таки сложным. К 19 февраля 1863 года, грамоты были введены лишь в 12 губерниях; окончательно же и повсеместно это дело завершилось только во второй половине 1864г. Большинство из Уставных грамот было составлено помещиками без участия крестьян, так как последние отказывались от добровольных соглашений с помещиками, а также и от принятия грамот по введении их в действие. «Подписано крестьянами было менее 50 % Уставных грамот»[18].
Крестьяне, между тем распространяли слух о новой воле, и преднамеренно уклонялись от подписания Уставных грамот, так как полагали, что лишат себя прав, связанных с новой волей. Однако терпеливое разъяснение крестьянам их необоснованности и неосновательности возникших слухов и требовоние от крестьян исполнение законных обязанностей прекратили все недоразумения.
«Положение 19 февраля 1861г.» предоставляло помещикам право потребовать обязательного разверстания крестьян в течении 6 лет, начиная с 19 февраля 1863 года. Некоторые помещики, которые составили Уставные грамоты в течении двух лет, придавали огромное значение отделению своих угодий от крестьянских. В последствии этого, было разрешено заявлять требование о развертываниив Уставных грамотах, прилагая к ним и самые проекты распределения земель с тем, чтобы по оканчании 2-х летнего срока , могли приступить к их реализации. Чтобы довести дела до конца без недоразумений, Министерство внутренних дел следило за тем, чтобы разверстыванием нигде не были нарушены поземельные парва крестьян, утвержденные за ними Уставными грамотами. Впоследствии нарушений между крестьянами и помещиками не было выявленно. Большинство крестьян перешли к издельной повинности на оброчную, причем повинности свои, они помещику отбывали исправно. Однако, большинство случаев накопления недоимок всегда объяснялись каким-нибудь хозяйственым бедствием. Для облегчения жизни крестьян, в таких случаях как правило допускались временные отсрочки в казеных платежах.
После того как наступил второй, из указанных в «Положении», 9 летний срок, т.е. с 19 февраля 1870 года, крестьяне получили право отказываться от обязательного пользования своим земельным наделом и могли свободно переходить в другие общества и сословия.
И наконец, последний 20-ти летний срок установил неизменным тот денежный оброк, который был определен за крестьянский надел по Уставным грамотам. С окончанием этого срока, 19 февраля 1881 г., предпологалось по требованиям крестьянина, либо помещика произвести пересмотр оброка на новое 20-ти летие, на основаниях которые будут указаны правительством.
Вопрос об о оброке, ввиду своего приближения обсуждался активно в Главном комитете об оустройстве сельского состояния, а потом в Общем собрании Государственного совета. «Высочайше утвержденным 23 января 1879 г. мнением Государственного совета было определенно: установленный «Положением 19 февраля 1861 г.» для переоброчки повинностей временнообязаных крестьян 20-летний срок в целях устранения всякого нового потрясения в народном хозяйстве, и без того уже более или менее пострадавшем от тягостей войны 1877-1878 гг., продлить еще на 10 лет».[19]
После проведения реформы, управление крестьянами, вместо помещика, было передано крестьянскому миру, т.е. общине. В качестве образца было взято крестьянское «самоуправление» в государственной деревне, которое было создано после реформы министра государственных имуществ П. Д. Киселева, в 1837 – 1841 гг.
Уже в июне – июле 1861 г. в бывших селениях помещечьих крестьян возникли первые органы крестьянского «общественного управления». Крестьяне, проживавшие на земле одного помещика составляли сельское общество, из-за этого порой в селе возникали несколько таких сельских обществ, а порой бывало, что несколько сел составляли одно сельское общество. Такие сельские общества нередко соединялись в более крупные еденицы – волости, от 300 до 2 тысяч душ мужского населения. Нередко волости совпадали с церковным приходом. Повсеместно же волости, были открыты после истечения 9-ти месячного срока, установленного «Положениями». Первоначально для временнообязанных крестьян было создано8750 волостей, однако к концу 1881 года, число волостей достгло 9882.
После открытия волостей, изявление радости и признательности крестьяне были выражены в благодарственных письмах на имя Александра II. Каждое сельское общество имело сельский сход, который состоял из числа крестьян-домохозяев. В обязанности схода входило: избрание сельского старосты на срок до 3 лет, и собрщика податей; так же сход мог выбирать или назначать писарей, смотрителей училищ и больниц, хлебных магазинов, а также лесных и полевых. Также на сходах выносились решения по хозяйственным, организационным и бытовым вопросам: о распределении земли, раскладке и взимании податей, семейных разделах и опеках, о выборах и т.д. В обязаности старосты входило наблюдение за мирским хозяйством, отбыванием крестьянами податей, повинностей, а также он созывал сход, и исполнял его приказы. В права старосты входили так же и полицейские функции, он мог тарестовывать подчиненных на 2 суток, или штрафовать на 1 руб.
Управление волостями осуществлял - волостной сход, волостной старейшина, волостное правление и волостной крестьянский суд. Волостной сход , состоял из выборных, по одному от каждых 10 дворов, пердставителей; в его сферу входило - выносить приговоры по хозяйственным и общественным дела волости: о рекрутской повинности, об устройстве волостных училищ и др. Также волостной сход избирал на 3 года старшину и волостной суд. Старшина возглавлял волостное правление, в которое входили сельские старосты и сборщики податей. Старшина занимался полицейско-административными делами. Он объявлял законы и распоряжения правительства, следил за внешним порядком, мог задерживать продяг и т.п. «Волостной суд мог обременять подсудимого на принудительные работы(сроком до 6 дней), к денежному штрафу(до 3 рублей), аресту до (7 дней), и наказанию розгами (до 20 ударов).»[20]
Таким образом, можно сказать, что крестьянское управление входило в госсударственный аппарат, являясь низшей его ячейкой, и всецело подчинялось высшим органом управления.
После введения государственых и удельных крестьян. Удельные крестьяне получили личную свободу еще в 1858 году, и в период с 1863 по 1865 гг., по особому «Положению» от 26 июня 1863 года были переведены на обязательный выкуп с наделом земли. Они должны были выплачивать денежный оброк в течении последующих 49 лет. Государственные крестьяне, по закону 24 ноября 1866 г., «Закон о поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях» закреплявший за ними определенный надел, и позволяющий бессрочный добровольный выкуп земельного надела. Дворовые кркстьяне крестьяне были освобожденины, но по «Положению об устройстве дворовых людей», должны были в течении двух лет добросовестно служить своим господам или уплачивать им установленный оброк. Но по истечению двух годовалого срока, должны были, если у них было земельного надела, приписываться к сельским или городским обществам, и искать себе способ заработка. Рабочие вотчинных предприятий в течении двух лет переводились на оброк, а также им в пользование передавалась усадьба и прежние наделы, как и остальные крестьяе они имели право выкупать свои земли. Горнозаводские рабочие делились на «мастеровых» - занятых заводскими предприятиями, и «сельских работников» - которые занимались вспомогательными работами. «Мастеровые» освобождались с усадьбой и земельным наделом, которыми они пользовались при крепостном праве. «Сельские» переходили на оброк в течении 3-х лет, если же у них не было земельного надела, то они приравнивались к дворовым, а если имели в своем пользовании усадьбу, либо надел, то продолжали им спокойно пользоваться.
«Существенные распоряжения выразились в следующем:
1. В 1868 г. всем губернаторам было предложено безотлагательно удостовериться в степени надежности волостных писарей, удалить от службы не соответсвующих назначению и на будущее время вести постоянное наблюдение за личным составом писарей.
2. Для ограничения произвола сельских обществ, замеченного в деле удаления из общества порочных и вредных членов, высочайшим повелением 22 апреля 1873 г. было разрешено губернским присутствиям не утверждать мирских приговоров по этим делам, если при рассмотрении их будут обнаружены неправильность или злоупотребление.
3. Были уточненны суммы мирских сборов и расходов и по всем выделяющимся цифрам расхода производилось расследование: действительно ли сами крестьяне установили такой расход и вполне ли добровольно и сознательно они при этом действовали.»[21]
Слабой стороной крестьянского самоуправления оказались – волостные суды. На их действия Император обратил внимание еще в 1871 году. По настоянию Александра II особая комиссия объехала несколько разнохарактерных губерний и понаблюдав за действиямси волостных судов. Закончив свои проверки и наблюдения в 1874 году, комиссия направила свой проект в Министерство юстиции. В том же самом году, Главный комитет оешил оставить волостные суды в руках уездных по крестьянским делам присутствиям.
В конце концов, для удовлетворения специальных нужд всех сельских жителей были изданы следующие законопоожения:
1) 18 июля 1862 года – об охранении полей и лугов от потрав;
2) 1 апреля 1863 года – для найма сельских рабочих и служителей;
3) 7 апреля 1864 года – о взаимном сельском страховании;
4) 9 мая 1867 года – для охранения владельческих лесов от порубок;
5) 14 июля 1867 года – о начальных народных училищах.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 2011. С. 27.
[2] Там же.
[3] Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 2011. С. 30.
[4] Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 2011. С. 32.
[5]Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России. с.67
[6] Данилов В.П. Аграрные реформы и крестьянство в России с.40
[7] Кирюшин В.И. Узловые вопросы аграрной реформы.с 28
[8] Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3.Переиздание – М.: Мысль, 1997. –с. 584.
[9] А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Кривошеев, Ю.В. Тот, РУССКАЯ ИСТОРИЯ (пособие для поступающих в вузы) Оформление А.Лурье – СПб.: Лань, 1997. – 256с
[10] Е.В. Ильин, Ю.В. Кривошеев, Ю.В. Тот, Русская история с древнейших времен до наших дней. 5-е изд. – СПб.: Издательство Лань, 2004. – 448с.
[11] Цит. по: Дучинский Н.П. Указ. Соч., с.28
[12] Толмачев Е.П. - Александр II и его время. Книга 1 (Тайны истории в романах, повестях и документах) – 1998., с.174-175.
[13] Толмачев Е.П. - Александр II и его время. Книга 1 (Тайны истории в романах, повестях и документах) – 1998., с.175.
[14] Всемилостивейший Манифест от 19 февраля 1861 г., об отмене крепостного права. Российское законодательство X – XX вв.: в 9 т. – Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв.ред. О.И. Чистяков. М., Юридическая литература, 1989.
[15] Всемилостивейший Манифест от 19 февраля 1861 г., об отмене крепостного права. Российское законодательство X – XX вв.: в 9 т. – Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв.ред. О.И. Чистяков. М., Юридическая литература, 1989.
[16] Толмачев Е.П. - Александр II и его время. Книга 1 (Тайны истории в романах, повестях и документах) – 1998., с.176.
[17] Толмачев Е.П. - Александр II и его время. Книга 1 (Тайны истории в романах, повестях и документах) – 1998., с.179.
[18] Литвак Б.Г. К истории формуляра Уставной грамоты 1861 г.// Археографический ежегодник за 1957 г. М., 1958.
[19] Толмачев Е.П. - Александр II и его время. Книга 1 (Тайны истории в романах, повестях и документах) – 1998., с.181.
[20] Толмачев Е.П. - Александр II и его время. Книга 1 (Тайны истории в романах, повестях и документах) – 1998., с.182.
[21] Толмачев Е.П. - Александр II и его время. Книга 1 (Тайны истории в романах, повестях и документах) – 1998., с.183.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.