Методическая разработка урока Камаевой Елены Анатольевны, учителя русского языка и литературы КОГОБУ «Лицей г. Малмыжа» Кировской области Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы о и а в корнях –кос- - -кас- »
Оценка 4.9

Методическая разработка урока Камаевой Елены Анатольевны, учителя русского языка и литературы КОГОБУ «Лицей г. Малмыжа» Кировской области Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы о и а в корнях –кос- - -кас- »

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
25.01.2021
Методическая разработка урока Камаевой Елены Анатольевны, учителя русского языка и литературы КОГОБУ «Лицей г. Малмыжа» Кировской области  Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы о и а в корнях –кос- -  -кас- »
Методическая разработка урока Камаевой Елены Анатольевны, учителя русского языка и литературы КОГОБУ «Лицей г. Малмыжа» Кировской области Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы о и а в корнях –кос- - -кас- »
Методическая разработка урока Камаевой Елены Анатольевны.docx

Методическая разработка урока Камаевой Елены Анатольевны, учителя русского языка и литературы КОГОБУ «Лицей г. Малмыжа» Кировской области

 

Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы о и а в корнях –кос- -  -кас- »

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность обучащихся

1)Организационный этап.

- Добрый день, друзья! Мне хочется пожелать вам радостного, творческого настроения, которое не покидало бы вас в течение всего урока. Откройте, пожалуйста,  тетради, запишите число и слова «классная работа».

Готовятся к уроку, оформляют запись.

2) Мотивация учебной деятельности учащихся.  Целеполагание

Ребята, мы с вами продолжаем наше увлекательное путешествие в страну русского языка, в результате которого сделаем открытия, но для этого мы должны быть наблюдательными. А еще мы будем думать, анализировать. Начнем!

Скажите, вы любите лето? Мне это время года нравится потому, что можно любоваться деревьями, наслаждаться благоуханием прекрасных цветов. Все они, растения, состоят из разных частей. А какая из частей самая главная? (корень).

Что же общего между растениями и словами?

Предлагаю вам выполнить следующее задание: вставьте в слова пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор, обозначьте корень слова.  (Приложение 1) Слайд 2

Сл…гаемое, р…стение, соб…раешь, к…саешься, подр…сли, р…стительный, пол…жить, к…снулись, выр…щивать, р…сток, ра…ст…лается, водор…сли, сд…рать.

Итак,  что объединяет эти слова? Какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов  вы знаете?

Прием «Знаю - хочу узнать - узнал» (далее ЗХУ). Работа с таблицей. Слайд 3.

-Заполните 1 графу таблицы (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -БИР-, -БЕР--СТИЛ-, -СТЕЛ-).

Снова обращаемся к словам (к…саешься, к…снулись).  Слайд 4.Установите, с написанием каких гласных и в каком  корне мы не знакомились. Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?

Предлагается заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать). Слайд 5.

 О чем мы будем говорить?                                                     Сформулируйте тему сегодняшнего урока («Буквы о и а в корне  –кос- - -кас-»). Слайд 6.                                                         Отталкиваясь от темы урока, скажите, что предстоит нам  выяснить, чему мы будем учиться, чем должны овладеть? (цели). Слайд 7.

 

Отвечают на вопросы.

В словах главной частью является корень. Именно в корне заключено лексическое значение слова.

 

 

 

 

 

Записывают слова, вставляя пропущенные буквы, объясняют известные орфограммы. Эти слова с чередующимися гласными в корне.

 

 

 

 

Заполняют первый столбик таблицы

 

Заполняют второй столбик таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока.  Формулируют цели:

-узнать правило написания гласных О и А в корне с чередованием –кос-кас-; 

-научиться находить эту орфограмму;

 -применять правило на письме.

 

3)Актуализация знаний.

 

Первый этап нашей работы – повторение теории.

Что мы называем чередованием звуков?

В чем особенность правописания корней c чередованием гласных?

От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне  слова?

На какие группы в зависимости от условий написания можно разделить корни с чередующимися гласными?  (классификация). Слайд 8.

Ребята, а какие пропущенные гласные буквы вы вставили в слова к…саешься, к…снулись?                                                         К  какой группе корней вы отнесли бы  эти слова?                     Вы уверены в правильности своего выбора?                                   А мы должны уметь правильно писать такие слова?                                                                                   Значит, нам нужно познакомиться с правилом написания подобных слов.

Отвечают на вопросы, классифицируют корни  (написание чередующихся гласных зависит:                                                                 а) от суффикса, следующего за корнем;                                                   б) от буквы, следующей за гласной).

Варианты ответов оказались разными, т.к. не знают правило (проблема).

4)Первичное усвоение новых знаний (изучение нового материала)

 

-Узнать  правило написания корня с чередованием –кос- -      -кас- можно разными способами (из учебника или из наблюдений за словами). Для решения выявленной проблемы я предлагаю вам, ребята, стать исследователями и самим постараться определить условия выбора  букв  о-а в корне   –кас-/-кос-.

 

-Я расскажу вам сказку про корни Кас- и Кос (слайд 9). Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся. Как научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня Кас- есть друг…, а у Кос- нет такого друга. И поэтому корню Кос- очень обидно. 

 

-Предлагаю вам выполнить задание в парах. (Приложение 2) Перед вами слова: к…саешься, к…снулись, прик…сновение, к…сающийся. Слайд 10.

 Запишите их, выделите в них корни, поставьте ударение, выясните, в каких словах после корня стоит суффикс А.

-О каком  друге шла речь в сказке?  Так у нас получился алгоритм рассуждения – слайд 11.

 

-Попробуйте оформить ваши выводы в виде схемы. А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашей схемой.

 

Учащиеся работают в парах: слушают сказку, анализируют примеры, делают вывод: выбор гласной в корне с чередованием зависит от суффикса, следующего за корнем, поэтому он относится к первой группе. Строят алгоритм рассуждения, проговаривают его вслух, обозначают орфограмму.

 

 

 

 

 

 

Алгоритм рассуждения.

1)Выделить в слове корень.

2)Поставить ударение.

3)Выяснить, какая гласная стоит за корнем.

4)Если за корнем стоит гласная А (суффикс), то в корне нужно писать букву А.

5)Если за корнем нет суффикса А, то в корне нужно писать букву О.

Строят схему, сравнивают свои выводы с правилом учебника.

5)Физкультминутка

Слайд 12.

Раз пришел к нам в гости –кас-  (шагают).

Пригласить забыли  –кос-  (шагают).

Чтобы  –кос-  не обижался  (руки в стороны),

Кас-  ему во всем признался (помахали руками):

- Если после корня  - А,

Значит,  –кас-  пиши всегда (повернулись из стороны в сторону).

Кос-  напишем мы тогда,

Когда нет за корнем  А.

 

Выполняют движения за учителем, повторяют слова.

6) Осознание и осмысление

 

1)Работа с упражнением № 137, стр. 63 (комментированное письмо). Определить в слове «лодки» количество букв и звуков; охарактеризовать звук, который обозначает буква Д.

2)Посмотрите на раздаточный материал. (Приложение 3)

Выполните задание № 1. Слайд 13. Прочитайте. Выделенные слова запишите и разберите их по составу. Объясните правописание гласных в корнях данных слов.

Синеглазка попросила Незнайку записать на доске слова к…са и к…саться. Взяв в руки мелок, Незнайка стал рассуждать так: «В слове «к…са» надо писать букву «а», потому что за корнем идет суффикс –А-. В слове «к…саться» надо писать в корне букву «О», потому что проверочное слово «кОсы». Поправьте Незнайку!

А как отличить такие слова? (по лексическому значению). Какой словарь поможет нам узнать лексическое значение слова? (толковый словарь). Со словарем поработал ваш  одноклассник,  и он пояснит нам значение слов (у корня с чередованием их 3.)

- Что же мы узнали? 

Значит, в алгоритм нужно добавить еще одно условие:  обратить внимание на лексическое значение.

Выполняют задания, выделяют орфограммы, условия выбора гласной, работают по алгоритму.

 

 

Задание № 1. Анализируют примеры и делают выводы, что в словах касаться и коса разные корни: в 1-ом слове – корень с чередованием гласной, а во 2-ом – проверяемая гласная. Эти слова многозначные, слова-омонимы, а чтобы не ошибиться в определении гласной (чередующаяся или проверяемая), нужно опираться на лексическое значение.

7)Первичное закрепление.

 

-Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Работать будете самостоятельно. Обратимся к раздаточному дидактическому материалу.

1)Выполните задание № 2. Слайд 14. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы в корне.

К…снешься дна, провести к..сательную, нежное прик...сновение, неприк…сновенный запас, к…саюсь темы разговора, вас (не) к…сается. 

Самопроверка – слайд 15. 

2) Работа с текстом (задание № 3). Слайд 16. Прочитайте отрывок из произведения И.С.Тургенева. Докажите, что это текст. Определите его тему. Определите стилистическую принадлежность текста. Какие выразительные средства языка использовал автор? Найдите предложение, соответствующее схеме:      

[      ],   [       ].      Охарактеризуйте предложение. Объясните знаки препинания. Запишите предложение, подчеркните главные члены.

Выполните самостоятельно задание по тексту. Выпишите слова с корнем КОС - КАС, графически объясняя выбор орфограммы в корне.

Ночь уже начала к…саться земли, она прибл…жалась и р…сла, как грозовая туча. Темнота к…салась всего: все кругом быстро чернело и ут…хало. Небольшая н…чная птица, неслышно мчавшаяся на своих крыльях, почти к…снулась охотника и упорхнула в сторону.

Проверка – слайд 17.

3)Задание № 4. Распределите слова в два столбика:  -КАС-     -КОС-. Слайд 18.

К…сание, к..снуться, прик…саться, соприк…сновение, к…сательная, к…солапый, прик…сновение.

-Какое слово оказалось лишним? Почему? Проверка – слайд 19.

4)Задание № 5. (Культура речи). Слайд 20. Запишите ответы на вопрос. Как сказать правильно?

1)Что касается до ваших аргументов, то мы поговорим о них позднее. Или: Что касается ваших аргументов, то мы поговорим о них позднее.

2)Это к вам не касается. Или: Это вас не касается. Проверка – слайд 21.

Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону. Ученик проговаривает алгоритм действий «про себя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-КАС-: касание, прикасаться, касательная.

–КОС-: коснуться, соприкосновение, прикосновение.

 Лишнее: косолапый (гласная в коре проверяемая).

 

 

 

 

Правильные ответы: Что касается ваших аргументов, то мы поговорим о них позднее. Это вас не касается.

8) Информация о домашнем задании

Слайд 22. 1)Для всех § 29 (выучить правило),

2)на выбор: упр. 138 или составить 8 словосочетаний, включив в них слова с корнем  -кос-кас-.

Записывают в дневниках информацию о домашнем задании

9)Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Вот и подошел к концу наш урок.

Важна ли та деятельность, которой мы занимались на уроке?

Какие цели мы ставили в начале урока?

Что изменилось в ваших знаниях после урока? Что вы узнали новое?

Слайд 23. Заполните третий столбик таблицы ЗХУ (что узнал на уроке).                                                                                Задание № 6. Заполните пропуски в карточке.

Чтобы выбрать гласную ___ или ____ в корне ____ - ____, нужно посмотреть, есть ли ________________. Если ________________, то в корне пишем гласную _____; если ________ нет ______________, то в корне пишем гласную ____ . Например :________________________.

Как вы оцениваете собственную работу на уроке? Слайд 24.

 

Ответы.

 

Раздаточный материал

Приложение 1

Вставьте в слова пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор, обозначьте корень слова. 

 

Сл…гаемое, р…стение, соб…раешь, к…саешься, подр…сли, р…стительный, пол…жить,к…снулись, выр…щивать, р…сток, рас…ст…лается, водор…сли, сд…рать.

Приложение 2

Запишите слова, выделите в них корни, поставьте ударение, выясните, в каких словах после корня стоит суффикс А.

 

К…саешься, к…снулись, прик…новение, к…сающийся.

 

Приложение 3

Задание № 1. Прочитайте. Выделенные слова запишите и разберите их по составу. Объясните правописание гласных в корнях данных слов.

Синеглазка попросила Незнайку записать на доске слова к…са и к…саться. Взяв в руки мелок, Незнайка стал рассуждать так: «В слове «к…са» надо писать букву «а», потому что за корнем идет суффикс –А-. В слове «к…саться» надо писать в корне букву «О», потому что проверочное слово «кОсы». Поправьте Незнайку!

Задание № 2. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы в корне.

К…снешься дна, провести к..сательную, нежное прик...сновение, неприк…сновенный запас, к…саюсь темы разговора, вас (не) к…сается.

Задание № 3. Работа с текстом. Прочитайте отрывок из произведения И.С.Тургенева. Докажите, что это текст. Определите его тему. Определите стилистическую принадлежность текста. Какие выразительные средства языка использовал автор? Найдите предложение, соответствующее схеме:    [      ],  [       ].  Охарактеризуйте предложение. Объясните знаки препинания. Запишите предложение, подчеркните главные члены.

Выполните самостоятельно задание по тексту. Выпишите слова с корнем КОС - КАС, графически объясняя выбор орфограммы в корне.

Ночь уже начала к…саться земли, она прибл…жалась и р…сла, как грозовая туча. Темнота к…салась всего: все кругом быстро чернело и ут…хало. Небольшая н…чная птица, неслышно мчавшаяся на своих крыльях, почти к…снулась охотника и упорхнула в сторону.

Задание № 4. Распределите слова в два столбика:  -КАС-                         -КОС-.

К…сание, к..снуться, прик…саться, соприк…сновение, к…сательная, к…солапый, прик…сновение.

-Какое слово оказалось лишним? Почему?

Задание № 5. Запишите ответы на вопрос. Как сказать правильно?

1)Что касается до ваших аргументов, то мы поговорим о них позднее. Или: Что касается ваших аргументов, то мы поговорим о них позднее.

2)Это к вам не касается. Или: Это вас не касается.

Задание № 6. Заполните пропуски в карточке.

 

Чтобы выбрать гласную ___ или ____ в корне ____ - ____, нужно посмотреть, есть ли ________________. Если ________________, то в корне пишем гласную _____; если ________ нет ________, то в корне пишем гласную ___. Например: ________________________.

Прием « Незаконченное предложение».

Вставьте подходящие по смыслу слова:

Урок  мне _________ понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Таблица  «Знаю - хочу узнать - узнал»

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

 

 

 

 


 

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Слайд 3. -Заполните 1 графу таблицы (что я знаю об условиях выбора гласных

Слайд 3. -Заполните 1 графу таблицы (что я знаю об условиях выбора гласных

К какой группе корней вы отнесли бы эти слова?

К какой группе корней вы отнесли бы эти слова?

Физкультминутка Слайд 12. Раз пришел к нам в гости –кас- (шагают)

Физкультминутка Слайд 12. Раз пришел к нам в гости –кас- (шагают)

Со словарем поработал ваш одноклассник, и он пояснит нам значение слов (у корня с чередованием их 3

Со словарем поработал ваш одноклассник, и он пояснит нам значение слов (у корня с чередованием их 3

Выполните самостоятельно задание по тексту

Выполните самостоятельно задание по тексту

Информация о домашнем задании

Информация о домашнем задании

К…саешься, к…снулись, прик…новение, к…сающийся

К…саешься, к…снулись, прик…новение, к…сающийся

Это к вам не касается. Или: Это вас не касается

Это к вам не касается. Или: Это вас не касается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021