Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. Ф.Н. Красовского
города Галича Костромской области
Методическая разработка урока литературного чтения (4 класс)
Тема: «Главный герой сказки (А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 6)»
Составитель:
Смирнова М.А., учитель начальных классов
г. Галич
2019-20 учебный год
Урок 36.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Главный герой сказки (А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 6)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока |
Ход урока
|
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
Проверка домашнего задания. а) творческие пересказы учащихся; б) характеристика Алёши. |
Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений.
|
1. Работа с текстом сказки. 1. Работа с текстом до чтения. Беседа с учащимися. – Итак, добрый, воспитанный, честный, немного ветреный Алёша получил в награду за спасение Чернушки волшебное конопляное семечко. – Что случится в его жизни дальше? Какие это будут события, волшебные или реальные? – Изменится ли, по-вашему, характер Алёши? – Что подсказывают вам слова из сказки: «Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребили»? 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение 6-й части. – Оправдались ли ваши предположения? – Что вы сейчас чувствуете по отношению к Алёше (переживаете, жалеете, осуждаете, верите в него и т.д.)? 2) Выборочное чтение 6-й части. – Что вы узнали об особенностях жизни в пансионе? – Как сначала реагировал Алёша на незаслуженные похвалы? – Почему Чернушка перестала являться Алёше? – Почему Алёша долго горевал из-за её отсутствия? Зачем ему нужны были встречи с Чернушкой, ведь он уже получил подарок от короля? (Чернушка стала его другом, встречи с ней превратили жизнь Алёши в сверкающую, яркую сказку – не случайно в начале текста часто встречается серый цвет, а затем всё меняется. Мальчику, оказавшемуся вдали от дома, так нужно было, чтобы кто-то о нём думал, его любил и чтобы это чувство было ответным.) – Почему со временем он уже редко о ней вспоминал? – Как изменился Алёша? 3) Составление характеристики Алёши (задание II.3 в тетради) – Алёша после получения зёрнышка. 3. Работа с текстом после чтения. 1) Беседа с учащимися: – В ваших книгах сказка обрывается многоточием. Как вы думаете, каким будет её конец? Встретится ли Алёша когда-нибудь со своей Чернушкой? При каком условии это может произойти? – Чем эта первая литературная сказка не похожа на другие волшебные сказки? (В первую очередь – ярким присутствием реального мира в тексте.) – Вопрос 3, с. 111 учебника. 2) Составление плана (задание 2, с. 111 учебника – задание II.4 в тетради). 3) – Почему Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский) главного героя сказки назвал именем Алёша? Значит ли, что его племянник «много стал о себе думать, важничал»? (Вовсе нет, сказка – всего лишь предостережение для каждого из нас, в том числе и для Алёши Толстого. А вот стать героем сказки – это настоящий подарок, редкая возможность.) Рассказ учителя об А. Погорельском и А.К. Толстом, их духовной близости.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали?
|
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
|
ΙΙΙ. Итог.
|
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
|
|
IV. Домашнее задание.
|
1) Прочитать сказку А. Погорельского целиком (по желанию). 2) Выучить наизусть стихотворение А.К. Толстого (учащиеся по желанию могут выбрать стихотворение самостоятельно). |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.