Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. Ф.Н. Красовского
города Галича Костромской области
Методическая разработка урока литературного чтения (4 класс)
Тема: «Нелёгкий путь в подземное царство (А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 2, 3)»
Составитель:
Смирнова М.А., учитель начальных классов
г. Галич
2019-20 учебный год
Урок 34.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Нелёгкий путь в подземное царство (А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 2, 3)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока |
Ход урока
|
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
Работа в тетради. Выполнение задания в тетради (уроки 34–36, I.1, учащиеся вписывают пропущенные слова в первое предложение сказки). Обсуждение, почему именно эти слова пропущены. |
Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений.
|
1. Работа с текстом сказки. 1. Работа с текстом до чтения. Беседа с учащимися: – Понятно ли, почему Оля, услышавшая только небольшую часть сказки, назвала её чудесной? – А какие сказочные события произошли в 1-й части? – Что мы узнали об Алёше? (Рассудителен, боязлив и храбр одновременно, любит Чернушку, любопытный, наблюдательный и др.). – Можете ли вы сказать, в родном ли доме живёт Алёша? (Нет, он никогда не бывал в комнатах старушек; слышит, как наверху ходили, приводили в порядок…) – В тексте вам встретилось много слов, передающих характер эпохи и не совсем понятных сейчас. Какие это слова? (Платье, рукомойник, сени, лежанка, изразцы.) Почему так важно понимать, что значат эти слова? (Задание II.2 в тетради – составление словаря эпохи начала XIX века. Словарь составляется по тексту 1-й части.) – Есть ли друзья у Алёши или он одинок? Почему вы так думаете? – Как вы думаете, какие события и приключения ждут Алёшу? 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение 2–3-й частей учащимися. – Что для вас оказалось ожидаемым? Что показалось особенно чудесным? – Заметили ли вы, как в сказке переплетаются волшебство и реальность? Где именно? 2) Повторное чтение текста (2-я часть). Дети самостоятельно ведут диалог с автором. Вопросы после чтения: – Почему Алёша нарушил приказ Чернушки? – Смог ли Алёша помочь Чернушке во время её сражения с рыцарями? 3) Повторное чтение 3-й части текста; дети ведут диалог с автором. По ходу чтения у них могут возникнуть вопросы: – Почему Алёша «с нетерпением ожидал минуты, когда можно ему будет идти играть во двор»? С кем ждал мальчик встречи? – Почему Алёша чуть-чуть не заплакал? Какой он? – Почему с таким нетерпением он ждал ночи? – Почему он спрашивает, здорова ли Чернушка? – Что значит «ты ветрен»? (Легкомыслен.) 4) Вопросы после чтения: – Легко ли Алёша даёт обещания? А трудно ли ему их выполнять? – Сравните свой ответ с мнением курочки. – А как на эти вопросы отвечает автор, описывая путь Алёши через первую комнату? – Интересно ли вам, что будет дальше? 3. Работа с текстом после чтения. 1) Подробный пересказ. – Непросто попасть Алёше в подземное царство, путь полон испытаний и соблазнов. – Перескажите текст, описав путь Алёши в подземное царство. Постарайтесь передать в пересказе чувства, которые овладели мальчиком. (Для подготовки пересказа учащиеся перечитывают 3-ю часть, отбирают материал, составляют план путешествия.) 2) – Продолжите составление словаря эпохи (в тетрадях) по 2-й и 3-й частям текста. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
|
ΙΙΙ. Итог. |
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
|
|
IV. Домашнее задание.
|
1) Работа со словарём. 2) Вспомнить (прочитать) другие сказки, где героем является курица. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.