Конспект урока по литературному чтению
по произведению В.В. Бианки «Музыкант»
УМК Школа России
учитель: Кривошеева Е. Н.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Тема: В.В. Бианки «Музыкант». Выработка умений работать с текстом.
Цель: Познакомить с творчеством В.В. Бианки и рассказом «Музыкант».
Прогнозируемые результаты:
-предметные: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно; развивать память, внимание, мышление (критическое мышление путем использования приема ИНСЕРТ); прививать любовь к природе, учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.
-метапредметные:
1) познавательные: ученики продолжат развивать память, внимание, мышление, речь;
2) коммуникативные: продолжат учиться слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, договариваться, приходить к общему мнению;
3) регулятивные: продолжат учится принимать и сохранять учебную задачу, принимать инструкцию педагога и четко следовать ей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя;
- личностные: продолжат принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях, формировать личностный смысл учения, проявлять познавательный интерес к изучаемому предмету, сформируют основные морально-этические нормы поведения.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет В. Бианки, таблички – «радость», «успех», «дарит», таблица со знаками «Я знаю», «Это для меня новое», «Думал иначе», «Это мне непонятно», пирамида рефлексии, смайлики, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова)
I Организационный момент
Цель этапа: мотивация учащихся к учебной деятельности.
(Дети приветствуют гостей и поворачиваются к учителю.)
II Подготовка к восприятию нового материала
Психологическая установка. Создание настроя.
- Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения на уроке.
-У вас на столах лежат смайлики. Покажите тот смайлик, который показывает ваше настроение в начале урока?
- Я, надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится в течение всего урока.
- Девизом нашего урока будет высказывание, которое вы составите из карточек, размещенных на доске:
Успех дарит радость.
- Как вы понимаете эти слова? (Верно, успешный, положительный результат от проделанной работы приносит человеку радость.)
- На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы и поднимаемся на одну ступеньку выше в своих знаниях.
- Что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? Закройте глаза, прислушайтесь и подумайте, что, кроме природы, радует сердце человека? (Звучит музыка: А.Рыбак, отрывок из произведения «Игра на скрипке»).
III Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний
- На минутку мы окунулись в мир классической музыки. Вы прослушали сейчас отрывок из музыкального произведения Александра Рыбака. А какие музыкальные инструменты вы услышали?
- Какой из них звучал наиболее ярче? Как вам показалось? (Скрипка)
Слайд 2
- Да, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости. Скрипка – это четырехструнный смычковый музыкальный инструмент.
- Какие еще музыкальные инструменты вы знаете? (Баян, пианино, аккордеон, балалайка)
- Люди, которые умеют играть профессионально на музыкальных инструментах называются….? (Музыканты!)
СЛАЙД 3
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.
- Кто из вас занимается музыкой?
- Ребята, а как, по-вашему, может ли медведь быть великим музыкантом?
IV Актуализация знаний. Постановка цели урока
-Сегодня мы с вами узнаем, что же необыкновенного произошло с медведем из рассказа детского писателя Виталия Валентиновича Бианки. (или что-то необыкновенное о медведе)
Речевая разминка
- Вспомним, что мы знаем о медведях?
- Какое любимое лакомство медведей? (мед, спелые ягоды, различные корни, рыбу, всеядны…)
(Учитель читает скороговорку, которая появляется на экране.)
СЛАЙД 4
Мед в лесу медведь нашел, мало мёда – много пчел.
(дети вместе со мной проговаривают эту скороговорку!)
Работа со скороговоркой.
- Прочитаем вместе: медленно, быстро, тихо.
СЛАЙД 5
- Бурый медведь встречается все меньше и меньше. Эти замечательные животные занесены в Красную книгу, и наша задача с вами, беречь все живое вокруг, бережно относиться к природе и приумножать ее богатства!
Рассказ о творчестве В.В. Бианки.(видео)
СЛАЙД 6 (портрет писателя, видеоролик о писателе)
- Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.
ИЛИ
- Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного учёного-биолога. Отец Бианки работал в Зоологическом музее, и мальчик с малых лет был его постоянным посетителем. А дома всегда жило много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи. Летом, отдыхая в деревне, Бианки выкармливал птенцов, зайчат, ежей, белок.
- «Отец был первым и главным лесным учителем. Он каждую травинку, птицу, зверушку называл по имени. Учил узнавать птиц по виду, по полёту, по голосу… И самое главное – с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло в привычку на всю жизнь».
С детства Бианки писал стихи, заметки о природе, много путешествовал. Постепенно все его увлечения соединились вместе, и родилось более 300 сказок, посвященных природе и её героям. Эти произведения очень полюбили дети. Почти все его сказки – научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её.
- М ы узнали, кто такие музыканты, вспомнили, что знаем о медведях, познакомились с биографией В. В. Бианки. Кто догадался, какая тема урока?
(Опираясь на слова «музыкант», «В. В. Бианки», «медведь» открывают тему урока.)
СЛАЙД 7
Тема урока: «Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»
- Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цель урока:
Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»; учиться правильно, выразительно читать; продолжать учиться давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя.
V Словарная работа. Установка лексического значения слов
- В произведении нам встретятся несколько незнакомых для вас слов.
Сначала спросить о значении слов у детей, затем уточнить.
Слайды 8 -11 со словами и картинками
ОПУШКА - край леса (поставить ударение!!!!)
КОЛХОЗНИК - человек, работающий в колхозе в сельской местности.
ЗАВАЛИНКА - сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома, служит для предохранения постройки от промерзания зимой.
МЕДВЕЖАТНИК – охотник на медведей.
VI Физминутка («Часики)
ИЛИ
- А сейчас, перед чтением произведения, давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку!
-Я буду вам называть музыкальный инструмент, а вы мне показываете, как на нем играть. Если я назову вам любое другое слово, тогда пусть звучат аплодисменты.
Итак, начали:
Скрипка! (дети показывают)
Завалинка! (аплодисменты)
Медвежатник! (аплодисменты)
Баян! (дети показывают)
Пианино! (дети показывают)
Барабан! (дети показывают)
Дудочка! (дети показывают)
- Произведение, которое мы сегодня будем читать, для нас объемное, и одна из задач урока, как можно больше узнать о героях рассказа, а поэтому сейчас сядьте поудобнее и приготовьтесь к внимательному чтению, а когда мы закончим чтение, ответьте на вопрос:
- «Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
VII Изучение нового материала
- Откроем учебники и начнем работу (с.142)
- Возьмите карандашики, мы начинаем чтение с пометками на полях (на доске табличка):
Это я знаю |
Это для меня новая информация |
Эта информация для меня непонятна |
V |
+ |
? |
- Объясните, что обозначают пометки?
1. Первичное чтение произведения учителем (останавливаясь ответ-предположение.)
2. Проверка первичного восприятия
- Вернемся к нашему вопросу. Как вы думаете, почему автор дал такое название рассказу?
(Медведь играл на щепке, а это необычное явление в природе.
Медведь действительно извлекал звуки из щепки, то есть играл на музыкальном инструменте.
Речь идет о человеке, который любил музыку. Это была музыка его души, его сердца.
Медведь, играл на своем музыкальном инструменте и этот факт удивил рассказчика и медвежатника.)
- Проверим, насколько внимательно вы слушали текст. У вас на столе лежат смайлики, я вам буду читать утверждения, и если вы с ними согласны, показываете мне зеленый смайлик, если нет, то красный.
1) Старик медвежатник играл на балалайке (-, на скрипке)
2) Знакомый колхозник видел в лесу волка (-, медведя)
3) Старик присел отдохнуть на пенек (+)
4) Звук, который услышал старик, слышался с опушки (+)
5) Медведь сидел на дереве (-, под деревом)
6) Старик убил медведя (-).
- Вернемся к пометкам (Прием ИНСЕРТ)
- С чем вы были знакомы до чтения?
- Что для вас было новым?
- Что осталось для вас непонятным?
V (знал) – медведи живут в лесу, в лесу можно услышать разные звуки.
+ (новое) - новые слова (медвежатник, завалинка, колхозник); медведь может прислушиваться к звукам, которые издает щепка.
? (непонятно) – пиликал на скрипке (издавал однообразные пискливые звуки), немного погодя (спустя некоторое время), щепка (тонкая пластинка дерева).
Чтение 4 части по ролям. (Вечером знакомый колхозник…»)
- Какие действующие лица в 4 части? (автор, колхозник, старик-охотник, струна.)
-Какой отрывок понравился художнику, как думаете? (Художнику очень понравилось то место в рассказе, как медведь с увлечением играл на своём «музыкальном инструменте».)
- Мы прочитали сегодня сказку или рассказ?
- А могло ли такое произойти в реальной жизни?
- Кто по-вашему главное действующее лицо рассказа? (Главное действующее лицо – старик-охотник, не медведь! С ним связаны все события рассказа и с ним связана основная мысль рассказа.)
- О чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?
(Надо беречь животных, природу!!!)
Слайд 12
- Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается, медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Охотник понял это.
VIII Подведение итогов урока
Слайд 13 Красив тот, кто красиво поступает.
- Объясните смысл пословицы (человека судят не по его внешнему виду, а по его поступкам и делам).
- К какому герою рассказа может подойти эта пословица? (Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у нас возникает святое чувство любви к природе, нам хочется совершать добрые поступки.)
-Почему старик не мог убить медведя? (Человек, который любит и понимает музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.)
- Что бы вы взяли для себя из этого рассказа? (Животных будем беречь, относиться к природе бережно, приумножать запасы природы.Быть добрым, уметь ценить прекрасное.)
IX Рефлексия
-Вернемся к высказыванию на доске…..
Успех дарит радость.
-Покажите при помощи смайлика, какое у вас настроение, сохранилось ли оно сначала урока?
-Как вы думаете, решили мы с вами поставленные задачи на сегодняшнем уроке?
-Да, мы активно работали, старались давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя.
Самооценка работы на уроке учащимися:
Слайд 14
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Меня удивило… (Способность медведя чувствовать прекрасное, у него был свой «музыкальный инструмент»)
Мне понравилось…
Мне было интересно…
Строят при помощи магнитов пирамиду достижений. (Взависимости от времени.)
X Домашнее задание
- Чтение и краткий пересказ (с. 142-144)
Приложение
Информация о бурых медведях.
Бурого медведя можно назвать одним из самых известных крупных хищников. У многих народов он упоминается в сказках и легендах. Он частый герой русских сказок.
У бурого медведя мощное тело, крупная голова с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными длинными когтями. Шерсть густая. Цвет от светло до темно бурого, почти черного.
Из-за истребления человеком, бурых медведей в мире осталось очень мало. В России бурые медведи живут в северных лесах до границы тундры. У бурого медведя несколько подвидов. Самые мелкие медведи водятся в Европе, самые крупные — на Аляске и Камчатке. Они весят в среднем 500 и более кг.
Самки приносят потомство раз в 2—4 года, по 2-3 медвежонка за раз. Медвежата рождаются зимой в берлоге. Рождаются они слепые и глухие, но уже через некоторое время начинают слышать, позднее - видеть, а когда весной выходят из берлоги, они уже могут есть не только материнское молоко, но и ягоды, зелень и насекомых. Детеныши держатся с мамой до 3 лет.
Несмотря на неуклюжий вид, бурый медведь иногда может быстро бегать — со скоростью до 50 км/ч, превосходно плавает и хорошо лазает по деревьям. Медведь - зверь очень любопытный, но осторожный и сообразительный.
Бурый медведь всеяден, но рацион у него на 3/4 растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. Мясная пища, которую ест медведь: насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки) и рыба. Бурый медведь любит мёд. Хитрости медведей часто удивляются даже бывалые охотники. Известно, например, что они умеют запутывать следы, идя задом наперед.
К зиме медведь нагуливает подкожный жир и с осени залегает в спячку в берлогу. В разных районах зимний сон медведя длится 3-6 месяцев. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира. Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи, таких медведей называют шатунами. Шатуны очень опасны, они голодны и нападают на любого, кто встретится им на пути.
Бурый медведь занесен в красную книгу как вид под угрозой исчезновения.
Первичное чтение произведения учителем или хорошо читающими детьми (С вопросами после каждой смысловой части)
Вопросы после прочтения 1 части:
- Какое увлечение было у старика? (Самостоятельно учился играть на скрипке.)
- Любил ли старик музыку? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть.)
- На чем играл старый медвежатник? (На скрипке.)
- Хорошо ли у него получалось? Прочитайте. (Скрипка-трудный инструмент, он только научился, как пишет автор, «пиликать».)
- Что сказал ему колхозник?
-Не забывайте работать с пометками.
Вопросы после прочтения 2 части (читают цепочкой):
- Зачем охотник пошел в лес?
- Что он услышал в лесу?
- И на что был похож этот звук?
- Найди в тексте описание, прочитайте.
Вопросы после прочтения 3 части (читают цепочкой):
- Что же увидел охотник на опушке?
- Как оценил охотник пение щепки? (Хорошо поет щепка.)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 144 (Рисунок медведя, играющего на пеньке.)
- Кто заметил, как выглядел «музыкальный пенек»?
- Как он появился? (Разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки.)
- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.
- Сравните, как слушали музыку старик и медведь.
- Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите их.
Жужжащее чтение.
- А 4 часть прочтите самостоятельно, вполголоса, не забываем про пометки.
Вопросы после прочтения 4 части
- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя. (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я.)
- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю.)
- Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.
- Какие действующие лица в 4 части? (автор, колхозник, старик-охотник, струна.)
-Какой отрывок понравился художнику, как думаете? ( Художнику очень понравилось то место в рассказе, как медведь с увлечением играл на своём «музыкальном инструменте».)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.