Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
08.01.2020
Методическая разработка урока  литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"
Разработка урока включает приемы технологии критического мышления: "Верные и неверные утверждения", " Инсерн-условные значки".
Конспект Бианки Музыкант (набросок) — исправленный.docx

Конспект урока по литературному чтению

по произведению В.В. Бианки «Музыкант»

УМК Школа России

учитель: Кривошеева Е. Н.

Форма урока: урок изучения нового материала.

Тема: В.В. Бианки «Музыкант». Выработка умений работать с текстом.

Цель: Познакомить с творчеством В.В. Бианки и рассказом «Музыкант».

Прогнозируемые результаты:

-предметные: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно; развивать память, внимание, мышление (критическое мышление путем использования приема ИНСЕРТ); прививать любовь к природе, учащиеся должны уметь прогно­зировать содержание текста по его заглавию, читать вслух, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.

-метапредметные:

1) познавательные: ученики продолжат развивать память, внимание, мышление, речь;

2) коммуникативные: продолжат учиться слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, договариваться, приходить к общему мнению;

3) регулятивные: продолжат учится принимать и сохранять учебную задачу, принимать инструкцию педагога и четко следовать ей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя;

- личностные: продолжат принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях, формировать личностный смысл учения, проявлять познавательный интерес к изучаемому предмету, сформируют основные морально-этические нормы поведения.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет В. Бианки,  таблички – «радость», «успех», «дарит», таблица со знаками «Я знаю», «Это для меня новое», «Думал иначе», «Это мне непонятно», пирамида рефлексии, смайлики, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова)

 

I Организационный момент 

Цель этапа: мотивация учащихся к учебной деятельности.

 (Дети приветствуют гостей и поворачиваются к учителю.)

 

II Подготовка к восприятию нового материала

Психологическая установка. Создание настроя.

-   Начинаем урок.  Я желаю вам хорошего настроения на уроке.

-У вас на столах лежат смайлики. Покажите тот смайлик, который показывает ваше настроение в начале урока?

 - Я, надеюсь, что   ваше хорошее настроение сохранится в течение всего урока.

- Девизом нашего урока будет высказывание, которое вы составите из карточек, размещенных на доске:

УСПЕХРАДОСТЬ

                  

ДАРИТ

 

 

Успех дарит радость.

- Как вы понимаете эти слова? (Верно, успешный, положительный результат от проделанной работы приносит человеку радость.)

 

- На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы и поднимаемся на одну ступеньку выше в своих знаниях.

- Что же сегодня нас ожидает   за этой волшебной дверью? Закройте глаза, прислушайтесь и подумайте, что, кроме природы, радует сердце человека? (Звучит музыка: А.Рыбак, отрывок из произведения «Игра на скрипке»).

 

III Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний

-  На минутку мы окунулись в мир классической музыки.  Вы прослушали сейчас отрывок из музыкального произведения Александра Рыбака. А какие музыкальные инструменты вы услышали?

- Какой из них звучал наиболее ярче? Как вам показалось? (Скрипка)

Слайд 2

- Да, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости. Скрипка – это четырехструнный смычковый музыкальный инструмент.

- Какие еще музыкальные инструменты вы знаете? (Баян, пианино, аккордеон, балалайка)

- Люди, которые умеют играть профессионально  на музыкальных инструментах называются….? (Музыканты!)

СЛАЙД 3

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.

-  Кто из вас занимается музыкой?

- Ребята, а как, по-вашему, может ли медведь быть великим музыкантом? 

IV Актуализация знаний. Постановка цели урока

-Сегодня мы   с вами узнаем, что же необыкновенного произошло с медведем из рассказа детского писателя Виталия Валентиновича Бианки. (или что-то необыкновенное о медведе)

Речевая разминка

- Вспомним, что мы знаем о медведях?

- Какое любимое лакомство медведей? (мед, спелые ягоды, различные корни, рыбу, всеядны…)

(Учитель читает скороговорку, которая появляется на экране.)

 СЛАЙД 4

Мед в лесу медведь нашел, мало мёда – много пчел.

 (дети вместе со мной проговаривают эту скороговорку!)

Работа со скороговоркой.

- Прочитаем вместе: медленно, быстро, тихо.

СЛАЙД 5

- Бурый медведь встречается все меньше и меньше. Эти замечательные животные занесены в Красную книгу, и наша задача с вами, беречь все живое вокруг, бережно относиться к природе и приумножать ее богатства!

 

Рассказ о творчестве В.В. Бианки.(видео)

 

   СЛАЙД 6 (портрет писателя, видеоролик о писателе)

- Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.

ИЛИ

- Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного учёного-биолога. Отец Бианки работал в Зоологическом музее, и мальчик с малых лет был его постоянным посетителем. А дома всегда жило много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи. Летом, отдыхая в деревне, Бианки выкармливал птенцов, зайчат, ежей, белок.

- «Отец был первым и главным лесным учителем. Он каждую травинку, птицу, зверушку называл по имени. Учил узнавать птиц по виду, по полёту, по голосу… И самое главное – с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло в привычку на всю жизнь».

С детства Бианки писал стихи, заметки о природе, много путешествовал. Постепенно все его увлечения соединились вместе, и родилось более 300 сказок, посвященных природе и её героям. Эти произведения очень полюбили дети. Почти все его сказки – научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её.

- М ы узнали, кто такие музыканты, вспомнили, что знаем о медведях, познакомились с биографией В. В. Бианки. Кто догадался, какая тема урока?

(Опираясь на слова «музыкант», «В. В. Бианки», «медведь» открывают тему урока.)

СЛАЙД 7

Тема урока: «Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»

- Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цель урока:

Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»; учиться правильно, выразительно читать; продолжать учиться давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя.

 

V Словарная работа. Установка лексического значения слов

- В произведении нам встретятся несколько незнакомых для вас слов.

Сначала спросить о значении слов у детей, затем уточнить.

Слайды  8 -11   со словами и картинками

  ОПУШКА - край леса (поставить ударение!!!!)

  КОЛХОЗНИК -  человек, работающий в колхозе в сельской местности.

ЗАВАЛИНКА - сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома, служит для предохранения постройки от промерзания зимой.

МЕДВЕЖАТНИК – охотник на медведей.

     VI Физминутка («Часики)

ИЛИ

  - А сейчас, перед чтением произведения, давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку!

 -Я буду вам называть музыкальный инструмент, а вы мне показываете, как на нем играть.   Если я назову вам любое другое слово, тогда пусть звучат аплодисменты.

Итак, начали:

Скрипка! (дети показывают)

Завалинка! (аплодисменты)

Медвежатник! (аплодисменты)

Баян! (дети показывают)

Пианино! (дети показывают)

Барабан! (дети показывают)

Дудочка!  (дети показывают)

        

         - Произведение, которое мы сегодня будем читать, для нас объемное, и одна из задач урока, как можно больше узнать о героях рассказа, а поэтому сейчас сядьте поудобнее и приготовьтесь к внимательному чтению, а когда мы закончим чтение, ответьте на вопрос:

 - «Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?

 

     VII Изучение нового материала

- Откроем учебники и начнем работу (с.142)

- Возьмите карандашики, мы начинаем чтение с пометками на полях (на доске табличка):

Это

 я

 знаю

Это

 для меня новая информация

Эта информация для меня непонятна

V

+

?

 

- Объясните, что обозначают пометки?

 

1. Первичное чтение произведения учителем (останавливаясь ответ-предположение.)

 

2. Проверка первичного восприятия

 -  Вернемся к нашему вопросу. Как вы думаете, почему автор дал такое название рассказу?  

 (Медведь играл на щепке, а это необычное явление в природе.

Медведь действительно извлекал звуки из щепки, то есть играл на музыкальном инструменте.

Речь идет о человеке, который любил музыку. Это была музыка его души, его сердца.

Медведь, играл на своем музыкальном инструменте и этот факт удивил рассказчика и медвежатника.)

 

- Проверим, насколько внимательно вы слушали текст. У вас на столе лежат смайлики, я вам буду читать утверждения, и если вы с ними согласны, показываете мне зеленый смайлик, если нет, то красный.

1)                Старик медвежатник играл на балалайке (-, на скрипке)

2)                Знакомый колхозник видел в лесу волка (-, медведя)

3)                Старик присел отдохнуть на пенек (+)

4)                Звук, который услышал старик, слышался с опушки (+)

5)                Медведь сидел на дереве (-, под деревом)

6)                Старик убил медведя (-).

 

- Вернемся к пометкам (Прием ИНСЕРТ)

- С чем вы были знакомы до чтения?

- Что для вас было новым?

- Что осталось для вас непонятным?

V (знал) – медведи живут в лесу, в лесу можно услышать разные звуки.

+ (новое) - новые слова (медвежатник, завалинка, колхозник); медведь может прислушиваться к звукам, которые издает щепка.

? (непонятно) – пиликал на скрипке (издавал однообразные пискливые звуки), немного погодя (спустя некоторое время), щепка (тонкая пластинка дерева).

 

Чтение 4 части по ролям.  (Вечером знакомый колхозник…»)

- Какие действующие лица в 4 части? (автор, колхозник, старик-охотник, струна.)

-Какой отрывок понравился художнику, как думаете? (Художнику очень понравилось то место в рассказе, как медведь с увлечением играл на своём «музыкальном инструменте».)

 

- Мы прочитали сегодня сказку или рассказ?

- А могло ли такое произойти в реальной жизни?

- Кто по-вашему главное действующее лицо рассказа? (Главное действующее лицо – старик-охотник, не медведь! С ним связаны все события рассказа и с ним связана основная мысль рассказа.)

- О чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?

(Надо беречь животных, природу!!!)

Слайд 12

- Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается, медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Охотник понял это.

 

VIII Подведение итогов урока

Слайд 13  Красив тот, кто красиво поступает.

- Объясните смысл пословицы (человека судят не по его внешнему виду, а по его поступкам и делам).

- К какому герою рассказа может подойти эта пословица? (Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у нас возникает святое чувство любви к природе, нам хочется совершать добрые поступки.)

-Почему старик не мог убить медведя? (Человек, который любит и понимает музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.)

- Что бы вы взяли для себя из этого рассказа? (Животных будем беречь, относиться к природе бережно, приумножать запасы природы.Быть добрым, уметь ценить прекрасное.)

 

IX Рефлексия

-Вернемся к высказыванию на доске…..

 Успех дарит радость.

-Покажите при помощи смайлика, какое у вас настроение, сохранилось ли оно сначала урока?

-Как вы думаете, решили мы с вами поставленные задачи на сегодняшнем уроке?

-Да, мы активно работали, старались давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя.

 

Самооценка работы на уроке учащимися:

Слайд 14

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Меня удивило… (Способность медведя чувствовать прекрасное, у него был свой «музыкальный инструмент»)

Мне понравилось…

Мне было интересно…

Строят при помощи магнитов пирамиду достижений. (Взависимости от времени.)

 

 

 


 

X Домашнее задание

- Чтение и краткий пересказ (с. 142-144)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Информация о бурых медведях.

 

Бурого медведя можно назвать одним из самых известных крупных хищников. У многих народов он упоминается в сказках и легендах. Он частый герой русских сказок.

У бурого медведя мощное тело, крупная голова с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными длинными когтями. Шерсть густая. Цвет от светло до темно бурого, почти черного.

Из-за истребления человеком, бурых медведей в мире осталось очень мало.  В России бурые медведи живут в северных лесах до границы тундры. У бурого медведя несколько подвидов. Самые мелкие медведи водятся в Европе, самые крупные — на Аляске и Камчатке. Они весят в среднем 500 и более кг.

Самки приносят потомство раз в 2—4 года, по 2-3 медвежонка за раз. Медвежата рождаются зимой в берлоге. Рождаются они слепые и глухие, но уже через некоторое время начинают слышать, позднее - видеть, а когда весной выходят из берлоги, они уже могут есть не только материнское молоко, но и ягоды, зелень и насекомых. Детеныши держатся с мамой до 3 лет.

Доклад о буром медведе для детей Несмотря на неуклюжий вид, бурый медведь иногда может быстро бегать — со скоростью до 50 км/ч, превосходно плавает и хорошо лазает по деревьям. Медведь - зверь очень любопытный, но осторожный и сообразительный.

Бурый медведь всеяден, но рацион у него на 3/4 растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав.   Мясная пища, которую ест медведь: насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки) и рыба. Бурый медведь любит мёд. Хитрости медведей часто удивляются даже бывалые охотники. Известно, например, что они умеют запутывать следы, идя задом наперед.

Доклад о буром медведе для детейК зиме медведь нагуливает подкожный жир и с осени залегает в спячку в берлогу. В разных районах зимний сон медведя длится 3-6 месяцев. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира. Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи, таких медведей называют шатунами. Шатуны очень опасны, они голодны и нападают на любого, кто встретится им на пути.

Бурый медведь занесен в красную книгу как вид под угрозой исчезновения.

 

 

 

 

Первичное чтение произведения учителем или хорошо читающими детьми (С вопросами после каждой смысловой части)

Вопросы после прочтения 1 части:

- Какое увлечение было у старика? (Самостоятельно учился играть на скрипке.)

- Любил ли старик музыку? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть.)

- На чем играл старый медвежатник? (На скрипке.)

- Хорошо ли у него получалось? Прочитайте. (Скрипка-трудный инструмент, он только научился, как пишет автор, «пиликать».)

- Что сказал ему колхозник?

 

-Не забывайте работать с пометками.

Вопросы после прочтения 2 части (читают цепочкой):

- Зачем охотник пошел в лес?

- Что он услышал в лесу?

- И на что был похож этот звук?

- Найди в тексте описание, прочитайте.

 

Вопросы после прочтения 3 части (читают цепочкой):

- Что же увидел охотник на опушке?

- Как оценил охотник пение щепки? (Хорошо поет щепка.)

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 144 (Рисунок медведя, играющего на пеньке.)

- Кто заметил, как выглядел «музыкальный пенек»?

- Как он появился? (Разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки.)

- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.

- Сравните, как слушали музыку старик и медведь.

- Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите их.

 

Жужжащее чтение.

- А 4 часть прочтите самостоятельно, вполголоса, не забываем про пометки.

Вопросы после прочтения 4 части

- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя. (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я.)

- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю.)

- Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.

- Какие действующие лица в 4 части? (автор, колхозник, старик-охотник, струна.)

-Какой отрывок понравился художнику, как думаете? ( Художнику очень понравилось то место в рассказе, как медведь с увлечением играл на своём «музыкальном инструменте».)

 

Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока  литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока  литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока  литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока  литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока  литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока  литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока  литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока  литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока  литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"

Методическая разработка урока  литературного чтения к произведению В. Бианки "Музыкант"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020