Методическая разработка урока литературного чтения"Житие Сергия Радонежского"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока литературного чтения"Житие Сергия Радонежского"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл—4 кл
24.08.2020
Методическая разработка урока литературного чтения"Житие Сергия Радонежского"
разработка содержит тип ,цели и задачи урока, планируемые результаты,наименование оборудования и приложение. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и использованием современных форм и приемов работы. Содержит материал для фронтальной работы, работы в парах, групповой работы
Разработка урока литературного чтения.docx



 

 

 

 

 

Разработка  урока литературного чтения

«Житие Сергия Радонежского»

 

 

 

 

                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Житие Сергия Радонежского

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формировать нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых.

Задачи:

1.     Обучающая: познакомить учащихся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского».

2.     Развивающая: способствовать развитию интереса к изучению истории России, православной культуре.

3.     Воспитывающая: воспитывать чувства гордости за Родину, её историю, народ.

Планируемые результаты:

Личностные:

     У учащихся будут сформированы:

     -образцы духовно-нравственных и эстетических идеалов;

-чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем, осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

-знания важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

                                               

-осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

-умения следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

-настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

-чувство уважительного отношения к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Предметные:

-научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

-научатся использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;

-научатся осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

-научатся ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

-научатся развивать умения работать с текстом (определять главную мысль, восстанавливать последовательность событий, определять их взаимосвязь, описывать иллюстрации к тексту и соотносить их с отрывком из произведения);

 

 

-научатся изучать информацию о достопамятных событиях отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

-научатся видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

-научатся усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры.

Метапредметные:

Регулятивные:

-научатся ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;

-научатся планировать действия в соответствии с поставленной задачей;научатся учитывать представленные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-научатся соответственно воспринимать оценку учителя и всех участников учебного процесса на уроке;

-научатся проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

-научатся строить речевые высказывания в устной форме;

-научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы в том числе Толковых словарей;

-научатся выделять существенную информацию из текста;

-научатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-научатся проводить сравнение по заданным параметрам;

-научатся строить рассуждения о поступках главных героев «Жития…»;

-научатся обобщать и подводить итоги.

Коммуникативные:

-научатся формировать собственную позицию и мнение;

-научатся допускать возможность существования у одноклассников различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной;

-научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-научатся учитывать разные мнения одноклассников и стремиться к согласованию различных позиций в сотрудничестве;

-научатся задавать вопросы;

-научатся использовать различные речевые средства языка;

-научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

 

 

Оборудование

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова; репродукция картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»; мультимедийная презентация урока; видео- аудиозапись; мультимедийный проектор; компьютер, карточки для работы  группах.

 

I. Вводная часть

1. Организация класса.

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

 

1.     желаю (соприкасаются большими пальцами);

2.     успеха (указательными);

3.     большого (средними);

4.     во всём (безымянными);

5.     и везде (мизинцами);

6.     Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Здравствуйте, ребята! Я рада всех приветствовать на уроке.

Займите, пожалуйста, свои места.

 

II  Основная часть.

1.Повторение  пройденного.

Проверим домашнее задание. Какой синквейн составили вы к былине «Как Илья Муромец богатырем стал»? (дети зачитывают свои работы)

2. Мотивация.

Введение в тему.

Он долго был безвестен люду.

Но наступили времена,

И имя Сергия повсюду

Узнала Русская земля.

И в тишине лесной пустыни,

Где начал дивный подвиг он,

Искать небесной благостыни

Пришёл народ со вех сторон.

Он пришлецов встречал со страхом,

Хотел опять уйти в леса.

Но быть наставником монахов

Ему судили небеса…».

 

- Ребята, о ком идёт речь в стихотворении С. Никулиной?

- Что вы знаете об этом человеке?

- Сегодня мы  продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.

 

3.Актуализация знаний

-   Перед нами на  картине человек, который жил  в далёком прошлом. Похож ли он на тех людей, которые живут в наше время?

- Что вы видите необычного?

- На старце одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

- Над головой  светящийся полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми. 

- И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский  

- На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением  пр. Сергия Радонежского.

4.  Определение темы  и цели урока.

- Сформулируем тему  и цели урока.

- Тема урока «Житие Сергия Радонежского».

- Предположите, что нового вы сегодня узнаете.

-Молитвенником и заступником земли Русской нарёк народ великого русского святого, чудотворца Сергия Радонежского. Сегодня, на этом уроке, я предлагаю вам, заглянуть в мир православной культуры и постараться всем вместе найти ответы на интересующие нас вопросы.

1.Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

2.Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?

3.И может ли такое произойти в наше время и конкретно с тобой?

5. Информационный блок.

Знакомство с новым материалом

А) Словарная работа перед чтением текста.

-Сведения о жизни Святого Сергия Радонежского дошли до нас благодаря Епифанию Премудрому, русскому монаху, ученику самого Сергия и были описаны в 1417-1418 году в Житиях. А кто знает, что такое житие?

- Жития - это жанр древнерусской литературы.

 В них рассказывается о чьей-нибудь жизни. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения,  в которых рассказывалось о жизни святых. Жития имеют,  религиозно-поучительный смысл. В житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В житиях показаны  душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.

Б) Работа с материалом учебника.

О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый.

- Как вы думаете,почему Премудрый?

- В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.

Выделение смысловых частей (Прием – чтение с остановками.)

1. Чтение текста  до слов …У раба Божьего… 

2. Чтение текста  до слов …Отрок же поклонился…

3.Чтение текста до слов …Этот раннее названный…

4. Чтение текста до слов …Сыновья Кирилла… 

5.Чтение  до конца текста 

В ) Смысловое чтение.

1. Какой обет дали родители до рождения ребёнка?

2. Как назвали мальчика в святом крещении?

3. Чем отличался Варфоломей от других детей?

4. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

5. Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?

6. О чём многократно просил Варфоломей отца?

7. О чём просили родители Варфоломея?

8. Исполнил ли он их волю?

9.О каких чертах характера говорит его поступок?

6. Аналитический блок.

А) Работа в парах

 - Дети, установите соответствие между  пословицами и их значением ( с опорой на отрывки из текста)

 

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

 

Жить – Богу служить.

 

Послушание паче поста и молитвы.

 

Умный смиряется, глупый надувается.

 

С молитвою в устах, с работою в руках.

 

 

Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.

 

Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.

 

Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.

 

Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.

 

Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.

 

Б . Работа в группах.

Попытайтесь определить духовно-нравственные качества личности человека, которые помогают в жизни достичь определённой цели. Постройте пирамиду духовно – нравственных ценностей, (детям раздаются конверты,  в них вложены листочки с качествами личности человека. Исключая лишнее, дети строят пирамиды смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный. глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, бескорыстный, способный к состраданию)

 

III. Заключительная часть

1.Обобщение.

- Подводя итог нашей работы, я думаю, вы готовы дать ответ на поставленные вопросы, которые прозвучали в начале уроке. (В результате предположений и ответов детей, должны определиться  утверждения).

1.Варфоломею помогла молитва.

2.Варфоломей был добрым, чутким, трудолюбивым мальчиком. И грамоту он одолел благодаря своему старанию и прилежанию.

 

 

2.Рефлексия.

-Каждый из вас, готовясь к этому уроку, приготовил сердечко. И я, думаю, вложил в него всё своё тепло. Если вы хотите поделиться своей радостью, можете подарить его своему другу.

-А чтобы видеть как вы оцениваете свою работу на уроке, прошу вас обвести свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой вы выражаете свою мнение к уроку:

Большой палец – знания, полученные на уроке важны для меня.

Указательный палец - я узнал много нового и поучительного.

Средний палец - мне было интересно.

Безымянный палец - моя оценка психологической атмосферы на уроке.

Мизинец - хочу для себя выяснить следующие факты…

-Я благодарна, вам, за ваше активное участие на уроке, за умение грамотно выражать свои мысли, говорить добрые слова друг другу и уважать мнение своих товарищей. Будьте добрее, внимательнее к свои ближним, говорите друг другу хорошие слова, живите в радости, как это делал маленький Варфоломей, а затем и Преподобный Сергий Радонежский.

 

 

 

 


 

Разработка урока литературного чтения «Житие

Разработка урока литературного чтения «Житие

Житие Сергия Радонежского Тип урока: урок изучения нового материала

Житие Сергия Радонежского Тип урока: урок изучения нового материала

Предметные: -научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации; -научатся использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;…

Предметные: -научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации; -научатся использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;…

России; -научатся видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; -научатся усвоению нравственных норм и правил…

России; -научатся видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; -научатся усвоению нравственных норм и правил…

Познавательные: -научатся строить речевые высказывания в устной форме; -научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы в том числе

Познавательные: -научатся строить речевые высказывания в устной форме; -научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы в том числе

Оборудование Толковый словарь русского языка

Оборудование Толковый словарь русского языка

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) -

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) -

Что вы знаете об этом человеке? -

Что вы знаете об этом человеке? -

Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой? 2

Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой? 2

Выделение смысловых частей (Прием – чтение с остановками

Выделение смысловых частей (Прием – чтение с остановками

Жить – Богу служить.

Жить – Богу служить.

Преподобный Сергий жил очень скромно

Преподобный Сергий жил очень скромно

Варфоломею помогла молитва. 2

Варфоломею помогла молитва. 2

Методическая разработка урока литературного чтения"Житие Сергия Радонежского"

Методическая разработка урока литературного чтения"Житие Сергия Радонежского"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.