Методическая разработка урока литературы для 6 класса. Тема: И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Оценка 4.8

Методическая разработка урока литературы для 6 класса. Тема: И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

Оценка 4.8
docx
25.05.2020
Методическая разработка урока литературы для 6 класса. Тема: И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".
Методическая разработка урока литературы.docx

Урок литературы в 6 классе № 34.

Дата _______________________

Тема: И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

 Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока: формирование навыков анализа текста.

Планируемые результаты: Предметные: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в рассказе, характеризовать пейзажные картины. познакомить обучающихся со своеобразием тургеневского пейзажа, раскрыть его роль в рассказе, показать, с помощью каких изобразительных средств языка создаются картины природы; развивать навыки стилистического анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики пейзажа; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

Метапредметные: уметь определять проблему и ставить цель; структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; воспринимать на слух образные картины природы, осмысленно читать и адекватно воспринимать текст; искать и выделять необходимую информацию.

Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудованиеиллюстрации к рассказу «Бежин луг», проектор, экран,

компьютер, видео, приложение. 

Методические приемывыборочное, творческое чтение текста

рассказа, создание текстов устных ответов, устное словесное рисование, просмотр видео.

Основные понятия: пейзаж, автор, олицетворение, метафора, сравнение, эпитет.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Структура урока

I.       Этап мотивации.

Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

 

- Добрый день!

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья!

 

Желаю всем успеха! Надеюсь на вашу активную работу на уроке!

 

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

 

Критерии оценивания.

Индивидуальная работа.

Устная работа на уроке.

Критерии оценивания работы на уроке:

«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.

«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.

«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.

«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях.

 

II. Этап актуализации знаний.

Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

 

Индивидуальная работа. Приложение 1.

Коллективная работа.

- Нам предстоит на уроке большая работа. Настраиваемся на рабочий лад. Вы все знаете и все умеете, и у вас все обязательно получится, хотя будет и не совсем легко. Но все вместе мы преодолеем любые трудности.

Работа над художественно-изобразительными средствами в описании.

- Повторим, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

(Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Метафора – это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве.

Сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия).

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.

Слово учителя

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику дана.

 

-Красота природы никогда и никого не могла оставить равнодушным. Очень много известных художников, поэтов, писателей рисовали увиденное в своих произведениях.

 

Вы знаете, когда-то известный литературный критик В.Г. Белинский сказал: «Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» Ведь не только поэты видели красоту природу, но и композиторы, музыканты. Значит, мы можем видеть пейзажи и в музыкальных произведениях. У П.И. Чайковского есть знаменитый цикл «Времена года». Это небольшие пьесы, в которых отражено настроение сезона: весеннее пробуждение, летнее раздолье, осенняя грусть, зимняя свежесть. Композитор вложил в них всю свою любовь родной стране, к родному краю, к русской природе. Предлагаю вам сейчас послушать пьесу из этого цикла «Июнь. Баркарола».

 

 (Аудиозапись музыкального произведения)

 

-Почему мы урок начали с такой пейзажной нотки? (Это как-то связано с нашей темой)

 

- Да. Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» самый поэтичный и волшебный в цикле «Записки охотника». И.С. Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. Это доказывают и слова Л.Н. Толстого: «Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, - это природа. Две-три черты, и пахнет…»

 

IV. Этап целеполагания.

Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

 

- Я думаю, что мы уже можем сформулировать тему урока. Какие слова должны обязательно прозвучать в теме урока? (И. С. Тургенев, «Бежин луг», пейзаж).

И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".

 

- Определим задачи на урок.  

 

V. Этап открытия нового знания.

Цель этапа: изучение темы урока.

 

Слово учителя

- Тургенев пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. И. С. Тургенев был непревзойденным мастером пейзажа.

 

Его родное имение в Спасском –является его душой-русской природы.

 

В русской литературе природа никогда не изображалась так подробно и детально, как у Тургенева. Никто столь пластично, живописно и одухотворенно не передавал неисчерпаемого богатства природного мира. Природа у Тургенева многокрасочна и многозвучна и выступает мощной, животворящей, нравственно здоровой, светлой силой.

 

- С чего начинается рассказ? (С описания природы)

 

- Вы знаете, что такое описание в живописи, в литературе называется … (Пейзаж)

 

- Пейзаж – это …

 

Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.

 

– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа?  Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день.

(Стр. 164 - 165).

 

- Какое чувство возникает, когда читаем эти строки? (Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня»).

 

- Дайте название этому пейзажу. («Прекрасный июльский день»)

 

- Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).

 

- Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

 

- Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).

 

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

 

- В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.

 

 -  Итак, на смену дня приходит ночь. 

 

- Как меняются краски рассказа, его интонация?

Стр. 167 – 168

 

  (Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)

 

 - Какие звуки мы слышим?

 

 - Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)

 

 - Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?

 

  («Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» - недоумевает охотник. Ощущение странности происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)

 

- Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.

 

Вывод: Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много неясного, необъяснимого.

 

- В рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом».  Как вы их понимаете?

 

(В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.)

 

- Дайте название этому пейзажу. («Ночь приближалась и росла, как грозовая туча») (с. 167-168)

 

- А сейчас давайте посмотрим, будет ли другое описание ночи в рассказе? (Да).

Стр. 170 – 171.

 

- Попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

 

- Понаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа?

 

Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. («Картина была чудесная» (с. 170-171)).

 

- Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим?

 

- Обратимся к следующему отрывку описания природы  (с. 183)

 

- Какой вывод сделаем?

 

(Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «…странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»).

 

- Дайте название этому пейзажу.

«Торжественно и царственно стояла ночь».

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Повернулись вокруг себя.

 

Раз – присели,

 

Два – привстали,

 

Руки кверху все подняли.

 

Потянулись, мы – деревья и тянемся к солнцу.

 

Посмотрели на кончики пальцев, посчитали глазами свои пальчики.

 

VI. Этап первичного закрепления.

Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.

 

-  Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

 

- Так и у Тургенева влиянием темноты в рассказе нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

- Какую роль играют в рассказе эти описания?

 

(На протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой. И это помогает раскрыть богатый духовный мир крестьянских детей).

 

-Какими художественными средствами пользуется автор и для чего?

 

 Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

 

Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

 

Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

 

Олицетворение: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

 

- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек?

 

 (В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила)

 

- Что такое природа для писателя? (Природа - высшая сила)

 

-Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны – их жизнь, даже праздник: «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.)

 

- Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?

 

(На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее, т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: «Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало  не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша полностью доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь»).

VII. Этап включения в систему знаний.

Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.

 

- Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она устрашающе действует на умы людей. Но в этом противостоянии человека и природы верх берет человек. Как сказал В.Г. Белинский: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек».

 

- Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:

 

 «…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет».

 

- А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем. И она наказывает: горят не только леса, но и дома. Каждый из нас должен внести частичку души во благо природы и светлого будущего).

 

VIII. Этап подведения итогов урока.

Цель этапа: подведение итогов урока.

 

- Какое из описаний пейзажа, данных в рассказе, вам понравилось больше и почему?

- Итак, попробуйте сформулировать, в чём заключается своеобразие пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»? (Описание природы даётся со всех сторон (краски, звуки, запахи, выбор их не случаен, как не случайно и использование выразительных средств языка).

- Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

1. Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только  замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

2. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

3. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

- Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

 

IХ. Этап рефлексии и оценивания.

Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что хотелось бы выполнить ещё раз?

- Что хотелось бы сделать по-другому?

«Я оцениваю свои знания на … потому что…»

Критерии оценивания работы на уроке:

«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.

«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.

«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.

«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях

 

X. Этап ознакомления с домашним заданием.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.  

 

Перечитайте дома фрагменты рассказа, в которых даны портреты мальчиков.

По желанию. Нарисовать портрет одного из героев рассказа.

Источники

https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-na-temu-rol-kartin-prirodi-v-rasskaze-isturgeneva-bezhin-lug-3883869.html

https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/rol-kartin-prirody-v-rasskazie-i-s-turghienieva-biezhin-lugh-i-s-turghieniev-mastier-pieizazha

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/03/17/konspekt-uroka-po-literature-v-6-klasse-i-s-turgenev-master

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ФИ _________________________________класс__________дата___________

Александр Сергеевич Пушкин

«Муха»

Иван Андреевич Крылов

«Три пальмы»

Иван Сергеевич Тургенев

«Ларчик»

Иван Иванович Дмитриев

«Узник»

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Бежин луг»

Соотнесите _____________________________________________

 

ФИ _________________________________класс__________дата___________

Александр Сергеевич

Лермонтов

Иван Андреевич

Тургенев

Иван Сергеевич

Пушкин

Иван Иванович

Крылов

Михаил Юрьевич

Дмитриев

Соотнесите _____________________________________________

 

ФИ _________________________________________класс____________дата_____________

 

ФИ _________________________________класс__________дата___________

Александр Сергеевич

Лермонтов

Иван Андреевич

Тургенев

Иван Сергеевич

Пушкин

Иван Иванович

Крылов

Михаил Юрьевич

Дмитриев

Соотнесите _____________________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 6 классе № 34

Урок литературы в 6 классе № 34

Желаю всем успеха! Надеюсь на вашу активную работу на уроке!

Желаю всем успеха! Надеюсь на вашу активную работу на уроке!

Слово учителя В очарованье русского пейзажа

Слово учителя В очарованье русского пейзажа

Слово учителя - Тургенев пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев

Слово учителя - Тургенев пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев

Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие

Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие

Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы

Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы

Какую роль играют в рассказе эти описания? (На протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой

Какую роль играют в рассказе эти описания? (На протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой

VII . Этап включения в систему знаний

VII . Этап включения в систему знаний

IХ. Этап рефлексии и оценивания

IХ. Этап рефлексии и оценивания

Приложение 1 ФИ _________________________________класс__________дата___________

Приложение 1 ФИ _________________________________класс__________дата___________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020