Методическая разработка урока литературы. Тема: А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Узник"

  • docx
  • 25.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала методическая разработка урока.docx

Урок литературы в 6 классе № 13.

Дата _____________________________

Тема: А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Узник" как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

Цель: формирование представления учащихся о вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина.

Планируемые результаты:

Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе

Метапредметные:

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Основные понятия: лирика, стихотворение.

Методические приемы: беседа, слово учителя, работа с учебником, работа в тетрадях, просмотр видеозаписи.

Оборудование: тетрадь, учебник, видеозапись, портреты Пушкина, иллюстрации к произведениям поэта, приложения, проектор, экран, компьютер.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Межпредметные связи: история.

Структура урока

I.       Этап мотивации.

Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

 

- Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Критерии оценивания.

Индивидуальная работа.

Устная работа на уроке.

Приложение 1. Критерии оценивания работы на уроке:

«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.

«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.

«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.

«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях

 

II. Этап актуализации знаний.

Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Индивидуальная работа. Приложение 2.

Работа с классом

-   Мы переходим к изучению произведений русских писателей XIX века плавно: Крылов уже является во многом представителем нового века, который играет исключительную роль в истории России и русской литературы. Новый век начался с вступления на престол молодого, двадцатичетырехлетнего императора Александра Павловича, исполненного либеральных идей и настроений. Общество волновалось, ожидая перемен...      

 

Смуглый отрок бродил по аллеям,

 

У озерных грустил берегов.

 

И столетие мы лелеем

 

Еле слышный шелест шагов.

 

Анна Ахматова, 1911

 

- О ком идет речь?

 

- Как вы понимаете эти слова Ахматовой?

 

- Вспомните названия произведений А. С. Пушкина.

 

- Вспомните сведения из биографии поэта. (Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

 

На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.)

 

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.

 

    2. Слово учителя. Южная ссылка. «Узник».

 

   -    Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
      Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
      — Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
      Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.

 

- Что такое ссылка?

            Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.
      За ссыльным устанавливался постоянный надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.

- Что вы можете рассказать о Южной ссылке поэта? (Пока ничего, не изучали).

 

IV. Этап целеполагания.

Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

 

- Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта.

 

- Назовите его имя.

 

- Попробуем сформулировать тему урока.

 

- Определим задачи на урок.

- У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 6-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, повестями и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину.

 

V. Этап открытия нового знания.

Цель этапа: изучение темы урока.

 

Слово учителя.


      Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
      Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней»3.
      Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.     

 

 У вас может  возникнуть вопрос: почему А. С. Пушкин не мог бежать за границу?


      Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.
      

Постарайтесь представить себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.
Именно в таких условиях появилось стихотворение «Узник».

 

Физминутка

Литературу любим мы, друзья,

Читаем пушкинские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

 

     Стихотворение «Узник».

А. Просмотр видеозаписи стихотворения. 00.00 – 00.53

- Прослушаем стихотворение «Узник» и подумаем, что же рассказывает Пушкин о себе, о своей жизни.

Б. Беседа с классом.

            — Понравилось ли вам это стихотворение?

      — Чем поразило это стихотворение?

      — Какие слова и выражения показались вам необычными и запомнились после первого чтения?

 (Узник – тот, кто находится под стражей, в заключении

Темница – помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.

Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.

Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.

Молвить – устаревшее: сказать, произнести

Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами).

- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение? (Лирическое стихотворение – вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.)

VI. Этап первичного закрепления.

Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.

В. Прослушивание анализа стихотворения. 00.53 – 06.11

VII. Этап включения в систему знаний.

Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.

Г. Работа с литературоведческим понятием.

-    Стихотворение построено на антитезе. Кто помнит, что это такое?  (определение дано на с. 56 учебника).

      -   Выпишем в тетрадь определение антитезы, данное в учебнике.

- А теперь попытайтесь найти приемы антитезы в стихотворении (Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
      В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер. Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях устного народного творчества — вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» — «Мы вольные птицы...») и повторением слова пора: «...пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.

 

VIII. Этап подведения итогов урока.

Цель этапа: подведение итогов урока.

 

Слово учителя.

      Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.      С помощью вопросов проверим усвоение теоретического понятия.

Выразительное чтение стихотворения.

IХ. Этап рефлексии и оценивания.

Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

4. «Я оцениваю свои знания на … потому что…»

Критерии оценивания работы на уроке:

«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.

«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.

«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.

«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях

 

X. Этап ознакомления с домашним заданием.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.  


Прочитать стр.  53 - 54; выучить наизусть стихотворение «Узник».

По желанию. Приложение 3.

Источники

https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-a-s-pushkin-slovo-o-poetie-stikhotvorieniie-uznik-kak-vyrazhieniie-vol-noliubivykh-ustriemlienii-poeta.html

https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-pushkin-uznik-1562759.html

Приложение 2.

ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________

Вспомни и допиши, второго героя басни И.А.Крылова.
1) Слон и ...                                         2) Соловей и ...
3) Ягнёнок и ...                                        4) Стрекоза и ...
5) Кот и ...                                            6) Ворона и ...
7) Осел и …

 

ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________

Соедини стрелкой начало и конец пословиц:

люди пахать а....                                всегда приготовится.
не красна изба углами, а                  тем и рады.

трудиться...                                        когда хлеба нет.

чем богаты..                                       он руками махать.  

худ обед... .....                                    красна пирогами.

 

ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________

Соедини начало и конец пословицы. Карточка 3.

Доброе слово - …

ищи доброты.

Не ищи красоты - …

… бродит по миру тихо.

Красоту уносят годы, …

половина счастья.

Добро не лихо, …

… а злого не жалей.

Доброго чти, …

… доброту не унесут.

 

ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________

Соедини начало и конец пословицы. Карточка 4.

Добрый гость …

… не забудется.

Добрым словом и …

… а зло забывай.

Добро помни, …

… само себя хвалит.

Доброе дело

… всегда в пору.

Добро век…

… бездомный богат.

 

 

ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________

Соедини части «крылатого выражения»:

Льёт,                                                        как зеницу ока.

Беречь,                                                    как ножом отрезать.

Дрожать,                                                 как осиновый  лист.

Сказать,                                                  как из ведра.

Торопиться,                                           как своих ушей.

Не видать,                                              как на пожар.

 

 

ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________

Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:

1.        ''Аленький цветочек''                 а)  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2.        ''Снежная королева''                  б)  Дал слово – крепись.

3.        ''Три толстяка''                            в)  Друг познается в беде.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

ФИ _________________________________________________класс_________дата__________

 

ФИ _________________________________________________класс_________дата__________

 

ФИ _________________________________________________класс_________дата__________

 

ФИ _________________________________________________класс_________дата__________

 

ФИ _________________________________________________класс_________дата__________

 

ФИ _________________________________________________класс_________дата__________


 

Скачано с www.znanio.ru