Урок литературы в 6 классе № 13.
Дата _____________________________
Тема: А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Узник" как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.
Цель: формирование представления учащихся о вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина.
Планируемые результаты:
Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе
Метапредметные:
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Основные понятия: лирика, стихотворение.
Методические приемы: беседа, слово учителя, работа с учебником, работа в тетрадях, просмотр видеозаписи.
Оборудование: тетрадь, учебник, видеозапись, портреты Пушкина, иллюстрации к произведениям поэта, приложения, проектор, экран, компьютер.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Межпредметные связи: история.
Структура урока
I. Этап мотивации.
Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
- Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
Критерии оценивания.
Индивидуальная работа.
Устная работа на уроке.
Приложение 1. Критерии оценивания работы на уроке:
«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.
«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.
«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.
«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях
II. Этап актуализации знаний.
Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Индивидуальная работа. Приложение 2.
Работа с классом
- Мы переходим к изучению произведений русских писателей XIX века плавно: Крылов уже является во многом представителем нового века, который играет исключительную роль в истории России и русской литературы. Новый век начался с вступления на престол молодого, двадцатичетырехлетнего императора Александра Павловича, исполненного либеральных идей и настроений. Общество волновалось, ожидая перемен...
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Анна Ахматова, 1911
- О ком идет речь?
- Как вы понимаете эти слова Ахматовой?
- Вспомните названия произведений А. С. Пушкина.
- Вспомните сведения из биографии поэта. (Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.
На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.)
III. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.
2. Слово учителя. Южная ссылка. «Узник».
- Окончив Лицей,
Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами,
литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами,
вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые
стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по
всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в
Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть
их читает“.
Однажды Пушкина вызвали к
генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на
квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
— Все мои стихи сожжены — у меня
ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам
все напишу.
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую
тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью.
И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья,
они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там
он должен был служить чиновником.
- Что такое ссылка?
Ссылка — удаление
осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в
определенную, как правило отдаленную, местность. В России ссылка
применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке
главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.
За ссыльным устанавливался постоянный
надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
- Что вы можете рассказать о Южной ссылке поэта? (Пока ничего, не изучали).
IV. Этап целеполагания.
Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
- Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта.
- Назовите его имя.
- Попробуем сформулировать тему урока.
- Определим задачи на урок.
- У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 6-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, повестями и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину.
V. Этап открытия нового знания.
Цель этапа: изучение темы урока.
Слово учителя.
Кишинев был в те годы глухой провинцией.
Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из
огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к
столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились
ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно
принимали пищу.
Несколько раз Пушкин заходил в острог,
чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе.
Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные
читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней»3.
Кишинев — столица
Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за
восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не
было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие
пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции
территорию.
У вас может возникнуть вопрос: почему А. С. Пушкин не мог бежать за границу?
Если бы он уехал в другую страну, то,
во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы
фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.
Постарайтесь представить себе одиночество поэта,
который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень
долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать
ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не
сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него
большой тюрьмой, которую он не мог покинуть.
Именно в таких условиях появилось стихотворение «Узник».
Физминутка
Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
Стихотворение «Узник».
А. Просмотр видеозаписи стихотворения. 00.00 – 00.53
- Прослушаем стихотворение «Узник» и подумаем, что же рассказывает Пушкин о себе, о своей жизни.
Б. Беседа с классом.
— Понравилось ли вам это стихотворение?
— Чем поразило это стихотворение?
— Какие слова и выражения показались вам необычными и запомнились после первого чтения?
(Узник – тот, кто находится под стражей, в заключении
Темница – помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.
Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.
Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.
Молвить – устаревшее: сказать, произнести
Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами).
- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение? (Лирическое стихотворение – вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.)
VI. Этап первичного закрепления.
Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.
В. Прослушивание анализа стихотворения. 00.53 – 06.11
VII. Этап включения в систему знаний.
Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.
Г. Работа с литературоведческим понятием.
- Стихотворение построено на антитезе. Кто помнит, что это такое? (определение дано на с. 56 учебника).
- Выпишем
в тетрадь определение антитезы, данное в учебнике.
- А теперь попытайтесь
найти приемы антитезы в стихотворении (Слову сижу противопоставлено
движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы,
тучи, морские края.
В первой строфе два товарища —
узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два
товарища — орел и ветер. Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях
устного народного творчества — вольный; эта жажда движения
подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» — «Мы вольные
птицы...») и повторением слова пора: «...пора, брат, пора!».
В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение
призыва к движению и свободе.
VIII. Этап подведения итогов урока.
Цель этапа: подведение итогов урока.
Слово учителя.
Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя. С помощью вопросов проверим усвоение теоретического понятия.
Выразительное чтение стихотворения.
IХ. Этап рефлексии и оценивания.
Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели?
4. «Я оцениваю свои знания на … потому что…»
Критерии оценивания работы на уроке:
«5» - слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.
«4» - больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.
«3» - больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.
«2» - только слушал, не участвовал в дискуссиях
X. Этап ознакомления с домашним заданием.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Прочитать
стр. 53 - 54; выучить наизусть стихотворение «Узник».
По желанию. Приложение 3.
Источники
https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-a-s-pushkin-slovo-o-poetie-stikhotvorieniie-uznik-kak-vyrazhieniie-vol-noliubivykh-ustriemlienii-poeta.html
https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-pushkin-uznik-1562759.html
Приложение 2.
ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________
Вспомни и допиши, второго героя басни И.А.Крылова.
1) Слон и ... 2) Соловей и
...
3) Ягнёнок и ... 4) Стрекоза и ...
5) Кот и ... 6) Ворона и ...
7) Осел и …
ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________
Соедини стрелкой начало и конец пословиц:
люди пахать а.... всегда
приготовится.
не красна изба углами, а тем и рады.
трудиться... когда хлеба нет.
чем богаты.. он руками махать.
худ обед... ..... красна пирогами.
ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________
Соедини начало и конец пословицы. Карточка 3.
Доброе слово - … |
…ищи доброты. |
Не ищи красоты - … |
… бродит по миру тихо. |
Красоту уносят годы, … |
…половина счастья. |
Добро не лихо, … |
… а злого не жалей. |
Доброго чти, … |
… доброту не унесут.
|
ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________
Соедини начало и конец пословицы. Карточка 4.
Добрый гость … |
… не забудется. |
Добрым словом и … |
… а зло забывай. |
Добро помни, … |
… само себя хвалит. |
Доброе дело |
… всегда в пору. |
Добро век… |
… бездомный богат. |
ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________
Соедини части «крылатого выражения»:
Льёт, как зеницу ока.
Беречь, как ножом отрезать.
Дрожать, как осиновый лист.
Сказать, как из ведра.
Торопиться, как своих ушей.
Не видать, как на пожар.
ФИ ______________________________________класс_____________дата __________________
Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
1. ''Аленький цветочек'' а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. ''Снежная королева'' б) Дал слово – крепись.
3. ''Три толстяка'' в) Друг познается в беде.
Приложение 3
ФИ _________________________________________________класс_________дата__________
ФИ _________________________________________________класс_________дата__________
ФИ _________________________________________________класс_________дата__________
ФИ _________________________________________________класс_________дата__________
ФИ _________________________________________________класс_________дата__________
ФИ _________________________________________________класс_________дата__________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.