Методическая разработка урока литературы. Тема: Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Авторская позиция. В.Б. Шкловский «В дорогу зовущие»
Оценка 5

Методическая разработка урока литературы. Тема: Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Авторская позиция. В.Б. Шкловский «В дорогу зовущие»

Оценка 5
docx
25.05.2020
Методическая разработка урока литературы. Тема: Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Авторская позиция. В.Б. Шкловский «В дорогу зовущие»
Методическая разработка урока литературы для 6 класса.docx

Урок литературы в 6 классе № 1.

Дата ______________________

Тема: Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Авторская позиция. В.Б. Шкловский «В дорогу зовущие»

Цель: формирование представления о художественном произведении, создание условий для ознакомления с учебником, его авторами, условными обозначениями, справочным разделом, для организации и проведения повторения изученного в 5 классе; развитие интереса к предмету «Литература».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

· познавательная сфера: повторить жанры литературы и известные средства художественной выразительности; иметь представление о художественном произведении, о единстве формы и содержания, о способах выражения авторской позиции; познакомиться с учебником, научиться работать по нему; определить уровень литературного развития;

· ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям литературы; приобщаться к духовно-нравственным ценностям литературы;

· коммуникативная сфера: осмысленно читать и адекватно воспринимать произведения литературы; пересказывать прозаические произведения; создавать устные монологические высказывания; вести диалог.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации; проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к литературе.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию;

· регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (решение тестов, выполнение записей в тетради, чтение).

Оборудование: тесты; учебник, тетрадь.

Основные понятия и термины: художественное произведение, автор произведения, способы выражения авторской позиции.

Эпиграф:

Любите книгу всей душой!

Она не только ваш лучший друг,
но и до конца верный спутник.

М. А. Шолохов

Структура урока

I.       Этап мотивации.

Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

 

-Здравствуйте. Проверьте, все ли вы готовы к уроку. Присаживайтесь.

Начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость открытий.

Критерии оценивания.

Тест (в конце урока).

II. Этап актуализации знаний.

Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

 

Беседа

 

– Какая книга, прочитанная летом, оставила наибольшее впечатление?

- Кто из героев книг стал вам близок?

- Какую книгу советуете прочитать своим одноклассникам и почему? (Высказывания учащихся.)

– Какие произведения, изученные в 5 классе, вы можете назвать?

- Вспомните и назовите имена любимых авторов.

- Кого из героев книг можете назвать?(Высказывания учащихся.)

– Вспомните и назовите известные жанры. Подсказка для 1-го ряда: «Малые жанры фольклора – это...». (Высказывания учащихся.)

– Подсказка для 2-го ряда: «Любимый жанр И. А. Крылова – это...». (Высказывания учащихся.)

– Подсказка для 3-го ряда: «П. П. Бажов создавал не сказки, а произведения в жанре...». (Высказывания учащихся.)

– Перечислите литературные жанры.

- Назовите средства художественной выразительности, кроме эпитета.

 

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.

 

– Прочитайте записанный на доске эпиграф урока: «Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник» (М. А. Шолохов).

 

-Как вы понимаете вторую часть высказывания?

 

-Разделяете ли вы точку зрения Михаила Александровича Шолохова?

 

-Какие аргументы можете привести? 

 

IV. Этап целеполагания.

Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

 

- А теперь попробуем определить тему урока. (Запись в тетради даты и темы урока).

 

- Определим цели и задачи урока.

 

V. Этап открытия нового знания.

Цель этапа: изучение темы урока.

 

1. Беседа о художественном произведении, о единстве формы и содержания, об образе автора в литературном произведении и способах выражения авторской позиции.

Вопросы:

– Какие художественные произведения вы знаете?

– Какие приметы, особенности художественного произведения можете назвать?

– Какую задачу ставит перед собой создатель художественного произведения?

– Какова роль автора в художественном произведении?

– Как вы понимаете выражение «Единство формы и содержания – закон художественности в литературе»?

- Содержание не существует отдельно от формы, так как выражается и воспринимается только через форму. Реально содержание и форма неразделимы, но в искусствоведческом анализе обычно выделяются стороны, уровни, элементы произведения, которые тяготеют или к содержанию или к форме. Так, например, темахарактерыидея рассматриваются как содержательная сторона произведения, а жанрстилькомпозиция, ритм – как формальная, выступают как форма.

Между содержанием и формой оказывается сюжет

– Каким образом может быть высказана авторская позиция в художественном произведении?

– Какие способы авторской позиции возможны, на ваш взгляд, кроме прямого высказывания автора?

В ходе беседы в тетрадях учащиеся делают записи:

Художественное произведение – это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин).

В художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.

Единство формы и содержания – закон художественности в литературе.

Автор – это создатель литературного произведения.

Авторская позиция – авторское понимание жизни и ее оценка.

Способы выражения авторской позиции: прямое высказывание автора, портрет, пейзаж, цвет.

 

Физкультминутка

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

 

 

2. Встреча – знакомство с новым учебником.

– Обратимся к учебнику. Он в двух частях. Авторы учебника – группа известных ученых в области истории литературы и методики ее преподавания в школе, найдите их имена. (Имена ученых – авторов учебника: Валентина Павловна Полухина, Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин.)

– Что можно сказать о внешнем виде учебника? (Высказывания учащихся.)

– На какие структурные элементы книги вы хотите обратить наше внимание? (Обложка, титул, форзац, сноски, оглавление.)

– Какие новые разделы имеются в учебнике? (I часть «Литературные места России»; II часть «Справочный раздел».)

– Какие новые фамилии авторов литературных произведений вы видите?(Высказывания учащихся.)

– Итак, мы готовы открыть учебник, прочитать название первого раздела. («Писатели – создатели, хранители и любители книги».)

VI. Этап первичного закрепления.

Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.

 

Чтение и обсуждение вступительной статьи «В дорогу зовущие».

 (учебник, с. 3–4).

 

VII. Этап включения в систему знаний.

Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.

 

Беседа по вопросам учебника, с. 4.

 

VIII. Этап подведения итогов урока.

Цель этапа: подведение итогов урока.

 

Практическая деятельность: диагностика уровня литературного развития учащихся в форме тестирования. Приложение 1.

 

IХ. Этап рефлексии и оценивания.

Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.

 

– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)

 

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши.

X. Этап ознакомления с домашним заданием.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.  

 

 Ответить на вопрос 2 с. 5.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения: «Рождество Христово – светлый и радостный праздник», «Старая знакомая – Масленица», «18 июня – день Святой Троицы».

Источники

https://mydocx.ru/5-41208.html

https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-literature-na-temu-vvedenie-v-dorogu-zovuschie-1201778.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Тест. ФИ __________________________________________________

Вспомни произведения, изученные в 5 классе

1. Отметь, подчеркнув, фамилию автора, который не писал литературных сказок:

а) Пушкин; б) Лермонтов; в) Гаршин; г) Крылов.

2. Отметь, подчеркнув, какой рассказ не принадлежит А. П. Чехову:

а) «Хирургия»; б) «Тапер»; в) «Хамелеон»; г) «Лошадиная фамилия».

3. Отметь, подчеркнув, имя писателя Погорельского, автора рассказа «Черная курица»:

а) Александр; б) Андрей; в) Анатолий; г) Антоний.

4. Отметь, подчеркнув, как называется сказ Павла Петровича Бажова:

а) «Хозяйка Медной горы»; б) «Горы медной хозяйка»;

в) «Медной горы хозяйка»; г) «Горы Хозяйка».

5. Отметь, подчеркнув, кто написал книгу «Робинзон Крузо»:

а) Лондон; б) Дефо; в) Стивенсон; г) Андерсен.

Узнай литературного героя

1. Кому из героев повести «В дурном обществе» В. Г. Короленко принадлежат слова: «Твой отец, малый, самый лучший из всех судей»? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) Вася; б) Валек; в) Маруся; г) Тыбурций.

2. Кто написал стихотворение «Рассказ танкиста»? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) К. Симонов; б) М. Исаковский; в) Д. Самойлов; г) А. Твардовский.

3. Кому из героев рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого принадлежат слова: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел»? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) Жилин; б) Костылин; в) Дина; г) татарин.

4. Кто из героев рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» утверждал: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) Васятка; б) мать Васятки; в) отец; г) отец и дедушка.

5. К кому из героев рассказа И. С. Тургенева «Муму» мы видим ироничное отношение автора? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) к Герасиму; б) к Гавриле; в) к Капитону; г) к барыне.

Назови литературоведческие термины

1. Определи, подчеркнув, какой из эпитетов является авторским:

а) темная ночь; б) ясны очи; в) синие туманы; г) тоскующая душа.

2. Выбери, подчеркнув, жанр, не относящийся к лиро-эпическим:

а) поэма; б) баллада; в) былина; г) басня.

3. К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Муму»? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) роман; б) повесть; в) рассказ; г) очерк.

4. Кто является создателем сказок? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) писатель-сказочник; б) летописец; в) древний певец Баян; г) народ.

5. Что такое народная сказка? Подчеркни правильный вариант ответа:

а) историческая повесть;

б) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием;

в) жанр устного народного творчества;

г) легенда.

Ответы

Вспомни произведения, изученные в 5 классе: 1  г; 2  б; 3  г; 4 – в; 5 – б.

Узнай литературного героя: 1 – г; 2 – г; 3 – а; 4 – г; 5 – в.

Назови литературоведческие термины: 1  г; 2  г; 3  в; 4  г; 5  в.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 6 классе № 1

Урок литературы в 6 классе № 1

Структура урока I. Этап мотивации

Структура урока I. Этап мотивации

Какие аргументы можете привести?

Какие аргументы можете привести?

Способы выражения авторской позиции : прямое высказывание автора, портрет, пейзаж, цвет

Способы выражения авторской позиции : прямое высказывание автора, портрет, пейзаж, цвет

IХ. Этап рефлексии и оценивания

IХ. Этап рефлексии и оценивания

Приложение 1. Тест. ФИ __________________________________________________

Приложение 1. Тест. ФИ __________________________________________________

Ответы Вспомни произведения, изученные в 5 классе: 1 – г; 2 – б; 3 – г; 4 – в; 5 – б

Ответы Вспомни произведения, изученные в 5 классе: 1 – г; 2 – б; 3 – г; 4 – в; 5 – б
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020