Урок литературы в 6 классе № 1.
Дата ______________________
Тема: Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Авторская позиция. В.Б. Шкловский «В дорогу зовущие»
Цель: формирование представления о художественном произведении, создание условий для ознакомления с учебником, его авторами, условными обозначениями, справочным разделом, для организации и проведения повторения изученного в 5 классе; развитие интереса к предмету «Литература».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
· познавательная сфера: повторить жанры литературы и известные средства художественной выразительности; иметь представление о художественном произведении, о единстве формы и содержания, о способах выражения авторской позиции; познакомиться с учебником, научиться работать по нему; определить уровень литературного развития;
· ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям литературы; приобщаться к духовно-нравственным ценностям литературы;
· коммуникативная сфера: осмысленно читать и адекватно воспринимать произведения литературы; пересказывать прозаические произведения; создавать устные монологические высказывания; вести диалог.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации; проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к литературе.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию;
· регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;
· коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (решение тестов, выполнение записей в тетради, чтение).
Оборудование: тесты; учебник, тетрадь.
Основные понятия и термины: художественное произведение, автор произведения, способы выражения авторской позиции.
Эпиграф:
Любите книгу всей душой!
Она не только
ваш лучший друг,
но и до конца верный спутник.
М. А. Шолохов
Структура урока
I. Этап мотивации.
Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
-Здравствуйте. Проверьте, все ли вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
Начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость открытий.
Критерии оценивания.
Тест (в конце урока).
II. Этап актуализации знаний.
Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Беседа
– Какая книга, прочитанная летом, оставила наибольшее впечатление?
- Кто из героев книг стал вам близок?
- Какую книгу советуете прочитать своим одноклассникам и почему? (Высказывания учащихся.)
– Какие произведения, изученные в 5 классе, вы можете назвать?
- Вспомните и назовите имена любимых авторов.
- Кого из героев книг можете назвать?(Высказывания учащихся.)
– Вспомните и назовите известные жанры. Подсказка для 1-го ряда: «Малые жанры фольклора – это...». (Высказывания учащихся.)
– Подсказка для 2-го ряда: «Любимый жанр И. А. Крылова – это...». (Высказывания учащихся.)
– Подсказка для 3-го ряда: «П. П. Бажов создавал не сказки, а произведения в жанре...». (Высказывания учащихся.)
– Перечислите литературные жанры.
- Назовите средства художественной выразительности, кроме эпитета.
III. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.
– Прочитайте записанный на доске эпиграф урока: «Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник» (М. А. Шолохов).
-Как вы понимаете вторую часть высказывания?
-Разделяете ли вы точку зрения Михаила Александровича Шолохова?
-Какие аргументы можете привести?
IV. Этап целеполагания.
Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
- А теперь попробуем определить тему урока. (Запись в тетради даты и темы урока).
- Определим цели и задачи урока.
V. Этап открытия нового знания.
Цель этапа: изучение темы урока.
1. Беседа о художественном произведении, о единстве формы и содержания, об образе автора в литературном произведении и способах выражения авторской позиции.
Вопросы:
– Какие художественные произведения вы знаете?
– Какие приметы, особенности художественного произведения можете назвать?
– Какую задачу ставит перед собой создатель художественного произведения?
– Какова роль автора в художественном произведении?
– Как вы понимаете выражение «Единство формы и содержания – закон художественности в литературе»?
- Содержание не существует отдельно от формы, так как выражается и воспринимается только через форму. Реально содержание и форма неразделимы, но в искусствоведческом анализе обычно выделяются стороны, уровни, элементы произведения, которые тяготеют или к содержанию или к форме. Так, например, тема, характеры, идея рассматриваются как содержательная сторона произведения, а жанр, стиль, композиция, ритм – как формальная, выступают как форма.
Между содержанием и формой оказывается сюжет.
– Каким образом может быть высказана авторская позиция в художественном произведении?
– Какие способы авторской позиции возможны, на ваш взгляд, кроме прямого высказывания автора?
В ходе беседы в тетрадях учащиеся делают записи:
Художественное произведение – это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин).
В художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.
Единство формы и содержания – закон художественности в литературе.
Автор – это создатель литературного произведения.
Авторская позиция – авторское понимание жизни и ее оценка.
Способы выражения авторской позиции: прямое высказывание автора, портрет, пейзаж, цвет.
Физкультминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
2. Встреча – знакомство с новым учебником.
– Обратимся к учебнику. Он в двух частях. Авторы учебника – группа известных ученых в области истории литературы и методики ее преподавания в школе, найдите их имена. (Имена ученых – авторов учебника: Валентина Павловна Полухина, Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин.)
– Что можно сказать о внешнем виде учебника? (Высказывания учащихся.)
– На какие структурные элементы книги вы хотите обратить наше внимание? (Обложка, титул, форзац, сноски, оглавление.)
– Какие новые разделы имеются в учебнике? (I часть «Литературные места России»; II часть «Справочный раздел».)
– Какие новые фамилии авторов литературных произведений вы видите?(Высказывания учащихся.)
– Итак, мы готовы открыть учебник, прочитать название первого раздела. («Писатели – создатели, хранители и любители книги».)
VI. Этап первичного закрепления.
Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.
Чтение и обсуждение вступительной статьи «В дорогу зовущие».
(учебник, с. 3–4).
VII. Этап включения в систему знаний.
Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.
Беседа по вопросам учебника, с. 4.
VIII. Этап подведения итогов урока.
Цель этапа: подведение итогов урока.
Практическая деятельность: диагностика уровня литературного развития учащихся в форме тестирования. Приложение 1.
IХ. Этап рефлексии и оценивания.
Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.
– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)
Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.
- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.
- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши.
X. Этап ознакомления с домашним заданием.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Ответить на вопрос 2 с. 5.
Индивидуальные задания: подготовить сообщения: «Рождество Христово – светлый и радостный праздник», «Старая знакомая – Масленица», «18 июня – день Святой Троицы».
Источники
https://mydocx.ru/5-41208.html
https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-literature-na-temu-vvedenie-v-dorogu-zovuschie-1201778.html
Приложение 1.
Тест. ФИ __________________________________________________
Вспомни произведения, изученные в 5 классе
1. Отметь, подчеркнув, фамилию автора, который не писал литературных сказок:
а) Пушкин; б) Лермонтов; в) Гаршин; г) Крылов.
2. Отметь, подчеркнув, какой рассказ не принадлежит А. П. Чехову:
а) «Хирургия»; б) «Тапер»; в) «Хамелеон»; г) «Лошадиная фамилия».
3. Отметь, подчеркнув, имя писателя Погорельского, автора рассказа «Черная курица»:
а) Александр; б) Андрей; в) Анатолий; г) Антоний.
4. Отметь, подчеркнув, как называется сказ Павла Петровича Бажова:
а) «Хозяйка Медной горы»; б) «Горы медной хозяйка»;
в) «Медной горы хозяйка»; г) «Горы Хозяйка».
5. Отметь, подчеркнув, кто написал книгу «Робинзон Крузо»:
а) Лондон; б) Дефо; в) Стивенсон; г) Андерсен.
Узнай литературного героя
1. Кому из героев повести «В дурном обществе» В. Г. Короленко принадлежат слова: «Твой отец, малый, самый лучший из всех судей»? Подчеркни правильный вариант ответа:
а) Вася; б) Валек; в) Маруся; г) Тыбурций.
2. Кто написал стихотворение «Рассказ танкиста»? Подчеркни правильный вариант ответа:
а) К. Симонов; б) М. Исаковский; в) Д. Самойлов; г) А. Твардовский.
3. Кому из героев рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого принадлежат слова: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел»? Подчеркни правильный вариант ответа:
а) Жилин; б) Костылин; в) Дина; г) татарин.
4. Кто из героев рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» утверждал: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»? Подчеркни правильный вариант ответа:
а) Васятка; б) мать Васятки; в) отец; г) отец и дедушка.
5. К кому из героев рассказа И. С. Тургенева «Муму» мы видим ироничное отношение автора? Подчеркни правильный вариант ответа:
а) к Герасиму; б) к Гавриле; в) к Капитону; г) к барыне.
Назови литературоведческие термины
1. Определи, подчеркнув, какой из эпитетов является авторским:
а) темная ночь; б) ясны очи; в) синие туманы; г) тоскующая душа.
2. Выбери, подчеркнув, жанр, не относящийся к лиро-эпическим:
а) поэма; б) баллада; в) былина; г) басня.
3. К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Муму»? Подчеркни правильный вариант ответа:
а) роман; б) повесть; в) рассказ; г) очерк.
4. Кто является создателем сказок? Подчеркни правильный вариант ответа:
а) писатель-сказочник; б) летописец; в) древний певец Баян; г) народ.
5. Что такое народная сказка? Подчеркни правильный вариант ответа:
а) историческая повесть;
б) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием;
в) жанр устного народного творчества;
г) легенда.
Ответы
Вспомни произведения, изученные в 5 классе: 1 – г; 2 – б; 3 – г; 4 – в; 5 – б.
Узнай литературного героя: 1 – г; 2 – г; 3 – а; 4 – г; 5 – в.
Назови литературоведческие термины: 1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – г; 5 – в.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.