Методическая разработка урока литературы "Уроки Победы"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературы "Уроки Победы"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл—11 кл
07.05.2020
Методическая разработка урока литературы "Уроки Победы"
разработка завтра была война.docx

Конкурс методических разработок

 «Уроки Победы»

Урок литературы

Тема. Нравственные уроки повести Б. Васильева «Завтра была война» для обучающихся 9-11 классов

 

Слайд

Комментарий для учителя

I этап. Страницы биографии Бориса Васильева (5 мин.)

 

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/a tomic_objects/4211391

Задание 1.

Посмотрите видеосюжет  

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_o bjects/4211391

и расскажите, что нового узнали вы о жизни и творчестве писателя. Что вам было уже известно о Борисе Васильеве?

 

 

 

 

 

 

II этап. Поколение 1940-ых (2 мин.)

Цель: совершенствовать умение работать с книгой, находить аргументы и отстаивать их; познакомить учащихся с произведением «Завтра была война», расширить их представление о творчестве Б. Васильева, поставив перед ними проблему нравственного выбора героя. Представить себе поколение юношей и девушек, которые в 41-м году шагнули со школьного порога прямо в ад войны: какими они были? О чем мечтали? Как дружили? Дать возможность в процессе анализа произведения сравнить поколения молодых 40-х и 90-х годов XX века: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни; можно ли говорить об общности самых важных жизненных идеалов?

Задачи:

1.                 Образовательные: формирование знаний у учащихся о героях войны, о русских писателях, писавших о подвигах неизвестных людей; знакомство с художественными произведениями о предвоенной эпохе.

2.                 Воспитательные: воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта, отзывчивость. Воспитывать чувство гордости за подвиг людей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие художественного произведения.

3.                 Развивающие: развивать умение видеть особенности композиции, через художественную деталь приходить к проблематике произведения, активизировать познавательную деятельность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.

 

 

 

 

Задание 2.

Давайте познакомимся со стихотворением Павла Когана и сопоставим героев стихотворения с героями повести. 

 

Они нас выдумают снова

Сажень косая, твёрдый шаг

Мы были всякими. Любыми. Не очень умными подчас. Мы наших девушек любили, Ревнуя, мучась, горячась.

Они нас выдумают мудрых,

Мы будем строги и прямы,

Они прикрасят и припудрят, И всё-таки пробьёмся мы.

 

Первичное восприятие.

Вспомните, как начинается роман. Каков довоенный

9-й класс? Похожи ли они на вас? Давайте разберемся, какими же они были.

 

III этап. Групповая работа. Характеристики героев (4 мин.)

Задание 3.

Знакомство с героинями.

Групповая работа.

Работая в группах, составьте характеристики главных героинь, используя материал повести.

1  группа - Искра Полякова

2  группа - Зиночка Коваленко

3  группа - Вика Люберецкая

В форме монологического высказывания нужно охарактеризовать каждую героиню, используя материал текста.  

Отвечать могут пары учеников от каждой группы.

 

 

 

IV этап. Анализ эпизода. Люберецкий и Искра Полякова (5 мин.)

 

Задание 4.

Обсуждаем нравственные установки героев, понятие о презумпции невиновности.

 

Посмотрите видеосюжет, влияющий на нравственные установки Искры: разговор Искры и Леонида Андреевича Люберецкого. 

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic _objects/4250540  

Беседа по вопросам.

Что повлияло на нравственные установки Искры?

О чём идёт речь в этом разговоре?

Таким образом Борис Васильев подводит нас к основной линии повествования, к событию, которое показало истинное лицо героев.  

Что это за событие?

Мы познакомимся с ним далее.

V этап. Особенности эпохи  (5 мин.)

 

Задание 5.

Предлагаем вниманию учащихся два видеосюжета, где наиболее ясно прослеживается характеристика эпохи 40-х годов. 

 

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_obje cts/4250644

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_obje cts/4250646

 

Беседа по вопросам.

Повесть «Завтра была война» написана в 1978 году, напечатана в 1984 году в журнале "Юность" (№ 6). 

Почему повесть не была опубликована сразу? О каком периоде в истории нашей страны пишет Борис Львович Васильев?

Что вы знаете об этом времени?

Что узнаем об этом времени из произведений Бориса Васильева? 

Как показана автором трагедия нашего народа, нашей страны?

 

 

VI этап. Задание, аналогичное формату международных и национальных исследований качества образования  (2 мин.)

 

Задание 6.

Это задание направлено на умение выстраивать логические цепочки, культурные и исторические. Может быть полезным при подготовке к олимпиаде по литературе

 

Надо сопоставить стихотворение А. Твардовского и повесть Б. Васильева и выяснить, что между ними общего. 

Как к аресту отнеслись главные герои?

 

VII этап. Тема дружбы в повести (5 мин.)  

 

Задание 7 Просмотр двух видеосюжетов.

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic

_objects/4250680

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic

_objects/4250681

 

Беседа с учащимися.

Мы подходим к самому главному вопросу произведения. Какими были ребята, которые в следующем году пойдут защищать свою Родину в Великой Отечественной войне.

Как они отнеслись к трагедии Вики Люберецкой? Испугались или нет? Вот сейчас мы можем увидеть, какими они были не только на словах, но и на деле. Проблемный вопрос: самоубийство Вики – это сила или слабость?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII этап. Герои повести. Интерактивное задание (2 мин.)

 

 

Задание 8.

Выполнение интерактивного задания. Соотнесите описание героя с его портретом.  https://learningapps.org/watch?v=pkg0pxqgk19  

 

IX этап. Смысл названия повести (2

мин.)

Задание 9.

Работа по интерпретации названия произведения.

В чем смысл названия произведения "Завтра была война"?

Можно ли найти в этом произведении точки соприкосновения с жизнью каждого из нас? 

 

X этап. Послесловие (5 мин.)

 

 

Задание 10.

Просмотр видеосюжета. Задание направлено на осознание нравственных поступков героев . https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic _objects/4253119

Будут ли эти ребята защищать нашу страну в грядущей битве с фашистами?

 Считаете ли вы, что предшествующие войне события их закалили, помогли им  в скором времени стать настоящими героями?

Чему учит сегодняшнего читателя повесть «Завтра была война»?

Найдите цитаты, в которых говорится о том, какими хотели быть герои повести.

 

XI этап. Задание в формате ЕГЭ (1 ми

н.)

 

Задание 11.

Активизация познавательной деятельности на уроке литературы.

1.              Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение

действительности и принципы которого нашли свое воплощение в повести Бориса Васильева «Завтра была война». (Реализм.)

2.              Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («длинный язык»; «легкомысленная склонность»)?

(Эпитет.)

3.              Какой приём использует писатель в строке: «Искусство должно будить мысли...»? (Метафора.)

 

 

 

 

XII этап. Итоговый тест (5 мин.)

 

 

 

Задание 12

Итоговый тест на знание текста произведения можно провести на оценку.  

 

https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/99201/t ask/1  

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конкурс методических разработок «Уроки

Конкурс методических разработок «Уроки

Развивающие: развивать умение видеть особенности композиции, через художественную деталь приходить к проблематике произведения, активизировать познавательную деятельность на уроках литературы, развивать интерес к чтению

Развивающие: развивать умение видеть особенности композиции, через художественную деталь приходить к проблематике произведения, активизировать познавательную деятельность на уроках литературы, развивать интерес к чтению

Задание 3. Знакомство с героинями

Задание 3. Знакомство с героинями

Задание 4. Обсуждаем нравственные установки героев, понятие о презумпции невиновности

Задание 4. Обсуждаем нравственные установки героев, понятие о презумпции невиновности

Задание 6. Это задание направлено на умение выстраивать логические цепочки, культурные и исторические

Задание 6. Это задание направлено на умение выстраивать логические цепочки, культурные и исторические

Задание 8. Выполнение интерактивного задания

Задание 8. Выполнение интерактивного задания

Задание 11. Активизация познавательной деятельности на уроке литературы

Задание 11. Активизация познавательной деятельности на уроке литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020