Методическая разработка урока литературы в рамках технологии продуктивного чтения
Оценка 4.7

Методическая разработка урока литературы в рамках технологии продуктивного чтения

Оценка 4.7
pdf
17.04.2023
Методическая разработка урока литературы в рамках технологии продуктивного чтения
Материал из опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения на уроках литературы как метода формирования личности ребенка
Продуктивное чтение.pdf

Продуктивное чтение как метод формирования личности ребенка

(из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ Морозовская СОШ Гончаровой Ирины Ивановны)

Актуальность

Сегодня как никогда актуальным становится наследие К.Д.Ушинского. Одна из цитат педагога определяет очень насущную проблему современного общества: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». 

Да, значение книги как источника знаний, как кладезя мудрости, как исторической памяти и нравственного развития человека нам с вами прекрасно известно.

Но, к сожалению, поколение современных подростков пользуется другими источниками информации, а программную литературу многие предпочитают читать в кратком изложении, которое передает лишь сухое содержание фактов и событий, исключая важные эмоциональные и художественные составляющие текста. «Зачем нам это читать? Это было написано сто лет назад, сейчас так не говорят, сейчас все по-другому»,  – думаю, многие из вас слышали это от учеников. А как результат – отсутствие элементарной читательской грамотности, потеря эмоционального интеллекта, несформированность духовно-нравственных ценностей личности. 

Цель и задачи

Формирование личности ребенка на основе технологии продуктивного чтения.

Как же вернуть нашим детям любовь к книге и приобщить их к чтению как источнику познания самих себя и окружающего мира. Размышляя над этой проблемой, я пришла к использованию в своей педагогической деятельности  технологии продуктивного чтения. Думаю, что многие из вас с ней знакомы, но я поделюсь приемами, которые помогают мне мотивировать подростков и способствуют формированию личности ребенка через активную деятельность. 

Технологичность инструментария

Итак, продуктивное чтение включает три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

Этап до чтения является мотивирующим. Знакомство с новой книгой мы начинаем с использования творческих приемов «Ассоциация» или «Антиципация». Первый прием предполагает работу с ключевым словом, мы подбираем ассоциации на каждую букву, что развивает мышление и способствует развитию словарного запаса школьников. Например, начиная разговор о значении слова «книга», обучающимся предлагается подобрать слова, характеризующие ее: К – культура, клад; Н – нравственность, наследие; И – искусство, идеал; Г – гуманизм, герой; А – автор, ассоциация. От этих слов мы переходим к размышлениям о роли книги в жизни человека. Второй прием тоже интересен, он связан с предположениями о тексте: кому может быть посвящен, о чем говорит название, что знаем об авторе текста. Эти вопросы развивают творческое воображение и помогают использовать уже известную информацию.

Следующий этап основной – это осмысленное чтение. Именно здесь важно отбирать эпизоды для анализа, которые мы тщательно исследуем. 

Основные приемы, которые используются мной на этом этапе:

      комментирование текста – школьники учатся размышлять, высказывать свое мнение, участвовать в диалоге;

      лексическая работа над словом или понятием с использованием различных словарей и контекста произведения, такой анализ расширяет словарный запас и учит быть внимательными к слову, так как оно выводит нас на идею эпизода;

      определение эмоциональной палитры текста: школьники определяют чувства героев, исследуют эмоциональное воздействие текста на себя, они могут использовать на этом этапе цветовую гамму чувств, можно предложить нарисовать анализируемый эпизод;

      вовлечение в действие, когда детям предлагается разыгрывание эпизода по ролям, инсценирование. Интересен этот прием в групповом формате: разные группы могут представить один и тот же текст по-разному – и это тоже становится поводом для анализа и размышлений.

Прием театрализации текста дает школьникам  возможность ощутить себя в заданной произведением  ситуации, прожить ее, пережить, то есть получить важный эмоциональный опыт. Использование при прочтении текста приемов иммерсивного или социального театра – это возможность дать ребенку выйти на современность, включиться в сотворчество с автором и найти ответ на вопрос: «Зачем читать произведения классиков?»  Полученный на литературном примере опыт заставит задуматься над реальной ситуацией в классе, в школе, в жизни. 

Приведу пример работы над эпизодом повести Гоголя «Шинель». Мы медленно и выразительно читаем текст, как Акаккий Акакиевич приходит в свой департамент: «В департаменте не оказывалось к нему НИКАКОГО УВАЖЕНИЯ. 

Сторожа не только НЕ ВСТАВАЛИ с мест, когда он проходил, но даже НЕ ГЛЯДЕЛИ на него, как будто пролетела муха. Начальники поступали с ним как-то ХОЛОДНО-ДЕСПОТИЧЕСКИ. Какой-нибудь помощник

столоначальника прямо СОВАЛ ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите». Молодые чиновники ПОДСМЕИВАЛИСЬ И ОСТРИЛИ над ним, рассказывали тут же пред ним составленные про него истории; СЫПАЛИ НА ГОЛОВУ ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это...»  Работая с текстом находим ключевые слова, анализируем их и понимаем, что  к главному герою все относятся пренебрежительно, откровенно издеваются над ним, унижают. Далее мы проигрываем текст и переживаем чувства героя. Ощутив его боль, ученики выходят на современную проблему буллинга. 

Произведение, написанное 180 лет назад, становится ребятам близким. Поэтому на  третьем этапе, после прочтения текста, ребята включаются в сотворчество с книгой классика. Одно из заданий – предложить

отредактировать текст так, чтобы герой перестал чувствовать себя одиноким. Школьники с удовольствием «перептсывают» текст и ощущают положительные эмоции вместе с героем, так создается ситуация определения взаимоотношений между людьми в целом, как общаться, чтобы не причинять другим боль словом, делом, поступком.

Еще один прием – составление синквейна, он помогает определить отнощение к тому, что обсуждалось. Например, разговор о занчении книги мы завершили таким совместным синквейном: Книга

Увлеательная, познавательная

Учит, наставляет, помогает

Книга открывает нам самих себя

Учитель 

Наконец, при завершении работы над книгой возможно идти по пути расширения представлений о проблеме путем сопоставления произведения с текстами писателей 20 века о подростках, столкнувшихся с проблемой травли, например: В.Железников «Чучело», Е. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро» и др. Это дает возможность понять, что проблема, поднимаемая в этих книгах,   социальная, то есть, существующая в разные эпохи. Школьники определяют личное отношение к этой проблеме, творчески осмысливают и выходят на новый уровень – создание своего авторского произведения. Так после обсуждения прочитанных произведений мои ученики сняли свой ролик о буллинге «Один день из школьной жизни». 

Как видим, технология продуктивного чтения находит отклик у школьников и способствует их самореализации, формированию у собственной позиции по отношению к духовно-нравственным и социальным проблемам, дети получают опыт социализации, а мы грамотного и вдумчивого читателя, способного размышлять и принимать решения. 

Это и есть формирование личности ребенка на основе продуктивного чтения, о результативности метода говорит  творческая активность моих учеников, среди них: победители Всероссийского конкурса  сочинений, чтецы проекта «Живая классика», участники акции «Читаем всей Россией», участники постановки иммерсивного спектакля-дискуссии «Один», авторы собственной книги класса Всероссийскогопроекта «Школьная летопись». 

Читайте продуктивно и все у вас получится! 

В качестве примера использования технологии продуктивного чтения предлагаю разработку урока по творчеству А.Платонова «Никита»: «Мир глазами ребенка».

Конспект урока литературы в 5 классе 

Мир глазами ребенка в рассказе А.Платонова «Никита»

Цель: создание условий для раскрытия художественной идеи произведения, состоящей в утверждении добра и трудового начала в жизни человека как основы становления личности и развития общества.

Задачи:

Образовательные:      определить          художественные особенности        рассказа, способствующие раскрытию идеи произведения.

Развивающие: формировать коммуникативные навыки через работу с текстом: понимать прочитанное, выделять главное, осуществлять поиск нужной информации, составлять речевые высказывания на основе прочитанного, формулировать собственные суждения.

Воспитательные: формировать нравственно-эстетическую личностную позицию на основе выявления идеи рассказа; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей. Ожидаемые результаты:

Предметные УУД: осознание обучающимися художественной идеи рассказа на

основе анализа текста;

Личностные УУД: развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, развитие речи в ходе работы над текстом и коммуникативных умений обучающихся в диалоговом общении.

Метапредметные

Регулятивные УУД: формированиеумений осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий; ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученныезнания.

Коммуникативные УУД: развитие умения работать в группе, уважать мнение

 

товарищей, ясно и аргументированно излагать свою точку зрения.

Познавательные УУД: умение видеть проблему, ставить цель для ее решения, определять задачи и пути достижения цели, структурировать текст, давать определение понятиям.

Технология: продуктивное чтение

Тип урока: общеметодической направленности

Форма урока: исследование

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник, толковые словари, раздаточный дидактический материал.

 

Ход урока 1-2  слайд. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. 

Посмотрите друг на друга И пожмите другу руку,

Улыбнитесь всем вокруг: Каждый здесь нам лучший друг!

 

Все настроились на активную совместную работу на уроке? Садитесь! 

Ребята, человечество сделало множество важных открытий: древних цивилизаций, звезд, законов природы... Столько всего открыто на Земле, что кажется, нам с вами уже нечего открывать. А может все-таки есть еще тайны, которые предстоит открыть нам? 

-                     Посмотрите за окно, что вы видите? Всегда ли мы видим окружающий мир одинаково.

3 слайд. Удивление

-                     Давайте проверим. Рассмотрите картинку, и назовите, что вы на ней увидели? 

-                     Что помогло вам увидеть необычное в этой картине? А что такое фантазия?

4   слайд. Портреты 

Рядом с этой иллюзией я хочу поместить 2 портрета – отгадайте, кто на них изображен. Итак, фантазия, Платонов, мальчик, как вы думаете, как эти понятия связаны с темой нашего урока, о чем пойдет речь на уроке?

Да ребята, фантазия – это главная черта героя рассказа Платонова, с которым нам предстоит познакомиться, она помогла ему сделать важные открытия.

5   слайд. Формулировка темы урока.

Сформулируем тему нашего урока, запишем на лист «Мир глазами ребенка в расказе Платонова «Никита».

Чтобы раскрыть тему поставим цели.

6   слайд.  Целеполагание.

Что нам надо  сделать на уроке, чтобы совершить открытие? 

ü Попытаемся понять…содержание рассказа и авторскую позицию. ü Для этого проанализируем…поведение и поступки главного героя.

ü Откроем… для себя жизненные ориентиры, т.е. нравственные заповеди, которые заключены в произведении.  

 

7   слайд. Инструкция

За открытием предлагаю вам отправиться в квест «Поиск сокровища» – это разгадка ответов на поставленные вопросы, главный из которых, что хотел сказать нам автор своим рассказом. 

Для игры мы разделимся на 2 команды, у каждого есть маршрутный лист для прохождения заданий.  Проходя испытания, вы будете работать в группе, вспомните правила общения. 

За каждое выполненное задание вы получаете ключ для выполнения следующего. В конце игры вы сможете сделать открытие. В путь!

8   -9 слайд. Повторенье – мать ученья! Собираем рюкзак.

А начинаем мы наш путь со сбора рюкзака. Что мы в него положим? Необходимые в пути знания! Фея Фантазия приготовила для вас терминологический кроссворд.

 

1 гр. 

1. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

3. Противопоставление образов, картин, слов, понятий.

5. Разговор двух или нескольких лиц, в литературе – форма раскрытия характеров.

7. Образное определение предмета

2 гр.

2. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

4. Изображение внешности героя.

6. Построение произведения.

8.Основная          мысль          художественного произведения.

 

 

Молодцы! Вы прошли первое испытание и получаете 1 ключ – автор. Это значит следующее испытание связано с автором произведения Литературная дуэль «А знаете ли вы?!»

10 слайд. Реализация ДЗ. 

Ваша задача – проверить команду противника на знание биографии писателя. Каждая команда задает вопросы поочередно, повторяться они не должны. Итак, к барьеру!

Возможные вопросы:

1.     Настоящая фамилия писателя (Климентов)

2.     Где родился? (в Ямской слободе)

3.     В какой семье рос? (многодетной)

4.     Кем был отец? (слесарь)

5.     О ком сохранил добрые воспоминания? (об учительнице Аполлинарии Николаевне)

6.     В каком году издана книга стихов? (1922)

7.     Как называлась книга стихов? («Голубая глубина»)

8.     Кем была замечена книга стихов Платонова? (поэт Брюсов)

9.     Когда начал писать сказки? (в конце жизни) 10. Жанр произведения «Никита» (рассказ)

11 слайд. План

Биографию писателя вы знаете хорошо, значит можно отправляться в гости к герою, но для этого надо знать дорогу к нему – это план рассказа. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. 

Зачитывают планы, обсуждают.

12 слайд. Семейный портрет. Исследовательская работа с текстом

Все верно, в рассказе 3 части. Дорога привела нас в дом к Никите, и вы получаете следующий ключ «СЕМЬЯ»). Составим кластер «Семейный портрет», чтобы

познакомиться с героями. Ваша задача -  подготовить рассказ 1 группа – о родителях: чем заняты, время действия.

2 группа – о Никите: сколько лет, занятия.

Организация групповой работы по сбору информации: стр. 113 – 1 часть  до слов «оставшись один».

Совместное составление кластера           СЕМЬЯ

         5 лет - Никита - победитель мама –                                                  – папа

работа –                 один                    – работа колхоз  –                дома                    –  война

Вот мы и познакомились, за это вы получаете 4 ключ МИР.

Никите очень одиноко, поэтому он приглашает нас вместе с ним на экскурсию по двору, посмотреть его мир.

Давайте встанем и приготовимся к прогулке. Повторяем слова и выполняем движения.

13 слайд. Физкультминутка. Посмотри налево, посмотри направо, Солнце ярко светит, деревца шумят.

 

Этот мир огромный, этот мир прекрасный, Будем все внимательно мир наш познавать.

14 слайд. Экскурсия по двору вместе с Никитой.

Соберите каждый по 1 предмету, которые видел Никита. Выпишите из книги, кто ему представляется в найденном вами предмете. Время на работу 3 минуты.

Составляем маршрут нашей экскурсии по двору (прикрепляем на доску предмет – тайный житель):

В сарае бочка (маленький человек с длинной бородой, украл ножницы), во дворе солнце (дедушка),  за огородом – колодец (водяные люди, толстые, вредные, мокрые, хотели выпить глаза),  стена сарая – две норы (змеи, ужалят мать), огород – пень (сердитый), дома – стол (человек на 4 ногах),  за колодцем – баня (бабушка), петух – утонувший пастух, цветок – маленький ребенок, плетень – лица людей, земля – люди, которые хотят выбраться на свет, изба – старая тетка.

-                     Сделаем вывод, каким Никите видится мир? (За реальными предметами видит фантастические образы).

 

-                     А какими он видит тайных жителей: добрыми или злыми? (Доброе только солнце, цветок – беззащитный как сам Никита, остальные злые).

 

-                     Почему? Ответить на этот вопрос нам помогут волшебные слова.

1                   гр. Найдите глаголы действия и мысли – как они характеризуют героя? (Думал, размышлял, познавал – умный, любопытный, добрый).

2                   гр. Найдите слова и выражения, передающие состояние Никиты – как они характеризуют героя? (Испуг, занемел от страха, испугавшись, в страхе, в страхе, занемог от страха – маленький, несмышленый). 

15 слайд. 

Сиквейн «Никита» - 3 мин.

Мы с вами так много узнали о Никите, что пора составить полный его портрет, попробуйте себя в качестве авторов, составьте  синквейн о главном герое. Запишите на листах, работаем в группе. Зачитываем, вывешиваем.

Молодцы, мы с вами все ближе к открытию, поэтому вы получаете 5 ключ «Идея»

- Вспомните, когда же меняется отношение Никиты к миру? После возвращения отца Правильно! Давайте представим эту встречу и разыграем ее по ролям 17 слайд. Часть 3. Возвращение отца.

1                   группа – стр. 119 со слов: «Дома Никита…» до слов: «…оттуда наружу, на свет»: автор, отец, мать, Никита.

2                   группа – стр. 120 со слов: «Отец сходил в сарай...» до слов: «… он и добрый»: автор, отец, Никита.

-                     Как выглядит отец, какой эпитет использует автор, что значит век вековать.

-                     Чем занимается отец, какой эпитет использует, говоря о сердце Никиты. Что значит, трудом сработал.

В чем же  основная идея рассказа? Найдите в заключительном фрагменте высказывание, которое выражает основную мысль рассказа. Выпишем в нашу копилку

 

мудрости.

Давай все трудом работать, и все живые будут (живые=добрые)

18 слайд. Контроль

Молодцы   ребята,       вы     получаете   последний ключ «Контроль»         -        это          ваша индивидуальная работа «Блиц-опрос», вам надо найти и отметить правильные ответы на три вопроса. На выполнение 1 минута.

1.                 Что смог победить Никита? 

А) Пень.             Б) Страх.                С) Фантазию.

2.                 Что ему помогло одержать победу?          

А) Забота отца.  Б) Родная земля.     С) Топор.

3.                 Что есть основа добра? 

А) Лень.             Б) Гвоздик.             С) Труд.

19 слайд. Самопроверка 

Сверьте ваши ответы с эталоном БАС и выберите свою оценку по шкале: 

3 правильных ответа – 5 вы все поняли, о чем мы размышляли на уроке, 

2 ответа – 4 вы поняли, но не все, 

1 ответ – 3, у вас трудности с пониманием материала.

 

Поднимите руку у кого 5, 4, 3

 

Молодцы, все ключи у нас собраны, контроль вы прошли успешно, значит мы  подошли к главному открытию нашего квеста и нашли наше сокровище. Здесь буквы, из которых надо составить слово. 

Что у вас получилось? 

Как это слово связано с нашим уроком?  

Какой же урок дал нам Платонов своим рассказом?

 

В рассказе автор ставит важнейшие нравственные проблемы, остро волнующие людей во все времена: что такое добро и зло, каково назначение человека, к  каким идеалам стремиться, как жить? Фантазия может превратить мир как в добрый, таки в злой, все зависит от самого человека. Все доброе и хорошее создано на земле трудом человека. Добро и труд – это основа жизни.

19 слайд. Рефлексия

Ребята, а как вы думаете, проблема добра существует в нашей жизни?

Я предлагаю вам записать на ладошки, какой урок вы сегодня получили, был ли он полезен, что нового вы узнали для себя, прикрепите ладошки к нашему слову ДОБРО на доске. 

Зачитать все, что записали дети на кластере.

Итог урока, оценивание.

Достигли ли мы поставленной цели?

Вы все сегодня отлично работали. 

Отметки за урок вы получите по результатам работы в ваших опорных конспектах

20 слайд. ДЗ Дома я предлагаю вам выполнить творческое задание.

1.                 Напишите, с кем бы из литературных героев вы хотели познакомить Никиту и почему?

2.                 Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

3.                 Пройдите тест по ссылке

 

 

Продуктивное чтение как метод формирования личности ребенка (из опыта работы учителя русского языка и литературы

Продуктивное чтение как метод формирования личности ребенка (из опыта работы учителя русского языка и литературы

Технологичность инструментария

Технологичность инструментария

Интересен этот прием в групповом формате: разные группы могут представить один и тот же текст по-разному – и это тоже становится поводом для анализа и…

Интересен этот прием в групповом формате: разные группы могут представить один и тот же текст по-разному – и это тоже становится поводом для анализа и…

Работая с текстом находим ключевые слова, анализируем их и понимаем, что к главному герою все относятся пренебрежительно, откровенно издеваются над ним, унижают

Работая с текстом находим ключевые слова, анализируем их и понимаем, что к главному герою все относятся пренебрежительно, откровенно издеваются над ним, унижают

Так после обсуждения прочитанных произведений мои ученики сняли свой ролик о буллинге «Один день из школьной жизни»

Так после обсуждения прочитанных произведений мои ученики сняли свой ролик о буллинге «Один день из школьной жизни»

Воспитательные: формировать нравственно-эстетическую личностную позицию на основе выявления идеи рассказа; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей

Воспитательные: формировать нравственно-эстетическую личностную позицию на основе выявления идеи рассказа; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей

Познавательные УУД: умение видеть проблему, ставить цель для ее решения, определять задачи и пути достижения цели, структурировать текст, давать определение понятиям

Познавательные УУД: умение видеть проблему, ставить цель для ее решения, определять задачи и пути достижения цели, структурировать текст, давать определение понятиям

Что нам надо сделать на уроке, чтобы совершить открытие? ü

Что нам надо сделать на уроке, чтобы совершить открытие? ü

Инструкция За открытием предлагаю вам отправиться в квест «Поиск сокровища» – это разгадка ответов на поставленные вопросы, главный из которых, что хотел сказать нам автор…

Инструкция За открытием предлагаю вам отправиться в квест «Поиск сокровища» – это разгадка ответов на поставленные вопросы, главный из которых, что хотел сказать нам автор…

Молодцы! Вы прошли первое испытание и получаете 1 ключ – автор

Молодцы! Вы прошли первое испытание и получаете 1 ключ – автор

Вот мы и познакомились, за это вы получаете 4 ключ

Вот мы и познакомились, за это вы получаете 4 ключ

Сделаем вывод, каким Никите видится мир? (За реальными предметами видит фантастические образы)

Сделаем вывод, каким Никите видится мир? (За реальными предметами видит фантастические образы)

Давай все трудом работать, и все живые будут (живые=добрые) 18 слайд

Давай все трудом работать, и все живые будут (живые=добрые) 18 слайд

Итог урока, оценивание. Достигли ли мы поставленной цели?

Итог урока, оценивание. Достигли ли мы поставленной цели?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2023