Методическая разработка урока математики в 5 классе «Решение задач на движение»
Тип урока: урок рефлексии в рамках деятельностного подхода
Основные цели:
Деятельностная
1) формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Предметные
1) знать (понимать и объяснять) решение задач, связанных с движением двух объектов.
2) уметь (читать и строить) вспомогательные модели к задачам на движение.
Метапредметные
1) умение выявлять проблему, определять и сохранять цель;
2) умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
3) умения сравнивать, делать выводы;
4) умение участвовать в диалоге и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
5) умение работать в группе.
Личностные
1) формировать интерес к изучению математики;
2) развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
Дидактические материалы: учебник - М.И.Моро «Математика», 4 класс, 2 часть, таблица с этапами урока, карточки с дифференцированными заданиями, карточки – помощники, сигнальные карточки: красный, жёлтый, зелёный, лист самоконтроля.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор, беспроводная система опроса MimioVote, таблица с этапами урока, карточки с дифференцированными заданиями, карточки – помощники, сигнальные карточки: красный, жёлтый, зелёный, лист самоконтроля.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности
Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в
учебную деятельность; организация положительной мотивации к учебной деятельности.
Учитель: - Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Чтобы настроить наше внимание, возьмитесь за руки, улыбнитесь и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас всё получится.
Учитель: Готовы все к уроку?
Учащиеся: Да
Учитель: На вас надеюсь я друзья.
- Сегодня у нас необычный урок, я приглашаю вас отправиться в путешествие в одну очень удивительную страну, в которой живут ловкие, умные, смелые и трудолюбивые жители. Преодолев все трудности, мы докажем, что тоже являемся такими. Работать мы будем сегодня в группах.
- Отправляемся в путешествие, а по какой стране мы узнаем чуть позже.
Маршрут нашего пути вы видите на доске (На доске открывается запись Маршрут пути:)
- При переходе от одной станции к другой каждый этап пройденного пути вы будете оценивать на специальном листе самоконтроля, получая в качестве вознаграждения баллы. К концу нашего путешествия вы сможете свои баллы перевести в отметку.
2.Актуализация знаний
Цель: совершенствование каллиграфических навыков; выявить умения решать задачи, используя знания связи между величинами: скорость, время и расстояние
2.1. Минутка чистописания
Учитель: И вот наша 1 станция.
- Откройте тетради, аккуратно запишите число, классная работа.
- Ребята, а теперь посмотрите на слайд. Прочитайте поговорки и скажите, что их объединяет? Объясните свой выбор? (В каждой поговорке присутствует цифра 3)
Учащийся: Число 3 издавна считалось магическим. У древних греков оно считалось счастливым. Ну, а в далёкие – далёкие времена, когда люди с трудом учились считать, это число обозначало «всё».
Учитель: Напишите у себя в тетради цифру 3, пропустите клеточку и образуйте двузначное число с помощью числа 3 (33). Пропустите ещё одну клеточку и образуйте трёхзначное число (333). Добавьте ещё одну цифру, образуйте следующее число и так до конца строчки. Запишите до конца строчку, череду цифры.
- Какое самое большое число у вас получилось? Проверьте свою запись.
На доске запись: 33 333 3333 33333 333333
- Ребята, мы выполнили первое из заданий, которые вы будете отмечать в течение урока в листах самоконтроля. Впишите в лист самоконтроля свою фамилию. За каждое правильно выполненное задание вы будете ставить в свой лист от 1 до 5 баллов в зависимости от сложности задания. Оцените первое задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
2.2 Интерактивный тест с выбором ответа
Учитель: Перед каждым соревнованием спортсмены делают разминку. Вот и мы сейчас выполним математическую разминку. Задания будут в виде теста с выбором правильного ответа при помощи беспроводной интерактивной системы опроса Mimio Vote. Вначале проверьте номер своего пульта, затем активируйте свой пульт.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1 , интерактивный тест с выбором ответа)
(Слайд№3)
1. Туристы проехали 5 часов на моторной лодке со скоростью 16 км/ч. Какое расстояние они проплыли?
(Слайд№4)
2. Расстояние между двумя городами в 720 км скорый поезд проехал за 9 часов. С какой скоростью ехал поезд?
(Слайд№5)
3. Охотник верхом на лошади проскакал 36 км со скоростью 12 км/ч. Сколько времени в пути был охотник?
(Слайд№6)
4. Самолет пролетел 4800 км. Какое расстояние пролетит за это же время вертолет, если его скорость в 2 раза меньше?
Проверка: Учитель открывает в программе MimioVote «Электронный журнал успеваемости», подводит итог работы по вкладке «Отчет по опросам класса».
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
- Кто легко и уверенно выполнил работу без ошибок?
- Кто испытывал трудности в решении задач?
Учитель: Ребята, на листе самоконтроля отметьте процент выполнения этого задания. Переведите в баллы, эта будет ваша отметка.
3. Музыкальная физминутка для глаз
Цель: предупреждение и снятие утомляемости глаз, способствование повышению работоспособности и активности учащихся
- Ребята, давайте немного отдохнем и выполним физминутку.
4. Локализация затруднений
Цель: развитие умения самостоятельно формулировать тему урока; учимся ставить себе перспективу, цель, выполнять действия для ее осуществления, развитие самоконтроля.
Учитель: А сейчас нам предстоит прикоснуться к удивительной тайне. А к какой, я надеюсь, вы догадаетесь, отгадав загадку
Раньше счёта и
письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку ... (Движенья.)
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать процесс движения, закрепим умения решать задачи, а поможет нам в этом небольшое математическое путешествие по стране «Движение».
(учитель на доске открывает слово «ДВИЖЕНИЕ») (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
Учитель: Где вы в жизни встречались с понятием движение? (Движутся машины, люди, животные, небесные тела)
Учитель: Как вы можете объяснить, что такое движение? (Движение – это перемещение в пространстве)
Учитель: А с какими величинами связан процесс движения? (Скорость, время, расстояние)
Учитель: Где мы встречаемся с этими величинами в математике? (В задачах на движение)
Учитель: Сформулируйте, ребята, тему нашего урока.
Учащиеся: Решение задач на движение
-Для чего нам могут пригодиться задачи на движение?
Учащиеся: Это может пригодиться в жизни, чтобы бы быть пунктуальным, во время приходить в школу, на кружки; уметь рассчитать время, необходимое на дорогу.
Учитель: Чтобы нам достичь хорошего результата к концу урока я предлагаю вам поставить перед собой цели. На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?
Учащиеся: Виды задач на движения, что общего у них и в чем различие, научиться самостоятельно решать задачи на движение по алгоритму.
Учитель: Я надеюсь, что сегодня мы постараемся дать ответ на ваши вопросы. Обязательно с вами откроем для себя что-то новое и закрепим уже пройденное. Эти знания станут для вас стартом для дальнейшего обучения математике в теме «Движение».
5. Построение проекта выхода из затруднений
Цель: формировать осознанное умение применять нужные схемы и формулы для решения задач на одновременное движение. 5.1 Взаимосвязь между величинами Учитель: Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение? (Скорость, время, расстояние) Учитель: Сейчас вы работаете в группах, берете конверт №1 и заполняете таблицу (маркером). Работаем дружно, друг другу помогаем
- Когда группа готова, поднимаете вместе руки. Командир группы, первой выполнившей задание, вывешивает таблицу на доску и мы по ней проверяем работу. Проверка: Группы сверяют свои таблицы с таблицей на доске. Учитель: Оцените свою работу на листе самоконтроля. 6. Обобщение затруднений во внешней речи 6.1 Решение задач на движение (повторение) Учитель: Ребята, а сейчас нам предстоит решение задач на движение. Но чтобы успешно вы могли справиться с ними необходимо вспомнить алгоритм работы над задачей? Учащиеся: (по одному) • Прочитай внимательно задачу. • Составь краткую запись (схему). • Вспомни формулу. • Подставь числовые значения. На доске появляется запись алгоритма работы над задачей: Слайд №8 Учитель: Алгоритм вспомнили, можем приступить к задачам. Задача № 1. (читает подготовленный учащийся) На экране слайд с анимированной задачей. Слайд №9 От старта до финиша 150 метров. Заяц эту дистанцию пробежал за 10 сек, а Щенок это же расстояние – за 15 сек. Кто из них бежал быстрее? - Посоветуйтесь в своих группах и подумайте, кто бежал первым? - Почему нетрудно было определить скорость? Учащиеся: Мы легко определили, кто из них бежал быстрее, не выполняя никаких вычислений. Всё дело в том, что расстояние было одинаковым, а время разное. Поэтому Заяц затратил меньше времени, значит он прибежал первым. Задача № 2. На экране слайд со второй анимированной задачей. Слайд №10 Увидев утку, одновременно выбежали Щенок и Заяц. Щенок бежал 12 сек. со скоростью 10м/сек, а заяц -10 сек со скоростью 18 м/сек. Кто пробежал большее расстояние и на сколько? - Чем эта задача отличается от предыдущей? Учащиеся: В этой задача разное время и разная скорость. - Посоветуйтесь в своих группах и подумайте, кто больше пробежал и на сколько? - Как только группа будет готова, поднимайте вместе руки. - Мы сейчас будем решать эту задачу в тетрадях и попробуем решить у доски. 1) 10 х 12 = 120 (м) – расстояние щенка 2) 18 х 10 = 180 (м) – расстояние зайца 3) 180 – 120 = 60 (м) – разница Ответ: на 60 метров больше |
||||||||||||
7. Физкультминутка Цель: активно изменить деятельность детей, ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить на продолжение занятий. Мы
решали и считали, Первоклассный я пилот. |
||||||||||||
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: проверить свои знания и умения правильно выбирать способы действий для определенного вида задач. 1.Диагностика понимания. Отработка действий по алгоритму. Самостоятельная работа. Учитель: Теперь вы знаете, как определять скорость, время, расстояние. А знаете ли вы какие виды движений существуют? Учащиеся: Движение в одном направлении и движение в разные стороны; движение из одного пункта и движение из разных пунктов). Учитель: Как вы думаете, сколько всего видов движения по прямой? Какие? Учащиеся: Движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов Молодцы! И виды движения вы знаете и умеете находить величины движения. Можно переходить к следующему заданию. Перед каждым из вас лежат разноцветные карточки с задачами. Выберите карточку того цвета, с которой справитесь самостоятельно, качественно, не испытав затруднений.
Зелёную карточку может выбрать тот ученик, который отлично понял тему «Решение задач на движение» и хочет испытать себя на более сложном материале. Жёлтую карточку возьмут те из вас, кто хорошо разобрался в вопросе нахождения скорости движения. А задачу с красной карточкой будут решать те ребята, кто не уверен, что хорошо разобрался в данной теме. - Ребята, вы знаете, что среди нас есть те, которые быстро и правильно справляется с заданием. Для вас всегда есть дополнительная работа – пример на доске, чтобы вы не сидели без дела в ожидании нас. 1 вариант. Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна. Первый плыл со скоростью 20 м/мин, второй со скоростью 30 м/мин.Через, сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.2 вариант. От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами. 3 вариант. Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами. Проверка: - Кто выбрал (красную, желтую, зеленую) карточку? - Кто затруднялся при решении задачи? - Кто взял задание по силам? - Кто получил удовольствие, выполняя это задание? Самопроверка задач. Слайд №12 Проверьте работу по эталону. На листе самоконтроля отметьте количество баллов за решение своей задачи. 9. Включение в систему знаний и повторение Цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий
1. Закрепление вычислительных навыков (на внимательность) Учитель: При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое хорошо развивает внимание. Найдите ошибки в решении примера и решите его правильно. Кто выполнит это задание, карточку положит себе в тетрадь. ----- 4001 053 832 974 3169 079 (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) - Кто справился с заданием? - Кто затруднялся при решении примера Оцените свою работу и результат отразите в листке самоконтроля. 2. Игра «Построй самолет» (работа в группах) Я приготовила для вас еще одно интересное задание «Построй самолёт». У вас в конверте лежит листок с примерами, ответы на эти примеры записаны на геометрических фигурах. Решив правильно примеры, вы можете построить воздушное судно. Приступили к работе. Работаем дружно, помогаем друг другу.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №5) Учитель: Чья группа построит воздушное судно, поднимает вместе руки. Проверка: - У кого получилось воздушное судно? - У кого получился самолет, тот верно справился с заданием - Оцените это задание в листах самоконтроля. 10. Рефлексия учебной деятельности 10.1 Обобщающая беседа. - Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог. - Удалось ли нам решить поставленную задачу? Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке. - Что понравилось делать вам на нашем уроке? - Какую работу вы хотели бы ещё выполнить? - Подумайте, как вы справились с работой. Возьмите круг нужного цвета: Зеленый – решаю задачи и могу помочь другим. Жёлтый – всё понятно на уроке, затруднений нет. Красный – хочу знать больше. Слайд №13 В последней строке сигнального листа, справа в углу, нарисуйте смайлик с улыбкой, если вы испытывали удовольствие, работая на нашем уроке. 10.2 Самооценка и самоконтроль. Опора на жизненный опыт. - Кому необходимо понимать и уметь решать задачи на движение? - Молодцы! Вы справились со всеми препятствиями! Вы доказали, что
только ловкие, смелые, умелые, трудолюбивые люди могут добиваться
поставленной перед собой цели. Посмотрите на свой оценочный лист и посчитайте число баллов на листе самооценки. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) - Подумайте над, чем вам надо поработать дома, выберите домашнее задание, с которым вы справитесь самостоятельно, не испытав затруднений. (ПРИЛОЖЕНИЕ №6) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.