Методическая разработка урока математики в 5 классе «Решение задач на движение»

  • docx
  • 30.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Шульц .docx

Методическая разработка урока математики в 5 классе «Решение задач на движение»

Тип урока: урок рефлексии  в рамках деятельностного подхода 

Основные цели:

Деятельностная

1)    формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Предметные

1)    знать (понимать и объяснять) решение задач, связанных с движением двух объектов.

2)    уметь (читать и строить) вспомогательные модели к задачам на движение.

Метапредметные

1)    умение выявлять проблему, определять и сохранять цель;

2)    умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

3)    умения сравнивать, делать выводы;

4)    умение участвовать в диалоге и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

5)    умение работать в группе.

Личностные

1)    формировать интерес к изучению математики;

2)    развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

Дидактические материалы: учебник - М.И.Моро «Математика», 4 класс, 2 часть, таблица с этапами урока, карточки с дифференцированными заданиями, карточки – помощники, сигнальные карточки: красный, жёлтый, зелёный, лист самоконтроля.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор, беспроводная система опроса MimioVote, таблица с этапами урока, карточки с дифференцированными заданиями, карточки – помощники, сигнальные карточки: красный, жёлтый, зелёный, лист самоконтроля.

 

 

Ход урока:

 

1.Самоопределение к деятельности 

Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в

учебную деятельность; организация положительной мотивации к учебной деятельности.

Учитель: - Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Чтобы настроить наше внимание, возьмитесь за руки,  улыбнитесь и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас всё получится.

Учитель: Готовы все к уроку?

Учащиеся: Да

Учитель: На вас надеюсь я друзья.

- Сегодня у нас необычный урок, я приглашаю вас  отправиться в путешествие в одну очень удивительную страну, в которой живут ловкие, умные, смелые и трудолюбивые жители.  Преодолев все трудности,  мы докажем, что тоже являемся такими. Работать мы будем сегодня в группах.

- Отправляемся в путешествие, а по какой стране мы узнаем чуть позже.

 Маршрут нашего пути вы видите на доске (На доске открывается запись Маршрут пути:)

- При переходе от одной станции к другой каждый этап пройденного пути вы будете оценивать на специальном листе самоконтроля, получая в качестве вознаграждения баллы. К концу нашего путешествия вы сможете свои баллы перевести в отметку.

2.Актуализация знаний

Цель: совершенствование каллиграфических навыков; выявить умения решать задачи,  используя знания связи между величинами: скорость, время и расстояние

2.1. Минутка чистописания

Учитель: И вот наша 1 станция.

- Откройте тетради, аккуратно запишите число, классная работа.

- Ребята, а теперь посмотрите на слайд. Прочитайте поговорки и скажите, что их объединяет? Объясните свой выбор? (В каждой поговорке присутствует цифра 3)

Учащийся: Число 3 издавна считалось магическим. У древних греков оно считалось счастливым. Ну, а в далёкие – далёкие времена, когда люди с трудом учились считать, это число обозначало «всё».

Учитель: Напишите у себя в тетради цифру 3, пропустите клеточку и образуйте двузначное число с помощью числа 3 (33). Пропустите ещё одну клеточку и образуйте трёхзначное число (333). Добавьте ещё одну цифру, образуйте следующее число и так до конца строчки. Запишите до конца строчку, череду цифры.

- Какое самое большое число у вас получилось? Проверьте свою запись.

На доске запись: 33  333  3333  33333  333333

- Ребята, мы выполнили первое из заданий, которые вы будете отмечать в течение урока в листах самоконтроля. Впишите в лист самоконтроля свою фамилию. За каждое правильно выполненное задание вы будете ставить в свой лист от 1 до 5 баллов в зависимости от сложности задания. Оцените первое задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

2.2 Интерактивный тест с выбором ответа

Учитель: Перед каждым соревнованием спортсмены делают разминку. Вот и мы сейчас выполним математическую разминку. Задания будут в виде теста с выбором правильного ответа при помощи беспроводной интерактивной системы опроса Mimio Vote. Вначале проверьте номер своего пульта, затем активируйте свой пульт.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1 , интерактивный тест с выбором ответа)

(Слайд№3)

1.   Туристы проехали 5 часов на моторной лодке со скоростью 16 км/ч. Какое расстояние они проплыли?

(Слайд№4)

2.   Расстояние между двумя городами в 720 км скорый поезд проехал за 9 часов. С какой скоростью ехал поезд?

(Слайд№5)

3.   Охотник верхом на лошади проскакал 36 км со скоростью 12 км/ч. Сколько времени в пути был охотник?

(Слайд№6)

4.   Самолет пролетел 4800 км. Какое расстояние пролетит за это же время вертолет, если его скорость в 2 раза меньше?

Проверка: Учитель открывает в программе MimioVote  «Электронный журнал успеваемости», подводит итог работы по вкладке «Отчет по опросам класса».

 (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

- Кто легко и уверенно выполнил работу без ошибок?

- Кто испытывал трудности в решении задач?

Учитель: Ребята, на листе самоконтроля отметьте процент выполнения этого задания. Переведите в баллы, эта будет ваша отметка.

3. Музыкальная физминутка для глаз

Цель: предупреждение и снятие утомляемости глаз, способствование повышению работоспособности и активности учащихся

- Ребята, давайте немного отдохнем и выполним физминутку.

4. Локализация затруднений 

Цель: развитие умения самостоятельно формулировать тему урока; учимся ставить себе перспективу, цель, выполнять действия для ее осуществления, развитие самоконтроля.

Учитель: А сейчас нам предстоит прикоснуться к удивительной тайне. А к какой, я надеюсь, вы догадаетесь, отгадав загадку

Раньше счёта и письма, 
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку ...
   (Движенья.)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать процесс движения,  закрепим умения решать  задачи, а поможет нам в  этом небольшое математическое путешествие по стране «Движение».

(учитель на доске открывает слово «ДВИЖЕНИЕ») (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Учитель: Где вы в жизни встречались с понятием движение? (Движутся машины, люди, животные, небесные тела)

Учитель: Как вы можете объяснить, что такое движение? (Движение – это перемещение  в пространстве)

Учитель: А с какими величинами связан процесс движения? (Скорость, время, расстояние)

Учитель:  Где мы встречаемся с этими величинами в математике? задачах на движение)

Учитель: Сформулируйте, ребята,  тему нашего урока.

Учащиеся: Решение задач на движение

-Для чего нам могут пригодиться задачи на движение?

Учащиеся: Это может пригодиться в жизни, чтобы бы быть пунктуальным, во время  приходить в школу, на кружки; уметь рассчитать время, необходимое на дорогу.

Учитель: Чтобы нам достичь хорошего результата к концу урока я предлагаю вам поставить перед собой цели. На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?

Учащиеся: Виды задач на движения, что общего у них и в чем различие, научиться самостоятельно решать задачи на движение по алгоритму.

 Учитель:  Я надеюсь, что сегодня мы постараемся дать  ответ на ваши вопросы. Обязательно с вами откроем для себя что-то новое и закрепим уже пройденное. Эти знания станут для вас стартом для дальнейшего обучения математике в теме «Движение».

5. Построение проекта выхода из затруднений

Цель:  формировать осознанное умение применять нужные схемы и формулы для решения задач на одновременное движение.

5.1 Взаимосвязь между величинами

Учитель: Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение? (Скорость, время, расстояние)

Учитель: Сейчас вы работаете в группах, берете конверт №1 и заполняете таблицу (маркером). Работаем дружно, друг другу помогаем

 

Величины

Формула

Единицы измерения

Скорость

 

км/ч, …

Время

 

ч, ……

Расстояние

 

км, …….

- Когда группа готова, поднимаете вместе руки. Командир группы, первой выполнившей задание, вывешивает таблицу на доску и мы по ней проверяем работу.

Проверка:  Группы сверяют свои таблицы с таблицей на доске.

Учитель: Оцените свою работу на листе самоконтроля.

6. Обобщение затруднений во внешней речи

6.1 Решение задач на движение (повторение)

Учитель: Ребята, а сейчас нам предстоит решение задач на движение. Но чтобы успешно вы могли  справиться с ними необходимо вспомнить  алгоритм  работы над задачей?

Учащиеся: (по одному)

      Прочитай внимательно задачу.

      Составь краткую запись (схему).

      Вспомни формулу.

      Подставь числовые значения.

На доске появляется запись алгоритма работы над задачей: Слайд №8

Учитель: Алгоритм вспомнили, можем приступить к задачам.

Задача № 1. (читает подготовленный учащийся)

На экране слайд с анимированной задачей. Слайд №9

От старта до финиша 150 метров. Заяц эту дистанцию пробежал за 10 сек, а Щенок это же расстояние – за 15 сек. Кто из них бежал быстрее?

- Посоветуйтесь в своих группах и подумайте, кто бежал первым?

- Почему нетрудно было определить скорость?

Учащиеся: Мы легко определили, кто из них бежал быстрее, не выполняя никаких вычислений. Всё дело в том, что расстояние было одинаковым, а время разное. Поэтому Заяц затратил меньше времени, значит он прибежал первым.

Задача № 2.

На экране слайд со второй анимированной задачей. Слайд №10

Увидев утку, одновременно выбежали Щенок и Заяц. Щенок бежал 12 сек. со скоростью 10м/сек, а заяц -10 сек со скоростью 18 м/сек. Кто пробежал большее расстояние и на сколько?

- Чем эта задача отличается от предыдущей?

Учащиеся: В этой задача разное время и разная скорость.

- Посоветуйтесь в своих группах и подумайте, кто больше пробежал и на сколько?

- Как только группа будет готова, поднимайте вместе руки.

- Мы сейчас будем решать эту задачу в тетрадях и попробуем решить у доски.

1) 10 х 12 = 120 (м) – расстояние щенка

2) 18 х 10 = 180 (м) – расстояние зайца

3) 180 – 120 = 60 (м) – разница

Ответ: на 60 метров больше

7.   Физкультминутка

Цель: активно изменить деятельность детей,   ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить на продолжение занятий.

Мы решали и считали,                   Первоклассный я пилот.
Думали и составляли,                     А теперь водитель я, 
И, конечно, мы устали.                  Еду, еду я, друзья!                   
Раз - присели,                                  Теперь все вместе дружно в раз
Два – привстали,                             Вернёмся в свой любимый класс
И немного полетали.                      И, конечно, без сомнения
В высь поднялся самолёт,              Решим задачи на движение.

8.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: проверить свои знания и  умения правильно выбирать способы действий для определенного вида задач.

1.Диагностика понимания. Отработка действий по алгоритму.

Самостоятельная работа.

Учитель: Теперь вы знаете, как  определять скорость, время, расстояние. А  знаете ли вы какие виды движений существуют?

Учащиеся: Движение в одном направлении и движение в разные стороны; движение из одного пункта и движение из разных пунктов).

 Учитель: Как вы думаете, сколько всего видов движения по прямой? Какие?

Учащиеся:  Движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов

Молодцы! И виды движения вы знаете и умеете находить величины движения. Можно переходить к следующему заданию. Перед каждым из вас лежат разноцветные карточки с задачами. Выберите карточку того цвета, с которой справитесь самостоятельно, качественно, не испытав затруднений.

 

Зелёную карточку может выбрать тот ученик, который отлично понял тему «Решение задач на движение» и хочет испытать себя на более сложном материале.

Жёлтую карточку возьмут те из вас, кто хорошо разобрался в вопросе нахождения скорости движения.

А задачу с красной карточкой будут решать те ребята, кто не уверен, что хорошо разобрался в данной теме.

- Ребята, вы знаете, что среди нас есть те, которые быстро и правильно справляется с заданием. Для вас всегда есть дополнительная работа – пример на доске, чтобы вы не сидели без дела в ожидании нас.

1 вариант.        

Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна.  Первый плыл со скоростью 20 м/мин, второй со скоростью 30 м/мин.Через,  сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.

2 вариант.

От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл  со скоростью  29 км / ч,  а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.

3 вариант.

Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

 Проверка:

- Кто выбрал (красную, желтую, зеленую) карточку?

- Кто затруднялся при решении задачи?

- Кто взял задание по силам?

- Кто получил удовольствие, выполняя это задание?

Самопроверка задач. Слайд №12

Проверьте работу по эталону. На листе самоконтроля отметьте количество баллов за решение своей задачи.

9.   Включение в систему знаний  и повторение

Цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий

 

1.   Закрепление вычислительных навыков (на внимательность)

Учитель: При движении  по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое хорошо развивает внимание.   Найдите ошибки в решении примера и решите его правильно. Кто выполнит это задание, карточку положит себе в тетрадь.

-----   4001 053

    832 974

  3169 079      (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

- Кто справился с заданием?

- Кто затруднялся при решении примера

Оцените свою работу и результат отразите в листке самоконтроля.

2.             Игра «Построй самолет» (работа в группах)

Я приготовила для вас еще одно интересное задание «Построй самолёт». У вас в конверте лежит листок с примерами, ответы на эти примеры записаны на геометрических фигурах. Решив правильно примеры, вы можете построить воздушное судно. Приступили к работе. Работаем дружно, помогаем друг другу.

http://festival.1september.ru/articles/570476/img3.gif

 

(ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

  Учитель: Чья группа построит воздушное судно, поднимает вместе руки.

Проверка: - У кого получилось воздушное судно?

- У кого получился самолет, тот верно справился с заданием

- Оцените это задание в листах самоконтроля.

10.          Рефлексия учебной деятельности

10.1 Обобщающая беседа.

- Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.

- Удалось ли нам решить поставленную задачу?

  Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке.

- Что понравилось делать вам на нашем уроке?

- Какую работу вы хотели бы ещё выполнить?

- Подумайте, как вы справились с работой. Возьмите круг нужного цвета:

Зеленый – решаю задачи и могу помочь другим.

Жёлтый – всё понятно на уроке, затруднений нет.

Красный – хочу знать больше. Слайд №13

 В последней строке сигнального листа, справа в углу, нарисуйте смайлик с улыбкой, если вы испытывали удовольствие, работая на нашем уроке.

10.2 Самооценка и самоконтроль.  Опора на жизненный опыт.

- Кому  необходимо понимать и уметь решать задачи на движение?

- Молодцы! Вы справились со всеми препятствиями! Вы доказали, что только ловкие, смелые, умелые, трудолюбивые люди могут добиваться поставленной перед собой цели.
  10.3 Домашнее задание

Посмотрите на свой оценочный лист и посчитайте число баллов на листе самооценки. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

- Подумайте над, чем вам надо  поработать дома, выберите домашнее задание, с которым вы справитесь самостоятельно, не испытав затруднений. (ПРИЛОЖЕНИЕ №6)

 


 

Скачано с www.znanio.ru