Методическая разработка урока математики в 5 классе «Решение задач на движение»
Оценка 5

Методическая разработка урока математики в 5 классе «Решение задач на движение»

Оценка 5
docx
30.08.2022
Методическая разработка урока математики в 5 классе «Решение задач на движение»
Шульц .docx

Методическая разработка урока математики в 5 классе «Решение задач на движение»

Тип урока: урок рефлексии  в рамках деятельностного подхода 

Основные цели:

Деятельностная

1)    формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Предметные

1)    знать (понимать и объяснять) решение задач, связанных с движением двух объектов.

2)    уметь (читать и строить) вспомогательные модели к задачам на движение.

Метапредметные

1)    умение выявлять проблему, определять и сохранять цель;

2)    умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

3)    умения сравнивать, делать выводы;

4)    умение участвовать в диалоге и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

5)    умение работать в группе.

Личностные

1)    формировать интерес к изучению математики;

2)    развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

Дидактические материалы: учебник - М.И.Моро «Математика», 4 класс, 2 часть, таблица с этапами урока, карточки с дифференцированными заданиями, карточки – помощники, сигнальные карточки: красный, жёлтый, зелёный, лист самоконтроля.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор, беспроводная система опроса MimioVote, таблица с этапами урока, карточки с дифференцированными заданиями, карточки – помощники, сигнальные карточки: красный, жёлтый, зелёный, лист самоконтроля.

 

 

Ход урока:

 

1.Самоопределение к деятельности 

Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в

учебную деятельность; организация положительной мотивации к учебной деятельности.

Учитель: - Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Чтобы настроить наше внимание, возьмитесь за руки,  улыбнитесь и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас всё получится.

Учитель: Готовы все к уроку?

Учащиеся: Да

Учитель: На вас надеюсь я друзья.

- Сегодня у нас необычный урок, я приглашаю вас  отправиться в путешествие в одну очень удивительную страну, в которой живут ловкие, умные, смелые и трудолюбивые жители.  Преодолев все трудности,  мы докажем, что тоже являемся такими. Работать мы будем сегодня в группах.

- Отправляемся в путешествие, а по какой стране мы узнаем чуть позже.

 Маршрут нашего пути вы видите на доске (На доске открывается запись Маршрут пути:)

- При переходе от одной станции к другой каждый этап пройденного пути вы будете оценивать на специальном листе самоконтроля, получая в качестве вознаграждения баллы. К концу нашего путешествия вы сможете свои баллы перевести в отметку.

2.Актуализация знаний

Цель: совершенствование каллиграфических навыков; выявить умения решать задачи,  используя знания связи между величинами: скорость, время и расстояние

2.1. Минутка чистописания

Учитель: И вот наша 1 станция.

- Откройте тетради, аккуратно запишите число, классная работа.

- Ребята, а теперь посмотрите на слайд. Прочитайте поговорки и скажите, что их объединяет? Объясните свой выбор? (В каждой поговорке присутствует цифра 3)

Учащийся: Число 3 издавна считалось магическим. У древних греков оно считалось счастливым. Ну, а в далёкие – далёкие времена, когда люди с трудом учились считать, это число обозначало «всё».

Учитель: Напишите у себя в тетради цифру 3, пропустите клеточку и образуйте двузначное число с помощью числа 3 (33). Пропустите ещё одну клеточку и образуйте трёхзначное число (333). Добавьте ещё одну цифру, образуйте следующее число и так до конца строчки. Запишите до конца строчку, череду цифры.

- Какое самое большое число у вас получилось? Проверьте свою запись.

На доске запись: 33  333  3333  33333  333333

- Ребята, мы выполнили первое из заданий, которые вы будете отмечать в течение урока в листах самоконтроля. Впишите в лист самоконтроля свою фамилию. За каждое правильно выполненное задание вы будете ставить в свой лист от 1 до 5 баллов в зависимости от сложности задания. Оцените первое задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

2.2 Интерактивный тест с выбором ответа

Учитель: Перед каждым соревнованием спортсмены делают разминку. Вот и мы сейчас выполним математическую разминку. Задания будут в виде теста с выбором правильного ответа при помощи беспроводной интерактивной системы опроса Mimio Vote. Вначале проверьте номер своего пульта, затем активируйте свой пульт.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1 , интерактивный тест с выбором ответа)

(Слайд№3)

1.   Туристы проехали 5 часов на моторной лодке со скоростью 16 км/ч. Какое расстояние они проплыли?

(Слайд№4)

2.   Расстояние между двумя городами в 720 км скорый поезд проехал за 9 часов. С какой скоростью ехал поезд?

(Слайд№5)

3.   Охотник верхом на лошади проскакал 36 км со скоростью 12 км/ч. Сколько времени в пути был охотник?

(Слайд№6)

4.   Самолет пролетел 4800 км. Какое расстояние пролетит за это же время вертолет, если его скорость в 2 раза меньше?

Проверка: Учитель открывает в программе MimioVote  «Электронный журнал успеваемости», подводит итог работы по вкладке «Отчет по опросам класса».

 (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

- Кто легко и уверенно выполнил работу без ошибок?

- Кто испытывал трудности в решении задач?

Учитель: Ребята, на листе самоконтроля отметьте процент выполнения этого задания. Переведите в баллы, эта будет ваша отметка.

3. Музыкальная физминутка для глаз

Цель: предупреждение и снятие утомляемости глаз, способствование повышению работоспособности и активности учащихся

- Ребята, давайте немного отдохнем и выполним физминутку.

4. Локализация затруднений 

Цель: развитие умения самостоятельно формулировать тему урока; учимся ставить себе перспективу, цель, выполнять действия для ее осуществления, развитие самоконтроля.

Учитель: А сейчас нам предстоит прикоснуться к удивительной тайне. А к какой, я надеюсь, вы догадаетесь, отгадав загадку

Раньше счёта и письма, 
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку ...
   (Движенья.)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать процесс движения,  закрепим умения решать  задачи, а поможет нам в  этом небольшое математическое путешествие по стране «Движение».

(учитель на доске открывает слово «ДВИЖЕНИЕ») (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Учитель: Где вы в жизни встречались с понятием движение? (Движутся машины, люди, животные, небесные тела)

Учитель: Как вы можете объяснить, что такое движение? (Движение – это перемещение  в пространстве)

Учитель: А с какими величинами связан процесс движения? (Скорость, время, расстояние)

Учитель:  Где мы встречаемся с этими величинами в математике? задачах на движение)

Учитель: Сформулируйте, ребята,  тему нашего урока.

Учащиеся: Решение задач на движение

-Для чего нам могут пригодиться задачи на движение?

Учащиеся: Это может пригодиться в жизни, чтобы бы быть пунктуальным, во время  приходить в школу, на кружки; уметь рассчитать время, необходимое на дорогу.

Учитель: Чтобы нам достичь хорошего результата к концу урока я предлагаю вам поставить перед собой цели. На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?

Учащиеся: Виды задач на движения, что общего у них и в чем различие, научиться самостоятельно решать задачи на движение по алгоритму.

 Учитель:  Я надеюсь, что сегодня мы постараемся дать  ответ на ваши вопросы. Обязательно с вами откроем для себя что-то новое и закрепим уже пройденное. Эти знания станут для вас стартом для дальнейшего обучения математике в теме «Движение».

5. Построение проекта выхода из затруднений

Цель:  формировать осознанное умение применять нужные схемы и формулы для решения задач на одновременное движение.

5.1 Взаимосвязь между величинами

Учитель: Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение? (Скорость, время, расстояние)

Учитель: Сейчас вы работаете в группах, берете конверт №1 и заполняете таблицу (маркером). Работаем дружно, друг другу помогаем

 

Величины

Формула

Единицы измерения

Скорость

 

км/ч, …

Время

 

ч, ……

Расстояние

 

км, …….

- Когда группа готова, поднимаете вместе руки. Командир группы, первой выполнившей задание, вывешивает таблицу на доску и мы по ней проверяем работу.

Проверка:  Группы сверяют свои таблицы с таблицей на доске.

Учитель: Оцените свою работу на листе самоконтроля.

6. Обобщение затруднений во внешней речи

6.1 Решение задач на движение (повторение)

Учитель: Ребята, а сейчас нам предстоит решение задач на движение. Но чтобы успешно вы могли  справиться с ними необходимо вспомнить  алгоритм  работы над задачей?

Учащиеся: (по одному)

      Прочитай внимательно задачу.

      Составь краткую запись (схему).

      Вспомни формулу.

      Подставь числовые значения.

На доске появляется запись алгоритма работы над задачей: Слайд №8

Учитель: Алгоритм вспомнили, можем приступить к задачам.

Задача № 1. (читает подготовленный учащийся)

На экране слайд с анимированной задачей. Слайд №9

От старта до финиша 150 метров. Заяц эту дистанцию пробежал за 10 сек, а Щенок это же расстояние – за 15 сек. Кто из них бежал быстрее?

- Посоветуйтесь в своих группах и подумайте, кто бежал первым?

- Почему нетрудно было определить скорость?

Учащиеся: Мы легко определили, кто из них бежал быстрее, не выполняя никаких вычислений. Всё дело в том, что расстояние было одинаковым, а время разное. Поэтому Заяц затратил меньше времени, значит он прибежал первым.

Задача № 2.

На экране слайд со второй анимированной задачей. Слайд №10

Увидев утку, одновременно выбежали Щенок и Заяц. Щенок бежал 12 сек. со скоростью 10м/сек, а заяц -10 сек со скоростью 18 м/сек. Кто пробежал большее расстояние и на сколько?

- Чем эта задача отличается от предыдущей?

Учащиеся: В этой задача разное время и разная скорость.

- Посоветуйтесь в своих группах и подумайте, кто больше пробежал и на сколько?

- Как только группа будет готова, поднимайте вместе руки.

- Мы сейчас будем решать эту задачу в тетрадях и попробуем решить у доски.

1) 10 х 12 = 120 (м) – расстояние щенка

2) 18 х 10 = 180 (м) – расстояние зайца

3) 180 – 120 = 60 (м) – разница

Ответ: на 60 метров больше

7.   Физкультминутка

Цель: активно изменить деятельность детей,   ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить на продолжение занятий.

Мы решали и считали,                   Первоклассный я пилот.
Думали и составляли,                     А теперь водитель я, 
И, конечно, мы устали.                  Еду, еду я, друзья!                   
Раз - присели,                                  Теперь все вместе дружно в раз
Два – привстали,                             Вернёмся в свой любимый класс
И немного полетали.                      И, конечно, без сомнения
В высь поднялся самолёт,              Решим задачи на движение.

8.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: проверить свои знания и  умения правильно выбирать способы действий для определенного вида задач.

1.Диагностика понимания. Отработка действий по алгоритму.

Самостоятельная работа.

Учитель: Теперь вы знаете, как  определять скорость, время, расстояние. А  знаете ли вы какие виды движений существуют?

Учащиеся: Движение в одном направлении и движение в разные стороны; движение из одного пункта и движение из разных пунктов).

 Учитель: Как вы думаете, сколько всего видов движения по прямой? Какие?

Учащиеся:  Движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов

Молодцы! И виды движения вы знаете и умеете находить величины движения. Можно переходить к следующему заданию. Перед каждым из вас лежат разноцветные карточки с задачами. Выберите карточку того цвета, с которой справитесь самостоятельно, качественно, не испытав затруднений.

 

Зелёную карточку может выбрать тот ученик, который отлично понял тему «Решение задач на движение» и хочет испытать себя на более сложном материале.

Жёлтую карточку возьмут те из вас, кто хорошо разобрался в вопросе нахождения скорости движения.

А задачу с красной карточкой будут решать те ребята, кто не уверен, что хорошо разобрался в данной теме.

- Ребята, вы знаете, что среди нас есть те, которые быстро и правильно справляется с заданием. Для вас всегда есть дополнительная работа – пример на доске, чтобы вы не сидели без дела в ожидании нас.

1 вариант.        

Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна.  Первый плыл со скоростью 20 м/мин, второй со скоростью 30 м/мин.Через,  сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.

2 вариант.

От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл  со скоростью  29 км / ч,  а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.

3 вариант.

Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

 Проверка:

- Кто выбрал (красную, желтую, зеленую) карточку?

- Кто затруднялся при решении задачи?

- Кто взял задание по силам?

- Кто получил удовольствие, выполняя это задание?

Самопроверка задач. Слайд №12

Проверьте работу по эталону. На листе самоконтроля отметьте количество баллов за решение своей задачи.

9.   Включение в систему знаний  и повторение

Цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий

 

1.   Закрепление вычислительных навыков (на внимательность)

Учитель: При движении  по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое хорошо развивает внимание.   Найдите ошибки в решении примера и решите его правильно. Кто выполнит это задание, карточку положит себе в тетрадь.

-----   4001 053

    832 974

  3169 079      (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

- Кто справился с заданием?

- Кто затруднялся при решении примера

Оцените свою работу и результат отразите в листке самоконтроля.

2.             Игра «Построй самолет» (работа в группах)

Я приготовила для вас еще одно интересное задание «Построй самолёт». У вас в конверте лежит листок с примерами, ответы на эти примеры записаны на геометрических фигурах. Решив правильно примеры, вы можете построить воздушное судно. Приступили к работе. Работаем дружно, помогаем друг другу.

http://festival.1september.ru/articles/570476/img3.gif

 

(ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

  Учитель: Чья группа построит воздушное судно, поднимает вместе руки.

Проверка: - У кого получилось воздушное судно?

- У кого получился самолет, тот верно справился с заданием

- Оцените это задание в листах самоконтроля.

10.          Рефлексия учебной деятельности

10.1 Обобщающая беседа.

- Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.

- Удалось ли нам решить поставленную задачу?

  Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке.

- Что понравилось делать вам на нашем уроке?

- Какую работу вы хотели бы ещё выполнить?

- Подумайте, как вы справились с работой. Возьмите круг нужного цвета:

Зеленый – решаю задачи и могу помочь другим.

Жёлтый – всё понятно на уроке, затруднений нет.

Красный – хочу знать больше. Слайд №13

 В последней строке сигнального листа, справа в углу, нарисуйте смайлик с улыбкой, если вы испытывали удовольствие, работая на нашем уроке.

10.2 Самооценка и самоконтроль.  Опора на жизненный опыт.

- Кому  необходимо понимать и уметь решать задачи на движение?

- Молодцы! Вы справились со всеми препятствиями! Вы доказали, что только ловкие, смелые, умелые, трудолюбивые люди могут добиваться поставленной перед собой цели.
  10.3 Домашнее задание

Посмотрите на свой оценочный лист и посчитайте число баллов на листе самооценки. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

- Подумайте над, чем вам надо  поработать дома, выберите домашнее задание, с которым вы справитесь самостоятельно, не испытав затруднений. (ПРИЛОЖЕНИЕ №6)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока математики в 5 классе «Решение задач на движение»

Методическая разработка урока математики в 5 классе «Решение задач на движение»

Преодолев все трудности, мы докажем, что тоже являемся такими

Преодолев все трудности, мы докажем, что тоже являемся такими

Слайд№5) 1. Охотник верхом на лошади проскакал 36 км со скоростью 12 км/ч

Слайд№5) 1. Охотник верхом на лошади проскакал 36 км со скоростью 12 км/ч

Учащиеся: Ви ды задач на движения, что общего у них и в чем различие, научиться самостоятельно решать задачи на движение по алгоритму

Учащиеся: Ви ды задач на движения, что общего у них и в чем различие, научиться самостоятельно решать задачи на движение по алгоритму

Поэтому Заяц затратил меньше времени, значит он прибежал первым

Поэтому Заяц затратил меньше времени, значит он прибежал первым

Жёлтую карточку возьмут те из вас, кто хорошо разобрался в вопросе нахождения скорости движения

Жёлтую карточку возьмут те из вас, кто хорошо разобрался в вопросе нахождения скорости движения

ПРИЛОЖЕНИЕ №5) Учитель:

ПРИЛОЖЕНИЕ №5) Учитель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2022