Урок обучения грамоте
Тема: А.С.Пушкин. Сказки.
Цель: Познакомить с биографией и творчеством А.С.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии Пушкина; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, воображение.
Задачи урока:
обучающие: формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения; закрепить литературоведческие понятия «авторская сказка» и «народная сказка»;
воспитывающие: воспитывать самостоятельность; творческую активность;
эстетическое восприятие произведений искусства; воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке
развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность, творческие способности.
Формируемые УУД:
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Организация пространства: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Оборудование урока: презентация, музыка (фрагмент сказки), плакат, картинки,
магнитная доска, учебник В.Г.Горецкий «Азбука» Ч.2, выставка книг, карточки с заданиями, волшебный сундучок
Ход урока
I. Орг. момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости захотели,
Снова в гости к нам прийти!
Психологический настрой.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Пусть ваше хорошее настроение поможет вам успешно работать на уроке.
II. Речевая разминка
Прочитайте текст.
Раз зубок, два зубок– Потихонечку, полегонечку –
Скоро Дашеньке годок! Не мешайте дочке спать!
Хнычет доченька опять, Не мешайте ей играть!
Будем Дашу утешать: Будем прыгать и скакать,
Уж вы, зубки, вырастайте Маму нежно обнимать!
¾ Определите, что это за произведение.
¾ Как вы догадались?
¾ Для чего создаются потешки?
¾ Прочитайте потешку выразительно
III. Актуализация знаний
(Звучит музыка – песня « Приходи сказка»).
¾ Кто догадался, кто пришёл в гости к нам на урок?
¾ Вы любите сказки?
¾ Все дети с самого детства любят сказки, сначала их вам читают ваши родители, а сейчас вы уже сами сможете их прочитать!
¾ Кто знает, какие бывают сказки?
¾ Сказки можно разделить на две группы
(на доске схема).
¾ Почему сказки называются народными?
¾ А какие сказки мы можем назвать авторскими?
¾ У меня на доске есть картинки из разных сказок. Ваша задача их назвать и распределить по группам.
( «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Айболит», «Мойдодыр», «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
¾ Молодцы! Справились с заданием! А, подскажите, чем сказки отличаются от рассказа ? Например.
IV. Самоопределение к деятельности (постановка тема и цели урока)
¾ Я предлагаю Вам сейчас просмотреть фрагмент сказки. Приготовьте свои глазки и смотрите внимательно (Фрагмент из сказки «О рыбаке и рыбке»)
¾ Кто узнал, что это за сказка?
¾ Это авторская сказка или народная? Кто её автор?
¾ Правильно, эту сказку написал Александр Сергеевич Пушкин. Какие еще сказки этого писателя Вы уже знаете?
¾ Кто догадался, какова тема нашего урока? (на доску прикрепляю «А.С. Пушкин. Сказки»).
¾ И целью нашего урока сегодня будет познакомиться с творчеством и сказками А.С.Пушкина.
V. Работа по теме урока
1). Рассказ учителя о творчестве А.С. Пушкина.
А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. Родился он в 1799 году в Москве. Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей.
2) Работа с выставкой книг А.С.Пушкина.
VI. Физминутка
Один из самых любимых персонажей сказок А.С. Пушкина проведет вместе с вами физминутку. Угадайте, кто это?
(Она наказала старуху за жадность)
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
¾ Давайте, мы с вами откроем нашу Азбуку на с.92-93
Аудиозапись отрывка на с.93
1. Первичное восприятие
¾ Кто догадался, из какой сказки этот отрывок? (показ книги)
¾ С кем беседовал жених?
¾ Что он у него спрашивал?
2. Развитие речевого аппарата
¾ Прежде чем приступить к самостоятельному чтению надо подготовить свой артикуляционный аппарат, для этого я предлагаю выполнить несколько упражнений.
1. «Улыбка-трубочка»;
2. Рыбки
разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
3. «Лошадка»; Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
3. Словарная работа
¾ В тексте очень много непонятных и неизвестных для нас слов, давайте посмотрим на доску и объясним их значение:
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – (эпитет) устойчивое выражение, часто используется в сказках.
4. Творческая работа.
Чтение отрывка учащимися (по 2-3 строчки).
Ответы на вопросы по прочитанному стихотворению:
¾ В чём особенность сказок А.С.Пушкина?
¾ Как жених величает месяц? Найдите в тексте
¾ Что вы скажите об их культуре общения?
¾ Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах.
¾ Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?
¾ А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить свои стихи?
¾ Для начала нужно научиться подбирать рифму.
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.
Игра « Найди рифму»
¾ А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют рифму.
кошка - окошко
река - облака
опушка – кукушка
¾ Совершенно верно. А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Закончите каждую строчку в стихотворении.
Я открыл своё … (окошко).
На окошко села … (кошка).
Смотрит, как течёт … (река),
А над нею … (облака).
Вдалеке видна … (опушка).
Слышно, как поёт … (кукушка).
¾ Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.
¾ Давайте найдем рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.
5. Чтение по ролям
Сейчас мы еще раз прочитаем стихотворение и догадаемся сколько человек
потребуется нам для прочтения его по ролям (Царевич, Месяц, автор).
VIII. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
· А сейчас вы по очереди поместите человечка на нужную ступеньку нашей лестницы успеха.
IX. Итог урока.
С каким автором мы сегодня познакомились?
Что вы запомнили из его жизни?
Отрывок, из какой сказки читали?
· Что пробовали сами?
Игра «Волшебный сундучок». Как вы думаете, что находится в сундучке?
(Предположения детей. В сундучке лежат предметы из пушкинских сказок: рыбка, белочка, яблоко, петушок ).
· Представитель от каждой группы по очереди достаёт предмет и угадывает, из какой он сказки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.