Методическая разработка урока по географии. Тема: «Население Австралии».
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по географии. Тема: «Население Австралии».

Оценка 4.8
docx
26.05.2020
Методическая разработка урока по географии. Тема: «Население Австралии».
Урок по теме Население Австралии.docx

Пояснительная записка.

 

 

                                                                           Кузьмина Ирина Николаевна

                                                        учитель географии

                                                                                           высшей квалификационной категории

                                                                          МКОУ «Ленинская СОШ №1»

                                                                                   Ленинского муниципального района

                                                             Волгоградской области.

 

Тема урока: «Население Австралии». 7 класс.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, практический, анализирующий, репродуктивный.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели: создать условия для формирования представлений о коренном и пришлом населении Австралии, о неповторимости географии самого маленького материка и единственном его государстве.

Ожидаемый результат:

Предметные:

·         смогут сформировать представление о коренном и пришлом населении Австралии;

·         определять по картам, плотность и размещение населения на материке, природные ресурсы, отрасли промышленности;

·         показывать по картам атласа крупные города Австралийского Союза.

Метапредметные:

Познавательные:

·         Смогут находить в учебнике достоверную информацию;

·         анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать;

·         делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

·         Определять цель, проблему в учебной деятельности;

  • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

·         Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;

  • Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные:

  • Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
  • Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
  • Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории;
  • Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
  • Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;
  • Осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
  • Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

·         Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

  • Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Личностные:

  • Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
  • Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;

·         Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор.

 

План урока

I.                    Организационный.

II.                 Контрольно – оценочный.

III.              Целепологание и мотивация.

IV.              Организационно - деятельностный.

V.                Домашнее задание.

VI.              Рефлексивно – оценочный.

Оборудование: учебник под редакцией О.А.Климановой. География. Страноведение.7 класс Дрофа Москва 2019г., мультимедийный проектор с экраном; интерактивная доска; презентации «Население Австралии», «Города Австралии»,  настенные карты «Физическая карта Австралии», «Экономическая карта Австралии,  «Народы и плотность населения мира», настенная к/к; карточки-задания для групп, раздаточный материал для индивидуальной работы, ноутбук, электронное интерактивное приложение.  Повторение и контроль знаний. География 6-7 класс,  учебное пособие - диск «Образовательная коллекция. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны», аудиозапись.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность обучающихся

I.Организационный

1. Организовать рабочее пространство обучающихся.

2. Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания на уроке.

3. Настроить обучающихся на работу.

4. Приветствие.

- Добрый день! Я очень рада видеть всех Вас на нашем уроке!

5.  Проверка отсутствующих, состояния класса и готовности учеников к уроку.

6. Собранность, доброжелательность.

1.Приветствуют учителя и друг друга. (хором)

- Всем, всем доброго утра!

2. Проверяют оформление рабочего места.

3. Дежурные называют отсутствующих.

4. Включение всех учащихся в деловой ритм.

 

II.Контрольно - оценочный

1. Актуализировать опорные знания, систематизировать изученный материал.

2. Организовать индивидуальную работу, работу в мини-группах.

3. Усовершенствовать знания, умения и навыки, полученные на предыдущем уроке и контроль уровня усвоения изученного материала.

4. Мотивировать учащихся на работу.

5. Просит вспомнить, тему последнего занятия и д/з.

6. Акцентирует внимание ребят на выставке, которая получилась из их работ.

(Приложение №1)

 (Оформляется перед началом урока).

7. Сообщает оценки за данную домашнюю работу.

8. Опрос по домашнему заданию. Учащиеся получают задания, различные по уровню сложности:

1. Географическая разминка для класса на интерактивной доске включает:

- ребусы;

- путаница;

- кроссворд

(автоматическая проверка и выставление оценки).

Электронное интерактивное приложение.  Повторение и контроль знаний. География 6-7 класс.  (Приложение №2)

2. Индивидуальный опрос включает:

- работу у настенной карты «Физическая карта Австралии»,  на знание номенклатуры; (взаимопроверка по картам атласа)

- работу у настенной карты «Контурная карта Австралии», на знание номенклатуры (взаимопроверка по картам атласа); (Приложение №3)

- работа на контурах Австралии, по индивидуальным карточкам (взаимопроверка по картам атласа); (Приложение №4)

- работа с тестом на сравнение двух материков Африка, Австралия (самопроверка по ключу);

 (Приложение №5)

- работа на ноутбуке с интерактивной картой Австралии,  на знание номенклатуры и природных особенностей Австралии.  Учебное пособие - диск «Образовательная коллекция. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны».

 (автоматическая проверка и выставление оценки). (Приложение № 6)

9. Озвучивает оценки за данный этап урока.

1. Озвучивают тему последнего урока: «Природные зоны Австралии».

2. Проговаривают д/з. Обращают внимание на задание для желающих. (Нарисовать животных и растения Австралии»).

1. Определяют своё место работы.

2. Учатся работать индивидуально, в мини-группах,  совместно, участвовать в учебном диалоге.

3. Выявляют степень осознанного усвоения изученного материала.

4. Развивают коммуникативные способности в процессе групповой работы, учебных действий.

6. Знакомятся с заданиями и отвечают на поставленные вопросы, работают на интерактивной доске, по картам атласа, интерактивным картам,  настенным картам, карточкам-заданиям  для мини-групп.

5. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Целепологание и мотивация

 

1.Определение целей и задач урока в совместной деятельности учителя и обучающихся.

2. Определение алгоритма работы на данном уроке.

3. Предлагает посмотреть на экран и сформулировать тему урока. (Слайд №1)

4. Предлагает сравнить тему урока. (Слайд №2)

5. Исходя из темы и опыта изучения других материков, просит сформулировать цели и задачи урока.

6. Просит учащихся сравнить  их предложения. Совпадает ли  они с вашими высказываниями?  (Слайд №3)

1. Ученики формируют цель урока самостоятельно.

2. Определяют задачи урока, проговаривают и обсуждают свою деятельность на уроке.

3. Сравнивают с предложенными целями и задачами   учителя, анализируют, высказывают свою точку зрения о совпадениях. 

4. Планируют способы достижения намеченных целей.

IV.Организационно- деятельностный

1. Сформировать представление о населении Австралии, размещении и плотности населения по материку, хозяйственное освоение материка. Крупнейшие города Австралийского Союза.

2. Развивать умения самостоятельной работы с картами атласа; объяснять и анализировать полученную информацию.

3. Устанавливать правильность и осознанность усвоения нового материала, выявлять неверные представления.

4. Выявить уровень усвоения материала.

5. Слово учителя. Объясняет материал с использованием карт «Народы и плотность населения мира», «Физическая карта Австралии», «Экономическая карта Австралии», презентация по теме урока, учебное пособие - диск «Образовательная коллекция. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны» (аудиозапись).

6. Вступительное слово  учителя о населении Австралии и Австралийском Союзе.

- Государственный флаг Австралийского Союза окрашен в синий цвет. В верхнем левом углу помещен флаг Великобритании - символ принадлежности Австралийского Союза к Британскому содружеству наций. 6 звезд на флаге символизируют шесть штатов Австралийского Союза. Пятиконечная звезда символизирует федеральный округ Канберру. Флаг утвержден в 1954 году. (Слайд №4)

- Герб Австралии представляет собой щит, на котором слева направо представлены гербы штатов. Над щитом расположена семигранная «Звезда Содружества». Щит придерживают кенгуру и эму. (Слайд №5)

- Откройте форзац учебника и определите численность населения Австралии.

(Слайд №6)

-Много это или мало? Проанализируйте по карте атласа и настенной карте «Народы и плотность населения мира»,   диаграмму соотношение площади материка и численности населения.

- Чему равна средняя плотность населения?

- А кто же населяет континент?

- Современное население Австралии состоит из коренного меньшинства - аборигенов и переселенцев – англо-австралийцев, составляющих на сегодня его основную часть. (Слайд №7)

- Пока выполняете схему в тетради,  прослушайте аудиозапись об истории заселения материка и о колонизации континента. (Приложение № 7)

- Вернёмся к карте «Население Австралии», проанализируем размещение населения по территории материка. (Слайд №8)

- Нанесём на к/к районы  размещения коренного и пришлого населения.

- Коренное население - австралийцы-аборигены  относятся к негроидно-австралоидной расе. По мнению ученых, они попали сюда из Юго-Восточной Азии. (Слайд №9)

- Коренное население Австралии обладает такими ярко выраженными антропологическими признаками как: темно-коричневая кожа, волнистые темные волосы, значительный рост бороды, широкий нос с низким переносьем.  Лица австралийцев отличает прогнатизм, а также массивное надбровье. (Слайд №10)

- До начала колонизации аборигены жили в основном на востоке и юго-востоке материка. Они не знали земледелия, скотоводства, не умели выделывать ткани, а занимались охотой, рыболовством и вели бродячий образ жизни. После прихода на материк европейцев аборигенов стали оттеснять в засушливые районы материка. (Слайд №11)

- Ко времени появления европейцев (XVIII век) численность аборигенов составляла около 2 миллионов, объединённых в более чем 500 племён.  (Слайд №12)

- Колонизация, сопровождавшаяся целенаправленным истреблением австралийцев, привела к резкому снижению их численности — до 60 тыс. в 1921 году.   (Слайд №13)

- Материальная и медицинская помощь способствовали росту численности австралийцев - достигла примерно 257 тыс. человек, что составляет 1,5 % всего населения Австралии. (Слайд №14)

- Рукоделия аборигенов.  (Слайд №15)

- Бумеранг – оружие аборигенов.

(Слайд №16)

- Диджериду - духовой музыкальный инструмент. (Слайд №17)

- Диджериду делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском.  (Слайд №18)

- Сегодня аборигены стали юридически равноправными гражданами своей страны. Численность коренного населения быстро растет. (Слайд №19)

- К пришлому населению относятся потомки европейцев, почти исключительно англичане - англо-австралийцы, говорящие на английском языке, он у них считается официальным. Большинство населения исповедуют христианство. (Слайд №20)

- Физкультминутка. Предупреждение утомления и переутомления. (Слайд №21)

- Ещё раз вернёмся к карте «Население Австралии».  Повторим и сделаем вывод. (Слайд №22)

- Как размещено население?

- Наиболее заселенные территории?

- Районы с низкой плотностью населения?

- Не обитаемые территории? (Слайд №23)

- Назовите и покажите и нанесите на к/к самые крупные города Австралийского Союза?

- Проверим. (Слайд №24)

Опережающее задание было дано за несколько уроков. Подготовить презентацию о самых крупных городах Австралийского Союза. (Презентация: Города Австралии)

- Всю территорию материка занимает одно государство -  Австралийский Союз. 

- Посмотрите на карту в атласе стр. 29 и скажите, какими полезными ископаемыми богата страна?

- Если есть полезные ископаемые, какая  отрасль промышленности будет развита? (Слайд №25)

- Прослушайте аудиозапись о природных богатствах, промышленности и с/х Австралийского Союза. (Приложение № 8)

- Наиболее важной отраслью, традиционно, является сельское хозяйство. В Австралии выращивают: зерновые культуры — пшеницу, ячмень, кукурузу; тропические культуры — оливки, ананасы, сахарный тростник, хлопчатник, виноград. Ведущее место в сельском хозяйстве принадлежит пастбищному животноводству - овцеводству.

(Слайд №26)

- В хозяйстве страны большое значение имеют моря, омывающие Австралию.  Развита рыбная промышленность. (Слайд №27)

- Большая S страны и низкая плотность заселения, создали предпосылки для формирования службы: «Летающий доктор», «Радио-школа», «Интернет-школа». (Слайд №28)

- Вот такое увлекательное путешествие мы совершили по Австралии. А теперь давайте посмотримдостигли ли мы, то что планировали в начале урока и подведем итоги нашей деятельности, но прежде запишем д/з.

1.Обучающиеся слушают учителя, просматривают презентацию «Население Австралии».

2. Составляют в тетради схему «Население Австралии», записывают информацию.

3. Работают по картам атласа и настенным картами, сопоставляют и анализируют.

4. Работают с учебником, анализируя таблицы на  форзаце учебника, определяют численность населения Австралии.

5. Анализируют по карте диаграмму соотношение площади материка и численности населения.

6. Устанавливают районы проживания коренного и пришлого населения на материке.

6. Определяют среднюю плотность населения, районы с высокой, низкой плотностью населения.

7. Выполняют практическую работу в к/к.

8. Выделяют районы  размещения коренного и пришлого населения,  наносят крупнейшие города Австралии.

8. Слушают аудиозапись.

9. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

10. Выступают с презентацией «Крупнейшие города Австралии».

(Презентация: Города Австралии)

 

V. Домашнее задание

1. Сообщает домашнее задание: 

-  Параграф 52.

- Творческое задание.

Представьте себе, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны написать мне

письмо, в котором назовете мне не менее 10 причин, по которым я должна посетить Австралию. (Слайд №31)

1. Ученики записывают домашнее задание.

2. Выставляют оценки в дневник.

VI. Рефлексивно - оценочный

1.Помогает формировать способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

2. Способствует формированию сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

3. Побуждать учащихся к активной деятельности, отслеживает процесс усвоения изученного материала.

4. Закрепление знаний полученных на уроке.

5. Закрепить полученные на уроке знания и сформировать умения обучающихся на практике.

6. Тестовый контроль по закреплению нового материала. (Приложение № 9) (Слайд №29)

7. Пожелание удачи в работе.

8. Самопроверка по ключу. (Слайд №30)

9. Подведение итогов урока.

 Какая цель была поставлена в начале урока? Как вы думаете, достигли цели или нет?

10. Рефлексия содержания учебного материала.

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Своей работой на уроке я …
  • Урок заставил меня задуматься о …
  • А особенно мне удалось …
  • Я понял, что …
  • Мне было интересно, потому что …
  • Для меня стало открытием, что …
  • Мне показалось важным …

(Слайд №32)

11. Рефлексия деятельности «Лесенка успеха».  (Слайд №33)

12. Твоё отношение к уроку?

Предлагает  ребятам, на выходе прикрепить к смайликам стикеры определенного цвета в соответствие со своими ощущениями.

- Интересный урок! Я узнал много нового! (малиновый)

- Мне было скучно. (зеленый)

- Урок не понравился. (оранжевый)

  (Слайд №34)

13. Благодарит ребят за урок. (Слайд №35)

 

1.Обобщают знания, полученные на уроке.

2. Учащиеся выполняют тест.

3. Проводят самопроверку по ключу.  (Слайд №30)

4. Учащиеся анализирую содержание материала урока, и заканчивают фразы. (Слайд №32)

5. Определяют своё местоположение на «Лесенке успеха» в начале урока и в конце, схематично зарисовывают в тетради.

(Слайд №33)

6. Оценивают свою

деятельность и деятельность

учителя, а также

отмечают свое настроение в конце  урока. (Слайд №34)

(Приложение № 10)

 

 

 

 



 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

Акцентирует внимание ребят на выставке, которая получилась из их работ

Акцентирует внимание ребят на выставке, которая получилась из их работ

III .Целепологание и мотивация 1

III .Целепологание и мотивация 1

Откройте форзац учебника и определите численность населения

Откройте форзац учебника и определите численность населения

Слайд №13) - Материальная и медицинская помощь способствовали росту численности австралийцев - достигла примерно 257 тыс

Слайд №13) - Материальная и медицинская помощь способствовали росту численности австралийцев - достигла примерно 257 тыс

Австралийского Союза. (Приложение № 8) -

Австралийского Союза. (Приложение № 8) -

VI . Рефлексивно - оценочный 1

VI . Рефлексивно - оценочный 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020