Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Самофаловская средняя школа»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему: «Как хорошо, что есть театр!»
|
Выполнили: ученики 3Б класса МБОУ «Самофаловская СШ» Руководитель: учитель начальных классов Горбачева Дарья Алексеевна |
п. Самофаловка, 2020
Введение…………………………………………………………………………...
|
3 |
Основная часть…………………………………….…………………………… |
5 |
I.Глава первая. Теоретическая часть………….……………………………. |
5 |
1.1Основные сведения о русских народных сказках.…………………………
|
5 |
1.2. Виды сказок.………………………………….……………………………..
|
5 |
1.3. Примеры русских народных сказок.……….……………………………..
|
6 |
1.4.Русская народная сказка «Терёшечка».……….……………………………
|
7 |
1.5.Театр, как особый вид искусства.……….………………………………….
|
10 |
1.6. Определение слова «театр».……….………………………………………..
|
10 |
1.7. История театра..……….…………………………………………………….
|
11 |
1.8. Виды театров..……….………………………………………………………
|
12 |
1.9.Мир театральных кукол.……………………………………………………
|
15 |
1.10. Виды театров кукол.……………………………………………………… |
17 |
1.11. Виды кукол.……………………………………………………………….. |
17 |
II. Глава вторая . Практическая часть…………………………………….. |
19 |
2.1. Изготовление сцены.………………………………………………………..
|
19 |
2.2. Изготовление кукол.………………………………………………………..
|
20 |
2.3. Подготовка к выступлению.………………………………………………..
|
21 |
2.4. Выступление на Фестивале родного языка.……………………………..
|
21 |
Заключение.……………………………………………………………………..
|
22 |
Список использованной литературы…………………………………….. |
23 |
Приложение……………………………………..…………………………… |
24 |
Содержание
Введение
21 февраля в 2020 году отмечается Международный день родного языка. Праздник справляют люди, которые изучают и передают знания о языке: учителя литературы, языка, исследователи письменности, сотрудники библиотек, студенты, преподаватели и аспиранты филологических факультетов высших учебных заведений, увлеченные лингвистикой люди. Цель праздника – содействие языковому и культурному разнообразию. В этот день устраиваются просветительские лекции, конференции, семинары. Проходят акции по защите государственного языка. В образовательных учреждениях проходят тематические занятия. Проводятся конкурсы среди знатоков родного языка. В средствах массовой информации публикуются статьи о действующих и исчезающих языках.
В нашей школе в честь Дня родного языка традиционно проходит Фестиваль родного языка, на котором учащиеся ярко и интересно представляют богатство и красоту русского языка.
Перед нашим классом стояла задача, выбрать форму представления. Посоветовавшись, мы решил инсценировать русскую народную сказку «Терёшечка», но не в обычной форме, а в виде кукольного театра. Идея возникла у ребят, которые в октябре в осеннем пришкольном лагере посетили МКУ ЦСКБ Самофаловский, где библиотекарь сельской библиотеки имени Кулькина Евгения Александровича, Галина Анатольевна Шумакова рассказа о кукольном театре. Ребята попробовали себя в роли актёров кукольного театра. Этот вид деятельности им очень понравился. (Приложение 1).
Цель: способствовать воспитанию у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства; показать богатство и красоту родного языка через постановку русской народной сказки «Терёшечка» в самодельном театре кукол; показать интересный вид деятельности для занятий в свободное время.
Задачи:
· дать определение слову «театр», изучить историю театра, узнать о видах театра;
· изучить виды кукольного театра, виды кукол;
· выявить особенности русской народной сказки через слушание сказки «Терёшечка», объяснить значение устаревших слов;
· прочитать русскую народную сказку «Терёшечка», распределить роли;
· изготовить кукол (Алёнушка, старик, старуха, Терёшечка, Колдунья, лебеди);
· изготовить основу для сцены, занавес, декорации;
· выступить перед аудиторией на Фестивале родного языка.
Мы считаем нашу тему и идею актуальной, ведь мы выявили, что в 21 веке, где все насыщено компьютерной техникой и всевозможными гаджетами, большинство детей увлечены играми в телефоне. Этот вывод мы сделали, проведя анкетирование учеников 2-4 класса нашей школы. (Приложение 2).
Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. Причем из огромного количества фольклорного материала, постоянно создаваемого устным народным творчеством, сохранились лишь немногие избранные тексты. А театр способствует разностороннему развитию личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. Театрализованные постановки позволяют решать многие актуальные проблемы в воспитании: формирование эстетического вкуса, развитие коммуникативных способностей, развитие речи, памяти воображения.
Гипотеза:
Предположим, что интерес наших сверстников возрастет к театральному искусству, если мы познакомим их с историей театра, создадим свой кукольный театр и организуем театральные выступления в школе.
Методы исследования:
· анализ литературы, Интернет-ресурсов;
· моделирование;
· описание, обобщение полученной информации.
Продуктом данного проекта является выступление на фестивале, видеозапись представления.
В дальнейшем планируется увеличение количества кукол, инсценировка других сказок на уроках литературного чтения, в летнем пришкольном лагере.
Основная часть.
I.Глава первая. Теоретическая часть.
1.1Основные сведения о русских народных сказках.
Русская народная сказка (до XVII века баснь, байка) — эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (определение Э. В. Померанцевой); один из основных жанров фольклорной прозы. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков.
В древнерусском языке для обозначения жанра сказки употреблялось слово — «баснь», «байка», от глагола «баять» — «рассказывать, говорить», а сказочников называли «бахарями». В памятнике древнерусской письменности «Слово о богатом и убогом» в описании отхода ко сну богатого человека, среди окружающих его слуг упоминаются и такие, которые «бают» и «кощунят», то есть рассказывают сказки. Самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку.
В сказках русский народ пытался высказать своё национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости, — разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы.
Исследователь русской сказки Владимир Яковлевич Пропп считал, что русская «сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности». В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла.
1.2. Виды сказок.
Виды народных сказок очень разнообразны и носят как в народной среде, так и в научном обороте различные названия.
Литературная энциклопедия 1929—1939 годов делит русские народные сказки на несколько видов:
· о животных;
· волшебные;
· легендарные;
· пародии и дразнилки;
· детские.
Эрна Васильевна Померанцева выделяла четыре основные группы сказок:
· о животных (имевших первоначально производственное и магическое значение в охотничьем быту);
· волшебные (большинство которых вышло из народного мифотворчества, сохранив черты экзогамии, культа предков, матриархата);
· авантюрные;
· бытовые.
Владимир Яковлевич Пропп делит сказки на:
· волшебные;
· кумулятивные;
· о животных, растениях, неживой природе и предметах;
· бытовые или новеллистические;
· небылицы;
· докучные сказки.
1.3. Примеры русских народных сказок.
Мы составили список русских народных сказок, которые уже читали, а также которые планируем прочитать. Многие из них нашли в библиотеке и в Интернете. Список поместили в классном уголке.(Приложение 3).
· «Баба-Яга» · «Бычок — смоляной бочок», · «Лиса и волк» · «Глиняный парень» · «Гуси-лебеди» · «Диво дивное, чудо чудное» · «Журавль и цапля» · « Заюшкина избушка» · «Иван-царевич и Серый волк» · «Как лиса училась летать» · «Баба-Яга и Заморышек» |
· «Колобок» · «Крошечка-Хаврошечка» · «Курочка Ряба» · « Лиса, заяц и петух» · « Терёшечка» · «Царевна-Лягушка» · « Петушок — золотой гребешок». · « Каша из топора» · «Снегурушка и лиса» · «Сказка о Ерше Ершовиче»
|
1.4.Русская народная сказка «Терёшечка».
У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили.
Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали
качать да прибаюкивать:
– Спи-тко, усни, дитя Терешечка, –
Все ласточки спят,
И касатки спят,
И куницы спят,
И лисицы спят,
Нашему Терешечке
Спать велят!
Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терешечка – настоящая ягодка. Мальчик рос-подрастал, в разум приходил. Старик сделал ему челнок, выкрасил его белой краской, а весельцы – красной.
Вот Терешечка сел в челнок и говорит: – Челнок, челнок, плыви далече.
Челнок, челнок, плыви далече. Челнок и поплыл далеко-далеко. Терешечка стал рыбку ловить, а мать ему молочко и творожок стала носить. Придет на берег и зовет: – Терешечка, мой сыночек, Приплынь, приплынь на бережочек, Я тебе есть-пить принесла.
Терешечка издалека услышит матушкин голос и подплывет к бережку. Мать возьмет рыбку, накормит, напоит Терешечку, переменит ему рубашечку и поясок и отпустит опять ловить рыбку.
Узнала про то ведьма. Пришла на бережок и зовет страшным голосом:
– Терешечка, мой сыночек,
Приплынь, приплынь на бережочек,
Я тебе есть-пить принесла.
Терешечка распознал, что не матушкин это голос, и говорит:
– Челнок, челнок, плыви далече,
То не матушка меня зовет.
Тогда ведьма побежала в кузницу и велит кузнецу перековать себе горло, чтобы голос стал как у Терешечкиной матери.
Кузнец перековал ей горло. Ведьма опять пришла на бережок и запела голосом точь-в-точь родимой матушки:
– Терешечка, мой сыночек,
Приплынь, приплынь на бережочек,
Я тебе есть-пить принесла.
Терешечка обознался и подплыл к бережку. Ведьма его схватила, в мешок посадила и побежала.
Принесла его в избушку на курьих ножках и велит своей дочери Аленке затопить печь пожарче и Терешечку зажарить.
А сама опять пошла на раздобытки. Вот Аленка истопила печь жарко-жарко и говорит Терешечке:
– Ложись на лопату.
Он сел на лопату, руки, ноги раскинул и не пролезает в печь.
А она ему:
– Не так лег.
– Да я не умею – покажи как…
– А как кошки спят, как собаки спят, так и ты ложись.
– А ты ляг сама да поучи меня.
Аленка села на лопату, а Терешечка ее в печку и пихнул и заслонкой закрыл. А сам вышел из избушки и влез на высокий дуб.
Прибежала ведьма, открыла печку, вытащила свою дочь Аленку, съела, кости обглодала. Потом вышла на двор и стала кататься-валяться по траве.
Катается-валяется и приговаривает:
– Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкина мясца наевшись.
А Терешечка ей с дуба отвечает:
– Покатайся-поваляйся, Аленкина мясца наевшись!
А ведьма:
– Не листья ли это шумят?
И сама – опять:
– Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкина мясца наевшись.
А Терешечка все свое:
– Покатайся-поваляйся, Аленкина мясца наевшись!
Ведьма глянула и увидела его на высоком дубу.
Кинулась грызть дуб. Грызла, грызла – два передних зуба выломала, побежала в кузницу: – Кузнец, кузнец! Скуй мне два железных зуба.
Кузнец сковал ей два зуба. Вернулась ведьма и стала опять грызть дуб. Грызла, грызла и выломала два нижних зуба. Побежала к кузнецу: – Кузнец-кузнец! Скуй мне еще два железных зуба.
Кузнец сковал ей еще два зуба. Вернулась ведьма и опять стала грызть дуб. Грызет – только щепки летят. А дуб уже трещит, шатается. Что тут делать?
Терешечка видит: летят гуси-лебеди. Он их просит:
– Гуси мои, лебедята!
Возьмите меня на крылья,
Унесите к батюшке, к матушке!
А гуси-лебеди отвечают:
– Га-га, за нами еще летят – поголоднее нас, они тебя возьмут.
А ведьма погрызет-погрызет, взглянет на Терешечку, облизнется – и опять за дело…
Летит другое стадо. Терешечка просит…
– Гуси мои, лебедята!
Возьмите меня на крылья,
Унесите к батюшке, к матушке!
А гуси-лебеди отвечают:
– Га-га, за нами летит защипанный гусенок, он тебя возьмет-донесет. А ведьме
уже немного осталось: вот-вот повалится дуб.
Летит защипанный гусенок. Терешечка его просит:
– Гусь-лебедь ты мой.
Возьми меня, посади на крылышки, унеси меня к батюшке, к матушке.
Сжалился защипанный гусенок, посадил Терешечку на крылья, встрепенулся и полетел, понес его домой.
Прилетели они к избе и сели на травке.
А старуха напекла блинов – поминать Терешечку – и говорит:
– Это тебе, старичок, блин, а это мне блин.
А Терешечка под окном:
– А мне блин?
Старуха услыхала и говорит:
– Погляди-ка, старичок, кто там просит блинок?
Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обниманье!
А защипанного гусенка откормили, отпоили, на волю пустили, и стал он с тех пор широко крыльями махать, впереди стада летать да Терешечку вспоминать.
1.5.Театр, как особый вид искусства.
Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др. Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители.
Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны
С.Я Маршак.(чтение стихотворения «В театре для детей)
Народу-то! Народу! Заговорила рыбка
Куда ни кинешь взгляд, На берегу морском,
По каждому проходу Все эту сказку знали –
Идёт волна ребят . О рыбке золотой,
Сажают их на стулья Но тихо было в зале,
И просят не шуметь, Как будто он пустой.
Но вдруг погасли лампы, Так звонко рукоплещет
Настала тишина, Полутысячи ребят.
И впереди за рампой
Раздвинулась стена. Но вот пустеет дом,
И увидали дети И только раздевалка
Над морем облака Кипит ещё котлом.
Растянутые сети, Шумит волна живая,
Избушку рыбака. Бежит по всей Москве,
Внизу запела скрипка Где ветер, и трамваи,
Пискливым колоском - И солнце в синеве.
1.6 Определение понятия «театр».
Театр-это искусство представления драматических произведений на сцене, само такое представление.
Театр - зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения (драматический, оперный театр).
Театр – совокупность драматических произведений какого-нибудь писателя или направления, школы. (театр Островского). (Универсальный словарь по русскому языку).
Теа́тр ( θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.
1.7. История театра.
Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только общие усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.
На ранних стадиях развития театра — в народных празднествах — пение, танец, музыка и драматическое действие существовали в неразрывном единстве; в процессе дальнейшего развития и профессионализации театр утратил свой первоначальный синтетизм, образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный, а также смешанные формы.
Античный театр. Древнегреческий театр родился из мистерий, посвященных богам-покровителям земледелия, в первую очередь Дионису: в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально — «песнь козлов». Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора. Декламатор, которого в VI веке до н. э. называли «гипокритом» («ответчиком» или «комментатором»), мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры. Позже Эсхил добавил к хору второго актёра-декламатора, а Софоклтретьего, — в V веке до н. э. «гипокриты» уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате — преобразование хора сатиров в драму.
Греческий театр. В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках и на котурнах. Декораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актёра считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).
Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида. До нас дошли многие пьесы древнегреческих авторов, несколько пьес об Ипполите, трагедия Эсхила «Прометей прикованный», несколько пьес об Электре, трилогия «Орестея» и другие. В Греции между драматургами проводились соревнования (агон), при выборе победителя учитывалось мнение публики.
1.8. Виды театров.
Драматический театр. В отличие от других видов сценического искусства, спектакль в драматическом театре основывается на инсценированном литературном произведении (пьесе) — предполагающем импровизацию или заранее подготовленную постановку. Для артиста драматического театра основным средством выразительности, наряду с физическими действиями, является речь, сценический костюм, грим; вместе с тем драматический театр — искусство синтетическое: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму. Важную роль в драматическом театре играет режиссёр, который на основе собственной интерпретации литературного произведения руководит работой всего коллектива, а также редактирует пьесу.
Опера. Сценический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой; в опере нередко присутствует и танец. Зародилась она в Италии на рубеже 16-17 веков. Существуют такие жанры, как большая опера, комическая опера (opera-buffa в Италии, opéra-comique во Франции, Singspiel в Германии, Тонадилья в Испании, балладная опера в Англии), романтическая опера, опера-балет и др. Жанр комической оперы повлиял в ХХ веке на формирование таких жанров, как оперетта, мюзикл, музыкальная комедия.Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах. Оперное произведение — это род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении. Опера представляет собой ансамбль сольных эпизодов — арий, дуэтов, трио, квартетов, ариозо, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен и подразделяется на акты и картины, сцены и номера; в начале оперы перед актами бывает пролог, а в конце — эпилог. Большая роль в опере принадлежит оркестру.
Балет. Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. В балете есть три основные позиции: солисты, кордебалет (представляющих группу танцовщиков) и музыканты (оркестр). Основу балета составляет какое-либо литературное произведение, по которому пишется либретто. Автор перерабатывает произведение, внося в него некоторые редактирования, не нарушая смысла и сохраняя основных героев, композитор пишет музыку на которую затем балетмейстер-постановщик ставит танцы. В балете есть основные виды танца: классические танцы и характерный танец, а также пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их разговор между собой.
Театр кукол. Одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и немультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами). Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.
Пантомима. Искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела без использования слов. Пантомима зародилась в Древней Греции, где была частью репертуара мимов. В Древнем Риме в эпоху Августа стала полноценным театральным жанром. В средневековье церковь запрещала пантомиму, но странствующие актёры продолжали использовать элементы из неё. Комедия дель арте включала в себя бессловесные интермедии. Пантомима была важным элементом арлекинады, комических пьесок, где главным действующим лицом был Арлекин. Во Франции арлекинада стала любимым жанром балаганного театра. В 1702 году пантомима в виде театрализованного балета была поставлена в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. В XVIII веке в театре в качестве интермедий в антрактах трагедий и комедий ставили пантомиму. Пантомима бывает танцевальная, классическая, акробатическая, эксцентрическая, в начале ХХ века появилась драматическая пантомима.
Мюзикл. Вид музыкального театра, где соединяются диалоги, песни, музыка, танцы. Чтобы сыграть в спектакль, нужно написать пьесу. Сюжет в основном берется из известных литературных произведений мировой драматургиии реализуется режиссёром-постановщиком, балетмейстером, специалистами по пению, постановщиками спецэффектов и др. По форме мюзикл представляет собой, как правило, двухактный спектакль. Постановка вокала или пластики отличается от классического музыкального жанра: голоса не должны звучать «по-оперному», а танец — выглядеть «балетным». Речь, мимика, пластика, танец должны быть в одной линии сценического поведения.
Мюзикл зародился в США в начале XX века и долгое время являлся чисто американским видом музыкально-сценического представления.
Оперетта. Вид музыкального театра, в переводе с итальянского означает «маленькая опера». Опереточная школа зародилась в Вене (Австрия) в 60-е годы XIX века.
1.9.Мир театральных кукол.
Теа́тр ку́кол — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными и плоскими куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами.
Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3. Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри (актёр-кукловод находится внутри кукол больших размеров).
4. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или объёмных кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки (они управляются сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами), перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно-временного искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.
Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём, одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временного искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными богами. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)
Народные кукольные театры Древнего Рима родственны древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.
1.10.Виды театров кукол
Кукла-марионетка. Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2—3 метров.
Различие в формах представлений обуславливается, чаще всего, национальными традициями страны; задачами, которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.
Для искусства кукольного театра характерны: способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания и образная нарицательность. Это определяет включение в репертуар театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии — героико-патетических представлений.
Вертеп (театр). Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.
· Петрушечная (перчаточная) кукла — персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
· Кукла на вертикальном гапите — гапит закреплен вертикально, голова куклы изготавливается теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
· Кукла на горизонтальном гапите — гапит закреплен горизонтально.
· Гапитно-тростевая кукла
· Кукла на тростях — получила своё название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
· Пятачковая кукла
· Вертепная — небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица - только намечены.
· Планшетная (выводная) кукла — театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.
· Мимирующая — применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
· Кукла театра теней (в том числе яванская) — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.
· Ростовая кукла
· Тантамареска — это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.
Основная часть.
I I.Глава вторая. Практическая часть.
2.1. Изготовление сцены.
Для изготовления сцены кукольного театра мы использовали коробку от большого телевизора. Нам понадобились следующие инструменты:
· Карандаш простой.
· Линейка.
· Рулетка.
· Скотч.
· Ножницы.
· Канцелярский нож.
· Самоклеящаяся бумага.
· Ткань.
· Нитки.
· Проволока.
· Швейная машинка.
Технологическая карта изготовления сцены для кукольного театра. (Приложение 4)
п/п |
Наименование операции |
Инструменты и приспособления |
Время на операцию |
1 |
Разметить заготовку. |
Карандаш простой, линейка, рулетка. |
15 мин |
2 |
Вырезать заготовку по контуру. |
Канцелярский нож |
15 мин |
3 |
Обклеить заготовку самоклеящейся бумагой |
Ножницы,самоклеящаяся бумага. |
25 мин |
4 |
Разметить занавеску на ткани. |
Карандаш. |
5 мин |
5 |
Вырезать заготовку занавесок из ткани. |
Ножницы. |
10 мин |
6 |
Подшить занавески, вдеть проволоку |
Швейная машинка, нитки, проволока |
25 мин |
7 |
Прикрепить проволоку на сцене для кукольного театра. |
5 мин |
Чтобы выступление было ярким и интересным, были изготовлены декорации:
· Дуб.
· Печь.
· Лодка.
· Камыш.
· Лопата.
· Кувшин.
2.2. Изготовление кукол.
На уроках изобразительного искусства ребятам было дано задание нарисовать перчаточную куклу, на основе изученного материала. (Приложение5)
Для изготовления кукол понадобились следующие материалы и приспособления:
· Игла.
· Нитки.
· Ткань (лоскуты различных цветов).
· Синтепон.
· Швейная машина.
· Мех.
· Карандаш.
· Линейка.
· Бумага.
· Портновские булавки.
· Пуговицы.
Технологическая карта изготовления куклы. (Приложение 5).
п/п |
Наименование операции |
Инструменты и приспособления |
Время на операцию |
1 |
Разметка выкройки на бумаге. |
Линейка, бумага, карандаш. |
20 мин |
2 |
Вырезать выкройку по контуру. |
Ножницы. |
15 мин |
3 |
Перенести линии на ткань |
Карандаш. |
25 мин |
4 |
Вырезать по контуру детали куклы из ткани. |
Ножницы. |
10 мин |
5 |
Сшить детали между собой, прострочить на швейной машинке. |
Нитки, иголка, швейная машинка, ножницы. |
20 мин |
6 |
Набить голову куклы синтипоном. |
15 мин |
|
7 |
Пришить пуговицы на месте глаз. |
Игла, нитки, пуговицы. |
5 мин |
2.3. Подготовка к выступлению.
I. Знакомство с русской народной сказкой «Терёшечка» на уроке литературного чтения на родном русском языке.
II. Анализ сказки, обсуждение характера героев. (Приложение 7)
III. Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Терёшечка»
IV. Чтение в лицах.
V. Распределение ролей для выступления.
VI. Репетиции сказки с куклами.
2.4. Выступление на Фестивале родного языка.
Выступление состоялось 14 февраля 2020 года в МБОУ «Самофаловская СШ» на Фестивале родного языка.
Заключение
Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.
Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда. Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа. В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна. Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
Театральные куклы существуют с античных времён, и дают реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Все дети любят спектакли с куклами. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами.
Наши театральные куклы – особенные, сделанные своими руками. В отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, театральная постановка не только реально видима, но и материально ощутима, присутствует рядом, её можно потрогать. Играя с куклами за ширмой, даже самый застенчивый из нас почувствовал себя более свободным и уверенным.
С помощью родителей нам удалось изготовить интересных кукол-персонажей. Театральное представление с нашими героями мы показали на Фестивале родного языка, чем заинтересовали наших сверстников. Это значит, что гипотеза подтвердилась и цель нашего проекта - достигнута.
В процессе работы над спектаклем мы учились согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Мы показали пример дружбы, отзывчивости, находчивости, храбрости. Играя в спектакле, мы перевоплощались в различные образы, учились выражать свои чувства в слове, интонации.
Список использованных источников информации
1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М.
2. Афанасьев А.Н.Сборник «Народные русские сказки»
3. Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.
4. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.
5. Электронная Интернет-энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org/wik
6. http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)
7. http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)
8. http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.