ПРоект "Как хорошо, что есть театр!"
Оценка 4.7

ПРоект "Как хорошо, что есть театр!"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
искусство
1 кл—4 кл
24.07.2020
ПРоект "Как хорошо, что есть театр!"
Творческий проект обучающихся 3 класса, в котором изучаются виды театра, в частности кукольный театр, виды кукол. Продуктом данного проекта является выступление на школьном фестивале.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Самофаловская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему: «Как хорошо, что есть театр!»

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

ученики 3Б класса

МБОУ «Самофаловская СШ»

Руководитель:

учитель начальных классов

Горбачева Дарья Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Самофаловка, 2020

Введение…………………………………………………………………………...

 

3

Основная часть…………………………………….……………………………

5

I.Глава первая. Теоретическая часть………….…………………………….

5

1.1Основные сведения о русских народных сказках.…………………………

 

5

1.2. Виды сказок.………………………………….……………………………..

 

5

1.3. Примеры русских народных сказок.……….……………………………..

 

6

1.4.Русская народная сказка «Терёшечка».……….……………………………

 

7

1.5.Театр, как особый вид искусства.……….………………………………….

 

10

 

1.6. Определение слова «театр».……….………………………………………..

 

 

10

1.7. История театра..……….…………………………………………………….

 

11

1.8. Виды театров..……….………………………………………………………

 

12

1.9.Мир театральных  кукол.……………………………………………………

 

15

1.10. Виды театров кукол.………………………………………………………

17

1.11. Виды кукол.………………………………………………………………..

17

II. Глава вторая . Практическая  часть……………………………………..

19

2.1. Изготовление сцены.………………………………………………………..

 

19

2.2. Изготовление кукол.………………………………………………………..

 

20

2.3. Подготовка к выступлению.………………………………………………..

 

21

2.4. Выступление на Фестивале родного языка.……………………………..

 

21

Заключение.……………………………………………………………………..

 

22

Список использованной литературы……………………………………..

23

Приложение……………………………………..……………………………

24

 

 

Содержание

 

Введение

21 февраля в 2020 году отмечается Международный день родного языка. Праздник справляют люди, которые изучают и передают знания о языке: учителя литературы, языка, исследователи письменности, сотрудники библиотек, студенты, преподаватели и аспиранты филологических факультетов высших учебных заведений, увлеченные лингвистикой люди. Цель праздника – содействие языковому и культурному  разнообразию. В этот день устраиваются просветительские лекции, конференции, семинары. Проходят акции по защите государственного языка. В образовательных учреждениях проходят тематические занятия. Проводятся конкурсы среди знатоков родного языка. В средствах массовой информации публикуются статьи о действующих и исчезающих языках.

В нашей школе в честь Дня  родного языка  традиционно проходит Фестиваль родного языка, на котором учащиеся ярко и интересно представляют богатство и красоту русского языка.

Перед нашим классом стояла задача, выбрать форму представления. Посоветовавшись, мы решил инсценировать русскую народную сказку «Терёшечка», но не в обычной форме, а в виде кукольного театра.  Идея возникла у ребят, которые в октябре в осеннем пришкольном лагере посетили МКУ ЦСКБ Самофаловский, где библиотекарь сельской библиотеки имени Кулькина Евгения Александровича, Галина Анатольевна Шумакова рассказа о кукольном театре. Ребята попробовали себя в роли актёров кукольного театра. Этот вид деятельности им очень понравился. (Приложение 1).

Цель: способствовать воспитанию у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства; показать богатство и красоту родного языка через постановку русской народной сказки «Терёшечка» в самодельном театре кукол; показать интересный вид деятельности для занятий в свободное время.

Задачи:

·        дать определение слову «театр», изучить историю театра, узнать о видах театра;

·        изучить виды кукольного театра, виды кукол;

·        выявить особенности русской народной сказки через слушание сказки «Терёшечка», объяснить значение  устаревших слов;

·        прочитать русскую народную сказку «Терёшечка», распределить роли;

·        изготовить кукол (Алёнушка, старик, старуха, Терёшечка, Колдунья, лебеди);

·        изготовить основу для сцены, занавес, декорации;

·        выступить перед аудиторией на Фестивале родного языка.

Мы считаем нашу тему и идею актуальной, ведь мы выявили, что в  21 веке, где все насыщено компьютерной техникой и всевозможными гаджетами, большинство детей увлечены играми в телефоне. Этот вывод мы сделали, проведя анкетирование учеников 2-4 класса нашей школы. (Приложение 2).

Сказки вводят  детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. Причем из огромного количества фольклорного материала, постоянно создаваемого устным народным творчеством, сохранились лишь немногие избранные тексты. А театр способствует разностороннему развитию личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. Театрализованные постановки позволяют решать многие актуальные проблемы в воспитании: формирование эстетического вкуса, развитие коммуникативных способностей, развитие речи, памяти воображения.

Гипотеза:

Предположим, что интерес наших сверстников возрастет к театральному искусству, если мы познакомим их с историей театра, создадим свой кукольный театр и организуем театральные выступления в школе.

Методы исследования:

·         анализ литературы, Интернет-ресурсов;

·         моделирование;

·         описание, обобщение полученной информации.

Продуктом данного проекта является выступление на фестивале, видеозапись представления.

В дальнейшем планируется увеличение количества кукол, инсценировка других сказок на уроках литературного чтения, в летнем пришкольном лагере.


 

 

Основная часть.

I.Глава первая. Теоретическая часть.

 

1.1Основные сведения о русских народных сказках.

 

Русская народная сказка (до XVII века баснь, байка) — эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (определение Э. В. Померанцевой); один из основных жанров фольклорной прозы. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков.

В древнерусском языке для обозначения жанра сказки употреблялось слово — «баснь», «байка», от глагола «баять» — «рассказывать, говорить», а сказочников называли «бахарями». В памятнике древнерусской письменности «Слово о богатом и убогом» в описании отхода ко сну богатого человека, среди окружающих его слуг упоминаются и такие, которые «бают» и «кощунят», то есть рассказывают сказки. Самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку.

В сказках русский народ пытался высказать своё национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости, — разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы.

Исследователь русской сказки Владимир Яковлевич Пропп считал, что русская «сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности». В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла.

1.2. Виды сказок.

Виды народных сказок очень разнообразны и носят как в народной среде, так и в научном обороте различные названия.

Литературная энциклопедия 1929—1939 годов делит русские народные сказки на несколько видов:

·         о животных;

·         волшебные;

·         легендарные;

·         пародии и дразнилки;

·         детские.

Эрна Васильевна Померанцева выделяла четыре основные группы сказок:

·         о животных (имевших первоначально производственное и магическое значение в охотничьем быту);

·         волшебные (большинство которых вышло из народного мифотворчества, сохранив черты экзогамиикульта предковматриархата);

·         авантюрные;

·         бытовые.

 Владимир Яковлевич Пропп делит сказки на:

·         волшебные;

·         кумулятивные;

·         о животных, растениях, неживой природе и предметах;

·         бытовые или новеллистические;

·         небылицы;

·         докучные сказки.

 

1.3. Примеры русских народных сказок.

Мы составили список русских народных сказок, которые уже читали, а также которые планируем прочитать. Многие из них нашли в библиотеке и в Интернете. Список поместили в классном уголке.(Приложение 3).

·        «Баба-Яга»

·        «Бычок — смоляной бочок»,

·        «Лиса и волк»

·        «Глиняный парень»

·        «Гуси-лебеди»

·        «Диво дивное, чудо чудное»

·        «Журавль и цапля»

·        « Заюшкина избушка»

·        «Иван-царевич и Серый волк»

·        «Как лиса училась летать»

·        «Баба-Яга и Заморышек»

·        «Колобок»

·        «Крошечка-Хаврошечка»

·        «Курочка Ряба»

·        « Лиса, заяц и петух»

·        « Терёшечка»

·        «Царевна-Лягушка»

·        « Петушок — золотой гребешок».

·        « Каша из топора»

·        «Снегурушка и лиса»

·        «Сказка о Ерше Ершовиче»

 

 

1.4.Русская народная сказка «Терёшечка».

 

У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили.

Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать:
– Спи-тко, усни, дитя Терешечка, –

Все ласточки спят,
И касатки спят,
И куницы спят,
И лисицы спят,
Нашему Терешечке
Спать велят!

Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терешечка – настоящая ягодка. Мальчик рос-подрастал, в разум приходил. Старик сделал ему челнок, выкрасил его белой краской, а весельцы – красной.

Вот Терешечка сел в челнок и говорит: – Челнок, челнок, плыви далече.

Челнок, челнок, плыви далече. Челнок и поплыл далеко-далеко. Терешечка стал рыбку ловить, а мать ему молочко и творожок стала носить. Придет на берег и зовет: – Терешечка, мой сыночек, Приплынь, приплынь на бережочек, Я тебе есть-пить принесла.

Терешечка издалека услышит матушкин голос и подплывет к бережку. Мать возьмет рыбку, накормит, напоит Терешечку, переменит ему рубашечку и поясок и отпустит опять ловить рыбку.

Узнала про то ведьма. Пришла на бережок и зовет страшным голосом:

– Терешечка, мой сыночек,
Приплынь, приплынь на бережочек,
Я тебе есть-пить принесла.

Терешечка распознал, что не матушкин это голос, и говорит:

– Челнок, челнок, плыви далече,
То не матушка меня зовет.

Тогда ведьма побежала в кузницу и велит кузнецу перековать себе горло, чтобы голос стал как у Терешечкиной матери.

Кузнец перековал ей горло. Ведьма опять пришла на бережок и запела голосом точь-в-точь родимой матушки:

– Терешечка, мой сыночек,
Приплынь, приплынь на бережочек,
Я тебе есть-пить принесла.

Терешечка обознался и подплыл к бережку. Ведьма его схватила, в мешок посадила и побежала.

Принесла его в избушку на курьих ножках и велит своей дочери Аленке затопить печь пожарче и Терешечку зажарить.

А сама опять пошла на раздобытки. Вот Аленка истопила печь жарко-жарко и говорит Терешечке:

– Ложись на лопату.

Он сел на лопату, руки, ноги раскинул и не пролезает в печь.

А она ему:

– Не так лег.
– Да я не умею – покажи как…
– А как кошки спят, как собаки спят, так и ты ложись.
– А ты ляг сама да поучи меня.

Аленка села на лопату, а Терешечка ее в печку и пихнул и заслонкой закрыл. А сам вышел из избушки и влез на высокий дуб.

Прибежала ведьма, открыла печку, вытащила свою дочь Аленку, съела, кости обглодала. Потом вышла на двор и стала кататься-валяться по траве.

Катается-валяется и приговаривает:
– Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкина мясца наевшись.

А Терешечка ей с дуба отвечает:
– Покатайся-поваляйся, Аленкина мясца наевшись!

А ведьма:
– Не листья ли это шумят?

И сама – опять:
– Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкина мясца наевшись.

А Терешечка все свое:
– Покатайся-поваляйся, Аленкина мясца наевшись!

Ведьма глянула и увидела его на высоком дубу.

Кинулась грызть дуб. Грызла, грызла – два передних зуба выломала, побежала в кузницу: – Кузнец, кузнец! Скуй мне два железных зуба.

Кузнец сковал ей два зуба. Вернулась ведьма и стала опять грызть дуб. Грызла, грызла и выломала два нижних зуба. Побежала к кузнецу: – Кузнец-кузнец! Скуй мне еще два железных зуба.

Кузнец сковал ей еще два зуба. Вернулась ведьма и опять стала грызть дуб. Грызет – только щепки летят. А дуб уже трещит, шатается. Что тут делать?

Терешечка видит: летят гуси-лебеди. Он их просит:
– Гуси мои, лебедята!
Возьмите меня на крылья,
Унесите к батюшке, к матушке!

А гуси-лебеди отвечают:
– Га-га, за нами еще летят – поголоднее нас, они тебя возьмут.

А ведьма погрызет-погрызет, взглянет на Терешечку, облизнется – и опять за дело…

Летит другое стадо. Терешечка просит…
– Гуси мои, лебедята!
Возьмите меня на крылья,
Унесите к батюшке, к матушке!

А гуси-лебеди отвечают:
– Га-га, за нами летит защипанный гусенок, он тебя возьмет-донесет. А ведьме уже немного осталось: вот-вот повалится дуб.

Летит защипанный гусенок. Терешечка его просит:
– Гусь-лебедь ты мой.
Возьми меня, посади на крылышки, унеси меня к батюшке, к матушке.

Сжалился защипанный гусенок, посадил Терешечку на крылья, встрепенулся и полетел, понес его домой.

Прилетели они к избе и сели на травке.

А старуха напекла блинов – поминать Терешечку – и говорит:
– Это тебе, старичок, блин, а это мне блин.

А Терешечка под окном:
– А мне блин?

Старуха услыхала и говорит:
– Погляди-ка, старичок, кто там просит блинок?

Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обниманье!

А защипанного гусенка откормили, отпоили, на волю пустили, и стал он с тех пор широко крыльями махать, впереди стада летать да Терешечку вспоминать.

 

 


 

1.5.Театр, как особый вид искусства.

 

Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театроперныйбалетныйкукольный, театр пантомимы и др. Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёрабалетмейстера), участвуют художник-сценографкомпозиторхореограф, а также бутафорыкостюмерыгримёры, рабочие сцены, осветители.

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны

С.Я Маршак.(чтение стихотворения  «В театре для детей)

Народу-то! Народу!                                              Заговорила рыбка

Куда ни кинешь взгляд,                                      На берегу морском,

По каждому проходу                                           Все эту сказку знали –

Идёт волна ребят .                                                 О рыбке золотой,

Сажают их на стулья                                             Но тихо было в зале,

И просят не шуметь,                                             Как будто он пустой.

Но вдруг погасли лампы,                                    Так звонко рукоплещет

Настала тишина,                                                     Полутысячи ребят.

И впереди за рампой

Раздвинулась стена.                                             Но вот пустеет дом,

И увидали дети                                                      И только раздевалка

Над морем облака                                                Кипит ещё котлом.

Растянутые сети,                                                    Шумит волна живая,

Избушку рыбака.                                                   Бежит по всей Москве,

Внизу запела скрипка                                           Где ветер, и трамваи,

Пискливым колоском -                                         И солнце в синеве.

 

1.6 Определение понятия «театр».

 

Театр-это искусство представления драматических произведений на сцене, само такое представление.

Театр - зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения (драматический, оперный театр).

Театр – совокупность драматических произведений какого-нибудь писателя или направления, школы. (театр Островского). (Универсальный словарь по русскому языку).

Теа́тр ( θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературымузыкихореографиивокалаизобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

1.7. История театра.

 

Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только общие усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.

На ранних стадиях развития театра — в народных празднествах — пениетанец, музыка и драматическое действие существовали в неразрывном единстве; в процессе дальнейшего развития и профессионализации театр утратил свой первоначальный синтетизм, образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный, а также смешанные формы.

Античный театр. Древнегреческий театр родился из мистерий, посвященных богам-покровителям земледелия, в первую очередь Дионису: в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально — «песнь козлов». Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора. Декламатор, которого в VI веке до н. э. называли «гипокритом» («ответчиком» или «комментатором»), мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры. Позже Эсхил добавил к хору второго актёра-декламатора, а Софоклтретьего, — в V веке до н. э. «гипокриты» уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате — преобразование хора сатиров в драму.

Греческий театр. В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках и на котурнахДекораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актёра считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).

Знаменитые драматурги того времени: ЭсхилСофоклЕврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида. До нас дошли многие пьесы древнегреческих авторов, несколько пьес об Ипполите, трагедия Эсхила «Прометей прикованный», несколько пьес об Электре, трилогия «Орестея» и другие. В Греции между драматургами проводились соревнования (агон), при выборе победителя учитывалось мнение публики.

Европейский театр. Английский средневековый театр, гравюра XIX в. После падения Римской империи античный театр был забыт: ранние идеологи христианства осуждали лицедейство, и не только актёры, музыканты и «плясуны», но и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин. Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб. К языческим крестьянским праздникам и связанным с ними традиционным играм восходит искусство средневековых гистрионов — бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцами, и рассказчиками, и дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах. К искусству гистрионов восходит фарс, ставший неизменной составной частью городских мистериальных представлений.

 

1.8. Виды театров.

 

Драматический театр. В отличие от других видов сценического искусства, спектакль в драматическом театре основывается на инсценированном литературном произведении (пьесе) — предполагающем импровизацию или заранее подготовленную постановку. Для артиста драматического театра основным средством выразительности, наряду с физическими действиями, является речь, сценический костюм, грим; вместе с тем драматический театр — искусство синтетическое: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму. Важную роль в драматическом театре играет режиссёр, который на основе собственной интерпретации литературного произведения руководит работой всего коллектива, а также редактирует пьесу.

Опера. Сценический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой; в опере нередко присутствует и танец. Зародилась она в Италии на рубеже 16-17 веков. Существуют такие жанры, как большая операкомическая опера (opera-buffa в Италии, opéra-comique во Франции, Singspiel в Германии, Тонадилья в Испании, балладная опера в Англии), романтическая операопера-балет и др. Жанр комической оперы повлиял в ХХ веке на формирование таких жанров, как опереттамюзикл, музыкальная комедия.Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах. Оперное произведение — это род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении. Опера представляет собой ансамбль сольных эпизодов — арийдуэтовтриоквартетовариозоречитативов, а также ансамблейхоров, балетных сцен и подразделяется на акты и картинысцены и номера; в начале оперы перед актами бывает пролог, а в конце — эпилог. Большая роль в опере принадлежит оркестру.

Балет. Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. В балете есть три основные позиции: солистыкордебалет (представляющих группу танцовщиков) и музыканты (оркестр). Основу балета составляет какое-либо литературное произведение, по которому пишется либретто. Автор перерабатывает произведение, внося в него некоторые редактирования, не нарушая смысла и сохраняя основных героев, композитор пишет музыку на которую затем балетмейстер-постановщик ставит танцы. В балете есть основные виды танцаклассические танцы и характерный танец, а также пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их разговор между собой.

Театр кукол. Одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и немультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами). Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.

Пантомима. Искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела без использования слов. Пантомима зародилась в Древней Греции, где была частью репертуара мимов. В Древнем Риме в эпоху Августа стала полноценным театральным жанром. В средневековье церковь запрещала пантомиму, но странствующие актёры продолжали использовать элементы из неё. Комедия дель арте включала в себя бессловесные интермедии. Пантомима была важным элементом арлекинады, комических пьесок, где главным действующим лицом был Арлекин. Во Франции арлекинада стала любимым жанром балаганного театра. В 1702 году пантомима в виде театрализованного балета была поставлена в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. В XVIII веке в театре в качестве интермедий в антрактах трагедий и комедий ставили пантомиму. Пантомима бывает танцевальная, классическая, акробатическая, эксцентрическая, в начале ХХ века появилась драматическая пантомима.

Мюзикл. Вид музыкального театра, где соединяются диалогипеснимузыкатанцы. Чтобы сыграть в спектакль, нужно написать пьесуСюжет в основном берется из известных литературных произведений мировой драматургиии реализуется режиссёром-постановщиком, балетмейстером, специалистами по пению, постановщиками спецэффектов и др. По форме мюзикл представляет собой, как правило, двухактный спектакль. Постановка вокала или пластики отличается от классического музыкального жанраголоса не должны звучать «по-оперному», а танец — выглядеть «балетным». Речьмимика, пластика, танец должны быть в одной линии сценического поведения.

Мюзикл зародился в США в начале XX века и долгое время являлся чисто американским видом музыкально-сценического представления.

Оперетта. Вид музыкального театра, в переводе с итальянского означает «маленькая опера». Опереточная школа зародилась в Вене (Австрия) в 60-е годы XIX века.

1.9.Мир театральных  кукол.

 

Теа́тр ку́кол — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными и плоскими куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами.

Среди театров кукол различают три основных типа:

1.    Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

2.    Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

3.    Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри (актёр-кукловод находится внутри кукол больших размеров).

4.    К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или объёмных кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки (они управляются сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами), перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно-временного искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.

Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём, одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временного искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.

Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными богами. Упоминание об игровых куклах встречаются у ГеродотаКсенофонтаАристотеляГорацияМарка АврелияАпулея. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)

Народные кукольные театры Древнего Рима родственны древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.

 

1.10.Виды театров кукол

 

Кукла-марионетка. Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2—3 метров.

Различие в формах представлений обуславливается, чаще всего, национальными традициями страны; задачами, которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

Для искусства кукольного театра характерны: способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания и образная нарицательность. Это определяет включение в репертуар театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии — героико-патетических представлений.

Вертеп (театр). Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Театры кукол Северо-Восточной Азии. Во Вьетнаме с древних времён существует Театр кукол на воде.

1.11. Виды кукол.

·         Марионетка (в том числе штоковая) — кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.

·         Петрушечная (перчаточная) кукла — персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.

·         Кукла на вертикальном гапите — гапит закреплен вертикально, голова куклы изготавливается теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.

·         Кукла на горизонтальном гапите — гапит закреплен горизонтально.

·         Гапитно-тростевая кукла

·         Кукла на тростях — получила своё название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.

·         Пятачковая кукла

·         Вертепная — небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица - только намечены.

·         Планшетная (выводная) кукла — театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.

·         Мимирующая — применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.

·         Кукла театра теней (в том числе яванская) — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.

·         Ростовая кукла

·         Тантамареска — это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

 


Основная часть.

 I I.Глава вторая. Практическая часть.

 

2.1. Изготовление сцены.

 

         Для изготовления сцены кукольного театра мы использовали коробку от большого телевизора. Нам понадобились следующие инструменты:

·        Карандаш простой.

·        Линейка.

·        Рулетка.

·        Скотч.

·        Ножницы.

·        Канцелярский нож.

·        Самоклеящаяся бумага.

·        Ткань.

·        Нитки.

·        Проволока.

·        Швейная машинка.

 

Технологическая карта изготовления сцены для кукольного театра. (Приложение 4)

 

 п/п

Наименование операции

Инструменты и приспособления

Время на операцию

1

Разметить заготовку.

Карандаш простой, линейка, рулетка.

15 мин

2

Вырезать заготовку  по контуру.

Канцелярский нож

15 мин

3

Обклеить заготовку самоклеящейся бумагой

Ножницы,самоклеящаяся бумага.

25 мин

4

Разметить занавеску на ткани.

Карандаш.

5 мин

5

Вырезать заготовку занавесок из ткани.

Ножницы.

10 мин

6

Подшить занавески, вдеть проволоку

Швейная машинка, нитки, проволока

25 мин

7

Прикрепить проволоку на сцене для кукольного театра.

5 мин

 

Чтобы выступление было ярким и интересным, были изготовлены декорации:

·        Дуб.

·        Печь.

·        Лодка.

·        Камыш.

·        Лопата.

·        Кувшин.

 

 

2.2. Изготовление кукол.

 

На уроках изобразительного искусства ребятам было дано задание нарисовать перчаточную куклу, на основе изученного материала. (Приложение5)

 

Для изготовления кукол понадобились следующие материалы и приспособления:

·        Игла.

·        Нитки.

·        Ткань (лоскуты различных цветов).

·        Синтепон.

·        Швейная машина.

·        Мех.

·        Карандаш.

·        Линейка.

·        Бумага.

·        Портновские булавки.

·        Пуговицы.

 

Технологическая карта изготовления куклы. (Приложение 5).

 

 п/п

Наименование операции

Инструменты и приспособления

Время на операцию

1

Разметка выкройки на бумаге.

Линейка, бумага, карандаш.

20 мин

2

Вырезать выкройку  по контуру.

Ножницы.

15 мин

3

Перенести линии на ткань

Карандаш.

25 мин

4

Вырезать по контуру детали куклы из ткани.

Ножницы.

10 мин

5

Сшить детали между собой, прострочить на швейной машинке.

Нитки, иголка, швейная машинка, ножницы.

20 мин

6

Набить голову куклы синтипоном.

15 мин

7

Пришить пуговицы на месте глаз.

Игла, нитки, пуговицы.

5 мин

 

2.3. Подготовка к выступлению.

 

 I. Знакомство  с русской народной сказкой «Терёшечка» на уроке литературного чтения на родном русском языке.

II. Анализ сказки, обсуждение характера героев. (Приложение 7)

III. Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Терёшечка»

IV. Чтение в лицах.

V. Распределение ролей для выступления.

VI. Репетиции сказки с куклами.

 

2.4. Выступление на Фестивале родного языка.

 

Выступление состоялось 14 февраля 2020 года в МБОУ «Самофаловская СШ» на Фестивале родного языка.

 

 

 

 


 

Заключение

Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол – особый вид театрального представления, в котором вместе актёров действуют куклы, а сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда. Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа. В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна. Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Театральные куклы существуют с античных времён, и дают реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Все дети любят спектакли с куклами. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами.

Наши театральные куклы – особенные, сделанные своими руками. В отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, театральная постановка не только реально видима, но и материально ощутима, присутствует рядом, её можно потрогать. Играя с куклами за ширмой, даже самый застенчивый из нас почувствовал себя более свободным и уверенным.

С помощью родителей нам удалось изготовить интересных кукол-персонажей.  Театральное представление с нашими героями мы показали на Фестивале родного языка, чем заинтересовали наших сверстников. Это значит, что гипотеза подтвердилась и цель нашего проекта - достигнута.

В процессе работы над спектаклем мы учились согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Мы показали пример дружбы, отзывчивости, находчивости, храбрости. Играя в спектакле, мы перевоплощались в различные образы, учились выражать свои чувства в слове, интонации.

 

Список использованных источников информации

1.     Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М.

2.     Афанасьев А.Н.Сборник «Народные русские сказки»

3.     Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.

4.     Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.

5.     Электронная Интернет-энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org/wik

6.     http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)

7.     http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)

8.     http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самофаловская средняя школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самофаловская средняя школа»

Введение …………………………………………………………………………

Введение …………………………………………………………………………

Введение 21 февраля в 2020 году отмечается

Введение 21 февраля в 2020 году отмечается

Мы считаем нашу тему и идею актуальной, ведь мы выявили , что в 21 веке, где все насыщено компьютерной техникой и всевозможными гаджетами, большинство детей…

Мы считаем нашу тему и идею актуальной, ведь мы выявили , что в 21 веке, где все насыщено компьютерной техникой и всевозможными гаджетами, большинство детей…

Основная часть. I .Глава первая

Основная часть. I .Глава первая

Эрна Васильевна Померанцева выделяла четыре основные группы сказок: · о животных (имевших первоначально производственное и магическое значение в охотничьем быту); · волшебные (большинство которых вышло…

Эрна Васильевна Померанцева выделяла четыре основные группы сказок: · о животных (имевших первоначально производственное и магическое значение в охотничьем быту); · волшебные (большинство которых вышло…

Баба-Яга » · « Бычок — смоляной бочок », · «

Баба-Яга » · « Бычок — смоляной бочок », · «

Терешечка обознался и подплыл к бережку

Терешечка обознался и подплыл к бережку

Возьмите меня на крылья, Унесите к батюшке, к матушке!

Возьмите меня на крылья, Унесите к батюшке, к матушке!

Театр, как особый вид искусства

Театр, как особый вид искусства

Театр – совокупность драматических произведений какого-нибудь писателя или направления, школы

Театр – совокупность драматических произведений какого-нибудь писателя или направления, школы

Софокл третьего, — в V веке до н

Софокл третьего, — в V веке до н

Для артиста драматического театра основным средством выразительности, наряду с физическими действиями, является речь, сценический костюм, грим; вместе с тем драматический театр — искусство синтетическое: он…

Для артиста драматического театра основным средством выразительности, наряду с физическими действиями, является речь, сценический костюм, грим; вместе с тем драматический театр — искусство синтетическое: он…

Театр кукол . Одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и немультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и телевидения

Театр кукол . Одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и немультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и телевидения

Речь , мимика , пластика, танец должны быть в одной линии сценического поведения

Речь , мимика , пластика, танец должны быть в одной линии сценического поведения

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой…

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой…

Виды театров кукол Кукла-марионетка

Виды театров кукол Кукла-марионетка

Кукла на тростях — получила своё название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы

Кукла на тростях — получила своё название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы

Основная часть. I I .Глава вторая

Основная часть. I I .Глава вторая

Подшить занавески, вдеть проволоку

Подшить занавески, вдеть проволоку

Разметка выкройки на бумаге.

Разметка выкройки на бумаге.

Заключение Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол – особый вид театрального представления, в котором вместе актёров действуют куклы, а сказки – самые древние…

Заключение Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол – особый вид театрального представления, в котором вместе актёров действуют куклы, а сказки – самые древние…

Список использованных источников информации 1

Список использованных источников информации 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2020