Пояснительная записка.
Кузьмина Ирина Николаевна
учитель географии
высшей квалификационной категории
МКОУ «Ленинская СОШ №1»
Ленинского муниципального района
Волгоградской области.
Тема урока: «Население Северной Америки». 7 класс.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, практический, анализирующий, репродуктивный.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цели: создать условия для формирования представлений о коренном и пришлом населении Северной Америки, о неповторимости географии материка.
Ожидаемый результат:
Предметные:
· смогут сформировать представление о коренном и пришлом населении Северной Америки;
· определять по картам, плотность и размещение населения на материке, природные ресурсы, отрасли промышленности;
· показывать по картам атласа крупные города Северной Америки.
Метапредметные:
Познавательные:
· Смогут находить в учебнике достоверную информацию;
· анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать;
· делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные:
· Определять цель, проблему в учебной деятельности;
· Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;
Коммуникативные:
· Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
Личностные:
· Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.
План урока
I. Организационный.
II. Контрольно – оценочный.
III. Целепологание и мотивация.
IV. Организационно - деятельностный.
V. Домашнее задание.
VI. Рефлексивно – оценочный.
Оборудование: учебник под редакцией О.А.Климановой. География. Страноведение.7 класс Дрофа Москва 2019г., мультимедийный проектор с экраном; интерактивная доска; презентации «Население Северной Америки», настенные карты «Физическая карта Северной Америки», «Экономическая карта Северной Америки, «Народы и плотность населения мира», настенная к/к; карточки-задания для групп, раздаточный материал для индивидуальной работы, ноутбук, электронное интерактивное приложение. Повторение и контроль знаний. География 6-7 класс, учебное пособие - диск «Образовательная коллекция. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны», аудиозапись.
Население Северной Америки.Предметные: · смогут сформировать представление о коренном и пришлом населении Северной Америки; · определять по картам, плотность и размещение населения на материке; · показывать и описывать по картам атласа крупнейшие страны, их столицы и крупные города Северной Америки. Метапредметные: Познавательные: · Смогут находить в учебнике достоверную информацию; · анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать; · делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: · Определять цель, проблему в учебной деятельности;
· Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;
Коммуникативные:
· Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
Личностные:
· Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.
Оборудование: учебник под редакцией О.А.Климановой. География. Страноведение.7 класс Дрофа Москва 2019г., мультимедийный проектор с экраном; интерактивная доска; презентации «Население Северной Америки», настенные карты «Физическая карта Северной Америки», «Экономическая карта Северной Америки, «Народы и плотность населения мира», настенная к/к; карточки-задания для групп, раздаточный материал для индивидуальной работы, ноутбук, электронное интерактивное приложение. Повторение и контроль знаний. География 6-7 класс, учебное пособие - диск «Образовательная коллекция. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны», аудиозапись.
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. |
|
Деятельность учителя Цель: 1. организовать рабочее пространство обучающихся; 2. создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания на уроке. Дидактическая задача: настрой обучающихся на работу Метод: словесный Форма организации деятельности: фронтальная Приветствие. Проверка отсутствующих, состояния класса и готовности учеников к уроку. Собранность, доброжелательность. Определение целей и задач урока в совместной деятельности учителя и обучающихся. Определение алгоритма работы на данном уроке.
|
Деятельность обучающихся Цель ученика: самоконтроль и выработка сознательной дисциплины.
Дежурные называют отсутствующих, приветствуют учителя. Включение всех учащихся в деловой ритм.
|
Создание проблемной ситуации |
|
Деятельность учителя Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление: - Скажите, с чем у вас ассоциируется Северная Америка? |
Деятельность обучающихся - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. |
Целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; |
|
Деятельность учителя Цель: 1. проверить знания учащихся по теме: «Природные зоны Северной Америки»; 2. актуализировать опорные знания, систематизировать изученный материал; 3. организовать работу в группах. Дидактическая задача: усовершенствование знаний, умений и навыков, полученных на предыдущем уроке и контроль уровня усвоения изученного материала. Метод: репродуктивный, частично-поисковый, словесный. Форма организации деятельности: групповая. Мотивировать учащихся на работу. Опрос по домашнему заданию. На столах учащихся находятся задания, различные по уровню сложности. Учитель предлагает приступить к работе, комментирует дальнейшие действия. 1 группа. Блиц-опрос (для самых слабых учащихся). Пример: «К какой ПЗ относятся следующие представители: олени карибу, полярные волки?». 2 группа. Работает по карточкам-заданиям, в предложениях которых нужно найти ошибку и дать правильный ответ. Пример: «В американской тайге растет много видов деревьев, таких как каштан, бук, ясень, дуб». 3 группа. Определяет ПЗ по их краткому описанию, показывает на карте и сообщает о них. Пример: «Кроме мхов и лишайников, здесь растут осоки. На лишайниковых пастбищах кормятся стада оленей карибу». 4 группа. Использует для ответа интерактивную карту Северной Америки, правильно распределяет растительный и животный мир по ПЗ и моделирует данное задание на настенной к/к, комментируя свои действия. Учитель начинает работать с одной из групп, постепенно переходя к каждой последующей. Подведение итогов по проверке домашнего задания. Молодцы, вы хорошо владеете изученным материалом. Физкультминутка. Предупреждение утомления и переутомления. |
Деятельность обучающихся Цель учащихся: 1. определить свое место в группе, научиться работать совместно, участвовать в учебном диалоге; 2. выявить степень осознанного усвоения изученного материала; 3. развивать коммуникативные способности в процессе групповой работы, учебных действий.
Учащиеся каждой группы знакомятся с заданием и отвечают на поставленные вопросы; работают по картам атласа, настенным картам и карточкам-заданиям для группы.
Гимнастика для глаз. Снятие усталости.
|
«Открытие» нового знания. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; |
|
Деятельность учителя Цель: 1. сформировать представление о населении Северной Америки, размещении и плотности населения по материку; 2. развивать умения самостоятельной работы с картами атласа; объяснять и анализировать полученную информацию. Дидактическая задача: познакомить учащихся с видами учебно-познавательной деятельности основного этапа урока и на основе знаний выработать умения. Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Форма организации деятельности: фронтальная, работа в парах. Организация внимания. http://fcior.edu.ru/card/22283/regionalnye-razlichiya-v-plotnosti-naseleniya-materikov-regionov-i-stran-kontrolnye-zadaniya.html Учитель сообщает тему урока и с помощью вопросов определяет с учащимися возможные проблемные зоны данной темы. Слово учителя. Объясняет материал с использованием карт «Народы и плотность населения мира», «Политической карты Северной Америки» и презентации, учеников, которые играют роль коренных жителей Северной Америки. В процессе общения необходимо достичь взаимопонимания с местными жителями. |
Деятельность обучающихся Цель учащихся: 1. осознанно усвоить новые знания; 2. научиться, самостоятельно работать с различными источниками информации, овладеть приемами работы с дидактическим материалом, с к/к, с карточками-заданиями. Ученики формируют цель урока самостоятельно или с помощью учителя.
Обучающиеся слушают учителя, просматривают презентацию о коренном и современном населении Северной Америки, работают по атласам. По жестам и мимике коренных жителей устанавливают районы их проживания на материке, определяют их принадлежность к экваториальной, монголоидной и европеоидной расам.
|
Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
|
Деятельность учителя Цель: первичная проверка понимания изученного материала. Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление неверных представлений. Учитель дает задание. Постройте логическую схему, отражающую особенности населения материка. Работа по к/к. Нанести на к/к страны и крупнейшие города Северной Америки. Взаимоконтроль выполненной работы Самые многочисленные народы мира. Практические задания http://fcior.edu.ru/card/22342/samye-mnogochislennye-narody-mira-prakticheskie-zadaniya.html |
Деятельность обучающихся Работают в тетрадях, заполняют схему. Для работы используют рисунки 127 и 128 на стр. 233-234 учебника. Работают по к/к. Проверка в парах. Обсуждение уровня полученных знаний по данным критериям: низкий уровень: записывают информацию в тетрадь, неактивны; средний уровень: участвуют в объяснении учителя новой темы, отвечают на элементарные вопросы по теме; высокий уровень: участвуют в объяснении учителя новой темы, сопоставляют и анализируют карты, высказывают свое мнение. |
Деятельность учителя Цель: закрепить полученные на уроке знания и сформировать умения обучающихся на практике. Дидактическая задача: выявить уровень усвоения материала. Метод: частично-поисковый, словесный. Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная. Цель: рефлексивно-оценочный. http://fcior.edu.ru/card/22342/samye-mnogochislennye-narody-mira-prakticheskie-zadaniya.html Работа с картами атласа, учебником по заданиям для каждой группы. Пример: На основе различных источников информации подготовьте необычную визитную карточку стран (США, Канады, Мексики, Кубы). Тестовый контроль по закреплению нового материала. 1.Потомки древних индейцев цивилизаций ацтеков и майя живут в городах на территории: 1.Канады, 2.США, 3.Мексики, 4.Кубы 2.Укажите коренную нацию материка Северная Америка: 1.американцы, 2.индейцы, 3.мексиканцы, 4.канадцы. 3.Какой город является столицей США? 1.Нью-Йорк, 2.Лос-Анджелес, 3.Оттава, 4.Вашингтон. 4.Тип жилища, в котором живут эскимосы называют: 1.юрта, 2.вигвам, 3.иглу 5.В какой стране Северной Америки 2 государственных языка – английский и французский? 1.вСША, 2.в Канаде, 3. В Мексике. Подведение итогов урока. Какая цель была поставлена в начале урока? Как вы думаете, достигли цели или нет? |
Деятельность обучающихся Цель ученика: обобщить знания, полученные на уроке. Учащиеся работают с картами атласа, дополнительной литературой, отвечают на вопросы. Выполняют тестовое задание в тетрадях.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Обучающиеся отвечают на вопросы.
|
Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. |
|
Домашнее задание |
|
Деятельность учителя Цель этапа: побуждать учащихся к активной деятельности, отследить процесс усвоения изученного материала; получение уч-ся д/з и объяснение его выполнения. Дидактическая задача: закрепление знаний полученных на уроке, формирование умений работы с различными источниками информации. Метод: словесный. Форма организации деятельности: фронтальная. Учитель дает домашнее задание и комментирует его. Д/З §47. Репродуктивный уровень. Ответить на вопросы параграфа. Подготовить дополнительный материал по странам С.А. http://fcior.edu.ru/card/22466/zhile-odna-iz-glavnyh-potrebnostey-cheloveka-prakticheskie-zadaniya.html Конструктивный уровень. Ответить на вопрос: «Какие районы Северной Америки наиболее благоприятны для жизни и х/д человека». Сверьте ваш прогноз с картой плотности населения. Обоснуйте свою точку зрения. Творческий уровень. Представьте себе, что кто-то из Вас корреспондент крупной газеты. И вам посчастливилось побывать в одной из стран Северной Америки. О чем бы Вы взяли интервью у местных жителей? Работу представьте в виде эссе. |
Деятельность обучающихся Цель ученика: закрепить изученный материал. Записывают домашнее задание в дневники и задают вопросы, если они появятся. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.