Методическая разработка урока по химии 8 класс "Реакции обмена между ионами"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Реакции обмена между ионами"

Оценка 4.7
docx
химия
02.02.2020
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Реакции обмена между ионами"
Конспект урока с использованием технологии критического мышления и деятельностного подхода.
Методическая разработка урока по химии 8 класс Реакции обмена между ионами.docx

Тема урока: «Реакции обмена между ионами»

Тип урока: Изучения нового материала и первичное закрепление.

Лучинская Вера Максимовна, учитель биологии и химии, МОУ «Правохеттинская СОШ»

Класс: 8

Девиз урока: «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда- попробуйте еще»

 (Д.И. Менделеев)

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цель урока: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Реакции ионного обмена»

Задачи:

1.      Образовательная: сформировать представление о реакциях ионного обмена на основе знаний, полученных при изучении предыдущих тем ( ЭДС, электролиты, ионы, типы реакций – обмена).

2.      Развивающая: продолжить формирование умение самостоятельно приобретать, применять знания и умения в новой ситуации.

3.      Воспитательная: формировать личностные умение ставить цель, составлять план действий, выделять главное; формировать культуру умственного труда, коммуникативные качества личности, повышать мотивацию к получению соответствующих знаний по предмету, создавать условия для личностного самоопределения.  

Методические приемы: словесный, фронтальный, работа в группах, работа с учебником- поиск информации, проблемно- поисковый, практический- выполнение лабораторного опыта, презентация к уроку. 

Методы реализуются через технологию критического мышления, проблемного обучения, деятельностный подход.  

Форма проведения: открытие новых знаний.

Структура урока построена в соответствии:

А) что я знаю --- что хочу узнать ---- узнал на уроке

Б) вызов ----- осмысление ---- рефлексия. (ТКМ)

Оборудование урока: учебник Химия – 8 класс, ПСХ элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, вещества: соляная кислота, серная кислота, нитрат аммония, хлорид бария, сульфат меди, гидроксид натрия, фенолфталеин, карбонат натрия, сульфит натрия, компьютер, интерактивная доска, маршрутные листы, оценочный лист обратной связи.  

Основные термины и понятия урока: электролитическая диссоциация веществ, электролиты слабые, сильные, не электролиты, ионы: катионы, анионы, кислоты, соли, основания, реакции обмена, обратимые, необратимые реакции.

Ход урока

№ пп

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.

Организационный. Настрой на учебный процесс

 

Приветствие учащихся.

Стали ровно, повернулись и друг другу улыбнулись.

 

Приветствуют учителя, приветствуют ребят своей группы. На партах для работы маршрутный лист, лист обратной связи.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

 

II.

А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

Вызов.

Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы урока

 

 

Учитель выводит слайд №1 с эпиграфом. Читает эпиграф.  Выберите ключевые слова этого высказывания. Смотрите, эти слова идут последовательно, что они значат?

Вывод: если хочешь чего-то достичь – нужно трудится и сегодняшний урок не исключение. И в конце урока мы оценим свой труд и свой успех.

Напомните с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

При изучении темы «Электролитическая диссоциация веществ» мы познакомились с процессами и понятиями, которые раскрывают сущность электролитов. Тема урока тесно связана с предыдущими темами.

Слайд 2.  Набор конфет.

Вы удивлены? А как сделать так, чтобы в каждой группе были одинаковые конфеты?  

Какое ключевое слово помогло решить проблему?

Учитель: то есть, произошел обмен. Выводит слайд №3.

«…. обмена ….»  Как вы думаете каких слов здесь не хватает? Эти слова нужно взять с предыдущей темы урока.

Учитель проводит актуализацию знаний через логическую цепочку.

Как мы записывали ЭДС электролитов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем сегодня на уроке еще можно обменятся? Учитель обращает внимание на слайд и просит определить тему урока. Корректирует тему выводит на слайд: «Реакции обмена между ионами» Учитель просит учащихся отметить в тетрадях свои чувства и оценить свою работу и свои знания по предыдущим темам.

В маршрутном листе заполните таблицу

Выделяют слова: труд, успех, неудача.

Ребята говорят, что труд обязательно приведет к успеху, а если не трудиться, то постигнет неудача. 

 

 

 

 

 

 

 

Называют тему «Электролитическая диссоциация веществ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На партах в группах чашки Петри с конфетами. Выясняют, что в каждой группе конфеты разные. ???

 

 

 

 

 

 

Нужно с каждой группой обменяться конфетами.

Отмечают: ОБМЕНЯТСЯ

 

 

 

Ученики с каждой группы по одному включаются в логическую цепочку, внимательно слушая, что говорит ученик и продолжает в соответствии логики:

ЭДС – электролиты-не электролиты- слабые – сильные – ионы- катионы- анионы- кислоты- соли – основания.(приводят примеры).

Делают пометки в тетрадях. (смайлики чувств; + все в цепочке, - выдерживал паузу; + - не полный ответ).

Успех- неуспех.

В виде реакции: электролит  – ионы. 

Отмечают: ИОНАМИ.

Проговаривают тему урока «Реакции обмена между ионами»

 

 

 

Заполняют таблицу, которая в маршрутном листе; колонку

Что я знаю, для применения этих знаний при изучении новой темы.

 Что я хочу узнать? (как записываются реакции ИО)

Познавательные: через мотивацию учебной деятельности; умеют слушать.

Личностные:

умение слышать, вступать в логическое рассуждения,

Коммуникативные: поддерживать структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме.

Предметные:

Знание основных понятий и процессов тем, которые позволят понять и раскрыть цель и доказать проблему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Выражают свои мысли, структурируют найденную информацию; создают устные и письменные высказывания; устанавливают причинно-следственную связь между ионами. 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание через актуализацию знаний и постановки учебной проблемы через определение темы урока.

(обратная связь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация

(на обратную  связь)

 

 

 

 

 

 

 

Осмысление

(получение новой информации и работа с ней)

 

 

 

 

 

Учащиеся получают информацию, работают с ней, осмысливают, анализируют, оценивают свои знания для решения проблемы и освоение новых знаний.

(реализуются метапредметные УД)

 

 

 

 

 

Систематизация

нового материала, анализ новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте подумаем: какие же реакции можно назвать РИО? все ли реакции обмена будут реакциями ионного обмена; как можно узнать реакцию ИО?

Учитель пышет на доске реакцию между оксидом меди и соляной кислотой.  

 

Учитель просит определить цель урока и построить план действий.

Учитель корректирует работу.

 

 

 

 

Учитель мотивирует на обратную связь Учитель – ученик-ученики.  

Каждая группа знакомится с заданием с текстом параграфа *38.

 

Учитель координирует деятельность учеников.

Удерживать интерес учащихся к освоению данной темы, подчеркивая связь предыдущего  и нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает озвучить результаты практической деятельности в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой вывод можно сделать по признакам? 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как записать реакцию ИО?

Учитель  на ИА доске проецирует  слайд №4 «Алгоритм записи РИО» «Признаки РИО»

 

 

Мнение расходятся. Снова вспоминают вещества – электролиты.

Анализируют реакцию и делают вывод, что оксид меди не является электролитом, значит эта реакция не относится к РИО.

Ставят проблему: выявить признаки РИО и  доказать , что не все реакции обмена являются реакциями ионного обмена. Как записывать РИО. Составить алгоритм записи РИО.

Выявить и доказать признаки, через проведение практического эксперимента. .

Записывают цель урока и проблему,

 

Озвучивают правила ТБ, как обращаться с химическими веществами.

 

 

 

Работают в группах. (4 группы)

 На столах лист- инструкция.

1.Вещества: хлорид бария, серная кислота.

2. Сульфит натрия, соляная кислота.

3. Гидроксид натрия, соляная кислота.

4. Хлорид натрия, нитрат бария.

Работают с информацией учебника, записывают реакции в тетрадь; систематизируют знания в виде последовательности записи реакций:

А) молекулярное

Б) ионное (используя таблицу растворимости); вещества электролиты записывают в виде ионов.

В) сокращенное ионное.

Общаются в группе. Обсуждают, анализируют.

Представители с групп озвучивают свои результаты, последовательность действий.

В 1-й группе признак реакции – выпал осадок;

2-й группе признак выделение газа;

3-й группе признак исчезновение малиновой окраски, результат – малодиссоциирующее вещество- вода;

4-й группе признаков нет, реакция обратимая.

Ученики:

Реакции ионного обмена можно определить по признакам: а) выпадает осадок; б) выделение газа; в) образование воды (малодиссоциирующего вещества).

Пытаются проговорить алгоритм записи РИО.

Сравнивают, дописывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: умение определять цель, проблему, что известно, что неизвестно.

Коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении проблемы, цели и плана действий.

Личностные:

умение анализировать, слушать, поддерживать правильное решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Поиск информации для реализации цели и решения проблемы; анализ с целью выделения признаков реакции; синтез целого из частного; построение логической цепочки рассуждений, доказательство  признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные:

Работа с информацией, сравнение, анализ;

структурирование знаний;

построение речевого высказывания в устной и письменной формах;

умение решать проблему применяя новую информацию.

Личностные: умение анализировать, рассуждать, доказывать.

Коммуникативные:

раскрытие социальной компетентности и учет позиции других участников в коллективном обсуждении.

Предметные:

определение реакций ИО; признаки реакций, записывать РИО.

Познавательные:

 

 

 

 

 

 

 

В)

Обмен мнениями (закрепление, коррекция знаний)

Через обратную связь.

 

 

 

Учитель предлагает группам выполнить задание с обменными признаками для РИО.

1-я: Гидроксид бария и соляная кислота;

2-я: Хлорид натрия и нитрат серебра;

3-я: Сульфид натрия и соляная кислота;

4-я: Хлорид железа (III) и гидроксид натрия.

После выполнения комментируют.

Личностные:

умение слушать, сопоставлять, делать выводы о своей деятельности.

 Коммуникативные:

учебное сотрудничество учитель ученик- ученики- учитель реализуя обратную связь; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

IV

А)

Рефлексия 

(оценивание своей работы; выражение своих чувств в приобретении новых знаний)

 

Учитель предлагает вернуться к таблице, которую частично заполнили в начале урока Что я знаю.

 Что я хочу узнать.

Возвращаются к таблице и заполняют третью колонку.

Что я узнал.

С каждой группы озвучивают записи в третьей колонке. ( определение реакций РИО; признаки РИО; алгоритм записи РИО)

Регулятивные:

коррекция, внесение необходимых дополнений в освоении знаний, в случае расхождения ожидаемого результата;

оценка усвоенных знаний и что еще подлежит усвоить.

Реализация обратной связи.

 

Б)

Выражение чувств и эмоций на уроке.

Учитель выводит на экран слайд №5 где написано слово ИДЕАЛ и просит учеников выразить свои чувства словами которые начинаются буквами.

Объединяет действия на уроке выражающие знания через методы критического мышления.

 

 

 

 

Оцените свою работу в листе обратной связи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый ученик по очереди озвучивает слово с начальной буквой предложенного вызова.

И- интересно (через решение проблемы);

Д-доказали все возможные варианты РИО;

Е-есть возможность определять РИО и реакции обратимые;

А- анализируя действия, пришел к выводу;

Л- любознательность привела к существенным показателям – к признакам РИО;

В группах было работать интересно.

На каждом этапе оценивают свои знания в листе обратной связи.  

Обратная связь ученик- учитель – ученики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

осознают насколько важно уметь применять полученные знания в новой ситуации; несут личную ответственность за полученный результат; могут проявить волевое усилие;  адекватно реагировать на трудности, если даже допущена ошибка, оценка деятельности.

 

 

 

 

В)

Инструктаж к Д/З (дифференцированное)

*38, а) упр 3 стр 234.

Б)*Составить задачу на определения массы осадка используя массы электролита с определенной массовой долей вещества.

В) упр 5 (б) стр 235.

Химия 8 кл (РУ)

А в том вам поможет Д/З. Учитель комментирует выполнение Д/З

Каждый ученик выбирает задание по уровню своих знаний.

На творческом уровне ребята выполняют задание Б, и В.

Просит учащихся вернуться к эпиграфу, который был озвучен в начале урока.

Неудача не беда – попробуйте еще раз, выполняя Д/З. 

 

Урок закончен.

Всем спасибо за работу. Угощаемся конфетами.

Ученики читают эпиграф. Если на уроке были какие-то трудности – попробуем еще раз написать и проанализировать. Неудача не беда.

 

 

 

Записывают Д/З.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

Лист- путеводитель по уроку.

1.      Актуализация знаний. Логическая цепочка по проверке знаний.

2.      Заполнить таблицу

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал

 

 

 

 

3.      В конце стадии вызова заполняют первую и вторую колонку. В конце урока на стадии рефлексии заполняется третья колонка.

4.      План реализации проблемы:

А) прочитайте текст параграфа.

Выпишите определение РИО, чем они отличаются от реакций обмена.

5.      Проведите практический эксперимент (Л.О) используя вещества в ИК. Для каждой группы отдельно.  

6.      Определите признаки реакции.

7.      Запишите уравнение реакции. В учебнике прочитайте как записываются реакции,  Работа с таблицей «Растворимость кислот, солей, оснований».

8.      Составьте алгоритм записи РИО. 

9.      Укажите признаки РИО, прослушав информацию от групп. 

10.  Сравните свои записи с образцом учителя. 

 Образец. Алгоритм записи РИО.

1.      Составьте молекулярное уравнение реакции.

2.      Расставьте коэффициенты между исходными веществами и продуктами реакции.

3.      По таблице растворимости определите растворимое вещество или нет.

4.      Если вещество растворимое, значит это электролит и записываем их в виде ионов.

5.      Индекс стоящий возле иона выносим в виде коэффициента, а коэффициент перед формулой относится к двум ионам в формуле.

6.      Сокращаем правую и левую часть уравнения. (одинаковые ионы).

7.      Выписываем те ионы,  которые остались после сокращения.

8.      Записывает сокращенное ионное уравнение, которое показывает признак РИО.

    

 

 

 

 

     Приложение №2.

Лист обратной связи  

 

Ф.И. ученика                          класс:                                  Тема:

 

№ пп

Ф.И. ученика

 

Оценка результатов (работы)

Ученик

Оценка результатов

Учитель

 

Этап Вызова

 

 

1

Знание (логическая цепочка) Если ученик поддерживал последовательность в изложении терминов и понятий с предыдущей темы ставит себе – 1балл;

Если ученик отвечал, но не поддерживал логическую цепочку -0.5 .

 

 

2.

Понимание

Запишите реакцию между оксидом натрия и серой кислотой; гидроксидом натрия и углекислым газом. Какие вещества в этой реакции будут электролитами?

Будет ли эта реакция РИО? (2 балла)

 

 

 

Этап Осмысление

 

 

3

Применение (умение находить признаки) Получают задания в группах.

Провести опыт.

Написать уравнения.

Описать признак.

Доказать какие ионы определяют признаки.(за каждое правильное уравнение 1 балл)

 

 

4

Анализ. Применение свойств электролитов. Составить план решения (записи реакций ионного обмена) (Объяснение и алгоритм

-1 балл)

 

 

5

Синтез. Озвучивают свои результаты; сопоставляют алгоритм решения реакции.

Сделайте выводы о РИО.

(2 балла)

 

 

 

Этап Рефлексии

 

 

6

Оценка.

Применение и освоение знаний на каждом этапе урока. (Итоговое оценивание)

Что я узнал?

 

 

 

Итого

 

 

 


 

Тема урока: «Реакции обмена между ионами»

Тема урока: «Реакции обмена между ионами»

А) что я знаю --- что хочу узнать ---- узнал на уроке

А) что я знаю --- что хочу узнать ---- узнал на уроке

Б Вызов. Мотивация к учебной деятельности

Б Вызов. Мотивация к учебной деятельности

Б Вызов. Мотивация к учебной деятельности

Б Вызов. Мотивация к учебной деятельности

Учитель выводит слайд №1 с эпиграфом

Учитель выводит слайд №1 с эпиграфом

III. А)

III. А)

Б)

Б)

Целеполагание через актуализацию знаний и постановки учебной проблемы через определение темы урока

Целеполагание через актуализацию знаний и постановки учебной проблемы через определение темы урока

Б) Выражение чувств и эмоций на уроке

Б) Выражение чувств и эмоций на уроке

Б) Выражение чувств и эмоций на уроке

Б) Выражение чувств и эмоций на уроке

Приложение №1. Лист- путеводитель по уроку

Приложение №1. Лист- путеводитель по уроку

Приложение №2. Лист обратной связи

Приложение №2. Лист обратной связи

Применение (умение находить признаки)

Применение (умение находить признаки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020