Тема урока: «Реакции обмена между ионами»
Тип урока: Изучения нового материала и первичное закрепление.
Лучинская Вера Максимовна, учитель биологии и химии, МОУ «Правохеттинская СОШ»
Класс: 8
Девиз урока: «Сами трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда- попробуйте еще»
(Д.И. Менделеев)
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цель урока: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Реакции ионного обмена»
Задачи:
1. Образовательная: сформировать представление о реакциях ионного обмена на основе знаний, полученных при изучении предыдущих тем ( ЭДС, электролиты, ионы, типы реакций – обмена).
2. Развивающая: продолжить формирование умение самостоятельно приобретать, применять знания и умения в новой ситуации.
3. Воспитательная: формировать личностные умение ставить цель, составлять план действий, выделять главное; формировать культуру умственного труда, коммуникативные качества личности, повышать мотивацию к получению соответствующих знаний по предмету, создавать условия для личностного самоопределения.
Методические приемы: словесный, фронтальный, работа в группах, работа с учебником- поиск информации, проблемно- поисковый, практический- выполнение лабораторного опыта, презентация к уроку.
Методы реализуются через технологию критического мышления, проблемного обучения, деятельностный подход.
Форма проведения: открытие новых знаний.
Структура урока построена в соответствии:
А) что я знаю --- что хочу узнать ---- узнал на уроке
Б) вызов ----- осмысление ---- рефлексия. (ТКМ)
Оборудование урока: учебник Химия – 8 класс, ПСХ элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, вещества: соляная кислота, серная кислота, нитрат аммония, хлорид бария, сульфат меди, гидроксид натрия, фенолфталеин, карбонат натрия, сульфит натрия, компьютер, интерактивная доска, маршрутные листы, оценочный лист обратной связи.
Основные термины и понятия урока: электролитическая диссоциация веществ, электролиты слабые, сильные, не электролиты, ионы: катионы, анионы, кислоты, соли, основания, реакции обмена, обратимые, необратимые реакции.
Ход урока
№ пп |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
I. |
Организационный. Настрой на учебный процесс
|
Приветствие учащихся. Стали ровно, повернулись и друг другу улыбнулись.
|
Приветствуют учителя, приветствуют ребят своей группы. На партах для работы маршрутный лист, лист обратной связи. |
Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
|
II. А.
Б |
Вызов. Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
Определение темы урока
|
Учитель выводит слайд №1 с эпиграфом. Читает эпиграф. Выберите ключевые слова этого высказывания. Смотрите, эти слова идут последовательно, что они значат? Вывод: если хочешь чего-то достичь – нужно трудится и сегодняшний урок не исключение. И в конце урока мы оценим свой труд и свой успех. Напомните с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? При изучении темы «Электролитическая диссоциация веществ» мы познакомились с процессами и понятиями, которые раскрывают сущность электролитов. Тема урока тесно связана с предыдущими темами. Слайд 2. Набор конфет. Вы удивлены? А как сделать так, чтобы в каждой группе были одинаковые конфеты? Какое ключевое слово помогло решить проблему? Учитель: то есть, произошел обмен. Выводит слайд №3. «…. обмена ….» Как вы думаете каких слов здесь не хватает? Эти слова нужно взять с предыдущей темы урока. Учитель проводит актуализацию знаний через логическую цепочку. Как мы записывали ЭДС электролитов?
Чем сегодня на уроке еще можно обменятся? Учитель обращает внимание на слайд и просит определить тему урока. Корректирует тему выводит на слайд: «Реакции обмена между ионами» Учитель просит учащихся отметить в тетрадях свои чувства и оценить свою работу и свои знания по предыдущим темам. В маршрутном листе заполните таблицу |
Выделяют слова: труд, успех, неудача. Ребята говорят, что труд обязательно приведет к успеху, а если не трудиться, то постигнет неудача.
Называют тему «Электролитическая диссоциация веществ»
На партах в группах чашки Петри с конфетами. Выясняют, что в каждой группе конфеты разные. ???
Нужно с каждой группой обменяться конфетами. Отмечают: ОБМЕНЯТСЯ
Ученики с каждой группы по одному включаются в логическую цепочку, внимательно слушая, что говорит ученик и продолжает в соответствии логики: ЭДС – электролиты-не электролиты- слабые – сильные – ионы- катионы- анионы- кислоты- соли – основания.(приводят примеры). Делают пометки в тетрадях. (смайлики чувств; + все в цепочке, - выдерживал паузу; + - не полный ответ). Успех- неуспех. В виде реакции: электролит – ионы. Отмечают: ИОНАМИ. Проговаривают тему урока «Реакции обмена между ионами»
Заполняют таблицу, которая в маршрутном листе; колонку Что я знаю, для применения этих знаний при изучении новой темы. Что я хочу узнать? (как записываются реакции ИО) |
Познавательные: через мотивацию учебной деятельности; умеют слушать. Личностные: умение слышать, вступать в логическое рассуждения, Коммуникативные: поддерживать структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме. Предметные: Знание основных понятий и процессов тем, которые позволят понять и раскрыть цель и доказать проблему урока.
Познавательные: Выражают свои мысли, структурируют найденную информацию; создают устные и письменные высказывания; устанавливают причинно-следственную связь между ионами.
|
В
III.
А)
Б)
|
Целеполагание через актуализацию знаний и постановки учебной проблемы через определение темы урока. (обратная связь)
Мотивация (на обратную связь)
Осмысление (получение новой информации и работа с ней)
Учащиеся получают информацию, работают с ней, осмысливают, анализируют, оценивают свои знания для решения проблемы и освоение новых знаний. (реализуются метапредметные УД)
Систематизация нового материала, анализ новых знаний.
|
Давайте подумаем: какие же реакции можно назвать РИО? все ли реакции обмена будут реакциями ионного обмена; как можно узнать реакцию ИО? Учитель пышет на доске реакцию между оксидом меди и соляной кислотой.
Учитель просит определить цель урока и построить план действий. Учитель корректирует работу.
Учитель мотивирует на обратную связь Учитель – ученик-ученики. Каждая группа знакомится с заданием с текстом параграфа *38.
Учитель координирует деятельность учеников. Удерживать интерес учащихся к освоению данной темы, подчеркивая связь предыдущего и нового знания.
Учитель предлагает озвучить результаты практической деятельности в группах
Какой вывод можно сделать по признакам?
Как записать реакцию ИО? Учитель на ИА доске проецирует слайд №4 «Алгоритм записи РИО» «Признаки РИО»
|
Мнение расходятся. Снова вспоминают вещества – электролиты. Анализируют реакцию и делают вывод, что оксид меди не является электролитом, значит эта реакция не относится к РИО. Ставят проблему: выявить признаки РИО и доказать , что не все реакции обмена являются реакциями ионного обмена. Как записывать РИО. Составить алгоритм записи РИО. Выявить и доказать признаки, через проведение практического эксперимента. . Записывают цель урока и проблему,
Озвучивают правила ТБ, как обращаться с химическими веществами.
Работают в группах. (4 группы) На столах лист- инструкция. 1.Вещества: хлорид бария, серная кислота. 2. Сульфит натрия, соляная кислота. 3. Гидроксид натрия, соляная кислота. 4. Хлорид натрия, нитрат бария. Работают с информацией учебника, записывают реакции в тетрадь; систематизируют знания в виде последовательности записи реакций: А) молекулярное Б) ионное (используя таблицу растворимости); вещества электролиты записывают в виде ионов. В) сокращенное ионное. Общаются в группе. Обсуждают, анализируют. Представители с групп озвучивают свои результаты, последовательность действий. В 1-й группе признак реакции – выпал осадок; 2-й группе признак выделение газа; 3-й группе признак исчезновение малиновой окраски, результат – малодиссоциирующее вещество- вода; 4-й группе признаков нет, реакция обратимая. Ученики: Реакции ионного обмена можно определить по признакам: а) выпадает осадок; б) выделение газа; в) образование воды (малодиссоциирующего вещества). Пытаются проговорить алгоритм записи РИО. Сравнивают, дописывают.
|
Регулятивные: умение определять цель, проблему, что известно, что неизвестно. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, цели и плана действий. Личностные: умение анализировать, слушать, поддерживать правильное решения.
Познавательные: Поиск информации для реализации цели и решения проблемы; анализ с целью выделения признаков реакции; синтез целого из частного; построение логической цепочки рассуждений, доказательство признаков.
Метапредметные: Работа с информацией, сравнение, анализ; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной формах; умение решать проблему применяя новую информацию. Личностные: умение анализировать, рассуждать, доказывать. Коммуникативные: раскрытие социальной компетентности и учет позиции других участников в коллективном обсуждении. Предметные: определение реакций ИО; признаки реакций, записывать РИО. Познавательные:
|
В) |
Обмен мнениями (закрепление, коррекция знаний) Через обратную связь.
|
Учитель предлагает группам выполнить задание с обменными признаками для РИО. |
1-я: Гидроксид бария и соляная кислота; 2-я: Хлорид натрия и нитрат серебра; 3-я: Сульфид натрия и соляная кислота; 4-я: Хлорид железа (III) и гидроксид натрия. После выполнения комментируют. |
Личностные: умение слушать, сопоставлять, делать выводы о своей деятельности. Коммуникативные: учебное сотрудничество учитель ученик- ученики- учитель реализуя обратную связь; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
IV А) |
Рефлексия (оценивание своей работы; выражение своих чувств в приобретении новых знаний)
|
Учитель предлагает вернуться к таблице, которую частично заполнили в начале урока Что я знаю. Что я хочу узнать. |
Возвращаются к таблице и заполняют третью колонку. Что я узнал. С каждой группы озвучивают записи в третьей колонке. ( определение реакций РИО; признаки РИО; алгоритм записи РИО) |
Регулятивные: коррекция, внесение необходимых дополнений в освоении знаний, в случае расхождения ожидаемого результата; оценка усвоенных знаний и что еще подлежит усвоить. Реализация обратной связи.
|
Б) |
Выражение чувств и эмоций на уроке. |
Учитель выводит на экран слайд №5 где написано слово ИДЕАЛ и просит учеников выразить свои чувства словами которые начинаются буквами. Объединяет действия на уроке выражающие знания через методы критического мышления.
Оцените свою работу в листе обратной связи
|
Каждый ученик по очереди озвучивает слово с начальной буквой предложенного вызова. И- интересно (через решение проблемы); Д-доказали все возможные варианты РИО; Е-есть возможность определять РИО и реакции обратимые; А- анализируя действия, пришел к выводу; Л- любознательность привела к существенным показателям – к признакам РИО; В группах было работать интересно. На каждом этапе оценивают свои знания в листе обратной связи. |
Обратная связь ученик- учитель – ученики.
Личностные: осознают насколько важно уметь применять полученные знания в новой ситуации; несут личную ответственность за полученный результат; могут проявить волевое усилие; адекватно реагировать на трудности, если даже допущена ошибка, оценка деятельности.
|
В) |
Инструктаж к Д/З (дифференцированное) *38, а) упр 3 стр 234. Б)*Составить задачу на определения массы осадка используя массы электролита с определенной массовой долей вещества. В) упр 5 (б) стр 235. Химия 8 кл (РУ) |
А в том вам поможет Д/З. Учитель комментирует выполнение Д/З Каждый ученик выбирает задание по уровню своих знаний. На творческом уровне ребята выполняют задание Б, и В. Просит учащихся вернуться к эпиграфу, который был озвучен в начале урока. Неудача не беда – попробуйте еще раз, выполняя Д/З.
Урок закончен. Всем спасибо за работу. Угощаемся конфетами. |
Ученики читают эпиграф. Если на уроке были какие-то трудности – попробуем еще раз написать и проанализировать. Неудача не беда.
Записывают Д/З. |
|
Приложение №1.
Лист- путеводитель по уроку.
1. Актуализация знаний. Логическая цепочка по проверке знаний.
2. Заполнить таблицу
Что я знаю |
Что я хочу узнать |
Что я узнал |
|
|
|
3. В конце стадии вызова заполняют первую и вторую колонку. В конце урока на стадии рефлексии заполняется третья колонка.
4. План реализации проблемы:
А) прочитайте текст параграфа.
Выпишите определение РИО, чем они отличаются от реакций обмена.
5. Проведите практический эксперимент (Л.О) используя вещества в ИК. Для каждой группы отдельно.
6. Определите признаки реакции.
7. Запишите уравнение реакции. В учебнике прочитайте как записываются реакции, Работа с таблицей «Растворимость кислот, солей, оснований».
8. Составьте алгоритм записи РИО.
9. Укажите признаки РИО, прослушав информацию от групп.
10. Сравните свои записи с образцом учителя.
Образец. Алгоритм записи РИО.
1. Составьте молекулярное уравнение реакции.
2. Расставьте коэффициенты между исходными веществами и продуктами реакции.
3. По таблице растворимости определите растворимое вещество или нет.
4. Если вещество растворимое, значит это электролит и записываем их в виде ионов.
5. Индекс стоящий возле иона выносим в виде коэффициента, а коэффициент перед формулой относится к двум ионам в формуле.
6. Сокращаем правую и левую часть уравнения. (одинаковые ионы).
7. Выписываем те ионы, которые остались после сокращения.
8. Записывает сокращенное ионное уравнение, которое показывает признак РИО.
Приложение №2.
Лист обратной связи
Ф.И. ученика класс: Тема:
№ пп |
Ф.И. ученика
|
Оценка результатов (работы) Ученик |
Оценка результатов Учитель |
|
Этап Вызова |
|
|
1 |
Знание (логическая цепочка) Если ученик поддерживал последовательность в изложении терминов и понятий с предыдущей темы ставит себе – 1балл; Если ученик отвечал, но не поддерживал логическую цепочку -0.5 . |
|
|
2. |
Понимание Запишите реакцию между оксидом натрия и серой кислотой; гидроксидом натрия и углекислым газом. Какие вещества в этой реакции будут электролитами? Будет ли эта реакция РИО? (2 балла) |
|
|
|
Этап Осмысление |
|
|
3 |
Применение (умение находить признаки) Получают задания в группах. Провести опыт. Написать уравнения. Описать признак. Доказать какие ионы определяют признаки.(за каждое правильное уравнение 1 балл) |
|
|
4 |
Анализ. Применение свойств электролитов. Составить план решения (записи реакций ионного обмена) (Объяснение и алгоритм -1 балл) |
|
|
5 |
Синтез. Озвучивают свои результаты; сопоставляют алгоритм решения реакции. Сделайте выводы о РИО. (2 балла) |
|
|
|
Этап Рефлексии |
|
|
6 |
Оценка. Применение и освоение знаний на каждом этапе урока. (Итоговое оценивание) Что я узнал? |
|
|
|
Итого |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.