Урок-игра по теме «Измерение информации»
Методическая разработка урока по информационным технологиям
Хмелев С.Г.., учитель информатики, МБОУ «Синекинчерская ООШ»
Аннотация: урок-повторение в игровой технологии по темам «Единицы измерения информации», «Алфавитный и содержательный подходы к измерению информации». Разработка рассчитана на учащихся 8-9 классов.
Урок-повторение по темам «Единицы измерения информации», «Алфавитный и содержательный подходы к измерению информации». Игра «Экскурсия в страну «Инфобит»
Раздел программы: «Измерение информации».
Тема урока: Повторение темы «Единицы измерения информации», «Алфавитный и содержательный подходы к измерению информации».
Тип урока: урок-повторение.
Вид: урок-игра.
Технология: игровая технология.
Время проведения: 1 урок.
Цели урока:
- повторить и обобщить знания об единицах измерения информации, о двух способах измерения информации на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры;
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
- повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
- связать информатику с другими предметами;
- воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.
Задачи урока:
Оборудование:
Структура урока:
I. Орг. момент (приветствие,
психологический настрой на работу, постановка целей и задач урока).
II. Актуализация знаний.
III. Работа над углублением материала темы «Измерение информации».
IV. Работа в группе.
V. Практическая часть на компьютере. Выполнение практической части с разрезными карточками по вариантам.
VI. Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствие, постановка целей и задач урока, психологический настрой.)
Здравствуйте. Ребята давайте поприветствуем гостей. Садитесь, пожалуйста. Сегодня необычный урок – у нас есть возможность поделиться своими знаниями по предмету с гостями.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что в любом сообщении, которое мы получили, содержится какое-то количество информации. Узнали, что существует два подхода к определению информационного объема сообщения – содержательный и алфавитный.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме и закрепим навыки решения задач на измерение количества информации.
Вступление
Учитель: Сегодня мы отправляемся на экскурсию по прекрасной и удивительной стране «Информандия». Страна очень большая, и в ней можно заблудиться. А для того, чтобы не заблудиться, у нас есть карта, на которую нанесён маршрут с остановками. Каждая остановка-станция имеет свой цвет, этот цвет определяет тему, по которой вы будете отвечать. Учитель оценит ваш вопрос по количеству очков на кубике – если ответите правильно, эту сумму битов вы получите, нет – отдадите. Каждому ученику класса выдаётся стартовая сумма в 50 битов. Выигрывает тот, у кого сумма в конце игры будет больше. Выигравший (ая) ученик(ца) получает «5», а за второе место – «4».
II. Актуализация знаний.
Но прежде чем мы начнем решение задач, давайте повторим основные определения и формулы, которые нам будут необходимы сегодня.
Разминка по слайду №3-12.
Ход игры
С помощью жребия определяется очерёдность игроков. Затем первый игрок выбрасывает кубик и перемещает свою фишку на столько шагов, сколько выпало очков. В данной игре для каждой остановки по одной теме подготавливаются разноуровневые задания, задачи.
Участник выбрасывает кубик, останавливается на станции какого-либо цвета и при правильном ответе на вопрос приносит себе столько очков (учителем выдаётся купюра определённого количества битов), сколько было выброшено на кубике. Если ученик команды даёт неверный ответ, то соответствующая сумма битов, забирается учителем.
Красная станция – Единицы измерения информации, вычисление информационного объёма сообщения.
Зелёная станция – Алфавитный подход к измерению информации.
Синяя станция – Содержательный подход к измерению информации.
Приложение 1. Карта страны « ИнфоБИТ».
Приложение 2. Купюры 1 бит, 2 бита, 3 бита, 4 бита, 5 битов, 6 битов.
Красная станция – Единицы измерения информации, вычисление информационного объёма сообщения.
№ |
Вопрос |
Ответ |
Количество баллов |
1 |
1 байт = …битов |
8 битов |
1 |
2. |
1 КБ = … байт |
1024 байт |
1 |
3. |
В слове МЫШЬ - … битов. |
32 бита |
2 |
4. |
В слове ИНФОРМАТИКА - …байтов |
11 байтов |
2 |
5. |
В слове БИТ - … битов. |
24 бита |
2 |
6. |
В словосочетании «Люблю информатику!» - … байтов |
18 байтов |
3 |
7. |
В словосочетании «Экскурсия в ИнфоБит» - … байтов |
18 байтов |
3 |
8. |
В словосочетании «Урок-игра» - … битов. |
72 бита |
3 |
9. |
Шахматная доска состоит из 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля? |
6 бит |
4 |
10. |
Объём сообщения равен 11КБ. Сообщение содержит 11264 символа. Сколько битов приходится на 1 символ? |
8 битов |
5 |
11. |
Объём сообщения – 7,5 Кбайт. Известно, что данное сообщение содержит 7680 символов. Сколько битов приходится на 1 символ? |
8 битов |
5 |
Зелёная станция – Алфавитный подход к измерению информации.
№ |
Вопрос |
Ответ |
Количество баллов |
1. |
Какая формула используется при алфавитном подходе измерения информации ? |
N=2i |
1 |
2. |
Что означает N в формуле N=2i при алфавитном подходе? |
N – мощность алфавита |
1 |
3. |
Что означает i в формуле N=2i при алфавитном подходе? |
I - информационный вес 1 символа |
1 |
4. |
Алфавит племени Каюмба - 8 символов. Сколько битов «весит» один символ? |
3 бита |
2 |
5. |
Один символ племени Гаюмба «весит» - 4 бита. Какова мощность алфавита? |
16 |
2 |
6. |
Какова мощность компьютерного алфавита? Сколько «весит» 1 символ в компьютерном алфавите? |
256, 8 битов или 1 байт |
2 |
7. |
|
|
6 |
Синяя станция – Содержательный подход к измерению информации.
№ |
Вопрос |
Ответ |
Количество баллов |
1. |
Какая формула используется при содержательном подходе измерения информации ? |
N=2i |
1 |
2. |
Что означает N в формуле N=2i при содержательном подходе? |
N – количество возможных вариантов |
1 |
3. |
Что означает i в формуле N=2i при содержательном подходе? |
I - информационный вес 1 варианта |
1 |
4 |
Я не знаю, есть ли на улице дождь, неопределенность. Сколько информации содержит сообщение о том, что дождя на улице нет? |
1 бит |
2 |
5. |
Если было загадано число от 1 до 16. Сколько информации будет получено? |
4 бита |
3 |
6. |
Проводится лотерея «5 из 64». Первым вытащили шар с номером 8. Сколько информации в этом сообщении? |
6 бит |
3 |
7. |
Сообщение «Алиса живет в доме № 23 на улице Вишневая» содержит 5 бит информации. Сколько всего домов на улице? |
32 |
4 |
8. |
Известно, что Иванов живет на улице Весенней, но неизвестно, в каком доме, — неопределенность. На сколько уменьшилась неопределенность при получении сообщения, что Иванов живет на четной стороне улицы? |
Неопределенность уменьшилась, но полностью не снялась. Нельзя сказать, что неопределенность уменьшилась вдвое, т. е. мы получили 1 бит информации. Например, на нечетной стороне улицы может быть пять домов, а на четной — всего один. |
5 |
9. |
Объявляют оценки за контрольную работу. Сколько информации содержит сообщение об оценке? |
Если возможных вариантов оценок — пять («5», «4», «3», «2», «1»), то 3 бита; если вариантов оценок — четыре («5», «4», «3», «2»), то 2 бита. |
5 |
10. |
Проводятся две лотереи — «4 из 32» и «5 из 64». Сообщение о результатах какой лотереи несет больше информации? |
«5 из 64» |
6 |
11. |
В гимназический класс школы было отобрано несколько учеников из 128 претендентов. Какое количество учеников было отобрано, если сообщение о том, кто был отобран, содержит 140 битов информации? |
20 учащихся |
6 |
IV. Самостоятельная работа. Практическая часть на компьютере по вариантам карточек.
№1.
Переведите, используя программу «Калькулятор» (Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор):
13Мб в байты
128Мб в гигабайты
0,12Мб в биты
0,01Гб в килобайты
40960 бит в килобайты
№2.
Переведите, используя программу «Калькулятор» (Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор):
25Кб в биты
512Кб в гигабайты
0,5Мб в байты
0,075Гб в мегабайты
81920 бит в килобайты
№3.
Переведите, используя программу «Калькулятор» (Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор):
256Мб в гигабайты
12,8Мб в байты
0,12Мб в килобайты
0,001Гб в байты
73728 бит в килобайты
№4.
Переведите, используя программу «Калькулятор» (Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор):
13Мб в байты
128Мб в гигабайты
0,12Мб в биты
0,02Гб в килобайты
90112 бит в килобайты
№5.
Переведите, используя программу «Калькулятор» (Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор):
0,6Мб в биты
64Мб в килобайты
0,128Мб в байты
0,8Гб в мегабайты
24756 бит в килобайты
Рефлексия, Итоги урока. |
|
Выясняет проблемы в ознакомлении и усвоении нового материала учащимися
Выставляет оценки за урок.
-Сдаем тетради. |
Ребята говорят о трудностях, возникших у них во время урока, рисуют в тетради один из предложенных смайликов. |
2 |
Домашнее задание
|
|
Учитель задает домашнее задание. -записываем домашнее задание: параграф 1.3.3 стр. 30-32, задания для самостоятельного выполнения – письменно. До свидания. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
1 |
V. Подведение итогов урока и домашнее задание.
1) Разгадайте кроссворд «Измерение информации»
3) Решить задачи из интерактивного задачника в режимах «Тренировка» и «Зачет» для подготовки к контрольной работе (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf)
Что вы узнали нового для себя? Какие есть пожелания для себя и учителя по работе в дальнейшем? Что у нас с вами получилось хорошо, а над чем еще надо поработать?
Учитель: Мы побывали с вами в удивительной стране ИнфоБИТ, но это не последняя наша экскурсия. Нас ждут великие открытия и необычные приключения.
Литература:
1. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2002. – 352 с.
Ответы к карточкам:
№1
13Мб в байты = *1024=13312 Кб = *1024=13631488 байт
128Мб в гигабайты = /1024= 0,125Гб
0,12Мб в биты=*1024 = 122,88Кб = *1024 = 125829,12 байт = *8 =1006632,96 бит
0,01Гб в килобайты = *1024 = 10,24 Мб = *1024 = 10485,76 Кб
40960 бит в килобайты = /8 = 5120 байт = /1024 = 5 Кб
№2.
25Кб в биты = *1024 = 25600 байт = *8 = 204800бит
512Кб в гигабайты = /1024 = 0,5Мб = / 1024=0,00048828125 Гб
0,5Мб в байты = *1024 = 512 Кб = *1024 = 524288байт
0,075Гб в мегабайты = *1024= 76,8 Мб
81920 бит в килобайты /8 = 10240 байт = /1024 = 10 Кб
№3.
256Мб в гигабайты = /1024= 0,25 Гб
12,8Мб в байты = *1024= 13107,2 Кб = *1024= 13421772,8 байт
0,12Мб в килобайты*1024= 122,88 Кб
0,001Гб в байты = *1024= 1,024 Мб = *1024= 1048,576 Кб = *1024=1073741,824 байт
73728 бит в килобайты = /8 = 9216 байт = /1024 = 9 Кб
№4.
13Мб в байты = *1024= 13312 Кб = *1024= 13631488 байт
128Мб в гигабайты = /1024= 0,125 Гб
0,12Мб в биты = *1024 =122,88 Кб = *1024 = 125829,12 байт = *8 = 1006632,96 бит
0,02Гб в килобайты = *1024 = 20,48 Мб = *1024 = 20971,52 Кб
90112 бит в килобайты = /8 = 11264 байт = /1024 = 11 Кб
№5.
0,6Мб в биты = *1024 = 614,4 Кб = *1024 = 629145,6 байт = *8 = 5033164,8 бит
64Мб в килобайты = *1024 = 65536 КБ
0,128Мб в байты = *1024 = 131,072 Кб = *1024 = 134217,728 байт
0,8Гб в мегабайты =*1024 =819,2 Мб
24576 бит в килобайты = /8 = 3072 байт = /1024 = 3 Кб
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.