Методическая разработка урока по истории
Тема урока: «Россия в XVIII веке»
Тип урока: повторительно – обобщающий
Форма урока: урок – игра по станциям
Технологии:
· технология развития критического мышления,
· информационные технологии,
· групповой метод обучения,
· игровые технологии.
Проблема:
создание синквейнов по ключевым понятиям и выдающимся личностям истории России в условиях проблемно-групповой работы
Цели урока:
1) Способствовать приобретению учащимися обобщающих знаний по истории России в XVIII веке;
2) Практическое применение полученных знаний и умений, развитие навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями;
3) Создание условий для развития интереса к историческому прошлому своей страны.
Задачи урока направлены на формирование следующих компетенций:
1. Познавательные компетенции – способствовать формированию и закреплению глубоких знаний по теме урока.
2. Деятельностные компетенции – способствовать развитию навыка самостоятельной и парно-групповой работы с учебником, картой, иллюстративным материалом, активизация познавательного интереса к предмету, чувства критического реализма в сознании учащихся.
3. Коммуникативные компетенции – способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группе, воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
Оборудование:
Учебник «История» под редакцией В.В. Артемова и Ю.Н. Лубченкова (часть 1),
карта «Россия во второй половине XVIII века»,
ПК, мультимедиапроектор, ЭОП «История России с середины XVI века до конца XVIII века», телевизор, видеоприставка, фрагменты фильмов «От Екатерины I до Екатерины II», «Я - император» из киноповести С. Дружининой «Тайны дворцовых переворотов», презентация по теме урока, иллюстративный материал, квадратики из бумаги 3 цветов.
Основные этапы урока
1. Стадия вызова: побудить интерес, подготовить к предстоящей работе. Совместная постановка цели урока, мотивация их дальнейшей деятельности
2. Стадия осмысления: учащимся предлагается информация, проблемные вопросы, которые учащимся необходимо решить, опираясь на знания и умения, полученные в ходе изучения тем курса, пользуясь текстом учебника и выполняя работу в тетрадях.
3. Стадия размышления (рефлексия): корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, выражение отношения к качеству работы на уроке.
Ход урока
I. Оргмомент
Постановка цели, мотивация учащихся, объяснение порядка работы в парах и в группах
II. Игра по станциям
1. Исторический серпантин
Учащиеся работают в парах. Каждой паре предлагается вопрос с вариантами ответов.
Вопросы из ЭОП «История России с середины XVI века до конца XVIII»:
Глава VII «Внешняя политика Петра I» № 1, 6, 8, 9
Глава VIII « Петр I. Внутренняя политика и экономика»№ 2, 4, 6, 7, 8
Глава IX «Дворцовые перевороты» № 2, 4, 6
Общие вопросы на повторение для каждого ряда - группы:
Глава X «Екатерина II. Внутренняя политика» № 4, 7
Вопрос для самостоятельной работы
Глава XII «Екатерина II. Внешняя политика » № 1
Выполнить задание в рабочем листе, используя текст учебника на с 273 – 275 (+ карта)
2. Исторический вернисаж
Каждый ряд (парта) получают по портрету правителей: Петра II, Екатерины II, Елизаветы Петровны, Екатерины I, Анны Иоанновны, Петра I, Петра III, Анны Леопольдовны, Павла I.
Задание – по хронологии разместить портреты правителей XVIII века на магнитной доске, где указаны годы правления.
3. Кто есть кто?
Работа с презентацией. Вопросы задаются по очереди каждому ряду – всего по 3 вопроса.
Дополнительно всем даются вопросы - задания ( продолжить предложение).
Ответы учащиеся заносят в рабочий лист.
1. Императрица Екатерина II по происхождению была _______ (немка)
2. Произведение А.С. Пушкина, описывающее осаду Оренбурга отрядами Пугачева, называется ________________ (Капитанская дочка)
3. В результате русско-турецких войн XVIII века Россия получила право держать свой флот на _________________ (Черном море)
4. Фамилия знаменитого полководца, совершившего переход через Альпы и написавшего книгу «Наука побеждать» ______________ (Суворов)
4. Занимательные термины
Учащимся предлагается составить синквейн по терминам.
Правила составления синквейна на экране. Первый синквейн составляется со всей группой, а остальные учащиеся выполняют в рабочем листе.
Например - Синод,
Духовенство
Святейший, правительствующий
Просвещает, воспитывает, подчиняется
Отмена патриаршества
Духовная коллегия
Термины:
1) Коллегия,
2) крепостные крестьяне.
Угадайте термин по синквейну:
1) Сенат
Учреждение
Законодательный, распорядительный
Судит, контролирует, принимает
Высший правительственный орган
Заменил Боярскую Думу
2) Табель о рангах
Закон
Государственный, гражданский, военный
Уравнивает, продвигает, награждает
14 классов – служебная лестница
Привилегия дворян
3) Абсолютизм
Монархия
Неограниченная, властная, всесильная
Правит, повелевает, наказывает
Верховная власть феодального государства
Государство – это я! (Император)
Учитель собирает рабочие листы и дает гостям на проверку
5. Исторический кинозал
Учащимся предлагается просмотреть фрагмент видеофильма, содержащий конкретную ситуацию. Имена участников ситуации неизвестны.
Задание – определить, кто действующие лица и какая историческая ситуация показана.
Первый фрагмент – фильм «От Екатерины Iдо Екатерины II» (ответ - Анна Иоанновна)
Второй фрагмент – фильм «Я – император!» (ответ Петр II и А.Д. Меншиков)
6. Гимн восемнадцатому веку.
Нам в руки попал документ. На нем написано стихотворение, но часть слов стерлась. Группа экспертов попыталась его восстановить и вот, что получилось.
Учащиеся зачитывают стихотворение.
III. Завершение урока.
Выставление оценок. Для завершения составим синквей о нашем уроке
Урок
Занятие
Интересное, творческое
Открывает, учит, развивает
Повторенье – мать ученья
Спасибо!
Каждый поднимает руку с цветным квадратиком. Цвет соответствует оценке урока:
Фиолетовый – урок был неинтересен, ничего нового не узнали
Желтый – урок познавательный, но не интересный
Оранжевый – урок интересный, познавательный
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.