Методическая разработка урока по учебной дисциплине:
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тема урока: Семья как малая социальная группа.
Пояснительная записка
Методическая разработка урока составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Обществознание» для профессии «Делопроизводитель». Данный урок предназначен для студентов 1 года обучения и входит в раздел «Социальные отношения». Тема очень интересная и имеет большое значение в формировании нравственных качеств. Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект формирования и развития в семье как малой социальной группы. Эта тема даёт возможность каждому присутствующему переосмыслить свою жизненную позицию, посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои поступки, действия, отношения в семье, сделать выводы. Тема урока позволяет привлечь внимание учащихся к наиболее актуальным проблемам, сформировать навыки публичной дискуссии, стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию, задуматься о будущем. Обратить внимание на основополагающие категории человеческого бытия, нравственные качества: дружбу, и честность, и доброту, и порядочность, и любовь, и радость, и веру, и человечность…
Данное занятие проводится для изучения и повторения материала по дисциплине.
На уроке реализуются межпредметные связи с историей, самопознанием, правом.
Основные формы работы:
– работа с кластером;
– задания по тексту;
– дискуссия;
– работа в группах;
– решение теста;
Данный урок состоит из 3 этапов.
На 1-м этапе (организационном) преподаватель нацеливает студентов на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их практического применения (стихотворение). Преподаватель помогает студентам сформулировать цель урока и составить план деятельности, через которую будут получены недостающие знания и умения, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
2-й этап – основная часть, где преподаватель создает эмоциональный настрой на работу в группах с источниками, осуществляет предоставление материала по плану, проводит параллель с ранее изученным материалом, предлагает задания по теме, побуждает к высказыванию своего мнения, осуществляет проверку по уточнению и коррекции, направляет деятельность учащихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи.
3-й (заключительная часть) этап направлен на выявление связи полученного материала с жизненным опытом. Преподаватель наводящими вопросами помогает выявить причинно – следственные связи в ошибках учащихся, оценивает результаты учебной работы отдельных учащихся и групп. (решение теста, рефлексия)
В современных условиях существует необходимость формирования у студентов общих и профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность для понимания своей выбранной специальности, профессионального и карьерного роста.
Методическая разработка открытого урока является актуальной для преподавателей, работающих с активными формами проведения занятия.
На уроке использована технология проблемного обучения, а также методы: частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский. В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Студент должен быть вовлечен в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Одним из важнейших направление работы преподавателя является развитие критического мышления обучающихся. Так, формированию данных умений способствует работа с документами.
Фронтальная работа, определение студентами темы и цели урока, принятие самостоятельных решений дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию содержания изучаемой темы.
План-конспект урока
Учебная дисциплина: Обществознание
Группа: 1 курс
Раздел 3.Социальные отношения
Тема урока: Семья как малая социальная группа.
Цель: способность формирования у учащихся отношения к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека; подвести к выводу о необходимости работать над созданием гармоничной семьи, как необходимого условия существования и развития личности.
Задачи:
Образовательная: Дать представление о семье как о малой социальной группе и о её функциях; формировать представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, ценят друг друга; помочь оценить свое место в семье (социальный статус, роль);
Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи.
Воспитательная: Формирование понимания умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей; воспитание терпимости к недостаткам членов семьи; воспитывать чувство уважительного отношения к семейным узам и доброжелательным отношениям в семье.
Планируемый результат: давать характеристику понятиям: семья, брак, патриархальная, эгалитарная, нуклеарная, многопоколенная семья, репродуктивная функция.
Применять полученные знания при решении творческих задач.
Извлекать информацию из источников.
УУД: развитие навыков сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;
Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;
Познавательные: Находить (в источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности; Уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его
Образовательные результаты, соответствующие ФГОС:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.;
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Тип урока: урок-беседа, работа в группе
Вид занятия: практическое занятие
Основные понятия: семья, патриархальная, эгалитарная, нуклеарная, многопоколенная семья, репродуктивная функция, брак.
Средства обучения:
презентация, учебник, тетрадь, листы А4, цветные маркеры, листки.
Литература:
Основные источники:
1. Учебник: Кравченко А.И. Социология и политология. М., 2004.
2. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.
Дополнительные источники:
1. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. М. – 2005.
2. Кравченко А.И. Социология и политология. М, 2000.
3. Обществознание. / под ред. Боголюбова Л.Н. и др. – М., 2009.
4. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Интернет-ресурсы
1. http://humanitar.ru/ Обществознание
2. ru.wikipedia.org›wiki/Обществознание
3. http://danur-w.narod.ru/ Обществознание. Вопросы и ответы.
4. http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm Обществознание 10-11 класс
5. www.bnews.kz
План урока.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Ход урока:
1.1. Организационный момент
Традиционное приветствие студентов. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.
Студенты заранее распределены на 3 группы
1.2. Подготовка к восприятию
Дерево корни в
землю пустило,
Чтоб с ней в единстве всю жизнь прожить.
И не страшна ему бурь злая сила,
Тех, кто врос в землю, ветрам не сломить.
Лишь в плодородную землю упав,
Крепкие корни пустить семя может.
И силу жить земля, дереву дав,
Выжить в мороз и в день жаркий поможет.
Так же должны иметь корни и люди,
Это семья, дом, друзья и работа.
Если их нет, то и счастья не будет,
В жизни есть смысл, если ждёт вас в ней кто-то.
В жизнь мы, как дерево в землю, врастая,
Корни свои не должны забывать.
Тех, кто живёт свои корни не зная,
Очень легко может жизнь изломать.
Марковцев Ю.
1.3. Сообщение темы урока
Прочтите тему нашего занятия «Дерево держится корнями, а человек семьей».
– В чем смысл пословицы?
1.4. Актуализация базовых знаний
– С какими ранее изученными нами темами обществознания можно связать данную тему?
Основная часть
2.1.Закончите мысль:
«Семья для меня - …», используя при этом не более 5 слов.
2.2. Работа в группах с текстами и вопросами с последующим озвучиванием выполненного задания и записями основного материала.
Определение понятия слова «семья» (1 группа)
– Посмотрите, какие определения слова «семья» дают в различных словарях, используя интернет, словари и раздаточный материал?
Этимология слова «семья». Исторические аспекты: возникновение семьи. (2 группа)
- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семья» в нынешнем понимании – отец, мать и дети).
Т.о., со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка.
– А знаете ли вы этимологию (происхождение) слова семья?
Многие ученые утверждают, что слово семья является производным от «семи» — по числу повторений родителя в своих 7-ми детях. Можно предположить, что слово «семья», является определением количества поколений от общего старшего предка до его самого младшего потомка, и — здесь, мы можем заметить лишь 8 различных наименований в последовательности колен единой семьи в словесности русской, в которой — лишь один, из восьми, является прародителем и что определяется местоимением «Я», или — «семь + я»
Слово «семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, — то есть, рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии и если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.
Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы. Я хочу, чтобы эти слова заставили вас задуматься о своей семье, о своих родителях. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это и будет примером нравственного долга.
Исторические аспекты: имя, фамилия, отчество (3 группа)
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
– Есть ли те, кого назвали в честь родственников?
Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре I. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.
Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество? Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова:
О́тчество -
часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом
относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была
невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич»
восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые
люди» не имели права пользоваться такими отчествами.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих
предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно
означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей.
- Почему же возникла необходимость жить семьёй? (Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге).
2.3. Функции семьи.
- Для чего люди создают семьи?
Совместное обсуждение и заполнение кластера на доске «Функции семьи»
2.4. Социализация
Примерный ответ (названия могут быть другие):
· Репродуктивная (воспроизводство новых членов общества)
· Экономическая или хозяйственная (круг хозяйственно бытовых обязанностей по дому) Раньше каждая славянская семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.
· Социальная (передача социального опыта, социализация)
· Защитная (физическая, экономическая – содержание детей, совместное хозяйство, психологическая)
· Статусная (принадлежность к определенному социальному слою, национальности и т.д.)
· Эмоциональная или духовная (общение, досуг, создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть).
2.5. Притча «Две семьи» (просмотр видео с последующей беседой)
– Почему одна семья была счастливой, а другая нет.
2.6. Назовите прилагательные, характеризующие различные семьи по буквам слова СЕМЬЯ.
«С - счастливая, спортивная, современная;
«Е - единая, единственная, единомыслящая;
«М’ - милая, музыкальная, многодетная;
«Я - ясная, языковедческая, яркая.
-Что из того, что вы назвали, вы считаете самым важным?
Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, есть свои ценности, прежде всего, духовные.
– Что мы можем отнести к семейным ценностям? (память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье, фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, растения, посаженные ещё нашими бабушками, и дома, построенные нашими дедами).
2.7. Работа в группах с текстами (чтение студентами в группах с последующим обсуждением)
1 группа
Два сочинения
Сочинение Ивана: «В воскресенье вся наша семья была в самом дорогом магазине города, где мне купили модные джинсы и диск с новой компьютерной игрой. Мама выбрала себе телефон последней модели, а папа приобрел для нашего автомобиля кожаные чехлы. Теперь у нас самая крутая машина во дворе! Потом мы заехали пообедать в Макдоналдс. День прошел замечательно! Все были счастливы!»
Сочинение Михаила: «В один из выходных дней мы всей семьей решили навестить бабушку. Она всегда нам рада, а мы стараемся ее не огорчать, во всем ей помогаем. В этот день мы собрались вместе: мы играли, шутили, рассматривали семейный альбом, исполняли любимые песни. А вечером после прогулки мы пили чай с нашим любимым яблочным пирогом, который испекла бабушка. Как же здорово, когда мы вместе! Вот оно настоящее счастье!»
- О каких ценностях говорил Ваня? Что является главным в его семье? Как можно назвать эти ценности одним словом? (материальные ценности)
Хорошо, если семья считается обеспеченной, но если не будет взаимопонимания, любви, доверия между родителями и детьми, не будет и настоящего семейного счастья. Поэтому запомните, что материальный достаток в семье не должен стать единственной ценностью, чем-то главным, незаменимым.
- Что делает счастливой семью Миши? А как называются такие ценности? (духовные ценности)
– На ваш взгляд, что важнее для семейного счастья?
2 группа
Притча о ладной семье
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже». (китайская притча)
- Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни? (Слайд 6)
Напечатанные на табличках слова «ЛЮБОВЬ», «ПРОЩЕНИЕ», «ТЕРПЕНИЕ» прикрепляются на брёвнышки дома.
3 группа
Вопросы-загадки
«Мне не хватает теплоты»,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
«Мерзнешь ты
И в летние денечки?» -
«Ты не поймешь, еще мала»,-
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.
А дом,
заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
И окно с живым цветком – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим ….
- Поняли мама и дочка друг друга?
- О какой теплоте говорила мама? (о душевной теплоте)
- Как можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?
– Об экономическом или неэкономическом благе идет речь во втором стихотворении?
(ДУШЕВНАЯ ТЕПЛОТА)
Вопросы для групп
Много пословиц и поговорок сложил народ о семье. Расшифруйте одну из них
ЯЬМЕС – АКЧЕП: КАК ОНДОЛОХ, ЕСВ К ЙЕН ЯСТЮАРИБОС
(Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.)
8 - Как вы понимаете эту пословицу?
8 - О какой семейной ценности идет в ней речь?
(ВЗАИМОПОДДЕРЖКА, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ)
В хорошей семье каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.
Собрать рассыпанные пословицы
1. «Дерево с крепкими корнями ветер не валит»
2. «Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;
3. «Древо держится корнями, а человек - родственниками»
– Какие пословицы о семье еще вам известны?
Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Н.М. Карамзин писал: «Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному»
Музыкальный вопрос
Звучит фрагмент песни «Дорогие мои старики…»
- О ком эта песня?
8- Кого мы называем бабушками и дедушками? (родителей наших родителей)
В семье все идет своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, а потом дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками. Забота о младшем и старшем поколениях в семье называют чувством родства. Это еще одна семейная ценность. (ЧУВСТВО РОДСТВА)
Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят и понимают. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Но семейные ценности бывают разные.
8 – Можно ли еще добавить кирпичиков к дому? (доброта, помощь, забота, уважение, доверие, терпение, прощение и др.)
8 – А можно ли вашу группу назвать семьей? В какой-то степени можно и надо друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
2.8. Проблема сохранения семейных традиции
Семейные традиции – то, что ценят и передают из поколения в поколение. Рождение семьи сопровождается красивой традицией – бракосочетанием, ритуал очень символичен: невеста в белоснежном платье, молодоженам преподносят хлеб с солью, желают долгих лет счастья и т. д. – все это несет определенный смысл, олицетворяет чистоту, непорочность, начало новой жизни (бракосочетание).
В наше время довольно часто нарушается такая традиция: молодые люди живут в «гражданском браке», что само по себе сложно назвать семьей, хотя многие могут возразить в ответ, что главное – была бы любовь. Но в действительности выходит так: сегодня все хорошо – живем вместе, если завтра будет плохо – разойдёмся без формальностей.
В семье так не бывает: молодожены дают друг другу обещание верности и клянутся делить все радости и трудности поровну. Бракосочетание – это не просто «печать в паспорте. Заключение брачного союза – это особый ритуал, который оповещает общество о появлении новой семьи.
Кстати, «гражданские браки» были популярны в начале прошлого века, тогда их называли большевицкими семьями. Появление такой «пролетарской любви» привело к слому вековых традиций, при этом у людей стал ослабевать духовный иммунитет.
В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах, Бельгии, Германии.
Современное общество пропагандирует свободу во всем: в отношениях, в любви»
«Биполярные семьи, когда единственное, что объединяет супругов, – это совместное воспитание детей, становится символом «успешности» и «современности».
8 – Как вы считаете, насколько безопасны такие «эксперименты»?
Последствия «духа свободы» несложно предсказать: жизнь в самообмане, одиночество».
Сами по себе семейные традиции могут символизировать здоровье – духовное и физическое. Традиционное – значит предсказуемое; следовательно, выполняются внутренние ожидания, то есть все благополучно. И чем более традиционна наша жизнь, тем меньше в ней стрессов – основных источников болезней.
Семья, в которой соблюдаются определенные традиции – фактор здоровья и долголетия. По разным статистическим данным, люди, живущие в семье, реже болеют и имеют большую продолжительность жизни.
Семейные ценности в виде традиций, передаваемых от поколения к поколению, в наше время, пожалуй, можно сравнить с антиквариатом: далеко не в каждой семье они сохранились, но если они есть, то, поверьте, ими сильно дорожат.
– Давайте украсим наш дом цветами семейных ценностей. (Каждая группа создает свой цветок)
Семья – это лучшее, что есть у человека! У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании, любви и доверии детей и взрослых.. Это счастье, которое надо беречь. А счастлив по-настоящему тот, кто счастлив дома.
Семейные традиции и обычаи являются символом чего-то вечного, дают ощущение близости и сплоченности всех членов семьи. Не забывайте главного: то, как сложится ваша жизнь и жизнь вашего ребенка, во многом зависит от вашего мировоззрения. Если вы сможете донести до него все прекрасное, что есть в этом мире, он попробует перенести это и в свою семью.
Да будет уютно и светло в Вашем доме!
2.9. Представление семейных традиций группами
Примерные ответы:
· Семейные трапезы (обеды, ужины)
· Перед сном читать ребенку книги
· Совместный досуг.
· Семейные праздники.
· Семейный альбом, семейная родословная.
· Д.С. Лихачев: « Если человек не любит, хотя бы изредка, смотреть на старые
фотографии своих родителей, ценит память о них, оставленную в саду, которые они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, равнодушен к своей стране»
· Зарубки на дверном косяке, «капсула времени»
Формируя семейные традиции, не забывайте о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляя детям никакой «свободы маневра, перенапрягают детскую психику.
Заключительная часть
3.1. Контроль усвоения материала.
1. Выполнение теста (см. приложение № 1)
3.2. Рефлексия:
Выставление оценок за работу на уроке
3.3. Домашнее задание
Работа над мини-проектами: «Моя семья»; «Семья как малая группа», «Без чего не построить крепкую семью», «Кто должен заниматься воспитанием детей».
Приложение №1
1. Семья как малая группа
1.Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется:
А) совместным проживанием как минимум трех поколений
Б) справедливым разделением домашних обязанностей
В) экономической зависимостью женщины от мужчины
Г) главенствующей ролью мужчины в доме
2.Семью как малую группу характеризует
А) общность политических взглядов
Б) общность быта
В) получение образования
Г) осуществление профессиональной деятельности
3. Верны ли суждения о семье?
А. Семья, как правило, осуществляет совместное домашнее хозяйство, быт, распределяя домашний труд между своими членами.
Б. Большинство современных семей относится к патриархальному типу, в которых четко разделены функции мужчины и женщины, старших и младших членов.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. Лидерство мужчины в семье, основанное на экономической зависимости, характерно:
А) для неполной семьи
Б) для традиционной семьи
В) для эксплуататорской семьи
Г) для паритетной семьи
2.Функции семьи
1.Моральную регламентацию поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности общества осуществляет:
А) рекреационная функция
Б) эмоциональная функция
В) репродуктивная функция
Г) функция первичного социального контроля
2. Биологическое воспроизводство общества осуществляет функция:
А) рекреационная
Б) воспитательная
В) репродуктивная
Г) духовного общения
3. Материальную поддержку членов семьи осуществляет функция:
А) социального контроля
Б) репродуктивная
В) материального обеспечения
Г) рекреационная
3. Тренажер
Вставьте пропущенное слово.
.......... — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Вставьте пропущенное слово.
Сохранению семейных ценностей способствуют народные, государственные .........., которые хранятся иногда веками, иногда создаются заново.
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Семья — это основанная на ,(1) и/или кровном родстве малая ____(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный_____ (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная _____(5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определенных норм и (6)».
Слова в списке даны в именительном падеже, единствен, ном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) ценность
Б) брак
В) социализация
Г) коллектив
Д) обязанность
Е) институт
Ж) родитель
3) группа
И) любовь
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.