Методическая разработка урока по обществознанию "Семья как малая социальная группа""
Оценка 5

Методическая разработка урока по обществознанию "Семья как малая социальная группа""

Оценка 5
docx
01.08.2023
Методическая разработка урока по обществознанию "Семья как малая социальная группа""
методическая разработка урока по обществознанию.docx

 

 

Методическая разработка урока по учебной дисциплине:

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема урока: Семья как малая социальная группа.

 

 

Пояснительная записка

     Методическая разработка урока составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Обществознание» для профессии «Делопроизводитель». Данный урок предназначен для студентов 1 года обучения и  входит в раздел «Социальные отношения».    Тема очень интересная и имеет  большое значение в формировании нравственных качеств. Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям.     При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект  формирования и развития в семье как малой социальной группы. Эта тема даёт возможность каждому присутствующему переосмыслить свою жизненную позицию, посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои поступки, действия, отношения в семье, сделать выводы. Тема урока позволяет привлечь внимание учащихся к наиболее актуальным проблемам, сформировать навыки публичной дискуссии, стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию, задуматься о будущем. Обратить внимание на основополагающие категории человеческого бытия, нравственные качества: дружбу, и честность, и доброту, и порядочность, и любовь, и радость, и веру, и человечность…

   Данное занятие проводится для изучения и повторения материала по дисциплине.

На уроке реализуются межпредметные связи с историей, самопознанием, правом.

Основные формы работы: 
– работа с кластером;
– задания по тексту;
– дискуссия;
– работа в группах;

– решение теста;

Данный урок состоит из 3 этапов.

На 1-м этапе (организационном) преподаватель нацеливает студентов на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их практического применения (стихотворение). Преподаватель помогает студентам сформулировать цель урока и составить план деятельности, через которую будут получены недостающие знания и умения, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

2-й этап – основная часть, где преподаватель создает эмоциональный настрой на работу в группах с источниками, осуществляет предоставление материала по плану, проводит параллель с ранее изученным материалом, предлагает задания по теме, побуждает к высказыванию своего мнения, осуществляет проверку по уточнению и коррекции, направляет деятельность учащихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи.

3-й (заключительная часть) этап направлен на выявление связи полученного материала с жизненным опытом. Преподаватель наводящими вопросами помогает выявить причинно – следственные связи в ошибках учащихся, оценивает результаты учебной работы отдельных учащихся и групп. (решение теста, рефлексия)

    В современных условиях существует  необходимость формирования у студентов общих и профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность для понимания своей выбранной специальности, профессионального и карьерного роста.

     Методическая разработка открытого урока является актуальной для преподавателей, работающих с активными формами проведения  занятия.

     На уроке использована технология проблемного обучения, а также методы: частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский.    В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Студент должен быть вовлечен в процесс обучения,  учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Одним из важнейших направление работы преподавателя является развитие критического мышления обучающихся. Так, формированию данных умений способствует работа с документами.

    Фронтальная работа, определение студентами темы и цели урока, принятие самостоятельных решений дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию содержания изучаемой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока

Учебная дисциплина: Обществознание

Группа: 1 курс

Раздел 3.Социальные отношения

Тема урока: Семья как малая социальная группа.

Цель: способность формирования у учащихся отношения к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека; подвести к выводу о необходимости работать над созданием гармоничной семьи, как необходимого условия существования и развития личности.

Задачи:

Образовательная: Дать представление о семье как о малой социальной группе и  о её функциях; формировать представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге,  ценят друг друга; помочь оценить свое место в семье (социальный статус, роль);

Развивающая: Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание,   прививать навыки анализа  и сопоставления, их взаимосвязи.

Воспитательная: Формирование понимания умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей; воспитание  терпимости к недостаткам членов семьи; воспитывать чувство уважительного отношения к семейным узам и доброжелательным отношениям в семье.

Планируемый результат: давать характеристику понятиям: семья, брак, патриархальная, эгалитарная, нуклеарная, многопоколенная семья, репродуктивная функция.

Применять полученные знания при решении творческих задач.

Извлекать информацию из источников.

УУД: развитие навыков сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;

Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Познавательные: Находить (в источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач; Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности; Уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его

 

Образовательные результаты, соответствующие ФГОС:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.;

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

 

Тип урока: урок-беседа, работа в группе

Вид занятия: практическое занятие

Основные понятия: семья, патриархальная, эгалитарная, нуклеарная, многопоколенная семья, репродуктивная функция, брак.

Средства обучения:

презентация, учебник, тетрадь, листы А4, цветные маркеры, листки.

Литература:

Основные источники:

1. Учебник: Кравченко А.И. Социология и политология. М., 2004.

2. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.

Дополнительные источники:

1.      Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. М. – 2005.

2.      Кравченко А.И. Социология и политология. М, 2000.

3.      Обществознание. / под ред. Боголюбова Л.Н. и др. – М., 2009.

4.      Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005

Интернет-ресурсы

1.      http://humanitar.ru/ Обществознание

2.      ru.wikipedia.org›wiki/Обществознание

3.      http://danur-w.narod.ru/ Обществознание. Вопросы и ответы.

4.      http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm Обществознание 10-11 класс

5.      www.bnews.kz

План урока.

1.      Организационный момент.

2.      Основная часть.

3.      Заключительная часть.

Ход урока:

1.1. Организационный момент

Традиционное приветствие студентов. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.

Студенты заранее распределены на 3 группы

 

1.2. Подготовка к восприятию

 

Дерево корни в землю пустило,
Чтоб с ней в единстве всю жизнь прожить.
И не страшна ему бурь злая сила,
Тех, кто врос в землю, ветрам не сломить.

Лишь в плодородную землю упав,
Крепкие корни пустить семя может.
И силу жить земля, дереву дав,
Выжить в мороз и в день жаркий поможет.

Так же должны иметь корни и люди,
Это семья, дом, друзья и работа.
Если их нет, то и счастья не будет,
В жизни есть смысл, если ждёт вас в ней кто-то.

В жизнь мы, как дерево в землю, врастая,
Корни свои не должны забывать.
Тех, кто живёт свои корни не зная,
Очень легко может жизнь изломать.
                                                 Марковцев Ю.

1.3. Сообщение темы урока

Прочтите тему нашего занятия «Дерево держится корнями, а человек семьей».

 – В чем смысл пословицы?

1.4. Актуализация базовых знаний

 – С какими ранее изученными нами темами обществознания можно связать данную тему?

Основная часть

2.1.Закончите мысль:

«Семья для меня  - », используя при этом не более 5 слов.

 

2.2. Работа в группах с текстами и вопросами с последующим озвучиванием выполненного задания и записями основного материала.

Определение понятия слова «семья» (1 группа)

 – Посмотрите,  какие определения  слова «семья» дают в различных словарях, используя интернет, словари и раздаточный материал?

Этимология слова «семья». Исторические аспекты: возникновение семьи. (2 группа)

 - Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семья» в нынешнем понимании – отец, мать и дети).

Т.о., со словом «семья» тесно связано понятие рода. Это ряд поколений, происходящих от одного предка.

– А знаете ли вы этимологию (происхождение) слова семья?

Многие ученые утверждают, что слово семья является производным от «семи» — по числу повторений родителя в своих 7-ми детях.  Можно предположить, что слово «семья», является определением количества поколений от общего старшего предка до его самого младшего потомка, и — здесь, мы можем заметить лишь 8 различных наименований в последовательности колен единой семьи в словесности русской, в которой — лишь один, из восьми, является прародителем и что определяется местоимением «Я», или — «семь + я»

Слово «семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, — то есть, рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии и если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.

Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы. Я хочу, чтобы эти слова заставили вас задуматься о своей семье, о своих родителях. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это и будет примером нравственного долга.

Исторические аспекты: имя, фамилия, отчество (3 группа)

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

  – Есть ли те, кого назвали в честь родственников?

Одним из символов рода является фамилия – «семейное имя, переходящее от родителей к детям». Фамилии стали присваивать при Петре I. Происходили они от имени предков: Иван – Иванов, Пётр – Петров; от прозвищ: волк – Волков, сорока – Сорокин; от вида занятий: Гончаров, Огородников, от названий мест, церквей и т.д.

Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество? Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова:

О́тчество - часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «-вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. 

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей.

 - Почему же возникла необходимость жить семьёй? (Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге).

 

2.3.  Функции семьи.

- Для чего люди создают семьи?

Совместное обсуждение и заполнение кластера на доске  «Функции семьи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.4. Социализация

Примерный ответ (названия могут быть другие):

·         Репродуктивная (воспроизводство новых членов общества)

·         Экономическая или хозяйственная (круг хозяйственно бытовых обязанностей по дому) Раньше каждая славянская семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде.       

·         Социальная  (передача социального опыта, социализация)     

·         Защитная (физическая, экономическая – содержание детей, совместное хозяйство, психологическая)

·         Статусная (принадлежность к определенному социальному слою, национальности и т.д.)

·         Эмоциональная или духовная (общение, досуг, создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть). 

 

2.5.  Притча «Две семьи» (просмотр видео с последующей беседой)

– Почему одна семья была счастливой, а другая нет.

 

2.6.  Назовите прилагательные, характеризующие различные семьи по буквам слова СЕМЬЯ.

«С - счастливая, спортивная, современная;

«Е - единая, единственная, единомыслящая;

«М’ - милая, музыкальная, многодетная;

«Я - ясная, языковедческая, яркая.

 -Что из того, что вы назвали, вы считаете самым важным?

Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, есть свои ценности, прежде всего, духовные.

  – Что мы можем отнести к семейным ценностям? (память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье,  фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, растения, посаженные ещё нашими бабушками, и дома, построенные нашими дедами).

 

2.7. Работа в группах с текстами (чтение студентами в группах с последующим обсуждением)

1 группа

Два сочинения

Сочинение Ивана: «В воскресенье вся наша семья была в самом дорогом магазине города, где мне купили модные джинсы и диск с новой компьютерной игрой. Мама выбрала себе телефон последней модели, а папа приобрел для нашего автомобиля кожаные чехлы. Теперь у нас самая крутая машина во дворе! Потом мы заехали пообедать в Макдоналдс. День прошел замечательно! Все были счастливы!»

 

Сочинение Михаила: «В один из выходных дней мы всей семьей решили навестить бабушку. Она всегда нам рада, а мы стараемся ее не огорчать, во всем ей помогаем. В этот день мы собрались вместе: мы играли, шутили, рассматривали семейный альбом, исполняли любимые песни. А вечером после прогулки мы пили чай с нашим любимым яблочным пирогом, который испекла бабушка. Как же здорово, когда мы вместе! Вот оно настоящее счастье!»

 

 - О каких ценностях говорил Ваня? Что является главным в его семье? Как можно назвать эти ценности одним словом? (материальные ценности)

Хорошо, если семья считается обеспеченной, но если не будет взаимопонимания, любви, доверия между родителями и детьми, не будет и настоящего семейного счастья. Поэтому запомните, что материальный достаток в семье не должен стать единственной ценностью, чем-то главным, незаменимым.

 - Что делает счастливой семью Миши? А как называются такие ценности? (духовные ценности)

 – На ваш взгляд, что важнее для семейного счастья?

 

2 группа

Притча о ладной семье

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже». (китайская притча)

 - Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни? (Слайд 6)

Напечатанные на табличках слова «ЛЮБОВЬ», «ПРОЩЕНИЕ», «ТЕРПЕНИЕ» прикрепляются на брёвнышки дома.

 

3 группа

Вопросы-загадки

«Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

«Мерзнешь ты

И в летние денечки?» -

«Ты не поймешь, еще мала»,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

Я поняла! -

И тащит одеяло.

 

А дом, заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
И окно с живым цветком – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим ….

 

 - Поняли мама и дочка друг друга?

 - О какой теплоте говорила мама? (о душевной теплоте)

 - Как можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?

 – Об экономическом или неэкономическом благе идет речь во втором стихотворении?

 (ДУШЕВНАЯ ТЕПЛОТА)

 

Вопросы для групп

Много пословиц и поговорок сложил народ о семье. Расшифруйте одну из них

ЯЬМЕС – АКЧЕП: КАК ОНДОЛОХ, ЕСВ К ЙЕН ЯСТЮАРИБОС

(Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.)

8 - Как вы понимаете эту пословицу?

8 - О какой семейной ценности идет в ней речь?

(ВЗАИМОПОДДЕРЖКА, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ)

В хорошей семье каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

Собрать рассыпанные пословицы

1.      «Дерево с крепкими корнями ветер не валит»

2.      «Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;

3.      «Древо держится корнями, а человек -  родственниками» 

       – Какие пословицы о семье еще вам известны?

Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Н.М. Карамзин писал: «Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному»

Музыкальный вопрос

Звучит фрагмент песни «Дорогие мои старики…»

 - О ком эта песня?

8- Кого мы называем бабушками и дедушками? (родителей наших родителей)

В семье все идет своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, а потом дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками. Забота о младшем и старшем поколениях в семье называют чувством родства. Это еще одна семейная ценность. (ЧУВСТВО РОДСТВА)

Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят и понимают. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Но семейные ценности бывают разные.

 

            8 – Можно ли еще добавить кирпичиков к дому? (доброта, помощь, забота, уважение, доверие, терпение, прощение и др.)

8 – А можно ли вашу группу назвать семьей? В какой-то степени можно и надо друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. 

 

2.8.  Проблема сохранения семейных традиции

Семейные традиции – то, что ценят и передают из поколения в поколение. Рождение семьи сопровождается красивой традицией – бракосочетанием, ритуал очень символичен: невеста в белоснежном платье, молодоженам преподносят хлеб с солью, желают долгих лет счастья и т. д. – все это несет определенный смысл, олицетворяет чистоту, непорочность, начало новой жизни (бракосочетание).

В наше время довольно часто нарушается такая традиция: молодые люди живут в «гражданском браке», что само по себе сложно назвать семьей, хотя многие могут возразить в ответ, что главное – была бы любовь. Но в действительности выходит так: сегодня все хорошо – живем вместе, если завтра будет плохо – разойдёмся без формальностей.

В семье так не бывает: молодожены дают друг другу обещание верности и клянутся делить все радости и трудности поровну. Бракосочетание – это не просто «печать в паспорте. Заключение брачного союза – это особый ритуал, который оповещает общество о появлении новой семьи.

Кстати, «гражданские браки» были популярны в начале прошлого века, тогда их называли большевицкими семьями. Появление такой «пролетарской любви» привело к слому вековых традиций, при этом у людей стал ослабевать духовный иммунитет.

В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах, Бельгии, Германии.

Современное общество пропагандирует свободу во всем: в отношениях, в любви»

«Биполярные семьи, когда единственное, что объединяет супругов, – это совместное воспитание детей, становится символом «успешности» и «современности».

8 – Как вы считаете, насколько безопасны такие «эксперименты»?

Последствия «духа свободы» несложно предсказать: жизнь в самообмане, одиночество».

Сами по себе семейные традиции могут символизировать здоровье – духовное и физическое. Традиционное – значит предсказуемое; следовательно, выполняются внутренние ожидания, то есть все благополучно. И чем более традиционна наша жизнь, тем меньше в ней стрессов – основных источников болезней.

Семья, в которой соблюдаются определенные традиции – фактор здоровья и долголетия. По разным статистическим данным, люди, живущие в семье, реже болеют и имеют большую продолжительность жизни.

Семейные ценности в виде традиций, передаваемых от поколения к поколению, в наше время, пожалуй, можно сравнить с антиквариатом: далеко не в каждой семье они сохранились, но если они есть, то, поверьте, ими сильно дорожат.

             – Давайте украсим наш дом цветами семейных ценностей. (Каждая группа создает свой цветок)

Семья – это лучшее, что есть у человека! У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании, любви и доверии детей и взрослых.. Это счастье, которое надо беречь. А счастлив по-настоящему тот, кто счастлив дома.

Семейные традиции и обычаи являются символом чего-то вечного, дают ощущение близости и сплоченности всех членов семьи. Не забывайте главного: то, как сложится ваша жизнь и жизнь вашего ребенка, во многом зависит от вашего мировоззрения. Если вы сможете донести до него все прекрасное, что есть в этом мире, он попробует перенести это и в свою семью.

Да будет уютно и светло в Вашем доме!

 

2.9. Представление семейных традиций группами

Примерные ответы:

·         Семейные трапезы (обеды, ужины)

·         Перед сном читать ребенку книги

·         Совместный досуг.

·         Семейные праздники.

·         Семейный альбом, семейная родословная.

·         Д.С. Лихачев: « Если человек не любит, хотя бы изредка, смотреть на старые

фотографии своих родителей,  ценит память о них, оставленную в саду, которые они возделывали, вещах, которые  им принадлежали, - значит, он их не любит.   Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, равнодушен к своей стране»

·         Зарубки на дверном косяке, «капсула времени»

Формируя семейные традиции, не забывайте о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляя детям никакой «свободы маневра, перенапрягают детскую психику.

 

Заключительная часть

 

3.1. Контроль усвоения материала.

1. Выполнение теста  (см. приложение № 1)

           

3.2. Рефлексия:

  • Эта тема была важна (не важна), т.к….
  • Сегодня на занятии мне понравилось (не понравилось) то, что…
  • На протяжении занятия я чувствовал (а)…

 

Выставление оценок за работу на уроке

3.3. Домашнее задание

Работа над мини-проектами: «Моя семья»; «Семья как малая группа»,  «Без чего не построить крепкую семью», «Кто должен заниматься воспитанием детей».

 

 

 


 

Приложение №1

1. Семья как малая группа

1.Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется:

А) совместным проживанием как минимум трех поколений

Б) справедливым разделением домашних обязанностей

В) экономической зависимостью женщины от мужчины

Г) главенствующей ролью мужчины в доме

 

2.Семью как малую группу характеризует

А) общность политических взглядов

Б) общность быта

В) получение образования

Г) осуществление профессиональной деятельности

 

 3. Верны ли суждения о семье?

А. Семья, как правило, осуществляет совместное домашнее хозяйство, быт, распределяя домашний труд между своими членами.

Б. Большинство современных семей относится к патриархальному типу, в которых четко разделены функции мужчины и женщины, старших и младших членов.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

      4. Лидерство мужчины в семье, основанное на экономической зависимости, характерно:

           А) для неполной семьи

           Б) для традиционной семьи

           В) для эксплуататорской семьи

           Г) для паритетной семьи

 

2.Функции семьи

1.Моральную регламентацию поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности общества осуществляет:

А) рекреационная функция

Б) эмоциональная функция

В) репродуктивная функция

Г) функция первичного социального контроля

2. Биологическое воспроизводство общества осуществляет функция:

А) рекреационная

Б) воспитательная

В) репродуктивная

Г) духовного общения

 

3. Материальную поддержку членов семьи осуществляет функция:

А) социального контроля

Б) репродуктивная

В) материального обеспечения

Г) рекреационная

3. Тренажер

Вставьте пропущенное слово.

.......... — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

 

Вставьте пропущенное слово.

Сохранению семейных ценностей способствуют народные, государственные .........., которые хранятся иногда веками, иногда создаются заново.

 

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.  Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Семья — это основанная на        ,(1) и/или кровном родстве малая ____(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными           (3) по отношению друг к другу.  Также семьей называется социальный_____ (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений  между  людьми,   в  рамках  которого  осуществляется основная часть их повседневной жизни:   сексуальные   отношения,   деторождение   и   первичная  _____(5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста.  Регулируются эти отношения на основе определенных норм и        (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единствен, ном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) ценность

Б) брак

В) социализация

Г) коллектив  

Д) обязанность

Е) институт

Ж) родитель

3) группа

И) любовь

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока по учебной дисциплине:

Методическая разработка урока по учебной дисциплине:

В современных условиях существует необходимость формирования у студентов общих и профессиональных компетенций

В современных условиях существует необходимость формирования у студентов общих и профессиональных компетенций

План-конспект урока Учебная дисциплина:

План-конспект урока Учебная дисциплина:

Обществознание. / под ред. Боголюбова

Обществознание. / под ред. Боголюбова

Этимология слова «семья». Исторические аспекты: возникновение семьи

Этимология слова «семья». Исторические аспекты: возникновение семьи

Социализация Примерный ответ (названия могут быть другие): ·

Социализация Примерный ответ (названия могут быть другие): ·

Как же здорово, когда мы вместе!

Как же здорово, когда мы вместе!

Об экономическом или неэкономическом благе идет речь во втором стихотворении? (ДУШЕВНАЯ

Об экономическом или неэкономическом благе идет речь во втором стихотворении? (ДУШЕВНАЯ

Как вы считаете, насколько безопасны такие «эксперименты »?

Как вы считаете, насколько безопасны такие «эксперименты »?

Методическая разработка урока по обществознанию "Семья как малая социальная группа""

Методическая разработка урока по обществознанию "Семья как малая социальная группа""

Приложение №1 1. Семья как малая группа 1

Приложение №1 1. Семья как малая группа 1

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2023