«РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ»
Оценка 4.8

«РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ»

Оценка 4.8
docx
31.07.2023
«РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ»
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ.docx

«РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ»

 

Кунчева Мариана Николаевна, воспитатель ГПД

МОУ «Днестровская СШ №1», г.Днестровск

 

1. Психолого-педагогические аспекты роли игры в развитии основ коммуникации   детей.

           Одной из важнейших задач в работе с детьми школьного возраста в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным средством в развитии ребенка. Огромная роль в развитии детей принадлежит игре ­ важнейшему виду детской деятельности.

          Игра как психолого-педагогический метод развития ребенка ставит своей целью, по мере расширения представлений об окружающем, накопление опыта, рост возможностей общения, изучение необходимых слов и выражений и сферы использования необходимых для данной игровой ситуации речевых средств, освоение разнообразных игровых действий.

    Игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания школьников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания детей. В отечественной педагогике и психологии проблемы игры и игровой деятельности рассматривали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной - 3.Фрейд, Ж.Пиаже ,У.М. Гелассера, К. Гросса, К. Бюллера и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтоге­незе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процес­сах социализации - в усвоении и использовании человеком обще­ственного опыта.

  

 Польский исследователь Стефан Шуман утверждает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребенке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобраз - ным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности.

    Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного "педагогического поля", как игра. ". Уникальность игры в том, что это и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение и без которого невозможно творчес - кое развитие личности. Лишить ребенка игровой практики - значит лишить его главного источника развития: импульсов творчества, богатства отношений. Ребенок - существо играющее, в игре как форме человеческой радости он становится совершен-ней.

    Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка отмечал, что в связи с переходом в школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. Он говорил: «В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутренне продолжение в школьном обучении и труде …»

    В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.

    Основная цель использования коммуникативных игр - помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Также коммуникативные игры используются для:

  • развития динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развития эмпатии (феномен познания), сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развития позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощён- ности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополу чия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.                                                                                                                                 

     Ребенок в силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием игр, направленных на развитие эмоций, формирование умений избегать конфликтных ситуаций.

 

2. Актуальные проблемы роли игры в развитии основ коммуникации детей.

 

    Актуальность данной темы в том, что опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

    Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера.

Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, родителей.

   

    Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В младшем школьном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы ребенок был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

     Во время работы по данной теме, я стремилась следовать определённой цели - развитие социального опыта через коммуникативные игры.

    Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыраже - ния, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.   Для этого дети должны свободно включаться в игру, понимать смысл и содержание игры, правила. Игра должна положительно воздействовать на эмоциональную сферу детей:

  • при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
  • учитывать интересы и настроение учащихся.

 

Сухомлинский В.А. писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

 

3. Особенности роли игры в развитии основ коммуникации детей школьного возраста.

 

  Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризис -ных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятель- ности. Игровое общение занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков, а сама игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. Каждая игра направлена на развитие тех или иных способностей, умений и навыков, и одно из ее направлений – развитие коммуникативных умений.

   

    Психолог И.Д. Левитов утверждал, что «для воспитания отдельных черт характера необходимо, чтобы сначала ученик пережил хотя бы временно соответствующее состояние: решительности, сдержанности, инициативности неизбежно и естественно возникают в творческих играх, поскольку, уровень поведения ребенка в игре выше уровня его реальной, повседневной жизни».

   

    Психолог А.Н. Лук считал, что «в игре нет принуждения, а также нет жизненной необходимости. Это чисто добровольная деятельность». Так как учеба нередко строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствует развитию интереса не только к игре, но и к самому учебному предмету. Она дает возможность учащимся оценить себя на фоне других учеников. Умение же оценить себя правильно — это важная способность человека, помогающая ему в жизни.

     

     Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений - выявила, что развитие коммуникативных способностей необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее значимых задач воспитания, которые являются и важнейшей частью социализации ребенка.

    Я работаю в классе где являюсь и учителем, и воспитателем ГПД. Здесь есть свои преимущества: во-первых, лучше узнаешь личность каждого ребенка, во-вторых, можно отработать с ребенком тот материал, в котором есть затруднения в усвоении, в-третьих, можно создать условия для развития личностных качеств ребенка, формировать его общественную культуру, навыки общения.
  

    Недаром В. А. Сухомлинский, много размышлявший над проблемой успешного обучения всех детей без исключения, советовал учителям обращаться не только к памяти и сообразительности детей, но и к сердцу, к нравственной сфере личности. Таким образом возникают ситуации успеха, которые воодушевляют детей, помогают им утвердиться в глазах товарищей, учителя, а главное, придают смысл всей жизни ребенка…

     Играя с детьми в сюжетно – ролевые игры, я увидела, как происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка. Дети разви - вают не только речевые умения, но и учатся играть вместе с другими детьми.

    Выбор сюжета игры определяется конкретной педагогической целью, для формирование коллективных отношений, изучение индивидуальных особенностей детей, то можно предложить детям поиграть в «Школу», «Семью» и т.д. если же нужно, например, использовать игру для проверки и закрепления усвоенных норм и правил поведения, то предлагаю игру, несущую определенную воспитательную нагрузку. Например, для того, чтобы попрактиковаться в вежливом поведении, подбираю игровые сюжеты, основанные на правилах, которые ставят детей перед необходимостью быть вежливыми. Это такие игры как: «День рождения», «Столовая», «Больница», «Театр», «Поликлиника» и т.д. Именно в процессе подобных игр у детей воспитывается прилежание, трудолюбие, доброта, культура поведения и другие, полезные и ценные в общении качества.

Поэтому перед собой я поставила цель: выявить влияние игровой деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей (6-10 лет) школьного возраста.

 

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:  .            

·        Обучить детей речевым средствам общения.

·        Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

·        Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками,   

    педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

·        Формировать умения и навыки практического владения выразительными    

    движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)

·        Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, доброжелательного   

    отношения к окружающим.

·        Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях, чувство понимания и потребности в общении.

 

    Очень важно во время игры держаться свободно, артистично, «заражать» детей весельем. Важно также понимать воспитательное значение каждой игры. Наблюдая за младшими школьниками, вижу самые различные игры. Дети изображают в играх то, что видят в жизни — и положительные и отрицательные явления. Вывод один: учитель должен следить за сюжетами и не допускать вредных игр.

     Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:

·        свободное и добровольное включение детей в игру;

·        игра должна положительно воздействовать на участников;

·        достаточное количество времени для игры и наличие необходимых предметов для осуществления детского замысла;

   

    Применение коммуникативных игр необходимо в случае если у ребенка есть такие способности, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.п.  Причины, по которым у ребенка могут возникать коммуникативные проблемы могут быть разными: психофизические нарушения, соматические и наследственные заболевания, неблагополучные отношения в семье, отвержение, излишняя требовательность и многие другие.  Также, к сожалению, часто ребенок не знает, как проявить свои эмоции. И в результате этого у него возникают трудности при общении со сверстни - ками и взрослыми. Чтобы решить эту проблему ребенка вовлекаю в игру, беседу, практические упражнения, где необходимо проявить эмоции.

   

      Как на уроках, так и в группе продлённого дня, при работе использую различные формы и методы работы: занятие, диалог, классные часы, различные игры, познавательные беседы, рассказы, чтение и обсуждение книг, инсценирование сказок (на уроках чтения), практические занятия, конкурсы, литературные викторины.

 и т. д.  Такой подход отражает связь усвоения этических формул и других норм поведения с типичными ситуациями важными для школьника. Работа по формирова - нию коммуникативных навыков связана с развитием самооценки.

 

    Самооценка регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная), например, игры (для 1-2 класса), которые помогут лучше узнать ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку; игры, на сплоченность и сотрудничество на снятие конфликтности.  Они полезны тем, что обеспечивают быструю адаптацию;

·        вызывают эмоциональную разрядку;

·        улучшают воображение;

·        развивают способность концентрироваться;

·        развивают умение распознавать собственные чувства;

 «Моё имя», «Комплимент», «Мир без тебя», «Коробка с секретом», «Планета друзей», «Зеркало», «Я хочу с тобой дружить».

 

     Когда в работе использую коммуникативные игры, придерживаюсь принципа от простого к сложному, т.е. от лёгких игр к более сложным. Это усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений: «Шишки, желуди, орехи», «Путанка», «Отгадай, в какой я роли?», «Веселые человечки».

      Играя с детьми в коллективные игры, я заметила, что дети помогают друг другу, но и умеют достойно проигрывать, но ни у всех это получается (в особенности у детей 1-2 классов,) у детей формируется самооценка, развиваются организаторские и творческие способности.

     Для того чтобы развернуть общение детей со взрослыми, детей между собой на определенные темы, я стала использовать в своей работе технологии решения изобретательных задач и развитие творческого воображения, которые позволяют воспитать творческую личность. Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения и хорошего отношения друг к другу.  Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.
    Поэтому одной из важнейших задач педагога является умение так использовать игры, чтобы они способствовали более эффективной организации образовательного процесса.

   

   Кроме того, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков у детей будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе, поэтому я стараюсь сотрудничать с родителями по этому вопросу.     

   

    На собраниях с родителями обсуждаю интересующие их вопросы взаимоотношений в коллективе, взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрываю разнообразные ситуации, предлагаю коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его. Провожу индивидуальные беседы и консультации на различные темы: «Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др.

 

   Таким образом, использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. - М.: Март, 2004.

2.Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. - 2000 г. - №7.

3. Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте». -М.,1968.

4. Выготский Л.С. «Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка//Вопросы психологии.- 2006. - № 6

5.Клюева Н.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. популярное пособие для родителей и педагогов»//Ярсл.: Академия развития,1996.

6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.

7.Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя.-М.,Просвещение, 1988

8.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1964 г.
9.Лук А.Н. Учись мыслить. Знание, — М.: 1978 г
10. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский-
 М.: Академия, 2000.

11.Шуман С.Г. Педагогика детского общения / С.Г. Шуман.-  М.: Экспресс, 2003. 12.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1973// Просвещение 2010

 


 

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВ КОММУНИКАЦИИ

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВ КОММУНИКАЦИИ

Она имеет своё внутренне продолжение в школьном обучении и труде …»

Она имеет своё внутренне продолжение в школьном обучении и труде …»

Во время работы по данной теме, я стремилась следовать определённой цели - развитие социального опыта через коммуникативные игры

Во время работы по данной теме, я стремилась следовать определённой цели - развитие социального опыта через коммуникативные игры

Я работаю в классе где являюсь и учителем, и воспитателем

Я работаю в классе где являюсь и учителем, и воспитателем

Вывод один: учитель должен следить за сюжетами и не допускать вредных игр

Вывод один: учитель должен следить за сюжетами и не допускать вредных игр

Играя с детьми в коллективные игры, я заметила, что дети помогают друг другу, но и умеют достойно проигрывать, но ни у всех это получается (в…

Играя с детьми в коллективные игры, я заметила, что дети помогают друг другу, но и умеют достойно проигрывать, но ни у всех это получается (в…

Список литературы 1. Аникеева

Список литературы 1. Аникеева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2023