Методическая разработка урока по окружающему миру в 1А классе на тему "Зачем нужны автомобили?"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1А классе на тему "Зачем нужны автомобили?"

Оценка 4.6
docx
12.05.2024
Методическая разработка урока по окружающему миру в 1А классе на тему "Зачем нужны автомобили?"
konspekt_uroka_zachem_nuzhny_avtomobili.docx

                                                                                        

Тема:  Зачем нужны автомобили?

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о назначении, устройстве, разнообразии автомобилей; безопасность в транспорте.

Задачи урока:

1) Образовательные: дать представление о назначении, устройстве и разнообразии автомобилей ;

2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;

3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, уважать мнение товарищей.

Личностные УУД:

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:

-Учащиеся научатся различать виды транспорта;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию ;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Ход урока

1.     Организация начала урока.

-Посмотрите, все ли готовы к уроку?

-Начинаем наш урок! С нами Любознательный Муравьишка  и Мудрая Черепаха.

     2.  Сообщение темы, целей урока.

-Любознательный Муравьишка сегодня на урок принес нам загадки. Давайте поможем ему их разгадать!

(по ходу разгадывания  появляются изображения отгадываемых машин)

 

      Эта сильная машина

 Едет на огромных шинах!

 Сразу полгоры убрал

 Семитонный... (самосвал)

Что за чудо, красный дом,

Пассажиров    много         в        нем.
Обувь носит из резины

И питается бензином. (Автобус)

Поднял кверху две руки

Взял две жилы в кулаки.

 «Дай дорогу, постовой,

Побегу по мостовой!» (Троллейбус)

      Нам жилось бы очень грустно,

     Так тоскливо бы жилось,

     Если б с наших улиц мусор

     Не возил … (мусоровоз)

Спозаранку за окошком

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

 Мы стоим на остановке,

Мы поедем за обновкой.

Рельсы есть, ты не зевай,

К нам спешит большой … (трамвай)

Он и в поле, и на стройке,

Он почётный трудовик.

Тяжесть он выносит стойко,

Возит грузы … (грузовик)

Не летает, не жужжит-жук по улице бежит,

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

Это дал завод ему:

И огни- глядеть во тьму, и  колеса, и мотор,

Мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль)

Очень жарко, очень сухо,

От жары сомлела муха.

Кран нам воду не дает-

Где-то знать ремонт идет.

Вдруг к деревьям и цветочкам

Подъезжает прудик в бочке.

Аккуратно все полил и обратно укатил.

Занята трудом неброским,

Воду возит … (водовозка)

-Молодцы, ребята!

-Как, одним словом назвать все эти предметы? (Транспорт,  автомобили)

На улице нашей

Машины, машины,

Машины- малютки,

Машины большие.

Спешат легковые, фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и заботы

Машины выходят

С утра на работу.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами должны найти ответ на интересный вопрос «Зачем нужны автомобили?»

               3.Объяснение нового материала.

1)     Зачем нужны автомобили?

а) Работа по учебнику (с.112)

- Ребята, какие автомобили вы видите на странице учебника?

-Расскажите, для чего созданы эти автомобили.

б) Выделение групп транспорта.

-А сейчас давайте попробуем все машины , которые мы назвали, разделить на группы.

(выделение   групп транспорта)

ПАССАЖИРСКИЕ АВТОМОБИЛИ: трамвай, автобус, троллейбус, автомобиль,

СПЕЦИАЛЬНЫЕ:  водовозка,  мусоровоз

ГРУЗОВЫЕ: грузовик, самосвал,

-Какие еще грузовые автомобили знаете? (КАМАЗ)

-Для чего нужны грузовые автомобили?

-Посмотрите и расскажите, как грузовик помог Муравьишке.

·        Расскажите о своих  игрушечных автомобилях, которые вы принесли на урок. Для чего предназначен ваш автомобиль?

 Старинные автомобили.

-Ребята, оказывается автомобили, работающие на бензине, люди изобрели более ста лет назад. Они очень отличались от наших современных машин.

       Далёким предком  автомобилей была паровая машина. Она была создана во Франции(1769год). «Тележка Кюньо» была смешная. Гремучая и неуклюжая, с огромным паровым котлом с дымящейся трубой, посредине стул для водителя, всё это сооружение катилось на трёх колесах: впереди-одно маленькое, сзади два больших. Водитель управлял машиной с помощью рычагов. Машина двигалась со скоростью всего 8 км в час. Всадники смеялись над тихоходной машиной и легко обгоняли ее. По городу на этой машине разрешалось ехать всего со скоростью 3 км в час.

       Паровой автомобиль был слишком шумным и тяжелым. Нужен был другой автомобиль. Поэтому через сто лет создали новый двигатель, который не имел ни котла, ни топки. Новый двигатель работал на бензине.

       У первого автомобиля не было крыши, а колеса напоминали велосипедные. Но он мчался по дорогам с неслыханной быстротой, обгоняя кареты и всадников.

(рассматривание иллюстраций  с изображением первых машин)

- А какие марки современных  автомобилей вы знаете?

 Комплекс  общеразвивающего упражнения  «Автомобили» .

1. «Проснулись, потянулись»

Исходное положение (и.п.) - основная стойка, наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.

Руки вверх - в стороны, голову поднять, прогнуться - глубокий вдох; вернуться в и.п. - выдох.

2. «Заводим мотор»

И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны.

Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями ки­стей рук перед грудью.

3. «Проверяем ремни безопасности».

И.п. - стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.

4. «Проверяем тормоза».

И.п. - стоя, руки за спиной, выполняем вращательные движения сто­пой левой - правой ноги поочередно.

5. «Поехали!»

И.п. - о.с. выполняем ходьбу на месте, переходящую, в бег.

2)     Устройство автомобиля.

-Ребята, сегодня на урок вы принесли  свои любимые машинки. Они все разные. Но у них у всех примерно одинаковое устройство.

-Давайте посмотрим на рисунок учебника и  расскажем об устройстве автомобиля.

-Какие еще части автомобиля ты знаешь?

Ø А знаешь ли ты, из чего сделана машина ? (дополнительный материал)

Ты, конечно же, любишь собирать конструктор? Он состоит из раз­личных мелких деталей. Машина тоже состоит из различных мелких де­талей. Машина состоит из металлических деталей. Получается, что ма­шину придумали те взрослые, которые играли, играли в детстве в конст­руктор, и заигрались. Вот и во взрослом возрасте пытаются собирать из конструктора машины: простые и сложные, маленькие и большие...

Главной составляющей любого автомобиля является двигатель, кото­рый в свою очередь состоит из валов, шатунов, поршней, клапанов и все это приводится в действие при помощи горючей смеси - бензином.

В каждой машине обязательно есть колесо. И не одно, а много. И все они разные: маленькие и большие, с зубчиками и без, колесо крепится на ось, которая помогает колесу вертеться. А чтобы ничто не мешало колесу вертеться, есть еще одна очень важная деталь - подшипник. Подшипник помогает колесу вертеться на оси.

У автомобиля есть целая коробка с маленькими и большими колеса­ми, которые помогают водителю включать разные передачи - первую, и вторую, третью, четвертую, пятую.

Вот и получается, что самые главные детали во взрослом конструкто­ре - машине, такие: двигатель, подшипник, колесо, коробка передач.

3.Правила безопасности в  пассажирском транспорте.

-Давайте поиграем в игру. Я буду читать вам стихотворение по предложениям. Если вы согласны с предложением, хором отвечайте «Разрешается», если нет, говорите «Запрещается».

                Игра «  ЗАПРЕЩАЕТСЯ-РАЗРЕШАЕТСЯ!»

И проспекты, и бульвары —

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

РАЗРЕШАЕТСЯ!

Тут шалить, мешать народу

ЗА-ПРЕ-ЩА-ЕТ-СЯ!

Быть примерным пешеходом

РАЗРЕШАЕТСЯ...

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

РАЗРЕШАЕТСЯ!

Ехать «зайцем», как известно,

ЗА-ПРЕ-ЩА-ЕТ-СЯ!

Уступить старушке место

РАЗРЕШАЕТСЯ...

А толкаться и сорить

ЗА-ПРЕ-ЩА-ЕТ-СЯ!

Проездной билет купить

РАЗРЕШАЕТСЯ!

-Какие еще правила  нужно соблюдать в транспорте?

(работа по плакату «Поведение  в  общественном транспорте»)

- Представьте себе, что мы с вами отправились в поездку  на автомобиле.

-Где вы сядете? (На заднем сиденье). Почему?

-С какого возраста можно ездить на переднем сиденье?

-Что нужно обязательно сделать, садясь в автомобиль? (Пристегнуться).

-Молодцы, вы просто примерные пассажиры!

4.Специальные машины.

  -Ребята,  а сейчас давайте дополним группу специальных машин. Отгадайте загадки.

Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить?

Как зачем? Пожар тушить. (Пожарная машина)

Рукастая, зубастая, идет-бредет по улице.

Идет и снег грабастает.

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина)

Бывает ли у дождика 4 колеса,

Скажи, как называются такие чудеса? (Моечная машина)

- Для чего нужны специальные машины? (предназначены для выполнения какой- то  определенной задачи)

·        Выполнение задания «Куда спешат эти машины? Соедини линиями» (с. 46 в рабочей тетради)

-Какие еще специальные машины встретились при выполнении задания?

-Для чего они нужны?

-Как выполнили задание, расскажите.

5. Спортивные автомобили

-Ребята, в какую группу мы поместим вот этот гоночный автомобиль?

-Для чего он нужен? ( на таких автомобилях проводятся гонки)

-Можно сказать, что он спортивный?

6.Правила безопасности на дороге.

- Ребята,  на улице много транспорта, если  не знать правила безопасности и не соблюдать их, то улица может быть очень опасной.

-Давайте вспомним  правила поведения на дороге.

(учащиеся рассказывают стишки)

-Объяснить надо запросто,

Будь ты мал или стар:

Мостовая для транспорта,

А для нас – тротуар.

-Если ты спешишь домой,

Не беги по мостовой,

Не цепляйся за трамвай

И другим не разрешай!

-Чтобы руки были целы,

Чтобы ноги были целы,

Знаки надо знать.

Надо знаки уважать!

-Чтобы дорогу перейти,

Взгляни налево,нет машины,

Тогда шагай до середины,

Потом направо погляди,

Машины нет – переходи!

-Как шофер не тормозит,

А машина всё скользит.

На колесах, как на лыжах,

Ближе, ближе, ближе, ближе!

-Для спасенья есть возможность:

Лучший тормоз – осторожность.

Жизнь свою побереги:

Перед машиной не беги!

-Там , где транспорт и дорога,

Знать порядок все должны.

На проезжей части строго

Игры все запрещены!

(обобщение правил по плакату «Поведение на дороге»)

       7.Почему загрязняется воздух?

-Ребята, почему Мудрая черепаха надела противогаз? Прочитайте.

-Какие автомобили любит Злючка-Грязнучка? Почему?

-Какие автомобили не любит Злючка?  (Электромобиль)

-Что это за автомобили?

-Как вы думаете, нужны ли нам такие автомобили?

Ø А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин? (дополнительный материал)

 Продолжи предложение: Если бы машины могли ездить без бензина, то... Автомобили движутся благодаря той энергии, которая получается от сгорания бензина. В двигателе автомобиля возникают маленькие взрывы. Они «раскручивают» двигатель. Двигатель крутит колеса автомашины. Она едет. Но от этих маленьких взрывов в двигателе в воздух выделяется большое количество дыма и других вредных ве­ществ. Иногда можно наблюдать, как пыхтит и дымит выхлопная тру­ба у некоторых автобусов и автомобилей. Некоторые взрослые мечтают придумать такой автомобиль, который бы не загрязнял воздух. Как ты думаешь: каким будет автомобиль буду­щего?

Автомобили будут ездить на электричестве? Или будут работать от энергии Солнца? Ясно одно: для работы машинам постоянно нужен источник энергии. Большинство видов энергии изначально приходит к нам от Солнца. Жи­вая природа - растения и животные - накапливают энергию солнечного света. Когда растения гибнут, они оказываются под землей. Спустя мно­гие, многие годы они превращаются в уголь, нефть, природный газ. Для образования такого топлива нужно несколько миллионов лет. Человеку нужно экономить и беречь запасы топлива на нашей планете.

4.Подведение итогов урока.

-Над какой темой работали на уроке?

-Зачем нам нужны автомобили?

-Какой автомобиль нужен , чтобы сохранить природу, чистоту воздуха?

5.Постановка домашнего задания.

-Ребята, а дома вы сделаете свой автомобиль. Вырежете заготовки из рабочей тетради и склеите их.

-А еще подумайте, для чего нужен этот автомобиль, придумайте ему свою марку.


 

Тема: Зачем нужны автомобили?

Тема: Зачем нужны автомобили?

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку…

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку…

По прямым стальным дорожкам

По прямым стальным дорожкам

Машины выходят С утра на работу

Машины выходят С утра на работу

Паровой автомобиль был слишком шумным и тяжелым

Паровой автомобиль был слишком шумным и тяжелым

А знаешь ли ты, из чего сделана машина ? (дополнительный материал)

А знаешь ли ты, из чего сделана машина ? (дополнительный материал)

РАЗРЕШАЕТСЯ... Если едешь ты в трамвае

РАЗРЕШАЕТСЯ... Если едешь ты в трамвае

Бывает ли у дождика 4 колеса,

Бывает ли у дождика 4 колеса,

Потом направо погляди, Машины нет – переходи! -Как шофер не тормозит,

Потом направо погляди, Машины нет – переходи! -Как шофер не тормозит,

Автомобили будут ездить на электричестве?

Автомобили будут ездить на электричестве?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024