Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Однородные и неоднородные определения"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Однородные и неоднородные определения"

Оценка 4.7
docx
24.11.2022
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Однородные и неоднородные определения"
Урок Одн. и неодн. опред..docx

Урок №

Дата:

Группа:

Тема: Однородные и неоднородные определения.

Цель: - обобщить правила об однородных и неоднородных определениях; закрепить умения ставить запятые в предложениях с однородными членами; проверить понимание и степень усвоения материала по теме.

           - развивать мыслительную деятельность учащихся; внимание, память;

           - воспитывать сознательный интерес к родному языку как средству получения знаний; воспитывать дружелюбные отношения между учащимися.

Оборудование: презентация; раздаточный материал.

Методы и приемы: словесный (беседа), практический (выполнение заданий), практический (презентация).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Активизация пройденного материала.

1.  Фронтальный опрос.

- Как связаны между собой однородные члены предложения?
- Какова функция сочинительных союзов?
- На какие группы делятся сочинительные союзы?
- Какие смысловые отношения передаются с помощью союзов?
- Какова роль союза И в предложении?

2. Письменный опрос.

Карточки на столе.

Нужна ли запятая перед союзом И?

«Да – Нет»

1. Смех и песни сливались в нестройную музыку.

Нет

2. Туча росла и захватывала восток и запад.

Нет

3. Ветер затих, и тучи рассеялись.

Да

4. Лето промелькнет, и снова метели метут.

Да

5. Всходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда.

Нет

6. С последними лучами солнца по высотам загорелись огни и нитями опоясали вершины холмов.

Нет

7. Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера.

Да

8. Артист поднял смычок, и все смолкло.

Да

9. К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен стало переливаться холодными огнями  небо.

Да

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим знания про однородные и неоднородные определения, закрепим знания по расстановке запятых в предложения с однородными членами.

IV. Изучение нового материала.

Определения считаются однородными:

1) Если обозначают признаки разных предметов.

Толпы ребятишек в синих, красных, белых рубашках стоят на берегу. (М. Горький)

2) Если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с однородной стороны.

Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь. (И. Бунин) (Каждое из определений непосредственно относится к определяемому существительному (ливень), между определениями можно вставить сочинительный союз и.)

3) Если являются в предложении синонимами или эпитетами (красочными определениями).

Старуха закрыла свинцовые, погасшие глаза. (М. Горький)

4) Если обозначают последовательное усиление признака того предмета, к которому относятся, то есть образуют смысловую градацию.

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)

5) Если за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом.

И деревья, освещенные холодным огнем молнии, казались живыми, простирающимися вокруг людей, уходивших из плена тьмы... (М. Горький) На белой, тщательно отглаженной скатерти появились медвежье мясо, вяленая сохатина... (В. Ажаев)

6) Если два и более одиночных определения стоят после определяемого слова (в этом положении каждое из определений непосредственно связано с определяемым словом и имеет одинаковую смысловую самостоятельность).

Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную. (А. Чехов)

7) Если противопоставляется другим определениям, относящимся к одному и тому же существительному (определяемому слову).

В окошечко билетной кассы протягивались то большие, мужские руки, то маленькие, женские. Теплые, пушистые варежки оказывались, однако, колкими, неудобными.

Определения считаются неоднородными:

1) Если характеризуют предмет с разных сторон, то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям.

В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро. (М. Горький) Как-то давно довелось мне плыть по угрюмой сибирской реке. (В. Короленко)

2) Если выражены сочетанием качественных и относительных прилагательных.

Наш класс отдыхал в летнем оздоровительном лагере. На второй этаж вела витая железная лестница.

3) Если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения с этим существительным.

Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? (А. Куприн) Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок... (М. Горький)

V. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на языковом материале.

Задание 1.

Объяснительный диктант.

Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь.

Тонкий, прозрачный луч рассекает засыпанный звёздами купол.

Подчеркнуть грамматические основы, определения, сделать вывод, однородные они или нет.

Задание 2

Записать предложения и объяснить постановку знаков препинания в них.

1)      Рассматривая старинную картину, учёный пользовался лупой или надевал очки.

2)      Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

            И снам и карточным гаданьям,

            И предсказаниям луны. (повторяющийся союз)

       3) Он по-французски совершенно

            Мог изъясняться и писал,

            Легко мазурку танцевал

            И кланялся непринужденно (попарное соединение)

    4) Мерцающее небо не то чтобы стоит над головой, а как будто обнимает тебя со всех сторон. (запятая перед второй частью двойного союза)

V. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала

- Что нового узнали на уроке?

VI. Задание на дом


 

Урок № Дата: Группа: Тема:

Урок № Дата: Группа: Тема:

Если обозначают последовательное усиление признака того предмета, к которому относятся, то есть образуют смысловую градацию

Если обозначают последовательное усиление признака того предмета, к которому относятся, то есть образуют смысловую градацию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2022