Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Обобщение. Имя прилагательное"
Оценка 5

Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Обобщение. Имя прилагательное"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
27.06.2021
Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Обобщение. Имя прилагательное"
Урок
технологическая карта.docx

Технологическая карта урока

 

Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний

Тема:  Обобщение «Имя при­лагательное».

Цель: обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи

задачи: закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных;

способствовать совершенствованию речевых умений и навыков;

воспитывать любовь к русскому языку; включить в творческую деятельность.

 

Планируемые результаты:

Предметные: распознают число, род, падеж, имён прилагательных; правильно пишут окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.

Личностные: проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.

 

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; проявляют готовность слушать собеседника.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, учебник, рабочая тетрадь без печатной основы.

Методы и формы проведения урока:

- беседа; - рассказ; - инструктаж; - демонстрация; - упражнения; - работа с книгой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

I Мобилизующий этап

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка учащихся к работе на занятиях

Рассказ

беседа

–На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Спинки выпрямили.

Сели правильно,

Урок русского языка мы сегодня начнем необычно.

 вспомним строки стихотворения Ф. Тютчева о зиме.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

презентация

наблюдение

КУУД: - слушать собеседника и понимать речь других;

РУУД:

-- настраивать себя на продуктивную работу.

 

 

 

 

 

 

 

II  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выявление пробелов и их коррекция

беседа

-  Какое время года в своем стихотворении описывает автор? (зима)

 -  Подтвердите это строками из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")

 - Красоту зимней природы с помощью каких слов передает автор? (Снежная, ослепительная, пуховая…)

 -  К какой части речи относятся эти слова? (Это имена прилагательные.)

-  Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное».

Сегодня у нас обобщающий урок.

–Сформулируйте цели нашего урока. (слайд) цели            

(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)

Одновременно с этим мы продолжим говорить о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

 

Фронтальная

-

Фронтальный опрос

Готовятся к выполнению проекта

ПУУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

КУУД:

- высказывать свое мнение;

РУУД:

-выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

 - определять цель учебной деятельности;

 

– проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

III.  Актуализация знаний.

 

 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

беседа

1.       Чистописание  (слайд)                                   

1)       ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие

- Прочитайте строчку чистописания.

- Что она напоминает?  (окончания им. прилагательных)

- На какие группы вы можете разделить эти окончания?

(Родовые    - ая, яя  -  ж.р.,   ий, ый, ой - м.р.,    ое, ее – ср.р.,    ые, ие – мн.ч.)

–Молодцы.

2.       Словарная работа                                                                                    

 «Словарь»  (слайд)

1. -  Ф..враль, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко ,…нварь.                       

- Прочитайте слова.

- Есть ли среди этих слов прилагательные?(нет)

- Какие это части речи? (существительные, наречия)

- Образуйте от данных слов имена прилагательные (1 ученик работает у доски)

- запишите  прилагательные в форме:

1-е в начальной форме (февральский)

2-е в форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная)

3-е в форме ед.ч, ср.р, И.п. (прекрасное)

4-е образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного) –

- Какая часть речи поможет это сделать? (сущ)

5- е в форме мн.ч. И.п. (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.)

Последнее прилагательное запишите в любой форме.

- Озвучьте, в какой форме записали последнее прилагательное?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Разделяют окончания на группы.

Выполняют самостоятельную работу.

Фронтальная

презентация

Фронтальный опрос

Готовятся к выполнению проекта

ПУУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

КУУД:

-высказывать свое предположение;

РУУД:- - самостоятельно формулировать тему и цели урока.

– проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

IV.  Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

 

Открытие нового через учебное действие.

Беседа

рассказ

-  Поможем зимушке на стеклах наших домов нарисовать узоры. (слайд)

 « Узоры на стекле»                                                                                    

     https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=b35281098b0272da9a695a7cd6cbc470-l&n=13      https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=b35281098b0272da9a695a7cd6cbc470-l&n=13  

Если вы согласны с моим утверждением – пишите петельку вверх,

не согласны – петельку  вниз.(пишут  в тетради)

1.       Имя прилагательное обозначает признак предмета.( да)

2.       В предложении имя прилагательное является определением.(да)

3.       Имя прилагательное изменяется по числам,  падежам, родам ( в ед. ч) (да)

4.       Определить род прилагательного во множественном числе можно.(нет)

5.       Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос.(да)

6.       Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да)

7.       Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное. (нет)

8.       Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.(да)

-  Какой узор у вас получился? (слайд) (3 петельки вверх1 вниз 2 вверх 1 вниз 1 вверх)

-  Данный узор повторите до конца строки.

Слушают учителя, соотносят слова.

Выполняют задание с узорами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

ПК,экран,

проектор

Фронтальный опрос, наблюдение.

Готовятся к выполнению проекта

ПУУД:

- осуществляют поиск необходимой информации из рассказа учителя и видеоролика;

КУУД: - слушать собеседника и понимать речь других;

РУУД:

- - организовать выполнение заданийучителя.

– проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

V. Применение знаний и умений в новй ситуации

 

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Беседа

1. Работа  с предложением (материал  учебник). Работа в парах

- Запишите предложение из упр 100:     (слайд)                                                                                                             

Спят поляны снеговые,

спит безмолвно тёмный лес,

Только звезды золотые

смотрят ласково с небес. (И.Бунин) 

-  Докажите, что это сложное предложение. ( имеет 3 грам.основы: Спят поляны,лес спит, звезды смотрят)

-Выпишите словосочетания ,состоящие из имени прилагательного и существительного.

(Снеговые поляны

Темный лес

Золотые звезды)

- Взаимопроверка в парах. Оцените соседа «+» или «-»     (слайд)               

Физкультминутка (слайд)

–Проведем физкультминутку, встаньте со своих мест

Физминутка «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

-Присаживайтесь на свои места.

 

2. Работа по редактированию текста (групповая работа)           (слайд)

- Наша прогулка по зимнему лесу продолжается.

(У каждого учащегося карточка с текстом, а на доске – картина с изображением зимнего леса.)

                                            ______________________

   _____________ сне… укрыл землю___________ од….ялом.  Д…..ревья 

надели ________ша….ки.  В воздух…. кружатся _____________сн…жинки. Мы любуемся _____________________________лес..м.

– Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Чего не хватает?  Какой это текст: повествование или описание?( не хватает имен прилаг., тект- описание)

  -  Давайте отредактируем текст.

Работа по группам.

Выслушиваются тексты, составленные детьми.

– Дайте название тексту. (Зимний лес)

-  Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием 2-х уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.

 

Работают в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редактируют текст

Фронтальная

 

Фронтальный опрос, самопроверка.

Готовятся к выполнению проекта

ПУУД:

- соотносить информацию, представленную в разных формах; - осуществлять синтез как составление целого из частей;

КУУД:

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

РУУД:

- - осуществлять самоконтроль; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

– проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

VI.Контроль усвоения ,обсуждение допущенных ошибок и коррекция.

 

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Тест

- Вы активно работали на уроке. Итогом вашей работы станет тест. Обведите кружком правильные ответы (Учитель раздает тесты)                                            (слайд)            

- Проверьте и оцените себя.

За каждый правильный ответ напишите 1 балл.                            (слайд)

- Поднимите руку те, кто набрал 7 баллов,5-6 ,4, а кто меньше?

 

Решают тест

Фронтальная

 

 

 

ПУУД:

- самостоятельно использовать информацию, используя ее для решения поставленной задачи; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

КУУД:

-оформлять свои мысли в устной форме;

РУУД:

-- самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий.

– проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

VII. Рефлексия  .Подведение итогов занятия.     

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей.

рассказ

    1. - Подведем итог нашего урока,посмотрите на слайд и дополните фразу…

2.  --Урок подходит уж к концу и  требует оценки.                                (слайд)

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами: каким он был?..

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

 

3 - Напишите в тетради с новой строки 2-3 прилагательных. (Или назовите эти прилагательные вслух)

 

4. Домашнее задание           (слайд)             

                                                           

- Дома предлагаю поработать по выбору.

1. Учебник с.48, упр.104

2. Написать мини-сочинение «Тайны зимнего леса»  (слайд)

Спасибо за урок!            

Слушают учителя, записывают домашнее задание в дневник.

*Имя прилагательное – это….(часть речи ,которая обозн.призн.предмета  и отвеч на вопросы :какой ,какая ,какие)

    *Оно зависит от …  (им.существит)

   *У прилагательного можно определить…(число,род.падеж)

 

Фронтальная

-

Наблюдение

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Этап урока Образовательная задача этапа урока

Этап урока Образовательная задача этапа урока

II Постановка цели и задач урока

II Постановка цели и задач урока

А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные

А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные

И.п. ( прекрасное) 4-е образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого?

И.п. ( прекрасное) 4-е образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого?

Определить род прилагательного во множественном числе можно

Определить род прилагательного во множественном числе можно

Спят поляны,лес спит, звезды смотрят) -Выпишите словосочетания ,состоящие из имени прилагательного и существительного

Спят поляны,лес спит, звезды смотрят) -Выпишите словосочетания ,состоящие из имени прилагательного и существительного

Наша прогулка по зимнему лесу продолжается

Наша прогулка по зимнему лесу продолжается

V I . Контроль усвоения ,обсуждение допущенных ошибок и коррекция

V I . Контроль усвоения ,обсуждение допущенных ошибок и коррекция

VII . Рефлексия .Подведение итогов занятия

VII . Рефлексия .Подведение итогов занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2021
Посмотрите также: