Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний
Тема: Обобщение «Имя прилагательное».
Цель: обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи
задачи: закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных;
способствовать совершенствованию речевых умений и навыков;
воспитывать любовь к русскому языку; включить в творческую деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные: распознают число, род, падеж, имён прилагательных; правильно пишут окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Личностные: проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; проявляют готовность слушать собеседника.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, учебник, рабочая тетрадь без печатной основы.
Методы и формы проведения урока:
- беседа; - рассказ; - инструктаж; - демонстрация; - упражнения; - работа с книгой.
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
I Мобилизующий этап
|
Подготовка учащихся к работе на занятиях |
Рассказ беседа |
–На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Спинки выпрямили. Сели правильно, Урок русского языка мы сегодня начнем необычно. вспомним строки стихотворения Ф. Тютчева о зиме. Чародейкою
Зимою |
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная |
презентация |
наблюдение |
КУУД: - слушать собеседника и понимать речь других; РУУД: -- настраивать себя на продуктивную работу. |
|
|
II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Выявление пробелов и их коррекция |
беседа |
- Какое время года в своем стихотворении описывает автор? (зима) - Подтвердите это строками из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой") - Красоту зимней природы с помощью каких слов передает автор? (Снежная, ослепительная, пуховая…) - К какой части речи относятся эти слова? (Это имена прилагательные.) - Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное». Сегодня у нас обобщающий урок. –Сформулируйте цели нашего урока. (слайд) цели (Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.) Одновременно с этим мы продолжим говорить о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.
|
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
|
Фронтальная |
- |
Фронтальный опрос |
Готовятся к выполнению проекта |
ПУУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; КУУД: - высказывать свое мнение; РУУД: -выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. - определять цель учебной деятельности;
|
– проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
III. Актуализация знаний.
|
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. |
беседа |
1. Чистописание (слайд) 1) ая яя ий ый ой ое ее ые ие - Прочитайте строчку чистописания. - Что она напоминает? (окончания им. прилагательных) - На какие группы вы можете разделить эти окончания? (Родовые - ая, яя - ж.р., ий, ый, ой - м.р., ое, ее – ср.р., ые, ие – мн.ч.) –Молодцы. 2. Словарная работа «Словарь» (слайд) 1. - Ф..враль, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко ,…нварь. - Прочитайте слова. - Есть ли среди этих слов прилагательные?(нет) - Какие это части речи? (существительные, наречия) - Образуйте от данных слов имена прилагательные (1 ученик работает у доски) - запишите прилагательные в форме: 1-е в начальной форме (февральский) 2-е в форме ед. ч , ж.р., И.п.( морозная) 3-е в форме ед.ч, ср.р, И.п. (прекрасное) 4-е образуйте прилагательное с окончанием –ого- ( какого? Календарного) – - Какая часть речи поможет это сделать? (сущ) 5- е в форме мн.ч. И.п. (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.) Последнее прилагательное запишите в любой форме. - Озвучьте, в какой форме записали последнее прилагательное? |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Разделяют окончания на группы. Выполняют самостоятельную работу. |
Фронтальная |
презентация |
Фронтальный опрос |
Готовятся к выполнению проекта |
ПУУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); КУУД: -высказывать свое предположение; РУУД:- - самостоятельно формулировать тему и цели урока. |
– проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
IV. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
|
Открытие нового через учебное действие. |
Беседа рассказ |
- Поможем зимушке на стеклах наших домов нарисовать узоры. (слайд) « Узоры на стекле»
Если вы согласны с моим утверждением – пишите петельку вверх, не согласны – петельку вниз.(пишут в тетради) 1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.( да) 2. В предложении имя прилагательное является определением.(да) 3. Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, родам ( в ед. ч) (да) 4. Определить род прилагательного во множественном числе можно.(нет) 5. Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос.(да) 6. Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да) 7. Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное. (нет) 8. Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.(да) - Какой узор у вас получился? (слайд) (3 петельки вверх1 вниз 2 вверх 1 вниз 1 вверх) - Данный узор повторите до конца строки. |
Слушают учителя, соотносят слова. Выполняют задание с узорами
|
Фронтальная |
ПК,экран, проектор |
Фронтальный опрос, наблюдение. |
Готовятся к выполнению проекта |
ПУУД: - осуществляют поиск необходимой информации из рассказа учителя и видеоролика; КУУД: - слушать собеседника и понимать речь других; РУУД: - - организовать выполнение заданийучителя. |
– проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
V. Применение знаний и умений в новй ситуации
|
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
Беседа |
1. Работа с предложением (материал учебник). Работа в парах - Запишите предложение из упр 100: (слайд) Спят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес, Только звезды золотые смотрят ласково с небес. (И.Бунин) - Докажите, что это сложное предложение. ( имеет 3 грам.основы: Спят поляны,лес спит, звезды смотрят) -Выпишите словосочетания ,состоящие из имени прилагательного и существительного. (Снеговые поляны Темный лес Золотые звезды) - Взаимопроверка в парах. Оцените соседа «+» или «-» (слайд) Физкультминутка (слайд) –Проведем физкультминутку, встаньте со своих мест Физминутка «Капуста» Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук) -Присаживайтесь на свои места.
2. Работа по редактированию текста (групповая работа) (слайд) - Наша прогулка по зимнему лесу продолжается. (У каждого учащегося карточка с текстом, а на доске – картина с изображением зимнего леса.) ______________________ _____________ сне… укрыл землю___________ од….ялом. Д…..ревья надели ________ша….ки. В воздух…. кружатся _____________сн…жинки. Мы любуемся _____________________________лес..м. – Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Чего не хватает? Какой это текст: повествование или описание?( не хватает имен прилаг., тект- описание) - Давайте отредактируем текст. Работа по группам. Выслушиваются тексты, составленные детьми. – Дайте название тексту. (Зимний лес) - Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием 2-х уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.
|
Работают в парах
Выполняют физкультминутку
Редактируют текст |
Фронтальная |
|
Фронтальный опрос, самопроверка. |
Готовятся к выполнению проекта |
ПУУД: - соотносить информацию, представленную в разных формах; - осуществлять синтез как составление целого из частей; КУУД: - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); РУУД: - - осуществлять самоконтроль; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. |
– проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
VI.Контроль усвоения ,обсуждение допущенных ошибок и коррекция.
|
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Тест |
- Вы активно работали на уроке. Итогом вашей работы станет тест. Обведите кружком правильные ответы (Учитель раздает тесты) (слайд) - Проверьте и оцените себя. За каждый правильный ответ напишите 1 балл. (слайд) - Поднимите руку те, кто набрал 7 баллов,5-6 ,4, а кто меньше?
|
Решают тест |
Фронтальная |
|
|
|
ПУУД: - самостоятельно использовать информацию, используя ее для решения поставленной задачи; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; КУУД: -оформлять свои мысли в устной форме; РУУД: -- самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий. |
– проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
VII. Рефлексия .Подведение итогов занятия. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей. |
рассказ |
1. - Подведем итог нашего урока,посмотрите на слайд и дополните фразу… 2. --Урок подходит уж к концу и требует оценки. (слайд) Прошу его вас оценить, Но прилагательными только. Его вам надо оценить двумя-тремя словами И их в тетради записать, Чтоб я могла потом узнать И сделать вывод с вами: каким он был?.. Отличным, скучным, Хорошим, может быть, плохим, Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным…? Каким?
3 - Напишите в тетради с новой строки 2-3 прилагательных. (Или назовите эти прилагательные вслух)
4. Домашнее задание (слайд)
- Дома предлагаю поработать по выбору. 1. Учебник с.48, упр.104 2. Написать мини-сочинение «Тайны зимнего леса» (слайд) Спасибо за урок! |
Слушают учителя, записывают домашнее задание в дневник. *Имя прилагательное – это….(часть речи ,которая обозн.призн.предмета и отвеч на вопросы :какой ,какая ,какие) *Оно зависит от … (им.существит) *У прилагательного можно определить…(число,род.падеж)
|
Фронтальная |
- |
Наблюдение |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.