Методическая разработка урока по теме
«Основные принципы русской орфографии»
Корбова Марина Александровна, преподаватель
Бюджетное учреждение
профессионального образования
«Нижневартовский политехнический колледж»,
г.Нижневартовск
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока:
1. Выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке.
2. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся.
3. Выполнить задания орфоэпии, повышающие речевую культуру кадетов.
4. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.
5. Работать над воспитанием патриотизма, уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (уплотненный опрос)
1. Пять учащихся работают с карточками (повторение предыдущих орфографических тем: корни с чередованием, безударные гласные в корне, гласные после шипящих. Приложение 1.
2. Упражнение 17. Задание: спишите, обозначьте ударный слог в словах.
Усугyбить, ржaветь, анaпест, квартaл, изобретeние, реформи'рование, хозя'ева, ходaтайствовать, каталoг, мизeрный, кyхонный.
Дополнительные задания:
а) Какими пособиями можно воспользоваться, чтобы проверить правильность постановки ударения в слове? (Ответ: специализированным пособием является орфоэпический словарь, в котором указано не только ударение, но и все особенности произношения данного слова. Однако правильность ударения можно проверить по любому словарю (орфографическому, толковому и др.).
б) Раздели слова “хозяева”, “квартал” на слоги и охарактеризуй их. (Ответ: хо-зя-е-ва – 4 слога, все открытые, квар-тал – 2 слога, оба закрытые.)
в) Дать определение орфоэпии. (Ответ: орфоэпия (от греческого orthos-правильный и epos-речь) – совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам).
3. Вопрос на странице 13. В чем особенности словесного ударения в русском языке? (Ответ: русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa – сторонкa – стoроны). В чем особенности ударения в том иностранном языке, который вы изучаете? (Ответ: в английском языке ударение свободное, во французском - закрепленное на последнем слоге).
Дополнительное задание.
1. Дать определение орфографии. (Ответ: орфография (от греческого orthos – правильный, grapho – пишу) – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных и раздельных написаниях слов; об употреблении строчных и прописных букв, о переносе слов).
2. Выпиши из текста упражнения 17 одно слово, в котором звуков больше, чем букв; одно слово, в котором звуков меньше, чем букв.
III. Словарная работа.
1. Проверка усвоения предыдущего материала: конкурс “Кто грамотнее?” (у доски работают два ученика)
дисциплина |
артиллерия |
гуманизм |
интеллигент |
водоизмещение |
катастрофа |
доблесть |
мужество |
патриотизм |
неприемлемый |
радиотехника |
гидроакустика |
меридиан |
радиолокация |
Дополнительное задание
Лексическое значение слова |
Лексическое значение слова |
“водоизмещение” |
“катастрофа” |
2. Новые словарные слова.
атомоход, баллистическая ракета, блокада.
Анализ лексического и грамматического значения слов.
Запись предложения.
Задание: объяснить орфограммы и пунктограммы, охарактеризовать сказуемые.
IV. Основные принципы русской орфографии.
1. Морфологический принцип (сообщение ученика).
Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.
Морфологический принцип применяется при написании корней (ход - ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).
Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).
Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы.
мыш… |
(мышь – сущ., 3 скл.) |
на дорог… |
(на дороге – сущ., 1 скл., П.п.) |
отмер… |
(отмерь – гл., повелительное наклонение) |
о площад… |
(о площади сущ., 3 скл., П.п.) |
береч… |
(беречь – инфинитив) |
об экскурсии… |
(об экскурсии – 1 скл., сущ.,на –ия) |
пол…скать ребенка |
(поласкать – лaска) |
про…ба |
(просьба – просить) |
2. Фонетический принцип (доклад ученика).
Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.
Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы.
ра…колоть |
(расколоть) |
бе…душный |
(бездушный) |
без…дейный |
(безыдейный: идея) |
р…спись |
( рoспись) |
р…збить |
(разбить) |
от…скать |
(отыскать: ищет) |
чре…мерный |
(чрезмерный) |
3. Традиционный и дифференцирующий принципы (сообщение ученика).
К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи – ши (в древне – русском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.
V. Работа с тестовым заданием. Приложение 2.
VI. Работа с отрывком статьи Добролюбова о Гончарове. Приложение 3.
Дополнительные вопросы:
К вопросу № 2.
1. Перечислите стили речи. (Художественный, научный, официально-деловой, разговорный, публицистический.)
2. Укажите признаки публицистического стиля в приведенном тексте.
(Ответ: эмоциональность, образность, четкая авторская позиция, использование художественных средств выразительности речи, метафора, эпитет).
К вопросу № 3. Перечислите известные вам типы речи.
(Ответ: повествование, описание, рассуждение являются основными типами речи, но есть тексты, сочетающие в себе типы двух типов, например, описание с элементами рассуждения).
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
1. Теоретический материал урока выучить.
2. Словарные слова: лексическое значение слов “блокада”, “баллистическая ракета”.
3. Повторить правописание “не” с различными частями речи.
4. Упражнение №27 (письменно), выполнить задания после текста.
Информационная карта урока:
Тема урока: Основной принцип русской орфографии.
Фонетические и традиционные написания.
Место урока в учебном плане: урок контроля теоретических и практических компетенций
Цель: проверка орфографических компетенций в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ
Задачи:
Оборудование: учебник В.Ф. Грекова, сборники экспресс-тестов, перфокарты, сборники заданий ЕГЭ
План урока:
1. Организационный момент
2. Орфографическая разминка
3. Анализ теоретического материала
4. Практическая работа учащихся
5. Контрольные тесты (задания А к ЕГЭ)
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение цели и темы урока.
Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
1. од...леть 11. прелес...ный
2. выст...ять 12. лес...ница
3. угр...жать 13. крепос...ной
4. раск...лоть 14.праз..нично
5. погл...щать 15. безмол...ствовать
6. раск..лить 16. без...мянный
7. уг...дить 17. нар...стать
8. обв...нчать 18. прокл...мация
9. вообр...жать 19. св...детель
10 посв...щение 20. зап...р
Учащиеся самостоятельно читают параграф 16 учебника В.Ф. Грекова.
Анализ теоретического материала. Вопросы:
1. Что изучает орфография?
2. В чём заключается суть морфологического принципа русской орфографии?
3. Какие написания являются отступлениями от морфологического принципа?
Задание: распределите орфограммы в соответствие с принципами русской
орфографии
Морфологический принцип |
Фонетический принцип |
Традиционное написание |
Выполнение заданий №3 и №4 на стр. 34 сборника Экспресс -тестов
Содержание заданий экспресс-тестов
№ 3. Подчеркните слова-исключения
№ 4. Какой это случай: слово с проверяемой безударной гласной(1); слово с непроверяемой гласной (2); слово с чередующейся гласной (3).
Задание выполняется на перфокартах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.