Методическая разработка урока по теме «Русской речи государь под названием Словарь»
Оценка 5

Методическая разработка урока по теме «Русской речи государь под названием Словарь»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +2
4 кл—7 кл
16.01.2020
Методическая разработка урока по теме  «Русской речи государь под названием Словарь»
Актуальность проведения урока по теме «Словари – наши помощники» заключается в формировании у обучающихся представлений о существовании различных типов словарей и умений ими пользоваться. В 6 классе предполагается изучение функционирования лексических единиц. На этом этапе школьники знакомятся с группами слов, ограниченных сферой употребления, такими, как профессиональные и диалектные слова, а благодаря изучению устаревших слов и неологизмов получают представление о путях формирования и процессах развития словарного состава русского языка. Заключительным этапом данного раздела является урок, связанный с изучением словарей. Обогащение словарного запаса, умение пользоваться различными лингвистическими словарями - одно из требований Госстандарта. Работа со словарями направлена на открытие широких возможностей не только для закрепления навыков обучающихся в этой области, но и на формирование расширенных и углублённых представлений о лексическом богатстве родного языка. Новизна разработки заключается в том, что действия, направленные на изучение словарей, способствуют обогащению словарного запаса обучающегося, формированию умений в случае необходимости обращаться к словарю, а также повышению общей культуры. Поскольку в основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит система работы обучающихся со справочной литературой, то целью данной методической разработки может являться предоставление опыта работы со словарями в 6 классе на уроке русского языка. Планируемые результаты: обучающиеся должны знать, что такое словарь, типы словарей, что представляет собой словарная статья, лексическое значение, что можно узнать из словарной статьи; обучающиеся должны уметь работать со словарной статьей, определять лексическое значение слова, строить свое высказывание в соответствии с нормами языка. Содержание методической разработки связано и с другими учебными предметами. Фрагментарно её можно применять во внеклассной работе.
Русской речи государь под названием Словарь. .docx

Методическая разработка урока для 6 класса по теме

«Русской речи государь под названием Словарь»

 

Содержание

Введение …………………..………………………………………………...3

Основная часть ……………………………………………………………..4

Ход урока …………………………………………………………………...5

Заключение …………………………………………………………………9

Список источников ……………………………………………………….10


 

Введение

Актуальность  проведения урока по теме «Словари – наши помощники» заключается в формировании у обучающихся представлений о существовании различных типов словарей и умений ими пользоваться.

В 6 классе предполагается изучение функционирования лексических единиц. На этом этапе школьники знакомятся с группами слов, ограниченных сферой употребления, такими, как профессиональные и диалектные слова, а благодаря изучению устаревших слов и неологизмов получают представление о путях формирования и процессах развития словарного состава русского языка. Заключительным этапом  данного раздела является урок, связанный с изучением словарей.

Обогащение словарного запаса, умение пользоваться различными лингвистическими словарями - одно из требований Госстандарта. Работа со словарями направлена на открытие широких возможностей не только для закрепления навыков обучающихся в этой области, но и на формирование расширенных и углублённых представлений о лексическом богатстве родного языка.

Новизна разработки заключается в том, что действия, направленные на изучение словарей, способствуют обогащению словарного запаса обучающегося, формированию умений в случае необходимости обращаться к словарю, а также повышению общей культуры.

Поскольку в основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит система работы обучающихся со справочной литературой, то целью данной методической разработки может являться предоставление опыта работы со словарями в 6 классе на уроке русского языка.

Планируемые результаты: обучающиеся должны знать, что такое словарь, типы словарей, что представляет собой словарная статья, лексическое значение, что можно узнать из словарной статьи; обучающиеся должны уметь работать со словарной статьей, определять лексическое значение слова, строить свое высказывание в соответствии с нормами языка.

Содержание методической разработки связано и с другими учебными предметами. Фрагментарно её можно применять во внеклассной работе.


 

Основная часть.

Класс: 6.

Тема урока: Русской речи государь под названием Словарь.

Тип урока: урок развития речи.

Цель: познакомить обучающихся с видами словарей и правилами их использования.

Задачи:

Воспитывающая: воспитание любви к русскому языку, показ с помощью словарей его неисчерпаемые богатства; бережное отношение к слову, расширение жизненные познания детей.

Обучающая: знакомство обучающихся со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, совершенствование умения работы со словарями разных типов, содействие к проявлению интереса к словам и словарям.

Развивающая: развитие познавательной, коммуникационной и творческой компетенции; активизация  самостоятельной  деятельность обучающихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала.

Формы работы: в группах, индивидуальная, парная, фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы контроля: взаимоконтроль, контроль учителя, самоконтроль.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданием, словари.


 

Ход урока

Организационный этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Займите свои места.

Нам звонок дает сигнал:

Поработать час настал.

Тратить время зря не будем,

И к работе мы приступим.

Актуализация

«Собираем по крупицам». Ребята, что вы видите на столе? (сундучок) Как вы думаете, что может быть внутри него? Здесь, оказывается, секретный замок. Мы его сможем открыть, если из рассыпанных слов верно составим предложение.

Слова для справок: ж..зни, знаний, и, мудр…сти, пам…ти, Сл…в…ри, хр…нители, ч…ловеческой. (Словари – хранители памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой).

- Вы справились с задачей? Что у вас получилось? (Дети зачитывают полученное предложение)

- Подчеркните вставленные буквы, определите, в какой морфеме они находятся. Объясните написание. (Работа в парах).

Обменяйтесь тетрадями и проверьте, как выполнил эту работу ваш сосед. (Взаимопроверка)

- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи. Проверка. Объясните постановку знака препинания.

- Молодцы! Вы справились с работой. Предложение составлено. Замочек открыт. Но я не буду спешить открывать сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит? А ответить на вопрос вам поможет записанное вами предложение. (Словарь).

- Молодцы, вы совершенно правы.

- Сформулируйте тему нашего урока. (ответы детей)

- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Словари – наши помощники». Слайд

- Одна пословица гласит: «Одна книга тысячи людей учит». Вокруг все твердят: «Словари – наши друзья и помощники». Какую же помощь они оказывают? В чём заключается их польза? (словари помогают нам не только верно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из различных областей науки, техники, литературы и искусства)

- На уроке нам предстоит познакомиться со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, а также выполнять упражнения, направленные на обучение работы со словарем.\

Работа по теме урока.

Перед вами текст стихотворения. Прочитайте его про себя. Слайд

Вспыхает небо, разбужая ветер

Проснувший гомон птичьих голосов.

Проклинывая все на белом свете

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша.

- Ребята, что вы можете сказать об этом стихотворении? (В нем много ошибок). Для того чтобы правильно написать то или иное слово к чему нам необходимо обратиться? (к орфографическому словарю.) Какой орфографический словарь вам известен? (Самыми известными являются словари под редакцией Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова, С. Г. Бархударова, Д. Э. Розенталя.) Слайд.

Проверка работы. Давайте заглянем в орфографический словарь и исправим ошибки.

-А сейчас мы обратимся к диалогу.

Ученик (читает). В современных эхолотах используют ультразвук, который распространяется в воде со скоростью 1500м в секунду. Эхолот, эхолот… Да что же это такое?

Ученик (звонит маме): Мама, привет! У меня тут в параграфе по физике слово «эхолот», ты не знаешь что это такое? ... Нет, не знаешь … И я не знаю. Да, сейчас позвоню Ване.

(Звонит по телефону)

Ученик: Ваня, привет! Ты читал физику? Нет? Открой параграф 77, там слово такое, «эхолот», ты знаешь, что оно значит? Не знаешь? А что ты вообще знаешь? Кому позвонить? Жегову? А, Ожегову. Стоп, какому Ожегову?

- Ребята, а вы знаете кто такой Ожегов? (да) Так кто же это?  (Это создатель толкового однотомного «Словаря русского языка»).

- А для чего нужен толковый словарь? (Толковый словарь объясняет значения слов и их употребление). Ребята, а какие авторы толковых словарей вам еще известны? (Даль, Ушаков, Шведова)

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=402180106-43-72          http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=145568867-48-72    http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=373476177-70-72   http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=196868664-64-72

- Молодцы! А сейчас давайте поможем мальчику и найдем значение слова «Эхолот» (работа со словарем, запись слова и его значения).

- Нужно не только понимать значение слов, чтобы правильно их употреблять, но и правильно произносить слова. Я приглашаю вас стать образцовым диктором, речь которых правильная и точная. Кто будет вашим помощником? (орфоэпический словарь)

Задание. Расставьте правильно ударение в словах.

БаловАть, включИшь, диалОг, звонИшь, катаОг, красИвее, облегчИть, прИнял, свЁкла, тОрты, щавЕль.

- Обменяйтесь тетрадями. Давайте проверим работы. Слайд

- Сегодня я встретила Вову из 6 класса,  он был очень веселый. На мой вопрос: почему он такой веселый?», он ответил: «после неподготовленного домашнего задания по математике, я вышел «сухим из воды». Что вы можете сказать о его высказывании? (Мальчик использовал фразеологический оборот) А что это такое? (Фразеологический оборот – это устойчивое сочетание слов, значение которого употреблено в переносном смысле. Слова в нем нельзя изменить, менять местами, иначе изменится смысл всего высказывания. Например: рукой подать – близко, бок о бок – рядом, на скорую руку – быстро. Для определения значения фразеологического оборота необходимо использовать фразеологический словарь русского языка под редакцией В.П. и А.В. Жуковых)

- Определить значение фразеологизмов и их происхождение. Слайд

бить баклуши –

верста коломенская

крокодиловы слезы –

с гулькин нос –

точить лясы

Работа в парах. - Молодцы, ребята. А сейчас вам необходимо составить табличку: фразеологический оборот и лексическое значение. Слайд

Система оценивания (СЛАЙД): «5» – слово в слово, «4» – 1 ошибка, «3» – 2 ошибки. Оцените свою работу и поставьте оценку. После урока вы сдадите тетради, и я проверю и оценю вашу объективность.

Физкультминутка. http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

- Сегодня у нас один гость – некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь.

Выходит господин: «Хелло! Леди и джентельмены! Я – блестящий денди, самый модный, самый современный! Какой стильный у меня костюм: классные джинсы, модный пиджак, убойные бутсы. Но в России так холодно! Поэтому на мне джемпер, кашне. Правда, я забыл свой саквояж. В нем еще много разной одежды: и жилет, и жабо, и сабо. И разные аксессуары».

- Ой-ой, ребята! Как же сложно понять нашего гостя. Что за денди, что за сабо? (Так это иностранные слова) молодцы! А какой словарь расскажет из какого языка пришло это слово и каково его лексическое значение? (Словарь иностранных слов).

- Давайте представим себя в роли Переводчиков.

- Объясните значение иноязычных слов, определите из каких языков заимствованы слова.

Аксессуар, бутсы, галантный, денди, джемпер, джентльмен, джинсы, кашне, пиджак, саквояж.

- Читая этот словарь, вы узнаете, каково строение слова, по каким законам он жило и живёт, какие с ними происходили изменения. Какой это словарь? (этимологический).

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=101471901-65-72http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=487433524-71-72http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=135544046-71-72http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=360432773-43-72

- В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: хорошо это или плохо? Ещё рано или уже поздно? На улице тепло или холодно? Сыт ты или голоден? Если хочешь узнать, какие есть в русском языке «слова-враги», куда нужно заглянуть? (в словарь антонимов).

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=248767264-53-72    http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=485263700-29-72  http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=218589666-29-72  http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=392104660-64-72 

- Все верно, ребята. С помощью антонимов писатели часто создают выразительные заголовки произведений, например: «Война и мир», «Толстый и тонкий».

- А если открыть его, то можно увидеть слова, близкие по значению, слова – друзья (словарь синонимов).

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=165504312-65-72http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=472910647-16-72http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=23258919-31-72

- Молодцы, ребята! Синонимы делают речь не только правильной, но и яркой, выразительной.

Общая рефлексия деятельности (итог урока) (3 минуты).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Какую цель мы ставили? (ответы детей)

- Удалось ли нам справиться с поставленной задачей? (да)

- Вы все сегодня поработали на славу! Мне бы хотелось, чтобы вы высказали своё мнение об уроке фразой начинающейся словами: Слайд

              я узнал…

              было интересно…

              было трудно…

              я выполнял задания…

              теперь я могу…

              я почувствовал, что…

              я приобрел…

              я научился…

              у меня получилось …

              я смог…

              мне захотелось…

Я надеюсь, что вы будете стремиться к обогащению своей речи новыми словами и фразеологизмами. У вас впереди большое поле деятельности.

Домашнее задание. В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой?

Ответьте на этот вопрос письменно. Это будет вашим домашним заданием.


 

Заключение

  процессе    работы  над  словарными  словами  у  учеников  формируются  следующие

универсальные учебные действия (УУД

  процессе    работы  над  словарными  словами  у  учеников  формируются  следующие

универсальные учебные действия (УУД

  процессе    работы  над  словарными  словами  у  учеников  формируются  следующие

универсальные учебные действия (УУД

В соответствии с требованиями ФГОС ООО на уроках русского языка внимание уделяется работе обучающихся со справочной литературой.

Методическая разработка «Русской речи государь под названием Словарь» поможет учителям по разным УМК интересно и эффективно организовать работу со словарными статьями на уроках русского языка и внеклассной работе по предмету.

В результате работы у обучающихся формируются следующие УУД:

Личностные: оценивание ситуации на уроке с точки зрения важности образования; положительное отношение к обучению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствование имеющиеся;

Регулятивные: обнаруживание и формулирование учебной проблемы совместно с учителем, принятие и сохранение учебной задача, планирование (совместно с учителем и одноклассниками) необходимых действий, операций, действия по плану;

Познавательные: анализ, сравнение, квалификация и обобщение фактов и явлений;

Коммуникативные: слушание и ответ на вопросы других, формулирование собственных мыслей, высказывание своей точки зрения, аргументация; совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, обучение принимать точку зрения других.

 


Список источников

Жуков В.П. и Жуков А.В.. Фразеологический словарь русского языка. - М., 2011.

Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М., 2006.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. - М., 2006.

www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

http://www.gramota.ru/slovari/types/17_26

 

Методическая разработка урока по теме «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме  «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме  «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме  «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме  «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме  «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме  «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме  «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме  «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме «Русской речи государь под названием Словарь»

Методическая разработка урока по теме  «Русской речи государь под названием Словарь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020