Краткая аннотация
Данный урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя существительное» курса «Русский язык», тесно связан с предыдущими уроками и направлен на изучение правописания имён существительных. В основе урока заложен системно-деятельностный подход. Он обеспечивает включение учащихся в учебную деятельность, в ходе которой они имеют возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действия, определённых ФГОС НОО. Содержание учебного материала соответствует принципам научности, доступности, связи с жизнью, практической направленности обучения. В течение всего урока соблюдается принцип непрерывности: результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. В ходе урока реализуется «двуполушарный подход» в обучение. Практическая реализация «двуполушарности» в процессе обучения осуществляется педагогом через включение графических элементов, образов, цвета, художественной подачи учебного материала (методические картинки, наглядные пособия, которые помогают мягко и в то же время глубоко войти в любое понятие). Логический подход реализуется в осмыслении и анализе образного материала. Таким образом, одновременно активизируется работа обоих полушарий; это ведет к более глубокому осмыслению учебного материала. Благодаря «двуполушарному подходу в обучении», обеспечивается так называемый эффект «объемного видения»: тема или понятие гармонично сочетаются через логический и образный тип восприятия и мышления.
Предмет Русский язык
Учитель Крукович Наталья Владимировна
Класс 2
Тема урока Правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цель: усвоение учащимися правила правописания мягкого знака на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих
Планируемые результаты:
1. Предметные:
-сформулировать правило о правописании мягкого знака на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих;
-сформировать навыки правописания имен существительные с мягким знаком на конце после шипящих.
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, критического мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу.
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать «командный дух», «чувство локтя», стремление к сотрудничеству и взаимопомощи.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения и открытия новых знаний.
- Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения и открытия новых знаний.
2.Этап формулирования темы и цели.
- Любите ли вы загадки? (да)
- У меня в сундучке находится буква, название которой в старославянском языке звучало, как «ерь». Сейчас это 30-я буква в нашем алфавите. Какая буква у меня в сундучке? (буква ь). Эта буква сегодня будет нашей гостьей.
- Говорят, что буква мягкий знак - талантливая буква, которая умеет исполнять различные роли. Почему? (не обозначает звук, обозначает мягкость согласных звуков, бывает разделительным.)
-Буква мягкий знак к вам пришла сегодня не одна, а со словами.
Сундучок со словами (слова на карточках):
СЕМЬЯ УМЕНЬЕ ЛОЖЬ ВЕЩЬ ПОЛЬЗА УЧЕНЬЕ УЧИТЕЛЬ ГУСЬ
- Почему наша гостья предлагает вам эти слова? (слова с мягким знаком).
-Вспоминая работу, которую мягкий знак выполняет в словах, разделите слова на группы?
(1гр.- им. сущ. с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных;
2 гр. - им. сущ. с разделительным мягким знаком).
-Все согласны?
-Ребята, а как же нам быть с оставшимися словами? Почему мы не можем поместить их ни в один из столбиков?
-Может Ь знак в этих словах выполняет функцию разделения?(нет)
-Если я закрою ь знак, что произойдет с произношением данных слов? Прочитайте, (ничего)
-Нужен ли Ь знак для обозначения мягкости? (нет, звук Ч всегда мягкий, звук Ж- всегда твердый).
-Какая проблема у нас возникла? Почему мы не можем записать эти слова ни в один из столбиков?(мы не знаем, на что указывает мягкий знак в слове, не знаем еще одной роли Ь знака).
-Давайте внимательно рассмотрим оставшиеся слова?
-Что у них общего ? (имя сущ.)
-Что можете сказать о числе этих имен существительных? (ед. число)
-Прочитайте ещё раз эти имена существительные.
-Правильно назвать звуки, которые мы произносим в конце этих имен существительных , вам поможет картинка.
Демонстрируется изображение 2 картинок: девочки и гуся.
-Как вы думаете, почему?
- Какие шипящие звуки вы знаете? Произнесите!
-А я знаю еще слова, которые оканчиваются на шипящий:
ПЛАЩ, НОЖ, МАЛЫШ, МЕЧ. (У меня слова на карточках, я их прикрепляю к доске.)
-Что заметили в написании этих лов? ( в одних есть мягкий знак, а в других - нет)
- Разделите их на две группы.
-На самом деле, среди данных имен существительных есть такие слова, в которых пишется мягкий знак, а есть слова, в которых мягкий знак не пишется.
-Есть ли у вас желание выяснить, в каких словах нужно писать мягкий знак , а в каких нет? (да)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Вам поможет эпиграф:
« Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих»
(Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих-,)
- Тема нашего урока - Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
Открываю тему урока на доске.
-Чему мы должны научиться на уроке? Предположите.
Ø Итак, Слайд
Ø Научиться писать имена существительные с мягким знаком на кон не после шипящих;
Ø Сформулировать правило о правописании мягкого знак после шипящих в именах существительных женского рода, единственного числа
Ø Узнать о новой роли мягкою знака
3. Выявление места и причин затруднения.
На доске:
ЛОЖЬ ПЛАЩ
РЕЧЬ НОЖ
ВЕЩЬ МАЛЫШ
МЫШЬ МЕЧ
-Посмотрите внимательно на столбики слов. Назовите те признаки, которые объединяют все эти слова (имена существительные ,в ед. числе, оканчиваются на шипящий звук)
-А чем слова в этих столбиках отличаются?(род имен существительных)
-Давайте укажем род имен существительных в каждом столбике.
-Для этого я предлагаю вам воспользоваться картинками. Какая из картинок укажет на женский род, а какая на мужской? ( Картинка с изображением мальчика и девочки)
-Что заметили? Как вы думаете, от чего зависит, нужно ли писать мягкий знак на конце таких слов? (от женского рода)
4. Построение проекта и решение проблемы.
-Найдите среди картинок на доске те, которые помогут нам сформулировать правило о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных. ( это картинки с изображением девочки и гуся )
- Что обозначает гусь?(все слова оканчиваются па шипящие)
-А девочка? (напоминает нам о признаке женского рода).
-Сколько девочек на картинке? Если девочка одна, то речь идет о существительном единственного или множественного числа?
-Сформулируйте своими словами «твердое правило о правописании мягкого знака». -Попробуйте привести свои примеры. (на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих пишется мягкий знак)
- Молодцы, вы сделали настоящее открытие о правописании мягкого знака на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих.
- Где мы можем проверить правильность своего правила? (в учебнике)
Читаем правило. На конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, мощь.
- Ребята, поднимите руки те, кто уже запросто может повторить правило из учебника, Конечно, так быстро его запомнить - непростая задача.
- Но у меня есть зашифрованное правило и тот, кто его разгадает, избежит « ловушек» при письме.
- Рассмотрите его внимательно. Какая информация в нем заложена?
На экране изображение правила - алгоритма. Читаю алгоритм сама, вожу указкой по алгоритму:
-Если перед нами имя существительное с шипящим на конце, то мне надо узнать, женского ли оно рода. Почему? Если женского, то мягкий знак пишется, если мужского, то – нет.
5. Реализация сформированной модели. Пробное учебное действие.
Работа с учебником.
- Выполним 52 упражнение из учебника на стр.31. Задание выполним частично.
- Прочитайте пословицы. Объясните смысл одной, наиболее понравившейся.
Речь вести - не лапти плести. Рожь поспела - берись за дело. Ложь человека не красит. Умный товарищ - половина пути. Всякая вещь хороша на своём месте.
- Объясните написание выделенных слов, пользуясь удобной для вас подсказкой: картинка, правило из учебника или правило – алгоритм. (Выполнение задания устно)
-Устали? Отдохнем?
6. Физкультминутка
- На экране будут появляться изображения предметов, названия которых заканчиваются на шипящий звук, если пишется мягкий знак, то хлопаем, если нет, то не хлопаем: ёрш, полночь, клич, сыч, мышь, карандаш, чиж, дрожь, пейзаж, плач, грач, молодёжь, рожь.
- Ребята, а можно ли сказать, что мягкий знак на конце имен существительных после шипящих – это орфограмма.(да)
- Почему? (нужно выбирать правильное написание)
-Кто из вас, пользуясь удобной для него подсказкой сможет еще раз сформулировать правило о правописании новой орфограммы?
7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самоконтролем.
-Молодцы, справились с заданием. Попробуем свои силы в более сложном задании. У вас на партах лежат конверты с заданиями. Возьмите желтую карточку. Что нужно сделать?
- Проверьте правильно ли выполнили задание. Самопроверка па слайду.
- Оцените свою работу с помощью солнышек.
- Знаете, ребята, мне сегодня очень понравилась пословица о товарище. С другом всегда легче преодолевать трудности, я думаю, следующее задание в паре будет этому подтверждением.
8.Работа в паре.
-У вас на столах лежат розовые карточки с заданием. Прочитайте задание. Расскажите, что нужно сделать?
-Допишите, если необходимо, в словах мягкий знак. В каждом столбике есть «лишнее» слово. Вычеркните его. Объясните свой выбор.
- Проверка. Какое слово вычеркнули и почему?
- Оцените свою работу в паре с помощью солнышек. Отметьте то солнышко, которое соответствует вашей оценке своей работы.
-О каком правиле помнили, выполняя это задание? Что вам больше помогало выбирать правильное написание слов картинка или схема? А может кто-то обращался за помощью к правилу в учебнике?
- Молодцы. Я вижу, что вы научились правописанию мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце.
9. Работа в группе.
- Знаете, ребята, мне вдруг очень захотелось услышать сказку о мягком знаке. А вам? (да)
- Поможете мне её составить?
- Мы будем работать в группах и прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе:
1. Работаем дружно.
2. Уважай своего товарища.
3. Умей каждого выслушать.
4. Не согласен – предлагай!
Класс делю на 5 групп. Каждой группе даю часть сказки, в которую по смыслу нужно вставить слова,
Обложку прикрепляю после прочтения всей сказки . |
|
Группа1
|
|
Группа2 |
|
Группа3 |
|
Группа4 |
|
Группа5 |
|
-Проверим правильность выполненного задания способом карусель. По звонку колокольчика группы сейчас поменяются по кругу местами и проверят, правильно ли задание выполнила другая группа, а затем по звонку вернутся обратно.
- Готовы?
Проверка – «карусель»
- Обнаружили ли ошибки ? Оцените работу в группе с помощью солнышек.
- А сейчас из каждой команды к доске выйдет один ученик и представит свою часть сказки.
- А как вы считаете, закончена ли эта сказка?
Каким может быть ее продолжение?
Читаю конец сказки, оформляю как книжку.
- Однако, вернемся к началу урока. Вопрос о новой роли мягкого знака остался у нас без ответа.
-Какова роль мягкого знака в именах существительных единственного числа оканчивающихся на шипящий?
Выберите верное, на ваш взгляд, утверждение:
1-мягкий знак является разделительным
2-обозначает на письме мягкость согласного
3-указывает на женский род имен существительных
- Правильно, мягкий знак в этих словах указывает на женский род имен существительных. -Это связано еще со старославянской письменностью и как традиция сохранилось до наших дней .
-Как все девочки любят украшать себя бантиками, так и имена существительные женского рода украшают себя мягким знаком.
Добавляю мягкий знак в форме бантика на косичку изображения девочки)
10.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Подведём итог. Что вы запомнили о правописании имен существительных с шипящими на конце?
- Выберите одно из утверждений и продолжите его:
- Что вы запомнили о правописании имен существительных с шипящими на конце?
- Ребята, а у кого из вас после оценивания своих работ получились вот такие солнышки? Учитываем и результат парной и групповой работ. Поднимите руки. А такие …?
|
|
- Молодцы, вы очень хорошо поработали на уроке!
- Выберите одно из утверждений и продолжите его.
- У нас на партах остался нераспечатанный конверт. Откройте его. В нем 2 карточки. Положите их перед собой. Выберите и покажите ту, которая выражает ваше ощущение от сегодняшнего урока.
|
|
- Спасибо за сотрудничество. Мне с вами было очень интересно работать, на память о сегодняшнем уроке вам останется сказка о мягком знаке. Урок закончен.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.