Методическая разработка урока русского языка по теме: "Правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
07.11.2021
Методическая разработка урока русского языка по теме: "Правописание мягкого знака  на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих"
Данный урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя существительное» курса «Русский язык», тесно связан с предыдущими уроками и направлен на изучение правописания имён существительных. В основе урока заложен системно-деятельностный подход. Он обеспечивает включение учащихся в учебную деятельность, в ходе которой они имеют возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действия, определённых ФГОС НОО. Содержание учебного материала соответствует принципам научности, доступности, связи с жизнью, практической направленности обучения. В течение всего урока соблюдается принцип непрерывности: результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. В ходе урока реализуется «двуполушарный подход» в обучение. Практическая реализация «двуполушарности» в процессе обучения осуществляется педагогом через включение графических элементов, образов, цвета, художественной подачи учебного материала (методические картинки, наглядные пособия, которые помогают мягко и в то же время глубоко войти в любое понятие). Логический подход реализуется в осмыслении и анализе образного материала. Таким образом, одновременно активизируется работа обоих полушарий; это ведет к более глубокому осмыслению учебного материала. Благодаря «двуполушарному подходу в обучении», обеспечивается так называемый эффект «объемного видения»: тема или понятие гармонично сочетаются через логический и образный тип восприятия и мышления.
Методическая разработка урока русского языка.docx

Краткая аннотация

       Данный  урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя существительное» курса  «Русский язык», тесно связан с предыдущими уроками и направлен на изучение правописания имён существительных. В основе урока заложен  системно-деятельностный подход.  Он обеспечивает  включение учащихся в учебную деятельность,  в ходе которой они имеют возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действия, определённых ФГОС НОО. Содержание учебного материала соответствует принципам научности, доступности, связи с жизнью, практической направленности обучения.  В течение всего урока соблюдается  принцип непрерывности: результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. В ходе урока реализуется «двуполушарный подход»  в обучение. Практическая реализация «двуполушарности» в процессе обучения осуществляется педагогом через включение графических элементов, образов, цвета, художественной подачи учебного материала (методические картинки, наглядные пособия, которые помогают мягко и в то же время глубоко войти в любое понятие). Логический подход реализуется в осмыслении и анализе образного материала. Таким образом, одновременно активизируется работа обоих полушарий; это ведет к более глубокому осмыслению учебного материала. Благодаря «двуполушарному подходу в обучении», обеспечивается  так называемый эффект «объемного видения»: тема или понятие гармонично сочетаются через  логический и образный  тип восприятия и мышления.

Предмет  Русский язык

Учитель  Крукович Наталья Владимировна

Класс  2

Тема урока  Правописание мягкого знака  на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих

Тип урока  Урок открытия новых знаний

Цель: усвоение учащимися правила правописания мягкого знака  на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих

Планируемые результаты:

1.     Предметные:

-сформулировать правило о правописании мягкого знака на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих;

-сформировать навыки правописания   имен существительные с мягким знаком на конце после шипящих.

2. Метапредметные:

 а) познавательные УУД:

-развитие внимания, критического мышления , зрительной памяти учащихся.

 б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

  в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу.

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать «командный дух», «чувство локтя», стремление к сотрудничеству и взаимопомощи.

Ход урока

 

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, Пусть сегодняшний урок принесёт  нам радость общения и  открытия новых знаний.

- Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения и открытия новых знаний.

2.Этап формулирования темы и цели.

- Любите ли вы загадки? (да)

- У меня в сундучке находится буква, название которой в старославянском языке звучало, как «ерь». Сейчас это 30-я буква в нашем алфавите. Какая буква у меня в сундучке? (буква ь). Эта буква сегодня будет нашей гостьей.

- Говорят, что буква мягкий знак - талантливая буква, которая умеет исполнять различные роли. Почему? (не обозначает звук, обозначает мягкость согласных звуков, бывает разделительным.)

-Буква мягкий знак к вам пришла сегодня не одна, а со словами.

 Сундучок  со словами (слова на карточках):

СЕМЬЯ   УМЕНЬЕ   ЛОЖЬ  ВЕЩЬ  ПОЛЬЗА  УЧЕНЬЕ  УЧИТЕЛЬ  ГУСЬ

- Почему наша гостья предлагает вам эти слова? (слова с мягким знаком).

-Вспоминая  работу, которую мягкий знак выполняет  в словах, разделите слова на группы?

(1гр.- им. сущ. с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных;

2        гр. - им. сущ. с разделительным мягким знаком).

-Все согласны?

-Ребята, а как же нам быть с оставшимися словами? Почему мы не можем поместить их ни в один из столбиков?

-Может Ь знак в этих словах выполняет функцию разделения?(нет)

-Если я закрою ь знак, что произойдет с произношением данных слов? Прочитайте, (ничего)

-Нужен ли Ь знак для обозначения мягкости? (нет, звук Ч всегда мягкий, звук Ж- всегда твердый).

-Какая проблема у нас возникла? Почему мы не можем записать эти слова ни в один из столбиков?(мы не знаем, на что указывает мягкий знак в слове, не знаем еще одной роли Ь знака).

-Давайте внимательно рассмотрим оставшиеся слова?

-Что у них общего ? (имя сущ.)

-Что можете сказать о числе этих имен существительных? (ед. число)

-Прочитайте ещё раз эти имена существительные.

-Правильно назвать звуки, которые мы произносим в конце этих имен существительных , вам поможет картинка. 

Демонстрируется изображение 2  картинок: девочки и  гуся.

-Как вы думаете, почему?

- Какие шипящие звуки вы знаете? Произнесите!

-А я знаю еще слова, которые оканчиваются на шипящий:

ПЛАЩ, НОЖ, МАЛЫШ, МЕЧ. (У меня слова на карточках, я их прикрепляю к доске.)

-Что заметили в написании этих лов? ( в одних есть мягкий знак, а в других - нет)

- Разделите их на две группы.

-На самом деле, среди данных имен существительных есть такие слова, в которых пишется мягкий знак, а есть слова, в которых мягкий знак не пишется.

-Есть ли у вас желание выяснить, в каких словах нужно писать мягкий знак , а в каких нет? (да)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Вам поможет эпиграф:

« Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих»

(Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих-,)

- Тема нашего урока - Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Открываю тему урока на доске.

-Чему мы должны научиться на уроке? Предположите.

Ø  Итак,  Слайд

Ø  Научиться писать имена существительные с мягким знаком на кон не после шипящих;

Ø  Сформулировать правило о правописании мягкого знак после шипящих в именах существительных женского рода, единственного числа

Ø  Узнать о новой роли мягкою знака

   3. Выявление места и причин затруднения.

На доске:

ЛОЖЬ             ПЛАЩ

РЕЧЬ              НОЖ

ВЕЩЬ            МАЛЫШ

МЫШЬ       МЕЧ

-Посмотрите внимательно на столбики слов. Назовите те признаки, которые объединяют все эти слова (имена существительные ,в ед. числе, оканчиваются на шипящий звук)

-А чем слова в этих столбиках отличаются?(род имен существительных)

-Давайте укажем род имен существительных в каждом столбике.

-Для этого я предлагаю вам воспользоваться картинками. Какая из картинок укажет на женский род, а какая на мужской? ( Картинка с изображением мальчика и девочки)

-Что заметили? Как вы думаете, от чего зависит, нужно ли писать мягкий знак на конце таких слов? (от женского рода)

4. Построение проекта и решение проблемы.

 -Найдите среди картинок на доске те, которые помогут нам сформулировать правило о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных. ( это картинки с изображением девочки и гуся )

- Что обозначает  гусь?(все слова оканчиваются па шипящие)

-А девочка? (напоминает нам о признаке женского рода).

-Сколько девочек на картинке? Если девочка одна, то речь идет о существительном единственного или множественного числа?

-Сформулируйте своими словами «твердое правило о правописании мягкого знака». -Попробуйте привести свои примеры. (на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих пишется мягкий знак)

- Молодцы, вы сделали настоящее открытие о правописании мягкого знака на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих.

- Где мы можем проверить правильность своего правила? (в учебнике)

Читаем правило. На конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, мощь.

- Ребята, поднимите руки те, кто уже запросто может повторить правило из учебника, Конечно, так быстро его запомнить - непростая задача.

- Но у меня есть зашифрованное правило и  тот, кто его разгадает, избежит « ловушек» при письме.

- Рассмотрите его внимательно. Какая информация в нем заложена?

На экране изображение правила - алгоритма. Читаю алгоритм сама, вожу указкой по алгоритму:

-Если перед нами имя существительное  с шипящим на конце, то мне надо узнать, женского ли оно рода. Почему? Если женского, то мягкий знак пишется, если мужского, то – нет.

5. Реализация сформированной модели. Пробное учебное действие.

Работа с учебником.

- Выполним  52 упражнение из учебника на стр.31. Задание выполним частично.

- Прочитайте пословицы. Объясните смысл одной, наиболее понравившейся.

Речь вести - не лапти плести. Рожь поспела - берись за дело. Ложь человека не красит. Умный товарищ - половина пути. Всякая вещь хороша на своём месте.

- Объясните написание выделенных слов, пользуясь удобной для вас подсказкой: картинка, правило из учебника  или правило – алгоритм. (Выполнение задания устно)

-Устали? Отдохнем?

6.  Физкультминутка

-  На экране будут появляться  изображения предметов, названия которых заканчиваются на шипящий звук, если пишется мягкий знак, то хлопаем, если нет, то не хлопаем: ёрш, полночь, клич, сыч, мышь, карандаш, чиж, дрожь, пейзаж, плач, грач, молодёжь, рожь.

- Ребята, а можно ли сказать, что мягкий знак на конце  имен существительных после шипящих – это орфограмма.(да)

- Почему? (нужно выбирать правильное написание)

-Кто из вас, пользуясь удобной для него подсказкой сможет еще раз сформулировать правило о правописании новой орфограммы?

7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самоконтролем.

-Молодцы, справились с заданием. Попробуем свои силы в более сложном задании. У вас на партах лежат конверты с заданиями. Возьмите желтую карточку. Что нужно сделать?

- Проверьте правильно ли выполнили задание. Самопроверка па слайду.

- Оцените свою работу с помощью солнышек.

- Знаете, ребята,  мне  сегодня очень понравилась пословица о товарище. С другом всегда легче преодолевать трудности, я думаю, следующее задание в паре будет этому подтверждением.

8.Работа в паре.

-У вас на столах лежат розовые карточки с заданием. Прочитайте задание. Расскажите, что нужно сделать?

-Допишите, если необходимо, в словах  мягкий знак.  В каждом  столбике   есть «лишнее»  слово. Вычеркните  его. Объясните  свой выбор.

- Проверка. Какое слово вычеркнули  и почему?

- Оцените свою работу в паре с помощью солнышек. Отметьте то солнышко, которое соответствует вашей оценке своей работы.

-О каком правиле  помнили, выполняя это задание? Что вам больше помогало выбирать правильное написание  слов картинка или схема? А может кто-то обращался за помощью к правилу в учебнике?

- Молодцы. Я вижу, что вы научились правописанию мягкого знака в именах существительных  с   шипящим звуком на конце.

9. Работа в группе.

- Знаете, ребята, мне вдруг очень захотелось услышать сказку о мягком знаке.  А вам? (да)

- Поможете мне её составить?

- Мы будем работать в группах  и прежде чем приступить  к работе, давайте вспомним правила работы в группе:

1.      Работаем дружно.

2.      Уважай своего товарища.

3.      Умей каждого выслушать.

4.      Не согласен – предлагай!

Класс делю на 5 групп.  Каждой  группе даю часть сказки, в которую по смыслу нужно вставить слова,

Обложку прикрепляю после прочтения всей сказки .

Группа1

 

Группа2

Группа3

Группа4

Группа5

 

-Проверим правильность выполненного задания способом  карусель. По звонку колокольчика  группы сейчас поменяются по кругу местами и проверят, правильно ли задание выполнила другая группа, а затем по звонку вернутся обратно.

- Готовы?

Проверка – «карусель»

- Обнаружили ли ошибки ? Оцените работу в группе с помощью солнышек.

- А сейчас из каждой команды к доске выйдет  один ученик и представит свою часть сказки.

- А как вы считаете, закончена ли эта сказка?

 Каким может быть ее продолжение?

Читаю конец сказки, оформляю как книжку.

- Однако, вернемся к началу урока.  Вопрос о новой роли мягкого знака остался у нас без ответа.

-Какова роль мягкого знака в именах существительных единственного числа оканчивающихся на шипящий?

Выберите верное, на ваш взгляд, утверждение:

1-мягкий знак является разделительным

2-обозначает на письме мягкость согласного

3-указывает на женский  род имен существительных

- Правильно, мягкий знак в этих словах указывает на женский  род имен существительных. -Это связано еще со старославянской письменностью и как традиция сохранилось  до наших дней .

-Как все девочки любят украшать себя бантиками, так и имена существительные  женского рода украшают себя  мягким знаком.

Добавляю мягкий знак в форме бантика на косичку изображения девочки)

10.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подведём итог.  Что вы запомнили о правописании имен существительных  с шипящими на конце?

- Выберите одно из утверждений и продолжите его:

- Что вы запомнили о правописании имен существительных с шипящими на конце?

- Ребята, а у кого из вас после оценивания своих работ получились вот такие солнышки? Учитываем  и результат парной и групповой работ. Поднимите руки. А такие …?

- Молодцы, вы очень хорошо поработали на уроке!

- Выберите одно из утверждений и продолжите его.

- У нас на партах остался нераспечатанный конверт. Откройте его. В нем 2 карточки. Положите их перед собой. Выберите и покажите ту, которая выражает ваше ощущение от сегодняшнего урока.

- Спасибо за сотрудничество. Мне с вами было очень интересно работать, на память о сегодняшнем уроке вам останется сказка о мягком знаке. Урок закончен.


 

Скачано с www.znanio.ru

Краткая аннотация Данный урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя существительное» курса «Русский язык», тесно связан с предыдущими уроками и направлен на изучение…

Краткая аннотация Данный урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя существительное» курса «Русский язык», тесно связан с предыдущими уроками и направлен на изучение…

УУД: - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; - формировать умения выполнять свои действия по образцу

УУД: - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; - формировать умения выполнять свои действия по образцу

Если я закрою ь знак, что произойдет с произношением данных слов?

Если я закрою ь знак, что произойдет с произношением данных слов?

Научиться писать имена существительные с мягким знаком на кон не после шипящих; Ø

Научиться писать имена существительные с мягким знаком на кон не после шипящих; Ø

Ребята, поднимите руки те, кто уже запросто может повторить правило из учебника,

Ребята, поднимите руки те, кто уже запросто может повторить правило из учебника,

Кто из вас, пользуясь удобной для него подсказкой сможет еще раз сформулировать правило о правописании новой орфограммы? 7

Кто из вас, пользуясь удобной для него подсказкой сможет еще раз сформулировать правило о правописании новой орфограммы? 7

Проверка. Какое слово вычеркнули и почему? -

Проверка. Какое слово вычеркнули и почему? -

Обложку прикрепляю после прочтения всей сказки

Обложку прикрепляю после прочтения всей сказки

Группа4 Группа5 -Проверим правильность выполненного задания способом карусель

Группа4 Группа5 -Проверим правильность выполненного задания способом карусель

Читаю конец сказки, оформляю как книжку

Читаю конец сказки, оформляю как книжку

Что вы запомнили о правописании имен существительных с шипящими на конце? -

Что вы запомнили о правописании имен существительных с шипящими на конце? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2021