Методическая разработка урока русского языка по теме: "Правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя существительное» курса «Русский язык», тесно связан с предыдущими уроками и направлен на изучение правописания имён существительных. В основе урока заложен системно-деятельностный подход. Он обеспечивает включение учащихся в учебную деятельность, в ходе которой они имеют возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действия, определённых ФГОС НОО. Содержание учебного материала соответствует принципам научности, доступности, связи с жизнью, практической направленности обучения. В течение всего урока соблюдается принцип непрерывности: результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. В ходе урока реализуется «двуполушарный подход» в обучение. Практическая реализация «двуполушарности» в процессе обучения осуществляется педагогом через включение графических элементов, образов, цвета, художественной подачи учебного материала (методические картинки, наглядные пособия, которые помогают мягко и в то же время глубоко войти в любое понятие). Логический подход реализуется в осмыслении и анализе образного материала. Таким образом, одновременно активизируется работа обоих полушарий; это ведет к более глубокому осмыслению учебного материала. Благодаря «двуполушарному подходу в обучении», обеспечивается так называемый эффект «объемного видения»: тема или понятие гармонично сочетаются через логический и образный тип восприятия и мышления.
Иконка файла материала Методическая разработка урока русского языка.docx

Краткая аннотация

       Данный  урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя существительное» курса  «Русский язык», тесно связан с предыдущими уроками и направлен на изучение правописания имён существительных. В основе урока заложен  системно-деятельностный подход.  Он обеспечивает  включение учащихся в учебную деятельность,  в ходе которой они имеют возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действия, определённых ФГОС НОО. Содержание учебного материала соответствует принципам научности, доступности, связи с жизнью, практической направленности обучения.  В течение всего урока соблюдается  принцип непрерывности: результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. В ходе урока реализуется «двуполушарный подход»  в обучение. Практическая реализация «двуполушарности» в процессе обучения осуществляется педагогом через включение графических элементов, образов, цвета, художественной подачи учебного материала (методические картинки, наглядные пособия, которые помогают мягко и в то же время глубоко войти в любое понятие). Логический подход реализуется в осмыслении и анализе образного материала. Таким образом, одновременно активизируется работа обоих полушарий; это ведет к более глубокому осмыслению учебного материала. Благодаря «двуполушарному подходу в обучении», обеспечивается  так называемый эффект «объемного видения»: тема или понятие гармонично сочетаются через  логический и образный  тип восприятия и мышления.

Предмет  Русский язык

Учитель  Крукович Наталья Владимировна

Класс  2

Тема урока  Правописание мягкого знака  на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих

Тип урока  Урок открытия новых знаний

Цель: усвоение учащимися правила правописания мягкого знака  на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих

Планируемые результаты:

1.     Предметные:

-сформулировать правило о правописании мягкого знака на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих;

-сформировать навыки правописания   имен существительные с мягким знаком на конце после шипящих.

2. Метапредметные:

 а) познавательные УУД:

-развитие внимания, критического мышления , зрительной памяти учащихся.

 б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

  в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу.

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать «командный дух», «чувство локтя», стремление к сотрудничеству и взаимопомощи.

Ход урока

 

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, Пусть сегодняшний урок принесёт  нам радость общения и  открытия новых знаний.

- Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения и открытия новых знаний.

2.Этап формулирования темы и цели.

- Любите ли вы загадки? (да)

- У меня в сундучке находится буква, название которой в старославянском языке звучало, как «ерь». Сейчас это 30-я буква в нашем алфавите. Какая буква у меня в сундучке? (буква ь). Эта буква сегодня будет нашей гостьей.

- Говорят, что буква мягкий знак - талантливая буква, которая умеет исполнять различные роли. Почему? (не обозначает звук, обозначает мягкость согласных звуков, бывает разделительным.)

-Буква мягкий знак к вам пришла сегодня не одна, а со словами.

 Сундучок  со словами (слова на карточках):

СЕМЬЯ   УМЕНЬЕ   ЛОЖЬ  ВЕЩЬ  ПОЛЬЗА  УЧЕНЬЕ  УЧИТЕЛЬ  ГУСЬ

- Почему наша гостья предлагает вам эти слова? (слова с мягким знаком).

-Вспоминая  работу, которую мягкий знак выполняет  в словах, разделите слова на группы?

(1гр.- им. сущ. с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных;

2        гр. - им. сущ. с разделительным мягким знаком).

-Все согласны?

-Ребята, а как же нам быть с оставшимися словами? Почему мы не можем поместить их ни в один из столбиков?

-Может Ь знак в этих словах выполняет функцию разделения?(нет)

-Если я закрою ь знак, что произойдет с произношением данных слов? Прочитайте, (ничего)

-Нужен ли Ь знак для обозначения мягкости? (нет, звук Ч всегда мягкий, звук Ж- всегда твердый).

-Какая проблема у нас возникла? Почему мы не можем записать эти слова ни в один из столбиков?(мы не знаем, на что указывает мягкий знак в слове, не знаем еще одной роли Ь знака).

-Давайте внимательно рассмотрим оставшиеся слова?

-Что у них общего ? (имя сущ.)

-Что можете сказать о числе этих имен существительных? (ед. число)

-Прочитайте ещё раз эти имена существительные.

-Правильно назвать звуки, которые мы произносим в конце этих имен существительных , вам поможет картинка. 

Демонстрируется изображение 2  картинок: девочки и  гуся.

-Как вы думаете, почему?

- Какие шипящие звуки вы знаете? Произнесите!

-А я знаю еще слова, которые оканчиваются на шипящий:

ПЛАЩ, НОЖ, МАЛЫШ, МЕЧ. (У меня слова на карточках, я их прикрепляю к доске.)

-Что заметили в написании этих лов? ( в одних есть мягкий знак, а в других - нет)

- Разделите их на две группы.

-На самом деле, среди данных имен существительных есть такие слова, в которых пишется мягкий знак, а есть слова, в которых мягкий знак не пишется.

-Есть ли у вас желание выяснить, в каких словах нужно писать мягкий знак , а в каких нет? (да)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Вам поможет эпиграф:

« Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих»

(Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих-,)

- Тема нашего урока - Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Открываю тему урока на доске.

-Чему мы должны научиться на уроке? Предположите.

Ø  Итак,  Слайд

Ø  Научиться писать имена существительные с мягким знаком на кон не после шипящих;

Ø  Сформулировать правило о правописании мягкого знак после шипящих в именах существительных женского рода, единственного числа

Ø  Узнать о новой роли мягкою знака

   3. Выявление места и причин затруднения.

На доске:

ЛОЖЬ             ПЛАЩ

РЕЧЬ              НОЖ

ВЕЩЬ            МАЛЫШ

МЫШЬ       МЕЧ

-Посмотрите внимательно на столбики слов. Назовите те признаки, которые объединяют все эти слова (имена существительные ,в ед. числе, оканчиваются на шипящий звук)

-А чем слова в этих столбиках отличаются?(род имен существительных)

-Давайте укажем род имен существительных в каждом столбике.

-Для этого я предлагаю вам воспользоваться картинками. Какая из картинок укажет на женский род, а какая на мужской? ( Картинка с изображением мальчика и девочки)

-Что заметили? Как вы думаете, от чего зависит, нужно ли писать мягкий знак на конце таких слов? (от женского рода)

4. Построение проекта и решение проблемы.

 -Найдите среди картинок на доске те, которые помогут нам сформулировать правило о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных. ( это картинки с изображением девочки и гуся )

- Что обозначает  гусь?(все слова оканчиваются па шипящие)

-А девочка? (напоминает нам о признаке женского рода).

-Сколько девочек на картинке? Если девочка одна, то речь идет о существительном единственного или множественного числа?

-Сформулируйте своими словами «твердое правило о правописании мягкого знака». -Попробуйте привести свои примеры. (на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих пишется мягкий знак)

- Молодцы, вы сделали настоящее открытие о правописании мягкого знака на конце имен существительных женского рода единственного числа после шипящих.

- Где мы можем проверить правильность своего правила? (в учебнике)

Читаем правило. На конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, мощь.

- Ребята, поднимите руки те, кто уже запросто может повторить правило из учебника, Конечно, так быстро его запомнить - непростая задача.

- Но у меня есть зашифрованное правило и  тот, кто его разгадает, избежит « ловушек» при письме.

- Рассмотрите его внимательно. Какая информация в нем заложена?

На экране изображение правила - алгоритма. Читаю алгоритм сама, вожу указкой по алгоритму:

-Если перед нами имя существительное  с шипящим на конце, то мне надо узнать, женского ли оно рода. Почему? Если женского, то мягкий знак пишется, если мужского, то – нет.

5. Реализация сформированной модели. Пробное учебное действие.

Работа с учебником.

- Выполним  52 упражнение из учебника на стр.31. Задание выполним частично.

- Прочитайте пословицы. Объясните смысл одной, наиболее понравившейся.

Речь вести - не лапти плести. Рожь поспела - берись за дело. Ложь человека не красит. Умный товарищ - половина пути. Всякая вещь хороша на своём месте.

- Объясните написание выделенных слов, пользуясь удобной для вас подсказкой: картинка, правило из учебника  или правило – алгоритм. (Выполнение задания устно)

-Устали? Отдохнем?

6.  Физкультминутка

-  На экране будут появляться  изображения предметов, названия которых заканчиваются на шипящий звук, если пишется мягкий знак, то хлопаем, если нет, то не хлопаем: ёрш, полночь, клич, сыч, мышь, карандаш, чиж, дрожь, пейзаж, плач, грач, молодёжь, рожь.

- Ребята, а можно ли сказать, что мягкий знак на конце  имен существительных после шипящих – это орфограмма.(да)

- Почему? (нужно выбирать правильное написание)

-Кто из вас, пользуясь удобной для него подсказкой сможет еще раз сформулировать правило о правописании новой орфограммы?

7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самоконтролем.

-Молодцы, справились с заданием. Попробуем свои силы в более сложном задании. У вас на партах лежат конверты с заданиями. Возьмите желтую карточку. Что нужно сделать?

- Проверьте правильно ли выполнили задание. Самопроверка па слайду.

- Оцените свою работу с помощью солнышек.

- Знаете, ребята,  мне  сегодня очень понравилась пословица о товарище. С другом всегда легче преодолевать трудности, я думаю, следующее задание в паре будет этому подтверждением.

8.Работа в паре.

-У вас на столах лежат розовые карточки с заданием. Прочитайте задание. Расскажите, что нужно сделать?

-Допишите, если необходимо, в словах  мягкий знак.  В каждом  столбике   есть «лишнее»  слово. Вычеркните  его. Объясните  свой выбор.

- Проверка. Какое слово вычеркнули  и почему?

- Оцените свою работу в паре с помощью солнышек. Отметьте то солнышко, которое соответствует вашей оценке своей работы.

-О каком правиле  помнили, выполняя это задание? Что вам больше помогало выбирать правильное написание  слов картинка или схема? А может кто-то обращался за помощью к правилу в учебнике?

- Молодцы. Я вижу, что вы научились правописанию мягкого знака в именах существительных  с   шипящим звуком на конце.

9. Работа в группе.

- Знаете, ребята, мне вдруг очень захотелось услышать сказку о мягком знаке.  А вам? (да)

- Поможете мне её составить?

- Мы будем работать в группах  и прежде чем приступить  к работе, давайте вспомним правила работы в группе:

1.      Работаем дружно.

2.      Уважай своего товарища.

3.      Умей каждого выслушать.

4.      Не согласен – предлагай!

Класс делю на 5 групп.  Каждой  группе даю часть сказки, в которую по смыслу нужно вставить слова,

Обложку прикрепляю после прочтения всей сказки .

Группа1

 

Группа2

Группа3

Группа4

Группа5

 

-Проверим правильность выполненного задания способом  карусель. По звонку колокольчика  группы сейчас поменяются по кругу местами и проверят, правильно ли задание выполнила другая группа, а затем по звонку вернутся обратно.

- Готовы?

Проверка – «карусель»

- Обнаружили ли ошибки ? Оцените работу в группе с помощью солнышек.

- А сейчас из каждой команды к доске выйдет  один ученик и представит свою часть сказки.

- А как вы считаете, закончена ли эта сказка?

 Каким может быть ее продолжение?

Читаю конец сказки, оформляю как книжку.

- Однако, вернемся к началу урока.  Вопрос о новой роли мягкого знака остался у нас без ответа.

-Какова роль мягкого знака в именах существительных единственного числа оканчивающихся на шипящий?

Выберите верное, на ваш взгляд, утверждение:

1-мягкий знак является разделительным

2-обозначает на письме мягкость согласного

3-указывает на женский  род имен существительных

- Правильно, мягкий знак в этих словах указывает на женский  род имен существительных. -Это связано еще со старославянской письменностью и как традиция сохранилось  до наших дней .

-Как все девочки любят украшать себя бантиками, так и имена существительные  женского рода украшают себя  мягким знаком.

Добавляю мягкий знак в форме бантика на косичку изображения девочки)

10.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подведём итог.  Что вы запомнили о правописании имен существительных  с шипящими на конце?

- Выберите одно из утверждений и продолжите его:

- Что вы запомнили о правописании имен существительных с шипящими на конце?

- Ребята, а у кого из вас после оценивания своих работ получились вот такие солнышки? Учитываем  и результат парной и групповой работ. Поднимите руки. А такие …?

- Молодцы, вы очень хорошо поработали на уроке!

- Выберите одно из утверждений и продолжите его.

- У нас на партах остался нераспечатанный конверт. Откройте его. В нем 2 карточки. Положите их перед собой. Выберите и покажите ту, которая выражает ваше ощущение от сегодняшнего урока.

- Спасибо за сотрудничество. Мне с вами было очень интересно работать, на память о сегодняшнем уроке вам останется сказка о мягком знаке. Урок закончен.


 

Скачано с www.znanio.ru