Класс 4. Учитель Козачкова Ю.В.
Урок русского языка № 46 (3)
Тема урока: 2-е склонение имён существительных.
Цель урока: формировать умения распознавать имена существительные 2-го склонения; провести наблюдения за изменением окончаний имён существительных 2-го склонения; развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно, аккуратность, усидчивость.
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что нужно сделать, чтобы определить 2 - склонение существительных, понимать какое окончание нужно писать в безударном варианте имени существительного 2-го склонения.
Метапредметные:
Личностные: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.
Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные : умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре.
Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Оборудование: карточки с заданиями, учебник, тетради, слово «СКЛОНЕНИЕ» с кармашками для заданий, аудиоколонки, проигрыватель.
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь друг другу.
Пусть хорошее настроение поможет совершить нам какие-то открытия на уроке. Я желаю вам удачи, потому что с маленькой удачи начинается большой успех.
- Предлагаю вам сразу подумать над таким вопросом – Какие учебные умения нам с вами сегодня пригодятся на уроке?
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
2.1 Проверка домашнего задания.
- 1 ученик зачитывает выполненное задание.
- Несколько учеников из творческой группы зачитывают синквейн со словом «Агроном»
2.2. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Минутка чистописания. Соединения скл ен ие он склонение
- Словарная работа. Игра «Рыбки» (2 человека у доски, оценивание ОО)
- Обведите в кружочек первую букву каждого слова, какое слово у вас получилось? (склонение)
3. Постановка учебной задачи.
- Давайте подумаем, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Какую цель себе поставим?
- А поможет нам достичь этой цели опять-таки слово склонение.
4. Реализация построенной стратегии.
На доске появляется карточка со словом СКЛОНЕНИЕ. Каждая буква данного слова таит в себе загадку- задание.
4.1. Итак, начнём. (выходит 1 ученик, читает запись) Буква С
- «Сортировка» Работа в парах У вас на партах лежат листики со словами. Распределить данные слова по склонениям.
- Туча, конь, радость, крыша, облако, капля, печь, деревня, небо, старость, лагерь, рыба, папа, отец, дочь, снег.
- Проверка. (Оценивание 3 ученика ООО)
- Что помогло вам выполнить задание? (алгоритм)
5. ФИЗМИНУТКА
(танцевальная)
4.2.Посмотрим, что скрывает следующая буква. К
- Карточка. У каждого из вас есть карточка с заданием, вставить окончание имён существительных в Предложном падеже.
О лебед_, о тигр_, на волк_, на стол_, о медвед_, в словар_, на роял_,
на дн_, в озер_, о слон_.
Проверка (1 оценка О)
- Были ли у вас трудности при выполнении этого задания?
- Так что же мы ещё с вами должны научиться делать сегодня на уроке?
(правильно записывать падежные окончания имён существительных 2-го склонения)
6. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
6.1. Работа по учебнику. Откроем учебник на с.95 и рассмотрим таблицу (чтение хором)
Выполнение упр.166 устно
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Открываем следующую букву Л
- Лес. Применяя данное правило, просклоняем слово лес по падежам.
- А ребята из группы А составят предложение со словом В лесу
- Самостоятельная работа. (1 ученик у доски О) Взаимопроверка
- Проверка задания гр.А. Лучшее предложение записать, определить падеж имени существительного в лесу.
- Что вы заметили? Как же так получается, в лесу и о лесе слово стоит в П.п, а имеет разные окончания, и, заметьте, в таблице мы не видим случая в П.п окончания –у? Какие ваши предположения?
- В лесу, о лесе – существительное “лес” в предложном падеже имеет две формы, которые являются правильными в каждом конкретном случае. Если вопрос “в чем?” – используется форма “в лесу“, если вопрос “о чем?” – форма “о лесе“.
Мы вчера отлично отдохнули в лесу.
В лесу после дождя много грибов.
В нашем лесу диких зверей нет.
Я написала сочинение о зимнем лесе.
У подножья горы мы много говорили о лесе.
Нам задали написать рассказ о лесе.
8. Самоконтроль и самооценка.
- Карандашом на полях поставьте ту оценку, какую, по вашему мнению, вы заслужили за урок, на какой уровень вы усвоили данную тему.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Открываем следующие буквы О и Н.
- Отдых. Наука. Что общего? А вот что. Учимся, отдыхая. Ещё так можно назвать следующее задание. Наше тело и глазки буду отдыхать, а голова работать.
Дети ложатся на парты, учитель называет слова, услышав существительное 2 склонения, учащиеся поднимают руку.
- Тетрадка, альбом, храбрец, отвага, снег, снежинка, овёс, пшеница, кот, одежда, трава, машинист, машина, деревня, село, тётя, Оля, Коля, Николай, облако, плащ, врач.
- Оценивание (по результатам работы на уроке и последней игры)
10. Итог урока
Продолжите фразы
- Я узнал….
- Было интересно…
- Было сложно…
11. Домашнее задание.
Открываем оставшиеся буквы Е – енот, Н – носорог, И – искусство, Е – ералаш.
Домашнее задание – просклонять данные слова по падежам, выделяя окончание, группа А – составить сказку с этими словами. С. 95-96 правило.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.