МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Дергуновой Татьяны Ивановны,
учителя начальных классов МБОУ
«Ардатовская основная общеобразовательная школа»
Ардатовского муниципального района.
I. Введение.
В проекте представлен урок русского языка во 2 классе по теме «Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», выполненный в рамках ФГОС. Технологическая карта разработана с учетом требований личностно - ориентированного подхода. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся.
В методической разработке выделены требования к уровню знаний обучающихся по данной теме: учащиеся научатся, учащиеся учатся (имеют возможность научиться). Данная работа может быть интересна и полезна учителям, работающим по УМК «Школа России»
II. Актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражает весь процесс достижения планируемых результатов.
Тема «Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» является одной из важных в обучении русскому языку. Очень часто учащиеся 1-2 классов знают правила определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных, но допускают ошибки на практике. Не у всех обучающихся идёт быстрое формирование этого навыка (следует обратить внимание на тему «Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»). Поэтому эта тема актуальна. Использование личностно - ориентированного подхода на уроках русского языка обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, позволяет школьнику осознать данный материал и в дальнейшем безошибочно определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
На уроке в рамках личностно – ориентированного обучения использовались следующие технологии: технология проблемного диалога и коллективного взаимообучения, разноуровневого обучения.
III. Цель и задачи проекта
Цель проекта: Разработка технологической карты урока по русскому языку. Задачи проекта:
– изучить требования ФГОС НОО и рекомендации к разработкам методического обеспечения современного урока;
– определить содержание технологической карты по заданной структуре в рамках УМК «Школа России»;
– разработать дидактический материал к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
– провести урок с использованием материала по программе.
1. Целевая группа проекта: учащиеся 2 класса.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования: методическое обеспечение урока русского языка во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Предмет исследования: технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
IV. Сроки реализации проекта: даты подготовки и проведения урока
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
V. Проектное решение
Тема урока: «Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Цель урока: научиться правильно определять одушевленные и неодушевленные имена существительные, используя алоритм.
Задачи:
– образовательные:
1.смоделировать алгоритм определения одушевленных и неодушевленных имен существительных.
2. развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы.
3. формировать умения слушать и слышать, получать информацию с помощью поиска, анализа.
4. обобщить информацию об имени существительном.
–развивающие:
1. развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы
2. развивать память
–воспитательные:
1. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности.
2. воспитывать аккуратность
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
–регулятивные:
1.развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку.
2. Планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
–познавательные:
1. Развивать умение работать по алгоритму.
2. Выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
–коммуникативные:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
– личностные:
1. Развивать умение выражать свои эмоции, высказывать свою точку зрения
2. Оценивать поступки при сотрудничестве.
Предметные результаты:
1. Актуализировать знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
2. Развивать умение работать по алгоритму.
3. Овладение умением обосновывать отнесение вопросов кто?, что? к имени существительному.
Межпредметные связи: литературное чтение (работа над выразительностью чтения)
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.
Методы: проблемно-диалогический, наглядные, практические, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, моделирования.
Ресурсы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 класс
М.«Просвещение»,2014г., компьютер, проектор.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
по теме: «Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
|
Этапы урока и виды деятельности |
Ресурсы |
Деятель ность учащихся |
Форма организации УД |
Содержание учебного материала |
Формируемые УУД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Организационный этап Цель: проверить готовность к уроку |
|
Приветствие учителя. Анализируют информацию и отвечают на вопросы |
коллективная |
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2 |
Актуализация знаний Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения |
Слайд1 |
Все ученики работают в тетради. Доказывают, что все слова относятся к имени существительному. Составление кластера
|
индивидуальная |
-Запишите через запятую слова, которые вы видите на слайде: Ученик, улица, Москва, столица, Родина, народ, берёза, картина.
- Что объединяет все эти слова? - Это имена существительные. - Что мы уже знаем об именах существительных? |
Познавательные: операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего. Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном Коммуникативные: умение общаться и прислушиваться к мнению других
|
4 |
Постановка учебной задачи Цель: выявление учебной задачи |
|
Рассуждения. Высказывания. Формулируют тему урока, учебные задачи.
|
индивидуальная |
Побуждаю к высказыванию своего мнения.
– Как вы думаете, по какому признаку можно распределить эти слова в две группы. |
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока |
5 |
Выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого
|
|
Вспоминают, приводят примеры, Постановка вопроса. |
Индивидуальная коллективная |
– Проверьте свои предположения, прочитав в учебнике информацию |
Познавательные: уметь проводить обобщение |
6 |
Поиск путей выхода из затруднения Цель: Построение детьми нового способа действий и формирования способности к его выполнению.
|
Заготовки таблицы |
Слушают педагога, фиксируют (сохраняют) учебную цель и задачу |
Индивидуальная парная |
Ученики читают определение про себя, затем вслух, приводят свои примеры. - Попробуйте составить таблицу по этому правилу. Ученики получают заготовки таблицы, и заполняют их по мере изучения правила.
|
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: целеполагание, общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации
|
|
Открытие нового знания Цель: Построение детьми нового способа действий и формирования способности к его выполнению.
|
Слайд 3 |
Отвечают на вопросы педагога. Составляют алгоритм, проговаривают его друг другу вслух. |
парная |
Ученики работают в парах, составляют алгоритм. Проверка по эталону |
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: целеполагание, общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации |
7 |
Первичное закрепление нового способа действия с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение нового способа действий.
|
|
По очереди комментируют. Обосновывают выбор Нахождение в тексте учебника информацию по данному вопросу. Выполнение работы в тетрадях. Взаимопроверка.
|
Индивидуальная, парная
|
Упр. 81, стр.49 |
Регулятивные: Планировать решение учебной задачи. Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Формирование умения работать с информациейВоспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. |
8 |
Закрепление нового знания с проговариванием Цель: организовать включение нового знания в систему через установление связей между новыми знаниями и ранее изученными |
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс .М.: «Просвещение», 2014 г.
|
Вспоминают, и приводят примеры. Проговаривают по цепочке.
Выбирают и записывают предложения, в которых выделенные слова будут неодушевленными существительными
|
индивидуальная
|
Работа по учебнику. 1. Упр. 83, стр.49 – развивается умение определять тематические группы имён существительных.
Обобщающий вопрос: - Какие тематические группы неодушевлённых существительных можете назвать?
|
Регулятивные: Планировать решение учебной задачи. Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Формирование умения работать с информациейВоспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. |
9 |
Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой Цель: создать условия для активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей.
|
Слайд 6 |
Учащиеся исправляют ошибки, доказывают, в каком значении одушевленный предмет, а в каком неодушевленный предмет Синквейн 1.Галка (одушевленное сущ.) 2 Озорная, ручная 3.Питается, летает, таскает 4.Может таскать вещи! 5. Птица.
|
индивидуальная парная
|
Игра «Лови ошибку!» Прочитайте текст.
- В каком случае существительное одушевленное, а в каком неодушевленное?
На слайде дано слово «галка» - Составьте синквейн со словом «Галка» |
Регулятивные: Планировать решение учебной задачи. Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Формирование умения работать с информацией Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. |
10 |
Домашнее задание Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
|
Записывают домашнее задание, слушают, отвечают на вопросы педагога. |
|
Даю комментарий к домашнему заданию |
|
11 |
Рефлексия учебной деятельности. Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность.. |
|
Подводят итог урока. Отмечают основные позиции нового материала, и как они их усвоили. Заполнение листа самооценки.
Делают самооценку своей деятельности на уроке.
меня удивило.., больше всего мне понравилось… , было трудно.., , было интересно…, я хочу поблагодарить за…
Пишут «Телеграмму»
|
индивидуальная |
1. Итог урока -Что нового узнали?
-Чему учились сегодня на уроке -Какие вопросы рассмотрели? 2. Оценка работы.
3. Рефлексия. Моё настроение в конце урока. Приём « Телеграмма» |
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах.
|
VI. Заключение
Урок русского языка разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.