Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
01.04.2017
Для десятиклассников очень важно правильно понимать и осознавать такие нравственные понятия, как любовь, счастье, умение прощать, гармония человеческих отношений. Данный урок рассказывает о взаимоотношениях великого русского поэта с любимыми женщинами, нашедших отражение в его любовной лирике. Урок сопровождается презентацией и музыкой (романсами на стихи поэта, музыкой, сопровождающей чтение стихов о любви)
урок в 10 классе Любовная лирика М..Лермонтова.doc
Конспект урока по литературе в 10м классе
Тема: Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.
Цели и задачи:
Образовательные:
расширить знания учащихся о любовной лирике М. Ю. Лермонтова, познакомить с
ее адресатами;
отметить мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
Развивающие:
развивать связную речь учащихся;
работать над выразительностью речи учащихся.
Воспитательные:
воспитывать умение сопереживать;
формирование нравственных ориентиров десятиклассников (любовь, счастье,
умение прощать, гармония человеческих отношений и др.)
Оборудование:
Записи романсов на стихи М.Ю.Лермонтова
Презентация урока
Ход урока
1. Приветствие, организационный момент
2. Вступительное слово учителя. (Слайд1) Нет ни одного поэта, который бы не писал о
любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Любовная лирика
Лермонтова больше, чем у других русских лириков, пронизана мотивами страдания –
неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.
Три раза я любил. Любил три раза безнадежно…
Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов и на протяжении всего творчества,
выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от
обманчивости всей жизни (Ивановский цикл, Сушковский цикл). Перелистаем самые
трепетные страницы жизни и творчества поэта, повествующие о всепоглощающем,
будоражащем, сжигающем и больно ранящем чувстве любви.
Ученик на фоне музыки читает стихотворение «Изпод таинственной, холодной
полумаски» (слайд 2)
Изпод таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когдато я;
И ктото шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
3.Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
Первая любовь в жизни М.Ю.Лермонтова (слайд 3) Ученик: Первую, еще детскую страсть пережил Лермонтов на Кавказе в 1825 году. Обо
всём, что случилось с ним на Кавказе, Лермонтов рассказал сам в одной из своих записей: «
Кто поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством
на водах Кавказских: Бабушка, тётушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с
дочерью, девочкой лет девяти. Я её видел там. Я не помню, хороша собою была она или
нет. Но её образ и теперь ещё хранится в моей голове; он мне любезен, сам не знаю почему.
Один раз, я помню, я вбежал в комнату: она была тут и играла с кузиною в куклы: моё
сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни о чём ещё не имел понятия, тем не менее
это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я ещё не
любил так. О! сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой
ум!» Над Мишей смеялись, дразнили, заметив волнение в лице его. Он плакал потихоньку,
желал её видеть, а когда она приходила, стыдился войти в комнату, чтобы увидеть её,
нарядную девочку Эмилию, похожую на бабочку. Миша страшился, что биение сердца и
дрожащий голос выдадут его тайну.
Екатерина Александровна Сушкова (слайд 4)
Ученик: Сушкова Екатерина Александровна по материнской линии – из древнего рода
Долгоруких. У заносчивой красавицы не так уж удачно сложилась биография. В семье
Сушковых не было ладу. Отец, гневный, бешеный и озорной весельчак, тратил жизнь на
удовольствия, спускал всё, вплоть до жёниных серёг и колец, случалось, что не было чем
накормить детей. Часто в доме происходили дикие сцены. С десяти лет Сушкова жила и
воспитывалась в доме своей тётки. Екатерина Александровна могла устроить свою судьбу,
выйдя замуж по расчёту. Ранней весной 1830 в доме московской кузины Сашеньки
Верещагиной произошло первое знакомство Лермонтова и Сушковой. Так началось
увлечение
модницей».
«Мне восемнадцать лет, говорит Сушкова Лермонтову, я уже две зимы выезжаю в свет, а
Вы ещё стоите на пороге этого света и не такто скоро его перешагнёте". Лермонтов для
Сушковой маленький кузен Верещагиной, добровольный паж, который носит её шляпку и
зонтик и теряет её перчатки. К её удивлению, Сашенька однажды говорит ей: «Как
Лермонтов влюблен в тебя!» Судьбы Сушковой и Лермонтова оказались на время
связанными. Душа юного поэта была открыта чувству любви, искала её. Лермонтов
посвящал Сушковой стихи, в них выражались подлинные его чувства и придуманные для
неё.
пятнадцатилетнего
мальчика
«петербургской
Чтение учителем и первичное восприятие стихотворения «Черноокой» учащимися
(слайд 5)
Много звезд у летней ночи;
Отчего же только две у вас,
Очи юга! черны очи!
Нашей встречи был недобрый час.
Кто ни спросит, звезды ночи
Лишь о райском счастье говорят;
В ваших звездах, черны очи,
Я нашел для сердца рай и ад.
Очи юга, черны очи,
В вас любви прочел я приговор,
Звезды дня и звезды ночи
Для меня вы стали с этих пор!
Учитель: Как передана сила любви героя? (Сила любви героя передана через
противопоставление «рай – ад», «деньночь»)
Старые знакомые встретились только через четыре года в Петербурге. Приехав в
Ученик:
Петербург в 1832г., Лермонтов встречи с Сушковой не искал; она же была слишком занята
светом и поисками выгодной партии. Екатерина Александровна находит в лице Алексея
Лопухина выгодную партию. Лермонтов в письме к другу предупреждает о коварстве и Прочитаем стихотворение «Нищий», входящее в сушковский цикл любовной
неискренности этой женщины: «…Эта женщина – летучая мышь, крылья которой
цепляются за всё, что попадается на пути!» Лермонтов включается в сложную игру.
Желает выиграть за себя и за своего друга Алексея Лопухина, он разыгрывает чувство
любви к Сушковой, а затем резко охладевает к ней. «Итак, вы видите, я хорошо отомстил
за слезы, которые меня заставили проливать 5 лет назад; она заставляла страдать сердце
ребенка, а я только заставляю помучиться самолюбие старой кокетки!».
Учитель:
лирики (слайд 6)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И ктото камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Какой ведущий мотив этого стихотворения? (мотив неразделенной любви)
Символом чего является камень, положенный в руку нищего? (символом человеческого
равнодушия и глухоты)
Наталья Федоровна Иванова (слайд 7)
Ученик: Наталья Федоровна Иванова вошла в историю лермонтоведения как «загадка Н. Ф.
И.». Долгое время биографы Лермонтова не знали имени женщины, скрытого за этими
инициалами. Только в 1914 г. издатель Каллаш предположил, что Н. Ф. И. – это Наталья,
дочь драматурга Федора Федоровича Иванова. Лермонтов пережил мучительную и
большую любовь к Н. Ф. Ивановой, посвятив ей около сорока своих стихотворений,
составивших «ивановский цикл» его любовной лирики 1830 – 1832 годов. Лермонтов и
Иванова познакомились еще в 1830 году, но весной и летом этого года поэт был увлечен
Сушковой. Отношение Лермонтова к Ивановой иное, нежели к Сушковой. Он ей верит –
она поверенная. Срок любви и открытой взаимности был коротким. В конце мая начале
июня произошли события, проложившие непреодолимую грань между Лермонтовым и
Ивановой. Сохранилось короткое письмо того времени к приятелю: « мы с тобой не для
света созданы – я не могу тебе писать: болен, расстроен, глаза каждую минуту мокры.
Много со мною было».
(Звучит романс «В минуту жизни трудную» на стихи М.Ю.Лермонтова) (слайд 8)
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Учитель:
Послушаем стихи, посвященные Наталье Федоровне (слайд 9) звучат на
(Стихотворения «Не ты, но судьба виновата была», «Я не унижусь пред тобою…»
фоне музыки в исполнении учащихся)
***
Не ты, но судьба виновата была,
Что скоро ты мне изменила,
Она тебе прелести женщин дала,
Но женское сердце вложила.
Как в море широком следы челнока,
Мгновенье его впечатленья,
Любовь для него, как веселье, легка,
А горе не стоит мгновенья.
Но в час свой урочный узнает оно
Цепей неизбежное бремя.
Прости, нам расстаться теперь суждено,
Расстаться до этого время.
Тогда я опять появлюсь пред тобой,
И речь моя ум твой встревожит,
И пусть я услышу ответ роковой,
Тогда ничего не поможет.
Нет, нет! милый голос и пламенный взор
Тогда своей власти лишаться;
Вослед за тобой побежит мой укор
И в душу он будет впиваться.
И мщенье, напомнив, что я перенес,
Уста мои к смеху принудит,
Хоть эта улыбка всех, всех твоих слез
Гораздо мучительней будет.
***
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты забыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
В чём ты заменила их?
Быть может мыслию небесной
И силой духа убеждён,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец! Я горд! прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы тою младую руку
Безумец! – лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал!
Мария Александровна Щербатова (слайд 10)
Урожденная Штерич, украинка. Ей было около 20 лет, Лермонтову – 25.
Ученик:
Светская молва связывала имя Щербатовой с дуэлью поэта с Барантом. И.С. Тургенев,
встретивший М. Щербатову в Москве, где в это время был Лермонтов, заметил в своем
дневнике: “Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова”. Любила ли она его, Лермонтов не
знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. В нем одном сосредоточилась вся теплота
любви. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за
этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».
(Звучит романс «Мне грустно, потому что я тебя люблю») (слайд 11)
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
Варвара Александровна Лопухина (слайд 12)
Ученик: Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких сердечных
привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив бурное увлечение Н.Ф.Ивановой, поэт в 1831
встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея –
Варенькой. Весной 1832 года компания молодежи собралась ехать в Симонов монастырь —
молиться, слушать певчих, гулять. Вечер был прекрасный. Случайно во время этой
поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой
шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на «ярмарку невест». Она только одну
зиму выезжала и еще не успела утратить естественности и простоты. Это делало ее не
похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза,
улыбка. Варенька была восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов
сделали ее мечтательной. Эта мечтательность сочеталась с природной живостью,
веселостью и общительностью. Была блондинка с черными глазами. Это придавало ей
особую прелесть. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство отражались на ее
подвижном лице. В минуты внутреннего подъема оно становилось прекрасным, а порой
Варенька могла показаться совсем некрасивой. Она была всеобщей любимицей. Характер
ее, мягкий и любящий, увлек поэта. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким,
некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки. В
лирику Лермонтова образ В.А. Лопухиной вступает с осени 1831 года, чтобы больше уже
не уйти никогда.
(Стихотворение «Она не гордой красотою » звучит в исполнении учащегося) (Слайд 13)
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее — не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей
Ученик: Лопухиной Лермонтов посвятил множество стихов. Варвара Александровна,
вероятно, под влиянием родителей в 1835 году вышла замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не
молодого. Повидимому, решение это некоторым образом было связано со слухами о
романе Лермонтова с Сушковой; жестокая развязка этого романа, возможно, также имеет
отношение к известию о скором замужестве Вареньки. Лермонтов тяжело пережил эту, по
его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его
творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал. Последний раз они видятся мимолетно в
1838, когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем
Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе.
Екатерина Григорьевна Быховец (слайд 14)
Ученик: Весной 1841 года Лермонтову было предписано в 48 часов покинуть Петербурге.
Он опять на Кавказе. До его гибели на дуэли под Пятигорском 15 июля оставалось совсем
немного времени. Одно из последних стихотворений поэта, помещенное в альбоме В. Ф.
Одоевского, посвящено дальней родственнице его – Екатерине Быховец (в замужестве
Ивановская). По воспоминаниям самой Екатерины Григорьевны, она – Катюша –
напоминала ему Вареньку Лопухину.
(Звучит романс «Нет, не тебя так пылко я люблю») (слайды 15)
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых — уста давно немые,
В глазах — огонь угаснувших очей.
4.
итоги.
Основные мотивы любовной лирики М.Ю.Лермонтова (слайд 16, 17)
Учитель: Итак, каковы же основные мотивы любовной лирики М.Ю.Лермонтова? Подведем
Любовь – это непреодолимая сила, охватывающая всего человека.
Любовь – это высший идеал, а потому неосуществимый. И если герой клянется
любить вечно, то это предзнаменование трагического конца. Любовь превыше
всего. И пусть любящего ожидают несчастья, жертвы и даже смерть – все равно они
не разрушают любви.
Любовь, по Лермонтову, везде, во всем, она сама – человек.
При такой силе и напряженности чувств любовь легко уязвима и опасно ранима.
Эта незащищенность сердца составляет существенную черту трагедии
лермонтовского героя. Такая любовь не может не принести страданья и горечи. И
когда Лермонтов говорит: «Люблю», то это слово означает «страдаю» и «не верю».
У Лермонтова нет ликующей радости любви. Но есть безмерные страдания, и они
являются мерой жестокости безлюбовного мира.
Неразделенная любовь выступает как лейтмотив. Ктото заметил, что любовь
Лермонтова зла и мстительна в отличие от величественножертвенной любви
Пушкина: «…Как дай вам бог любимой быть другим…». Для Лермонтова такое
стихотворение, как стихотворение А.С Пушкина «Я вас любил», является
невозможным. В великом проявлении человеческого духа у Пушкина встает не
только образ поэта в благородстве и силе любви, но и образ женщины, достойной
великой любви и великого преклонения. В жизни же Лермонтова ему не встретилась
женщина, способная полностью понять поэта, быть верной ему. Отсюда и мотив
страдания и безверия.
Важную роль в изображении любви нередко играют социальные мотивы. Тема
«света», на глазах у которого развивается и гибнет любовь, проходит через все
творчество Лермонтова. Но настоящая любовь дает убежище от «бесчувственной
толпы» и ядовитой «злобы» людей или хотя бы надежду на такое убежище.
Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе противоречивых
чувств: восхищение, благодарность, нежность, поклонение и одновременно
страдание, досада, ревность, ненависть. В раннем творчестве мотив ревности
перерастает в идею о мщении. В зрелой же лирике любовь, даже отвергнутая и
безнадежная, выступает как светлое, одухотворяющее начало (слайд 18)
5. Домашнее задание:
1. Наизусть стихотворение из любовной лирики М.Ю.Лермонтова (по выбору учащихся)
2. Сочинениерассуждение «Любовь в жизни Лермонтова» (задание по выбору учащихся)
(Почему Лермонтов так часто влюбляется? Для чего ему был нужен опыт любви? Что, по
вашему, он ценил в женщине больше всего? Почему же был несчастен в любви?)
6. Итоги урока:
1. Рефлексия «Ваше мнение об уроке»
Как вы себя чувствовали на уроке?
Я сегодня узнал(а), научилась
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось на уроке?
2. Оценки за урок
Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.