Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Оценка 4.6

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
01.04.2017
Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Для десятиклассников очень важно правильно понимать и осознавать такие нравственные понятия, как любовь, счастье, умение прощать, гармония человеческих отношений. Данный урок рассказывает о взаимоотношениях великого русского поэта с любимыми женщинами, нашедших отражение в его любовной лирике. Урок сопровождается презентацией и музыкой (романсами на стихи поэта, музыкой, сопровождающей чтение стихов о любви)
урок в 10 классе Любовная лирика М..Лермонтова.doc
Конспект урока по литературе в 10­м  классе Тема:  Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Цели и задачи:  Образовательные:   расширить знания учащихся о любовной лирике М. Ю. Лермонтова, познакомить с  ее адресатами;   отметить мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова.  Развивающие:  развивать связную речь учащихся;  работать над выразительностью речи учащихся. Воспитательные:  воспитывать умение сопереживать;   формирование нравственных ориентиров  десятиклассников (любовь, счастье,  умение прощать,  гармония человеческих отношений и др.) Оборудование:  Записи романсов на стихи М.Ю.Лермонтова   Презентация урока Ход урока 1. Приветствие, организационный момент 2. Вступительное слово учителя. (Слайд1) Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви,   хотя   у   каждого   из   них   свое   отношение   к   этому   чувству.   Любовная   лирика Лермонтова   больше,   чем   у   других   русских   лириков,   пронизана   мотивами   страдания   – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.  Три раза я любил. Любил три раза безнадежно… Неразделенная   любовь,   начиная   с   ранних   стихов   и   на   протяжении   всего   творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости   всей   жизни   (Ивановский   цикл,   Сушковский   цикл).   Перелистаем   самые трепетные   страницы   жизни   и   творчества   поэта,   повествующие   о   всепоглощающем, будоражащем, сжигающем и больно ранящем чувстве любви. Ученик на фоне музыки  читает стихотворение «Из­под таинственной, холодной полумаски» (слайд 2) Из­под таинственной, холодной полумаски  Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,  Светили мне твои пленительные глазки  И улыбалися лукавые уста.  Сквозь дымку легкую заметил я невольно  И девственных ланит и шеи белизну.  Счастливец! видел я и локон своевольный,  Родных кудрей покинувший волну!  И создал я тогда в моем воображенье  По легким признакам красавицу мою;  И с той поры бесплотное виденье  Ношу в душе, ласкаю и люблю.  И все мне кажется: живые эти речи  В года минувшие слыхал когда­то я;  И кто­то шепчет мне, что после этой встречи  Мы вновь увидимся, как старые друзья. 3.Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.  Первая любовь в жизни М.Ю.Лермонтова (слайд 3) Ученик:  Первую, еще детскую страсть пережил Лермонтов на Кавказе в 1825 году. Обо всём, что случилось с ним на Кавказе, Лермонтов рассказал сам в одной из своих записей: « Кто поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: Бабушка, тётушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я её видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в моей голове; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату: она была тут и играла с кузиною в куклы: моё сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни о чём ещё не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я ещё не любил так. О! сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!» Над Мишей смеялись, дразнили, заметив волнение в лице его. Он плакал потихоньку, желал её видеть, а когда она приходила, стыдился войти в комнату, чтобы увидеть её, нарядную девочку Эмилию, похожую на бабочку. Миша страшился, что биение сердца и дрожащий голос выдадут его тайну.  Екатерина Александровна Сушкова (слайд 4) Ученик:  Сушкова Екатерина Александровна  по материнской  линии  – из  древнего рода Долгоруких. У заносчивой красавицы не так уж удачно сложилась биография. В семье Сушковых не было ладу. Отец, гневный, бешеный и озорной весельчак, тратил жизнь на удовольствия, спускал всё, вплоть до жёниных серёг и колец, случалось, что не было чем накормить детей. Часто  в доме происходили дикие сцены. С десяти лет Сушкова жила и воспитывалась в доме своей тётки. Екатерина Александровна могла устроить свою судьбу, выйдя   замуж   по   расчёту.   Ранней   весной   1830   в   доме   московской   кузины   Сашеньки Верещагиной   произошло   первое   знакомство   Лермонтова   и   Сушковой.   Так   началось увлечение модницей».  «Мне восемнадцать лет, ­ говорит Сушкова Лермонтову,­ я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы ещё стоите на пороге этого света и не так­то скоро его перешагнёте". Лермонтов для Сушковой ­ маленький кузен Верещагиной, добровольный паж, который носит её шляпку и зонтик   и   теряет   её   перчатки.   К   её   удивлению,   Сашенька   однажды   говорит   ей:   «Как Лермонтов   влюблен   в   тебя!»   Судьбы   Сушковой   и   Лермонтова   оказались   на   время связанными.   Душа   юного   поэта   была   открыта   чувству   любви,   искала   её.   Лермонтов посвящал Сушковой стихи, в них выражались подлинные его чувства и придуманные для неё. пятнадцатилетнего мальчика     «петербургской     Чтение учителем  и первичное восприятие стихотворения «Черноокой» учащимися  (слайд 5) Много звезд у летней ночи;  Отчего же только две у вас,  Очи юга! черны очи!  Нашей встречи был недобрый час.  Кто ни спросит, звезды ночи  Лишь о райском счастье говорят;  В ваших звездах, черны очи,  Я нашел для сердца рай и ад.  Очи юга, черны очи,  В вас любви прочел я приговор,  Звезды дня и звезды ночи  Для меня вы стали с этих пор!  Учитель:  Как   передана   сила   любви   героя?   (Сила   любви   героя   передана   через противопоставление «рай – ад», «день­ночь»)   Старые знакомые встретились только через четыре года в Петербурге. Приехав в Ученик:   Петербург в 1832г., Лермонтов встречи с Сушковой не искал; она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии.  Екатерина Александровна находит в лице Алексея Лопухина выгодную партию. Лермонтов в письме к другу предупреждает о коварстве и Прочитаем  стихотворение «Нищий», входящее в сушковский цикл любовной неискренности   этой   женщины:   «…Эта   женщина   –   летучая   мышь,   крылья   которой цепляются   за   всё,   что   попадается   на   пути!»   Лермонтов   включается   в   сложную   игру. Желает выиграть за себя и за своего друга Алексея Лопухина, он разыгрывает чувство любви к Сушковой, а затем резко охладевает к ней. «Итак, вы видите, я хорошо отомстил за слезы, которые меня заставили проливать 5 лет назад; она заставляла страдать сердце ребенка, а я только заставляю помучиться самолюбие старой кокетки!». Учитель:   лирики (слайд 6) У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто­то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! ­ Какой ведущий мотив этого стихотворения? (мотив неразделенной любви) ­ Символом чего является камень, положенный в руку нищего? (символом  человеческого равнодушия и глухоты)   Наталья Федоровна Иванова (слайд 7) Ученик: Наталья Федоровна Иванова вошла в историю лермонтоведения как «загадка Н. Ф. И.». Долгое время биографы Лермонтова не знали имени женщины, скрытого за этими инициалами. Только в 1914 г. издатель Каллаш предположил, что Н. Ф. И. – это Наталья,  дочь   драматурга   Федора   Федоровича   Иванова.   Лермонтов   пережил   мучительную   и большую   любовь   к   Н.   Ф.   Ивановой,   посвятив   ей   около   сорока   своих   стихотворений, составивших «ивановский цикл» его любовной лирики 1830 – 1832 годов. Лермонтов и Иванова познакомились еще в 1830 году, но весной и летом этого года поэт был увлечен Сушковой. Отношение Лермонтова к Ивановой иное, нежели к Сушковой. Он ей верит – она поверенная. Срок любви и открытой взаимности был коротким. В конце мая ­ начале июня   произошли   события,   проложившие   непреодолимую   грань   между   Лермонтовым   и Ивановой. Сохранилось короткое письмо того времени к приятелю:  « мы с тобой не для света созданы – я не могу тебе писать: болен, расстроен, глаза каждую минуту мокры.­ Много со мною было».  (Звучит романс «В минуту жизни трудную» на стихи М.Ю.Лермонтова) (слайд 8) В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко... Учитель:     Послушаем стихи, посвященные Наталье Федоровне (слайд 9) звучат на (Стихотворения «Не ты, но судьба виновата была», «Я не унижусь пред тобою…»    фоне музыки в исполнении учащихся)                 *** Не ты, но судьба виновата была,  Что скоро ты мне изменила, Она тебе прелести женщин дала,  Но женское сердце вложила. Как в море широком следы челнока,  Мгновенье его впечатленья, Любовь для него, как веселье, легка,  А горе не стоит мгновенья. Но в  час свой  урочный узнает оно Цепей неизбежное бремя.  Прости, нам расстаться теперь суждено, Расстаться до этого время. Тогда я опять появлюсь пред тобой, И речь моя ум твой встревожит,  И пусть я услышу ответ роковой, Тогда ничего не поможет. Нет, нет! милый голос и пламенный взор Тогда своей власти лишаться;  Вослед за тобой побежит мой укор  И в душу он будет впиваться. И мщенье, напомнив, что я перенес,  Уста мои к смеху принудит, Хоть эта улыбка всех, всех твоих слез  Гораздо мучительней будет.             *** Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты забыла: я свободы Для заблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам, И так я слишком долго видел В тебе надежду юных дней И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней. Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья! В чём ты заменила их? Быть может мыслию небесной И силой духа убеждён, Я дал бы миру дар чудесный,  А мне за то бессмертье он? Зачем так нежно обещала Ты заменить его венец Зачем ты не была сначала, Какою стала наконец! Я горд!­ прости! люби другого, Мечтай любовь найти в другом; Чего б то ни было земного Я не соделаюсь рабом. К чужим горам, под небо юга Я удалюся, может быть; Но слишком знаем мы друг друга, Чтобы друг друга позабыть. Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем; Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил, ­ Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил? Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы тою младую руку­ Безумец! – лишний раз пожать! Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал!  Мария Александровна  Щербатова (слайд 10)    Урожденная   Штерич,   украинка.     Ей   было   около   20   лет,   Лермонтову   –   25. Ученик:   Светская молва связывала имя Щербатовой с дуэлью поэта с Барантом. И.С. Тургенев, встретивший М. Щербатову в Москве, где в это время был Лермонтов, заметил в своем дневнике: “Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова”. Любила ли она его, Лермонтов  не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. В  нем одном сосредоточилась вся теплота любви.   Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться». (Звучит романс «Мне грустно, потому что я тебя люблю») (слайд 11) Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно... потому что весело тебе.  Варвара Александровна Лопухина (слайд 12) Ученик:  Варвара   Александровна   Лопухина   –   одна   из   самых   глубоких   сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив бурное увлечение Н.Ф.Ивановой, поэт в 1831 встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея – Варенькой. Весной 1832 года компания молодежи собралась ехать в Симонов монастырь — молиться,   слушать   певчих,   гулять.     Вечер     был   прекрасный.   Случайно   во   время   этой поездки   Лермонтов   оказался   рядом   с   Варенькой   Лопухиной.   Минувшей   зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на «ярмарку невест». Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза, улыбка. Варенька была восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали   ее   мечтательной.   Эта   мечтательность   сочеталась   с   природной   живостью, веселостью   и   общительностью.   Была   блондинка   с   черными   глазами.   Это   придавало   ей особую   прелесть.   Каждая   перемена   настроения,   мимолетное   чувство   отражались   на   ее подвижном лице. В минуты внутреннего подъема оно становилось прекрасным, а порой Варенька могла показаться совсем некрасивой. Она была всеобщей любимицей. Характер ее, мягкий и любящий, увлек поэта. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки. В лирику Лермонтова образ В.А. Лопухиной вступает с осени 1831 года, чтобы больше уже не уйти никогда.  (Стихотворение «Она не гордой красотою » звучит в исполнении учащегося) (Слайд 13) Она не гордой красотою  Прельщает юношей живых,  Она не водит за собою  Толпу вздыхателей немых.  И стан ее — не стан богини,  И грудь волною не встает,  И в ней никто своей святыни,  Припав к земле, не признает.  Однако все ее движенья,  Улыбки, речи и черты  Так полны жизни, вдохновенья,  Так полны чудной простоты.  Но голос душу проникает,  Как вспоминанье лучших дней,  И сердце любит и страдает,  Почти стыдясь любви своей Ученик:  Лопухиной   Лермонтов   посвятил   множество   стихов.   Варвара   Александровна, вероятно, под влиянием родителей в 1835 году вышла замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого.   По­видимому,   решение   это   некоторым   образом   было   связано   со   слухами   о романе Лермонтова с Сушковой; жестокая развязка этого романа, возможно, также  имеет отношение к известию о скором замужестве Вареньки. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал. Последний раз они видятся мимолетно в 1838,   когда   Варвара   Александровна   проездом   за   границу   посещает   вместе   с   мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе.   Екатерина Григорьевна Быховец  (слайд 14) Ученик: Весной 1841 года Лермонтову было предписано в 48 часов покинуть Петербурге. Он опять на Кавказе. До его гибели на дуэли под Пятигорском 15 июля оставалось совсем немного времени. Одно из последних стихотворений поэта, помещенное в альбоме В. Ф. Одоевского,   посвящено  дальней   родственнице   его  –   Екатерине   Быховец   (в   замужестве Ивановская).   По   воспоминаниям   самой   Екатерины   Григорьевны,   она   –   Катюша   – напоминала ему Вареньку Лопухину.  (Звучит романс «Нет, не тебя так пылко я люблю»)  (слайды 15) Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.  Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором, Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых — уста давно немые, В глазах — огонь угаснувших очей.  4. итоги.  Основные мотивы любовной лирики М.Ю.Лермонтова (слайд 16, 17)            Учитель: Итак, каковы же основные мотивы любовной лирики М.Ю.Лермонтова? Подведем  Любовь – это непреодолимая сила, охватывающая всего человека.   Любовь – это     высший идеал, а потому неосуществимый. И если герой клянется любить вечно, то это предзнаменование трагического конца.   Любовь     превыше всего. И пусть любящего ожидают несчастья, жертвы и даже смерть – все равно они не разрушают любви.   Любовь, по Лермонтову, везде, во всем, она сама – человек.   При такой силе и напряженности чувств любовь   легко уязвима и опасно ранима. Эта   незащищенность   сердца   составляет   существенную   черту   трагедии лермонтовского героя. Такая любовь не может не принести страданья и горечи.  И когда Лермонтов говорит: «Люблю», то это слово означает «страдаю» и  «не верю». У Лермонтова нет ликующей радости любви. Но есть безмерные страдания, и они являются мерой жестокости безлюбовного мира.  Неразделенная   любовь     выступает   как   лейтмотив.   Кто­то   заметил,   что   любовь Лермонтова   зла   и   мстительна   в   отличие   от   величественно­жертвенной   любви Пушкина: «…Как дай вам бог любимой быть другим…».   Для Лермонтова такое стихотворение,   как   стихотворение   А.С   Пушкина   «Я   вас   любил»,   является невозможным.   В великом  проявлении  человеческого  духа у Пушкина встает не только образ поэта в благородстве и силе любви, но и образ женщины, достойной великой любви и великого преклонения. В жизни же Лермонтова ему не встретилась женщина, способная полностью понять поэта, быть верной ему. Отсюда и   мотив страдания и безверия.  Важную   роль   в   изображении   любви     нередко   играют   социальные   мотивы.   Тема «света», на глазах у которого развивается  и гибнет любовь, проходит через все творчество Лермонтова. Но настоящая любовь дает убежище от «бесчувственной толпы» и ядовитой «злобы» людей или хотя бы надежду на такое убежище.   Любовь  у Лермонтова  нередко  проявляется  в  целом  комплексе  противоречивых чувств:   восхищение,   благодарность,   нежность,   поклонение   и   одновременно страдание,   досада,   ревность,   ненависть.   В   раннем   творчестве     мотив   ревности перерастает в идею о мщении. В зрелой же лирике  любовь, даже отвергнутая  и безнадежная, выступает как светлое, одухотворяющее начало (слайд 18) 5. Домашнее задание: 1. Наизусть стихотворение из любовной лирики  М.Ю.Лермонтова (по выбору учащихся) 2. Сочинение­рассуждение «Любовь в жизни Лермонтова» (задание по выбору учащихся)  (Почему Лермонтов так часто влюбляется? Для чего ему был нужен опыт любви?  Что, по­ вашему, он ценил в женщине больше всего? Почему же был несчастен в любви?)  6. Итоги урока: 1. Рефлексия «Ваше мнение  об уроке»  Как вы себя чувствовали на уроке?  Я сегодня узнал(а), научилась  Что понравилось на уроке?  Что не понравилось на уроке? 2. Оценки за урок

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017