Урок русского языка
Оценка 5

Урок русского языка

Оценка 5
doc
13.02.2022
Урок русского языка
Урок по теме самообразования: «Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников» Программа: Традиционная, УМК «Школа России» Класс: 2 Учебный предмет: Русский язык Учебник: Русский язык 2 класс, В. П. Канакина. В.Г.Горецкий. Тема урока: Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
урок русского языка.doc

Тема самообразования: «Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников»

 Программа:  Традиционная, УМК «Школа России»

 Класс: 2

Учебный предмет: Русский язык

 Учебник: Русский язык 2 класс, В. П. Канакина. В.Г.Горецкий.

Тема урока:  Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель:

·        формирование понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» как грамматического признака имени существительного, развитие умений различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы.

·        формировать умения слушать и слышать, получать информацию с помощью поиска, анализа и записи, запоминать информацию различными способами, использовать информацию, поданную в прямой и косвенной форме, обмениваться информацией, составлять суждения и умозаключения, делать выводы, оценивать свою работу и работу своих товарищей.

·        формировать информационно-поисковые и информационно- коммуникативные навыки.

Познавательные УУД

1. Развивать умение извлекать информацию из разных источников.

2. Развивать умение работать по алгоритму.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку.

2. Планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выражать свои эмоции, высказывать свою точку зрения

2. Оценивать поступки при сотрудничестве.

Этапы урока

 

 

Ход урока

Формируемые способы деятельности

 

Ι. Актуализация знаний.

 

- Ребята, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный солнечный день?

Здравствуй, солнце золотое!

(поднимаем руки вверх и опускаем)

Здравствуй, небо голубое!

(Поднимаем руки вверх и опускаем)

Здравствуй, Матушка - Земля!

(рисуем вверху руками круг)

Здравствуй, Родина моя.

(раскинуть руки в стороны).

 

-Какие главные слова вы можете выделить в этих строчках?

- Солнце, небо, матушка, земля, Родина.

-  Родина!...

- Ребята, с какой картины в вашем воображении начинается слово Родина? Опишите её.

-  Я представляю картины родной природы, улицу свою, друзей на качелях…

- Я представляю свою семью за чаепитием, мамины нежные руки и папин строгий взор…

- А для меня – это моя школа и мои одноклассники…

- Ребята, какие чудесные картины вы словесно нарисовали.

- А что,  по-вашему, чудо? 

-  Это  что-то  необычное.

-  Способность видеть в обыкновенном  чудесное  - признак мудрости. Сегодня на уроке мы будем работать с обыкновенными словами. И если кто-то из нас увидит в них чудесное, мы в конце сможем назвать себя мудрыми.

1. Минута чистописания.

 

-  Предлагаю на выбор несколько упражнений для минуты чистописания.

 

1. Придумать синквейн со словом картина.

 

 

Правила составления синквейна:

(на слайде)

Первая строка - одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.

 

2.Выписать из словаря, что в учебнике 5 слов с буквой «к» и обозначить орфограммы.

 

3. Прописать каллиграфично элементы:

 

 

 

- Кто выбрал третье упражнение и почему?

- Отрабатывали написание элементов букв «Кк»

- Кто выбрал второе упражнение и почему?

 - Отрабатывали безотрывное письмо, высоту букв и повторяли написание словарных слов

- А какие задачи поставили перед собой ученики, выбравшие первое е задание?

- Увеличили словарный запас, отрабатывали каллиграфические навыки.

Синквейн

Картина

Красивая, позитивная

Успокаивает, радует, удивляет

Картина – это произведение живописи

Искусство

 

2.Словарная работа:

-Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом «картина»

- Давайте вспомним алгоритм работы над словарным словом.

 

- Какие источники могут нам подсказать значение слова?

- Словари, интернет,библиотека, опыт других людей.

Работать будем по группам. Выбираем полоски разного цвета(краскый, синий, желтый, зелёный) Цветами обозначен уровень сложности задания.

-1 группа (жёлтый цвет) выписывает значение слова «картина» из словаря С.И.Ожегова 

-2 группа (красный цвет) использует в своей работе интернет ресурсы (два нетбука на уроке)

-3 группа (зелёный цвет) работает с толковым словарём на форзаце учебника.

-4 группа (синий цвет) работает с этимологическим словарём.

 

По окончании работы каждая группа зачитывает результаты своих исследований.

1группа.

Слово картина в словаре Ожегова

КАРТИНА, -ы, ж. 1. Произведение живописи. Картинырусскиххудожников.Развесить картины. 2. То же, что фильм (во 2 знач.) (разг.). 3. Изображениечего-н. в художественном произведении. К. быта. 4. То, что можно видеть,обозревать или представлять себе в конкретных образах. л. природы. Картиныдетства. 5. Вид, состояние, положение чего-н. (книжн.). К. запустения. К.ясная - нужно действовать. 6. Подразделение акта в драме. Пьеса в трехдействиях, семи картинах. 7. картина, в знач. сказ. То же, что картинка (в 3знач.). * Живые картины (устар.) - мимические сцены без слов. II прил.картинный, -ая, -ое (к 1 знач.). Картинная галерея.

2группа.

 Wкартина – Википедия.

 

3 группа. Слово картина в толковом словаре учебника стр.137-138

Картина. Произведение живописи в красках  на куске холста, доске, листе бумаги.

 

4 группа.  Этимологический словарь русского языка Ф.Мак.

1.картина

С эпохи Петра 1; из ит. cantina «тонкая, красивая бумага» - производное от carta «бумага»

.

 

- Что обозначает  слово картина?

- Предмет

- На какой вопрос отвечает слово картина? (-что?)

-Какой частью речи является это слово?

- Именем существительным

- Запишите слово картина, разделите его на слоги, поставьте ударение, сделайте транскрипцию, подчеркните безударные гласные.

 

кар-ти-на – 3 слога, первый и третий слог безударные.

- Какая орфограмма в этом слове?

- Безударная гласная А в первом слоге, потому что она стоит в слабой позиции и ее нельзя проверить

 

 

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке.

 

 

 

Адекватно воспринимают информацию от учителя, учатся оформлять свою мысль в устной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентируются в своей системе знаний.

 

 

 

 

 

Ведут поиск, запись, сбор и анализ полезной информации.

 

 

Осуществляют взаимный контроль о оказывают в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

 

Развиваем способность резюмировать информацию.

 

 

 

 

 

 

 

Осознанно осуществляют поиск и

извлечение

необходимой информации.

 

 

Подводящий к теме диалог.

На слайде  записаны слова.

Ученик, улица, Москва, столица, Родина, народ, берёза, картина..

– Что объединяет все эти слова?

 - Это имена существительные.

-  Поставьте к каждому существительному вопрос.

– Как вы думаете, по какому признаку можно распределить эти сова  слова в две группы. Предложите, какие это могут быть группы.

- Живые и неживые предметы.

Ученики затрудняются над словом берёза.

 Два ученика выходят к доске и начинают спор:

- Я считаю, что слово «берёза» живой предмет, потому что она растет и умирает, питается и пьет воду.

- Ты прав, берёза действительно живая, если рассматривать ее как часть природы, но ведь ты сам поставил к этому слову вопрос -что?

-Давай вспомним, к каким именам существительным мы ставим вопрос – кто?

-  Которые обозначают людей и животных

- А что обозначает слово берёза?

- Название дерева.

- Значит он не живой.

Постановка проблемного вопроса:

- Ребята, как вы думаете, какой секрет русского языка мы с вами сегодня откроем?

Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос

-кто? и -что?

Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме.

III. Открытие новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-На слайде записаны пословицы.

 

Жить - Родине служить.

Человек без Родины – соловей без песни.

Нашему народу Родина всего дороже.

По родимой стороне душа ноет.

Родина – мать, умей за неё постоять.

 

-Из предложенных пословиц назовите ту, в которой говорится о защите нашей Родины

-Из предложенных пословиц назовите ту, в которой говорится о тоске по родимым местам.

- А как вы объясните смысл пословицы: Родина – мать, умей за неё постоять.

- В этой пословице Родину сравнивают с мамой, а дороже мамы никого на свете нет, поэтому её надо оберегать, значит и Родину надо защищать.

Дети читают записанные пословицы и пользуются алгоритмом при объяснении их значения.

 

Алгоритм работы с пословицей

(на слайде)

Для того чтобы понять смысл пословицы, надо:

•Внимательно прочитать пословицу.

•Выделить в ней слова (словосочетания), которые помогают понять смысл.

•Подчеркнуть слова (словосочетания), употреблённые в переносном  значении, подобрать к ним синонимы.

•Сделать вывод: объяснить, как вы поняли смысл этой пословицы

 

Наблюдение над однокоренными словами:

-Как вы понимаете слово душа?

- У кого может быть душа?

- Придумайте однокоренные слова к слову душа.

Душа, душевный, душенька, бездушный.

 

Упр. № 80 и Упр. №84 – знакомство с понятием одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Ученики самостоятельно выполняют все «шаги» в задании. Затем следует коллективная проверка.

– Попробуйте уточнить вопрос, поставленный в начале урока.

Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос

-кто? и  -что?

 Сравните с формулировкой основного вопроса урока в учебнике стр.48, 50

б) Упр. 86. стр. 51– формируется умение определять основание деления и распределять слова в группы.

Одновременно у доски работают два ученика. Один записывает в столбик одушевлённые имена существительные, другой – неодушевлённые.

Работа с определением.

– Проверьте свои предположения, прочитав правило в рамке учебника (стр. 48, 50)

Ученики читают определение про себя, затем вслух, приводят свои примеры.

- Попробуйте составить таблицу по этому правилу. Ученики получают заготовки таблицы, и заполняют их по мере изучения правила.

Имена существительные

     одушевленные

        неодушевленные

            -кто?

              -что?

 Люди, животные.

Предметы, растения и явления неживой природы.

Ученик, собака, слон.

     Стол, роза, дождь.

 

 

Сильные ученики составляют кластер:

                        

Имена существительные.

 


                         - кто?                          - что?

 

 


               Одушевленные            Неодушевленные

 


    

Люди     животные                 Предметы, растения

                                              явления неживой природы

 

Закрепление материала.

- Я сейчас буду диктовать слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные. Если слово одушевленное, хлопок в ладошку. Если слово неодушевленное – без хлопка.

Дежурный, деревня, медведь, платок, снегирь, сорока, облако, алфавит, язык, щавель, учитель,  народ.

 

 

Физминутка

Сотвори в себе солнце!

- Поприветствуем солнце, ведь солнце светит всем, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

- Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. (Руки лежат на парте ладоням вверх).
Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. (Выполняем движения.)
Звёздочка увеличилась. Направляем к ней ещё один лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром – звёздочка стала ещё больше. Я направляю к вашим звёздочкам лучики, которые несут здоровье, радость, свет, тепло, нежность, ласку. Теперь каждая звёздочка становится большой, как солнце. Оно всем, всем несёт тепло, Подарите, кому хотите это тепло. (Дети подходят друг другу и дарят своё тепло).

 

- А теперь поиграем в игру – «Данетка»

- Записываем под диктовку:

Заяц лёг на бугорок

Подремать решил часок. (И.Пивоварова)

- Я загадала слово, вы можете мне задавать вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

-Это самостоятельная часть речи?  

-Да

- Это имя прилагательное?

– Нет.

- Это имя существительное?

 – Да.

- Это имя существительное отвечает на вопрос

 – кто? 

- Нет.

- Это имя существительное отвечает на вопрос

 – Что? 

- Да.

- Это имя существительное означает меру времени? 

 - Да.

 - Это слово « часок»! ( ученики подчеркивают слово в тексте, над словом надписывают вопрос –что?, неодуш.)

 

 

Кот забрался на канат,

Как заправский акробат!

 

-Я загадала слово

-Это самостоятельная часть речи?  

-Да

- Это имя прилагательное?

– Нет.

- Это имя существительное?

– Да.

- Это имя существительное отвечает на вопрос

 - Что?  

 - Нет.

- Это имя существительное отвечает на вопрос – кто? 

- Да.

- Это имя существительное обозначает человека?

  -Нет.

- Это имя существительное обозначает животного?

-  Да.

- Это слово «кот»! ( ученики подчеркивают слово в тексте, над словом надписывают –кто?,одуш.)

 

По следующим строкам ученик загадывает слово:

 

На комод забрался ёжик

У него не видно ножек. ( В.Катаев)

- Я загадал(а) слово.

-Это самостоятельная часть речи?  

-Да

- Это имя прилагательное?

– Нет.

-Это глагол?

- Нет.

- Это имя существительное?

– Да.

- Это имя существительное одушевленное? 

- Да.

- Это слово ёжик.

( ученики подчеркивают слово в тексте, над словом надписывают –кто?,одуш.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентируются в своей системе знаний, делают выводы в результате работы. Формулируют ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классифицируем, структурируем и систематизируем информацию.

ΙV.Развитие умений. Применение знания.

Работа по  учебнику.

1. Упр. 83, стр.49 – развивается умение определять тематические группы неодушевлённых имён существительных.

Ведем комментированную запись слов с обозначением орфограмм.

Обобщающий вопрос:

- Какие тематические группы неодушевлённых существительных можете назвать?

- Явления природы, эти существительные отвечают на вопрос -что? Вьюга, метель, снег.

Названия животных, они отвечают на вопрос –кто? Синица, рябчик, тетерев, белка, зверёк.

 

Самостоятельная работа.

2. Упр. 84 – совершенствуется умение подбирать слова разных тематических групп и определять их грамматическую отнесённость к неодушевлённым именам существительным.

. Взаимопроверка в парах.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Как ты считаешь, какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

–Сейчас мы вместе  учились оценивать свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы.

Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют своё мнение.

 V. Итог урока. Рефлексия.

 

– Назовите ключевые слова урока.

- Имя существительное, вопросы -кто? -что? одушевленные, неодушевленные,

– Какие тематические группы слов можно выделить среди неодушевлённых имён существительных?

 

 

-Я хочу узнать насколько мудрыми вы стали? Выберите и продолжите предложение:

·        На сегодняшнем уроке  я узнал...

·        Я научился…

·        После урока мне захотелось...

·        Сегодня я сумел увидеть чудесное в …

·        Новые знания мне пригодятся…

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом; осуществляют самоконтроль.

VI. Домашнее задание.

 

Упр. № 86, стр.51

 

Творческое задание: Рассмотреть иллюстрацию в картинной галерее учебника А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Найти и выписать в таблицу

имена существительные

одушевленные и неодушевленные.

Провести мини - исследование, каких имен существительных оказалось больше, одушевлённых или неодушевлённых и как вы думаете почему?

 

 

 

Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема самообразования: «Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников»

Тема самообразования: «Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников»

Ход урокаФормируемые способы деятельности Ι

Ход урокаФормируемые способы деятельности Ι

Первая строка - одним словом обозначается тема (именем существительным)

Первая строка - одним словом обозначается тема (именем существительным)

Словари, интернет,библиотека, опыт других людей

Словари, интернет,библиотека, опыт других людей

Что обозначает слово картина? -

Что обозначает слово картина? -

На слайде записаны пословицы.

На слайде записаны пословицы.

На слайде записаны пословицы.

На слайде записаны пословицы.

Физминутка Сотвори в себе солнце! -

Физминутка Сотвори в себе солнце! -

Кот забрался на канат, Как заправский акробат! -Я загадала слово -Это самостоятельная часть речи? -Да -

Кот забрался на канат, Как заправский акробат! -Я загадала слово -Это самостоятельная часть речи? -Да -

V .Развитие умений. Применение знания

V .Развитие умений. Применение знания

V . Итог урока. Рефлексия. –

V . Итог урока. Рефлексия. –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022