Методическая разработка урока Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.
Оценка 5

Методическая разработка урока Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.

Оценка 5
docx
12.06.2020
Методическая разработка урока Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.
Разраб урока 4.docx

Занятие 4. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.

Цели занятия: рассмотреть основные этапы освобождения народов Азии и Африки от колониальной зависимости; выделить причины и последствия этих событий; охарактеризовать особенности процессов модернизации в странах Азии и  Африки.

Тип занятия: комбинированный

 

Педагогические технологии, используемые на уроке:

Технология проблемного обучения; ИКТ, метод проектов

 

Методы и приёмы обучения, применяемые на занятии: словесный; исследовательский;  проблемный, наглядный, закрепление изученного материала.

Задачи урока: 

   Обучающие:

1.         Знать основные этапы освобождения народов Африки и Азии от колониальной зависимости.

2.         Охарактеризовать ключевые, поворотные события политической жизни стран Азии и Африки в рассматриваемый период.

3.         Объяснять значение понятий и терминов: крушение  колониальной системы, традиционализм, фундаментализм, сепаратизм, апартеид.

4.         Выделять особенности процессов модернизации в странах Азии и Африки.

 

Развивающие:

1.         Развивать умение владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации.

2.         Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов истории, обществознания, политологии.

3.         Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.

Воспитательные:                                                

1.         Воспитывать готовность к самообразованию и саморазвитию.

3.         Формировать уважительное и доброжелательное отношение к культуре, образу жизни и религии других народов и наций.

Оборудование: карта мира; презентации по теме, словарь терминов, раздаточный материал, технологическая карта.

 

 План занятия:

1.         Введение в тему.

2.         Освобождение стран Азии и Африки во второй половине XX века.

3.         Выбор путей развития государствами Азии и Африки.

4.         Страны Азии и Африки в современном мире.

Ход занятия.

1 этап. Организационный момент. Активизация внимания. Объявление темы занятия. Взаимное приветствие преподавателя  и студентов, определение отсутствующих, проверка подготовленности студентов к уроку. Объявление темы, цели и этапов  занятия  (5 мин).

 

2          этап. Усвоение новых знаний. (35-40 мин)

 

1.         Введение в тему.

Особое место в данной теме занимает один из наиболее значительных, глобальных процессов всемирной истории во второй половине XX века – освобождение народов Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости.

Вопрос: когда и каким образом эта зависимость возникла?

В результате произошло крушение колониальных империй, кардинально изменилась карта мира, на ней появилось несколько десятков новых независимых государств, народы которых их «объектов» истории стали ее активными творцами. Названные процессы сопровождались массовыми освободительными движениями, появлением новых лидеров. Уже в ходе борьбы за независимость ставился вопрос о выборе путей дальнейшего развития, оставшийся актуальным и после провозглашения суверенных государств. Таким образом, в насыщенной событиями, многообразной картине развития стран Азии и Африки во второй половине XX века можно выделить для специального рассмотрения две группы вопросов:

1) обретение независимости;

      2) выбор суверенными государствами путей и моделей развития.

 

2.         Освобождение стран Азии и Африки во второй половине XX века.

 Вопрос: какие группы государств, в каких регионах первыми получили независимость? Чем это можно объяснить?

 

Завоевание независимости странами Азии и Африки: этапы и регионы:

1) Ближний Восток, Юго-Восточная и Южная Азия, вторая половина 1940-х гг.;

2) Юго-Западная Азия и Северная Африка, 1950-е гг.;

3) Центральная (Тропическая) Африка, 1960-1970-е гг.: - «год Африки» - освобождение 17 государств; середина 1970-х гг. – распад последней колониальной империи – португальской;

4) Южная Африка, 1980-е гг.

            В Юго-Восточной и Южной Азии борьба народов Китая, Кореи, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Индонезии против японских оккупантов привела к освободительным революциям и провозглашению независимых государств.

            Франция, Нидерланды и другие метрополии пытались силой восстановить свое господство, одной из наиболее масштабных попыток такого рода стала затяжная война Франции в Индокитае (1945-1954 гг.). Конфликты приобрели международный характер, одни участники получали помощь со стороны СССР, Китая, государств «восточного блока», другие – со стороны США и их партнеров. В результате произошел раскол Вьетнама и Кореи на государства с различным строем.

            В Индии, чьи материальные и человеческие ресурсы Великобритания использовала в годы войны, также был поставлен вопрос о безотлагательном предоставлении независимости. В 1947 г. Британская Индия была разделена по религиозному признаку на два доминиона – Индию с преобладающим индусским населением и Пакистан – с мусульманским населением. В 1950 г. провозглашением Республики Индии, флаг которой поднял над Красным фортом в Дели Дж. Неру, завершилась вековая борьба народов этой страны за независимость.

            Заслушать сообщение  «Борьба Индии за независимость от британского владычества»

Презентация «Индия после Второй мировой войны»

 

В 1950-е гг.  началось освобождение от колониальной зависимости народов Ближнего Востока и Северной Африки. Здесь также сказались новые веяния. Одно из первых решений о деколонизации в этом регионе было принято в конце 1940-х гг. при определении судьбы бывших итальянских колоний. Они не передавались державам-победительницам, как это происходило еще в начале века, а получили независимость (Ливия) или перешли на определенный срок под опеку ООН. Тогда же Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об образовании на территории Палестины, находившейся до того под управлением Великобритании, арабского и еврейского государств (1947). 

            Следует подчеркнуть, что наряду с изменением международной ситуации решающую роль в появлении на карте мира новых суверенных государств сыграли массовые освободительные движения и «холодная война», которая давала освободительным движениям возможность маневра между сверхдержавами.

            Заслушать сообщение  «История арабо-израильского конфликта»

            В 1960-1970-е годы получили независимость большинство африканских государств. Кульминационными датами в этом процессе называют «год Африки» - 1960 г., в течение которого освободились 17 стран, и 1974-1975 гг., когда распалась последняя колониальная империя – португальская. В 1980-е годы с освобождением ряда государств в Южной Африке исчезли остатки колониальной системы.

            Важно понимать, что за всеми этими сухими данными стоит длительная, полная героизма борьба народов за суверенитет. А уже после провозглашения новых государств им приходилось преодолевать последствия зависимости, утверждаться в новых границах. При этом нередко происходили столкновения между соседними странами, примером которых является длящийся поныне арабо-израильский конфликт.

            Характеризуя силы, участвовавшие в освободительных движениях, следует отметить их широкий состав. Это были представители национальной буржуазии и интеллигенции, ремесленники, промышленные рабочие и крестьяне.

            (Дополнительная информация об известных руководителях освободительной борьбы в отдельных странах.

            Лидеры освободительной борьбы были людьми разного социального происхождения, взглядов и убеждений, политического опыта. Одни, как, например, Дж. Неру, продолжали семейную традицию активной общественной политической деятельности. Другие пробивались из социальных низов, сумев получить образование и профессию, что и приводило их в ряды участников освободительного движения. Для третьих стартовой площадкой стала военная карьера. Следует подчеркнуть, что среди лидеров освободительного движения народов Африки в 1950-1960-е гг. было немало представителей научной и творческой интеллигенции. Так, первый президент республики Гана К. Нкрума имел звание магистра педагогики и философии, глава правительства Сенегала Л.С. Сенгор являлся ученым-социологом и одним из выдающихся африканских поэтов. Первый президент республики Ангола А. А. Нето известен также как видный деятель культуры, писатель и поэт).

 

3.         Выбор путей развития государствами Азии и Африки.

Технология проблемного обучения.

1.         Постановка проблемы.

При рассмотрении вопроса о выборе странами Азии и Африки путей и моделей развития, необходимо опираться на следующие проблемные вопросы:

1) В чем состоял выбор?

2) Кто и в ходе  каких событий совершал выбор (или смену) моделей развития?

3) Какими были результаты того или иного выбора?

     2. Выдвижение гипотез 

По каждому из названных вопросов желательно дать обобщенный ответ, а также привести примеры из истории отдельных стран. При этом материал может излагаться в различной логике: от общего к частному или от конкретного к общему. Так, при обсуждении вопроса «В чем состоял выбор уместно использовать прием эвристической беседы, предложив учащимся высказать свои версии ответа.

            Проводится беседа с учебной группой по первому  вопросу. По итогам беседы на доске выписываются основные направления этого выбора:

а) формы государства – республики, монархии и др.;

б) социально-экономической системы – преобладающих форм собственности, степени государственного регулирования экономики и др.;

в) системы политических партий и движений – однопартийной или многопартийной;

г) внешнеполитической ориентации – на бывшую метрополию или, в условиях биполярного мира того времени, на Запад или Восток ( в других терминах – на «капиталистическую» или «социалистическую» систему).

3. Выводы по решению проблемы.

Уже из приведенного перечня видно, что речь шла о комплексе сложнейших, судьбоносных решений. Понятно, что при этом затрагивались насущные интересы не только всех слоев, политических групп и движений внутри самих освободившихся стран, но и внешних, международных кругов. Все это предопределило противоречивый, драматический характер событий, в ходе которых осуществлялся выбор.

 

В качестве примеров того, как непросто совершался исторический выбор, заслуживают особого упоминания события второй половины 1940-х гг. в странах Юго-Восточной Азии – Вьетнаме, Корее, Китае.. Здесь многолетняя освободительная война переросла в революции. При этом размежевание течений и группировок внутри освободительных движений, сотрудничество их с различными внешними силами привели к расколу одних стран (Вьетнам, Корея), нарушению территориальной целостности других (отторжение Тайваня от Китая). Некоторые из образовавшихся в результате раздела государств сделали «социалистический выбор» (Северный Вьетнам, Китай. Северная Корея),  другие – «капиталистический» (Южный Вьетнам, Тайвань, Южная Корея).

Заслушать сообщения «Вьетнам после II Мировой войны», «Корея после II Мировой войны». Основанием для выбора, который делали освободившиеся государства, служили разные ситуации. В конце 1950-х – 1970-е гг. большая часть молодых государств сохранила «капиталистическую» ориентацию, связанную с их бывшими метрополиями (один из показательных примеров – Индия). Это были в первую очередь страны, где индустриальный уклад оказался относительно продвинутым. «Некапиталистическая» («социалистическая») ориентация принималась меньшим числом освободившихся стран (в 1960-е гг. о таком выборе заявили около 30 государств, к концу 1980-х гг. их осталось не более десяти). Часто это были страны с преобладанием доиндустриальных, порой – общинных отношений. Переход от общинной к обобществленной собственности представлялся им быстрейшим путем решения экономических и социальных проблем. Выбор  ориентации в таких государствах нередко носил ярко выраженный декларативный характер (в качестве примеров можно назвать программы радикальных преобразований «в соответствии с идеями научного социализма», принятые в 1970-е гг. лидерами Анголы, Афганистана).

Следует отметить, что немало стран Азии и Африки выбрали не один из двух предложенных европейским миром, а свой собственный, «третий», «четвертый» путь. При этом политические лидеры подчеркивали нежелание ориентироваться на западный или воточный блок, на США или СССР. Эти тенденции четко проявились с 1980-х гг. Один из примеров подобного выбора продемонстрировал Иран, где утвердилось исламское государство. Другой путь избрала Ливия, здесь сначала произошло свержение монархии и провозглашение республики (1969 г., а в 1977 г. декрет провозгласил установление «режима народной власти», было принято новое название страны – Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия («джамахир» в переводе с арабского – народные массы). Пост главы государства занял М. Каддафи, официальный титул которого – «лидер революции 1 сентября».

После распада биполярного мира выбор, обозначавший ориентацию на западный или восточный блок государств, утратил актуальность. Однако для стран Азии и Африки по-прежнему значимыми остались вопросы о путях и механизмах модернизации, способах преодоления отсталости и достижения динамичного развития, интеграции в мировую экономику и политику в качестве равноправных субъектов. В связи с этим можно выделить несколько вариантов развития:

•          эволюционный курс на внедрение нового, постепенные преобразования без разрушения сложившихся ранее основ (показательным примером является Индия);

•          революция, осуществление радикальных перемен в политическом и экономическом строе;

•          политика экономического рывка («скачка») в рамках существующей политической системы; источниками рывка служили новые технологии, богатые природные ресурсы и др. (яркий пример – так называемый прыжок «тигров», или «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии в 1970-1980-е гг.).

 

4. Страны Азии и Африки в современном мире.

Для характеристики развития стран Азии и Африки в наши дни важно сказать, во-первых, о главных проблемах, с которыми они столкнулись после обретения политической независимости и продолжают сталкиваться сегодня, и, во-вторых, о роли этих стран в современной международной жизни.

В числе проблем следует назвать:

- достижение экономической и культурной независимости, противостояние неоколониализму как системе неравноправных экономических и политических отношений, навязываемых ведущими индустриальными державами, транснациональным капиталом;

- модернизацию, обеспечение динамичного развития, преодоление отсталости;

- погашение внешнего долга развитым государствам, международным корпорациям (во второй половине 1980-х гг. внешний долг ряда стран составлял почти 2/5 их годового валового производства товаров и услуг; на выплату процентов и других обязательств по внешнему долгу нередко уходит вся получаемая иностранная помощь).

Роль государств Азии и Африки в современном мире определяется рядом явлений и процессов, как позитивных, так и порождающих новые международные проблемы. К ним относят:

- динамичное экономическое развитие ряда стран Азии (Япония, некоторые государства Юго-Восточной Азии), выдвинувшихся в число лидеров мирового индустриального производства;

- активное участие стран Азии и Африки в международном политическом и экономическом сотрудничестве, в работе ООН; создание различных международных и региональных организаций, в том числе Движения неприсоединения (основано в 1961 г.), Организации африканского единства (1963 г.), Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и др.;

- противоречивость политического развития ряда стран Азии и Африки – смена политических режимов, этнические и религиозные конфликты, сепаратизм, распространение традиционалистских течений и др.; опасность подобных явлений усугубляется тем, что за годы независимости многие страны накопили значительный военный потенциал.

Освободившиеся страны Азии и Африки в течение нескольких десятилетий называли «третьим миром». Проблемы их отношений с бывшими метрополиями, интеграции  в мировое экономическое и политическое развитие составили основу нового исторического диалога «Север» - «Юг».

 

3          этап. Самостоятельная работа по технологической карте. (25-30 мин)

4          этап.  Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин).

 Сегодня мы рассмотрели историю большой группы стран, находящихся на нескольких континентах имеющих весьма существенные различия в историческом опыте, путях развития. Большое внимание было уделено проблеме освобождения народов Азии и Африки от колониальной зависимости и выбору ими путей развития.

Что нового вы узнали на занятии? Какие вопросы вызвали затруднения? Какая информация нуждается в дополнении?

5          этап. Итоговый контроль. Выставление оценок за урок, их комментирование, подведение итогов урока (5 мин).

6          Этап.  Домашнее задание (5 мин);

1)         Лекция

2)         Подготовиться к контрольной работе по разделу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Занятие 4. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости

Занятие 4. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости

Особое место в данной теме занимает один из наиболее значительных, глобальных процессов всемирной истории во второй половине

Особое место в данной теме занимает один из наиболее значительных, глобальных процессов всемирной истории во второй половине

Следует подчеркнуть, что наряду с изменением международной ситуации решающую роль в появлении на карте мира новых суверенных государств сыграли массовые освободительные движения и «холодная война»,…

Следует подчеркнуть, что наряду с изменением международной ситуации решающую роль в появлении на карте мира новых суверенных государств сыграли массовые освободительные движения и «холодная война»,…

Запад или Восток ( в других терминах – на «капиталистическую» или «социалистическую» систему)

Запад или Восток ( в других терминах – на «капиталистическую» или «социалистическую» систему)

В связи с этим можно выделить несколько вариантов развития: • эволюционный курс на внедрение нового, постепенные преобразования без разрушения сложившихся ранее основ (показательным примером является

В связи с этим можно выделить несколько вариантов развития: • эволюционный курс на внедрение нового, постепенные преобразования без разрушения сложившихся ранее основ (показательным примером является

Итоговый контроль. Выставление оценок за урок, их комментирование, подведение итогов урока (5 мин)

Итоговый контроль. Выставление оценок за урок, их комментирование, подведение итогов урока (5 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020