Методическая разработка урока. Тема: «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода»
Оценка 4.7

Методическая разработка урока. Тема: «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода»

Оценка 4.7
doc
10.04.2020
Методическая разработка урока. Тема: «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода»
Данная методическая разработка представляет собой урок усвоения новых знаний «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода», является одним из уроков темы «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению», изучаемой студентами специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» согласно календарно-тематического плана МДК.05.01 Технология лесохозяйственного производства, раздела 3 Технология лесохозяйственного производства ПМ 05 «Выполнение работ по рабочей профессии 13376 Лесовод».
Урок по технологии лесохоз произ Митрофанов С. В. Чебаркуль.doc

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по специальности 35.01.02

«Лесное и лесопарковое хозяйство»

ПМ.05 «Выполнение работ  по рабочей профессии 13376 Лесовод»

МДК. 05.01 Технология лесохозяйственного производства

Тема: «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода»

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой урок усвоения новых знаний «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода», является одним из уроков темы «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению», изучаемой студентами специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» согласно календарно-тематического плана МДК.05.01 Технология лесохозяйственного производства, раздела 3 Технология лесохозяйственного производства ПМ 05 «Выполнение работ  по рабочей профессии 13376 Лесовод».

Урок предназначен для обучающихся группы 36 специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» с базовым уровнем подготовки.

Целью данного урока является изучение целей и основных принципов рубок ухода за лесом, их нормативов, методов и очередности проведения.

Введение

Знание предмета «Технология лесохозяйственного производства» необходимо специалисту при:

- отводе лесных участков на местности под различные виды использования лесов;

- выборе способа очистки лесосек;

- разработке и осуществлении мероприятий рекреационной деятельности;

- заготовке, приёмке, учёте и хранении лесосеменного сырья;

- выращивании посадочного материала в лесном питомнике;

- создании лесных культур, защитных лесных насаждений и уходе за ними;

- защите семян, посадочного материала, лесных культур от вредителей и болезней;

- определении таксационных показателей отдельного дерева и лесных насаждений.

Изучение данной темы важно для обучающихся, будущих специалистов «Лесного и лесопаркового хозяйства», так как воспроизводство лесов – это важнейший элемент лесного хозяйства.

Главное богатство нашей страны это щедрые запасы «зеленого золота», но надо помнить о том, что: «Мы не получили лес в наследство, а взяли в долг у наших потомков». И мы должны нести ответственность за состояние Российского леса, эта проблема является очень актуальной не только для России, но и для всего человечества на современном этапе развития общества.

План урока

Раздел программы: Технология лесохозяйственного производства.

Тема раздела программы: Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению

Тема урока: Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода.

Цели:

Обучающие:

- формирование знаний о целях и основных принципах рубок ухода за лесом, их нормативов, методов и очередности проведения.

Развивающие:

- формирование логического мышления и навыков исследовательской деятельности обучающихся через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать, умения работать в группах.

Воспитательные:

- формирование умения организовывать собственную деятельность, воспитание дисциплинированности, усидчивости и собранности, положительного отношения к знаниям, чувства значимости, важности своей специальности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Форма организации: групповая, работа в малых группах

Методы обучения: проблемный (постановка проблемы), поисковый (работа с нормативный документацией, анализ, синтез), элементы исследовательского метода (исследовательская работа).

Оснащение: рабочая тетрадь,  лист-задание, нормативная документация, печатные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, разработанная преподавателем, калькулятор

Методическая литература:

1. Правила ухода за лесами (Утверждены приказом Минприроды России от 22.11.2017 г. N 626)

2. Лесной кодекс Российской Федерации. (В последней редакции на момент использования).

3. Лабоха, К. В., Шиман, Д. В. Лесоводство: учебное пособие / К. В. Лабоха, Д. В. Шиман. Минск: РИПО, 2017. 411 с. (Электронный ресурс//znanium.com).

4. Колодий, П.В., Сигай, Е.П., Колодий, Т.А. Лесоэксплуатация с основами товароведения: учебное пособие / П.В. Колодий, Е.П. Сигай, Т.А. Колодий - Минск.: РИПО, 2016. - 276 с. (Электронный ресурс//znanium.com)


Технологическая карта урока

 

Учебная дисциплина

МДК.05.01 Технология лесохозяйственного производства

№ группы, специальность обучающихся

Группа №  36, специальность 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Раздел/тема Программы

Раздел 3. Технология лесохозяйственного производства,   Тема 3.4 Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению

Тема урока

Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода.

Цели урока

Обучающая: формирование знаний о целях и основных принципах рубок ухода за лесом, их нормативов, методов и очередности проведения.

Развивающая: формирование логического мышления и навыков исследовательской деятельности обучающихся через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать, умения работать в группах

Воспитательная: формирование умения организовывать собственную деятельность, воспитание дисциплинированности, усидчивости и собранности, положительного отношения к знаниям, чувства значимости, важности своей специальности.

Тип урока

Комбинированный

Технологии, методы, приёмы обучения

Проблемный (постановка проблемы), поисковый (работа с нормативный документацией, анализ, синтез), элементы исследовательского метода (исследовательская работа).

Формы организации деятельности обучающихся

Групповая, работа в малых группах

Основные понятия, термины

Рубки ухода, цели и виды рубок ухода, возрастные периоды древостоев, назначение и очередность проведения рубок ухода, нормативы рубок ухода

Оснащение урока

Рабочая тетрадь,  лист-задание, нормативная документация, печатные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, разработанная преподавателем, калькулятор

Планируемые результаты

Общие компетенции

ОК 1

Уметь: обосновать выбор своей будущей профессии, ее преимущества и значимость на современном рынке труда

Знать: возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности.

ОК 2

Уметь: планировать учебную деятельность, выполнение задания в соответствии с планом

Знать: пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

ОК 4

Уметь: отбирать необходимую информацию, значимую в учебной и профессиональной деятельности

Знать: принципы работы с научным и профессиональным текстом.

ОК 6

Уметь: аргументировать свою точку зрения, опираясь на достоверную информацию

 

Знать: принципы делового общения.

Профессиональные компетенции

ПК 5.4

Уметь: осуществлять проведение ухода за лесами;

Знать: виды, методы и приёмы ухода за лесами;

ХОД УРОКА

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Задачи этапа урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап

1.1 Организационный момент

Определить готовность группы к занятию.

Создать благоприятную психологическую обстановку.

Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, учет присутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания.

Преподаватель начинает урок: Сегодня у нас состоится урок-исследование, посвященный рубкам ухода за лесом.  Знания, полученные сегодня на занятии, помогут вам и при изучении таких дисциплин, как «Лесоразведение и воспроизводство лесов», «Уход за лесом», и конечно же, практическая деятельность любого работника лесного хозяйства немыслима без навыков назначения и проведения рубок ухода. 

Все обучающиеся до звонка находятся на своих рабочих местах и полностью готовы к уроку. Психологический настрой

1.2 Создание проблемной ситуации

Вызвать познавательный интерес к проблеме; мотивировать обучающихся на продуктивную учебную деятельность.

Преподаватель предлагает вспомнить ранее изученные сведения о возрастных этапах развития лесных насаждений: индивидуального роста древесных растений, чаща, жердняк, средневозрастный древостой и т.д. Рассказывает об усилении популяционных отношений в древостое с увеличением его возраста, о конкурентных отношениях, дифференциации и отпаде в древостое, что может привести к негативным последствиям (захламленность, развитие болезней и вредителей) вплоть до гибели насаждения. Чтобы этого избежать работники лесного хозяйства должны проводить рубки ухода в каждом возрастном этапе развития лесных фитоценозов.

Воспроизводят в устной и графической форме известные сведения. Обдумывают информацию

1.3 Определение темы и цели исследования

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели, определение темы

Преподаватель просит высказать предположения о действиях работников лесного хозяйства, обращает внимание обучающихся на возрастные этапы древостоев, различную полноту, состав древостоев. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями, определить тему и цель работы    

Высказывают предположения о возможных действиях лесоводов, направленных на формирование насаждений.

Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие проблемы (цель). Записывают тему и цель работы    

1.4 Выбор методик исследования

Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы. Метод исследования теоретический (анализ, синтез, аналогия, систематизация); Работа с учебным материалом, нормативной документацией.

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий

2. Проведение исследования

2.1 Поиск решения проблемы (исследовательский этап)

Создать условия для проведения исследования и организовать поиск решения проблемы

Выдает тексты для чтения, координирует действия учащихся. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном. Организует самостоятельное чтение текста с целью поиска ответа (рубки ухода, цели и виды рубок ухода, возрастные периоды древостоев, назначение и очередность проведения рубок ухода, нормативы рубок ухода).

Читают нормативную документацию. Отвечают на вопросы преподавателя, слушают ответы товарищей. Читают текст, выделяют в нем необходимую информацию с записью в тетрадь. Делают выводы

2.2 Решение творческой задачи (практический этап)

Обеспечить применение полученных знаний для решения творческой задачи, доказательства своей точки зрения

Объединяет обучающихся в четыре группы, выдает листы-задания. Организует работу в группах. Предлагает назначить и обосновать рубки ухода в предложенных насаждениях (Для каждой группы один вид рубки). Организует диалог и обсуждение решений между группами.

Обсуждают и записывают условия и решение задачи сначала внутри, а затем между группами, формулируют ответ, слушают, дополняют друг друга

3. Заключительный этап

3.1. Рефлексия учебно-исследовательской деятельности

Осмысление процесса и результата деятельности

Предлагает оценить факт достижения цели урока. Предлагает ответить индивидуально на вопросы рефлексивного листа и анкеты.

 

Оценивают степень достижения цели. Отвечают на вопросы листа, зачитывают их в группе, выбирают наиболее удачные, читают всей группе, слушают друг друга

 


 

Анкета

Фамилия, имя

 

На уроке я работал

активно /  пассивно

Своей работой на уроке я

доволен  / не доволен

Урок показался для меня

коротким /  длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение стало

лучше / хуже

Материал урока

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по специальности 35

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по специальности 35

Изучение данной темы важно для обучающихся, будущих специалистов «Лесного и лесопаркового хозяйства», так как воспроизводство лесов – это важнейший элемент лесного хозяйства

Изучение данной темы важно для обучающихся, будущих специалистов «Лесного и лесопаркового хозяйства», так как воспроизводство лесов – это важнейший элемент лесного хозяйства

Тип урока: комбинированный.

Тип урока: комбинированный.

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

ОК 4Уметь: отбирать необходимую информацию, значимую в учебной и профессиональной деятельности

ОК 4Уметь: отбирать необходимую информацию, значимую в учебной и профессиональной деятельности

Преподаватель предлагает вспомнить ранее изученные сведения о возрастных этапах развития лесных насаждений: индивидуального роста древесных растений, чаща, жердняк, средневозрастный древостой и т

Преподаватель предлагает вспомнить ранее изученные сведения о возрастных этапах развития лесных насаждений: индивидуального роста древесных растений, чаща, жердняк, средневозрастный древостой и т

Проведение исследования 2

Проведение исследования 2

Анкета Фамилия, имя

Анкета Фамилия, имя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020