Методическая разработка урока. Тема: «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода»

  • doc
  • 10.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка представляет собой урок усвоения новых знаний «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода», является одним из уроков темы «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению», изучаемой студентами специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» согласно календарно-тематического плана МДК.05.01 Технология лесохозяйственного производства, раздела 3 Технология лесохозяйственного производства ПМ 05 «Выполнение работ по рабочей профессии 13376 Лесовод».
Иконка файла материала Урок по технологии лесохоз произ Митрофанов С. В. Чебаркуль.doc

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по специальности 35.01.02

«Лесное и лесопарковое хозяйство»

ПМ.05 «Выполнение работ  по рабочей профессии 13376 Лесовод»

МДК. 05.01 Технология лесохозяйственного производства

Тема: «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода»

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой урок усвоения новых знаний «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода», является одним из уроков темы «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению», изучаемой студентами специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» согласно календарно-тематического плана МДК.05.01 Технология лесохозяйственного производства, раздела 3 Технология лесохозяйственного производства ПМ 05 «Выполнение работ  по рабочей профессии 13376 Лесовод».

Урок предназначен для обучающихся группы 36 специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» с базовым уровнем подготовки.

Целью данного урока является изучение целей и основных принципов рубок ухода за лесом, их нормативов, методов и очередности проведения.

Введение

Знание предмета «Технология лесохозяйственного производства» необходимо специалисту при:

- отводе лесных участков на местности под различные виды использования лесов;

- выборе способа очистки лесосек;

- разработке и осуществлении мероприятий рекреационной деятельности;

- заготовке, приёмке, учёте и хранении лесосеменного сырья;

- выращивании посадочного материала в лесном питомнике;

- создании лесных культур, защитных лесных насаждений и уходе за ними;

- защите семян, посадочного материала, лесных культур от вредителей и болезней;

- определении таксационных показателей отдельного дерева и лесных насаждений.

Изучение данной темы важно для обучающихся, будущих специалистов «Лесного и лесопаркового хозяйства», так как воспроизводство лесов – это важнейший элемент лесного хозяйства.

Главное богатство нашей страны это щедрые запасы «зеленого золота», но надо помнить о том, что: «Мы не получили лес в наследство, а взяли в долг у наших потомков». И мы должны нести ответственность за состояние Российского леса, эта проблема является очень актуальной не только для России, но и для всего человечества на современном этапе развития общества.

План урока

Раздел программы: Технология лесохозяйственного производства.

Тема раздела программы: Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению

Тема урока: Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода.

Цели:

Обучающие:

- формирование знаний о целях и основных принципах рубок ухода за лесом, их нормативов, методов и очередности проведения.

Развивающие:

- формирование логического мышления и навыков исследовательской деятельности обучающихся через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать, умения работать в группах.

Воспитательные:

- формирование умения организовывать собственную деятельность, воспитание дисциплинированности, усидчивости и собранности, положительного отношения к знаниям, чувства значимости, важности своей специальности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Форма организации: групповая, работа в малых группах

Методы обучения: проблемный (постановка проблемы), поисковый (работа с нормативный документацией, анализ, синтез), элементы исследовательского метода (исследовательская работа).

Оснащение: рабочая тетрадь,  лист-задание, нормативная документация, печатные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, разработанная преподавателем, калькулятор

Методическая литература:

1. Правила ухода за лесами (Утверждены приказом Минприроды России от 22.11.2017 г. N 626)

2. Лесной кодекс Российской Федерации. (В последней редакции на момент использования).

3. Лабоха, К. В., Шиман, Д. В. Лесоводство: учебное пособие / К. В. Лабоха, Д. В. Шиман. Минск: РИПО, 2017. 411 с. (Электронный ресурс//znanium.com).

4. Колодий, П.В., Сигай, Е.П., Колодий, Т.А. Лесоэксплуатация с основами товароведения: учебное пособие / П.В. Колодий, Е.П. Сигай, Т.А. Колодий - Минск.: РИПО, 2016. - 276 с. (Электронный ресурс//znanium.com)


Технологическая карта урока

 

Учебная дисциплина

МДК.05.01 Технология лесохозяйственного производства

№ группы, специальность обучающихся

Группа №  36, специальность 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Раздел/тема Программы

Раздел 3. Технология лесохозяйственного производства,   Тема 3.4 Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению

Тема урока

Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода.

Цели урока

Обучающая: формирование знаний о целях и основных принципах рубок ухода за лесом, их нормативов, методов и очередности проведения.

Развивающая: формирование логического мышления и навыков исследовательской деятельности обучающихся через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать, умения работать в группах

Воспитательная: формирование умения организовывать собственную деятельность, воспитание дисциплинированности, усидчивости и собранности, положительного отношения к знаниям, чувства значимости, важности своей специальности.

Тип урока

Комбинированный

Технологии, методы, приёмы обучения

Проблемный (постановка проблемы), поисковый (работа с нормативный документацией, анализ, синтез), элементы исследовательского метода (исследовательская работа).

Формы организации деятельности обучающихся

Групповая, работа в малых группах

Основные понятия, термины

Рубки ухода, цели и виды рубок ухода, возрастные периоды древостоев, назначение и очередность проведения рубок ухода, нормативы рубок ухода

Оснащение урока

Рабочая тетрадь,  лист-задание, нормативная документация, печатные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, разработанная преподавателем, калькулятор

Планируемые результаты

Общие компетенции

ОК 1

Уметь: обосновать выбор своей будущей профессии, ее преимущества и значимость на современном рынке труда

Знать: возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности.

ОК 2

Уметь: планировать учебную деятельность, выполнение задания в соответствии с планом

Знать: пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

ОК 4

Уметь: отбирать необходимую информацию, значимую в учебной и профессиональной деятельности

Знать: принципы работы с научным и профессиональным текстом.

ОК 6

Уметь: аргументировать свою точку зрения, опираясь на достоверную информацию

 

Знать: принципы делового общения.

Профессиональные компетенции

ПК 5.4

Уметь: осуществлять проведение ухода за лесами;

Знать: виды, методы и приёмы ухода за лесами;

ХОД УРОКА

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Задачи этапа урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап

1.1 Организационный момент

Определить готовность группы к занятию.

Создать благоприятную психологическую обстановку.

Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, учет присутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания.

Преподаватель начинает урок: Сегодня у нас состоится урок-исследование, посвященный рубкам ухода за лесом.  Знания, полученные сегодня на занятии, помогут вам и при изучении таких дисциплин, как «Лесоразведение и воспроизводство лесов», «Уход за лесом», и конечно же, практическая деятельность любого работника лесного хозяйства немыслима без навыков назначения и проведения рубок ухода. 

Все обучающиеся до звонка находятся на своих рабочих местах и полностью готовы к уроку. Психологический настрой

1.2 Создание проблемной ситуации

Вызвать познавательный интерес к проблеме; мотивировать обучающихся на продуктивную учебную деятельность.

Преподаватель предлагает вспомнить ранее изученные сведения о возрастных этапах развития лесных насаждений: индивидуального роста древесных растений, чаща, жердняк, средневозрастный древостой и т.д. Рассказывает об усилении популяционных отношений в древостое с увеличением его возраста, о конкурентных отношениях, дифференциации и отпаде в древостое, что может привести к негативным последствиям (захламленность, развитие болезней и вредителей) вплоть до гибели насаждения. Чтобы этого избежать работники лесного хозяйства должны проводить рубки ухода в каждом возрастном этапе развития лесных фитоценозов.

Воспроизводят в устной и графической форме известные сведения. Обдумывают информацию

1.3 Определение темы и цели исследования

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели, определение темы

Преподаватель просит высказать предположения о действиях работников лесного хозяйства, обращает внимание обучающихся на возрастные этапы древостоев, различную полноту, состав древостоев. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями, определить тему и цель работы    

Высказывают предположения о возможных действиях лесоводов, направленных на формирование насаждений.

Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие проблемы (цель). Записывают тему и цель работы    

1.4 Выбор методик исследования

Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы. Метод исследования теоретический (анализ, синтез, аналогия, систематизация); Работа с учебным материалом, нормативной документацией.

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий

2. Проведение исследования

2.1 Поиск решения проблемы (исследовательский этап)

Создать условия для проведения исследования и организовать поиск решения проблемы

Выдает тексты для чтения, координирует действия учащихся. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном. Организует самостоятельное чтение текста с целью поиска ответа (рубки ухода, цели и виды рубок ухода, возрастные периоды древостоев, назначение и очередность проведения рубок ухода, нормативы рубок ухода).

Читают нормативную документацию. Отвечают на вопросы преподавателя, слушают ответы товарищей. Читают текст, выделяют в нем необходимую информацию с записью в тетрадь. Делают выводы

2.2 Решение творческой задачи (практический этап)

Обеспечить применение полученных знаний для решения творческой задачи, доказательства своей точки зрения

Объединяет обучающихся в четыре группы, выдает листы-задания. Организует работу в группах. Предлагает назначить и обосновать рубки ухода в предложенных насаждениях (Для каждой группы один вид рубки). Организует диалог и обсуждение решений между группами.

Обсуждают и записывают условия и решение задачи сначала внутри, а затем между группами, формулируют ответ, слушают, дополняют друг друга

3. Заключительный этап

3.1. Рефлексия учебно-исследовательской деятельности

Осмысление процесса и результата деятельности

Предлагает оценить факт достижения цели урока. Предлагает ответить индивидуально на вопросы рефлексивного листа и анкеты.

 

Оценивают степень достижения цели. Отвечают на вопросы листа, зачитывают их в группе, выбирают наиболее удачные, читают всей группе, слушают друг друга

 


 

Анкета

Фамилия, имя

 

На уроке я работал

активно /  пассивно

Своей работой на уроке я

доволен  / не доволен

Урок показался для меня

коротким /  длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение стало

лучше / хуже

Материал урока

понятен / не понятен

полезен / бесполезен