МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по специальности 35.01.02
«Лесное и лесопарковое хозяйство»
ПМ.05 «Выполнение работ по рабочей профессии 13376 Лесовод»
МДК. 05.01 Технология лесохозяйственного производства
Тема: «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода»
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой урок усвоения новых знаний «Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода», является одним из уроков темы «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению», изучаемой студентами специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» согласно календарно-тематического плана МДК.05.01 Технология лесохозяйственного производства, раздела 3 Технология лесохозяйственного производства ПМ 05 «Выполнение работ по рабочей профессии 13376 Лесовод».
Урок предназначен для обучающихся группы 36 специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» с базовым уровнем подготовки.
Целью данного урока является изучение целей и основных принципов рубок ухода за лесом, их нормативов, методов и очередности проведения.
Введение
Знание предмета «Технология лесохозяйственного производства» необходимо специалисту при:
- отводе лесных участков на местности под различные виды использования лесов;
- выборе способа очистки лесосек;
- разработке и осуществлении мероприятий рекреационной деятельности;
- заготовке, приёмке, учёте и хранении лесосеменного сырья;
- выращивании посадочного материала в лесном питомнике;
- создании лесных культур, защитных лесных насаждений и уходе за ними;
- защите семян, посадочного материала, лесных культур от вредителей и болезней;
- определении таксационных показателей отдельного дерева и лесных насаждений.
Изучение данной темы важно для обучающихся, будущих специалистов «Лесного и лесопаркового хозяйства», так как воспроизводство лесов – это важнейший элемент лесного хозяйства.
Главное богатство нашей страны это щедрые запасы «зеленого золота», но надо помнить о том, что: «Мы не получили лес в наследство, а взяли в долг у наших потомков». И мы должны нести ответственность за состояние Российского леса, эта проблема является очень актуальной не только для России, но и для всего человечества на современном этапе развития общества.
План урока
Раздел программы: Технология лесохозяйственного производства.
Тема раздела программы: Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению
Тема урока: Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода.
Цели:
Обучающие:
- формирование знаний о целях и основных принципах рубок ухода за лесом, их нормативов, методов и очередности проведения.
Развивающие:
- формирование логического мышления и навыков исследовательской деятельности обучающихся через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать, умения работать в группах.
Воспитательные:
- формирование умения организовывать собственную деятельность, воспитание дисциплинированности, усидчивости и собранности, положительного отношения к знаниям, чувства значимости, важности своей специальности.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-исследование.
Форма организации: групповая, работа в малых группах
Методы обучения: проблемный (постановка проблемы), поисковый (работа с нормативный документацией, анализ, синтез), элементы исследовательского метода (исследовательская работа).
Оснащение: рабочая тетрадь, лист-задание, нормативная документация, печатные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, разработанная преподавателем, калькулятор
Методическая литература:
1. Правила ухода за лесами (Утверждены приказом Минприроды России от 22.11.2017 г. N 626)
2. Лесной кодекс Российской Федерации. (В последней редакции на момент использования).
3. Лабоха, К. В., Шиман, Д. В. Лесоводство: учебное пособие / К. В. Лабоха, Д. В. Шиман. – Минск: РИПО, 2017. – 411 с. (Электронный ресурс//znanium.com).
4. Колодий, П.В., Сигай, Е.П., Колодий, Т.А. Лесоэксплуатация с основами товароведения: учебное пособие / П.В. Колодий, Е.П. Сигай, Т.А. Колодий - Минск.: РИПО, 2016. - 276 с. (Электронный ресурс//znanium.com)
Технологическая карта урока
Учебная дисциплина |
МДК.05.01 Технология лесохозяйственного производства |
||||
№ группы, специальность обучающихся |
Группа № 36, специальность 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» |
||||
Раздел/тема Программы |
Раздел 3. Технология лесохозяйственного производства, Тема 3.4 Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению |
||||
Тема урока |
Рубки ухода за лесом, цели и основные принципы ухода. |
||||
Цели урока |
Обучающая: формирование знаний о целях и основных принципах рубок ухода за лесом, их нормативов, методов и очередности проведения. |
||||
Развивающая: формирование логического мышления и навыков исследовательской деятельности обучающихся через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать, умения работать в группах |
|||||
Воспитательная: формирование умения организовывать собственную деятельность, воспитание дисциплинированности, усидчивости и собранности, положительного отношения к знаниям, чувства значимости, важности своей специальности. |
|||||
Тип урока |
Комбинированный |
||||
Технологии, методы, приёмы обучения |
Проблемный (постановка проблемы), поисковый (работа с нормативный документацией, анализ, синтез), элементы исследовательского метода (исследовательская работа). |
||||
Формы организации деятельности обучающихся |
Групповая, работа в малых группах |
||||
Основные понятия, термины |
Рубки ухода, цели и виды рубок ухода, возрастные периоды древостоев, назначение и очередность проведения рубок ухода, нормативы рубок ухода |
||||
Оснащение урока |
Рабочая тетрадь, лист-задание, нормативная документация, печатные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, разработанная преподавателем, калькулятор |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Общие компетенции |
|||||
ОК 1 |
Уметь: обосновать выбор своей будущей профессии, ее преимущества и значимость на современном рынке труда |
||||
Знать: возможности использования умений и навыков, приобретенных в ходе изучения дисциплины, в будущей профессионально-трудовой деятельности. |
|||||
ОК 2 |
Уметь: планировать учебную деятельность, выполнение задания в соответствии с планом |
||||
Знать: пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
|||||
ОК 4 |
Уметь: отбирать необходимую информацию, значимую в учебной и профессиональной деятельности |
||||
Знать: принципы работы с научным и профессиональным текстом. |
|||||
ОК 6 |
Уметь: аргументировать свою точку зрения, опираясь на достоверную информацию |
||||
|
Знать: принципы делового общения. |
||||
Профессиональные компетенции |
|||||
ПК 5.4 |
Уметь: осуществлять проведение ухода за лесами; |
||||
Знать: виды, методы и приёмы ухода за лесами; |
|||||
ХОД УРОКА |
|||||
Элементы внешней структуры урока |
Элементы внутренней (дидактической) структуры урока |
Задачи этапа урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
|
1. Подготовительный этап |
1.1 Организационный момент |
Определить готовность группы к занятию. Создать благоприятную психологическую обстановку. |
Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, учет присутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания. Преподаватель начинает урок: Сегодня у нас состоится урок-исследование, посвященный рубкам ухода за лесом. Знания, полученные сегодня на занятии, помогут вам и при изучении таких дисциплин, как «Лесоразведение и воспроизводство лесов», «Уход за лесом», и конечно же, практическая деятельность любого работника лесного хозяйства немыслима без навыков назначения и проведения рубок ухода. |
Все обучающиеся до звонка находятся на своих рабочих местах и полностью готовы к уроку. Психологический настрой |
|
1.2 Создание проблемной ситуации |
Вызвать познавательный интерес к проблеме; мотивировать обучающихся на продуктивную учебную деятельность. |
Преподаватель предлагает вспомнить ранее изученные сведения о возрастных этапах развития лесных насаждений: индивидуального роста древесных растений, чаща, жердняк, средневозрастный древостой и т.д. Рассказывает об усилении популяционных отношений в древостое с увеличением его возраста, о конкурентных отношениях, дифференциации и отпаде в древостое, что может привести к негативным последствиям (захламленность, развитие болезней и вредителей) вплоть до гибели насаждения. Чтобы этого избежать работники лесного хозяйства должны проводить рубки ухода в каждом возрастном этапе развития лесных фитоценозов. |
Воспроизводят в устной и графической форме известные сведения. Обдумывают информацию |
||
1.3 Определение темы и цели исследования |
Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели, определение темы |
Преподаватель просит высказать предположения о действиях работников лесного хозяйства, обращает внимание обучающихся на возрастные этапы древостоев, различную полноту, состав древостоев. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями, определить тему и цель работы |
Высказывают предположения о возможных действиях лесоводов, направленных на формирование насаждений. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие проблемы (цель). Записывают тему и цель работы |
||
1.4 Выбор методик исследования |
Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования |
Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы. Метод исследования теоретический (анализ, синтез, аналогия, систематизация); Работа с учебным материалом, нормативной документацией. |
Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий |
||
2. Проведение исследования |
2.1 Поиск решения проблемы (исследовательский этап) |
Создать условия для проведения исследования и организовать поиск решения проблемы |
Выдает тексты для чтения, координирует действия учащихся. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном. Организует самостоятельное чтение текста с целью поиска ответа (рубки ухода, цели и виды рубок ухода, возрастные периоды древостоев, назначение и очередность проведения рубок ухода, нормативы рубок ухода). |
Читают нормативную документацию. Отвечают на вопросы преподавателя, слушают ответы товарищей. Читают текст, выделяют в нем необходимую информацию с записью в тетрадь. Делают выводы |
|
2.2 Решение творческой задачи (практический этап) |
Обеспечить применение полученных знаний для решения творческой задачи, доказательства своей точки зрения |
Объединяет обучающихся в четыре группы, выдает листы-задания. Организует работу в группах. Предлагает назначить и обосновать рубки ухода в предложенных насаждениях (Для каждой группы один вид рубки). Организует диалог и обсуждение решений между группами. |
Обсуждают и записывают условия и решение задачи сначала внутри, а затем между группами, формулируют ответ, слушают, дополняют друг друга |
||
3. Заключительный этап |
3.1. Рефлексия учебно-исследовательской деятельности |
Осмысление процесса и результата деятельности |
Предлагает оценить факт достижения цели урока. Предлагает ответить индивидуально на вопросы рефлексивного листа и анкеты.
|
Оценивают степень достижения цели. Отвечают на вопросы листа, зачитывают их в группе, выбирают наиболее удачные, читают всей группе, слушают друг друга |
|
Анкета
Фамилия, имя |
|
На уроке я работал |
активно / пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
Урок показался для меня |
коротким / длинным |
За урок я |
не устал / устал |
Мое настроение стало |
лучше / хуже |
Материал урока |
понятен / не понятен полезен / бесполезен |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.