Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Краснолучский колледж технологии строительства и прикладного искусства»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока учебной практики
по теме: «Прикорневое мелирование волос в технике слайсинг»
Разработал: мастер п/о Е.В.Блаженко
г. Красный Луч
Аннотация. Данная методическая разработка по теме: «Прикорневое мелирование волос в технике слайсинг» позволяет наглядно представить последовательность проведения урока учебной практики по профессии 43.01.02 «Парикмахер».
Данный урок формирует у обучающихся умение оперативно и взвешенно принять правильное решение для выполнения учебно-производственных задач, а также при возникновении проблемных ситуаций. Что позволит им быстро ориентироваться в современных условиях, и находить индивидуальные подходы в работе с клиентом.
Материалы методразработки могут быть использованы мастерами п/о, ведущими подготовку специалистов для реализации творческих способностей и совершенствования профессиональных компетенций. Обучающиеся, которые по определенным причинам пропустили занятия, смогут пройти тему дистанционно: самостоятельно изучить предложенный материал, отработать навыки и умения по технологической карте.
Утверждаю
Старший мастер
_________ А.А.Сушенцева
План урока учебной практики
07. 02. 2020 г.
Профессия: 43.01.02 «Парикмахер» Группа № 18-24
Наименование профессионального модуля: ПМ 03. «Выполнение окрашивания волос».
Тема урока: Прикорневое мелирование волос на фольгу в технике слайсинг»
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций, формирование первичных умений.
Цели урока:
Формирование профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 2.2. Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.
ПК 2.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Цели урока:
обучающая:
- формирование умений выполнять мелирование волос на фольгу слайсами, с соблюдением технологической последовательности;
- формирование умений определять, устранять и предупреждать дефекты, возникающие при мелировании волос на фольгу.
развивающая:
- развивать профессиональные способности учащихся; совершенствовать культуру обслуживания клиентов; развивать эстетические вкусы учащихся;
воспитательная:
- воспитывать профессионализм и ответственность за качество выполняемых работ; трудолюбие и творческий подход к работе.
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.
Межпредметные связи: «Парикмахерское дело»; «Санитария и гигиена»; «Охрана труда», «Физиология волос и кожи головы».
Методы проведения урока:
- словесный: беседа, объяснение, повторение материала, инструктирование;
- наглядно-демострационный: алгоритм выполнения упражнений, демонстрация готовых образцов.
- практический: решение технологических задач, работа с инструкционно-технологической картой, выполнение учебно-производственных работ по теме: «Прикорневое мелирование волос в на фольгу в технике слайсинг»
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- проектор;
- проекционный экран
Дидактическое обеспечение урока (в электронном виде и печатном варианте):
- мультимедийная презентация «Прикорневое мелирование волос на фольгу слайсами»;
- технологическая карта мелирования волос слайсами;
- карточка самоконтроля работы;
- словарь колориста;
- критерии оценивания умений и навыков учащихся (оценочная ведомость);
- памятка по охране труда;
- карточка-задание для закрепления материала вводного инструктажа.
Материально-техническое обеспечение урока:
Рабочее место парикмахера;
Электрооборудование: фен;
Инструменты: расческа, расческа с хвостиком, кисточки для разведения и нанесения красителя;
Приспособления: пластмассовые зажимы, пластмассовая мисочка, весы, резиновые перчатки, мерный стакан, часы;
Материалы: фольга 16 микрон, красители I-й группы, оксиданты 3-12% , активаторы, шампунь для окрашенных волос, бальзам, дезраствор.
Парикмахерское белье: полотенце льняное, пеньюар полиэтиленовый,
салфетки.
Технические средства: проектор, ноутбук, экран.
Место проведения урока: учебная мастерская-парикмахерская.
Ход урока:
Организационный момент – 2 мин.
- приветствие учащихся;
- проверка явки учащихся по списку;
- проверка внешнего вида учащихся в соответствии с санитарными нормами и требованиями по охране труда;
- проверка готовности рабочих мест к уроку производственного обучения
II. Вводный инструктаж – 40 мин.
1. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово мастера п/о: (вывод на экран слайда 2).
Знаете ли вы, что термин "мелирование" произошел от слова "меланин" - красящий пигмент, который при осветлении удаляется из волоса? Мелирование – это осветление отдельных прядей волос. Свое начало оно берет в XX веке. Впервые высветлил волосы прядями французский стилист Жак Дессанж, а счастливой обладательницей мелирования стала актриса Бриджит Бордо. Именно её выгоревшую чёлку, Дессанж постарался привести в порядок. Новшество мгновенно оценили парижанки, а вслед за ними и женщины во всем мире.
Для мелирования используется красители I-й группы. Существует несколько техник выполнения мелирования: с помощью шапочки для мелирования, с помощью расчесок: «заборчик», страйпер, расчески с крючками, расчески-лопатки, на фольгу. Мелирование фольгой - самый востребованный способ, а это значит, что необходимо научиться правильно и профессионально его выполнять.
2. Сообщение темы, цели и задач урока (вывод на экран слайда 3).
Мастер п/о: Мы продолжаем изучение модуля ПМ.03 «Выполнение окрашивания волос»
Тема урока: « Прикорневое мелирование волос на фольгу в технике «слайсинг».
Сегодня на уроке вы научитесь:
q выполнять подготовительные и заключительные работы при мелировании волос на фольгу;
q выполнять прикорневое мелирование волос на фольгу слайсами в технологической последовательности;
q определять, устранять и предупреждать дефекты, возникающие при мелировании волос на фольгу.
Перед тем, как перейти к изучению темы урока, давайте вспомним материал, изученный ранее. Для этого обратимся к слайдам презентации.
3. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу.
Фронтальный опрос (вывод на экран слайда 4).
Вопрос 1: Как называется данный перечень работ и когда он выполняется? (вывод на экран слайда 5)
- выяснение состояния здоровья клиента;
- диагностика волос и кожи клиента;
- выяснение природного и желаемого цвета волос клиента;
- выбор красителя;
- тестирование волос и кожи клиента на действия красителя и окислителя;
- определение метода окрашивания;
- подготовка инструментов и приспособлений;
- подготовка волос к окрашиванию.
Ожидаемый ответ учащегося: Эти работы называются подготовительными и выполняются перед окрашиванием волос.
Вопрос 2: Что такое структура волос? Как делятся волосы по своей структуре? (вывод на экран слайда 6).
Ожидаемый ответ учащегося:
Структура волос - это толщина или диаметр волоса. Волосы по своей структуре делятся на 4 группы.
1 группа - жесткие и грубые, блестящие, здоровые.
2 группа - здоровые на вид, блестящие, но тонкие и не очень густые;
3 группа - тонкие, слабые и тусклые волосы.
4 группа - пористые, тусклые, ломкие, с секущимися кончиками.
Вопрос 3: Чем отличается активатор от оксигента в компании Estel ? (вывод на экран слайда 7).
Ожидаемый ответ учащегося: В компании Estel оксигенты идут для стойкого окрашивания (3, 6, 9, 12 %), а активаторы для тонирования (1.5%). Активаторов два вида - для интенсивного тонирования и для пастельного тонирования блондированных волос. Активатор это тот же оксигент, только низкого процента.
Вопрос 4: На какие волосы наносят красители I-й группы? Используется ли при этом утепляющий колпак? (вывод на экран слайда 8)
Ожидаемый ответ учащегося: Все красители I-й группы наносятся на сухие грязные волосы. Утепляющий колпак не используется, т.к. идет повышение температуры кожи головы, и ускорять реакцию не требуется.
Вопрос 5: Можно ли приготовить красящую смесь заблаговременно? (вывод на экран слайда 9).
Ожидаемый ответ учащегося: Красители надо смешивать перед самым употреблением, т.к. процесс окисления начинается сразу же при смешивании, и через некоторое время интенсивность цвета ослабевает.
Вопрос 6. Проблемная ситуация: на коже головы клиента после окрашивания красителями I-й и II-й группы появились ожоги, а волосы частично сожжены. Что произошло? (вывод на экран слайда 10). Проанализируйте ситуацию и назовите причину неудовлетворительных результатов окрашивания. В чем ошибка мастера?
Ожидаемый ответ учащегося: Если неправильно определена: структура волос, концентрация окислителя, время выдержки окрашивающей смеси при окрашивании красителями I-й и II-й группы, то на коже головы клиента могут появиться ожоги и частично сожженные волосы.
Вопрос 7. Проблемная ситуация (вывод на экран слайда 11).
Проблемная ситуация: После нанесения красителя на волосяной покров головы у клиента началась аллергическая реакция. Проанализируйте ситуацию и назовите причину неудовлетворительных результатов окрашивания. В чем ошибка мастера?
Правильный ответ: Перед окрашиванием не проведен тест-проба на чувствительность кожи. Как только проявились первые симптомы аллергии, следует сразу же смыть красящее средство под проточной водой. Предоставить клиенту противоаллергическое средство и вызвать скорую помощь.
Мастер п/о: А сейчас, используя прием, «закончи предложение» определите вид окрашивания (вывод на экран слайда 12)
Вывод на экран слайда 13 …получение цвета волос намного светлее натурального. При этом происходит частичное нарушение естественного пигмента волос. Выполняется красителями 2-й группы.
Ожидаемый ответ учащегося: осветление
Вывод на экран слайда 14 . …лёгкое освежение цвета волос, придание им более глубокого цвета или оттенка. При этом естественный пигмент не нарушается. Выполняется красителями 3-й группы.
Ожидаемый ответ учащегося: тонирование
Вывод на экран слайда 15. … один из наиболее популярных видов окрашивания волос, подразумевающий обесцвечивание (осветление) отдельных прядей.
Ожидаемый ответ учащегося: мелирование
Вывод на экран слайда 16. … самая высокая степень осветления, при которой полностью разрушается естественный пигмент волос. Выполняется красителями 1-й группы
Ожидаемый ответ учащегося: обесцвечивание
Вывод на экран слайда 17. Мастер п/о: Одно из главных достоинств мелирования - разнообразие техник, с помощью которых можно его выполнить. Методы набора прядей отличаются палитрой оттенков и способами нанесения краски. Определите техники мелирования и методы набора прядей по фотографиям и схемам на слайдах.
Вывод на экран слайда 18. Назовите технику осветления волос. В чем она заключается?
Правильный ответ: Техника осветления волос, изображенная на фото, называется мелированием с помощью расчески - страйпер. Расческой с нанесенной краской прочесывают волосы, эффект получается воздушным, без резкого контраста.
Вывод на экран слайда 19. Назовите технику осветления волос. В чем она заключается?
Правильный ответ: Техника осветления волос, изображенная на рисунке, называется мелированием через шапочку. Необходимо высушить и хорошо расчесать волосы. Надеть шапочку, как можно плотнее прижимая ее к коже головы. С помощью крючка вытянуть тонкие пряди сквозь имеющиеся отверстия. В зависимости от желаемого эффекта осветления, можно продевать волосы в каждую, либо в одну из 2-х, 3-х дырочек. Предназначена эта техника для коротких волос и волос средней длины.
Вывод на экран слайда 20. Назовите технику осветления волос. В чем она заключается?
Правильный ответ: Техника осветления волос, изображенная на фото называется мелированием с помощью фольги. Суть такой техники состоит в окрашивании отдельных прядей, которые потом заворачиваются в фольгу. Таким образом, мы уберегаем соседние пряди от окраски и можем отметить используемые тона.
Вывод на экран слайда 21. Назовите метод набора прядей. В чем он заключается?
Правильный ответ: Метод набора прядей для окрашивания, изображенный на рисунке, называется «штопка» мелкая и крупная: сначала выделяют широкую плоскую прядь, а потом делят ее на более мелкие с помощью расчески с хвостиком. Затем под пряди подкладывают фольгу и наносят краситель.
Вывод на экран слайда 22. Назовите метод набора прядей. В чем он заключается?
Правильный ответ: Метод набора прядей для окрашивания, изображенный на рисунке, называется вуаль (пластины). Для того чтобы создать эффект вуали выбирают пряди толщиной не более 2-3 мм. Такие тонкие локоны должны буквально просвечивать на ладони. Осветляют их по всей длине, но при этом окрашивают только наружную поверхность волос.
4. Мастер п/о: (вывод на экран слайда 23)
Хочу напомнить вам правила охраны труда при выполнении окрашивания волос. Чтобы избежать различных экстремальных ситуаций учащиеся должны знать и безукоризненно выполнять правила охраны труда. Для этого обратимся к слайдам презентации.
Правило № 1 (вывод на экран слайда 24)
Защитите одежду парикмахера от попадания краски, надев пеньюар или фартук. Надеть на клиента полиэтиленовый пеньюар для защиты кожи и одежды от красителя. Следите, чтобы пеньюар лежал поверх спинки кресла!
Правило № 2 (вывод на экран слайда 25)
Перед окрашиванием необходимо обязательно провести тест на восприимчивость красителя кожей и аллергию. Участок выбрать на задней стороне шеи или за ухом. Каплю состава нанести кисточкой. Через 10 минут смойте состав Отсутствие следов покраснения кожи или высыпаний, дает возможность начать окрашивание.
Правило № 3 (вывод на экран слайда 26)
1. Готовьте красящую смесь непосредственно перед применением. Недопустимо смешивать красители разных марок для приготовления одной смеси. Правильный подбор окислителя - гарантия сбалансированной реакции и прогнозируемый результат окрашивания.
2. Не наклоняйте голову над миской во время приготовления красящей смеси. Размешивая смесь, держите миску левой рукой за ручку на столе. Красящая смесь должна быть однородной густой массой.
Правило № 4 (вывод на экран слайда 27)
1. Запрещается применять при окрашивании металлическую посуду и инструменты с металлическими частями. Металл окисляется и вступает в реакцию с красителем, непредсказуемым образом влияя на результат окрашивания. Используйте для окрашивания приспособления и инструменты из пластмассы, керамики, стекла.
2. Защитите кожу рук от воздействия красителя резиновыми или полиэтиленовыми перчатками.
Правило № 5 (вывод на экран слайда 28)
Красящий состав выдерживать на волосах согласно инструкции, учитывая состояние и структуру волос. На тонких и светлых волосах - не более 10 мин., на темных - 40 мин. Передерживать красящий состав запрещается - это чревато разрушением структуры волос! Отсчет времени производить с момента нанесения красителя на всю поверхность ВПГ.
1. Начинать окрашивание волос только с холодных зон (затылочная и КЛРВ), а затем теплые зоны - (теменная и макушка).
Правило № 6 (вывод на экран слайда 29)
1. Перед осветлением или обесцвечиванием не рекомендуется мыть волосы минимум сутки, т.к. жиролипидная смазка на волосах – защита от ожогов и раздражений кожи.
2. Избегать попадания красителя в глаза. По КЛРВ при мытье придерживать волосы ребром ладони. Не дергать волосы во время мытья. Тщательно промывать кожу головы. Температура воды при смывании не должна превышать 400 .
3. При попадании краски в глаза, немедленно промыть их большим количеством теплой проточной водой!
Правило № 7 (вывод на экран слайда 30)
По окончанию работы:
- электроприборы выключить из сети;
- убрать инструменты в специально отведенные места;
- произвести дезинфекцию инструмента и приспособлений;
- продезинфицировать руки мастера;
- убрать рабочее место
5. Формирование профессиональных знаний и умений.
Мастер п/о: (вывод на экран слайда 31)
Вас привлекает ослепительный эффект переливающихся мелированных прядей? Порадуйте себя окрашиванием в технике слайсинг и применением профессиональной косметики для волос ESTEL PROFESSIONAL.
Мелирование волос в технике «слайсинг» - интересный и передовой метод. В отличие от набора штопкой, прядь-слайс – точная, четкая, ровная пластина волос, которая от самого корня и до конца длины полностью обесцвечивается и запечатывается в фольгу.
Мастер п/о: (вывод на экран слайда 32)
Достоинства и недостатки продукции ESTEL PROFESSIONAL.
Мастер п/о демонстрирует и комментирует:
(вывод на экран слайда 33-36)
- правила организации рабочего места для выполнения окрашивания волос;
- подготовительные и заключительные работы;
- показывает технологию прикорневого мелирования волос на фольгу слайсами в рабочем темпе;
- выделяет основные операции и приемы мелирования волос, объясняет способ их выполнения;
- рассказывает о типичных ошибках при выполнении мелирования волос
Мастер п/о: (вывод на экран слайда 37-40)
При выполнении мелирования часто возникают досадные ошибки, которые расстраивают и мастера, и клиента. Пользуясь карточкой самоконтроля, вы сможете предотвращать их возникновение и своевременно устранять.
- предлагает учащимся воспроизвести показанные операции и приемы;
- анализирует ошибки учащихся
Мастер п/о: рассказывает, о правилах ухода за мелированными волосами (вывод на экран слайда 42-44)
6. Сообщение норм времени на выполнение самостоятельной работы, критериев оценивания (вывод на экран слайда 45).
Оценка за урок выставляется с учетом:
- теоретических знаний и умений применять эти знания на практике;
- правильности выполнения трудовых приемов;
- соблюдения правил охраны труда; соблюдения норм времени.
- правильности организации рабочего места;
- умения пользоваться технологической картой, карточкой самоконтроля;
- качества выполненной работы.
Результаты отражаются в оценочной ведомости.
Мастер п/о: Мы продолжаем урок, и вы переходите к самостоятельной работе. Для этого вам необходимо объединиться в пары, где одна учащаяся будет выступать в роли - «мастера-парикмахера», а вторая – в роли «клиента». Мастера занимают свои рабочие места и приглашают «клиентов» в кресло для выполнения мелирования волос. Время на выполнение задания – 2 часа.
Обращаю внимание «мастеров» на то, что на каждом рабочем месте находится папка с учебным материалом на тему: «Мелирование волос на фольгу» (вывод на экран слайда 46).
II. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж - (120 мин.)
1. Выдача заданий и расстановка учащихся по рабочим местам.
Учащиеся на своих рабочих местах выполняют мелирование волос на фольгу в технике «слайсинг»
2. Обходы рабочих мест учащихся с целью:
- контроля правильности организации учащимися рабочих мест и соблюдения ими правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм;
- контроля соблюдения технологической последовательности выполнения мелирования волос;
- контроля умений и навыков учащихся при выполнении мелирования;
- определения степени владения инструментами и принадлежностями при выполнении окрашивания;
- оказания индивидуальной помощи учащимся;
- указать учащимся на допущенные ошибки и с помощью дополнительных вопросов помочь самостоятельно устранить их; повторный инструктаж (при необходимости) с учетом типичных ошибок, допущенных учащимися;
- контроля соблюдения норм времени.
Прием и оценивание мастером п/о работ учащихся, согласно критериям оценивания.
III. Заключительный инструктаж - (20 мин)
1. Мастер п/о:
- организует демонстрацию работ учащихся;
- подводит итоги работы;
- анализирует соблюдение правил безопасности труда, организации рабочих мест учащимися;
- анализирует типичные ошибки, допущенные учащимися, указывает на методы их устранения;
- сообщает и обосновывает оценки учащихся.
2. Домашнее задание:
Подготовиться к следующему уроку: «Окрашивание седых волос». По желанию можно выполнить презентацию на эту тему.
Мастер п/о: __________
Источники:
1. Кулешкова О.Н.Учебник «Технология и оборудование парикмахерских работ». Издательство академия, 2012 г., стр.91;
2. Ханников А.А. Учебник «Парикмахер-стилист», издательство академия , 2014 г., Стр.184;
3. «HAIR-S HOW Coloring Блондирование и мелирование» ООО «Реклама Сервис» 2010;
Интернет-ресурсы:
4. http://ona-znaet.ru/publ/22-1-0-381
5. http://misseva.ru/volosy/kolorirovanie-volos.html
6. http://www.simplybeauty.ru/hair/11.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.