Методическая разработка урока в 3 классе УМК «Школа России» по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока в 3 классе УМК «Школа России» по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Оценка 4.9
docx
12.12.2019
Методическая разработка урока в 3 классе  УМК  «Школа России»    по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО  «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (толерантного отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности
Методическая разработка урока по произведению Л Н Толстого Лев и собачка.docx

                                                                                  Редькина Елена Сергеевна,

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                  ГБОУ школы №401 

                                                                                  Колпинского района

Методическая разработка урока в 3 классе  УМК  «Школа России»

  по произведению: Л. Н. толстого  «Лев и собачка»

Тип урока: освоение нового материала

Задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (толерантного отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Образовательные ресурсы:  презентация,портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подго-

 

1

2

3

4

 

– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко
и чётко отвечать на вопросы.

Психологически настраивает учащихся класса на урок

 

товки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Постановка учебной задачи

Отгадайте загадки – и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке.

1. С царственной гривой, с гордой походкой,       2. Лежит – молчит,

 Осмотрит свои он владения зорко.                        Подойдёшь – заворчит.

 Даже не думай встать на пути –                             Кто к хозяину идёт,

 С царской особой ты не шути. (Лев.)                     Она знать даёт. (Собака.)

– Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

– Что означает слово «быль»?

– Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова.

Быль1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.

Отгадывают загадки

 

 

 

 

Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

– Это быль.

Высказывают свое мнение.

Работают со словарем Ожегова.

Владеют логическими действиями.

Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

– Посмотрите, кто это? (На доске иллюстрация: лев.)

– Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

– А это кто? (На доске иллюстрация: собака.)

– Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое, родное, живое существо, друг.)

Отвечают на вопрос.

 

 

 

– Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

– Кто догадался, как называется эта быль? («Лев и собачка».)

Высказывают свое мнение

III. Изучение нового мате-

риала.

– Я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту исто-

Внимательно слушают.

 

 

Принимают

и сохраняют цели и задачи

 

1

2

3

4

1. Первичное восприятие

текста. 

 

 

 

 

2. Словарная

работа

рию писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Читает рассказ.

– Понравился рассказ?

 

– Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

– Смысл каких слов вам был непонятен?

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла– умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Назовите главных героев были. 

– Где происходит действие?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?

Физкультминутка

Все ребята дружно встали         (Выпрямиться)

И на месте зашагали.                 (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись,          (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись.       (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели       (Присесть.)

И тихонько разом сели              (Выпрямиться и сесть.)

 

 

 

 

 

Делятся своими впечатлениями.

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

– О любви и привязанности животных друг к другу.

– Печаль, грусть, тревогу.

– Лев и собачка.

– В зверинце.

 

 

Выполняют физкультминутку

учебной деятельности.

 

 

 

 

 

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Используют простые рече- вые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

IV. Продолжение работы над темой.

Анализ произведения

– Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на вопрос. (За смотренье  диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм  зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на животных в зверинце.)

– Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным. В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении?

(Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

– Найдите в тексте слово ухватил. Прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову ухватил.

 

 

 

– Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него?

В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки

и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

 

 

 

 

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

 

– Прочитайте, как лев повел себя? 

 

 

– Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

 

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.

 

 

 

– Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.

– Найдите и прочитайте в тексте, как автор говорит о собачке? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие добрые слова.)

– Почему? (Он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная.)

 

 

 

 

1

2

3

4

 

– Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, у него могучее рычание.)

– По какому действию из текста  мы видим, что он хищник? Найдите в тексте и прочитайте. (Оторвал кусок мяса и поделился с ней.)

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)

 

– Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?

– Во что переросли чувства собачки и льва?

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

– Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке, в неволе, невесела и не особо богата событиями.)

 

 

– Она понравилась льву.  Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.

– Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

– В дружбу.

 

 

 

– Что же произошло с собачкой?

 

– Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?

 

 

– Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга.)

– Собачка заболела

и умерла.

– Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

 

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

 

 

 

– Почему лев стал грызть засовы и пол?

 

 

 

– Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться

в клетке, он пытается вы


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)

– Почему лев не принимает новую собачку? (Друзей не меняют, был ей предан.)

– С кем сравнивает Л. Н. Толстой самого льва и его чувства? (Изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

– Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережив её на несколько дней.)

– Какой конец в этой истории? (Печальный.)

– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…

– Кого вам сейчас жалко? Почему?

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают,  чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас.

– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

– Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?

1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.

3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.

– На примере рассказа «Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности

ваться на свободу, но не может этого сделать.

Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают пословицу, делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полно и точно выражают свои мысли


Окончание табл.

1

2

3

4

V. Домашнее

задание

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществляют поиск средств достижения цели

VI. Итог урока.

Рефлексия

– Понравился сегодняшний урок?

– Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо  поразило вас?

– О чем этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу.)

– С каким чувством вы уходите с урока?

– Все произведения Л. Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Закончите фразы.

Делают выводы и обобщения.

Формулируют ответы на вопросы.

Сегодня на уроке:

•  Я узнал…

•  Я научился…

•  Мне понравилось…

•  Новыми знаниями я смогу поделиться…

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа

 

 

Какая пословица подходит к этому рассказу?  Объясните, почему?

  • Храброму смерть не страшна.
  • Легко подружиться, тяжело разлучиться.
  • Один за всех и все за одного.
  •  

·         Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

·         Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

 

Методическая разработка урока в 3 классе УМК «Школа России» по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе  УМК  «Школа России»    по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО  «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе УМК «Школа России» по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе  УМК  «Школа России»    по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО  «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе УМК «Школа России» по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе  УМК  «Школа России»    по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО  «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе УМК «Школа России» по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе  УМК  «Школа России»    по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО  «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе УМК «Школа России» по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе  УМК  «Школа России»    по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО  «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе УМК «Школа России» по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе  УМК  «Школа России»    по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО  «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе УМК «Школа России» по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Методическая разработка урока в 3 классе  УМК  «Школа России»    по произведению: Л. Н. ТОЛСТОГО  «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2019