Редькина Елена Сергеевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школы №401
Колпинского района
Методическая разработка урока в 3 классе УМК «Школа России»
по произведению: Л. Н. толстого «Лев и собачка»
Тип урока: освоение нового материала |
||
Задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (толерантного отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста |
Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения |
Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Образовательные ресурсы: презентация,портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. |
Показывают готовность |
Владеют навыками психологической подго- |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Постарайтесь
настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко Психологически настраивает учащихся класса на урок |
|
товки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения |
II. Постановка учебной задачи |
Отгадайте загадки – и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке. 1. С царственной гривой, с гордой походкой, 2. Лежит – молчит, Осмотрит свои он владения зорко. Подойдёшь – заворчит. Даже не думай встать на пути – Кто к хозяину идёт, С царской особой ты не шути. (Лев.) Она знать даёт. (Собака.) – Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? – О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.) – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? – Что означает слово «быль»? – Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова. Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии. |
Отгадывают загадки
Читают название. Рассуждают о содержании произведения. – Это быль. Высказывают свое мнение. Работают со словарем Ожегова. |
Владеют логическими действиями. Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
– Посмотрите, кто это? (На доске иллюстрация: лев.) – Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.) – А это кто? (На доске иллюстрация: собака.) – Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое, родное, живое существо, друг.) |
Отвечают на вопрос.
|
||
– Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. – Кто догадался, как называется эта быль? («Лев и собачка».) |
Высказывают свое мнение |
||
III. Изучение нового мате- риала. |
– Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту исто- |
Внимательно слушают.
|
Принимают и сохраняют цели и задачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Первичное восприятие текста.
2. Словарная работа |
рию писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». – После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль? Читает рассказ. – Понравился рассказ?
– Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. – Смысл каких слов вам был непонятен? Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла– умерла. Засовы – большие дверные задвижки. – Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль? – Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? – Какой эпизод показался вам самым напряженным? – Назовите главных героев были. – Где происходит действие? – Было ли вам кого-нибудь жалко? Физкультминутка Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.) А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.) |
Делятся своими впечатлениями. Определяют совместно с учителем толкование слов.
– О любви и привязанности животных друг к другу. – Печаль, грусть, тревогу. – Лев и собачка. – В зверинце.
Выполняют физкультминутку |
учебной деятельности.
Владеют навыками работы со справочной литературой. Используют простые рече- вые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
IV. Продолжение работы над темой. Анализ произведения |
– Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на животных в зверинце.) – Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным. В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединены союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.) – Найдите в тексте слово ухватил. Прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову ухватил.
– Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. |
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
– Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку. |
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. |
|
– Прочитайте, как лев повел себя?
|
– Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… |
|
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
|
– Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком. |
||
– Найдите и прочитайте в тексте, как автор говорит о собачке? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие добрые слова.) – Почему? (Он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная.) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, у него могучее рычание.) – По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найдите в тексте и прочитайте. (Оторвал кусок мяса и поделился с ней.) – Как лев относился к собачке? – Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)
– Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? – Во что переросли чувства собачки и льва? Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год. – Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке, в неволе, невесела и не особо богата событиями.) |
– Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. – Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст. – В дружбу.
|
|
– Что же произошло с собачкой?
– Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?
– Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга.) |
– Собачка заболела и умерла. – Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
|
||
– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.) |
|
||
– Почему лев стал грызть засовы и пол?
|
– Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.) – Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.) – Почему лев не принимает новую собачку? (Друзей не меняют, был ей предан.) – С кем сравнивает Л. Н. Толстой самого льва и его чувства? (Изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату.) – Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережив её на несколько дней.) – Какой конец в этой истории? (Печальный.) – Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это… – Кого вам сейчас жалко? Почему? – Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу? Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас. – А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? – Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных? – Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему? 1.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат. 3.
Один за всех и все за одного. – На примере рассказа «Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности |
ваться на свободу, но не может этого сделать. Высказывают свое мнение.
Отвечают на вопрос.
Выбирают пословицу, делают выводы |
Полно и точно выражают свои мысли |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
V. Домашнее задание |
Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40 |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осуществляют поиск средств достижения цели |
VI. Итог урока. Рефлексия |
– Понравился сегодняшний урок? – Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас? – О чем этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу.) – С каким чувством вы уходите с урока? – Все произведения Л. Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Закончите фразы. |
Делают выводы и обобщения. |
Формулируют ответы на вопросы. |
Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… |
Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
Владеют навыками самоанализа |
Какая пословица подходит к этому рассказу? Объясните, почему?
· Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
· Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.