Методическая разработка урока "В мире химии"
Оценка 5

Методическая разработка урока "В мире химии"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
9 кл—10 кл
29.12.2021
Методическая разработка урока "В мире химии"
Урок-игра
В мире химии.doc

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧИТИНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

по теме: В мире химии

для  II курса

 

 

 

 

Учитель: Жаргалова Наталья Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022  учебный год

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока

Тема

В мире химии

Тип учебного
 занятия

Урок-практикум

Оборудование и реактивы

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, планшетные компьютеры, шаро-стержневые наборы, химические стаканы, колбы, пробирки, лучина, спички.

Реактивы: гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат железа, карбонат натрия, сульфат меди.

Формы обучения

Групповая, фронтальная

 

Цели урока

Сформировать интерес и дополнительный стимул  у обучающихся к изучению химии, понимание необходимости знаний, умений и навыков по химии для объяснения химических превращений в жизни.

Задачи урока

1.     Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках химии.

2.     Воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия  для реальной самооценки обучающихся, реализации его как личности.                                           

3.     Развивать пространственное мышление, ИКТ-компетентность обучающихся

4.     Классифицировать и прослеживать генетическую связь между различными классами органических соединений;

5.     Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, познавательный интерес, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать и формулировать выводы. 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура учебного занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

 

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к учебному занятию, делит класс на команды.(Алканы, Алкены, Алкины, Алкадиены, Арены).

Подготовка обучающихся к работе

Мотивация

учебной

деятельности

 

(1 слайд)Ребята, кому ж как не нам с вами знать насколько был прав М.В. Ломоносов, произнеся  «Широко распростирает химия руки свои руки свои в дела человеческие». К сожалению, в последнее время слово «химия» всё чаще и чаще звучит негативно. Это, на  мой взгляд, несправедливо. Химические вещества сопровождают нас всюду и каждый день,  будь то продукты химической промышленности или часть, например, пищи или  необходимых человеку вещей. Другое дело, что люди неправильно и не по назначению их  часто используют. Это и стало, по моему мнению, причиной того, что слово «химия»  приобрело устрашающий смысл.  Поэтому, уважаемые присутствующие, мы с вами попытаемся сегодня опровергнуть  расхожее мнение обывателя о том, что во многих бедах человека виновата эта  замечательная и интересная наука, так много давшая человечеству.  Сегодня у нас-необычный урок. Прошу всех принять активное участие. Внимательно следить за всем происходящим, отвечать на вопросы и самим задавать их, если возникнет необходимость. Вы предварительно разделились на команды. Прошу занять места согласно названиям своей команды и выбрать капитана.

В жюри приглашаются: (вызывает обучающихся)

(2 слайд)А мы переносимся с вами в период  раннего палеолита. Человек использовал процессы, в результате которых образуются новые вещества, еще в доисторическую эпоху. Можно сказать, что человек выделился из животного мира тогда, когда провел первую химическую реакцию. Что это была за реакция?

 (На слайде картинка с древними людьми)

(3 слайд)Настоящее время: человек не может без огня, воды, воздуха. Не говоря уже о гигиенических средствах и всевозможных продуктах питания и медицинских препаратах. Поэтому, можно сказать, что мы в каком мире с Вами живем? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какая тема урока?

(4 слайд)Тема «В мире химии».

Какую цель будем преследовать сегодня?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек зажег огонь, а далее начал применять его для приготовления пищи, в гончарном производстве, для обработки металлов.

формулируют тему и цель учебного занятия

 

 

 

Конкурс

«Разминка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отлично, теперь мы можем приступать к нашей игре. Я желаю всем вам успехов!

 

Готовятся к конкурсам

(5 слайд)1 конкурс- разминка. участникам задается по одному вопросу, за который они получают по 1 баллу. Если в указанное время команда не находит правильного ответа, то слово отдается другой команде, участники которой первыми поднимут руку.

(6 слайд)1 команда: Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)

(7 слайд)2 команда: Какой химичексий элемент включает названия двух животных? (мышьяк)

(8 слайд)3 команда:  Адрес точный, если спросят: 32,16,8.(Кислород)

(9 слайд)4 команда: Какой элемент является лесом? (Бор)

(10 слайд) 5 команда: Я — газ, простое вещество,Двузначен номер мой, А слог мой первый — божество, Река — мой слог второй.

                                                                                                                  

Отвечают на вопросы, жюри фиксируют баллы.

Конкурс

«Пространственная модель»

 

 

(11 слайд)Обучающимся демонстрируются карточки с названиями органических веществ (возможны тривиальные названия), и предлагается изготовить шаро-стержневые модели этих молекул, используя наборы разного цвета шаров и стержней:

На каждый стол выдаются необходимые наборы для выполнения задания заранее. Учитель заранее готовит 5 карточек с заданиями. В коробочках на столе -наборы: черный шарик – атом углерода, оранжевый  шарик – атом водорода, голубой шарик – атом хлора. Вещества, зашифрованные на карточках:  бутан, 2-хлорпропан, 2,2 - дихлорпропан, 2-метилпропан, 2,2-диметилпропан.(Приложение IV)

Обучающиеся выполняют задание, по мере готовности модели доставляют её жюри.

Жюри оценивает правильность работы и выставляет баллы

Конкурс

«Чёрный ящик»

 

 (12 слайд)На слайде представлены 5 ящиков, Необходимо ответить на вопрос «Что в черном ящике?»

Если команда не успевает ответить, право достается команде, первой поднявшей руку

Право выбора достается команде с наибольшим количеством баллов: (13 слайд)

1 ящик: Вещество, из которого изготовлено это изделие, было завезено в Европу известным мореплавателем. В далёком прошлом его получали из тропических растений, а с 1932г. стали получать искусственно. Без этого изделия ни один хирург не встанет за операционный стол  (В ящике резиновые перчатки).

2 ящик: Материал, из которого изготовлено это изделие, - смесь высших предельных углеводородов, плавящихся при Т = 40-65 С. Получают его переработкой нефти. Этот материал применяется в медицине, спичечном и карандашном производствах, а также как компонент смазок (В ящике свеча).

3 ящик: Наполеон III  на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Гости попроще удостаивались обычными зоготыми и серебряными приборами. Сейчас же эту посуду называют «посудой бедняков» (алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной. К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая игрушка.

В черном ящике № 3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др.)

4 ящик:  Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому, египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. однажды, во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласмит придание, произошло событие, которое сыграло значительную ролль в жизни человека. Оно остается до сих пор важным для нас?

Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла. В черном ящике № 4 - мыло.

5 ящик:  Вам представлены предметы: деревянная линейка, пластмассовый трецгольник, клубок шерсти, бумага. Какой предмет является лишним и лежит в черном ящике? (пластмассовый треугольник)

Выбирают номера ящиков, отвечают на вопрос:

«Что в чёрном ящике?»

Жюри строго отслеживает правила конкурса.

Физкультминутка

«Фонетическая зарядка»

Показывает  на карточках   знаки элементов:

H, N, Fe, Au, Hg, Ag,…(знаки изученных элементов). (Приложение I)

 

 

Обучающиеся отвечают,поднимая руку

Конкурс «Практический»

(14 слайд)Ребята, Вы видите на столах лотки с лабораторным оборудованием и карточка с перечнем реактивов.(Приложение II)

Прошу капитанов команд и их заместителей пройти для выполнения практического задания

 Ваша задача: выбрать из химических реактивов те, между которыми возможна реакция, продемонстрировать нам её и указать, где данные вещества мы можем применить в жизни.

Перед тем,как Вы приступите к выполнению задания последнего конкурса, вспомним про правила техники безопасности на уроках химии

 

 

 

 

Рассказывают о правилах поведения в кабинете химии.

 

Приступают к выполнению работы

 

Подведение итогов урока

Рефлексия

Подводит итоги урока, предлагает обучающимся сделать вывод о том, что такое химия  и зачем она необходима в жизни?.

Организует рефлексивно-аналитическую деятельность обучающихся, комментируют полученные результаты. (15 слайд)

Выступление жюри.

Предлагает обучающимся пройти викторину MyQuiz на закрепление полученных знаний

Оценивает работу обучающихся на уроке.

Раздает наградные карточки командам, занявшим I, II, III место.(Приложение III)

Обсуждают результаты работы на уроке, оценивают собственную учебную деятельность.

Домашнее задание

Ребята, химия окружает нас повсюду. Мало того, она присутствует и в произведениях искусства.

Записать в тетрадь  песни, картины, стихи, в которых говорится о химии в целом или о химическом элементе/веществе?

 

Записывают задание, убывают из аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

Аs  H  N   Fe    Sn Au Hg  Ag

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II

 

Путевой лист к конкурсам

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДЛЯ РАБОТЫ Периодическую систему Д.И. Менделеева, таблицу растворимости

1. Разминка

2. Пространственная модель ( согласно полученной карточке, построить модель  предельного углеводорода)

Чёрные-углерод, оранжевые – водород, голубые-хлор

3. Чёрный ящик (на выбор-5 ящиков) – по рассказу угадать, что в чёрном ящике.

4. Практический : Вы получили набор химического оборудования и реактивов.

Задача: Провести химическую реакцию так, чтобы наблюдалось образование признака: осадок, газ и вода. Объяснить, где элемент, показавший реакцию, встречается в повседневной жизни?

Возможные опыты:

1) CuSO4+NaOH,

2) Na2CO3+HCl+ горящая лучина

3) FeSO4+ NaOH

4) Al2(SO4)3+ NaOH

 

Код для викторины: 852075

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ III

«5»

по любому из предметов (география, биология, химия)

 

 

Действительна при предъявлении владельцем

«5»

по любому из предметов (география, биология, химия)

 

 

Действительна при предъявлении владельцем

«5»

по любому из предметов (география, биология, химия)

 

 

Действительна при предъявлении владельцем

 

+1 балл

к отметке, полученной по любому из предметов (география, биология, химия)

 

 

Действительна при предъявлении владельцем

 

 

+1 балл

к отметке, полученной по любому из предметов (география, биология, химия)

 

 

Действительна при предъявлении владельцем

 

+1 балл

к отметке, полученной по любому из предметов

(география, биология, химия)

 

 

Действительна при предъявлении владельцем

«4»

по любому из предметов (география, биология, химия)

 

 

 

Действительна при предъявлении владельцем

«4»

по любому из предметов (география, биология, химия)

 

 

 

Действительна при предъявлении владельцем

«4»

по любому из предметов (география, биология, химия)

 

 

 

Действительна при предъявлении владельцем

 

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

бутан

 

2-хлорпропан

 

2,2 – дихлорпропан

 

2-метилпропан

 

2,2-диметилпропан


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Организационная структура учебного занятия

Организационная структура учебного занятия

А мы переносимся с вами в период раннего палеолита

А мы переносимся с вами в период раннего палеолита

Отлично, теперь мы можем приступать к нашей игре

Отлично, теперь мы можем приступать к нашей игре

Право выбора достается команде с наибольшим количеством баллов: (13 слайд) 1 ящик:

Право выбора достается команде с наибольшим количеством баллов: (13 слайд) 1 ящик:

Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла

Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла

Подведение итогов урока Рефлексия

Подведение итогов урока Рефлексия

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

ПРИЛОЖЕНИЕ II Путевой лист к конкурсам

ПРИЛОЖЕНИЕ II Путевой лист к конкурсам

ПРИЛОЖЕНИЕ III «5» по любому из предметов (география, биология, химия)

ПРИЛОЖЕНИЕ III «5» по любому из предметов (география, биология, химия)

ПРИЛОЖЕНИЕ IV бутан 2-хлорпропан 2,2 – дихлорпропан 2-метилпропан 2,2-диметилпропан

ПРИЛОЖЕНИЕ IV бутан 2-хлорпропан 2,2 – дихлорпропан 2-метилпропан 2,2-диметилпропан
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021