Описание
материала:
Предлагаю вам конспект непосредственной
образовательной деятельности для воспитателей и педагогов 1-2 классов начальной
школы по теме: «В гости к осени». Этот конспект познавательного занятия,
направленного на расширение и углубление знаний детей за осенними изменениями в
живой и неживой природе.
Цель:
Расширение и углубление знаний об объектах
природы
Задачи:
- Организовать коллективную прогулку
- Наблюдение за осенними изменениями в живой и
не живой природе
- Формирование представлений о деревьях, о их
окраске, форме, величине.
- Воспитание эстетического чувства к природе
Планируемые
образовательные результаты по ФГОС:
Предметные: научатся наблюдать за изменениями в природе
осенью
Метапредметные:
Регулятивные: работа по предложенному воспитателем плану,
умение наблюдать, высказывать свое предположение (версию)
Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию,
находить ответы на вопросы, используя свои знания
Коммуникативные: уметь оформлять свою мысль в устной форме, слушать и
понимать речь других
Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешной
учебной деятельности
Образовательные
ресурсы: Загадки, вопросы, игры,
природный материал
Предварительный просмотр видеоурока «Общие
правила поведения во время экскурсии в природу»
Ход мероприятия
1.
Психологический настрой.
Воспитатель: Мы пришли в осенний парк. Он красив и
приветливо принимает нас. Но обязательно надо помнить и соблюдать правила
поведения в природе. Давайте вспомним эти правила. Как нужно вести себя в природе?
Ученики: Не ломать живые ветки деревьев и кустарников.
- Не рвать красиво - цветущие травы.
- Нельзя уничтожать грибы, даже если они
несъедобные.
Воспитатель: Почему?
Ученики: Ими питаются животные.
- Не шуметь, чтобы не мешать птицам и зверям.
- Не оставлять после себя мусор.
- Нельзя пробовать на вкус незнакомые ягоды.
Воспитатель: Нельзя трогать руками колючие, режущие и
незнакомые растения.
- Без разрешения удаляться от группы на
расстояние.
2.
Организационный момент.
Воспитатель готовит детей эмоционально к
восприятию природы, к наблюдению за сезонными изменениями.
- Что мы видим вокруг?
- Ученики: Деревья, клумбы, кустарники, газоны.
- Воспитатель обращает внимание детей на вид
парка в период золотой осени. Скажите, что изменилось в парке по сравнению с
летом?
- Ученики: Листья на деревьях пожелтели и осыпаются,
когда дует ветер, трава и цветы завяли.
- Воспитатель предлагает послушать четверостишье
и в конце его «досказать словечко».
- Ученики стоят полукругом внимательно слушают.
- Воспитатель: Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: « Это…»
- Ученики дополняют четверостишье хором : Осень
- Воспитатель подводит детей к теме занятия.
Чему посвящена наша прогулка?
- Ученики: Осени
3. Основная часть.
1. Конкурс: «Угадайка». Создание игровой
мотивации.
Загадки: об осени, о деревьях,
погоде, кустарниках.
Воспитатель: деревья так заколдованы, что забыли свои
названия. Давайте их расколдуем, поможем им вспомнить их названия.
- Воспитатель загадывает загадки:
Стоит Алёна
Платок зелёный
Тонкий стан
Белый сарафан
- Ученики отвечают загадки хором: Берёза
- Воспитатель: Весной зеленела,
Летом загорела
Осенью надела
Красные кораллы
- Ученики: Рябина
- Воспитатель: Он качает пышной кроной
Шелестит листвой зелёной
Погляди, среди ветвей
Сколько спелых желудей.
- Ученики: Дуб
- Воспитатель: Никто не пугает, а вся дрожит.
- Ученики: Осина
- Воспитатель: Почки - пахучие,
Листья – липучие,
Плоды – летучие.
- Ученики: Тополь
- Воспитатель:
Её всегда в лесу найдёшь – стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем.
- Ученики: Ель
- Воспитатель: Летит орлица,
По синему небу
Крылья распластала
Солнышко заслала
- Ученики: Туча
- Воспитатель: Стоит зелёный кустик
В красный горошек
А тронешь - укусит
- Ученики: Шиповник
- Воспитатель послушайте внимательно следующую
загадку:
Он стоит высокий, стройный лист на нём резной,
узорный
Ветками качает он.
Кто, скажите он.
- Ученики: Клён
- Воспитатель: Не зверь, а воет.
- Ученики: Ветер
- Воспитатель:
Как была молода – была бела,
А как постарела – то покраснела.
- Ученики: Калина
- Воспитатель: Шёл долговязый, и в землю увяз.
- Ученики: Дождь
2.
Конкурс «Познавательные вопросы»
Воспитатель: Осмотритесь вокруг
и скажите: «Какие деревья и кустарники растут в парке?»
Ученики отвечают на вопросы: Берёза, тополь,
клён, ива, ель, рябина, сирень, черёмуха, дуб, шиповник.
Воспитатель: Как определить берёзу, клён, тополь? Какое различие
у деревьев?
Ученики: По стволу, коре, веткам, листьям.
Воспитатель: Как изменились деревья по сравнению с летом?
Ученики: Листья на деревьях пожелтели, и когда дует ветер,
они осыпаются.
Воспитатель: Почему листочки опадают с деревьев?
Ученики: Они готовятся к зиме.
Воспитатель: А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите?
Ученики: Шум деревьев, шаги прохожих, шелест листьев.
Воспитатель: А слышите ли вы пение птиц?
Ученики: Нет.
Воспитатель: А почему?
Ученики: Многие птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель: Почему осенью птицы улетают?
Ученики: Становится холодно. Мало корма.
Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?
Ученики: Ласточек, грачей, уток, соловьёв, кукушек,
жаворонков, стрижей.
Воспитатель: Какие птицы зимуют у нас?
Ученики: Снегири, синицы, голуби, воробьи, вороны, совы,
дятлы, глухари.
Воспитатель: Много ли насекомых вы увидели в парке сейчас
(осенью)?
Ученики: Не увидели никого.
Воспитатель: Куда они делись?
Ученики: Они прячутся поглубже в землю, в кору деревьев
под опавшие листья и впадают в спячку.
Воспитатель: Каким стал воздух с приходом осени?
Ученики: Более холодным.
Воспитатель: Понаблюдайте за небом. Какое оно? Рассказывает
стихотворение А.С.Пушкина:
«Уж небо осенью дышало.
Уж реже солнышко блистало…»
Ученики: Синее, чистое, безоблачное.
Воспитатель: Солнце светит так же ярко и греет, как и летом?
Ученики: Нет. Светит не так ярко и не греет.
Воспитатель: Дует ли ветер? Как определили?
Ученики: Качает деревья, срывает листочки.
Воспитатель: Как одеты люди?
Ученики: Куртки, шапки.
3.
Конкурс « Отгадай и найди решение»
Воспитатель показывает опавшие осенние листочки.
Цель: Формирование представлений о деревьях, их окраске, форме, величине.
Ученики отгадывают, с какого дерева или
кустарника этот лист и подбегают к нему.
4.
Конкурс
Игра «Этажи леса». Создание игровой
мотивации.
Объяснение правил игры: воспитатель называет
травы – дети должны присесть, кустарники – хлопать в ладоши, деревья –
подпрыгивать. Воспитатель перечисляет ( Рябина, дуб, шиповник, осина,
подорожник, берёза, ель, черёмуха, ландыш, клён, малина, сосна, ива, ольха,
яблоня, липа, крапива, бузина, клевер, борщевик, калина, мох, клевер,
смородина, одуванчик)
Ученики: Слушают правила игры, развивают мышление,
воображение, смекалку, сноровку и двигательную активность. Выполняют задание по
предложенному воспитателем плану.
5.
Конкурс « Кто лучше составит букет».
Цель: Заинтересовать мотивировать учеников в
составлении осеннего букета.
Воспитатель
предлагает послушать стихотворение О.Высоцкой.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки жёлтые,
Вон листочки красные.
Соберём в кошёлку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам – « спасибо»!
Ученики собирают упавшие с растений и деревьев
листочки и составляют букеты из осенних материалов.
Применяют самостоятельное решение, развивают
воображение, экспериментальные способности.
Заключительная
часть. Итог.
- Воспитатель: Понравилась ли вам экскурсия? Чем
именно?
Назовите изменения в живой и неживой природе
осенью?
- Ученики выделяют то, что уже усвоено.
Отвечают
на вопросы:
Осенью опадают разноцветные листья, птицы
улетают на юг, животные готовятся к зимней спячке, травы вянут.
Температура воздуха постепенно понижается,
появляются на небе низкие, серые облака, усиливается ветер, часто идут холодные
дожди, по утрам заморозки, на лужах появляется корочка льда.
Рефлексия.
- Воспитатель:
Что нового узнали на экскурсии?
О чём расскажите дома?
Кто себя может похвалить за ответы на вопросы и
загадки, поднимите (красный, оранжевый, жёлтый листик)
Кто недоволен собой? (коричневый листик)
- Ученики: Отвечают на вопросы, оценивают себя.
- Воспитатель: Молодцы! На этом наша экскурсия
подошла к концу.
Литература:
Энциклопедия стихотворных загадок.
Стихотворения: А.С.Пушкина « Уж небо осенью
дышало…»
О.Высотской «Последние листочки…»
Подвижные игры М.Н.Жуков М.: Издательский центр
«Академия»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.