Методическая разработка Занятия для работы с родителями детей «группы риска»
Оценка 4.8

Методическая разработка Занятия для работы с родителями детей «группы риска»

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
родителям
Взрослым
04.05.2023
Методическая разработка Занятия для работы с родителями  детей «группы риска»
Именно в семье, при взаимодействии с родителями и близкими людьми, ребенок впервые овладевает правилами и нормами общения, что способствует его адаптации в широкой социальной сфере. В дальнейшем господствующие в семье стиль воспитания, мировоззрение и идеалы, в большинстве своём, являются для ребёнка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и ценности, остающиеся зачастую основой образцов поведения и для взрослого человека.
Методическая разработка. Занятия для работы с родителями детей группы риска.docx

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственная организация образования

 «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической,

 медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»»

(ГОО «Кузбасский РЦППМС»)

 

 

 

 

Методическая разработка

Занятия для работы с родителями

детей «группы риска»

 

 

 

 

 

 

                                                               Кузьминова Ольга Евгеньевна,

                                                                      педагог – организатор отделения     

                                                             профилактики правонарушений

                                                               среди несовершеннолетних ГОО

                                                «Кузбасский РЦППМС»

 

 

 

 

 

 

2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Введение   

3

Занятие 1. «Роль родителей в обучении»

6

Занятие 2. «Участие родителей в обучении и воспитании»

9

Занятие 3. «Общение: Умение слушать»

13

Занятие 4. «Общение: Умение говорить»

17

Занятие 5. «Положительные ролевые модели»

21

Заключение 

25

Список используемой литературы                                                                                     

26

Приложение 1 Анкета для родителей «Изучение особенностей

семейного воспитания»

27

Приложение 2 Анкета для педагога «Выявление поля проблем»

28

Приложение 3 Памятка для родителей «Памятка взрослым от ребёнка»

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Именно в семье, при взаимодействии с родителями и близкими людьми, ребенок впервые овладевает правилами и нормами общения, что способствует его адаптации в широкой социальной сфере. В дальнейшем господствующие в семье стиль воспитания, мировоззрение и идеалы, в большинстве своём, являются для ребёнка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и ценности, остающиеся зачастую основой образцов поведения и для взрослого человека.

Процесс личностной самореализации и саморазвития может быть искажён или ограничен вследствие нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, в первую очередь с родителями. Ведь именно отношения и связь с родителями составляют необходимое условие личностного развития. «Каждая жизнь ожидает ребёнка, будет ли он счастливым или несчастливым, станет ли он победителем или неудачником, зависит от того, какой сценарий – с хорошим или с плохим концом – передали ему родители». Одним из элементов жизненного сценария является стиль воспитания. Стиль воспитания складывается надолго – на всю жизнь. Он воспроизводится в семьях детей в различных ситуациях и от повторения становится прочнее. Поведение родителей, как правило, формируется их собственным воспитанием. Со своим ребёнком они часто обращаются так, как в своё время обращались с ними их родители. В других случаях родители критикуют то воспитание, которое получили сами, и говорят: «Моему ребёнку должно быть лучше, чем мне». Неуверенные в себе родители воспитывают ребёнка в соответствии с имеющимися в данный момент установками, информацией и настроениями.

Родители всегда были и остаются лучшими учителями своих детей. В наше трудное время важно, чтобы родители были в состоянии поддержать ребёнка. Постоянная поддержка должна стать частью их образа жизни.

Что такое постоянная поддержка ребёнка родителями? Во – первых, это знание организаций, куда ребёнок ежедневно ходит, и людей с которыми он ежедневно общается. Во – вторых, это установление хороших отношений с этими организациями и людьми: эффективное общение и сотрудничество.

Занятия для родителей:

·        Мотивируют родителей на активное участие в жизни детей;

·        Позволяют получить удовольствие от обучения, общения с учителем и родителями одноклассников;

·        Наладить общение и поддержку родителями друг друга;

·        Изучить приёмы, позволяющие активно участвовать в обучении детей;

·        Мотивируют применить эти приёмы на практике.

Если родители, единожды примут участие на родительском собрании, будут комфортно себя чувствовать, получат не только полезную информацию, но и удовольствие от общения, вероятность того, что они придут снова, повышается.

Для того чтобы родители охотнее участвовали в родительских собраниях, следует:

·        Проводить собрание в удобное для родителей время;

·        Вовремя начинать и заканчивать собрание;

·        Начинать собрание с упражнения, позволяющего родителям познакомиться между собой;

·        Поддерживать положительную психологическую атмосферу во время собрания;

·        Не забудьте поблагодарить каждого участника.

С начала дистанционного обучения, совместно с педагогами школы, был проведён мониторинг – участия родителей в обучении, воспитании и умении правильно общаться со своими детьми. Проведены анкетирования родителей и педагогов (Приложения 1, 2).

Результат показал, что многие родители нуждаются в поддержке и помощи со стороны педагога. На основе мониторинга, анкетирования родителей и педагогов были разработаны занятия для родителей.

Форма проведения: Занятия, для родительских собраний, в мини группах. Рекомендовано для дистанционного проведения.

Для проведения занятий используется Zoom – платформа проведения онлайн – занятий. Zoom-us.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия для родителей

ЗАНЯТИЕ 1

«Роль родителей в обучении»

Цель: показать родителям их роль в обучении.

Задачи: перечислить традиционные объяснения неудовлетворительной успеваемости и плохого поведения учащихся; мотивировать родителей к участию в обучении и воспитании.

Материалы: экран, слайды: «Скульптура орла» и «Детство длится всю жизнь»

Ход занятия

Первое занятие отличается от остальных по назначению и содержанию. Оно составлено как вводная часть учителя к занятиям тренинга и предназначена для мотивации родителей на дальнейшую совместную работу.

Показ  слайда «Скульптуры орла».

https://avia-all.ru/uploads/posts/2019-08/1565117156_4.jpg

- Я хочу поделиться с вами занимательной историей. Жил когда – то на свете скульптор. Однажды его спросили, как ему удалось превратить бесформенную глыбу гранита в скульптуру парящего орла. Он ответил, что просто отсек всё то, что не было орлом.

Я хочу, чтобы мы вместе подумали над этой фразой.

Наши дети могут стать «парящими орлами». Если мы будем их любить, направлять и поддерживать, хорошо учить, учителя всегда будут действовать совместно с родителями, то сможем «отсечь» все ненужное.

Время, в которое мы живём, трудное, но интересное. Мы должны стараться сделать все возможное, чтобы избавить детей от всего, что мешает им «воспарить» к вершине возможностей. Мы уверены, что можем рассчитывать в этом на вас, родителей. Знайте, что и вы можете рассчитывать на школу.

Всё, что случается или не случается с ребёнком, длится всю его жизнь. Мы, родители и учителя, помогаем ребёнку стать личностью, и этот процесс будет длиться всю жизнь.

Родители – это первые и лучшие учителя ребёнка. Вы, родители, создаёте вашего ребёнка, исходя из вашего представления о ценности образования. Ваши дети могут стать «парящими орлами».


Объединитесь со школой, станьте активными партнёрами в искусстве создания детства, которое длиться всю жизнь (вывести на экран)

http://900igr.net/datas/obg/OBZH-dlja-doshkolnikov/0002-002-Detstvo-eto-unikalnyj-period-v-zhizni-cheloveka.jpg

Подведение итогов.

- В чем, на ваш взгляд, цель первого занятия?

- Что вы узнали? Что вы чувствуете?

- Я показал/а вам, что на вас, родителях, лежит почётная обязанность – обучения и воспитания собственных детей. Я хотел/а опровергнуть традиционные объяснения неуспеваемости и неудовлетворительного поведения школьников. Я дал/а вам почувствовать, что вы - партнёры школы, в обучении и воспитании детей.

 

 



 

 

 


 

ЗАНЯТИЕ 2

«Участие родителей в обучении и воспитании»

Цель: способствовать переходу родителей от пассивного к активному участию.

Задачи: привести примеры активного и пассивного участия.

Материалы: Экран, слайды.

Ход занятия

Упражнение – энергизатор, способствующее знакомству и созданию доброжелательной атмосферы.

- скажите участникам, что благодаря упражнению они лучше узнают друг друга и, возможно поднимут себе настроение.

- выполните упражнение, убедитесь, что в нём участвовали все присутствующие.

- завершите упражнение, спросив, узнали ли участники что – то новое друг о друге.

Задание 1(10 минут)

- Какое участие вы принимаете в учёбе ребёнка? (запишите ответы родителей).

Выведите ответы на экран, собрав около 20 различных ответов. Никак не комментируйте получившийся список.

Дайте определения пассивного и активного родительского участия в учёбе ребёнка. Для этого скажите следующее:

- Нам необходимо понять разницу между активным и пассивным участием в обучении и воспитании ребёнка. Пассивное участие в обучении ребёнка – это, например, посещение мероприятий, в которых ребёнок участвует. Активное участие – это подготовка мероприятий вместе с ребёнком.

Попросите участников, обративших к списку на доске, назвать примеры активного и пассивного участия, обвести в кружок примеры пассивного участия и заключить в прямоугольник примеры активного участия.

Пассивное участие

Активное участие

 

 

 

Задайте вопросы:

1.     Каково соотношение активного и пассивного участия родителей в обучении ребёнка?

2.     Преобладает ли один вид участия над другим?

Предложите посмотреть на два вида родительского участия в обучении с другой стороны.

Задайте вопросы:

1.     Какие из примеров родительского участия, записанных на доске, можно отнести к домашнему участию?

2.     Какие из примеров, записанных на доске, можно отнести к школьному участию?

Скажите, что пассивное участие весьма ценно на обоих уровнях, школьном и домашнем. Ведь родители – первые и лучшие учителя. Детям необходимо чувствовать поддержку родителей. Дети будут ценить образование, если родители покажут, что они ценят образование. Однако, чтобы улучшить успеваемость ребёнка, необходимо пойти дальше пассивного участия в его жизни, как дома, так и в школе.

Покажите участникам верхнюю часть  «Таблица родительского участия в обучении ребёнка».

Скажите участникам, что таблица – это визуализация того, что вы только что обсуждали.

Сделайте акцент на важности постепенного перехода от пассивного к активному участию.

Покажите участникам нижнюю часть слайда и кратко обсудите различия каждого из примеров.

Задание 2 (15 минут)

Предложите участникам в небольших группах обсудить, что они узнали и что почувствовали в процессе выполнения задания.

Предложите группам добавить что – то своё к списку примеров активного участия в обучении детей в школе и дома. Пусть группы поделятся друг с другом новыми примерами активного участия.

Подведение итогов.

Задайте вопросы:

1.     Есть ли у вас вопросы?

2.     С чего вы начнёте переход от пассивного к активному участию в обучении ребёнка?

Домашнее задание.

Попросите каждого из участников выбрать один из видов  активного участия и дать обещание попытаться осуществить его на практике.

Примечание. Через три недели спустя попросите родителей поделиться своими успехами, получилось ли перейти от пассивного к активном участию в обучении детей и предложениями по преодолению трудностей в этой области.

Результат через три недели, после занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 3

«Общение: Умение слушать»

Цель: учить родителей слушать.

Задачи: показать родителям значение умения слушать; предоставить возможность применить приемы слушать на практике.

Материалы: Экран.

Ход занятия

Проведите Упражнение – энергизатор, способствующее знакомству и созданию доброжелательной атмосферы.

- скажите участникам, что благодаря упражнению они лучше узнают друг друга и, возможно поднимут себе настроение.

- выполните упражнение, убедитесь, что в нём участвовали все присутствующие.

- завершите упражнение, спросив, узнали ли участники что – то новое друг о друге.

Сообщите о цели и задачах занятия. Они могут быть выведены на экран.

Подчеркните важность эффективного общения с ребёнком.

Скажите, что наладить хорошие отношения с ребёнком бывает нелегко, но без них нельзя поддержать ребёнка. Будучи родителями, старшими и опытными людьми, мы часто разговариваем с детьми поучительным тоном, и они научились «не слышать» нас. Одним из важнейших условий эффективного общения является умение слушать. Сегодня мы сосредоточим ваше внимание на умении слушать.

Задание 1 (10 минут).

Попросите родителей вспомнить случай из жизни, когда кто-то их внимательно выслушал.

Задайте вопросы:

1.     Как вы себя чувствовали, когда вас внимательно слушали?

2.     Что ваш собеседник делал, чтобы вы продолжали говорить?

3.     По каким признакам вы поняли, что вас внимательно слушают?

Запишите все ответы на второй вопрос и выведите на экран. Если какие – либо идеи повторяются, ставьте галочки рядом с уже имеющимися на экране. Помогайте участникам, предлагая свои, важные на ваш взгляд, идеи. Примеры возможных ответов на вопрос: установить хороший зрительный контакт с собеседником, поза – развернуться всем телом к собеседнику, улыбаться и утвердительно кивать, задавать уточняющие вопросы и т. д.

Озаглавьте получившийся список «Умение слушать».

Задание 2 (15 минут)

Введите сигнал привлечения внимания участников, означающий для них завершение одного и начало другого этапа выполнения задания. Например, включение – выключение света, звонок колокольчика, поднятая рука.

Сообщите родителям, что у них есть возможность на практике опробовать все перечисленные приемы.

Разбейте участников на группы по три человека в каждой. Попросите их распределиться так, чтобы знакомые находились в разных тройках. Когда тройки распределились, присвойте каждому имена: А, Б и В.

Дайте конструкцию: «А будет говорить, Б – слушать А, а В – оценивать навыки Б как слушателя. По окончании разговора В  - прокомментирует  поведение Б как слушателя».

Выведите темы для беседы на экран:

1)    Как мой ребёнок ест;

2)    Последний летний отпуск нашей семьи;

3)    Комната моего ребёнка.

Дайте две минуты на беседу и минуту на то, чтобы В высказал свои комментарии.

Предоставьте членам троек возможность поменять ролями, чтобы каждый проверил свои способности как слушателя.

Подведение итогов.

Задайте вопросы:

1.     Как вы себя чувствовали, когда вас внимательно слушали?

2.     Хорошо ли вас слушали?

3.     Есть ли у вас какие – то вопросы и опасения, касающиеся применения этих приемов в общении с ребёнком?

Домашнее задание.

Попросите каждого из участников попытаться осуществить на практике, дома со своими детьми, умение слушать.

Примечание. Через три недели спустя попросите родителей поделиться своими успехами. Чего получилось достичь, а чего – нет.

 

 

Результат через три недели, после занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 4

«Общение: Умение говорить»

Цель: учить родителей пользоваться «Я – высказываниями».

Задачи: показать родителям важность «Я – высказываний»; дать возможность тренироваться в использовании «Я – высказываний».

Материалы: Экран.

Ход занятий

Проведите Упражнение – энергизатор, способствующее знакомству и созданию доброжелательной атмосферы.

- скажите участникам, что благодаря упражнению они лучше узнают друг друга и, возможно поднимут себе настроение.

- выполните упражнение, убедитесь, что в нём участвовали все присутствующие.

- завершите упражнение, спросив, узнали ли участники что – то новое друг о друге.

Сообщите о цели и задачах занятия. Они могут быть выведены на экран.

Задание 1 (25 минут)

Скажите участникам, что мы все интуитивно чувствуем: эффективное общение с детьми –это нечто большее, чем просто умение внимательно слушать. Задача родителей – добиться понимания ребёнком, что – его   поведение влияет на семью и окружающих его людей. Родители часто допускают большую ошибку, читая нравоучения и запугивая ребёнка, особенно, когда сердятся на него.

Предложите участникам вспомнить «строгое предупреждение», которое вы сделали своему ребёнку, а затем рассказать об этом соседу.

Дайте участникам две – три минуты, а затем попросите нескольких человек поделиться своими воспоминаниями с аудиторией.

Задайте вопрос:

1.     Как следует назвать способ общения, использованный в приведённых примерах?

2.     Как дети реагируют на такой стиль общения?

Сообщите группе, что подобное общение может поставить ребёнка в тупик и, фактически, вредно, потому что он:

·        Может не знать, что он сделал неправильно

·        Может начать сомневаться в том, любите ли вы его

·        Может не понимать, почему его поведение злит вас

·        Может упрямиться и вести себя по – прежнему, потому что тоже злиться и чувствует, что он не в состоянии угодить вам

·        Ребёнок может замкнуться, избегать общения, потерять уверенность в себе

Вывести на экран три условия, которые необходимо выполнить, чтобы не понижать уверенности ребёнка в себе и одновременно улучшить его поведение.

1.     Описание поступка или поведения.

2.     Сообщение вашего отношения к этому поведению.

3.     Объяснение, почему это вас беспокоит.

Запишите формулу «Я – высказывания» на доске:

Когда…(опишите поведение),я чувствую…(назовите чувство), потому что…(объясните, почему поведение вас беспокоит).

Приведите примеры «Я – высказываний», вывести на экран:

·        Когда ты не делаешь домашние задания по математике, я нервничаю, потому что знаю, что у тебя будут плохие оценки.

(Когда ты не выполняешь домашние задания по математике, я волнуюсь, что у тебя будут плохие оценки).

·        Когда тебя допоздна нет дома, я сержусь, потому что беспокоюсь, что с тобой что – то случилось. (Когда тебя допоздна нет дома, и беспокоюсь, что с тобой что – то случилось, и сержусь).

Задание 2 (10 минут).

Попросите участников сформировать небольшие группы, желательно из малознакомых между собой. Дайте каждой группе лист бумаги и маркер.

Сообщите инструкцию:

·        Придумайте ситуации, в которых кто – то из родителей беспокоиться, нервничает, расстраивается из – за поведения ребёнка.

·        Сформулируйте «Я – высказывания» соответствующие каждой из ситуаций.

·        Запишите высказывания на бумаге.

По окончании выполнения задания попросите кого – то одного из каждой группы поделиться ситуацией и соответствующим «Я – высказыванием» со всеми.

 

Подведение итогов.

Задайте вопросы:

1.      Легче ли общаться с использованием «Я – высказываний»? Почему?

2.     Является ли общение с использованием «Я – высказываний» более эффективным, чем угрозы или наказания?

3.     Как родители могут приобщить ребёнка к использованию «Я высказываний»?

4.     Как влияние окажет эффективное обращение на обстановку в доме?

Домашнее задание. Попросите каждого участника пользоваться «Я – высказываниями» в семье в течение двух недель.

Примечание. Через две недели спустя попросите родителей поделиться своими успехами. Чего получилось добиться, а чего – нет. Предложения по преодолению трудностей в этой области.

Результат через две недели, после занятий

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 5

«Положительные ролевые модели»

Цель: побудить родителей быть положительными ролевыми моделями.

Задачи: дать определение положительным ролевым моделям; показать, как положительные ролевые модели влияют на детей.

Материалы: экран, листы бумаги или чистые карточки, ручки (карандаши). Попросите, чтобы сразу приготовили.

Ход занятия

Проведите Упражнение – энергизатор, способствующее знакомству и созданию доброжелательной атмосферы.

- скажите участникам, что благодаря упражнению они лучше узнают друг друга и, возможно поднимут себе настроение.

- выполните упражнение, убедитесь, что в нём участвовали все присутствующие.

- завершите упражнение, спросив, узнали ли участники что – то новое друг о друге.

Сообщите о цели и задачах занятия. Они могут быть выведены на экран.

Задание 1 (20 минут).

Скажите, что в жизни каждого из нас есть люди, которым мы подражаем, иначе, говоря, на языке детей, те, с кого мы «берём пример». Это могут быть известные личности, знаменитые люди, но чаще всего это наши знакомые или члены семьи. Известные личности, будучи ролевыми моделями большого количества людей, оказывают влияние на общество.

Спросите, кто становится знаменитой личностью в нашей стране.

Попросите родителей назвать имена таких людей и выведите их на экран.

Скажите, что дети, подростки и молодёжь склонны к подражанию знаменитым людям больше чем взрослые. При этом знаменитые люди, как ролевые модели, оказывают положительное, так и отрицательное влияние детей.

Предложите участникам вспомнить свою юность и человека, который был для них образцом для подражания, оказал сильное влияние, благодаря помощи и поддержке которого они стали тем, кем являются сейчас.

Дайте участникам минутку на размышление. Предложите обратиться друг к другу (по цепочке) и назвать ему имя этого человека. Дайте на это ещё минутку.

Предложите вспомнить, какими качествами обладал этот человек и почему он стал столь значимым в вашей жизни.

Попросите участников назвать эти качества и выведите их на экран, озаглавив список «Черты позитивной ролевой модели».

Подчеркните, что именно этими чертами обладают люди, которые влияют на нашу жизнь и жизнь наших детей. Всем нам нравится находиться рядом с ними. Им мы обязаны в себе всем самым лучшим. Каждый из нас обладает несколькими из перечисленных черт, поэтому мы можем стать примером для детей.

Задание 2 (10 минут).

Попросите взять листы бумаги или открытки и ручки и попросите участников написать письмо человеку, который сыграл важную роль в их жизни. Пусть они выскажут ему свою признательность.

Предупредите участников, что им не надо будет читать написанное перед группой.

Дайте определение ролевой модели.

Ролевая модель – это не человек. Ролевая модель – это поведение, которое демонстрирует данный человек, поведение, которое не может быть определено от самого человека.

Поведение человека должно пройти два уровня «фильтрации» чтобы стать ролевой моделью. «Фильтрами являются вопросы, на которые мы должны ответить сами себе:

1.     Нравится ли мне это поведение?

2.     Моги ли я вести себя также?

Если кто – то из знаменитых людей в вашем сознании не может пройти оба этих фильтра, он не станет для вас ролевой моделью.

Итог занятия.

Задайте вопросы:

1.     Что вы узнали о людях, которыми вы восхищаетесь?

2.     Как знание черт положительных ролевых моделей мотивирует вас стать примером для подражания?

Попросите участников не забывать о своих положительных чертах в общении с их детьми.

Дайте совет родителям: «Живите так, чтобы ваши дети, думая о том, какими они хотят стать, думали о вас».

Домашнее задание

Цель задания – рассмотреть знакомых людей в качестве положительных ролевых моделей. Мы, взрослые, допускаем, что общество навязывает нам ролевые модели, не являющиеся положительными. Мы, молчаливо соглашаясь с таким положением вещей, фактически предлагаем молодёжи далеко не лучшие образцы для подражания. Положительные ролевые модели довольно часто совсем не знаменитые люди, актёры кино и футболисты, они сидят с нами за одним кухонным столом или живут на одной улице.

Пусть ваш ребёнок напишет список людей, всего около 20 имен.

«Профильтруйте» каждое имя через оба «фильтра»: желанное поведение и достижимое поведение.

Добавьте к списку, составленному ребёнком, несколько имён знакомых людей: членов семьи, друзей, соседей, учителей.

Попросите, чтобы ребёнок «профильтровал» эти имена. Спросите ребенка, что он понял.

Примечание. Через две недели спустя попросите родителей поделиться своими успехами, эмоциями. Получилось применить данную методику на практике, или нет.

После проведения всех занятий раздайте родителям памятки: «Памятка взрослым от ребёнка», для дальнейшей мотивации и применении в воспитании своих детей (Приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большинство родителей не осознают свой стиль воспитания, а так же -  стиль воспитания, принятый их родителями. Анализ семейных ситуаций в группе помогает участникам групповых занятий взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым объективизировать своё поведение. После этого участники групповых занятий начинают понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатам их осознанного выбора, а передаются «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений о семейных отношениях, полученных из близких из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации. Осознание стереотипов собственного воспитания позволяет родителям глубже узнать самих себя, преодолеть привычные стили реагирования.  

В ходе проведения этих занятий родители осознают свою роль в формировании существующего поведения их детей, исследуют причины возникновения противоречий в отношениях с ними, осознают возможности изменения существующего стиля отношений и обучаются способам эффективного общения. Таким образом, при проведении таких занятий, родители выступают в роли «помощников» ведущих, продолжая работу дома по изменению стиля взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Байбородова, Л.В. Социально – педагогическое сопровождение проблемных семей [Текст] / Л.В. Байбородова, Т.С. Лебедева, И.Ю. Тарханова. – Москва: Владос, 2017. – 230 с.

2. Гринин, Л.Е. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями [Текст] / Л.Е. Гринин. – Москва: Учитель, 2019.

3. Москвина, М.В. Педагогическое взаимодействие с семьей. Технологии / М.В. Москвина. – Москва: Учитель, 2016. – 186 с.

4. Лизинский, В.М.  Детский, педагогический и родительский коллектив как основа и условие успешного воспитания [Текст] / В.М. Лизинский. – Москва: Педагогический поиск, 2016. – 144 с.

5. Москвина, М.В. Педагогическое взаимодействие с семьей. Технологии. Диагностика. Практические занятия. ФГОС [Текст] / М.В. Москвина. – Москва: Учитель, 2019. – 190 с.

6.  Матушкина С. Е. Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. ФГОС [Текст] / С.Е. Матушкина. – Москва: Учитель, 2015. – 124.

7. Сборник «Профилактика школьная – наука достойная!»: опыт работы Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ГАОУ ДОД КО ОЦДТТБДД – Кемерово: ГАОУ ДОД КО ОЦДТТБДД, 2013.

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета по  изучению особенностей

семейного воспитания (для родителей)

Для того чтобы получить более полную информацию о тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и специалистов

1

Дата заполнения

 

2

Фамилия, имя, отчество

 

3

Количество детей в семье

 

4

Количество членов семьи

 

5

Установлен ли для ребёнка дома режим дня?

 

6

Состояние здоровья ребёнка (наличие хронических заболеваний и др.)

 

7

С кем ребёнок проводит большую часть времени дома? Чем чаще занят дома?

 

8

Вредные привычки ребёнка (если есть)

 

9

Как дома ласково называют ребёнка?

 

10

Проводят ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия?

 

11

Гуляет ли ребёнок после школы?

 

12

Чем занимается ребёнок после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д. ?

 

13

Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка?

 

14

Существуют ли запреты в семье для ребёнка? Какие?

 

15

Сколько времени ребёнок затрачивает на выполнение домашнего задания?

 

16

Оказывают ли ему при этом помощь? Если да, то какую и кто?

 

 

Используя данные анкеты, разрабатываются занятия для родителей.

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета

«Выявление поля проблем»

Класс: _______

Классный руководитель: ____________________________________________

1.Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (Укажите фамилии и количество пропусков)

По уважительной причине

По неуважительной причине

 

 

2.Учащиеся, имеющие проблемы:

а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений): ____________________________________________________________________________________________________________________________________

б) социально – эмоциональные:

Проблемы поведения

Проблемы в общении

Другие проблемы

 

 

 

в) в социальной сфере:

Кризисная ситуация в семье

Социально – уязвимые семьи (родители-инвалиды, пенсионеры, семьи с низким достатком и д.т.)

«Поздние дети»

Жесткий стиль воспитания (применение к детям физических наказаний и др.)

Недостаток внимания ребёнку со стороны родителей

 

 

 

 

 

 

3.Семьи, не поддерживающие контакт со школой:_________________________________________________________________________________________________________________________

«__»_____20__г.                                Классный руководитель: __________

 

Приложение 3

Памятка взрослым от ребёнка

Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

 

Ирина Данилина

кандидат психологических наук

 

Прислушиваемся к совету детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха – поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же – никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидел в действии – вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.

Зато пойму как ты живёшь: по правде или нет»

Вечная детская мудрость

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2. Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.

3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

8. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что – то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то зачем я попытаюсь ещё больших «побед».

9. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

10. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

11. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться ещё больше. Подскажите мне, что такое мужество.

12. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.

13. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

14. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.

15. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

16. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

17. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

18. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что – то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте – я откажусь с прибылью.

19. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертельный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что ни годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что – то делать, даже зная, что это правильно.

20. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

21. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

22. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне всё спокойно с глазу на глаз.

23. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда всё же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

24. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.

25. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам и буду искать информацию где – то на стороне.

26. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне – я буду доверять вам.

27. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

28. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

29. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

30. Относитесь ко мне так же, как и вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

31. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

 

 


 

Департамент образования и науки

Департамент образования и науки

СОДЕРЖАНИЕ Стр.

СОДЕРЖАНИЕ Стр.

ВВЕДЕНИЕ Именно в семье, при взаимодействии с родителями и близкими людьми, ребенок впервые овладевает правилами и нормами общения, что способствует его адаптации в широкой социальной…

ВВЕДЕНИЕ Именно в семье, при взаимодействии с родителями и близкими людьми, ребенок впервые овладевает правилами и нормами общения, что способствует его адаптации в широкой социальной…

Что такое постоянная поддержка ребёнка родителями?

Что такое постоянная поддержка ребёнка родителями?

Проведены анкетирования родителей и педагогов (Приложения 1, 2)

Проведены анкетирования родителей и педагогов (Приложения 1, 2)

Занятия для родителей ЗАНЯТИЕ 1 «Роль родителей в обучении»

Занятия для родителей ЗАНЯТИЕ 1 «Роль родителей в обучении»

Он ответил, что просто отсек всё то, что не было орлом

Он ответил, что просто отсек всё то, что не было орлом

Подведение итогов. - В чем, на ваш взгляд, цель первого занятия? -

Подведение итогов. - В чем, на ваш взгляд, цель первого занятия? -

ЗАНЯТИЕ 2 «Участие родителей в обучении и воспитании»

ЗАНЯТИЕ 2 «Участие родителей в обучении и воспитании»

Активное участие – это подготовка мероприятий вместе с ребёнком

Активное участие – это подготовка мероприятий вместе с ребёнком

Покажите участникам верхнюю часть «Таблица родительского участия в обучении ребёнка»

Покажите участникам верхнюю часть «Таблица родительского участия в обучении ребёнка»

Примечание. Через три недели спустя попросите родителей поделиться своими успехами, получилось ли перейти от пассивного к активном участию в обучении детей и предложениями по преодолению…

Примечание. Через три недели спустя попросите родителей поделиться своими успехами, получилось ли перейти от пассивного к активном участию в обучении детей и предложениями по преодолению…

ЗАНЯТИЕ 3 «Общение: Умение слушать»

ЗАНЯТИЕ 3 «Общение: Умение слушать»

Задание 1 (10 минут). Попросите родителей вспомнить случай из жизни, когда кто-то их внимательно выслушал

Задание 1 (10 минут). Попросите родителей вспомнить случай из жизни, когда кто-то их внимательно выслушал

Дайте конструкцию: «А будет говорить,

Дайте конструкцию: «А будет говорить,

Методическая разработка Занятия для работы с родителями детей «группы риска»

Методическая разработка Занятия для работы с родителями  детей «группы риска»

ЗАНЯТИЕ 4 «Общение: Умение говорить»

ЗАНЯТИЕ 4 «Общение: Умение говорить»

Предложите участникам вспомнить «строгое предупреждение», которое вы сделали своему ребёнку, а затем рассказать об этом соседу

Предложите участникам вспомнить «строгое предупреждение», которое вы сделали своему ребёнку, а затем рассказать об этом соседу

Когда ты не делаешь домашние задания по математике, я нервничаю, потому что знаю, что у тебя будут плохие оценки

Когда ты не делаешь домашние задания по математике, я нервничаю, потому что знаю, что у тебя будут плохие оценки

Является ли общение с использованием «Я – высказываний» более эффективным, чем угрозы или наказания? 2

Является ли общение с использованием «Я – высказываний» более эффективным, чем угрозы или наказания? 2

ЗАНЯТИЕ 5 «Положительные ролевые модели»

ЗАНЯТИЕ 5 «Положительные ролевые модели»

Спросите, кто становится знаменитой личностью в нашей стране

Спросите, кто становится знаменитой личностью в нашей стране

Предупредите участников, что им не надо будет читать написанное перед группой

Предупредите участников, что им не надо будет читать написанное перед группой

Мы, молчаливо соглашаясь с таким положением вещей, фактически предлагаем молодёжи далеко не лучшие образцы для подражания

Мы, молчаливо соглашаясь с таким положением вещей, фактически предлагаем молодёжи далеко не лучшие образцы для подражания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Большинство родителей не осознают свой стиль воспитания, а так же - стиль воспитания, принятый их родителями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Большинство родителей не осознают свой стиль воспитания, а так же - стиль воспитания, принятый их родителями

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

Приложение 1 Анкета по изучению особенностей семейного воспитания (для родителей)

Приложение 1 Анкета по изучению особенностей семейного воспитания (для родителей)

Приложение 2 Анкета «Выявление поля проблем»

Приложение 2 Анкета «Выявление поля проблем»

Приложение 3 Памятка взрослым от ребёнка

Приложение 3 Памятка взрослым от ребёнка

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2023