Методическая разработка занятия по дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП.
Оценка 4.9

Методическая разработка занятия по дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—11 кл
17.09.2020
Методическая разработка занятия по дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»  Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.  Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение.  Знаки препинания в СПП.
Данная методическая разработка занятия поможет повторить изученный материал по сложным предложениям, закрепить умения отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых, правильно употреблять знаки препинания в них, делать полный синтаксический разбор данных предложений.
метод разработка.docx

Министерство просвещения ПМР

ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»

 

Методическая разработка

занятия по дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»

 

Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение.

Знаки препинания в СПП.

 

 

http://www.diets.ru/data/cache/2012jul/25/39/897848_50555-700x500.jpg

 

 

Курс, группа: II, 24 учебная группа

 

Специальность: 46.02.01  «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории  Руснак А.В.

                                        

 

 

 

 

Каменка, 2019 год

 

Содержание

 

Пояснительная записка…………………………………………….. 3

 

Основная часть……………………………………………………... 4

 

Литература…………………………………………………………. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка занятия поможет повторить изученный материал по сложным предложениям, закрепить умения отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых, правильно употреблять знаки препинания в них, делать полный синтаксический разбор данных предложений.

Многочисленные упражнения и задания профессиональной направленности будут хорошей тренировкой для формирования компетенций будущих делопроизводителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Методическая тема техникума: «Подготовка конкурентоспособных специалистов -  как фактор повышения качества образования в условиях реализации ГОС нового поколения».

Методическая тема ЦМК социально-гуманитарного цикла: «Повышение качества лингвистической коммуникативной и межъязыковой компетенции и социальной активности учащихся и студентов в преподавании гуманитарных и социальных дисциплин как фактор подготовки конкурентоспособных специалистов».

Индивидуальная методическая тема: «Повышение качества лингвистической коммуникативной компетенции учащихся и студентов в преподавании русского языка и литературы».

Цель занятия: Совершенствование навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике; обобщение знаний по курсу синтаксиса и пунктуации сложного предложения, закрепление навыков расстановки знаков препинания в ССП и СПП.

Задачи занятия:

-обучающая: Научить систематизировать полученные знания; совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложного предложения; отработка умений расставлять знаки препинания в ССП и СПП;

- развивающая: Развивать умения применять теоретические знания на практике в будущей профессиональной деятельности студентов; способствовать развитию речевой культуры речи студентов;

- воспитательная: Воспитание самостоятельности через выполнение самостоятельных заданий. Воспитывать любовь к будущей профессии посредством родного слова.

Формируемые ОК и ПК:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.

ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-

распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения.

Уровень освоения: репродуктивный.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: Уметь применять правила: Знаки препинания в ССП и СПП. Выполнять порядок действий при решении пунктуационных задач.

Личностные: Уметь взаимодействовать в группе и самостоятельно работать в соответствии с правилами; развитие познавательных интересов, учебных мотивов для развития коммуникативных компетенций студентов.

Метапредметные: Уметь находить нужную информацию в таблицах и текстах учебника, уметь работать по алгоритму, уметь приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Тип урока: учетно-обобщающий урок.

Вид: повторительно - обобщающее занятие.

Методы обучения: групповой метод: разноуровневый подход; объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа, игровые технологии, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Методы контроля ЗУ: синтаксическая разминка, проблемно-сообщающие, репродуктивные, контрольное тестирование.

МДС: ОДБ.01 «Русский язык», МДК 01.01 «Документационное обеспечение управления», МДК 03.01 «Техника выполнения работ по профессии Делопроизводитель».

ВДС: Тема 3.2. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания.

Оснащение: 

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Программные средстваMicrosoft Power Point; презентация «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП», презентация «Роль русского языка в овладении профессии Делопроизводитель».  

КМО: Опорные таблицы  «Виды сочинительных союзов в ССП», «Виды грамматических ошибок, связанных с нарушением синтаксической нормы в сложных предложениях». Схема ««Знаки препинания в ССП и СПП». Тестовые задания.

Литература и другие информационные источники (в т.ч. электронные):

1. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник (Профессиональное образование) – М.: Форум: ИНФРА – М., 2009.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М., 2008.

3. Приказ Государственной  службы управления документацией и архивами  ПМР «Об утверждении и введении в действие Государственной системы документационного обеспечения управления в Приднестровской Молдавской Республики (Зарег-н Министерством юстиции Приднестровской Молдавской Республики 10 апреля 2008 г. Регистрационный  N 4388)

4. Егоров, В. П. Документовед и его специальность : учеб. пособие / В. П. Егоров, А. В. Слиньков, Е. В. Карпычева. – М. : Юридический ин-т МИИТа, 2012. – 336 с.

https://docplayer.ru/65667561-Slozhnosochinennoe-predlozhenie-znaki-prepinaniya-v-ssp.html

https://clubtk.ru/osnovy-deloproizvodstva-i-dokumentooborota-dlya-novichkov

 

Структура занятия

 

№ п\п

Содержание

1.

Организационный этап

1.1.

Проверка посещаемости.

1.2.

Проверка готовности к занятию.

2.

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности, формирование ОК и ПК.

2.1.

Пояснение и запись темы, связь с предыдущим занятием, постановка задач занятия.

2.2.

Презентация «Роль русского языка в овладении профессии «Делопроизводитель».

3.

Актуализация опорных знаний.

3.1.

Проверка домашнего задания.

3.2.

А)  Определение содержания терминов по изучаемой теме (теория).

Б)  Синтаксическая разминка.

4.

Обобщение и систематизация материала.

4.1.

Анализ обобщающих таблиц и схем «Виды сочинительных союзов в ССП», «Виды грамматических ошибок, связанных с нарушением синтаксической нормы в сложных предложениях», «Знаки препинания в ССП и СПП». 

4.2.

Создание проблемной ситуации.

5.

Применение знаний и умений в новой ситуации

5.1.

Ошибки и недочёты, связанные с употреблением сложных предложений (на примере материалов делопроизводства)

5.2.

Выполнение заданий.

6.

Контроль усвоения.

6.1.

Тест «Синтаксические нормы в ССП и СПП».

7.

Оценка УД. Рефлексия.

8.

Анализ и подведение итогов работы.

Общие итоги урока, качественная характеристика работы студентов, оценки за занятие.

9.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1 ур.

Работа с литературными источниками и составление опорного конспекта: Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник (Профессиональное образование) – М.: Форум: ИНФРА – М., 2009 , гл. 9.38-9.42

2 ур.

Найти и выписать по пять сложных предложений каждого вида: Егоров, В. П. Документовед и его специальность : учеб. пособие / В. П. Егоров, А. В. Слиньков, Е. В. Карпычева. – М.: Юридический ин-т МИИТа, 2012. – 336 с.

10.

Внеаудиторная самостоятельная работа

10.1.

Выделить грамматические основы, установите средства связи, постройте схемы предложений. (см. Задания внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи)

 

Ход занятия

Слайд 1

1.      Организационный этап.

Проверка посещаемости.

Проверка готовности к занятию.

2.1. Пояснение и запись темы, связь с предыдущим занятием, постановка задач занятия.

Сегодня у нас с вами продолжаем работу над разделом Синтаксис. Синтаксические нормы.

Мы с вами должны  – систематизировать полученные  знания в курсе школьной программы, в курсе русского языка, изучаемого в прошлом году по теме Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП.

Слайд 2

ž  Наша задача, не только повторить сведения о сложном предложении, его структуре, но совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложного предложения, научиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания, повторив виды ССП, СПП, уметь их различать, видеть структуру, развивать умения применять теоретические знания на практике в будущей профессиональной деятельности.

Слайд 3

2.2  Презентация «Роль русского языка в овладении профессии «Делопроизводитель».

Так как вы, ребята, в нашем учебном заведении осваиваете новую специальность, поэтому стал необходимым вопрос о роли русского языка в овладении вашей будущей специальности. Совместно  с Алевтиной провели исследование по данной проблеме, и получился, как нельзя, кстати, творческий учебный проект, который так и называется «Роль русского языка в овладении профессии Делопроизводитель». Алевтина представит его вам сейчас.

 

 

 

 

Просмотрев презентацию и прослушав доклад Алевтины, вы более точно понимаете важность и значимость русского языка и культуры речи в овладении вашей будущей специальности.

3.      Актуализация опорных знаний.

Слайд 4

3.1.Проверка домашнего задания: Упражнение 265 из учебника Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М., 2008.

Дополнительные вопросы:

- Назовите признаки предложения.

- Назовите виды предложений.

- Чем могут быть осложнены простые предложения?

Слайд 5

3.2.А). Определим содержание терминов (теория).

1.Предложения, состоящие из    нескольких простых,  называются …..

2.Назовите средства связи простых предложений в сложном.

(Средства связи простых предложений в сложном:  интонация, союзы, союзные слова)

3.Перед вами схема виды сложных предложений. Все верно? Или есть недостающие элементы?

·         Какие предложения мы будем называть сложносочиненными? (ССП  это предложения, состоящие из 2-х или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы располагаются между частями ССП и не входят ни в одну из них)

·         Чем ССП отличается от СПП? (СПП состоит из главного предложения и придаточного, соединены между собой подчинительными союзами и союзными словами)

·         БСП? (Это сложные предложения, части которого равноправны и соединены между собой с помощью интонации)

Слайд 6

Б). Синтаксическая разминка. (На доске проецируется предложение) 

Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Социальная функция (1) присуща многим документам (2) так как создаются они (3) для удовлетворения различных потребностей (4) как общества в целом  (5) так и отдельных его членов.

Слайд 7

Правильно:

2,5

Слайд 8

4.      Обобщение и систематизация материала.

4.1.Анализ обобщающих таблиц и схем «Виды сочинительных союзов в ССП», «Виды грамматических ошибок, связанных с нарушением синтаксической нормы в сложных предложениях», ««Знаки препинания в ССП и СПП». 

Похожее изображение

 

Слайд 9

Виды ССП:

1.      сочинительные с соединительными союзами;

2.      сочинительные с противительными союзами;

3.      сочинительные с разделительными союзами.

Слайд 10

·         Дополнительный вопрос: какие сочинительные союзы вы знаете?

Слайд 11

А) сочинительные (и, да, ни-ни, также, тоже)
Б) противительные (а, но, да (=но), однако, зато же, а то, не то)
В) разделительные (или, либо, то-то, не то – не то)

Картинки по запросу Сложные предложения ССП и СПП

 

 

Слайд 12

 

Картинки по запросу Сложные предложения ССП и СПП

 

 

Слайд 13

Картинки по запросу знаки препинания в   ССП и СПП

Слайд 14

4.2. Создание проблемной ситуации.

1.НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (проецируется на доску)

аМожно назвать множество систем документации  которые классифицируются по различным признакам.

б) Организационные документы реализуют нормы административного и гражданского права являются правовой основой деятельности учреждения

в) Контроль исполнения документов - совокупность действий  обеспечивающих своевременное исполнение документов.

2. НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Не допускается пользоваться сведениями из документов ограниченного доступа в открытых выступлениях  в публикациях в открытой печати.

б) Если должностное лицо  подпись которого заготовлена на  проекте документа  отсутствует  то документ подписывает  лицо исполняющее его  обязанности  или  его  заместитель.

3. НАЙДИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Отметка об  исполнителе  включает фамилию исполнителя и номер его служебного телефона помещается  на лицевой или на оборотной  стороне  последнего листа документа.

б) Завершенные дела постоянного и долговременного  хранения 

остаются  в  структурных  подразделениях  для справочной работы а затем сдаются в ведомственный  архив. 

в) Документы могут   исполняться    несколькими    структурными

подразделениями и они передаются им поочередно или одновременно в копиях.

Слайд 15

Правильно:

1.НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (проецируется на доску)

а) Можно назвать множество систем документации, которые классифицируются по различным признакам.

б) Организационные документы реализуют нормы административного и гражданского права, являются правовой основой деятельности учреждения

в) Контроль исполнения документов - совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов.

2. НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Не допускается пользоваться сведениями из документов ограниченного доступа в открытых выступлениях, в публикациях в открытой печати.

б) Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на  проекте

документа  отсутствует, то документ  подписывает  лицо,  исполняющее

его  обязанности,  или  его  заместитель.

3. НАЙДИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Отметка об  исполнителе  включает фамилию исполнителя и номер его служебного телефона,  помещается  на лицевой или на оборотной  стороне  последнего листа документа.

б) Завершенные дела постоянного и долговременного  хранения 

остаются  в  структурных  подразделениях  для справочной работы, а затем сдаются в ведомственный  архив. 

в) Документы могут исполняться  несколькими структурными

подразделениями, и они передаются им поочередно или одновременно в копиях.

 

 

 

 

Слайд 16

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

5.1.Среди ошибок и недочётов, связанных с употреблением сложных предложений, наиболее распространёнными являются следующие: неправильное построение самой конструкции предложения, использование излишне громоздких конструкций.

1. Одним из самых распространенных недочётов является загромождение сложного предложения придаточными предложениями.

Ср.: Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки, а это не может не отразиться на действиях нашего государства, которое продолжает рассчитывать на успех переговоров, хотя понимает, что достичь прогресса в таких переговорах будет нелегко, но мы привыкли преодолевать трудности.

Слайд 17

·         Неуместно также нанизывание однотипных синтаксических конструкций сложносочинённого или сложноподчинённого предложения.

Ср.: Документы,  которые  исполняются    несколькими    структурными подразделениями, передаются им поочередно или одновременно в копиях, а подлинник  передается  ответственному  исполнителю,  названному    в резолюции первым, а необходимость размножения документов и  количество копий определяется лицом, организующим исполнение, а при  необходимости  безотлагательного  исполнения  поступившего документа допускается ознакомление исполнителя с его содержанием  до рассмотрения документа руководством организации.

 

Слайд 18

2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений.

Ср.: Ведение  табеля,  внесение   в  него  изменений  должно быть осуществлено службой документационного обеспечения, а утверждается табель руководителем ведомства.

Если ведение  табеля,  внесение   в  него  изменений  должно быть осуществлено службой документационного обеспечения, то утверждается табель руководителем ведомства.

·         В то же время в речи часто наблюдаются случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое как сложноподчинённое, заканчивается как сложносочинённое, и наоборот. Это недопустимо!

Ср.: Если ведение  табеля,  внесение   в  него  изменений  должно быть осуществлено службой документационного обеспечения, и утверждается табель руководителем ведомства.

Слайд 19

3. К грамматическим ошибкам относится также использование разнотипных частей сложного предложения.

Например: Представитель нашей делегации выдвинул два положения: 1) без России Приднестровье не может полноценно функционировать; 2) необходимость стабилизации положения на Украине. 

В данном предложении при пояснении в первом случае используется двусоставное предложение (Совет не может функционировать, во втором – назывное предложение с одним главным членом – подлежащим необходимость (эта часть может быть охарактеризована и в качестве словосочетания, а не предложения).

Слайд 20

4.Речевым недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение конструкции.

Например: Последнее, о чём я скажу, это о перерасходе средств. В данном случае в главном предложении (Последнее... это о перерасходе средств) произошло смещение конструкции под влиянием придаточного предложения (о чём я скажу). Грамматически более корректной была бы конструкция: Последнее, о чём я скажу, это перерасход средств.

Слайд 21

5.Очень распространены в речи ошибки и недочёты, связанные с неправильным употреблением союзов и союзных слов:

- неуместная вставка или, напротив, неправомерное опущение указательных слов: тот, то, такой и др.

Например:

1. Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь утвердить документы – опущено указательное слово. Корректная конструкция: заключается в том, что...

2. Необходимо то, чтобы они были доставлены вовремя – указательное слово то ошибочно употребляется при наречии, не требующем такого распространения;

-  неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого:

Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех. – Ср.: Нельзя мириться с тем, что работы выполняются наспех.

Слайд 22

6. В некоторых типах сложноподчинённых предложений могут использоваться инфинитивные предложения (сказуемое выражено в них независимым инфинитивом). Это возможно только в том случае, если в главном и в придаточном предложениях говорится об одном и том же действующем лице.

·         Нельзя использовать инфинитивные конструкции в тех случаях, когда в главном и в придаточном предложениях действуют разные субъекты.

Например: Чтобы написать сочинение, учительница рассказала нам о плане. В данном случае сочинение будут писать школьники, а о плане им рассказала учительница! Поэтому грамматически корректной будет конструкция: Чтобы мы смогли написать сочинение, учительница рассказала нам о плане.

·         Не рекомендуется также использовать целевые придаточные с союзом чтобы (особенно в позиции – после главного предложения!) в том случае, если главное предложение выражает не активное действие, а пассивное состояние, отношение и т.п.:

Положение  о  службе   хранения    машиночитаемых    документов устанавливает структуру, права и  обязанности  этого  подразделения, чтобы исходить из условий  конкретной  организации.

Ср.: Положение  о  службе   хранения    машиночитаемых    документов устанавливает структуру, права и  обязанности  этого  подразделения, исходя из условий  конкретной  организации. 

Слайд 23

7. При использовании определительных придаточных предложений типичными являются следующие ошибки и недочеты:

а) придаточные предложения отрываются от определяемого слова:

     Документы должны  обрабатываться  и отправляться, которые поступают для отправки, в тот же день  или не позднее следующего рабочего дня.

Ср.: Документы, которые поступают для отправки,  должны  обрабатываться  и отправляться  в тот же день  или не позднее следующего рабочего дня.

б) союзные слова ошибочно согласуются не с тем существительным, которое является определяемым:

Регистрация  документов  -  фиксатор факта создания  или поступления  документа, в которой ставят на  нем    индекс    с последующей  записью  необходимых    сведений    о    документе    в регистрационных формах.

Регистрация  документов  -  фиксатор факта создания  или поступления  документа, в котором ставят на  нем    индекс    с последующей  записью  необходимых    сведений    о    документе    в регистрационных формах.

в) союзное слово который неправомерно переносится в середину придаточного предложения:

     Индекс документа  состоит  из  порядкового  номера  в  пределах регистрируемого массива документов, дополняется который индексами по номенклатуре дел, классификатора корреспондентов.

   Ср.:  Индекс документа  состоит  из  порядкового  номера  в  пределах регистрируемого массива документов, который дополняется индексами по номенклатуре дел, классификатор корреспондентов.

Слайд 24

Кроме того, следует учитывать, что союзные слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное. Особенно важно учитывать это в том случае, если придаточное предложение стоит после словосочетания, включающего несколько существительных одного рода или стоящих во множественном числе.

Например:  Документ учреждения,  который подготовлен  средствами  вычислительной  техники, используется в  форме  машиночитаемого,  видеограммы,  машинограммы.

При таком порядке слов следует сделать вывод, что учреждение, а не его документ, был подготовлен  средствами  вычислительной  техники. Чтобы скорректировать высказывание, можно поставить причастный оборот перед тем словом, к которому относится действие причастия

Слайд 25

(ср.: Документ,  подготовленный  средствами  вычислительной  техники, используется в  форме  машиночитаемого,  видеограммы,  машинограммы.)

·         В целом при построении сложного предложения необходимо следить за тем, чтобы мысль развертывалась логически точно! Иначе могут появиться не только логические, но и грамматические ошибки.

5.2. Выполнение заданий:

Слайд 26

·         Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.

1) В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция.

2) Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях.

3) Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.

4) Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге.

5) Основное, на что следует обратить внимание, — это на нарушение дисциплины.

6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.

7) В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в Смоленской губернии.

Слайд 27

·         Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ]. (знаки препинания не расставлены).

А. Документационное  обеспечение  управления  в  организации

осуществляется  специальной  службой и действует    на    правах

самостоятельного    структурного    подразделения.

Б. На заказную корреспонденцию составляется опись рассылки и сотрудник  экспедиции  проставляет  свою  фамилию  и   дату отправки.

В. Работа архива  организации  и  формы   его    участия    в документационном обеспечении управления  регламентируются  Основными правилами  работы  ведомственных  архивов.

Г. Должностные  инструкции службы документационного обеспечения управления разрабатываются с учетом  требований  ГСДОУ  и  утверждаются руководителем организации.

Ответ: Б На заказную корреспонденцию составляется опись рассылки, и сотрудник  экспедиции  проставляет  свою  фамилию  и   дату отправки.

Слайд 28

·         В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Движение документов (1) с момента их получения или создания  (2) до завершения  исполнения  отправки  или сдачи в дело (3) образуют документооборот организации (4) где порядок движения документов закрепляется в схемах прохождения документов (5) которые  разрабатываются службой документационного обеспечения  (6) и  утверждаются руководством организации.

1) 1, 2, 3, 4, 5
2) 2, 3, 4, 5
3) 4,5
4) 2, 3, 5

5) 3,6

Слайд 29

Ответ:

Движение документов с момента их получения или создания  до завершения  исполнения  отправки  или  сдачи  в  дело образуют документооборот организации, где порядок движения документов закрепляется в схемах прохождения  документов, которые  разрабатываются службой документационного обеспечения   и  утверждаются руководством организации.

3) 4,5

Слайд 30

6. Контроль усвоения.

6.1. Тест «Синтаксические нормы в ССП и СПП».
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
2) Мать явно была обижена бестактностью сына.
3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.
4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой
 (с нарушением синтаксической нормы)

1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.
2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой
 (с нарушением синтаксической нормы)

1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих
4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.
5. Определите характер ошибки, допущенной в сложном  предложении.

Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце. 

1) нарушен порядок слов
2) неправильно использованы союзы или союзные слова
3) неверно преобразована прямая речь в косвенную
4) допущено нанизывание придаточных предложений
6. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.

Школа — это где учатся дети.

1) пропуск слова, к которому относится придаточное предложение
2) неправильно использованы союзы или союзные слова
3) неверно преобразована прямая речь в косвенную
4) допущено нанизывание придаточных предложений
7. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
2) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает.
3) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется  ли он вообще.
4) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь.
8. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Он пообещал, что вернется до заката.
2) Известие, что гости приедут сегодня, застало хозяйку врасплох.
3) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь прекрасна, проста.
4) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.
9. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Когда читаешь роман «Война и мир», всегда поражаешься глубине философской мысли автора.
2) В вагоне, так как многие возвращались домой, ехало много молодежи, так что там было шумно и весело.
3) После экзаменов мы подождали, когда инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу.
4) Я хочу знать, как это делается и зачем это делается.
10. Найдите предложение, где пропущена запятая.

1) Горные ключи и низменные болотные родники бегут ручейками: иные текут скрытно, потаенно, спрятавшись в траве и кустах; слышишь, бывало, журчание, а воды не находишь.
2) Иногда в Москву на неделю, дней на десять прилетала Лена и тогда они бродили вместе, отправляясь то на выставку, то в Замоскворечье, то на Химкинское водохранилище.
3) На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста.
4) На синем, ослепительно-синем небе — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром неправдоподобной белизны облака.

Ответы к тестам

1.3)
2.1)
3.2)
4.4)
5.1)
6.1)
7.1)
8.4)
9.2)
10.2)

7. Оценка УД. Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале цели: мы вспомнили сложное предложение? систематизировали сведения о ССП, СПП, познакомились с видами ССП, СПП.  Рассмотрели эти предложения в интеграции с будущей специальностью? Речь наша была грамотной и красивой?

8. Анализ и подведение итогов работы.

Общие итоги урока, качественная характеристика работы студентов, оценки за занятие.

Слайд 31

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1 уровень: Работа с литературными источниками и составление опорного конспекта: Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник (Профессиональное образование) – М.: Форум: ИНФРА – М., 2009 , гл. 9.38-9.42

2 уровень: Найти и выписать по пять сложных предложений каждого вида: Егоров, В. П. Документовед и его специальность : учеб. пособие / В. П. Егоров, А. В. Слиньков, Е. В. Карпычева. – М.: Юридический ин-т МИИТа, 2012. – 336 с.

10. Внеаудиторная самостоятельная работа

Выделить грамматические основы, установите средства связи, постройте схемы предложений. (см. Задания внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник (Профессиональное образование) – М.: Форум: ИНФРА – М., 2009.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М., 2008.

3.  Приказ Государственной  службы управления документацией и архивами  ПМР «Об утверждении и введении в действие Государственной системы документационного обеспечения управления в Приднестровской Молдавской Республики (Зарег-н Министерством юстиции Приднестровской Молдавской Республики 10 апреля 2008 г. Регистрационный  N 4388)

4.  Егоров, В. П. Документовед и его специальность : учеб. пособие / В. П. Егоров, А. В. Слиньков, Е. В. Карпычева. – М. : Юридический ин-т МИИТа, 2012. – 336 с.

5. https://docplayer.ru/65667561-Slozhnosochinennoe-predlozhenie-znaki-prepinaniya-v-ssp.html

6. https://clubtk.ru/osnovy-deloproizvodstva-i-dokumentooborota-dlya-novichkov

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство просвещения ПМР

Министерство просвещения ПМР

Содержание Пояснительная записка……………………………………………

Содержание Пояснительная записка……………………………………………

Пояснительная записка Данная методическая разработка занятия поможет повторить изученный материал по сложным предложениям, закрепить умения отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых, правильно употреблять знаки препинания в…

Пояснительная записка Данная методическая разработка занятия поможет повторить изученный материал по сложным предложениям, закрепить умения отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых, правильно употреблять знаки препинания в…

Основная часть Методическая тема техникума: «Подготовка конкурентоспособных специалистов - как фактор повышения качества образования в условиях реализации

Основная часть Методическая тема техникума: «Подготовка конкурентоспособных специалистов - как фактор повышения качества образования в условиях реализации

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Схема ««Знаки препинания в ССП и

Схема ««Знаки препинания в ССП и

Ошибки и недочёты, связанные с употреблением сложных предложений (на примере материалов делопроизводства) 5

Ошибки и недочёты, связанные с употреблением сложных предложений (на примере материалов делопроизводства) 5

ССП, СПП, уметь их различать, видеть структуру, развивать умения применять теоретические знания на практике в будущей профессиональной деятельности

ССП, СПП, уметь их различать, видеть структуру, развивать умения применять теоретические знания на практике в будущей профессиональной деятельности

Методическая разработка занятия по дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП.

Методическая разработка занятия по дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»  Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.  Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение.  Знаки препинания в СПП.

Методическая разработка занятия по дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП.

Методическая разработка занятия по дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»  Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.  Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение.  Знаки препинания в СПП.

Методическая разработка занятия по дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП.

Методическая разработка занятия по дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»  Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.  Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение.  Знаки препинания в СПП.

Просмотрев презентацию и прослушав доклад

Просмотрев презентацию и прослушав доклад

Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Слайд 12

Слайд 12

Слайд 13 Слайд 14 4.2. Создание проблемной ситуации

Слайд 13 Слайд 14 4.2. Создание проблемной ситуации

Отметка об исполнителе включает фамилию исполнителя и номер его служебного телефона помещается на лицевой или на оборотной стороне последнего листа документа

Отметка об исполнителе включает фамилию исполнителя и номер его служебного телефона помещается на лицевой или на оборотной стороне последнего листа документа

Слайд 16 5. Применение знаний и умений в новой ситуации 5

Слайд 16 5. Применение знаний и умений в новой ситуации 5

Слайд 18 2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений

Слайд 18 2. В ряде случаев одна и та же ситуация может быть выражена с помощью как сложносочинённых, так и сложноподчинённых предложений

Слайд 20 4. Речевым недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение конструкции

Слайд 20 4. Речевым недочётом при построении сложного предложения является так называемое смещение конструкции

Нельзя использовать инфинитивные конструкции в тех случаях, когда в главном и в придаточном предложениях действуют разные субъекты

Нельзя использовать инфинитивные конструкции в тех случаях, когда в главном и в придаточном предложениях действуют разные субъекты

Регистрация документов - фиксатор факта создания или поступления документа, в котором ставят на нем индекс с последующей записью необходимых сведений о документе в регистрационных формах

Регистрация документов - фиксатор факта создания или поступления документа, в котором ставят на нем индекс с последующей записью необходимых сведений о документе в регистрационных формах

Иначе могут появиться не только логические, но и грамматические ошибки

Иначе могут появиться не только логические, но и грамматические ошибки

Г. Должностные инструкции службы документационного обеспечения управления разрабатываются с учетом требований

Г. Должностные инструкции службы документационного обеспечения управления разрабатываются с учетом требований

Вышивка получилась не так красива, чем у подруг

Вышивка получилась не так красива, чем у подруг

Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении

Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении

Горные ключи и низменные болотные родники бегут ручейками: иные текут скрытно, потаенно, спрятавшись в траве и кустах; слышишь, бывало, журчание, а воды не находишь

Горные ключи и низменные болотные родники бегут ручейками: иные текут скрытно, потаенно, спрятавшись в траве и кустах; слышишь, бывало, журчание, а воды не находишь

Учебник (Профессиональное образование) –

Учебник (Профессиональное образование) –

Литература 1. Кузнецова Н.В.

Литература 1. Кузнецова Н.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2020