Выбор доминанты профессиональной деятельности определяется многими обстоятельствами. Прежде всего - запросами и ресурсами школы, с одной стороны, и квалификацией психолога, с другой. Это важный «этаж самоопределения», без которого трудно выстроить целостную и внятную систему работы, не напоминающую «лоскутное одеяло". Позиция быть «всем» почти неизбежно оборачивается позицией «быть ничем» при полной временной занятости, огромной нагрузке и хронической усталости. А психологу, не имеющему опыта работы, трудно определить свои реальные возможности. Поэтому чтобы не стать «специалистом на все руки», важно чѐтко определять приоритеты в своей работе и ведущий характер своей деятельности. А поняв это, можно «открывать дверь» и выходить на рабочий двор, где уже поставлена своя позиция, определено место и основной характер деятельности. Можно приступать к «ландшафтному дизайну», то есть создавать модель и на еѐ основе - систему своей работы. Итак, вашему вниманию представляю свою систему работы.
Основные направления деятельности психолога:
Диагностическая.
Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школы для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
В ходе диагностической работы я:
- изучаю обращения к психологу, поступающие от учителей, родителей, учащихся, определение проблемы, выбор метода исследования;
- провожу диагностическое обследование;
-формулирую заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза и разработка рекомендаций)
При проведении диагностических процедур я использую типовые психологические методики, адаптированные к условиям школы
Диагностическая работа в 2013 - 2014 учебном году проводилась в 17 классах из 20, что составило ...
В 2014- 2015 учебном году запланировано проведение диагностики во всех классах, а их всего 19, что составляет 100%.
Основные виды диагностических работ:
· диагностика готовности учащихся к процессу обучения это 1 классы;
· диагностика адаптационных периодов обучения - 1, 5, 10 классы
Цель данных диагностических процедур в определении успешности адаптационного процесса и выявление факторов риска школьной дезадаптации.
В 9 - 11 классах диагностика, конечно же, направлена на проведение мероприятий по профессиональному самоопределению. Здесь, на мой взгляд, необходимо не столько прямое диагностирование с помощью стандартных методик, сколько выявление уровня осведомленности о возможностях дальнейшего самоопределения в профессиональном плане и последующее расширение представлений о собственной личности, и возможностях самореализации.
7 - 8 классы Поскольку в подростковом возрасте возникают такие проблемы как: Обесценивание взрослых, протестное поведение, агрессивность, неадекватные способы самовыражения, самоутверждения, неудовлетворенность местом в коллективе, ранние эксперименты с психоактивными веществами. Появление девиантного поведения как формы кризиса идентичности. В связи с учетом вышесказанного проводятся диагностики по "самооценке психических состояний личности", методики "незаконченное предложение".
С целью выявления высокообучаемых детей, контроля за эффективностью обучения проводится диагностика уровня интеллектуального развития учащихся 2,4,6 классы.
Диагностика психологического здоровья учащихся(1 - 11 классы)
Для целесообразной организации учебно-воспитательного процесса
ü Результаты диагностических исследований используются для педагогов на педагогических советах:
"Преемственность детского сада и школы";
"Адаптация первоклассников к обучению в школе";
"Адаптация учащихся к обучению с среднем звене школы".
ü Для родителей - на родительских собраниях по таким темам как:
"Адаптация учащихся к школьному обучению и режим дня";
"Психологические особенности возраста и адаптация учащихся к обучению в средней школе";
"Психологические особенности и трудности подросткового возраста";
"Профессиональный выбор учащихся и подготовка к сдаче экзаменов".
ü Для учащихся при собеседовании по результатам диагностик (в рамках уроков, факультативов, групповых и индивидуальных консультаций)
Коррекционно-развивающая работа
Один из наиболее сложных и ответственных видов деятельности педагога-психолога –коррекционно-развивающая работа. Целью психологической коррекции и развития является создание условий для развития личности, достижение адаптации к образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.
В ходе данной работы я:
- разрабатываю развивающие программы для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
- выявляю психологические особенности ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждаю возможные осложнения в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Развивающую и коррекционную работу с учащимися провожу в 2-х направлениях:
· общая (фронтальная) работа.
Цель: преодоление общих для всех учащихся недостатков познавательной и эмоциональной сферы, создание условий для их развития.
· индивидуальная или подгрупповая работа.
Цель: исправление или ослабление недостатков познавательной и эмоциональной сферы отдельных учащихся, индивидуальная работа по развитию отдельных познавательных процессов.
Содержание фронтальной коррекционно-развивающей работы:
1. Коррекция основных психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь)
2. Коррекция познавательной (когнитивной) сферы учащихся.
3. Коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения.
4. Развитие и оптимизация межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Используемые методы и техники психологического воздействия:
· сказкотерапия (анализ сказок, сочинение историй, драматизация сказок);
· арт-терапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка, конструирование из бумаги);
· психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
· телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация, психологический массаж, мозговая гимнастика);
· игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
· моделирование и анализ проблемных ситуаций;
· беседа, групповая дискуссия;
самовнушение («Я хочу», «Я могу», «Я буду»)
Коррекционно-развивающая работа
Учебный год |
Количество занятий |
Индивидуальных |
Групповых |
2010-2011 |
780 |
454 |
326 |
2011-2012 |
758 |
268 |
490 |
2012-2013 |
788 |
286 |
502 |
Итогом введения в учебный процесс регулярных
коррекционно-развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую
деятельность является развитие у детей познавательных интересов. Ребенок
стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах,
в своих возможностях. Во время занятий происходит становление у детей развитых
форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов,
снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается
познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые
личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса
обучения на всех последующих этапах образования.
Психологическое просвещение
Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, беседы, семинары, стендовое оформление, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека.
Одним из направлений просветительской работы является профориентация - факультатив "Мой выбор". Учащиеся 9-х классов занимаются по утверждённой программе, результатом которой является расширение самопознания, формирование адекватной самооценки, ориентирование в мире профессий.
Второй год наша команда участвует в региональной олимпиаде по психологии в г. Глазов, где учащиеся нашей школы в прошлом году заняли 3 место в теоретическом конкурсе, а нынче это будет проходить 22 марта, надеемся, что ребята тоже покажут хорошие результаты. Участие в олимпиаде помогает учащимся:
1. узнать, что такое психология
2. реализовать творческие умения и способности в сфере психологии;
3.актуализировать и укрепить профориентационные стремления получить психологическое образование.
В ходе просветительской работы с детьми прорабатываются такие вопросы, как эмоции, чувства и настроение человека; характер и темперамент; толерантность; дружба; профессиональное самоопределение.
Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон, способов компенсации трудностей, но и выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком, как в ситуации фронтального обучения, так и в индивидуальных для ребенка ситуациях. Более того, при разработке стратегии взаимодействия учитываются и личностные характеристики ребенка. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители могут сами находиться в стрессовой ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога.
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Мною проводятся родительские собрания в интерактивной форме, где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка, а также совместное предупреждение асоциального поведения детей.
Консультационная работа
Психологическое консультирование - принципиально важное направление школьной практической деятельности психолога.
Мною проводятся консультации педагогов, родителей, обучающихся. Данное направление работы помогает взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогает в раскрытии самого себя.
Информация об основной тематике консультаций
|
консультационных тем |
Консультации педагогов |
|
Консультации родителей |
- консультации по вопросам межличностных отношений в семье; - консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей; - консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье; - консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков; |
Консультации обучающихся |
|
Психологическое консультирование
Уч.год |
Кол-во консультаций |
Педагоги |
Обучающиеся |
Родители (лица, их заменяющие) |
2013-2014 |
46 |
12 |
26 |
8 |
2014-2015 |
58 |
16 |
32 |
9 |
В ходе психологического консультирования оказывается психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении вышеперечисленных проблем.
Психопрофилактическая работа
Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей.
Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов.
В рамках психопрофилактического направления моей работы со школьниками можно отнести деятельность волонтерского отряда "Импульс", в котором я являюсь куратором.
В ходе посещения кружковых занятий у детей формируются навыки "правильного" общения, и умение сказать "нет". Отрабатываются приёмы, как справиться с агрессией, гневом. Занятия помогают ребятам осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют приобретению социального опыта общения.
Самообразование
Темой работы по самообразованию в период с 2013 по нынешнее время является «ценностные ориентиры современных подростков».
Данная тема является актуальной, потому что ценности человека – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь. Поэтому, не определив своих ценностных ориентиров, невозможно сделать жизнь такой, как мы хотим, потому что для нее просто не будет фундамента. Следовательно, необходимо сначала определить жизненные ценности, чтобы понять, что действительно важно в жизни. Ценностные ориентиры не возникают за один день. Они – результат нашего опыта. Огромную роль в этом процессе играют наши родители, учителя, книги, которые мы читаем, фильмы, которые смотрим, люди, с которыми общаемся, и, наконец, общество, в котором живем. Поэтому передо мной, как психологом, встала задача выяснить ценностные ориентиры подростков, далее помочь подросткам в прояснении своих ценностей, потребностей и личностных целей, а также развитие у них способности в достижимости поставленных целей.
Для определения, что же все-таки ценно для наших подростков была проведена диагностика ??????????????????
После диагностических работ проводится комплекс групповых занятий, направленных на осознание подростками ценностных ориентиров и выработку стратегии достижения поставленных целей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.