"Методическая компетентность учителя математики"
Оценка 4.9

"Методическая компетентность учителя математики"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
математика
Взрослым
17.02.2017
"Методическая компетентность учителя математики"
Компетентность определяют как степень овладения некоторой деятельностью. Профессиональная деятельность учителя математики – это, прежде всего, педагогическая деятельность, связанная с освоением математики учащимися (такую деятельность называют методической). Таким образом, от выбора подхода к понятию педагогической деятельности зависит сущность методической деятельности, а, значит, и методической компетентности.Таким образом, методическая компетентность учителя математики – это определенная степень овладения методиками базового компонента.доклад
доклад Методическая компетентность.docx
«Методическая компетентность учителя математики» (РМО учителей математики) Филатова Анастасия Николаевна учитель математики МБОУ Новосёлковская СОШ 22 ноября 2012 года В нашей школе чисто учителя математики 2 человека : Санкина Людмила Евгеньевна , учитель первой квалификационной категории, стаж работы – 32 года, имеет Почётные грамоты от администрации школы. Департамента образования Арзамасского района, министерства образования Нижегородской области. Филатова Анастасия Николаевна, учитель первой квалификационной категории, стаж работы – 27 года, имеет Почётные грамоты от администрации школы. Департамента образования Арзамасского района, министерства образования Нижегородской области. Компетентность определяют как степень овладения некоторой деятельностью. Профессиональная деятельность учителя математики – это, прежде всего, педагогическая деятельность, связанная с освоением математики учащимися (такую деятельность называют методической). Таким образом, от выбора подхода к понятию педагогической деятельности зависит сущность методической деятельности, а, значит, и методической компетентности. Известны четыре подхода к понятию “педагогическая деятельность учителя”. Педагогическая деятельность учителя рассматривается как совокупность определенных действий (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Е.И. Лященко, М.Н. Скаткин, Н.Л. Стефанова и др.); строится на основе понятия управленческой деятельности (Ю.К. Бабанский, С.Ф. Петрушкин и др.); определяется как процесс решения педагогических задач (И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Е.Э. Смирнова, А.И. Уман, Е.Н. Шиянов и др.); раскрывается как деятельность по организации педагогического процесса (И.А. Зимняя, Г.Е. Сенькина). И тогда методической компетентностью учителя математики будет называться определенная степень овладения методическими умениями, отраженными в профессиограмме учителя (при первом подходе); управленческими умениями (при втором подходе); приемами и способами решения методических задач (при третьем подходе); организацией педагогического процесса, обеспечивающего освоение математики учащимися (при четвертом подходе). Мы придерживаемся четвертого подхода, поскольку в нем выделен объект деятельности учителя – педагогический процесс, что позволяет целостно и образно представить методическую деятельность учителя, выделить, опираясь на структурные элементы процесса обучения и этапы его развития, объекты методической деятельности учителя различных уровней, ее функции и виды. Методики формирования математических понятий, умений, изучения теорем, обучения решению математических задач, освоения содержательных линий должны войти в минимум методической подготовки учителя (мы называем его базовым компонентом). В базовый компонент следует также включить методику конструирования и анализа урока математики, поскольку именно урок решает успех дела в обучении. Таким образом, методическая компетентность учителя математики – это определенная степень овладения методиками базового компонента. Понятие «компетенция» имеет два значения. Во-первых, компетенция – это круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов. Во- вторых, компетенция – это совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Любой работник, в том числе и педагогический работник образовательного учреждения, должен обладать п рофессиональной компетентностью, т.е. способностью качественно и безошибочно выполнять свои функции, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Выделяя составляющие элементы профессиональной педагогической компетентности, отметим следующие:  Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;  Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков учащихся;  Психолого-педагогическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;  Рефлексия педагогической деятельности. Говоря о методической компетентности, мы выделяем две ее составляющие: 1) умение учителя осуществлять традиционную педагогическую деятельность; 2) умение проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации, описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации. педагогическую деятельность включает в себя: Умение учителя осуществлять традиционную  отбор и композицию учебного материала;  планирование и построение педагогического процесса;  проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса;  выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности;  создание коллектива и организацию совместной деятельности;  становление педагогически целесообразных отношений учителя с учениками, другими учителями школы, представителями общественности, родителями. инновации включает в себя: Умение проектировать и конструировать педагогические  профессионально отбирать содержание инновации;  проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий;  прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации;  описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.  Структура профессиональной компетентности учителя Профессиональн ая компетентность учителя Профессиональн ая позиция учителя Состав- ляющие I. Научно- теоретическ ая Методическ II. ая III. Психолого- педагогическ ая Специал ь-ная Методол о- гическая Информационн ая Общеме- тодическ ая (дидакти- ческая) Коммуни - кативна я Специфиче с-кие методы и приемы обучения Диффер ен- циально - психоло Рефлексивн ги- ая ческая Проявление компонентов в практической деятельности учителя Дидактическ ая Специфическ ие методы и прие-мы обучения и 1.Умение анализировать содержание с целью выделить объем уровень материала, подлежащего усвоению 2.Умение определять обучающие, развивающие и воспитательны е цели урока 3. планировать учебный процесс рамках взаимосвязанн ых уроков 4. Умение Умение в Умение 1.Умение плани- ровать и ставить демонстрацио н-ный эксперимент как ведущий специфически й метод обучения 2. организовать решение задач 3. Умение организовать лабораторную работу учетом места учебном процессе, зависимости от ведущего метода обучения, с ее в в в Дифферен- циально- педагогичес кая 1.Умение выделять личностные особенности, установки, направленнос ть обучаемых 2. Умение формировать познавательн ые мотивы, развивать познавательну ю активность школьников 3. Умение осуществлять индивидуальн ую работу, направленную на развитие личности учащихся 4. Умение Коммуника- тивная Рефлексив -ная Умение 1. строить педагогическ и целесообразн ые отношения с учащимися (создание благоприятно го психологичес кого климата; умение строить отношения сотрудничест ва «учитель – ученик», «ученик- ученик») 2. строить продуктивные взаимоотнош е-ния коллегами, Умение с Знание 1. Умение осознавать уровень собственно й деятельнос ти 2. способов профессио- нального самосовер- шенствован ия и готовность к саморазвит ию 3. Умение определять стратегию собственног о развития 4. руководителя ми ОУ Готовность к передаче своего опыта коллегам сочетании с другими элементами урока объединять учеников в группы на основании индивидуальн ых особенностей 5. Умение организовать вариативный учебный процесс группах в и мотивированно выбрать ведущий метод обучения для конкретного урока организовать познавательну ю деятельность учащихся в соответствии с его спецификой 5. Диагностическ ие умения 6. анализа самоанализа учебного процесса (урока) 7. организовать с работу учащихся с учебником на уроках и дома Умение и Умение Уровни методической компетентности учителя и критерии их достижения Первый (эмпирический) Второй (конструктивный) Третий (творческий) Учитель имеет определенную сумму знаний, но в своей практической деятельности руководствуется готовыми разработками, рекомендациями, не умея самостоятельно анализировать и конструировать учебный Учитель осуществляет на теоретической основе осмысление цели действий, ожидаемых результатов, условий их Педагог, выполнения. основываясь на существующих методических рекомендациях, разработках, может Учитель самостоятельно конструирует учебный свободно процесс, применяя в практической деятельности теоретические основы (в области фундаментальной науки, методики преподавания предмета и психолого- находить процесс, обоснованное теоретически, а не эмпирически решение педагогической задачи проанализировать предложенные решения на теоретической основе и осознанно выбрать последовательность применения педагогического инструментария педагогической науки) педагогической деятельности, находит обоснованное решение любой педагогической и дидактической задачи, ориентируется на развитие учащихся и саморазвитие Разработанная нами методика диагностики уровня методической компетентности учителя включает следующие средства: 1. Оценка показателей по результатам проведенных уроков. 2. Анализ выполненных учителем методических разработок. 3. Диагностирующие моделирующие 4. Анализ диагностики учебных достижений учащихся на 5. Работа учителя на семинарах, занятиях педагогических 6. Самоанализ учителя уровня собственной педагогической востребованность профессионального профессиональную деятельность. уровневой основе. мастерских. деятельности, роста. задания,

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"

"Методическая компетентность учителя математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017