Методическая копилка
Оценка 4.6

Методическая копилка

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа
1 кл
21.01.2018
Методическая копилка
Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. Учителю, учитывая возрастные особенности внимания школьников, необходимо организовать свою деятельность таким образом, чтобы сконцентрировать и заинтересовать учащихся на учебной работе, активизируя внимание детей. К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в даже очень серьезную деятельность. Прежде, чем приступить к планированию урока с использованием приёмов, направленных на развитие внимания, педагогу необходимо определить, какие именно свойства внимания (концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение) слабо развиты у ребенка, и направить деятельность на развитие именно этих свойств.Развитие внимания обучающихся в учебной деятельности.
развитие внимания обучающихся в учебной деятельности.docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

 городского округа город Нефтекамск

 Республики Башкортостан

 

Развитие внимания обучающихся в учебной деятельности.

Из опыта работы

учителя начальных классов

 Муллагалиевой Татьяны Рифовны

 

 

 

 В течение многих лет я работаю над проблемой «Развитие внимания обучающихся в учебной деятельности»

        Сегодня вопрос о развитии внимания обучающихся в учебной деятельности  стоит особенно актуально.  Количество слабоуспевающих и неуспевающих школьников не уменьшается и это относится к разным уровням обучения, но особенно к начальному звену обучения детей. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие внимания. Поэтому ранняя диагностика уровня  внимания обучающихся  является наиболее значимой для профилактики последующих нарушений в процессе учебной деятельности.

      Основной вид деятельности ребенка после 7 лет — учение в школе. Эта деятельность вносит существенные изменения в протекание всех психических процессов. Изменяется и внимание детей, к которому учебная деятельность предъявляет новые высокие требования. Не случайно отсутствие необходимой подготовленности старших дошкольников к работе в классе прежде всего выражается в их неумении сосредоточиваться на содержании урока, на требованиях учителя и на собственных действиях, что и вызывает наиболее частые и серьезные замечания педагога. Но качества внимания, необходимые для успешной работы в классе и дома, лишь частично могут быть развиты и подготовлены в детском саду или в семье. Они формируются в самой учебной деятельности маленького школьника.

      На уроке в начальной школе часто звучит призыв «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями педагог в качестве объяснения неудач ученика нередко использует фразы: «Ему не хватает внимательности», «Все его ошибки от невнимательности». Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространённых причин снижения успеваемости. Ошибки «по невнимательности» в письменных работах, при вычислениях, при чтении – самые обидные как для учителя, так и для ученика. Кроме того, они являются предметом для упрёков и недовольства со стороны родителей. Однако, если бы родители спросили учителя, что именно должен делать ребёнок, чтобы быть внимательнее, то выяснилось бы, что далеко не каждый педагог готов ответить на этот вопрос. Попытаемся разобраться в этой проблеме и найти некоторые пути её решения.

Немного теории

Современные психологи трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов. Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, памяти, мышления, воображения. Более того, сами эти психические процессы «включаются» только тогда, когда возникло внимание.

Так, мы можем слушать многоголосый шум на перемене и ничего не слышать. Но если вдруг прозвучит наша фамилия, то орган слуха почему-то сразу различит важную для нас информацию. Что происходит? Звуковые волны долетали до нашего уха всю перемену, и мы их слушали, а когда возникло внимание к словам из-за прозвучавшей фамилии, процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу» - возникла та самая концентрация сознания, т.е. внимание. Становится понятно, как перестраиваются психические процессы : из «слушаю» в «слышу», из «смотрю» в «вижу», из «думаю» в «понимаю».

Итак, внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других познавательных процессов. Вот почему невозможно в чистом виде развивать этот процесс. Получается, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, запоминать, мыслить.

Виды и свойства внимания

Внимание тесно связано с интересом и поэтому подразделяется на произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание подчиняется сознательным целям. Подчиняя своё внимание вначале словесным указаниям учителя, ученик постепенно научается сам формулировать стоящие перед ним задачи и организует своё внимание. Произвольное внимание требует определённого опыта, умения организовать свою деятельность. Поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание, и лишь позднее, в ходе их развития формируется произвольное, преднамеренное.

Ещё одно свойство – объём внимания. Это количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека. У младших школьников объём внимания не превышает 3-4 объектов, а у некоторых детей и того меньше. Маленький объём внимания не даёт ребёнку возможности концентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Педагогическая коррекция объёма внимания имеет ограниченные возможности. Поэтому учителю скорее просто надо учитывать маленький объём внимания. Он будет возрастать по мере развития детского мозга. Опытные учителя, зная эту особенность, ограничивают наглядность на уроке 3-4 пособиями, не дают разных примеров более обозначенного числа, даже свои объяснения нового материала выстраивают в блоки, не превышающие объёма детского внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранять концентрацию сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 мин. Для учителя это прежде всего означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 мин. Ошибочно было бы думать, чем больше мы подберём подготовительных упражнений, тем лучше ученики поймут новую тему. Это может быть верно только в том случае, если лимит времени не превышен. Часто при объяснении учебного материала мы видим, что ребёнок вроде бы слушает нас, не отвлекается, не разговаривает, но по взгляду видно, что концентрация ослабла. Психологи советуют на несколько секунд прервать объяснение и попросить ребят, чтобы каждый задал себе вопрос «Что я сейчас делаю?» После этого устойчивость внимания возвращается.

Распределяемость внимания – это концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам. Например, при выполнении комментированного письма (ребёнок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении математических диктантов. Как видим, очень полезное и необходимое для учёбы свойство. Однако, нужно помнить что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка.. Поэтому в 1-м классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом написать предложение. К 8 годам распределение внимания на 2 учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых действий хоть в какой – то степени автоматизировано. Если у школьника автоматизировался процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может научиться одновременно при этом говорить.

      Анализ психологической литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий успешности любой деятельности и полноценного протекания психических процессов. Были выделены свойства, виды, критерии наличия внимания.  Младший школьный возраст очень сензитивен к развитию  внимания, так как оно – необходимое условие формирования учебной деятельности. Под влиянием волевых усилий школьник учится выполнять то, что ему неинтересно. Однако в этом возрасте значительно лучше развито у детей непроизвольное внимание. Все новое, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников. Поэтому дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные. У младших школьников часто возникает рассеянность при однообразной и малопривлекательной для них работе. Свойства внимания развиты хуже, чем у взрослых. Но эти недостатки можно преодолеть, если соблюдать определенные условия – использовать мыслительные приемы при работе с материалом, развивать учебную мотивацию, рационально организовывать деятельность детей на уроке, смену видов деятельности. Учителю важно понимать зависимость успеваемости по отдельным предметам от уровня развития свойств внимания. Для оценки  внимания у школьников существуют методики по диагностике внимания. Определив уровень развития внимания, учитель может использовать игры для формирования произвольного внимания на уроке, совмещая их с учебным материалом.

 

 

 

Приложение.

Методики диагностики внимания младших школьников

Рассмотрим основные методики, которые помогают диагностировать уровень развития внимательности младших школьников и отдельных свойств внимания.

Тест Мюнстенберга

Цель – определить избирательность внимания при простой, но монотонной работе.

Инструкция: испытуемый должен подчеркнуть карандашом те слова, которые он увидел на фоне букв.  (автобус, мама, мяч, мыло, шуба, буран, палка, метла, кот)

яфоуфснкотпхьабцригъмщюсаэеымяч

ЛоьииръгнжрлраТгдзпмылоакмнпрстур

Фршубатввгдижсяиумамацпчуъщмож

бртпяэцбурансглкюгбеиопалкафсптуч

осметлаоукжыъелавтобусиохпсдязжв

 

Обработка анализ результатов: подсчитать количество правильно найденных слов. Если 9-10 слов – высокий уровень, 8-5-средний, менее 5 слов – низкий.

Методика "Таблицы Шульте"

Цель: исследование переключение внимания и психического темпа.

Инструкция: "Показывай указкой и называй вслух все числа по порядку от 1 до 25. Задание постарайся выполнить как можно быстрее".

При оценке результатов обратить особое внимание на время поиска чисел по каждой из таблиц. Норма для младших школьников – поиск чисел в одной таблице в течение 40-60сек. К возрасту 10 лет время поиска уменьшается до 30 - 40 сек.

На основе данных диагностики внимания учитель может проводит групповую или индивидуальную работу с учащимися по развитию  внимания. Для этого существует огромное количество методик, игр и упражнений.

 

Упражнения, игры на развитие внимания.

Слоговые, буквенные таблицы.

Задание: зачеркнуть нужный слог.

ГА БА БО КА ПА КА РА КЕ ТА ЦУ НА МИ ВЕ ТО РИ ТА ЛЕ НА ВЕ ТА КУ ПА ВЫ СЫ ЛЕ РО СЕ ЛО ЛУ ЖА БА ПА МА ТА РА КА НО ДИ ВА РИ ЧЕ ТЫ РЕ ПЯ ШЕ СЕ ВО СЕ ДЕ ВЯ ДЕ СЯ ТА СИ КО МЕ РИ КА КИ РИ МЕ РА ЦУ КО ГО ЛО БА ТЕ РА ТА СИ НО ЛЮ КО БЕ СО НО КА ЧЕ ВЕ РЕ СИ ВА ВИ СА ША МА ША КА ТЯ ЛЯ ЛЮ РА РА ДУ ГА БА БО КА ПА КА РА КЕ ТА ЦУ НА МИ ВЕ ТО РИ ТА ЛЕ НА ВЕ ТА КУ ПА ВЫ СЫ ЛЕ РО СЕ ЛО ЛУ ЖА БА ПА МА ТА РА КА НО ДИ ВА РИ ЧЕ ТЫ ДЕ СЯ ТА СИ КО МЕ РИ КА КИ РИ МЕ РА

 

 

 

 

 

Разведчики

Задание: запомни изображения и передай другому.

Найди названия цветов

маквилегиясколкактусиреньландышкупвль

нзцастраргладиолусгедргиезжбудка

лилияцчнияколокольчикрю

кусрозалюпинастурцияфлоксаим

полоябархатцыплдсвлну

хтхризантемарзариткарнпкапион

Вставь пропущенные буквы.

Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото,

яб-око, вет-р, воро-ей, в-ск-есенье,

вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во.

Прочитай слова наоборот

Желтое околбя. Паровоз ястичм. Желтая акчобаб. Красивая анишам.

Мышь тищип. Вишневое еьнерав. Старинная агинк. Лиса яартих.

Методики по развитию общей внимательности, наблюдательности.

Корректурное задание.

Корректурные упражнения должны проводиться по 5 мин минимум 5 раз в неделю в течение 2—4 месяцев. Используется любой текст.

Инструкция: "В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора".

По мере овладения игрой  меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается. Все вносимые изменения отражаются в инструкции.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.

2)Игра "Маленький жук"

Инструкция: "Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед тобой поле, расчерченное на клеточки (всего 9 клеток). По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь мысленно передвигать по полю жука в нужном направлении. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Покажи, где остановился жук".

1.         Игра "Найди отличие".

Инструкция: "Посмотри на картинки. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но это не так. Внимательно присмотрись и найди различия".

Для игры можно сначала использовать изображения двух животных, а по мере усложнения – предлагать сюжетные картинки. Оценивают, как быстро ребенок нашел все отличия.

 


 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 городского округа город

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 городского округа город

В течение многих лет я работаю над проблемой «Развитие внимания обучающихся в учебной деятельности»

В течение многих лет я работаю над проблемой «Развитие внимания обучающихся в учебной деятельности»

Но качества внимания, необходимые для успешной работы в классе и дома, лишь частично могут быть развиты и подготовлены в детском саду или в семье

Но качества внимания, необходимые для успешной работы в классе и дома, лишь частично могут быть развиты и подготовлены в детском саду или в семье

Немного теории Современные психологи трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов

Немного теории Современные психологи трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов

Итак, внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других познавательных процессов

Итак, внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других познавательных процессов

Ещё одно свойство – объём внимания

Ещё одно свойство – объём внимания

Ошибочно было бы думать, чем больше мы подберём подготовительных упражнений, тем лучше ученики поймут новую тему

Ошибочно было бы думать, чем больше мы подберём подготовительных упражнений, тем лучше ученики поймут новую тему

Однако, нужно помнить что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка

Однако, нужно помнить что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка

Поэтому дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные

Поэтому дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные

Приложение. Методики диагностики внимания младших школьников

Приложение. Методики диагностики внимания младших школьников

Обработка анализ результатов: подсчитать количество правильно найденных слов

Обработка анализ результатов: подсчитать количество правильно найденных слов

Упражнения, игры на развитие внимания

Упражнения, игры на развитие внимания

Разведчики Задание: запомни изображения и передай другому

Разведчики Задание: запомни изображения и передай другому

Прочитай слова наоборот Желтое околбя

Прочитай слова наоборот Желтое околбя

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв

Оценивают, как быстро ребенок нашел все отличия

Оценивают, как быстро ребенок нашел все отличия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018